- Это мое чувство ритма
- Чувство ритма: для чего и как развивать
- Откуда у человека чувство ритма
- Ритм сегодня
- Как развить чувство ритма
- Чувство ритма: что это такое и как его проверить?
- Как проверить чувство ритма у ребенка или взрослого?
- Традиционные методы проверки чувства ритма
- Новые методы проверки чувства ритма
- Заблуждения о чувстве ритма
Это мое чувство ритма
Её органичное умение расположить аудиторию к себе, наполнив танцпол чувственностью, очарованием и, вместе с тем, неукротимой энергией, сквозящей в каждом исполняемом произведении, делают Полу одной из самых выдающихся артисток современной клубной музыки.
Начав свой творческий путь, несколько лет назад, с основания проекта Kinetika и организации мероприятий в его рамках, Пола давольно быстро стала заметной фигурой на российской танцевальной сцене, снискав себе славу и уважение у слушателей и коллег по цеху, причём не только отечественных, но и зарубежных. Ее часто можно встретить в лучших российских клубах и на фестивалях. Она дважды становилась специальным гостем знакового танцевального действа Electro Beach во Франции, а так же не раз удостаивалась чести играть на разогреве светил мирового, клубного небосклона таких как: Solomun, Agoria, Dixon, Oxia, Sven Vath и многих других.
Не так давно, уйдя из проекта Kinetika, — Pola продолжила свой творческий путь уже в роли состоявшегося, востребованного диджея, резидента команды UFO-Events. Как человек постоянно экспериментирующий и развивающийся, Пола стала пробовать сочинять музыку. Дебютная работа «Yellowstone», созданная артисткой в соавторстве c Pozdnykov, стала хитом увидев свет на лейбле Highway. Сегодня в планах у Полы развитие студийной деятельности и множество других интересных проектов, оттеняющих ее многогранный талант.
По мнению ценителей музыки: Pola — подобна прозрачному чистому ручью, берущему истоки высоко в горах и по мере приближения к морю, превращающегося в стремительную, мощную, глубокую, музыкальную реку, чьё звучание не оставит равнодушными никого.
Источник
Чувство ритма: для чего и как развивать
Больше информации на сайте brightmagazine.ru
Что такое чувство ритма? Как его развить? И вообще, зачем это нужно человеку?
У каждого музыкального произведения есть свой ритм. Ритм делит что-либо имеющее длительность на отрезки. Отрезки эти, в свою очередь, могут быть простыми (как в большинстве популярных композиций) и сложными (как в большинстве классических произведений). Скорее всего, он ещё и изменяется на протяжении композиции: акценты и сильные доли могут спокойно куда-нибудь переехать, создавая совершенно новое настроение. Но не нужно путать ритм с темпом: темп – это скорость, а ритм – это рисунок, композиция, ударения и акценты.
И, вопреки всем имеющимся представлениям, чувство ритма есть у каждого человека! Другое дело – это не так заметно при поверхностном рассмотрении.
Откуда у человека чувство ритма
Основа этого чувства – способность двигаться. Наш мозг устроен невероятным образом и, конечно же, содержит много разных областей, которые отвечают за движения. Эти области запоминают варианты движений нашего тела и помогают придумывать новые. В жизни мы сталкиваемся с различными задачами, требующими физической нагрузки. Чем чаще мы решаем одну задачу, тем проще и быстрее она нам даётся. Всё потому, что мозг привыкает. Привыкает к весу передвигаемых и используемых предметов, скорость их перемещения, интенсивности сокращения мышц. Так, однажды, количество повторений становится качеством исполнения. Именно этот путь проходит ребёнок при освоении своего тела и физического мира.
Понимая смысл задачи, и научившись управлять телом и объектами, мозг становится способен «успевать», усложнять задачу за счёт уменьшения времени выделенного на выполнение, а то и добавляет несколько действий в привычный уклад. Другими словами, к контролю качества и скорости движения, мозг смог прибавить контроль временных рамок (насколько сам их чувствовал, конечно). А чтобы это стало возможным, нужно различать длительности, то есть научиться их сравнивать и получать простые результаты, типа больше, меньше, или равно. Во времена «выживания», когда человек ещё был добычей и не начал строить цивилизацию, такие возможности обеспечивали биологический успех, ведь это позволяло вести охоту более успешно, выживать эффективнее, за один отрезок времени создавать больше предметов и обустраивать больше пространства. Чувствовать ритм – означает «понимать, как эффективно двигаться». А эффективно двигаться – это танцевать.
