Факторы эмоционально личностной дезадаптации

Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов

Добавить в закладки
Версия для печати
Отправить на e-mail

На правах рукописи

Москова Мария Валерьевна

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

19.00.13 – Психология развития, акмеология

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Работа выполнена в Московском городском психолого-педагогическом университете

Научный руководитель: Кандидат психологических наук Н. Г. Гаранян

  • Доктор психологических наук, заведующая учебно-научной лабораторией психологии эмоций Института психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета А. М. Прихожан
  • Кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Л. С. Печникова

Ведущее учреждение: Федеральное государственное учреждение «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (отдел социальных и судебно-психиатрических проблем несовершеннолетних, лаборатория психологии детского и подросткового возраста).

Защита состоится 24 апреля 2008 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: г. Москва, ул. Сретенка, д.29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Автореферат разослан «______»____________________2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета И. Ю. Кулагина

Вступление в юношеский возраст, сопряженный с высоким риском психической патологии, совпадает с началом обучения в ВУЗе (Е. Д. Красик, Б. С. Положий, Е. А. Крюков, 1982; И. Ю. Кулагина, 1996). Неизбежный для этого момента стресс может стать причиной эмоциональных расстройств и даже суицидальных попыток (В. Ф. Войцех, Г. И. Семикин, 2006; М. Перре, У. Бауман, 2002). Клинико-психологические исследования показывают, что дисфункциональные личностные черты (нейротизм, межличностная зависимость, экстернальность и т. д.) могут предрасполагать к депрессивному и тревожному реагированию перед лицом стрессогенных жизненных событий (M. Enns, B. Cox, 1997; S. J. Blatt, D. Quinlan, P. Pilkonis, 1995; A. T. Beck, 1979; А. М. Прихожан, 2000). Отечественные исследования преимущественно сфокусированы на оценке распространенности эмоциональных нарушений в студенческой популяции; личностный аспект проблемы изучен недостаточно (Е. И. Чехлатый, 2006).

В последние годы в этом контексте интенсивно исследуются перфекционизм и враждебность (А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян, 1998). Эта тенденция связана с трудностями психотерапевтической работы с данными дезадаптивными чертами. Как показывают интервенционные исследования, они затрудняют рабочий альянс со специалистами, выступая в качестве контртерапевтических факторов (J. L. Krupnick, S. M. Sotsky, I. Elkin, 1996).

По данным зарубежных авторов, перфекционизм – чрезмерное стремление к совершенству — порождает конкурентные отношения среди студентов, что приводит к социальной изоляции, дефициту поддержки (G. L. Flett, P. L. Hewitt, T. DeRosa, 1996). Оно может стать причиной постоянного напряжения, интенсивного негативного аффекта, депрессии (G. L. Flett, P. L. Hewitt, K. R. Blankstein, S. Koledin, 1991), суицидальных намерений (T. K. Hamilton, R. D. Schweitzer, 2000) у студентов и дезадаптивного поведения в форме академической прокрастинации – склонности откладывать выполнение учебных задач (C. D. Sadler, L. A. Sacks, 1993).

Вопрос о связи перфекционизма и стресса изучен мало (A. D. Kanner с соавт., 1981). Согласно теории генерирования стресса (P. Hewitt, G. Flett, 2002), между ними можно предположить наличие двойной связи. Перфекционистские установки в виде нереалистично высоких стандартов деятельности и запрета на ошибку могут увеличивать частоту и интенсивность стрессогенных ситуаций в повседневной жизни. Типичные для перфекционистов поведенческие стратегии — чрезмерная активность или, наоборот, избегание — могут затруднять совладание со стрессом. Зарубежными авторами преимущественно изучалась связь перфекционизма с копинг-стратегией в виде академической прокрастинации. Другие стратегии совладания со стрессом у студентов с разным уровнем перфекционизма остаются актуальным предметом для изучения.

Еще одним личностным фактором эмоциональной дезадаптации может быть враждебность – склонность наделять социальные объекты негативными качествами (С. Н. Ениколопов, А. В. Садовская, 2000). Подавленная агрессия и враждебность традиционно рассматривались как важные предиспозиционные черты личности пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами (З. Фрейд, 1984; Г. Полмайер 1998; К. Хорни, 1993). В современных исследованиях высокие показатели враждебности и гнева были зафиксированы у больных депрессиями (L. Goldman, D. Haaga, 2001; А. Б. Ваксман, 2005). Исследования детского и юношеского контингента установили тесную связь агрессии с различными страхами (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997; Е. Г. Дозорцева, 2006). Вопрос о соотношении враждебности и способов совладания со стрессом практически не изучен.

