Это утро радость эта анафора

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. А.А.Фет. «Это утро, радость эта…»

Стихотворение написано в 1881 году, когда поэт уже не служил, а жил в загородном имении, посвятив себя творчеству.

Трагический эпизод в его жизни — гибель любимой девушки Марии Лазич, на которой он не женился, так как она была бедна, — он помнил всю жизнь. Особенно остро эта боль напоминала о себе в зрелые годы. Он почти не писал о природе, потому что разучился видеть её красоту. Мрачные мысли не давали ему радоваться жизни, её простым моментам.

Но в 1881 он вдруг пишет данное стихотворение. В нём нет той лёгкости, восторженности , которая была свойственна ранним его стихам о природе. Он словно подчёркивает, что всё это уже было.

История написания
Род литературы.

Жанр

Лирическое стихотворение

Стихотворение о природе и о судьбе человека в этой жизни. Несмотря на то, что поэт описывает красоту природы, он словно избегает возвышенной лексики, эпитетов.

Всё , что он видит в природе, это уже было в его жизни. И весна, с её пением птиц, с зорями « без затменья», и эти ночи без сна, и этот «зык и свист» — всё было.

Ничего не изменилось в природе. Она так же прекрасна и очаровательна. Но изменился сам поэт.

О понимает, что уже никогда не испытает того восторга , который охватывал его весной в молодости, что жизнь его уже близится к концу. Столько было ошибок в ней! И даже весна не способна отвлечь его от грустных мыслей.

Именно так можно понять это стихотворение, если связать его с биографией поэта. Если же отвлечься от неё, то мы увидим всю красоту пробуждающейся природы.И настроение у нас при чтении прекрасное. Ведь на каждое явление в жизни мы смотрим своими глазами, испытываем свои ощущения. В этом стихотворении можно увидеть столько красоты, если этого захотеть.

Литературное направление

«Чистое искусство»

Размер стиха

Размер- хорей

Чередование женской и мужской рифмы.

Рифма перекрёстная, но чередуются две строки с одной. Причём 1 и 2, 4 и5 строки — смежная рифмовка. Всего в строфе 6 строк.

3 и 6 строки — закрытые рифмы( оканчиваются строки на согласный, а 1 и 2, 4и 5- открытые- на гласный.

Это шестистишие. Схема: аабввб

Композиция

Всё стихотворение — это одно предложение с однородными членами, перечисляющими, что же такое весна.

Тема, идея, проблемы
Художественные средстваХудожественных средств мало в этом стихотворении.
Синтаксическое средство— однородные члены: «… эти ивы и берёзы…», «…эти горы, эти долы…» и др. Автор перечисляет , что видит он вокруг себя, подмечая каждую мелочь, видя и слыша, что происходит с природой весной.
Анафора: повторяются формы слова «это» в каждой строчке.
Сравнение: «…Эти капли – эти слёзы…».Обратите внимание, что капли автор сравнивает именно со слезами, что так непривычно для описания весны, когда радостное настроение.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Стихотворение и анализ «Это утро, радость эта…»

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Эти ивы и березы,

Эти капли — эти слезы,

Этот пух — не лист ,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Краткое содержание

И. Левитан. Солнечный день. 1876

Лирический герой, взглянув в окно, не может не ощутить радости от прекрасного пейзажа: в небесной синеве видны птичьи стаи, возвращающиеся из тёплых краёв, пробуждаются насекомые, пчёлы жужжат – в природе всё прекрасно! Но при этом, в душе поэта не всё так же идеально, как в природе. Поэт описывает целые сутки: рассказ начинается с описания утреннего и дневного света, а завершается описанием ночи. Лирический герой замечает всё самое важное в каждом времени суток.

История создания

Это произведение – образец позднего периода творчества Фета. Оно появилось в 1881 г. В это время поэт вышел в отставку и проживал в загородном имении. В произведении улавливаются философские нотки: они связаны с ранней утратой возлюбленной Марии Лазич. Поэт расстался с ней давно, а спустя некоторое время узнал, что девушка погибла.

Жанр, направление, размер

Стихотворение представляет собой элегию. Пробуждающаяся природа способствует раздумьям поэта о вечности окружающего мира, о связи природы и человека. В строчках сквозит настроение грусти.

Произведение написано четырёхстопным хореем. Используются два вида рифмы: параллельная и кольцевая.

Композиция

Стихотворение несложное по композиции. В нём описывается один день из жизни поэта:

Первая строфа повествует о раннем утре. Начало дня – это время, когда солнышко улыбается каждому человеку. Небо невероятно синее и высокое. Птичьи стаи тянутся, издавая манящие звуки.

Вторая строфа повествует о середине дня. В полуденное время воздух прогревается, мелкие мошки и пчёлы выглядывают в поисках нектара. Третья строфа описывает вечернее время, которое встречает лирического героя вздохом и зарёй.

Произведение делится на смысловые части. Поэт описывает всё, что наблюдает вокруг. В качестве основы для выстраивания сюжета он использует временные рамки: с раннего утра – до позднего вечера.

Образы и символы

Фет использует 24 образа, чтобы описать всего лишь одно время года – весну. Движение чувств и мыслей лирического героя отражено в постепенном сужении его поля зрения:

Первые строки – обращение поэта к радости: «Это утро, радость эта; Это мощь и дня, и света; Этот синий свод».

Постепенно световые образы перетекают в образы предметные. Весна ассоциируется с вереницей птиц, с «говором вод», с пчёлками и мошками.

