- Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение
- Что такое чувственное познание?
- Стадии чувственного познания
- Особенности чувственного познания
- Формы чувственного познания
- Виды чувственного познания
- Значение чувственного познания
- Связь рационального и чувственного познания
- Выводы
- Тесты для 9 класса по литературе методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение
Приветствую Вас, друзья!
На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.
Что такое чувственное познание?
Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.
Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.
Стадии чувственного познания
Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.
- Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
- На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
- Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.
Особенности чувственного познания
Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:
- познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
- этот тип познания часто относят к «пассивному»;
- именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
- указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.
Формы чувственного познания
В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:
- Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
- На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
- На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.
Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.
Виды чувственного познания
Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:
- зрительное;
- слуховое;
- тактильное;
- вкусовое;
- посредством обоняния;
- с помощью вестибулярного аппарата.
Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.
Значение чувственного познания
Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.
Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.
Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.
Связь рационального и чувственного познания
Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.
Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.
По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.
Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.
Выводы
В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.
Источник
Тесты для 9 класса по литературе
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Данный материал является тестовыми заданиями для входной и итоговой аттестации по литературе для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyiytestpoliterature9kl-9klass_nizkiy_uroven.doc | 71 КБ |
literatura_9_klass_vkhodnoy_test_vysokiy_uroven.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговый (годовой) тест по литературе (9класс)
А) фольклорное произведение, Б) название летописи, В) литературное произведение особого жанра.
2. Чувственное восприятие мира соответствует :
А) классицизму, Б) сентиментализму, В) романтизму.
А) к лирике, Б) драме, В) эпосу.
4. «Недоросль» Д.И.Фонвизина —
А) комедия, Б) драма, В) трагедия.
5. Образ положительного идеала в «Недоросле»:
А) Митрофанушка, Б) Простакова,
6. Повесть Н.М. Карамзина называется:
А) «Бедная Лиза», Б) «Бедная Маша», В) «Несчастная Лиза».
7. Г.Р.Державина и А.С.Пушкина сближают произведения:
А) «Памятник», Б) Воспоминания в Царском Селе», «Зимнее утро».
8. Литературная сказка – это жанр:
А) реализма, Б) романтизма, В) сентиментализма.
9. «Светлана» — баллада –
А) А.С.Пушкина, Б) В.А.Жуковского, В) М.Ю.Лермонтова.
10. Кто не был лицейским другом А.С.Пушкина –
А) Дельвиг, Б) Малиновский, В) И.С.Тургенев.
11. Какое произведение А.С.Пушкина не относится к южным романтическим поэмам:
А) «Медный всадник», Б) «Цыганы», В) « Братья – разбойники»?
12. Товарищ! Верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья…- эта фраза из:
А) «Медного всадника», Б) стихотворения «К Чаадаеву», В) стихотворения «Памятник».
13. Не относится к «Повестям Белкина»:
А) «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Дубровский».
14. Причина несостоявшейся любви и счастья героев в повести И.С.Тургенева «Ася»:
А) душевная слабость, малодушие героя, Б) скверный характер героини, В) ревность Гагина.
15. Героем какого произведения является Акакий Акакиевич Башмачкин?
А) «Мёртвые души», Б) «Вечера на хуторе близ Диканьки», В) «Ревизор»,
16. Определите жанр «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя:
А) роман, Б) поэма, В) повесть, Г) песнь.
17. Кто из названных ниже персонажей не является героем поэмы «Мёртвые души»?
А) Чичиков Б) Манилов В) Плюшкин Г) Хлестаков
18. Кому из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежат слова: «И дым Отечества нам сладок и приятен»?
А) Фамусов Б) Чацкий В) Молчалин Г) Скалозуб
19. Какое произведение было названо В.Г.Белинским «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»?
А) «Мёртвые души» Б) «Недоросль» В) «Евгений Онегин» Г) «Ревизор»
20. Период начала 20 века в искусстве и литературе называют:
А) «золотой век», Б) «серебряный век», В) «бронзовая эпоха».
Предварительный просмотр:
1.В каком веке появилась древнерусская литература?
А) в 12в. Б) в 11в. В) в 10в. Г) в 9 в.
2. «Повести о Петре и Февронии Муромских» свойственны жанровые черты:
А) повести, былины, сказки
Б) былины, летописи, жития
В) повести, летописи, жития
Г) сказки, жития, повести
3. Какую пословицу выбрал А.С.Пушкин в качестве эпиграфа к своей повести «Капитанская дочка»?
А) «Долг платежом красен»
Б) «Береги честь смолоду»
В) «Что посеешь, то и пожнёшь»
Г) «Честь лучше бесчестья»
4. От какого лица ведётся повествование в повести «Капитанская дочка»?
А) Емельяна Пугачёва
В) Петра Гринёва
Г) Маши Мироновой
5. Назовите жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова»
6. Кирибеевич нарушил нравственный закон, когда…
А) был груб и непочтителен с царём
Б) участвовал в кулачном бою на Москве-реке
В) поссорился с купцом Калашниковым
Г) настойчиво ухаживал за замужней женщиной
7. Какова основная тема повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»?
А) воспитание подрастающего поколения
Б) история взаимоотношений в семье Тараса Бульбы
В) борьба за независимость родины
Г) жизнь, быт и нравы Запорожской Сечи
8. Кто произносит эти фразы, ставшие «крылатыми»: «Терпи, казак атаманом будешь!», «Есть ещё порох в пороховницах!», «Нет уз святее товарищества!»?
Б) атаман Кукубенко
9. Как случай, произошедший с Иваном Васильевичем в рассказе «После бала» Л.Н.Толстого, повлиял на его дальнейшую судьбу?
А) Он нигде не стал больше служить.
Б) Во всех своих неудачах он винил полковника.
В) Он женился на Вареньке.
Г) он стал военным.
10. О каких исторических событиях идёт речь в басне И.А.Крылова «Волк на псарне»?
А) Первая мировая война
Б) Кавказская война
В) Отечественная война 1812 года
Г) Крымская война
11.Прочтите наизусть одну из басен (отрывок)
12. Назовите героиню произведения, которая отправилась к императрице, чтобы заступиться за своего любимого, обвинённого в государственном преступлении:
А) Варенька (Л.Н.Толстой «После бала»)
Б) Ася (И.С.Тургенев «Ася»)
В) Маша (А.С Пушкин «Капитанская дочка»)
Г) Алёна Дмитриевна (М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В тесте представлено 2 варианта заданий по данной теме. Задания включают часть А ( с вариантами ответов) и часть В ( без вариантов). Тест разработан на основе учебника-хрестоматии К.Ф.Курдюмовой.
Диагностика читательской грамотности, 6 класс.
Презентация-тест по роману А.С. Пушкина «Дубровский» для учащихся 6 класса.
Контрольный тест за 1 полугодие. Литература 11 класс.
данный тест позволяет проверить теоретические знания учащихся по литературе на этапе 8 класса.
тест позволяет проверить теоретические знания учащихся по литературе на этапе 8 класса.
Проверка усвоенности знаний по литературе ХVIII в. (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин).
Источник