Актуальное направление исследований задается вопросом о соотношении относительно новых психологических конструктов «перфекционизм» и «враждебность» с рядом базовых личностных черт, в частности, выделенных в многофакторной модели «Большая пятерка» Л. Голдберга.

Отечественными авторами разработаны интегративная многофакторная психосоциальная модель расстройств аффективного спектра и представления о структуре перфекционизма (А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян, 1996, 1998). Наряду с макросоциальными, семейными и интерперсональными факторами, модель акцентирует роль личностных факторов (перфекционизма и враждебности) в возникновении и течении этих расстройств. Эмпирические исследования зафиксировали высокие показатели перфекционизма и враждебности в группах пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами, связанные с дефицитом социальной поддержки и негативным аффектом (Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова, Т. Ю. Юдеева, 2001, 2003; А. Б. Холмогорова, 2006). Данная многофакторная психосоциальная модель может служить концептуальной основой для отечественных исследований факторов эмоциональной дезадаптации студентов.

Научная новизна исследования

Проведено эмпирическое исследование эмоциональной дезадаптации у студентов первого и третьего курсов с помощью надежных и валидных инструментов, оценивающих симптомы депрессии, тревоги и повседневного стресса. Впервые проведено сравнительное исследование повседневного стресса у студентов гуманитарного и технического ВУЗов. Новым является изучение в студенческой популяции взаимосвязи дисфункциональных личностных черт (перфекционизма и враждебности) с показателями эмоциональной дезадаптации. Впервые проведено исследование стратегий совладающего поведения у студентов, зафиксировавшее явление «сверхмобилизации» в группе с высокими показателями перфекционизма и преобладание неадаптивных стратегий в группе студентов с высоким уровнем враждебности. Впервые исследована взаимосвязь перфекционизма и враждебности с базовыми параметрами личности (по модели Голдберга «Большая пятерка), что позволяет более точно квалифицировать эти черты.

Читайте также:  Стресс у улитки после смены грунта

Теоретическая значимость исследования

Проведенное исследование вносит вклад в решение широко дискутируемой проблемы взаимосвязи перфекционизма и враждебности с эмоциональным неблагополучием у студентов и способами совладания со стрессом.

Практическая значимость исследования

Полученные результаты позволяют выделить важные личностные мишени психологической помощи студентам в состоянии эмоциональной дезадаптации. Данное исследование послужит целям профилактики эмоциональных нарушений у лиц юношеского возраста, обучающихся в ВУЗе.

Теоретико-методологическая основа исследования

Теоретико-методологической основой данного исследования являются интегративная многофакторная психо-социальная модель расстройств аффективного спектра А. Б. Холмогоровой, Н. Г. Гаранян (А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян, 1998; А. Б. Холмогорова, 2006); параметрический подход к исследованию личности (теории личностных черт), когнитивный подход к проблеме совладания со стрессом Р. С. Лазаруса (R. S. Lazarus, S. Folkman, 1984).

Объект исследования – личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов.

Предмет исследования – перфекционизм и враждебность как факторы эмоциональной дезадаптации студентов.

Цель: Исследование взаимосвязи дисфункциональных личностных черт — перфекционизма и враждебности — с показателями эмоциональной дезадаптации студентов.

