- Что делать, когда хвалят?
- Похвала и лесть
- Из наследия Оптинских старцев
- Личный коуч: как не обидеть похвалой
- «Ну, старик, не ожидал!»
- «Молодец, почти как Вася!»
- «Умничка, хвалю»!
- «Костюм произвел фурор!»
- «Молодец, да не слишком»
- Леденец похвалы и пустота тщеславия
- Хвастовство
- Человекоугодие
- Леденец похвалы
- Тщеславие
Что делать, когда хвалят?
Похвала молодцу – пагуба.
Лестью и душу вынимают.
Лесть да месть дружны.
Дурно, когда все кругом похваливают, а правды никто не скажет. Долго ли запутаться?
Похвалы рождают самовосхваление и самочувствие – злые чувства, проводники к тщеславию и гордости.
Когда вас хвалят, говорите про себя: «Я себя знаю, а они – нет».
Старец Иероним Эгинский (1883–1966).
Когда хвалители наши или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий.
Если станут хвалить тебя за дела твои, не радуйся тому и не услаждайся тем, утаевай их сколько можешь; не позволяй себе кому-нибудь говорить об них, и всячески постарайся достигнуть того, чтоб люди не хвалили тебя.
Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадет.
Сказать: «не хвали, а то после рассоримся».
Пусть хвалят, ты на это не смотри, не отвечай и не спорь, а только сама сознавай в себе, стоишь ли ты похвалы или нет. Если будешь противоречить, то выйдет лицемерие, ведь тонкое чувство удовольствия от похвалы все-таки есть в тебе, да и те, которым ты будешь противоречить, не поверят тебе, поэтому, когда хвалят, не говори ничего, опусти глаза и молчи.
Если увидишь, что кто-либо лицемерно хвалит тебя, то в другое время ожидай от него порицания.
Если кто прославляет тебя и ты с услаждением принимаешь похвалу, то нет в тебе страха Божия.
Источник
Похвала и лесть
Из наследия Оптинских старцев
Оптинские старцы предостерегали: опасно как хвалить, так и принимать похвалу.
Преподобный Макарий наставлял:
«Сколько же вредна слава человеческая! Хоть бы и точно человек имел что-либо достойное похвалы, но когда услаждается шумом слов оных, то уже лишается будущей славы, по учению святых отцев».
Старец советовал помнить поучения святых отцов о похвале как тонкой козни вражией:
«В приписываемой тебе похвале есть тонкая кознь вражия, чтобы тебя обольстить, а ты, поминая свое страстное устроение, смирением сокрушай козни сии » .
«Похвала не на пользу. Ужасно трудна похвала».
Предостережение тем, кто часто хвалит окружающих
Преподобный Никон предостерегал:
«Хвалить кого-либо в лицо нельзя. Можно большой вред принести душе этого человека. Надо иметь рассуждение. В некоторых случаях допускается даже неправду сказать – ради пользы человека».
Речь не о тех, кто старается подбодрить собеседника или утешить страдающего, а о тех, кто хвалит, имея в виду свою собственную выгоду или желание польстить.
Если вас хвалят
Преподобный Макарий учил при похвале мысленно укорить себя, признать себя «хуже всех», чтобы не повредиться духовно:
«При похвале же вас от других берегитесь своей, или паче бесовской, похвалы, но мысленно считайте себя хуже всех, то и не повредитесь от не принадлежащих вам похвал».
Преподобный Амвросий наставлял:
«Сказать хвалящей: не хвали, а то после рассоримся. Святой Лествичник велит опасаться таких людей. Лучше принять злословившего человека».
Старец советовал, когда тебя хвалят, не отвечать на похвалу, не противоречить и не спорить:
«Когда хвалят, то на это не обращать внимания, не отвечать и не спорить. Если будешь противоречить, то выйдет лицемерие – ведь тонкое чувство удовольствия от похвалы всё-таки есть в тебе. Да и те, которым будешь противоречить, не поверят».
Преподобный Иосиф давал следующий совет: присмотреться к самому себе: что вы чувствуете при похвале? Если удовольствие, то это говорит о недостатке смирения:
«Чувствуешь удовольствие, когда хвалят? Это и показывает, что нет… смирения. Надо скорее каяться в этом чувстве».
Старец учил убегать от похвалы, самого себя не хвалить, а при похвале прибегать к самоукорению:
«Если люди хвалят, ты сама укоряй себя».
