И. Левитан. Солнечный день. 1876
Лирический герой, взглянув в окно, не может не ощутить радости от прекрасного пейзажа: в небесной синеве видны птичьи стаи, возвращающиеся из тёплых краёв, пробуждаются насекомые, пчёлы жужжат – в природе всё прекрасно! Но при этом, в душе поэта не всё так же идеально, как в природе. Поэт описывает целые сутки: рассказ начинается с описания утреннего и дневного света, а завершается описанием ночи. Лирический герой замечает всё самое важное в каждом времени суток.
Это произведение – образец позднего периода творчества Фета. Оно появилось в 1881 г. В это время поэт вышел в отставку и проживал в загородном имении. В произведении улавливаются философские нотки: они связаны с ранней утратой возлюбленной Марии Лазич. Поэт расстался с ней давно, а спустя некоторое время узнал, что девушка погибла.
Стихотворение представляет собой элегию. Пробуждающаяся природа способствует раздумьям поэта о вечности окружающего мира, о связи природы и человека. В строчках сквозит настроение грусти.
Произведение написано четырёхстопным хореем. Используются два вида рифмы: параллельная и кольцевая.
Стихотворение несложное по композиции. В нём описывается один день из жизни поэта:
Первая строфа повествует о раннем утре. Начало дня – это время, когда солнышко улыбается каждому человеку. Небо невероятно синее и высокое. Птичьи стаи тянутся, издавая манящие звуки.
Вторая строфа повествует о середине дня. В полуденное время воздух прогревается, мелкие мошки и пчёлы выглядывают в поисках нектара. Третья строфа описывает вечернее время, которое встречает лирического героя вздохом и зарёй.
Произведение делится на смысловые части. Поэт описывает всё, что наблюдает вокруг. В качестве основы для выстраивания сюжета он использует временные рамки: с раннего утра – до позднего вечера.
Фет использует 24 образа, чтобы описать всего лишь одно время года – весну. Движение чувств и мыслей лирического героя отражено в постепенном сужении его поля зрения:
Первые строки – обращение поэта к радости: «Это утро, радость эта; Это мощь и дня, и света; Этот синий свод».
Постепенно световые образы перетекают в образы предметные. Весна ассоциируется с вереницей птиц, с «говором вод», с пчёлками и мошками.
Последние строки описывают состояние поэта весной: «Этот вздох ночной селенья, эта ночь без сна, эта мгла и жар постели, эта дробь и эти трели, это всё – весна».
Поэт сумел большое число образов собрать в единую мозаику, вместив в неё ещё и образ главного героя, и тему своего повествования: наступление весны и перемены в природе.
Главная тема – это весна, её огромное влияние на состояние человеческой души. Окружающий мир представляется единым целым, поражая воображение лирического героя. Фет лишь намекает на присутствие человека в последней строфе. Яркий день сменяется «ночью без сна». Яркие эмоции не дают покоя незримому лирическому герою: его эмоционально взвинченное состояние объясняется приходом весны.
Основная идея в том, что красота природы оказывает прямое влияние на человеческую душу. Даже стареющий поэт, которому довелось испытать немало бед, с приходом весны ощущает в себе прилив вдохновения, свежих сил.
В период позднего творчества Фет испытывал гнетущие мысли о своей неудачно сложившейся жизни. Но эти мысли не характерны для данного стихотворения: оно буквально пропитано оптимизмом, любовью к жизни.
В стихотворении не так много выразительных средств. Фет не пытается красиво описать окружающий мир: он лишь коротко перечисляет всё то, что видит. В этом ему помогают следующие средства выразительности:
Особенность произведения – полное отсутствие глаголов. Несмотря на это, поэт сумел передать движение, жизненную энергию.
Источник
Стихотворение написано в 1881 году, когда поэт уже не служил, а жил в загородном имении, посвятив себя творчеству.
Трагический эпизод в его жизни — гибель любимой девушки Марии Лазич, на которой он не женился, так как она была бедна, — он помнил всю жизнь. Особенно остро эта боль напоминала о себе в зрелые годы. Он почти не писал о природе, потому что разучился видеть её красоту. Мрачные мысли не давали ему радоваться жизни, её простым моментам.
Но в 1881 он вдруг пишет данное стихотворение. В нём нет той лёгкости, восторженности , которая была свойственна ранним его стихам о природе. Он словно подчёркивает, что всё это уже было.
История написания |
Род литературы. Жанр Лирическое стихотворение |
Стихотворение о природе и о судьбе человека в этой жизни. Несмотря на то, что поэт описывает красоту природы, он словно избегает возвышенной лексики, эпитетов.
Всё , что он видит в природе, это уже было в его жизни. И весна, с её пением птиц, с зорями « без затменья», и эти ночи без сна, и этот «зык и свист» — всё было.
Ничего не изменилось в природе. Она так же прекрасна и очаровательна. Но изменился сам поэт.
О понимает, что уже никогда не испытает того восторга , который охватывал его весной в молодости, что жизнь его уже близится к концу. Столько было ошибок в ней! И даже весна не способна отвлечь его от грустных мыслей.
Именно так можно понять это стихотворение, если связать его с биографией поэта. Если же отвлечься от неё, то мы увидим всю красоту пробуждающейся природы.И настроение у нас при чтении прекрасное. Ведь на каждое явление в жизни мы смотрим своими глазами, испытываем свои ощущения. В этом стихотворении можно увидеть столько красоты, если этого захотеть.
