Пример одиночного этюда
УПРАЖНЕНИЕ С ВООБРАЖАЕМЫМ ПРЕДМЕТОМ
СОТОВЫМ ТЕЛЕФОНОМ
СОБЫТИЕ: ОЖИДАНИЕ ЗВОНКА ОТ ЛЮБИМОГО мужчины
Мешающий фактор (конфликт, противостоящая сторона) – звонок бывшего мужа, которого я презираю и пытаюсь стереть из памяти всё, что с ним связано, но, от части, боюсь его пакостей.
Задача – ответить на звонок бывшего мужа, чтобы он не занимал телефонную линию, как я с нетерпением жду звонка другого мужчины.
Предполагаемые обстоятельства:
Я – влюбленная, эмоциональная, гордая, смелая, красивая, молодая.
Мечтаю о счастливой жизни. У меня прекрасное настроение. ВЕСНА. Не так давно познакомилась с прекрасным «принцем». Жду звонка от любимого с дрожью во всем теле.
Бывший муж – повеса, ревнив, алчен, гуляка, дебошир, «скользкая» личность, он же в телефоне у МЕНЯ — «ЖАБ».
Любимый мужчина – абсолютно не важно кто, главное, что я СЕЙЧАС верю, что он и есть лекарство от моих невзгод.
Телефон (воображаемый предмет) лежит на столе.
Я суечусь около стола, чтоб всегда был в поле зрения, чтобы не пропустить ожидаемый звонок.
Каждые 5-ть секунд бросаю с надеждой взгляд на него, почти молюсь на маленький прямоугольный шедевр телефонии.
Раздается громкий звук телефона.
Рука быстро хватает трубку.
Дрожащими пальцами пытаюсь нажать на кнопку, и, вдруг, читаю на экране «ЖАБ».
Резко отбрасываю телефон в сторону.
Пальцы брезгливо растопыриваются, как будто, я только что в них была настоящая склизкая и холодная ЖАБА!
Мысль: «ФУ…., как не вовремя….»
Лицо перекосило от презрения и ненависти.
Внутренний монолог: «Надо взять трубку, иначе он будет трезвонить и телефонная линия будет занята.
И ОН не дозвонится. »
Губы сопротивляются, их сводит в оскале.
Внутренний диалог: «ТАК НАДО. Возьми себя в руки! ЖАБ ревнив и непредсказуем, необходимо усыпить его самолюбие».
Телефон разрывается от звуков.
Делаю глубокий вздох.
Нажимаю на кнопку «Принять звонок».
Говорю в перевернутый телефон, не слушая.
Произношу на выдохе, томно: «АЛ..ЛО… Слушаю тебя… Давай встретимся завтра. У меня сегодня болит голова. Я тебя почти не понимаю… Прости. Позвоню тебе завтра. САМА!».
Мысль: «Все ради тебя, любимый…»
Растворяюсь в грезах.
ЖДУ ЗВОНКА ЛЮБИМОГО!
Как добивалась правдивости игры:
1. Представила что Я – влюбленная, эмоциональная, гордая, смелая, красивая, молодая.
Мечтаю о счастливой жизни.
У меня прекрасное настроение. ВЕСНА.
Не так давно познакомилась с прекрасным «принцем».
Жду звонка от любимого с дрожью во всем теле.
2. Воображаемый предмет ТЕЛЕФОН на столе, весит 100гр, прямоугольной формы с кнопочками и экраном.
3. Все остальное подсказало воображение (движения, звуки, чувства и эмоции, желания).
Упражнение получилось правдивым благодаря целенаправленных действий, абсолютно адекватно(целесообразно) и продуктивно.
Источник
«Этюды на развитие эмоций» средняя, старшая группы
методическая разработка (старшая группа) на тему
Картотека этюдов на развитие эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etyudy_na_razvitie_emotsi.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
(средняя, старшая группы)
Этюды на развитие эмоций
Цель: Учить детей радоваться солнечному дню, эмоционально выражать чувство радости окружающему миру.