«Доброе дело делай, но от похвалы убегай и себя не хвали. Когда же что сделаешь, то думай о себе, яко неисправна есть, ибо сделала только то, что должна была сделать, да вспоминай, сколько опустила, – тогда и не будешь хвалиться».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Источник
Личный коуч: как не обидеть похвалой
Бывает, что наша похвала вызывает совершенно неожиданную реакцию, прямо противоположную ожиданиям: вместо «спасибо» – обида и раздражение. Почему, за что? Ведь мы хотели как лучше.
Попробуем встать на место человека, которого похвалили, и вспомнить, всегда ли нам было приятно выслушивать дифирамбы в свой адрес. Возможно, мы тоже обижались и даже хотели ответить грубостью на, казалось бы, добрые слова.
«Ну, старик, не ожидал!»
Руководитель радостно восклицает: «Слушай, старик, да ты молодец, не ожидал от тебя такого результата!» Казалось бы, хвалят, но самым громким аккордом в этой «Оде к радости» звучит недоверие к нашим возможностям, а сам успех приписывается случайному стечению обстоятельств. Такой похвалой руководитель не столько отмечает достижение, сколько выражает удивление, что оно действительно имело место.
Есть еще более жесткий вариант, когда упор делается на предыдущие неудачи: «Ну наконец-то сделал как надо». Так одной фразой перечеркивается закономерность успеха, а заодно и будущие результаты.
«Молодец, почти как Вася!»
Многим знакомо неприятное чувство несоответствия высокой планке – когда хвалят, сравнивая с кем-то другим, с «умным мальчиком из соседнего подъезда»: «Молодец, еще чуть-чуть – и будешь как Вася!» Слышать такое обидно, особенно если этот человек не киногерой, не «супермен», а кто-то «с нашей поляны» – тот, кого мы считаем равным себе.
Обижает, что нам явно предпочитают другого. Что бы мы ни делали, его любят, уважают, ценят больше, чем нас. И хотя наши успехи не остаются незамеченными, он всегда лучше.
Когда слышишь такую похвалу, всплывают инфантильные, детские переживания, что другой любим больше. Порой такой «конкурент» вызывает желание поквитаться. В каждом из нас, какими бы взрослыми, успешными мы ни были, живет ребенок, который хочет любви, признания и того, чтобы его хоть на чуть-чуть любили больше, чем человека, сидящего за соседним столом.
«Умничка, хвалю»!
Иногда мы слышим действительно приятные слова в свой адрес: «Ты молодец»; «Ты находчивый». Но все же становится не по себе. В чем дело?
Все зависит от того, кто это говорит. Ведь такая комплексная похвала – это оценка личности, а не конкретных достижений. И далеко не каждому мы можем позволить так оценивать себя. Если это человек, которого мы уважаем и сами наделили правом занимать по отношению к нам патерналистскую позицию, тогда похвала будет приятна и значима. Она будет стимулом к действию или поводом поразмыслить. Но оценки людей для нас неавторитетных могут вызвать негодование. Когда такой человек «похлопывает по плечу», его руку хочется сбросить: «А ты кто такой, чтоб меня оценивать? Какое право имеешь?»
Когда, не имея на это права, нас кто-то хвалит по-отечески, мы чувствуем, что он тем самым пытается самоутвердиться, в одностороннем порядке сократить дистанцию.
Бывает, что два руководителя используют для мотивации похожие фразы, но сотрудники реагируют по-разному. Один скажет: «Умнички, девочки!» – и 40-летние «девочки» будут стараться еще раз заслужить одобрение. А услышав те же слова из уст другого руководителя, будут делать вид, что к ним это не относится.
«Костюм произвел фурор!»
Похвала может сильно задеть, если реальное достижение игнорируется, а отмечается второстепенная, незначительная деталь. Именно ей приписывается огромная роль в успехе, а та большая работа, которая была проделана, и сам успех обесцениваются. Я помню, как несколько лет назад, волнуясь, готовила важный доклад, перерыла гору литературы, советовалась с коллегами, и после успешного выступления, когда зал аплодировал, ко мне подошла знакомая и «похвалила»: «Твой костюм произвел фурор». Такое «одобрение» часто бывает следствием зависти. И обесценивание мы чувствуем безошибочно.
«Молодец, да не слишком»
Бывает и так, что наши усилия замечены и похвалили нас именно за результат, но в одобрении мы все же чувствуем подвох. А все потому, что понимаем: принижают значимость наших достижений. К примеру, менеджеру крупной торговой компании говорят: «Молодец, что привел этих клиентов. Они, конечно, особого дохода не принесут, но все же. »
Так хвалят в том случае, когда результат налицо, но им не хотят искренне восхититься, боясь, что это возымеет последствия. Какие? Придется выплачивать сотруднику обещанные бонусы или повышать зарплату. Или он расслабится, начнет работать спустя рукава.
