- Эмоциональное благополучие ребёнка
- Выделяют следующие компоненты эмоционального благополучия:
- эмоциональное благополучие зависит от многих причин:
- «Я в детском саду»
- Социально — культурные факторы.
- Социально-психологические факторы.
- Социально –экономические факторы.
- Эмоциональное благополучие детей, как фактор и показатель их физического и психического здоровья
Эмоциональное благополучие ребёнка
Марина Бухарова
Эмоциональное благополучие ребёнка
Среди глобальных проблем человечества, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов.
Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка.
Есть еще и другой фактор, заставляющий сегодня более внимательно и уважительно относиться к эмоциональной сфере, — фактор многочисленных эмоциональных нарушений (или расстройств) в поведении детей и подростков. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребенка (возбудимое или депрессивное настроение, в виде особенностей характера (акцентуации по типу раздражительного, гневливого или чрезвычайно слащавого и угодливого поведения, в виде некоторых социально неприемлемых влечений и зависимостей (воровство, наркозависимость и пр.). Эмоциональные нарушения у детей могут быть разной степени тяжести. Они могут свидетельствовать о начинающемся заболевании (в виде невроза, психопатии, шизофрении и т. д., а могут иметь непатологические формы, тем не менее представляя серьезные затруднения для воспитания (дети агрессивные, гиперактивные, тревожные, аутичные).
По мнению экспертов Всемирной организации здоровья, нарушения психического здоровья, эмоциональные нарушения связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами.
Поднимаемая проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста может быть конкретизирована в ряде таких понятий, как «эмоциональное состояние», «эмоциональное самочувствие», «настроение» (представлены на слайде).
Выделяют следующие компоненты эмоционального благополучия:
— эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;
— переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта;
— переживание успеха – неуспеха в достижении целей;
— переживание ребёнком оценивания другими людьми результатов его активности;
— переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними.
Полярность значений данных компонентов, т. е. их значение как положительных (отрицательных, определяет в совокупности наличие или отсутствие в личностном комплексе такой характеристики, как эмоциональное благополучие.
Как и любое интегральное понятие,
эмоциональное благополучие зависит от многих причин:
— состояние здоровья ребёнка в период посещения детского сада;
— особенности взаимодействия ребёнка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении;
— особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребёнок посещает;
— эмоциональная обстановка и уклад жизни в ДОУ в целом;
— обстановка в семье ребёнка.
Такой взгляд на проблему охватывает все аспекты жизнедеятельности ребёнка дошкольного возраста.
В последнее время широкое распространение приобрёл термин «психологическая безопасность», имеющий непосредственное отношение к проблеме эмоционального благополучия ребёнка.
Вследствие нарушения психологической безопасности у ребёнка могут развиваться признаки стрессового состояния, проявляющиеся в определённом поведении:
• в трудностях засыпания и беспокойном сне,
• в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его и не утомляла,
• в беспричинной обидчивости или, наоборот, повышенной агрессивности,
• в рассеянности, невнимательности,
• в беспокойстве и непоседливости,
• в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребёнок всё чаще и чаще ищет одобрения у взрослых,
• в проявлении упрямства,
• в том, что он постоянно сосёт соску, палец или жуёт что-нибудь,
• в еде без разбора, заглатывая при этом пищу (иногда наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита,
• в боязни контактов, стремлении к уединению, отказе участвовать в играх со сверстниками,
• в игре с половыми органами,
• в подёргивании плеч, качании головой, дрожании рук,
• в снижении массы тела или, наоборот, начинающих проявляться симптомах ожирения,
• в повышенной тревожности,
• в дневном или ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.
Причины возникновения тех или иных переживаний ребёнка кроются в его взаимоотношениях с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребёнку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости.
Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребёнок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателей и сверстников. Неудовлетворённость ребёнка взаимоотношениями с окружающими выражается как в поведении, так и в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха.
Таким образом, очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия ребенка в детском саду является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в дошкольном учреждении. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачи, радуются успехам.
На эмоциональный комфорт (как и дискомфорт) ребенка в детском саду в первую очередь влияют воспитатель и помощник воспитателя группы. Это первые значимые люди в ближайшем окружении дошкольника после близких взрослых.
Насколько значим для дошкольников воспитатель, я определила с помощью методик «Два дома», «Я и детский сад», проведёнными с детьми подготовительных групп. Напомню, что дети должны были поселить в красивом доме и доме с противоположными характеристиками всех значимых для них людей. Большинство детей вспомнили воспитателей и поселили их в красивом доме. Интересен и тот факт, что в некоторых случаях предпочтительными обитателями красивого дома оказывались воспитатели, а не родители.
Для определения эмоционального благополучия в детском саду используется проективная методика
«Я в детском саду»
Ребенок рисует только здани е.
Первая группа рисунков — самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.
Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии, это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички — все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе.
Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.
Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого се бя. События, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?
Характер взаимоотношений ребёнка со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От его статуса зависит, насколько ребёнок чувствует себя спокойным, удовлетворённым, находится в состоянии эмоционального комфорта. У детей свои критерии оценки членов коллектива, и они не всегда и не во всём совпадают с мнением взрослых. Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их расценивают взрослые, но и от мнения сверстников.
Факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребёнка
Социально — культурные факторы.
Среди основных причин – ускорение темпов современной жизни, дефицит времени, недостаточные условия для снятия эмоционального напряжения и расслабления. Как следствие загруженность родителей, невротизация взрослых, недостаточная осведомлённость о путях решения конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи.
Социально-психологические факторы.
Дисгармония семейных отношений, дисгармония семейного воспитания, нарушения в сфере детско – родительских отношений.
Социально –экономические факторы.
Неудовлетворённые жилищно – бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу.