Ход: Педагог предлагает детям порадоваться солнышку. Подняв лицо и вытянув ладони вверх, дети приветствуют солнышко. Педагог сопровождает действия детей словами: — Мы рады тебе, солнышко! Мы рады тебе, ясный день!
Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети плаксы отталкивают его и продолжают реветь.
Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.
«Добрый и злой мяч»
В кругу дети перекидывают мяч друг другу «злой или добрый», по выражению лица определяют, какой мяч в руках ребенка. Игру заканчивают «добрым мячом».
Зайчик был маленький и всего боялся. Но когда ему надоело всех бояться и он стал храбрым.
Мальчик увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.
Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.
Один мальчик пошел с мамой в лес погулять, они оба были очень довольны. Когда они возвращались домой, то увидели, что у папы изменилось выражение лица. Какое новое выражение лица у папы, и почему? (радость, грусть, обида, интерес, испуг).
Развитие понимания, чувствования настроения собеседника.
Работа в парах. Отбираются несколько базовых эмоций, например, испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние не сговариваясь. Важно как можно лучше научиться чувствовать друг друга. Удачно, когда выбор состояния в паре совпадают 2-3 раза подряд.
«Овощи-толстячки и овощи-худышки»
Овладение мимикой артикуляторного аппарата.
Педагог выбирает играющих:
— Ты будешь худенькой петрушкой. Ты – толстенькая капуста, а ты худой лук. Справа от меня сидят овощи – худышки (дети втягивают щеки), слева – овощи толстячки (дети надувают щеки). Встретились толстячки и худышки (дети смотрят друг на друга), удивились худышки:
— Ах, какие вы овощи толстые! (дети смотрят на толстячков, подняв брови вверх и широко раскрыв глаза).
— Не такие уж мы толстые! (дети хмурят брови, морщат губы и сердито смотрят на худышек).
— О! Да вы еще сердитесь! (дети округляют губы, как при произнесении звука «о», раскрывают широко глаза и поднимают брови).
Еще больше рассердились толстячки:
— У-у-у! Мы действительно сердитые (дети вытягивают губы в трубочку, сводят брови, сердито глядят на худышек).
Сморщили нос худышки:
— Ф-фу! Не хотим с вами на одной грядке сидеть! (дети морщат носы и шепотом произносят: «фу»).
Скривили губы толстячки:
— Пф! Ну и не надо (дети изображают на лице возмущение, кривят уголки рта, шепотом говорят «пф»).
«Ролевое проигрывание ситуаций»
Упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение «волшебных» средств общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания. Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют.
— Ты участвовал в соревновании, занял первое место, а твой друг был почти последним. Твои действия, слова.
— Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку, а вернул ее сломанной.
— Мама принесла три апельсина: тебе и твоему другу. Как ты их поделишь? Почему?
— Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал к началу. Попроси, чтоб тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если тебе откажут, не возьмут играть?
Упражнение по тренингу органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния
Цель : отработка выразительных движений, мимики, связанных с жеванием, с вкусовыми ощущениями.
Ход : у детей в руках воображаемые ложки. Они протягивают их к котелку с кашей, осторожно несут ко рту, дуют, боятся обжечься. Осторожно отправляют ложку с кашей в рот. По ребячьим лицам видно, что каша вкусна, ароматна.
Цель: изобразить мимикой, жевательными движениями, улыбкой радость от вкусного угощения (лекарства).
Ход : Дети изображают больного. У воспитателя в руках воображаемая миска с вкусным лекарством. Она каждому кладет его в рот. По ребячьим лицам видно, что лекарство им понравилось.
«Послушай и передай другому»
Цель: воспитывать у детей умение быть внимательным, развивать слухоречевую память.
Ход: в упражнении принимают участие вся группа. Дети рассаживаются на стульчиках в круг. Первый ребенок начинает сказку: «Репка», повернувшись к сидящему рядом. Тот поворачивается к следующему и продолжает сказку, повторяя при этом слова предыдущего. Тот, кто ошибается – выбывает из игры. Продолжает сказку следующий за ним и т.д..
Цель: учить детей воспроизводить выразительные позы и движения, связанные с холодом, ветром, пургой.