Подобная похвала – как морковка перед осликом, до которой он никак не может дотянуться: каждый раз морковка все дальше, чтобы ослик ее не съел. Человека вроде бы хвалят, но достигнутый им результат тут же обесценивается. Это манипуляция в чистом виде: руководитель хочет, чтобы сотрудник продолжал трудиться, улучшал показатели, но при этом дает понять, что на самом деле как работник он не настолько хорош, чтобы ожидать вознаграждения.
Что общего у всех рассмотренных вариантов? Каждая похвала одновременно содержит два послания, которые противоречат друг другу. Одно явное, вербальное – содержание похвалы. Второе скрытое – подтекст, истинный смысл обращения, который и раскрывает мотивы «автора», его отношение к человеку, которого он хвалит.
Так как же похвалить, чтобы не обидеть? Нужно понять, для чего мы это делаем. Действительно ли хотим выразить восхищение или просто решаем модную управленческую задачу – повышение мотивации? Сегодня похвала воспринимается как панацея – и многие советуют хвалить даже тогда, когда мы недовольны человеком, но хотим добиться от него определенного поведения. Безусловно, важно соблюдать «рецепты» похвалы: хвалить за конкретные достижения, своевременно, не чрезмерно, от своего лица. Но вот парадокс: чем более «технично и правильно» мы хвалим, испытывая при этом другие чувства, тем более обидной похвала кажется людям. На такое «двойное» послание трудно реагировать однозначно.
Поэтому хвалить надо лишь тогда, когда мы действительно искренне хотим это сделать. Как ни банально это звучит, важно говорить от души. Если мы действительно чувствуем благодарность к человеку, восхищаемся им или хотим его подбодрить, не так уж и важно, как именно мы выразим похвалу и будет ли это правильно с позиций высокой теории. Когда желание похвалить искренне – слова найдутся.
Источник
Леденец похвалы и пустота тщеславия
Хвастовство
— Геронда, в ком сидит гордость, тот всегда объявляет о добре, которое делает?
— Объявляет или не объявляет, всё равно скрытое самодовольство в нём сидит!
На днях пришёл ко мне один человек. Говорил всё о себе да о себе и то и дело вставлял: «Говорю это во славу Божию». Рассказывает-рассказывает… «Говорю это во славу Божию». Я аккуратно замечаю: «Может, немного и твоей славы тут есть?» «Да нет же, — отвечает, — всё во славу Божию…» Получается, человек пришёл не для того, чтобы рассказать о том, что его волнует, а чтобы поведать о своих достижениях «во славу Божию», хотя на самом деле он всё рассказывал ради своей собственной славы.
Во всяком случае, человек всегда теряет, если сообщает другим о сделанном им добре и гордится сделанным. Только без толку трудится, ещё и осуждается. Один человек, который готовился стать священником, за сорок дней до хиротонии удалился в глухой монастырь. Спустя тридцать восемь дней ему нужно было выйти из монастыря в мир. И он из кожи вон лез, чтобы вернуться в монастырь и «отсидеть» ещё два дня, чтобы потом говорить, что провёл в монастыре сорок дней перед хиротонией. Ведь и Моисей, прежде чем получить десять заповедей, пробыл на Синае сорок дней. Потом он всем говорил: «Я перед хиротонией провёл в уединении сорок дней». Но разве так приходит благодать? Да лучше бы он просидел двадцать, или пятнадцать, или вообще ни одного дня, чтобы не иметь повода хвалиться, что просидел сорок дней, — больше бы благодати получил.
— Геронда, апостол Павел говорит. «Хваляйся, о Господе да хвалится» (1Кор. 1,31). В такой похвале может быть гордость?
— Нет. Как же в ней может быть гордость? Не гордость, а славословие, благодарность Богу. Если мы считаем за великую честь и за благодеяние то, что Благой Бог устроил так, что мы стали христианами, то в этом нет никакой гордости. Если, допустим, кто-то считает особым благословением и радуется, что Бог дал ему хороших и благочестивых родителей, то это не значит, что человек хвалится мирской похвалой. Это значит, что он испытывает благодарность Богу.
Человекоугодие
— Геронда, я часто чувствую неудовлетворённость и обиду.
— Что за обиду?
— Да вот думаю: «Почему люди не понимают, скольких усилий мне стоит сделать такое-то дело, и не проявляют ко мне уважения?»
— Когда человек делает что-то со смирением и любовью и не находит понимания, то, естественно, может почувствовать обиду, хотя это и неправильно (по крайней мере, в этом случае есть некоторые смягчающие обстоятельства). Но, когда человек требует от других признания, это уже хуже. Это проявление эгоизма, ощущения своей правоты, человекоугодия.
