Этюд 12 шопена чувства настроения мысли

Этюд 12 шопена чувства настроения мысли

Фредерик Шопен «Революционный этюд»

Музыка польского композитора и виртуозного пианиста Фредерика Шопена отличается искренностью пережитых событий. В ней есть вся палитра чувств, которые только может пережить человек за свою жизнь. Его талант выражается в сочинении не только вальсов и ноктюрнов, но и в чисто техническом жанре – таком, как этюд.

Изначально этюды, как сочинения, были предназначены для выработки техники и виртуозности. Они не имели художественного образа. Но Фредерику Шопену удалось вдохнуть смысл в этюды . Одним из самых знаменитых произведений является «Революционный этюд», написанный Шопеном в возрасте 21 года. Композиция стала классикой фортепианной музыки и несет в себе глубокий смысл.

Историю создания «Революционного этюда» Шопена, интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

История

В 19 лет Шопен отправляется в гастроли по городам Европы. Он исполняет собственные сочинения на лучших сценах Вены и Кракова. Несмотря на артистические победы, его душа стремится к родным местам. В начале сентября 1829 года Фредерик возвращается домой в Варшаву. Он продолжает сочинять, при этом успевает посещать различные музыкальные собрания, встречаться с друзьями и совершать небольшие поездки за пределы столицы Польши.

Близкие и родные люди, желавшие Фредерику творческого успеха, осознают, что для дальнейшего роста ему необходимо вновь покинуть Польшу на длительный срок. Еще зимой была запланирована поездка в Австрию, Италию и Францию. Но композитор все время откладывал день отъезда, на что были свои причины.

Начало XIX века для истории Польши связано с весьма тяжелыми событиями. Польские патриоты готовили восстание против царизма, что усилило жестокость со стороны власти. Шопен боялся уезжать, оставляя родных и близких в столь накаленной обстановке. Каждый день его угнетали мрачные предчувствия, касающиеся судьбы Польши и его близких. Своими переживаниями композитор делился в письме, которое было адресовано другу Титусу Войцеховскому:

«Нет сил назначить день [отъезда]; мне представляется, что я уезжаю, чтобы навсегда забыть о доме».


Но уехать все-таки пришлось. 11 октября 1830 года была назначена дата прощального концерта в Варшаве. Композитор блестяще исполнил свой новый фортепианный Концерт ми минор и Фантазию на польские темы. Зал ликовал, а Фредерик решил остаться в родной стране еще на 3 недели.

1 ноября 1830 года друзья устроили прощальный вечер. В качестве подарка друзья подарили композитору серебряный кубок, наполненный польской землей. Фредерик Шопен хранил его до последних дней, в знак верности и преданности своей Отчизне. 2 ноября музыкант собрал вещи, вышел из родного дома и уехал из Польши. Как оказалось, навсегда.

Снова потянулись гастрольные дни. В конце ноября в Вене композитор узнает о драматических событиях, произошедших в Польше. Узнав о восстании, Шопен собирается вернуться в Варшаву, но уговоры отца и близких о том, что нужно остаться, побеждают.

В сентябре 1831 года, когда композитор находился в Штутгарте, восстание в Польше было подавлено, а Варшава была сдана. Эти новости стали настоящим потрясением для Шопена, который верил в победу соотечественников. В этот момент в его творчестве происходит перелом. Боль, переживания и отчаяние выливаются в творчестве. Композитор начинает сочинять знаменитый «Революционный» этюд. Завершил сочинение музыкант уже в Париже в конце сентября 1831 года.

Музыка, наполненная драматизмом, быстро нашла отклик среди музыкантов. Сборник был опубликован в июне 1833 года нотным издательством под руководством А. Лемуана. Издание под опусом 10 содержит в себе 12 произведений, посвящено другу – знаменитому пианисту Ференцу Листу . Именно он, услышав этюд до минор, назвал его «Революционным».

Сегодня «Революционный» этюд (c-moll) op.10 №12 является одним из самых сложных и виртуозных произведений. Сочинение исполняется лучшими пианистами-виртуозами и каждый раз заслуживает овации зала.