  1. Провести анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме личностных факторов эмоциональных нарушений при воздействии стрессогенных жизненных событий.
  2. Разработать методический комплекс для исследования эмоциональной дезадаптации у студентов, а также личностных факторов эмоциональных нарушений в условиях преодоления жизненного стресса.
  3. Определить выраженность симптомов эмоциональной дезадаптации (депрессии, тревоги, и повседневного стресса) у студентов ВУЗов. Сравнить выраженность симптомов эмоциональной дезадаптации у студентов технического и гуманитарного ВУЗов, первого и старших курсов.
  4. Изучить взаимосвязь дисфункциональной личностной черты «перфекционизм» и симптомов эмоциональной дезадаптации у студентов. Сравнить стратегии совладания со стрессом у студентов с низким, средним и высоким уровнем перфекционизма.
  5. Изучить взаимосвязь дисфункциональной личностной черты «враждебность» и симптомов эмоциональной дезадаптации у студентов. Сравнить стратегии совладания со стрессом у студентов с низким, средним и высоким уровнем враждебности.
  6. Установить связь перфекционизма и враждебности с базовыми параметрами личности (по многофакторной модели Голдберга «Большая пятерка»).
  7. Определить мишени психологической работы со студентами в состоянии эмоциональной дезадаптации.
  8. Апробировать тест враждебности (А. Б. Холмогоровой и Н. Г. Гаранян).
  1. Значительная часть студентов первого курса обучения в ВУЗе, находящаяся в стадии смены жизненного цикла, а также часть студентов старших курсов демонстрируют высокие показатели эмоциональной дезадаптации – тревоги, депрессии и повседневного стресса, как в академической, так и интерперсональной сферах.
  2. Для студентов с выраженными симптомами эмоциональной дезадаптации (депрессии, тревоги и повседневного стресса) характерны высокие показатели дисфункциональной личностной черты «перфекционизм».
  3. Способы совладания со стрессом у студентов с высоким уровнем перфекционизма отличаются от способов совладания со стрессом у студентов с умеренно выраженным перфекционизмом.
  4. Для студентов с выраженными симптомами эмоциональной дезадаптации (депрессии, тревоги и повседневного стресса) характерны высокие показатели дисфункциональной личностной черты «враждебность».
  5. Способы совладания со стрессом у студентов с высоким уровнем враждебности отличаются от способов совладания со стрессом у студентов с умеренно выраженной враждебностью.

Для проверки сформулированных в работе гипотез были использованы следующие методы и методики.

Для диагностики эмоциональной дезадаптации: Опросник тревоги А. Бека (Beck Anxiety Inventory, BAI), Опросник депрессивности А. Бека (Beck Depression Inventory, BDI), Опросник недавних жизненных событий у студентов (Inventory of College Student’s Recent Life Experiences, R. Kohn, J. Lafreniere, H. Gurevich, ICSRLE), Клиническая шкала самоотчета SCL-90-R (Symptomatic Checklist-90-revised, R. Derogatis).

Для диагностики личностных характеристик: Опросник перфекционизма (Н. Г. Гаранян и А. Б. Холмогорова), Проективный тест

враждебности (А. Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян), Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс и А. Дарки), Опросник «Большая пятерка» (Л. Голдберг).

Для диагностики копинг стратегий: Шкала COPE (COPE Inventory, Carver, Scheier, Weintraub).

Обработка полученных результатов производилась с помощью пакета статистических программ SPSS for Windows, Standard Version 12, Copyright © SPSS Inc., 2003.

В исследовании принимали участие:

  • Студенты 1 курса технического ВУЗа – 100 человек.
  • Студенты 1 курса гуманитарного ВУЗа – 45 человек.
  • Студенты 3 курса различных ВУЗов – 208 человек.

Для апробации нового опросника враждебности было обследовано 380 испытуемых (145 – студенты первого курса и 235 – служащие различных учреждений г. Москва), из них дважды осмотрены 99 человек.

Всего в исследовании приняли участие 588 испытуемых.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Значительная часть студентов, обучающихся на 1 курсе ВУЗа, а также существенная часть студентов старших курсов демонстрируют высокие показатели эмоциональной дезадаптации: депрессии, тревоги и интенсивного повседневного стресса, сопряженные с риском психической или физической болезни. Отмечается связь показателей эмоциональной дезадаптации у студентов с дисфункциональными личностными чертами – перфекционизмом и враждебностью.
  2. Студенты с высоким уровнем перфекционизма (чрезмерно высокими требованиями к собственной личности, результатам деятельности и другим людям) характеризуются более высокими показателями эмоциональной дезадаптации и повышенным уровнем стрессогенности жизни, по сравнению со студентами с умеренным перфекционизмом.
  3. Для студентов с высоким уровнем перфекционизма характерно явление «сверхмобилизации копинг-ресурсов»: они прикладывают больше усилий по совладанию со стрессом, в сравнении со студентами со средним и низким уровнем перфекционизма.
  4. Студенты с высоким уровнем враждебности (склонностью наделять социальные объекты негативными качествами) характеризуются более высоким показателями эмоциональной дезадаптации и повышенным уровнем стрессогенности жизни, а также преобладанием дезадаптивных форм совладающего поведения, по сравнению со студентами с умеренной враждебностью.
Читайте также:  Как развить чувство мужества

Апробация исследования осуществлялась в Московском научно-исследовательском институте психиатрии Росздрава на заседаниях лаборатории клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии Росздрава (Москва, июль 2007 г.).