Ритм сегодня
Цивилизация взрастила потребность в ритмичности, ведь в жизнь стали приходить всё более сложные идеи, требующие всё более сложного технического оснащения и командной работы. Так и происходит, ручной труд усложнился и теперь огромная куча нюансов учитывается подсознательно, автоматически. Понаблюдайте за собой во время уборки или мытья посуды: ваше тело само знает, на какое действие сколько тратить времени и усилий. Рука даже представляет, как и куда нужно взмахнуть, чтобы с тарелки слетели последние капли воды. Всё ещё считаете, что ритм – не ваше? Хорошо. Тогда просто спросите своих друзей или родственников, что происходит с вами, когда вы слышите любимую(-ые) песню(-и)? Всё ваше тело автоматически подстраивается под ритм композиции: сердцебиение замедляется или ускоряется соответственно, меняется мимика, поза, характер и направление движений конечностей. А если вы ещё и подпеваете… Тело подпевает с вами. Буквально, ваши суставы начинают работать синхронно с ритмом мелодии. А пробовали убираться под музыку? Да, здесь, и подавно, начинается настоящее представление.
Как развить чувство ритма
Заинтересовались в приобретении способностей, могущих сильно скрасить досуг и жизнь? Отлично! Это на пользу вашему физическому и психологическому здоровью. Есть множество интуитивно понятных упражнений, выполняйте их как можно регулярнее – и удивитесь тому, как быстро нарабатывается навык.
Подыгрывайте любой звучащей сейчас композиции. Не обязательно громко, главное – уловить характер, рисунок, ритм. Конечно, в идеале – начать танцевать всем корпусом и пристукивать ногами в тот момент, когда стучите руками.
Ритм – не только скорость и рисунок движений, это ещё и эмоциональное переживание. Найдите несколько пар композиций, которые, на ваш слух, отличаются противоположными настроениями. В паре, конечно же. Например: грустно — весело, легко — тяжело, агрессивно — меланхолично и т.п. Играйте (стучите, танцуйте, хлопайте) вместе с этими композициями и позаботьтесь о том, чтоб ваше звучание было таким же по настроению. Как? Вот сами и выясняйте.
Уборка/мытьё посуды/стирка/бег/что-либо ещё – под музыку. Нужно делать привычные дела в ритм. Ничего ведь сложного, да? Поделайте так сколько-то раз, прочувствуйте процесс. А вот потом (регулярность может сильно варьироваться, ничего страшного, если вы решитесь на это через несколько дней, или неделю) выберете композицию, которая не совпадает по характеру с вашей деятельностью. Например, рубите дрова под вальс. Но, будьте добры, рубите так, чтоб чувствовалась лёгкость, чтобы всё как положено.
Задачка со звёздочкой. Советую выполнять не сразу, а немного поднаторев. Запоминайте ритм. Выключайте музыку. Играйте ритм. Ну и, конечно же, играйте его танцуя, дайте телу почувствовать, что такое грустный и весёлый ритм. А потом включайте трек-образец и проверяйте себя. Диктофон может вам сильно помочь в этом деле.
Есть друзья-музыканты? Тогда настало время экспериментировать! Возьмите любую песню, которую вы можете исполнить вместе (неважно, на каком инструменте вы будете играть, хотите – гитара, хотите – пойте, хотите – хлопайте ладонями по коленям) и выверните её наизнанку. Превратите колыбельную в марш, чтоб колени от ужаса дрожали, сделайте из романса клоунаду. Чем больше вариаций – тем лучше.
Для того, чтоб всё это осуществить, вам не понадобится много устройств, достаточно свободного времени (это по началу, потом сможете делать это между делом), желания и правильно направленного внимания. Удачи на пути!
Источник
Чувство ритма: что это такое и как его проверить?
У понятия «чувство ритма» в музыкальном плане очень простое определение. Чувство ритма – это способность ощущать музыкальное время и улавливать события, которые происходят в течении этого времени.
Что есть музыкальное время? Это равномерное биение пульса, равномерное чередование в нем сильных и слабых долей. Многие даже никогда не задумывались о том, что музыка какой-нибудь пьесы для инструмента или песни насквозь пронизана каким-то единым движением. А между тем, именно от этого единого движения, от частоты ударов пульса зависит темп музыки, то есть ее скорость – быстрой она будет или медленной.
ПОДРОБНЕЕ О МУЗЫКАЛЬНОМ ПУЛЬСЕ И МЕТРЕ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
А что такое события музыкального времени? Это и есть то, что называется словом ритм – последовательность звуков, различных по своей длительности – долгих или коротких. Ритм всегда подчиняется пульсу. Поэтому хорошее чувство ритма всегда основано на ощущении живого «музыкального сердцебиения».
ПОДРОБНЕЕ О ДЛИТЕЛЬНОСТЯХ НОТ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
Вообще чувство ритма — это понятие не сугубо музыкальное, это то, что рождено самой природой. Ведь в мире все ритмично: смена дня и ночи, времен года и т.д. А посмотрите на цветы! Почему у ромашек так красиво расположены белые лепестки? Это все и есть явления ритма, и они знакомы каждому и каждый их чувствует.