Последние строки описывают состояние поэта весной: «Этот вздох ночной селенья, эта ночь без сна, эта мгла и жар постели, эта дробь и эти трели, это всё – весна».

Поэт сумел большое число образов собрать в единую мозаику, вместив в неё ещё и образ главного героя, и тему своего повествования: наступление весны и перемены в природе.

Темы и настроение

Главная тема – это весна, её огромное влияние на состояние человеческой души. Окружающий мир представляется единым целым, поражая воображение лирического героя. Фет лишь намекает на присутствие человека в последней строфе. Яркий день сменяется «ночью без сна». Яркие эмоции не дают покоя незримому лирическому герою: его эмоционально взвинченное состояние объясняется приходом весны.

Основная идея

Основная идея в том, что красота природы оказывает прямое влияние на человеческую душу. Даже стареющий поэт, которому довелось испытать немало бед, с приходом весны ощущает в себе прилив вдохновения, свежих сил.

В период позднего творчества Фет испытывал гнетущие мысли о своей неудачно сложившейся жизни. Но эти мысли не характерны для данного стихотворения: оно буквально пропитано оптимизмом, любовью к жизни.

Средства выразительности

В стихотворении не так много выразительных средств. Фет не пытается красиво описать окружающий мир: он лишь коротко перечисляет всё то, что видит. В этом ему помогают следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «вздох ночей»;
  • сравнения – «эти капли – эти слёзы», «мощь дня и света»;
  • аллитерация – для передачи печали в душе поэта. Например, использование согласного звука «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод»;
  • анафора – повторение форм слова «это» в каждой строчке;
  • особый синтаксический приём: использование однородных членов предложения: «…эти горы, эти долы…», «эти ивы и берёзы…» и др.

Особенность произведения – полное отсутствие глаголов. Несмотря на это, поэт сумел передать движение, жизненную энергию.

Источник

Это утро радость эта анафора

Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чём их произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Это пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

К какому роду литературы принадлежит это стихотворение?

Это стихотворение принадлежит к лирике, т. к. объектом изображения лирики становится сам создатель произведения со своим внутренним миром, идеями, чувствами, переживаниями, в то время как события внешнего мира, породившие эти переживания, отодвигаются на второй план.

Выпишите из этого стихотворения индивидуально-авторское слово.

Такое индивидуально-авторское слово называется «неологизм». Дадим определение.

Неологизм — это новое возникшее в языке народа слово для обозначения нового явления и понятия в жизни общества (общественных учреждений, технических достижений и пр.), использованное писателем в своём произведении, или слово, созданное им самим путём сочетания уже существующих слов или каких-либо их частей.

Окказионали́зм (от лат. occasionalis — случайный) — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке непродуктивным словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Окказионализмы обычно не получают широкого распространения и не входят в словарный состав языка[1].

Примеры: крупноболотье (создано по модели слова «мелколесье»), чипсонос (создано по модели слова «водовоз»), повсеградно, повсесердно (по аналогии с «повсеместно»).

В данном стихотворении неологизм или окказионализм — это слово зык.

У слова ЗЫК есть значение: резкий, громкий звук, голос, окрик.

Это слово явно придумал не автор.

Как неологизм пересекается с ин­ди­ви­ду­аль­но-ав­тор­ским словом?

А Вы полагаете, что неологизмы появляются сами по себе, из ниоткуда? Прочтите пояснение к заданию — объяснения даны подробные.

К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведённое стихотворение А. А. Фета и почему?

Многие произведения Фета, посвящённые природе, проникнуты чувством восторга, светлой радости, состоянием душевного подъёма. Таково и стихотворение «Это утро, радость эта…». Оно является типичным примером поздней пейзажной лирики поэта.

Природа поэзии Фета неотделима от переживаний человека. Именно природа помогает открывать тайны человеческого бытия.

Стихотворение Фета о прекрасном времени года – весне, когда окружающий мир пробуждается, наполняется новыми звуками, свежими красками, яркими запахами, а душа человека – сильными чувствами. Как и в любом другом лирическом произведении, здесь состояние природы тесно связано с переживаниями лирического героя – весна в сердце лирического героя подобна весне в природе:

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Стихотворение Фета «Это утро, радость эта…» о прекрасном времени года – весне, когда окружающий мир пробуждается, наполняется новыми звуками, свежими красками, яркими запахами, а душа человека – сильными чувствами. Как и в любом другом лирическом произведении, здесь состояние природы тесно связано с переживаниями лирического героя – весна в сердце лирического героя подобна весне в природе:

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Стихотворение С. Есенина «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта — природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним:

Сам себе казался я таким же клёном…

Единение человека с природой прослеживается и в поэзии Тютчева. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Природа в стихах Тютчева очеловечена, внутренне близка и понятна человеку («Не то, что мните Вы, природа»):

Не то, что мните Вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык .

Таким образом, в творчестве Тютчева, Фета, Есенина есть общие подходы к изображению природы: природа одухотворена, помогает предать внутреннее состояние лирического

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа 2
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа,

ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа

1
Не названо произведение, и не указан его автор,

И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа

0
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют 4
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

3
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

И/ИЛИ допущены две фактические ошибки

2
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов)

И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

1
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения

И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного)

И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки 2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок 1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) 0
Максимальный балл 8

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

Источник

Читайте также:  Чувство стыда откуда оно
Оцените статью