Результаты исследования докладывались на V Городской межвузовской конференции «Молодые ученые — московскому образованию» (Москва, апрель 2007 г.).

Структура и объем работы

Работа изложена на 190 страницах машинописного текста, состоит из введения, семи глав, обсуждения результатов, выводов, заключения, списка литература из 175 наименований. Работа содержит 43 таблицы и 3 диаграммы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы актуальность, научная новизна, практическая значимость, изложены цель, задачи, гипотезы, методы исследования, указаны группы испытуемых, представлены положения, выносимые на защиту.

В первой части работы отражены теоретические и эмпирические исследования роли личностных факторов в эмоциональной дезадаптации и совладании со стрессом.

В первой главе излагаются представления о личностных факторах депрессивных и тревожных расстройств в психодинамическом, когнитивно-бихевиоральном и параметрическом подходах. Приводятся сведения, полученные на основе многофакторной психо-социальной модели расстройств аффективного спектра.

Объясняя происхождение эмоциональных расстройств, психоаналитические теории акцентируют роль онтогенетических факторов и преморбидных личностных характеристик. В классическом психоанализе меланхолия связывалась с особым типом объектных отношений и интроекцией агрессии на собственное «Я» в ответ на мнимую или реальную утрату (З. Фрейд, 1984; Г. Полмайер, 1998). Рассмотрение депрессии в контексте стадий развития либидо позволило установить связь между депрессией и «оральными чертами» личности – склонностью к зависти, амбициозностью и пассивностью (К. Абрахам, 2004). Современные концепции (Эго-психологии, теории объектных отношений) в качестве основного фактора личностной уязвимости к депрессии рассматривают дефицит самоуважения и зависимость самооценки от внешних детерминант (О. Фенихель, 2005; Ж. Бержере, 2001; Х. Кохут, 2003). Психоаналитические концепции связывают тревожные расстройства с глубинными личностными конфликтами (З. Фрейд, 1995). Социальные психоаналитики полагали, что личностную основу тревожного реагирования образует не запретная сексуальность, а скрытая враждебность (К. Хорни, 1993). В контексте данной работы большой интерес представляют современные психоаналитические исследования, согласно которым, депрессивные и тревожные расстройства часто возникают на смене жизненного цикла в связи с необходимостью решать новые задачи и осваивать новую социальную роль (F. Dattilio, J. A. Salas-Auvert, 2000).

В рамках когнитивно-бихевиорального подхода причины депрессии и тревоги анализируются с позиций диатез-стрессовой модели. Фактором личностной уязвимости к этим расстройствам служат дисфункциональные когнитивные схемы (системы стойких убеждений о собственной личности, внешнем мире, будущем), актуализирующиеся при воздействии конгруэнтных стрессоров (А. Бек с соавт., 2003; J. Beck, A. Butler, 1997). Исследования показали, что пациенты с депрессивными расстройствами придерживаются негативных суждений о собственной личности и неадаптивных компенсаторных установок относительно способов выживания и поддержания самоуважения. Больные тревожными расстройствами воспринимают мир как опасный, а собственную личность как уязвимую и неспособную устоять перед опасностями мира (A. Beck, G. Emery, 1985).

Современные эмпирические исследования личностных факторов депрессии и тревоги проводятся на основе параметрического подхода, с точностью измеряющего личностные черты, акцентируемые разными теориями. Большой интерес представляют данные о возрастных закономерностях. Оказалось, что высокий нейротизм является личностным фактором риска по депрессии в разных возрастных периодах. Межличностная зависимость является мощным фактором риска по расстройствам настроения в среднем возрасте, но не является таковым в юношеском (M. Enns, B.Cox, 1997).