Интересные факты

  • 12 этюдов из опуса 10 были посвящены другу Фредерика Шопена Ференцу Листу. Именно этот венгерский композитор дал название «Революционный» этюду.
  • На протяжении всей жизни композитор хранил серебряный кубок с польской землей.
  • «Штутгартский дневник» хранился в библиотеке при дворце Красиньских в Варшаве. В 1944 году при пожаре он сгорел вместе с другими рукописями Шопена. К счастью доступна фотокопия дневника с записями композитора.
  • Из-за подавления восстания к польскому композитору и пианисту Фредерику Шопену появилось пренебрежительное отношение среди венской аристократии. Его перестали приглашать на концерты и печатать новые сочинения.
  • В дальнейшем композитор опубликует еще один сборник этюдов под опусом 25. Произведения, вошедшие в данный опус, являются вершиной художественного и исполнительского мастерства.
  • У русского композитора Александра Скрябина есть одноименное произведение «Революционный этюд», написанное в 1893 году. Более того, композиция имеет порядковый номер 12 в сборнике этюдов.
  • А. Лемуан, издавший сборник Шопена op.10, являлся композитором, который также писал этюды для развития техники и виртуозности игры пианиста.
  • Несколько месяцев Фредерик Шопен не мог получить визу во Францию, потому что имел польское гражданство.
  • Шопен завещал свое сердце Польше. После смерти композитора сердце было привезено в Варшаву. Оно замуровано в одной из колонн собора Святого Креста.
Читайте также:  Что такое чувство ритма у детей

Содержание «Революционного этюда»

Первым героическим произведением Шопена является этюд до минор. В нем композитор сумел ярко выразить собственные чувства, пережитые после подавления восстания в Польше. Это произведение стало новой вехой для творческого и личностного становления музыканта.

Композиция начинается с диссонирующих фанфарных аккордов, срывающихся в вихре нисходящих пассажей. Пунктирные возгласы героического характера оттеняются взволнованным аккомпанементом. В интонациях мелодии едва уловимо прослеживаются черты польского народного танца – мазурки. Не покидает ощущение тревожности, боли и надрыва. Но сила духа еще не побеждена.

Повторное проведение мелодии приводит к триумфальному мажорному эпизоду. Словно все мечты и надежды воскресают из кипучей лавы переживаний. Но миг ликования канул в бездну. Мелодия отчаянно прерывается хроматическими интонациями. Движение ускоряется и уносит в мир драмы, скорби. Нисходящие интонации доминируют, что говорит о безвозвратности и безнадежности. Постепенно звучание спадает до тихого. Героический порыв сменяется тоской, триумф и помпезность тихим смирением.

Использование музыки в кинематографе:

  • Мало, много, слепо (2015);
  • Симпсоны (2013);
  • Любовь с препятствиями (2012);
  • Отголоски прошлого (2008);
  • Другой город в США (2005);
  • Западное крыло (2003);
  • Пианист (2002);
  • Увлечения Энтони (1993);
  • Магия фортепиано (1987).

«Революционный этюд» Фредерика Шопена – это запечатленная в музыке трагедия. В этой миниатюре отразился субъективный взгляд творца на историю Родины. Необычайно рельефная мелодия словно энергетический импульс, в котором есть желание перевернуть ход событий. Но в нем есть чисто романтические оттенки, ощущение предрешённого финала, неисчерпаемой глубины и скорби. Умение передать через музыку столь насыщенное содержание так лаконично и ясно возможно только настоящему творцу, имя которому Фредерик Шопен .

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фредерик Шопен «Революционный этюд»

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • искусство (3712)
  • живопись (2142)
  • фото (2135)
  • история (1601)
  • видео (724)
  • архитектура (695)
  • genius loci (659)
  • свидетельства очевидцев (643)
  • актуальное (633)
  • литература (622)
  • биографии (595)
  • юмор (561)
  • музыка (547)
  • животные (478)
  • абсурд (430)
  • фотоискусство (426)
  • черно-белое фото (415)
  • мифология (295)
  • ночное (198)
  • живая память народа (192)
  • художники шутят (126)
  • самиздат (125)
  • философия (106)
  • кич (79)
  • homo homini (72)
  • оружие (39)
  • спорт (37)
  • секс (35)
  • религия (22)
  • энциклопедия заблуждений (20)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

«Революционный этюд» Шопена

Понедельник, 30 Августа 2010 г. 11:02 + в цитатник

Anna_Livia все записи автора Я с самого детства и вплоть до сегодняшнего дня с замиранием сердца слушаю этот короткий (2,5 минуты), но удивительно яркий и мощный этюд. «Революционный этюд» Фредерика Шопена.

Его «официальное» название — Этюд для фортепиано № 12, до минор, Opus 10, № 12. Он был написан в начале сентября 1831 года, а издан в Париже нотоиздателем А. Лемуаном в июне 1833 года (вместе с остальными одиннадцатью этюдами Opus 10).

Весь Opus 10 был посвящен великому венгерскому композитору Ференцу Листу: «A son ami F.Liszt» («Моему другу Ф. Листу»). Именно Лист и дал Этюду второе название «Революционный».

Впоследствии этюд стал музыкальным символом Польши. И по моменту создания, и по духу музыки, и по тому названию, которое закрепилось за ним с легкой руки Ференца Листа, этюд этот действительно «Революционный».