Ход: одни ребята, накрывшись белыми простынями изображают льдины, другие обитателей Северного полюса – белых медведей, тюленей. Третьи завывают, как пурга. Одна из девочек выразительными движениями, показывает девочку, которой холодно. Она держит руки около рта, дышит на пальцы, дрожит.
Цель: научить детей воспроизводить выразительные позы и движения, показывать жестами и мимикой ощущения жары, прохлады…
Ход: воспитатель предлагает детям стать по кругу, взяться за руки, водить хоровод. Одна из девочек изображает Снегурочку, которой совсем невесело, не хочется играть с другими, ей жарко на солнце, она прячется в тени воображаемого дерева, пытается охладить лицо водой из студеного родника.
Цель: совершенствовать зрительную память детей. Воспитывать умение быть внимательным.
Ход: из детей назначается ведущий. Ему надеваются символические «волшебные» очки. Он некоторое время смотрит на ребят и отворачивается. После этого начинает описывать кого-нибудь из своих товарищей. Например: «Эта девочка в красном платье, с белыми косичками, в розовых туфельках». Тот, кто первым угадает описываемого, получает в награду «волшебные» очки и становится ведущим.
«Баба – Яга» (тренинг обоняния)
Цель: обучение детей способности понять и оценить роль наших «умных помощников» — органов чувств.
Ход: из детей выбирается ведущий – Баба – Яга. Ему завязывают глаза. Несколько ребят, «добрых молодцев», предлагают ей определить по запаху приготовленные заранее овощи и фрукты. Если Баба – Яга угадывает, то «добрый молодец» становится ее пленником. Игра повторяется несколько раз. По ее результатам определяется лучшая Баба – Яга.
Этюды на выразительность жестов (движений и мимики)
Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог: «высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише», и др..
Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог), которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называет имя любого ребенка), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?», и т. п.. Ребенок жестами отвечает.
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «Тише!».
Детям предлагается показать, как они любят свою игрушку, котеночка, собаку и т.д..
«Ох, ох, что за гром?»
Ох, ох, что за гром? Дети подносят руки к щекам,
покачивают головой, изображая страх.
Муха строит новый дом. Ударяют кулачком о кулачок.
Молоток: стук – стук.
Помогать идет петух. Изображают петушка, высоко
взмахивая руками и поднимая ноги.
Цель: Развивать выразительность движений, внимание, наблюдательность, произвольность.
Ход: Воспитатель, стоя перед детьми, изображает эмоциональные состояния страха, радости, удивления. Дети повторяют действия воспитателя.
Цель: Имитационный тренинг – игра на развитие воображения. Развивать выразительность движений, пантомиму, наблюдательность. Поощрять детей к самостоятельности в создании игровых образов с помощью движений, мимики.
Ход: Дети изображают разные деревья, следуя словам воспитателя. Например: — Давайте представим березку. Веточки у нее тоненькие, они медленно раскачиваются, как — бы разговаривая друг с другом.
«Апельсин» (на выразительность жеста).
Левой рукой ребенок держит воображаемый апельсин, а правой отделяет дольку и отдает ее партнеру.
Мы делили апельсин,
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, и волку – кожура. (потешка)
«Шла лиса» (на выразительность жеста).
Медленная походка, корпус наклонен вправо, в сторону тяжелой корзинки, руки свободно висят вдоль туловища, правая рука сжимает воображаемую корзинку. На последнее слово ставим корзинку на пол.
Шла лисица вдоль тропинки
И несла грибы в корзинке.
Пять опят и пять лисичек
Для лисят и для лисичек…
«Доктор АЙБОЛИТ» (мимика и движения).
Выразительные движения: положение сидя, тело отклонено назад.
Мимика: Мышцы лица расслаблены, подбородок слегка приподнят, на лице улыбка.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица!
Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит!
«Капризка» (мимика и движения).
Мимика: брови сдвинуты, уголки рта опущены вниз, голова и плечи слегка наклонены.
Не хочу я руки мыть,
Не хочу я кушать.
Целый день я буду ныть,
Никого не слушать.
«Мишка» (мимика и движения).
