Факторные теории темперамента гилфорд

Факторные теории темперамента

В конце ХIX и в начале ХX в. появились исследования, которые сводилось к описанию проявления свойств темперамента людей в повседневных обстоятельствах. Так, К. Юнг разделил людей на экстравертов и интровертов, в зависимости от внешних или внутренних причин активности психики. Нидерландские психологи Г. Хейманс и Э. Вирсма разработали опросник, с помощью которого старались определить главные свойства темперамента в поведении индивидов. По их мнению к таким свойствам следует отнести:

  1. эмоциональность – отсутствие эмоциональности, то есть частота проявления эмоциональных реакций в повседневных ситуациях;
  2. активность – пассивность, как проявление поведения во время отдыха;
  3. первичная функция – вторичная функция, как показатель силы и скорости возникновения и угасание реакций на раздражители внешнего мира.

Как выяснилось в дальнейших исследованиях (например, в исследованиях Г. Айзенка), существует аналогия между преобладанием первичной функции и экстраверсией и между преобладанием вторичной функции и интроверсией в поведении индивидов. В отличие от гуморальной и конституциональной теории, в границах этих исследований было высказано утверждение, что каждое свойство, которое входит в темперамент, имеет индивидуальную степень выраженности. Поэтому в человеческой популяции существуют индивиды с разной степенью выраженности того или другого свойства.

Как подчеркивала А. Анастази, этот подход дал возможность утверждать, что распределение признаков темперамента происходит вдоль беспрерывной шкалы. Ч. Спирмен применил факторный анализ, с помощью которого попробовал сводить большое количество свойств к небольшому числу наиболее важных в психическом составе индивида. Так, благодаря использованию факторного анализа появились в психологии факторные теории темперамента, построение которых продолжили Гилфорд, Л. Терстоун, Г. Айзенк и прочие. Надо подчеркнуть, что слово “фактор” в психологии начал использоваться не в математическом понимании, а в том первоначальном значении, которое означает движущую силу, как причину явления, процесса. Иначе говоря, факторы в структуре формально-динамических составных психики -темпераменте, выступают причинами проявления его свойств в поведении индивида. Дж. Гилфорд, используя метод анкетирования на протяжении 20-ти лет, создал 13-ти факторную теорию темперамента. В основу, как известно, были положены полярные проявления свойств, или, точнее говоря, одно свойство, которое может иметь или минимальную, или максимальную степень выраженности у субъекта. Такими факторами Гилфорд считал:

  1. Активность.
  2. Доминантность.
  3. Мужество.
  4. Уверенность в себе.
  5. Самообладание.
  6. Общительность.
  7. Рефлексивность.
  8. Депрессия.
  9. Эмоциональность.
  10. Сдержанность.
  11. Беспристрастность.
  12. Доброжелательность.
  13. Толерантность.

Основным недостатком в теории 13-ти факторов темперамента считается отсутствие четкой границы между стойкими свойствами, которые проявляются независимо от обстоятельств, и пластическими свойствами, которые, наоборот, формируются во время развития индивида. Здесь мы снова встречаем “смесь” тех составных, одни из которых относятся к темпераменту, а другие к характеру человека.

7-ми факторную теорию темпераментов разработал Л. Терстон. Он тоже использовал анкетный метод и выделил такие факторы:

  1. Активность.
  2. Энергичность.
  3. Импульсивность.
  4. Доминантность.
  5. Стабильность.
  6. Социабельность.
  7. Рефлексивность.

Терстоун использовал такой же прием, как и Гилфорд. Каждый фактор имеет два полюса выраженности – минимальный и максимальный. Измеряя степень выраженности того или другого фактора в баллах, Терстоун предложил графическое изображение – профиль темперамента. Сравнение лишь нескольких факторных теорий позволяет обратить внимание на то, что к свойствам темперамента относятся разные качественные и количественные показатели. Среди них есть как постоянные, стойкие свойства, так и изменяющиеся свойства. Но большинство исследователей темперамента сходятся на том, что свойства темперамента – это формально-динамические свойства, которые остаются неизменными на протяжении жизни. Поэтому факторные теории, возвратились к главному толкованию: темперамент – это сложная смесь свойств, которые у каждого индивида все же находятся в надлежащем отношении.

Читайте также:  Борьба со стрессом упражнения по психологии

Источник

В чём суть факторных моделей темперамента и почему факторный подход называют психологическим?

ЗАДАНИЕ 1. ДАЙТЕ РАЗВЁРНУТЫЕ (ОТ 0,5 ДО 1,5 СТРАНИЦЫ) ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ?

В чём суть факторных моделей темперамента и почему факторный подход называют психологическим?