Насколько возможно, действуй со смирением. Делай то, что делаешь, любочестно, ради Христа, а не из человекоугодия или тщеславия, дабы услышать похвалу от людей. Когда человек не принимает похвалы от людей, а трудится только ради Бога, то Бог награждает его в этой жизни, подавая в изобилии Свою благодать, а в будущей дарует блага рая.
— Геронда, а может к любочестию примешиваться человекоугодие?
— Диавол, который хочет всё осквернить, может через человекоугодие похищать у человека часть любочестия. У человека есть здоровое честолюбие — любочестие, но если он не будет внимателен к себе, то заразится человекоугодием, и потом, что бы ни делал такой человек, это не будет приносить плода. Это всё равно что черпать воду дырявым ведром. Но если человек осознает, что любое дело, которое делается из человекоугодия, пустое, то у него сразу отпадёт всякое желание делать что-либо напоказ. Его глаза не захотят видеть почестей, а уши слышать, что о нём говорят другие.
— А я вот не могу различить, где в моих поступках любочестие, а где человекоугодие.
— Чистое видно сразу. Когда человек руководствуется любочестием, то имеет внутреннее извещение, то есть ощущает внутри покой, тишину, а человекоугодие приносит в душу беспокойство и смущение.
— Геронда, помысел говорит мне, что я впадаю в искушения из-за того, что моё сердце не принадлежит всецело Богу.
— Да, частью его владеет человекоугодие. Постарайся, чтобы ни в одно твоё благое дело не вклинивалось человекоугодие, дабы получать вознаграждение за труд полностью, без удержаний в пользу тангалашки, и наслаждаться в полной мере внутренним миром. Анализируй мотивы своих поступков, и как только заметишь, что действуешь из человекоугодия, сразу же его отсекай.
Если будешь подвизаться таким «добрым подвигом» (1Тим. 6,12), то освободишься от мирских побуждений, центром которых является человеческое «я». Тогда всё пойдёт как надо и не будет у тебя искушений ни внешних, ни внутренних, а будешь ты наслаждаться внутренним миром.
— Геронда, меня огорчает мой застой в духовной жизни. Мне бы хотелось каждый день идти вперёд.
— Знаешь, как бывает иногда? Люди хотят избавиться от страстей и стать лучше не для того, чтобы угодить Богу, но чтобы нравиться другим. Вот ты, например, хочешь стать лучше и совершенствоваться в духовной жизни. А ты подумала, почему ты этого хочешь? Для того чтобы стать ближе к Богу или чтобы казаться лучше прочих сестёр? Допустим, что ты стараешься приходить в церковь раньше других. А почему? Для того чтобы не опаздывать на службу, потому что так правильно или чтобы приходить первой и получать похвалы от сестёр? Духовный человек думает о том, чтобы нравиться Богу, а не людям «Если бы я хотел нравиться людям, — говорил апостол Павел, — то не был бы рабом Христовым» (Ср. Галл.1.10).
— Геронда, я всегда боюсь, как бы ни пасть в глазах людей, но не думаю о том, чтобы ходить правильно перед Богом Как сделать так, чтобы всегда иметь страх Божий?
— Нужно трезвение. В любом действии, даже в самом малом, в центре должен быть Бог. Обрати всё своё существо к Богу. Если ты возлюбишь Бога, то твой ум постоянно будет занят размышлениями о том, как Ему угодить, как нравиться Богу, а не о том, как нравиться людям. Это тебе поможет освободиться от тяжёлых оков человекоугодия, которые являются для тебя препятствием к более высокой жизни. И когда ты станешь радоваться тому, что падаешь в глазах людей, то будешь внутренне услаждаться Сладчайшим Иисусом.
Леденец похвалы
— Геронда, я услышала похвалу и…
— Ну и что? Нас что должно волновать? Как другие к нам относятся или как к нам относится Христос? Другие будут для нас движущей силой или Христос?
Ты серьёзный человек, так не веди себя легкомысленно. Меня часто, в том числе и люди важные, хвалят, а меня от их похвал тошнит. Я смеюсь про себя и отбрасываю их похвалы подальше. И ты тоже, лишь услышишь что-то подобное, сразу отбрасывай подальше от себя. Это вещи гнилые! Что мы приобретаем оттого, что другие нас хвалят? Только то, что завтра-послезавтра над нами будут смеяться тангалашки? Человек, который радуется, когда другие его хвалят, обманывается бесами.