Как проверить чувство ритма у ребенка или взрослого?
Сначала несколько вводных слов, а затем мы расскажем о традиционных и нетрадиционных методах проверки, об их плюсах и минусах. Проверку чувства ритма лучше всего производить не в одиночестве, а в паре (ребенок и взрослый или взрослый и его товарищ). Почему? Потому что нам трудно бывает дать объективную оценку самому себе: мы можем себя или недооценивать или переоценивать. Поэтому лучше, если есть кто-нибудь проверяющий, желательно музыкально образованный.
Что делать, если мы не хотим никого звать, чтобы нас послушали? Как тогда проверить чувство ритма? В таком случае вы можете записывать упражнения на диктофон и потом оценивать себя как бы со стороны по записи.
Традиционные методы проверки чувства ритма
Такие проверки широко практикуются на вступительных экзаменах в музыкальные школы и считаются универсальными. Они, на первый взгляд, очень простые и объективные, но, на наш взгляд, все-таки не подходят всем без исключения взрослым и детям.
МЕТОД 1 «ПРОСТУЧАТЬ РИТМ». Ребенку, будущему ученику предлагают послушать, а затем повторить ритмический рисунок, который простукивается ручкой или прохлопывается в ладоши. Это же самые мы предлагаем сделать и вам. Послушайте несколько ритмов, исполненных на различных ударных инструментах, а затем простучите их или прохлопайте в ладоши, можете просто напеть на слоги типа «там та-та там там там».
Примеры ритмических рисунков для прослушивания:
Данный способ выявления ритмического слуха нельзя назвать идеальным. Дело в том, что многие дети не справляются с заданием. И не потому, что у них не развито чувство ритма, а в простой растерянности: ведь их просят продемонстрировать то, чего они еще никогда в своей жизни не делали, иногда они вообще не понимают, чего от них хотят услышать. Получается, что ничему еще не учили, но спрашивают. Разве это дело?
Поэтому, если ребенок или испытуемый взрослый справился с заданием – это хорошо, а если нет, то это ни о чем не говорит. Нужны другие методы.
МЕТОД 2 «СПЕТЬ ПЕСНЮ». Ребенку предлагают спеть любую знакомую песню, самую простую. Чаще всего на прослушиваниях звучит песня «В лесу родилась елочка». Вот и вы попробуйте напеть на диктофон свою любимую песню, а затем сравните с оригиналом звучания – много ли расхождений?
Конечно, когда просят что-то спеть, то цель проверки, прежде всего – слух мелодический, то есть звуковысотный. Но так как мелодия немыслима без ритма, то и чувство ритма, следовательно, можно проверить по пению.
Однако и этот метод не всегда работает. Почему? Дело в том, что не все дети могут вот так сразу взять и запеть. Одни стесняются, у других пока нет координации между голосом и слухом. И снова получается та же самая история: спрашивают то, чему еще не учили.
Новые методы проверки чувства ритма
Так как распространенные методы диагностики чувства ритма не всегда могут дать материал для анализа, и, следовательно, в определенных ситуациях оказываются непригодными для проверки слуха, мы предлагаем еще несколько «запасных», нетрадиционных методов проверки, хотя бы один из них должен подойти именно вам.
МЕТОД 3 «РАССКАЗАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ». Этот способ проверки чувства ритма, пожалуй, наиболее доступный для детей. Нужно попросить ребенка прочитать небольшой отрывок (2-4 строчки) любого стихотворения (желательно простого, детского). Например, пусть это будет знаменитое «Наша Таня громко плачет» Агнии Барто.
Читать стих лучше размеренно – не очень быстро, но не медленно, то есть в среднем темпе. При этом ребенку дается задание: каждый слог стихотворения отмечать хлопком в ладоши: рассказывать и хлопать в ладоши в ритме стиха.
После чтения вслух можно дать более сложное задание: читать мысленно про себя и только хлопать в ладоши. Вот тут-то и должно выясниться, насколько развито ритмическое чувство.
Если результат упражнения положительный, можно еще усложнить задание: подвести ребенка к фортепиано, указать на нем какие-нибудь две соседние клавиши в среднем регистре и попросить «сочинить песенку», то есть рассказывать стишок и подбирать мелодию на двух нотах так, чтобы в мелодии сохранился ритм стиха.
МЕТОД 4 «ПО РИСУНКУ». Следующий способ характеризует умственное понимание, осознание явлений ритма вообще в жизни. Нужно попросить ребенка нарисовать рисунок, только обязательно указать, что именно рисовать: например, домик и забор.