Факторные теории темперамента получили свое название благодаря инструменту, который лежит в основе выделения определенных свойств личности, позволяющих более или менее удачно описать темперамент, – благодаря факторному анализу. Знать темперамент индивида – значит определить присущее ему значение каждого из факторов, входящих в структуру темперамента. Факторный же анализ, примененный Ч. Спирменом, представляет собой статистико-математический метод, с помощью которого большое количество наблюдаемых явлений (свойств) сводится к небольшому числу наиболее важных (первичных) свойств. Он позволяет приблизительно установить общие факторы, лежащие в основе корреляции измеряемых показателей, иначе говоря, степень насыщенности каждого из этих показателей данным фактором.

Несмотря на то, что факторы имеют чисто математический характер (поскольку вычисляются по так называемым матрицам интеркорреляций), факторную теорию часто называют психологической, поскольку выделение координат (т.е. определенных факторов, «первичных» свойств темперамента) происходит на основе анализа взаимосвязи показателей, измеряемых в опытах. Поэтому и названия факторов часто следуют из гипотез исследователя о явлении (механизме), определяющем полученный результат.

Суть факторных моделей темперамента заключается в том, что постепенно изучение темперамента перешло от определения типов к выявлению степени выраженности тех или иных его свойств. Люди стали делиться не по типам темперамента, а по его отдельным свойствам. Например, у швейцарского психолога К. Юнга и американского психолога Г. Айзенка – это экстраверсия-интроверсия; у другого американского психолога С. Диамонда – уровень активности и преобладающий эмоциональный тон; у Н. Д. Левитова – эмоциональная возбудимость; у В. Д. Небылицына – общая активность и эмоциональность; Дж. Гилфорд пришел к выводу, что все многообразие свойств, составляющих в совокупности понятие темперамента, можно свести к 13 факторам: общая активность, доминантность, мужество, уверенность в себе, спокойствие, общительность, рефлексивность, депрессия, эмоциональность, сдержанность, беспристрастность, доброжелательность, терпимость; К. Лоуэлл, проведя факторный анализ второго порядка выделяла 4 супер фактора: вспыльчивость – сдержанность, реализм, эмоциональность, социальная адаптируемость; английский психолог С. Берт выделял такие факторы, как: общая эмоциональность (эмоциональная неустойчивость), стенические (экспрессивные) эмоции – астенические (заторможенные) эмоции, положительные – отрицательные эмоции.

В качестве критики данных моделей можно отметить следующее:

1 нельзя согласиться с тем, что выделяемые факторы не подвержены внешним влияниям;

2 в отличие от динамических концепций личности в факторных теориях темперамента ничего не говорится о развитии и формировании свойств темперамента, о влиянии одного из них на формирование других или о их роли в поведении и действиях людей;

Читайте также:  Чувство тревожности как справиться

3 в них также ничего не говорится об основных механизмах, лежащих в основе выделенных факторов.

Таким образом, не выясняя причинно-следственных отношений, эти теории не раскрывают сущности темперамента.

Концепцией, дающей описание принципиальных физиологических механизмов темперамента, является функциональная типология высшей нервной деятельности, разработанная И. П. Павловым [1].

ЗАДАНИЕ 3. ВЫПОЛНИТЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Осуществите самопсиходиагностику темперамента, применив опросник В.М.Русалова (ОФДСИ), дополнив его ещё двумя методиками психодиагностики темперамента отечественных авторов.

Подсчитайте показатели, полученные в результате применения каждой методики, проанализируйте, насколько результат по одной методике подтверждается результатами по другим. Обобщите результаты, сделайте вывод о типе темперамента, к которому Вы ближе всего, наличие каких свойств позволяет сделать вывод о близости к этому типу темперамента?

Сделайте вывод о том, какие аспекты темперамента лучше диагностирует каждая методика. При оформлении работы бланки своих ответов с указанием пола и возраста помещаются в прозрачный файл в конце работы и сдаются вместе с ней.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1. Результаты по шкалам опросника (ОФДСИ) В. М. РУСАЛОВА