Литературное направление «Чистое искусство» |
Размер стиха Размер- хорей Чередование женской и мужской рифмы. Рифма перекрёстная, но чередуются две строки с одной. Причём 1 и 2, 4 и5 строки — смежная рифмовка. Всего в строфе 6 строк. 3 и 6 строки — закрытые рифмы( оканчиваются строки на согласный, а 1 и 2, 4и 5- открытые- на гласный. Это шестистишие. Схема: аабввб |
Композиция Всё стихотворение — это одно предложение с однородными членами, перечисляющими, что же такое весна. |
Тема, идея, проблемы |
Художественные средстваХудожественных средств мало в этом стихотворении. |
Синтаксическое средство— однородные члены: «… эти ивы и берёзы…», «…эти горы, эти долы…» и др. Автор перечисляет , что видит он вокруг себя, подмечая каждую мелочь, видя и слыша, что происходит с природой весной. |
Анафора: повторяются формы слова «это» в каждой строчке. |
Сравнение: «…Эти капли – эти слёзы…».Обратите внимание, что капли автор сравнивает именно со слезами, что так непривычно для описания весны, когда радостное настроение. |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведённое стихотворение А. А. Фета и почему?
Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Это пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
К какому роду литературы принадлежит это стихотворение?
Это стихотворение принадлежит к лирике, т. к. объектом изображения лирики становится сам создатель произведения со своим внутренним миром, идеями, чувствами, переживаниями, в то время как события внешнего мира, породившие эти переживания, отодвигаются на второй план.
Выпишите из этого стихотворения индивидуально-авторское слово.
Такое индивидуально-авторское слово называется «неологизм». Дадим определение.
Неологизм — это новое возникшее в языке народа слово для обозначения нового явления и понятия в жизни общества (общественных учреждений, технических достижений и пр.), использованное писателем в своём произведении, или слово, созданное им самим путём сочетания уже существующих слов или каких-либо их частей.
Окказионали́зм (от лат. occasionalis — случайный) — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке непродуктивным словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Окказионализмы обычно не получают широкого распространения и не входят в словарный состав языка[1].
Примеры: крупноболотье (создано по модели слова «мелколесье»), чипсонос (создано по модели слова «водовоз»), повсеградно, повсесердно (по аналогии с «повсеместно»).
В данном стихотворении неологизм или окказионализм — это слово зык.
Источник
Выпишите из этого стихотворения индивидуально-авторское слово.
Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Это пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
К какому роду литературы принадлежит это стихотворение?
Это стихотворение принадлежит к лирике, т. к. объектом изображения лирики становится сам создатель произведения со своим внутренним миром, идеями, чувствами, переживаниями, в то время как события внешнего мира, породившие эти переживания, отодвигаются на второй план.
К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведённое стихотворение А. А. Фета и почему?
Многие произведения Фета, посвящённые природе, проникнуты чувством восторга, светлой радости, состоянием душевного подъёма. Таково и стихотворение «Это утро, радость эта…». Оно является типичным примером поздней пейзажной лирики поэта.
Природа поэзии Фета неотделима от переживаний человека. Именно природа помогает открывать тайны человеческого бытия.
Стихотворение Фета о прекрасном времени года – весне, когда окружающий мир пробуждается, наполняется новыми звуками, свежими красками, яркими запахами, а душа человека – сильными чувствами. Как и в любом другом лирическом произведении, здесь состояние природы тесно связано с переживаниями лирического героя – весна в сердце лирического героя подобна весне в природе:
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чём их произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?
Стихотворение Фета «Это утро, радость эта…» о прекрасном времени года – весне, когда окружающий мир пробуждается, наполняется новыми звуками, свежими красками, яркими запахами, а душа человека – сильными чувствами. Как и в любом другом лирическом произведении, здесь состояние природы тесно связано с переживаниями лирического героя – весна в сердце лирического героя подобна весне в природе:
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Стихотворение С. Есенина «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта — природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним:
Сам себе казался я таким же клёном…
Единение человека с природой прослеживается и в поэзии Тютчева. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Природа в стихах Тютчева очеловечена, внутренне близка и понятна человеку («Не то, что мните Вы, природа»):
Не то, что мните Вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык .
Таким образом, в творчестве Тютчева, Фета, Есенина есть общие подходы к изображению природы: природа одухотворена, помогает предать внутреннее состояние лирического
Такое индивидуально-авторское слово называется «неологизм». Дадим определение.
Неологизм — это новое возникшее в языке народа слово для обозначения нового явления и понятия в жизни общества (общественных учреждений, технических достижений и пр.), использованное писателем в своём произведении, или слово, созданное им самим путём сочетания уже существующих слов или каких-либо их частей.
Окказионали́зм (от лат. occasionalis — случайный) — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке непродуктивным словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Окказионализмы обычно не получают широкого распространения и не входят в словарный состав языка[1].
Примеры: крупноболотье (создано по модели слова «мелколесье»), чипсонос (создано по модели слова «водовоз»), повсеградно, повсесердно (по аналогии с «повсеместно»).
В данном стихотворении неологизм или окказионализм — это слово зык.
У слова ЗЫК есть значение: резкий, громкий звук, голос, окрик.
Это слово явно придумал не автор.
Как неологизм пересекается с индивидуально-авторским словом?
А Вы полагаете, что неологизмы появляются сами по себе, из ниоткуда? Прочтите пояснение к заданию — объяснения даны подробные.
Источник