Выразительные движения: туловище согнуто, руки прижаты к животу.
Мимика: брови подняты и сдвинуты, глаза прищурены, уголки губ опущены.
Бедный Мишка заболел,
Мишка много меду съел.
Мишка плачет и кричит:
— У меня живот болит!
Цель: Развивать воображение, используя предметы – заменители. Развивать выразительность жеста: приласкай, успокой.
Ход: Дети сидят в кругу. Воспитатель дает им шарфик, свернутый клубочком и говорит: — Представьте себе, что это котенок, маленький, пушистенький, славный котенок. Обращайтесь с ним осторожно, нежно, берегите его. Котенка можно погладить, легонько прижать к себе, попытаться согреть своим дыханием, после чего передать другому.
Цель: Развивать воображение, умение выразительно показать, как жуется вкусная конфетка.
Ход: — Дети, представьте себе, что у вас сладкая – сладкая конфетка и очень вкусная. Вы кладете ее в рот и с аппетитом жуете. Жуете медленно, ощущая ее вкус (в процессе жевания участвует язык, который мы жуем, закладывая за щеки).
1. Много снега – протопчем тропинку.
2. Как падает снежинка.
3. Как ходит тишина.
4. Как скачет солнечный зайчик.
5. Едим щи, попалась вкусная косточка.
7. Котенок на солнышке: жмурится, нежится.
8. Пчела на цветке.
9. Обиженный щенок.
10. Обезьяна, изображающая вас.
11. Поросенок в луже.
12. Наездник на лошади.
13. Бабочка порхает с цветка на цветок.
15. Бабушка старенькая, хромает.
16. Холодно: мерзнут ноги, руки, тело.
17. Одеваемся на улицу. Раздеваемся
18. Моем посуду, вытираем ее.
19. Мама с папой собираются в театр.
20. Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, едим.
21. Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов.
22. Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Тушим.
23. Принцесса капризная, гордая.
24. Ловим кузнечика – ничего не получилось.
25. Пожарить глазунью. Съесть.
26. Волк крадется за зайцем – не поймал.
27. Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом), приехала.
Этюды на воспроизведение отдельных черт характера
Мне грустно: Но можно было шлепнуть
Папе на меня И даже накричать…
Нажаловалась мама. Сама ж меня учила
Конечно, я не слушался, Не ябедничать.
Я вел себя упрямо,
Выразительные движения . Плечи опущены, руки висят вдоль тела, голова клонится к плечу. Брови нахмурены, уголки губ опущены.
Не сердись на меня, Пластилиновый бок.
Пластилиновый пес. Я потом, может быть,
Получился кривым Тебя снова
Пластилиновый нос. Слеплю,
Пластилиновый хвостик А сейчас я тебя
Висит, как шнурок, И такого
И немного помят Люблю.
Выразительные движения . Корпус наклонен чуть вперед, две руки держат воображаемого пластилинового пса, взгляд устремлен на игрушку, на лице улыбка.
Я все могу! – Могу стоять на голове
Могу плясать, И в телескоп смотреть.
И рисовать, и петь,
Могу допрыгнуть до Луны, И даже показать язык
Могу найти алмаз, Сердитому врачу,
Могу я даже видеть сны, И даже целый час
Не закрывая глаз. не врать!-
Могу… Но не хочу.
Выразительные движения . Спина прямая, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, плечи развернуты, голова чуть откинута назад, уверенный взгляд.
Ведущая. Миша злым сегодня был,
Даже маме нагрубил
И уткнулся в книжку.
Но едва открылась книжка,
Покраснев, прочел мальчишка…
Мальчишка. Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова Буяна…
Мимо Миши – грубияна!
Выразительные движения . Брови сдвинуты, нос сморщен, нижняя губа закушена.
Грушею сладкой За спину прятать
Нетрудно хвалиться – Ее от него…
Трудно с товарищем Только труднее,
Грушей делиться, Труднее всего,
2-ребенок. Не мучайся. Кушай…
1-ый ребенок. Бросив тебя с этой глупою грушей.