Название шкалы Номер вопроса Полученный балл
Эргичность психомоторная (ЭРМ) 1, 4, 32, 58, 60*, 70*, 75*, 84, 92, 111*, 127, 132 35 (высокий уровень)
Эргичность интеллектуальная (ЭРИ) 3, 9, 17*, 36, 48, 54*, 82, 96*, 120*, 133*, 139, 143 29 (средний уровень)
Эргичность коммуникативная (ЭРК) 7*, 33, 35, 63*, 68, 77, 94, 98*, 112, 114*, 125, 129*. 30 (средний уровень)
Пластичность психомоторная (ПМ) 11, 13, 39, 40, 64, 66*, 76, 79, 99, 100, 115, 131 35 (высокий уровень)
Пластичность интеллектуальная (ПИ) 2*, 8, 18, 41, 47, 59, 95, 97*, 107*, 130, 140*, 149 29 (средний уровень)
Пластичность коммуникативная (ПК) 15, 21, 43, 46, 51, 67, 80, 101, 113*, 116, 134, 135 30 (средний уровень)
Скорость психомоторная (СМ) 16, 19, 45, 49, 69, 83*, 93, 102, 118*, 122, 128, 136*. 38 (высокий уровень)
Скорость интеллектуальная (СИ) 5, 14, 23, 27*, 38*, 53, 62*, 65, 87, 119, 142*, 145 28 (средний уровень)
Скорость коммуникативная (СК) 15, 21, 43, 46, 51, 67, 80, 101, 113*, 116, 134, 135 37 (высокий уровень)
Эмоциональность психомоторная (ЭМ) 22, 24, 52, 55, 73, 78, 89, 105, 108, 124, 141, 144. 34 (средний уровень)
Эмоциональность интеллектуальная (ЭИ) 6, 10, 12, 25, 28, 31, 37, 44, 61, 103, 106, 147. 42 (высокий уровень)
Эмоциональность коммуникативная (ЭК 26, 30, 56, 72, 74, 90, 109, 110, 126, 138, 146, 148 35 (высокий уровень)
Контрольная шкала (КШ) 29, 34, 42*, 86*, 121*, 150* 14 (норма)

Примечание: звездочкой (*) отмечены пункты, требующие перекодирования: (1 = 4), (2 = 3), (3 = 2), (4 = 1).

ЗАДАНИЕ 1. ДАЙТЕ РАЗВЁРНУТЫЕ (ОТ 0,5 ДО 1,5 СТРАНИЦЫ) ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ?

В чём суть факторных моделей темперамента и почему факторный подход называют психологическим?

Факторные теории темперамента получили свое название благодаря инструменту, который лежит в основе выделения определенных свойств личности, позволяющих более или менее удачно описать темперамент, – благодаря факторному анализу. Знать темперамент индивида – значит определить присущее ему значение каждого из факторов, входящих в структуру темперамента. Факторный же анализ, примененный Ч. Спирменом, представляет собой статистико-математический метод, с помощью которого большое количество наблюдаемых явлений (свойств) сводится к небольшому числу наиболее важных (первичных) свойств. Он позволяет приблизительно установить общие факторы, лежащие в основе корреляции измеряемых показателей, иначе говоря, степень насыщенности каждого из этих показателей данным фактором.

Читайте также:  Защищенность человека от стресса это

Несмотря на то, что факторы имеют чисто математический характер (поскольку вычисляются по так называемым матрицам интеркорреляций), факторную теорию часто называют психологической, поскольку выделение координат (т.е. определенных факторов, «первичных» свойств темперамента) происходит на основе анализа взаимосвязи показателей, измеряемых в опытах. Поэтому и названия факторов часто следуют из гипотез исследователя о явлении (механизме), определяющем полученный результат.

Суть факторных моделей темперамента заключается в том, что постепенно изучение темперамента перешло от определения типов к выявлению степени выраженности тех или иных его свойств. Люди стали делиться не по типам темперамента, а по его отдельным свойствам. Например, у швейцарского психолога К. Юнга и американского психолога Г. Айзенка – это экстраверсия-интроверсия; у другого американского психолога С. Диамонда – уровень активности и преобладающий эмоциональный тон; у Н. Д. Левитова – эмоциональная возбудимость; у В. Д. Небылицына – общая активность и эмоциональность; Дж. Гилфорд пришел к выводу, что все многообразие свойств, составляющих в совокупности понятие темперамента, можно свести к 13 факторам: общая активность, доминантность, мужество, уверенность в себе, спокойствие, общительность, рефлексивность, депрессия, эмоциональность, сдержанность, беспристрастность, доброжелательность, терпимость; К. Лоуэлл, проведя факторный анализ второго порядка выделяла 4 супер фактора: вспыльчивость – сдержанность, реализм, эмоциональность, социальная адаптируемость; английский психолог С. Берт выделял такие факторы, как: общая эмоциональность (эмоциональная неустойчивость), стенические (экспрессивные) эмоции – астенические (заторможенные) эмоции, положительные – отрицательные эмоции.

В качестве критики данных моделей можно отметить следующее:

1 нельзя согласиться с тем, что выделяемые факторы не подвержены внешним влияниям;

2 в отличие от динамических концепций личности в факторных теориях темперамента ничего не говорится о развитии и формировании свойств темперамента, о влиянии одного из них на формирование других или о их роли в поведении и действиях людей;

3 в них также ничего не говорится об основных механизмах, лежащих в основе выделенных факторов.

Таким образом, не выясняя причинно-следственных отношений, эти теории не раскрывают сущности темперамента.

Концепцией, дающей описание принципиальных физиологических механизмов темперамента, является функциональная типология высшей нервной деятельности, разработанная И. П. Павловым [1].

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Оцените статью