Этюд исполняет великий российский пианист Святослав Рихтер (1915 — 1997)

В 1829 году Шопен завел себе альбом, в который по традиции того времени он намеревался собирать автографы своих друзей. Так сложилось, что альбом этот стал одновременно и собранием его собственных записей. На первой его странице было написано: «Альбом Фр. Шопена в Варшаве 1829». Он был небольшим — нумерованных страниц в нем было двадцать четыре. С 14 — 20 страницы занимают записи, сделанные Шопеном в короткий период его пребывания в Штутгарте в начале сентября 1831 года. Эти записи получили название «Штутгартский дневник».

Читайте также:  Как себя чувствует беременная если ждет мальчика

(При жизни Шопена Альбом всегда находился при нем. После смерти композитора он, в конце концов, вернулся в Варшаву, где до 1939 года хранился в Национальной библиотеке. После захвата Варшавы немцы перевезли его в библиотеку Красиньских, где он в 1944 году сгорел вместе с другими шопеновскими документами, которые там хранились. К счастью, сохранилась фотокопия Альбома. Она и является теперь первоисточником).

«Штутгартский дневник» — совершенно уникальный памятник литературного наследия Шопена. Ни до, ни после этих записей, Шопен так не высказывался. Эти записи появились в Альбоме в тот момент, когда Шопен узнал о подавлении русским царским правительством Польского восстания и взятии Варшавы. Тогда, в Штутгарте, Шопен ничего не знал о судьбе своих родственников. Только в Париже Шопену стало известно, что его семья и друзья не пострадали при взятии Варшавы. Вот лишь несколько строк, отражающих отчаяние Шопена:

«Отец, Мать, дети. Все то, что мне дороже всего, где вы? — Быть может, трупы? — Быть может, москаль подшутил надо мной! — О. Подожди! — Жди. А слезы? — Давно уже не лились? — Откуда это? — Ведь мной уже давно овладела бесслезная печаль».

После 8 сентября, когда Шопен узнал о взятии Варшавы: «Я писал предыдущие страницы, ничего не зная о том, что враг в доме. Предместья разрушены — сожжены (. ) О боже, и ты существуешь! — Существуешь и не мстишь! Или тебе мало московских злодеяний — или — или ты сам москаль! О, Отец, такова отрада твоей старости! — Мама, страдалица, нежная мать, ты пережила дочь, чтобы увидеть, как москаль по ее костям ворвется терзать вас».

За роялем — великий американский пианист Владимир Горовиц (1903 — 1989)

Шопену 21 год. Больше так Шопен не писал. Те дни в Штутгарте изменили его существо. Кончилась юность. Чего стоит первый отрывок этого дневника: «Странное дело! Эта кровать, в которой предстоит мне лечь, может быть, служила не одному умирающему, а мне это не внушает отвращения! Может быть, не один труп лежал — и долго лежал — на ней? — А чем труп хуже меня? Труп тоже ничего не знает об отце, о матери, о сестрах, о Тытусе! — У трупа тоже нет возлюбленной! — Он не может поговорить с окружающими на родном языке. «.

В таком душевном состоянии Шопен создает свой бессмертный шедевр — Этюд до минор. Интересно, что Эльснер (учитель Шопена) позже настоятельно рекомендовал Шопену написать оперу на сюжет о польском восстании. Миколай Шопен, отец композитора, в одном из своих писем к сыну передает просьбу Эльснера: «Он бы хотел, чтобы эти качества (оригинальность, национальная самобытность) у Тебя сохранились. Лишь в операх они выявятся с полной силой, и каждый поймет тогда, кто ты и это сразу привлечет к Тебе немало сторонников, Особенно теперь, когда там так много наших, — Ты больше, чем кто-либо другой можешь произвести впечатление своей музыкой. Эльснер советует Тебе, в случае, если кто-нибудь напишет вещицу о тех временах, когда мы были в разлуке, чтобы Ты потихоньку занялся сочинением музыки к ней и чтобы Ты ни в коем случае не отклонял подобных предложений». Одно время Шопен действительно думал о создании оперы, правда, не на сюжет восстания, а из более ранней истории своей страны. А теперь он пишет Этюд.

Играет выдающийся французский пианист Филипп Антремон (Philippe Entremont, b. 1934)

Слово «этюд» у других композиторов часто означает «упражнение». Но только не у Шопена! Здесь нет также аналогии с тем, что этюдами называют художники, подразумевая под этим «наброски», нечто подготовительное для работы над большим произведением. У Шопена это нечто иное: при том, что каждый из его этюдов Opus 10 написан в какой-то одной фактуре (октавы, терции, арпеджио и так далее) и как бы разрабатывает одну специфическую пианистическую проблему (в этом смысле они имеют сходство этюдами у художников — «этюд головы», «этюд руки», «этюд пейзажа») они, во-первых, каждый совершенно законченная пьеса («этюд» здесь совершенно не синоним «эскиза»), во-вторых, все этюды полны несравненных мелодических и гармонических красот. Только сами пианисты-исполнители могут в полной мере оценить техническую сложность этих этюдов; широкая же аудитория всегда восхищается их музыкальными красотами.