Совокупное влияние вышеперечисленных факторов в тех или иных вариациях и является патогенным комплексом, на базе которого изменяется самоощущение ребёнка и развивается заболевание.
О здоровье всерьёз Здоровье является важнейшей ценностью для человека. Дать определение здоровью действительно не легко. Здоровым может считаться человек,.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение.
Источник
Эмоциональное благополучие детей, как фактор и показатель их физического и психического здоровья
Татьяна Епифанова
Эмоциональное благополучие детей, как фактор и показатель их физического и психического здоровья
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Одним из показателей здоровья детей является эмоциональное благополучие.
Эмоциональное благополучие человека — уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи — во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми.
Эмоции и чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. По-этому эмоции, которые испытывает малыш, легко прочитать на его лице, в позе, в жестах, во всем его поведении.
Жизнь человека немыслима без эмоций как положительных так и отрицательных, и ограждать ребенка от них невозможно, да и нет надобности. Ведь наш мозг нуждается в напряжении, тренировке, закаливании в такой же степени, как и мышцы. Для человека важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности.
Тревогу вызывает позиция,которой придерживаются многие: единственное направление эмоционального развития детей — воспитание способности контролировать свои чувства.Отсюда вытекает и со-ответствующая воспитательная позиция: жестко подавлять любые проявления эмоций. К чему это может привести? Как правило, к формированию личности, неспособной понимать не только чужие чувства, но и свои, не владеющей так называемым словарем эмоций, т. е. не умеющей выражать (или сдерживать) свои эмоции. Как следствие — психосоматические заболевания, неудовлетворенность межличностными взаимоотношениями. [1]
А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильина, Г. А. Свердлова, Е. П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, эмоционально – комфортное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную и эмоционально-волевую сферу, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.
Ключевым словом для описания эмоционального благополучия является «гармония» или «баланс». Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим благополучием. Только согласованное функционирование этих систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. [4]
Как и любое интегральное понятие, эмоциональное благополучие зависит от многих причин. А. Д.Кошелева особо среди них выделяет: [3]
• состояние здоровья ребенка в период посещения детского сада;
• особенности взаимодействия ребенка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении;
• особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребенок посещает;
• эмоциональная обстановка и уклад жизни в детском саду в целом;
• обстановка в семье ребенка.
Совокупное влияние вышеперечисленных факторов в тех или иных вариациях и является патогенным комплексом, на базе которого изменяется самоощущение ребенка и развивается заболевание.
Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах детского сада. В связи с этим перед психологом встает задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания. [2]
Г. Г. Филиппова предлагает рассматривать эмоциональное благополучие как показатель оптимальности общего развития ребенка и его психического здоровья и безопасности.
Вследствие нарушения психологической безопасности у ребенка могут развиваться признаки стрессового состояния,проявляющиеся:
• в трудностях засыпания и беспокойном сне;
• в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его и не утомляла;
• в беспричинной обидчивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
• в рассеянности, невнимательности, в беспокойстве и непоседливости;
• в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых;
• в проявлении упрямства;
• в еде без разбора, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
• в боязни контактов, стремлении к уединению, отказе участвовать в играх сверстников;
• в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук, в повышенной тревожности;
• в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
• в дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось и т. д. [5]
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.
Возникает вопрос как же выявить то или иное эмоциональное состояние ребенка. Существует множество методик по выявлению эмоционального состояния, но наиболее комфортными для детей дошкольного возраста являются методики связанные с изобразительной деятельностью. Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив, то в его работах присутствует позитивный, радостный фон, если же ребенок находится под влиянием негативных эмоций, работы зачастую неаккуратны, в них прослеживается и подавленность, и агрессивность, и негативный настрой к окружающему.
Как же справиться с проявлениями эмоционального неблагополучия у ребенка и какие существуют профилактические меры? В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую различные здоровьсберегающие технологии направленные на улучшение как физического так и психическогосостояния воспитанников:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Время проведения в режиме дня: Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.
Особенности методики проведения: Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка.
Время проведения в режиме дня: Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей
Особенности методики проведения: Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
Время проведения в режиме дня: В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.
Особенности методики проведения: Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы
Время проведения в режиме дня: Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Особенности методики проведения:Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.
Время проведения в режиме дня: В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Особенности методики проведения: Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
• Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия):
Время проведения в режиме дня: В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач.
Особенности методики проведения: Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
Время проведения в режиме дня: 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
Особенности методики проведения: Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Время проведения в режиме дня: В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Особенности методики проведения: Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Время проведения в режиме дня: 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
Особенности методики проведения: Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
•Технологии воздействия цветом:
Время проведения в режиме дня: В течение всего дня.
Особенности методики проведения: Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
• Психогимнастика:
Время проведения в режиме дня: 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
Особенности методики проведения: Занятия проводятся по специальным методикам.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность. Самое важное в воспитании – любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь – самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.
В свою очередь педагоги, с которыми ребенок общается на протяжении большей части дня, также должны способствовать эмоциональному благополучию детей:
• необходимо привлекать детей к различным играм и поручениям, в которых ребенок может самореализовываться.
Следует отметить, что только совместные действия родителей и педагогов могут принести, положительный результат и внести в душу ребенка мир и гармонию, а используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге сформируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
1. Довгая, Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы / Н. Довгая, О. Перелыгина // Дошкольное воспитание -2007. № 12.- С. 12-17
2. Кошелева, А. Д. Мелодия душевной жизни ребенка/. А. Д. Кошелева // Дошкольное воспитание. — 2003.- № 8. С. 91-96.
3. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников/ А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева– М. : Академия, 2003.- 176с.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ. » Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто.
Чтоб ребенок рос здоровым. Для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. «Здоровье, ни за какие деньги не.
Источник