Выразительные движения . 1-й ребенок отворачивается от друга, пряча за спину воображаемую грушу. Голова опущена, брови нахмурены, уголки губ опущены, взгляд устремлен на пол.
Этюды на развитие воображения детей, различных эмоций и воспроизведения отдельных черт характера:
1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись ( губки «надули»). Но это же мама – простили, улыбнулись.
2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить ( рычим) .
3. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.
4. На носочках я иду –
Маму я не разбужу.
5. Ах, какой искристый лед,
А по льду пингвин идет.
6. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки.
7. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает детей, которые берут их и благодарят его. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.
Спрятал в уголок
9. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже.
10. Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.
11. Снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.
12. Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку, спокойно, с наслаждением.
13. Шерсть чесать – рука болит,
Письмо писать – рука болит,
Воду носить – рука болит,
Кашу варить – рука болит,
А каша готова – рука здорова.
(средняя, старшая группы)
Цель: Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Ход игры: Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и не вмешиваясь в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.
Из-за ширмы появляется какой-либо любимый герой детских сказок (Буратино, Красная шапочка). Он хочет познакомиться с детьми и предлагает встать и назвать свое имя четко вслед за предыдущим.
Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, — «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок – «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.
«Кто во что одет?»
Цель: Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.
Ход игры: Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».
Для мальчиков: В центр круга ты вставай
И глаза не открывай.
Поскорее дай ответ:
Ваня (или другое имя) наш во что одет.
или для девочек: Ждем мы твоего ответа:
Машенька во что одета?
Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребенка.
Цель: Развитие мышления.
Ход игры: Ведущий загадывает какой-нибудь предмет и по секрету записывает название на листке. Игроки по очереди говорят, на что этот предмет похож. Они не знают, что задумано, и говорят, понятно, наугад: на велосипед, на попугая, на чернила… Ведущий показывает, что там у него записано. Яйцо! Вот теперь начинается самое интересное. Надо «защищать» свое сравнение. Иногда это удается легко: «Яйцо, как и велосипед, катится». Иногда приходится просить разрешения связать один предмет с другим хотя бы косвенно: «В яйце сидит маленький попугайчик, похожий, конечно, на попугая».
Цель: Тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.
Ход игры: Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание. Ведущий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторят: «Ухо!». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.
Цель: Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
Ход игры: Педагог: Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре и делать различные движения и жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения.
С помощью считалки выбирают «посетителя». «Посетители» в течение игры меняются несколько раз.
Цель: Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
Ход игры: Дети делятся на две команды. Первая команда готовит первое блюдо, а вторая – салат. Каждый ребенок придумывает, каким продуктом он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т. п. – для первого блюда; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом и т.п. – для салата. Затем все дети становятся в круг – получается «кастрюля» — и поют песню (импровизация):
Сварить можем быстро мы борщ или суп
И вкусную кашу из нескольких круп,
Нарезать салат и простой винегрет,
Компот приготовить – вот славный обед.
Дети останавливаются, а ведущий по очереди называет, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок входит к круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить другое блюдо.
Цель : Развивать слуховую память, внимание, координацию движений», чувство ритма.
Ход: Дети одновременно выполняют ритмический рисунок, заданный педагогом. Например: хлопают в ладоши; хлопают обеими руками по коленям (правой – по правому, левой – по левому); не выпрямляя локоть, выбрасывают правую руку вправо – вверх; то же самое делают левой рукой.
Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, умение согласовывать действия друг с другом.
Ход: Педагог делит детей на две группы., затем задает ритмический рисунок первой группе. Первая группа начинает его воспроизводить в хлопках. Затем педагог задает второй группе. Вторая группа повторяет. Проигрывает тот, кто первый ошибся.
Сначала это простые хлопки на счет 1-2-3-4 ровно, потом можно ритм изменить.
Цель: Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.
Ход: Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.
«Животные во дворе»
Цель: Познакомить с движениями животных.
Ход: Под музыку дети изображают домашних животных: ленивого кота, голодного поросенка, крикливого щенка, наглую ворону, юркого воробья.с
«Расскажи стихи руками»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Педагог: Раз, два, три, четыре, пять!
Хотят все пальчики спать.