Читайте также:  Депрессия помогите как выйти

«Революционный» этюд начинается резким диссонирующим аккордом, словно артиллерийским залпом, после которого от середины клавиатуры низвергается бурный пассаж, исполняемый левой рукой. Эти два элемента — аккорд (а в дальнейшем страстная патетическая аккордовая фраза) и рокочущий пассаж — пронизывают весь этюд.

А вот на это исполнение я бы попросила обратить особенное внимание! Итальянский пианист Франческо Либетта (Francesco Libetta, b. 1968), демонстрируя виртуозную технику, играет этот этюд ОДНОЙ ЛЕВОЙ РУКОЙ! Хотя, разумеется, это уже не совсем Шопен))

В этой пьесе, безусловно, есть что-то глубоко национальное, польское. Но что именно? Шопен не цитирует здесь свой родной фольклор, не использует явные элементы польской мелодики, не имитирует народные инструменты, как, например, в мазурках. Ничего этого нет в этюде. Но польский дух, несомненно, ощущается.

Шопен замечательно достигает этого за счет того, что использует характерный ритм полонеза — национального польского танца (что, кстати, явствует из самого его названия). Это необычайно удачно найденный прием, поскольку характеризует одновременно и национальный характер, и патетический дух пьесы. Кстати, еще за тридцать лет до появления Этюда, Бетховен, желавший передать в музыке дух борьбы, и даже, конкретнее, дух Французской революции (тоже — революции!), написал «Патетическую сонату», в первой части которой звучит аналогичная ритмическая фигура (интересно, что и тональность обоих этих произведений — Этюда Шопена и Сонаты Бетховена — одна и та же — до минор).

Лауреат Международного Конкурса имени Шопена в Варшаве Станислав Бунин (р. 1966)

Хотя музыка Этюда и говорит сама за себя, Шопен счел нужным пояснить свои намерения выразительными ремарками. Уже указание темпа содержит в себе намек на характер звучания: Allegro con fuoco, что буквально означает «Быстро, с огнем». И далее, по ходу этюда: appassionato (страстно), con forza (с силой), stretto (сжато) или вдруг после громкой призывной фразы ее повторение, как бы слышимое издалека: sotto voce (вполголоса) и, наконец, последний взрыв страсти и непокорность: вновь ed appassionato (со страстью).

Играет знаменитый американский пианист Andre Watts (b. 1946)

Особо следует сказать о ремарке Allegro. К сожалению, в наше время этот этюд часто исполняют слишком быстро. Дело в том, что многочисленные издания произведений Шопена, в т. ч. и этюдов, порой значительно различаются — даже по самому нотному тексту — как между собой, так и с автографом. Шопен в автографе указал точную скорость: полутакт равен по метроному Мальцеля 76. Многие редакторы меняют это указание и предлагают исчислять пульс пьесы, во-первых, по четвертям (если бы надо было этой пьесой продирижировать, то дирижер должен был бы, согласно Шопену, показывать две доли в такте, то есть дирижировать на «два», а редакторы предлагают дирижировать на «четыре»), во-вторых, пусть немного, но быстрее, чем у Шопена. А мы ведь хорошо знаем, что там, где редактор предлагает «немного», исполнитель делает «много». В результате исполнение этого этюда часто напоминает не художественный акт, а спортивное состязание — его буквально исполняют «на скорость». При этом, очевидно, утрачивается весь драматический накал и пафос пьесы.

Японская пианистка Мишиэ Кояма (Michie Koyama), лауреат XI Международного Конкурса имени Шопена в Варшаве (1985)

Есть композиторы и произведения, которые постепенно завоевывают сердце слушателя. Причем, среди этих произведений можно назвать подлинные шедевры, например, фортепианные миниатюры Брамса. А есть пьесы, захватывающие слушателя моментально, с первых своих звуков. На мой взгляд, Шопен и его «Революционный» этюд — это то произведение, в которое слушатель влюбляется сразу и навсегда.

. Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

При подготовке поста была использована статья А. Майкопара Революционный этюд Шопена

Рубрики: искусство
видео
музыка

Метки: шопен chopin шопен этюд для фортепиано № 12 до минор opus 10 этюд шопена революционный этюд шопена

Процитировано 22 раз
Понравилось: 11 пользователям

Источник

Оцените статью