Этика эмоций у робеспьера

Соционика и Робеспьер

Согласно типологии соционики Робеспьер принадлежит к первой квадре, что определяет его основные ценности: он стремится к идеалу и любят доводить до совершенства любое дело, за которое берется. Для людей подобного типа первостепенным стимулом вряд ли станет корыстный интерес или слава, они любят качество и пунктуальность, добросовестность и справедливость. Все это — ценности первой квадры.

Соционика: Робеспьер. Описание функций.

Робеспьер воспринимает мир как целостную систему. Он видит причинно-следственные связи явлений и осознает их логику. Для него важно, чтобы все, что он делает, было «правильным», чтобы концы обязательно сходились с концами. Как интровертный тип, Робеспьер способен не только ощущать эту логическую сущность бытия, но и внимательно изучать ее на всю глубину, прорабатывать детали. За все это отвечает базовая структурная логика Робеспьера. Люди этого типа стремятся к порядку вокруг себя и внутри, они любят, когда у всего есть свое место и главное — смысл.

Благодаря творческой интуиции возможностей, Робеспьер умеет достраивать логическую систему мира, доводить ее до совершенства. Он видит, какие варианты могут быть использованы в каждой конкретной ситуации, при этом такие, которые не нарушат целостность происходящего. Поскольку Робеспьер — рациональный тип, его интуиция возможностей отличается от интуиции Дон Кихота: она по большей части адекватна существующим в обществе традициям.

При знакомстве с новыми людьми или в новой ситуации Робеспьер обычно ведет себя крайне вежливо и тактично. Эти люди производят впечатление милых и воспитанных людей, за это отвечает ролевая этика отношений. Для Робеспьера очень важно, чтобы его воспринимали как приятного, вежливого человека.

Силовая сенсорика — болевая точка Робеспьера. Люди этого типа с трудом переносят прямое давление, грубость и чрезмерный напор. С другой стороны, им самим бывает тяжело заставить кого-то делать то, что нужно, держать под контролем подчиненных или отстаивать свое мнение. Поэтому люди типа Робеспьер не любят руководящих должностей или такой деятельности, в которой требуется постоянно проявлять жесткость и отстаивать свои интересы.

Робеспьер, как и Максим с удовольствием проводит время в компании эмоциональных и ярких людей, любит посещать концерты и театры. Робеспьер не может удержаться от смеха, если вокруг него кто-то смеется, и начинает грустить, когда рядом кому-то грустно. За это отвечает суггестивная этика эмоций. «Я не мог ничего с собой поделать, когда увидел в фильме грустного щенка — у меня на глаза навернулись слезы»

Активационная функция Робеспьера — сенсорика ощущений. Люди этого типа с удовольствием принимают заботу о себе, любят вкусно поесть, уютные интерьеры и порядок. В то же время они сами любят комфорт, обустраивать дом, они нередко сами любят готовить.

В ситуации, когда Робеспьера что-то не устраивает, когда ему становится дискомфортно, включается ограничительная функция — деловая логика. В конфликте Робеспьер может уйти с головой в работу или просто уйти мыть посуду. Его типичные фразы «я занимаюсь делом», или «зачем ты валяешь дурака?» могут прозвучать настолько весомо, что тому, кого Робеспьер захотел ограничить не останется ничего, кроме как действительно отступить

Фоновая функция — интуиция времени. Робеспьер всегда тонко чувствует течение времени, люди этого типа очень внимательно относятся к опозданиям и никогда не позволяют себя прийти не вовремя. Они очень бережно относятся ко времени, следят за тем, чтобы все успевать, но никогда не будут слишком много говорить об этом. При своей пунктуальности они очень терпимо относятся к опозданиям других, никогда не будут упрекать в несвоевременности, но всегда предупредят возможное опоздание, ловко и без слов решив все проблемы в короткие сроки.

Читайте также:  Что снижает уровень стресса

Источник

«Робеспьер» — Логико-интуитивный интроверт

Болевая функция (4-я, слабая) — «Волевая сенсорика»

4-я функция, слабая — «болевая», место наименьшего
сопротивления, по болевой функции человек
болезненно воспринимает информацию
и нуждается в тактичной помощи.