(Правая рука детей сжата в кулак. Дотрагиваясь левой рукой поочередно до каждого пальчика правой руки, открывают их).
Этот пальчик – хочет спать.
Этот пальчик – лег в кровать.
Этот пальчик – уж заснул.
Этот пальчик – крепко спит.
Тише, тише, не шумите!
Пальчиков вы не будите.
Утро ясное придет.
«У бабушки в деревне»
Ход игры: Приехали мы к бабушке в деревню. Бабушка усадила гостей за стол, поставила самовар. Самовар грелся, грелся и закипел: «пых-пых-пых» (выдыхаем). А рядом с ним маленький чайничек: «пых-пых-пых-пых» (выдыхаем). Бабушка налила детям чай в кружки, а он горячий. Чтобы не обжечься, нужно в кружку подуть: «фу-у» (выдыхаем). В доме комары летают: «з-з-з». но мы их не боимся и пьем вкусный чай: «фуп» (вдыхаем).
Попили чай и пошли гулять. На улице тепло, пчелы летают вокруг: «ж-ж-ж». Вкусно пахнет цветами (вдыхаем). Шли, шли и пришли к большой горе. А на горе виднеется непонятный силуэт. Мы громко крикнем: «Ты кто?». А эхо нам ответит: «Кто-кто-кто». Вдруг мы услышали волков: «у-у-у». И решили пойти скорее домой.
Игры на превращения:
1. Развитие чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию:
Ход игры: Предмет кладется на стул в центр круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен с предметом действовать по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:
а) карандаш или палочка – ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т. д.;
б) маленький мячик – яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т. д.;
в) записная книжка – зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.
Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета. Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т. д..
Ход игры: Дети распределяются на 2-3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.
Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей красавицы, пещера дракона и т. д..
Ход игры: По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т. д.. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.
2. Игры на развитие выразительности и воображения:
Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет совсем в другом месте.
Выразительные движения : шею вытянуть вперед, ступать на пальцы.
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывает всем желанный подарок, прижимает куклу к себе и снова кружится.
Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.
Теплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.
Под красивую мелодию исполнять танец удивительно прекрасного цветка – розы (дети сами придумывают к нему движения). Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу (дети застывают в любой придуманной им позе).
Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий.
«Король» (вариант народной игры)
Цель: Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игры: Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети – работники распределяются на несколько групп (3-4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.
Работники. Здравствуй, король!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают бельё, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т. п.. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король – жадный, веселый, злой; королева – добрая, сварливая, легкомысленная).
«Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!»
Цель: Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.
Ход игры: Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое – пятеро внучат», с другой стороны – остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».
Дети: Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!
Дедушка: Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?
Дети: Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!
Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана неправильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три – догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата». В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают пол, и т.п..
Упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации.
«Угадай: что я делаю?»
Цель: Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.
Ход игры: Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.
- Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.
- Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.
- Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.
«Одно и то же по-разному»
Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.
Ход игры: Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т. д..
Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.
Дети делятся на 2-3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.
I ГРУППА – задание «сидеть». Возможные варианты:
а) сидеть у телевизора;
б) сидеть в цирке;
в) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.
II ГРУППА – задание «идти». Возможные варианты:
а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) идти по горячему песку;
в) идти по палубе корабля;
г) идти по бревну или узкому мостику;
д) идти по узкой горной тропинке и т. п.
III ГРУППА – задание «бежать». Возможные варианты:
а) бежать, опаздывая в театр;
б) бежать от злой собаки;
в) бежать, попав под дождь;
г) бежать, играя в жмурки и т. п.
IV ГРУППА – задание «размахивать руками». Возможные варианты:
а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т. п.
V ГРУППА – задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:
в) кузнечика и т. д..
Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.
Ход игры: Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны продумать, где проляжет их путь – по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле – и соответственно изменять свое поведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе).
Образовательная область «Коммуникация».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные».
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т.
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] — [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле.
ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с .
Цель: учить составлять конструкцию из четырех равнобедренных треугольников. Задачи:- упражнять в счете в пределах шести;- закреплять навыки порядкового счета впределах шести;- зак.
Источник