Отечественными авторами была предложена интегративная многофакторная психо-социальная модель расстройств аффективного спектра (А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян, 1998). Эвристическая ценность модели определяется возможностями: 1) систематизировать теоретические и эмпирические сведения о факторах указанных расстройств; 2) выделять мишени психологических интервенций и разрабатывать интегративные подходы к лечению. Модель включает макросоциальный, семейный, интерперсональный, личностный, когнитивный и поведенческий уровни. Макросоциальные тенденции в виде культа успеха и совершенства в обществе (например, рост элитных учреждений образования с завышенными образовательными стандартами) являются мощным фактором эмоционального неблагополучия у молодежи (А. Б. Холмогорова, 2006). На личностном уровне интегративной модели акцентируется важность таких факторов как перфекционизм и враждебность. Исследования, тестирующие связь эмоциональной дезадаптации у студентов ВУЗов с указанными личностными чертами проведены не были, что задает перспективу данной работы.

Во второй главе представлены клинические и психологические исследования эмоциональной дезадаптации у студентов. По мнению клиницистов, обучение в ВУЗе повышает риск психических расстройств (Е. Д. Красик, Б. С. Положий, Е. А. Крюков, 1982). Особенно высок этот риск для первокурсников. Мощный стресс в виде начала обучения в ВУЗе часто является причиной эмоциональных расстройств, и даже суицидальных попыток (В. Войцех, Г. Семикин, 2006; М. Перре, 2002). Поступление в ВУЗ часто связано с разрушением старой социальной сети и необходимостью формирования новой, что ведет к дефициту социальной и эмоциональной поддержки (А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян, Г. А. Петрова, 2003). Студентам приходится справляться с интенсивными повседневными нагрузками, связанными с обучением. Дисфункциональные личностные черты могут стать барьером к успешной адаптации в этот период жизни.

Отражены современные представления о стрессе и способах совладания с ним. Г. Селье (Г. Селье, 1992) определяет стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. М. Перре (М. Перре, У. Бауман, 2002) разделяет стрессовые события на макрострессоры (критические, изменяющие жизнь события) и микрострессоры (повседневные перегрузки). Под критическими, изменяющими жизнь, понимают события, удовлетворяющие следующим критериям: 1) их можно датировать и локализовать во времени и пространстве; 2) они требуют качественной реорганизации в структуре «индивид— окружающий мир»; 3) сопровождаются стойкими аффективными реакциями. Под повседневными перегрузками следует понимать фрустрирующие события повседневной жизни, которые плохо сказываются на самочувствии и ощущаются как угрожающие, оскорбительные или связанные с потерями (A. D. Kanner, J. C. Coyne, C. Schaefer, R. S. Lazarus, 1981). Совладающее поведение (копинг) включает в себя все преднамеренные попытки личности справиться со стрессом и изменить ситуацию к лучшему, а не только успешные усилия. Выделяют две основные функции копинга: 1) решение проблемы, создающей стресс (проблемно-фокусированный копинг); 2) регулирование эмоций, прежде всего, негативных, вызываемых стрессором (эмоционально-фокусированный копинг) (М. Перре, У. Бауман, 2002). Известно, что «пассивный копинг» ухудшает состояние пациентов с хроническими заболеваниями, в то время как «активный» положительно влияет на продолжительность жизни (G. M. Reed, M. E. Kemeny, S. E. Taylor, H. J. Wang, B. R. Visscher, 1994; S. Folkman, R. S. Lazarus, 1988). Важен возрастной аспект проблемы: по данным Т. Л. Крюковой (2004), набор стратегий совладающего поведения у молодых людей в возрасте 14—19 лет еще не достаточно богат и разнообразен в сравнении с взрослыми.

Читайте также:  Оле для поднятия настроения

В третьей главе представлен обзор исследований, посвященный перфекционизму и враждебности как личностным факторам эмоциональной дезадаптации. Лица с высоким уровнем перфекционизма склонны устанавливать нереалистично высокие стандарты, определять собственную ценность исключительно в терминах достижений, испытывать хроническую неудовлетворенность сделанным (Н. Г. Гаранян, 2006; M. Hamachek, 1978). Приводятся данные зарубежных исследований перфекционизма в студенческой популяции. Предполагается, что высокий перфекционизм у студентов ведет к возникновению конкурентных отношений, социальной изоляции и дефициту поддержки (G. L. Flett, P. L. Hewitt, T. DeRosa, 1996), которые, в свою очередь, усиливают негативные эмоции (G. L. Flett, P. L. Hewitt, K. R. Blankstein, S. Koledin, 1991), и повышают суицидальный риск (T. K. Hamilton, R. D. Schweitzer, 2000; P. L. Hewitt, G. L. Flett, C. Weber, 1994).