После того, как испытуемый завершит рисунок, анализируем его. Оценивать нужно по таким критериям: чувство пропорций и чувство симметрии. Если у ребенка с этим все нормально, то чувство ритма можно будет развить в любом случае, даже если оно в данный момент никак себя не проявило или вообще, кажется, что оно напрочь отсутствует.
МЕТОД 5 «НАЧАЛЬНИК ПОЛКА». В данном случае чувство ритма оценивается по тому, как ребенок командует маршировкой или любым самым простым физическим упражнением из зарядки. Сначала можно попросить маршировать самого ребенка, а затем предложить ему поруководить маршировкой «строем» из родителей и участников экзаменационной комиссии.
Таким образом, мы рассмотрели с вами целых пять способов проверки чувства ритма. Если их применить в комплексе, то в результате можно получить хорошую картину по степени развитости этого чувства. О том, как развить чувство ритма, мы будем говорить уже в следующем выпуске. До новых встреч!
Источник
Заблуждения о чувстве ритма
Современная музыка это музыка ритма. Начиная со времен зарождения джаза и заканчивая современными электронными стилями, музыка в XX-XXI веках выбрала ритм в качестве основы. И отсюда естественна необходимость иметь отличное чувство ритма для современного музыканта. При этом большая часть музыкантов имеют очень смутное представление о том, как заниматься развитием чувства ритма, что это за навык и какие шаги нужно сделать для получения хороших результатов.
Такую проблему можно наблюдать не только в среде музыкантов любителей, которые осваивают игру на инструменте самостоятельно. В музыкальных заведениях также нет такого предмета, как развитие чувства ритма. С этой позиции неудивительно количество заблуждений относительно музыкального чувства ритма и приемов его развития.
В этой статье попробуем разобраться с наиболее популярными из них.
- Чувство ритма
Именно определение этого навыка, как чувство ритма является первым заблуждением. Представим, что музыкант может без труда исполнять какой-либо определенный ритм. Например, это будет ритм галоп. При этом ритм он исполняет верно, то есть в нем есть верное соотношение между восьмой и 2мя шестнадцатыми, но при этом он не может исполнять этот ритм под метроном или просто периодично. Все, что он может, это исполнить только группу ритма. Скажем ли мы, что такой музыкант обладает отличным чувством ритма?
Определяющим навыком для музыканта является способность повторить ровный ряд равномерных временных долей, то есть воспроизвести метр. Поэтому правильно называть это чувством метра или метроритма. Очень часто начинающие музыканты могут исполнить ритм достаточно точно, но не в состоянии делать это метрично.
Математический эталон метричности это метроном. Отсюда идет второе заблуждение:
2. Хорошее чувство метроритма это умение играть, как метроном.
И хотя это в принципе невозможно, давайте попробуем представить музыканта, который может играть математически ровно, как метроном. Вы можете подумать, а что может быть в этом плохого?
Проблема здесь будет в том, что ритм в музыке всегда относителен. Любая ритмическая фигура это не алгоритм, а всего лишь прообраз возможности. Например, мы знаем, что в одной половинной 2 четверти, но в начале предложения и в конце предложения музыкант исполнит четверти по разному, в зависимости от гармонии, фразировки или настроения.
Кроме того, ритм не может существовать обособленно от такого понятия как фразировка и музыкальный синтаксис, что означает необходимость ускорений или замедлений (так называемая агогика). У хорошего музыканта такие отклонения не превышают минимальных длительностей, но оказывают существенное влияние на звучание и формируют индивидуальный стиль. Поэтому идеальным можно назвать навык, при котором музыкант чувствует метр, но при этом может ускорять или замедлять определенные доли. При этом расстояние между сильными долями такта, чаще всего, будут близки к эталонным, а расстояние между долями внутри такта будет варьироваться в зависимости от стиля музыки.
3. Для развития чувства ритма нужно постоянно играть под метроном.
Занятия под метроном являются важным инструментом в занятиях любого музыканта, но нужно понимать, что
- Они не развивают гибкость и умение играть возле долей такта, о чем я упоминал выше.
- Метроном не развивает интонационное и музыкальное ощущение ритма. А именно музыкальное осмысление ритма имеет значения для исполнителя.
- Для развития чувства ритма нужно заниматься специальными упражнениями без инструмента
Особое внимание обратите на последний пункт.
Развитие чувства ритма невозможно без использования навыков тела совершать ритмичные действия. Игра на инструменте это достаточно сложная психофизическая деятельность, в процессе которой очень сложно контролировать метричные процессы. С другой стороны, если вы освоили ритм на уровне слуха и тела, то перенести его на инструмент не составит труда.
3 инструмента, которые нужно использовать в занятиях это физическое воспроизведение ритма (например, хлопки, стук по столу и т.д), проговаривание ритма (ритмофоника), дирижирование (тактирование).
Источник