Если человек повреждён, то есть заражён гордостью или предрасположен к ней, то любые похвалы, «мирские» или «духовные» (относящиеся к телу или к душе), вредны. Поэтому лучше просто так других не хвалить. Ведь если человек слаб духовно, то своей похвалой мы ему только навредим, он может погибнуть.
Похвала как наркотик. Например, человек, который начинает произносить в храме проповеди, может после первого раза спросить других, удалась ли проповедь, на что ему следует обратить внимание, чтобы не причинить вреда слушателям. Другой человек, чтобы его ободрить, может сказать: «Ты хорошо говорил, только на то-то, мне кажется, стоит обратить внимание». Но потом склонный к гордости проповедник может дойти до того, что будет спрашивать мнение других только, чтобы услышать от них похвалу. И если ему скажут: «Да, хорошая была проповедь», — он обрадуется. «Вот как меня хвалят», — будет думать он и надмеваться. Но если ему скажут: «Плохая проповедь», начнёт переживать. Видите, как тангалашка одним лишь леденцом похвалы обманывает человека? Сначала человек спрашивает с добрым расположением, чтобы понять, в чём он должен исправиться. А потом начинает спрашивать мнение других, чтобы услышать похвалу, которая доставляет ему радость!
Если вы радуетесь и испытываете чувство удовлетворения, когда вас хвалят, и расстраиваетесь и вешаете нос, когда вам делают замечание или говорят, что такое-то дело вы сделали не очень хорошо, то знайте, что это состояние мирское. И волнение ваше мирское и радость мирская. Человек духовно здоровый радуется, если ты ему скажешь: «Это у тебя плохо получилось», потому что этим ты помогаешь ему увидеть свою ошибку. Он признаёт, что сделал дело не очень хорошо, поэтому Бог его просвещает, и уже в следующий раз он сделает его хорошо. Но опять же будет считать, что не он сделал его, а Бог. «Что я один мог бы сделать? — говорит такой человек. Если бы Бог мне не помогал, я бы делал одни несуразности». У такого человека правильное устроение.
— Геронда, как сделать так, чтобы мы чувствовали себя одинаково, и когда нас хвалят, и когда ругают?
— Если возненавидите мирскую славу, то с одинаковым расположением будете принимать и похвалу, и поношение.
Тщеславие
— Геронда, почему я ощущаю внутри пустоту?
— Это от тщеславия. Когда мы стремимся возвыситься в глазах людей, то ощущаем внутри пустоту — плод тщеславия. Ведь Христос приходит не в пустоту, а в сердце обновлённого человека. К сожалению, часто люди духовной жизни часто стремятся приобрести добродетель, но ещё хотят иметь и что-то, что питало бы их гордость, — общественное признание, привилегии и т. д. Так у них в душе появляется пустота, пустота тщеславия. Нет полноты, нет сердечной радости. И чем больше в них растёт тщеславие, тем больше увеличивается пустота в душе и тем больше они страдают.
— Геронда, отчего происходит тяжесть, которую я испытываю в своём делании?
— Не подвизаешься со смирением. Тот, кто подвизается со смирением, не встречает трудностей в своём делании. Но когда у человека есть духовные устремления, сопровождаемые тщеславием, тогда в душе возникает тяжесть.
Остальные страсти не так сильно препятствуют нам в духовном восхождении, если мы смиренно призываем милость Божию. Но когда тангалашка нас уловляет тщеславием, то завязывает нам глаза и принуждает идти за собой по узкой и опасной тропинке, тогда-то мы и ощущаем в душе тяжесть, потому что находимся в области действия тангалашкиных сил.
Духовная жизнь не то, что мирская. В мирской жизни, чтобы, например, какое-либо предприятие имело успех, необходимо сделать хорошую рекламу, распространить эти, как там, буклеты, постараться сделать так, чтобы о тебе узнали. Но в духовной жизни «предприятие» будет успешным, только если человек возненавидит мирскую славу.
— Геронда, как отогнать тщеславные помыслы?
— Радуйся вещам противоположным тем, к которым стремятся мирские люди. Только, имея устремления противоположные мирским, можно действовать в области духа. Хочешь, чтобы тебя любили — радуйся, когда на тебя не обращают внимания. Хочешь почётное место — садись на скамейку. Ищешь похвал — возлюби уничижение, дабы ощутить любовь уничиженного Иисуса.
Ищешь славы — стремись к бесчестию, чтобы ощутить славу Божию. И когда ощутишь славу Божию, тогда почувствуешь себя счастливым и будешь иметь в себе радость, большую радостей всего мира.
Старец Паисий Святогорец «Страсти и добродетели. Слова. Том V»
Источник