Проанализированы исследования связи перфекционизма и стресса. А. Каннер с соавторами (A. D. Kanner, J. C. Coyne, C. Schaefer, R. S. Lazarus, 1981) предположили, что интенсивность повседневного стресса зависит от субъективного оценивания стрессогенного события. С одной стороны, перфекционистские установки могут приводить к искаженному восприятию незначительной неудачи как тотального жизненного неуспеха, тем самым, увеличивая частоту и интенсивность стрессогенных ситуаций. С другой стороны, дезадаптивные стратегии, могут затруднять переработку стресса. Немногочисленные исследования связи перфекционизма и копинг-стратегий в студенческой популяции, в основном, сосредоточены на изучении академической прокрастинации. S. E. Solomon и E. D. Rothblum обнаружили, что склонность к откладыванию учебных дел взаимосвязана с тревогой и депрессией у студентов колледжей, имеющих высокие показатели т.н. «социально предписываемого перфекционизма» (субъективной убежденности в том, что окружающие имеют очень высокие ожидания относительно результатов деятельности индивида) (цит. по C. D. Sadler, L. A. Sacks, 1993).

Приводятся данные о связи враждебности и эмоциональной дезадаптации. В ряде исследований были зафиксированы высокие показатели враждебности в группах пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами (Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова, Т. Ю. Юдеева, 2003). В контексте эмоциональной дезадаптации у студентов эта личностная черта остается практически не изученной отечественными психологами.

Во второй части работы представлено эмпирическое исследование личностных факторов эмоциональной дезадаптации студентов. В главе четвертой работы представлены гипотезы, организация и методы исследования, приведены социодемографические характеристики испытуемых.

Для реализации поставленных задач анонимно были обследованы три группы испытуемых: студенты первого курса технического ВУЗа (100 человека) и гуманитарного ВУЗа (45 человек) накануне первой сессии и студенты третьего курса ВУЗа (208 человек).

По полу испытуемые распределялись следующим образом: 223 женщины и 130 мужчин. Возраст испытуемых от 15 до 21 года, средний – 18 лет.

Для статистического сравнения групп использовался критерий Манна-Уитни для независимых выборок (пакет статистических программ SPSS for Windows, Standard Version 12, Copyright © SPSS Inc., 2004). Для установления корреляционных связей использовался коэффициент корреляции Спирмена.

В пятой главе представлены результаты предварительной апробации Проективного теста враждебности А. Б. Холмогоровой и Н. Г. Гаранян. В исследовании приняли участие 380 испытуемых. Все факторы обладали высокими показателями надежности (коэффициент а-Кронбаха – от 0.786 до 0.820).В исследовании продемонстрирована высокая внутренняя консистентность теста — его отдельные шкалы достоверно коррелируют между собой и общим показателем инструмента, установлены высокие показатели коэффициента Cuttman Split-half (0.681). Установлена высокая тест-ретестовая надежность (коэфф. Спирмена – от 0.479 до 0.616), показана независимость от половой принадлежности, уровня образования и возраста.

В шестой главе приведены результаты исследования эмоциональной дезадаптации у студентов. По данным опросников депрессивности и тревоги А. Бека, 25% обследованных студентов первого курса отмечают симптомы депрессии, 65% — отмечают наличие тревоги. Как показал специальный анализ показателей пункта «Суицидальные мысли и желания» опросника депрессивности А. Бека, 25% обследованных студентов-первокурсников отмечают в самоотчете наличие суицидальных мыслей и желаний. Следует отметить, что уровень эмоционального неблагополучия в обследованной нами выборке студентов-первокурсников превышает аналогичные показатели в общей популяции (А. А. Северный, А. К. Ануфриев, 1987).

По данным шкалы SCL-90-R, студенты гуманитарного ВУЗа характеризуются более высокими показателями межличностной сензитивности, соматизации и атипичных проявлений депрессии (p>0,001).

Источник

Оцените статью