Робеспьер нетерпим к любому проявлению насилия и произвола, поскольку считает их первопричиной несправедливости, а следовательно, и первопричиной всех бед.

Нетерпимый противник несправедливых, по его мнению, основанных на насилии диктатур Робеспьер повсеместно насаждает «диктатуру справедливости», основанную на воспитании «этически справедливого» самосознания.

Насилие применяется только к тем, кто не в состоянии воспитать в себе таковое этическое качество, т.е. только по отношению к «хищникам». Робеспьер считает, что волевое воздействие правомерно, если оно справедливо. Злоупотребление силой, властью, влиянием Робеспьер осуждает. Не терпит грубого нажима, авторитарности, командного тона. Сопротивляется любой попытке насильственного влияния — и волевого, и этического.

Очень критичен к методам грубого и дешевого воздействия. Робеспьера невозможно подчинить волевому давлению. Всякая попытка надавить на него неминуемо ведет к конфликту. Не поддается грубому нажиму даже тогда, когда это угрожает его жизни. Не позволит унизить себя, не позволит «взять себя за горло» — лучше умрет. Не позволит ущемить себя в правах — сразу демонстративно сопротивляется этому (своего рода предупредительная мера).

Робеспьер не только не терпит насилия — он постоянно старается оградить себя от насильственного воздействия. Поэтому мера его защиты обычно намного превышает меру воздействия на него. Например, Робеспьер может отказать ближайшему родственнику в единичной, пустяковой услуге только из предположения, что таковые услуги могут войти в систему отношений и тогда его уступчивость станет для всех нормой поведения, а это уже несправедливо по отношению к нему. Защита своих территориальных прав для Робеспьера также очень важный вопрос.

Робеспьер согласен выглядеть сколь угодно негостеприимным, невежливым и неучтивым, но он не позволит постороннему войти в свой дом «чемоданом вперед». Опасается непрошеных визитеров, поскольку они крадут его время, его место, посягают на его личную свободу.

Робеспьер чувствует себя беззащитным в ситуации внезапного волевого давления. В этом случае он часто неожиданно для себя проявляет «непростительную уступчивость», которую впоследствии анализирует, стараясь впредь быть предусмотрительным и не повторять подобных ошибок.

Робеспьер боится подать повод к волевому воздействию на себя, поэтому иногда стремится выглядеть человеком без слабостей («Железный Феликс»). Не любит, когда играют на его слабостях. Терпеть не может нытиков, не позволяет разжалобить себя (не любит дешевых этических трюков). Никогда не позволяет себе проявлять силу по отношению к слабому.

Старается воздействовать словом и убеждением. Физическое наказание применяется им как самая крайняя мера, Робеспьеру трудно говорить приказным тоном, властные интонации ему не свойственны, хотя когда вспылит, бывает резковат. Перед начальством не робеет, держится с достоинством, не заискивает. («Служить бы рад, прислуживаться тошно».) Если на него повышают голос, как бы сразу «отключается». Часто создается впечатление, что он даже не реагирует на предъявляемые ему обвинения.

Демонстративно игнорирует назойливые советы и нравоучения, особенно опасается и недолюбливает тех, которые всегда «знают, как надо». Робеспьеру очень трудно настаивать на своем, трудно быть напористым — он слишком хорошо знает, что это не его метод. Всегда неприятно демонстрировать свою власть, волю, решительность. Быть настырным себе не позволяет никогда и очень не любит это качество в других. Обычно испытывает неловкость всякий раз, когда его волевые качества обсуждаются посторонними людьми.

Как правило, старается избегать разговоров на эту тему. Борьба за свои права требует от Робеспьера постоянного перенапряжения сил, что в свою очередь нередко приводит его к физическому переутомлению — состояние, которое ему очень неприятно и которого он старается не допускать. Регулирует режим своих нагрузок: старается рассчитывать свои силы и возможности, сопротивляется перегрузкам, чувствуя упадок сил, старается своевременно отдохнуть (инстинкт самосохранения).

Читайте также:  Мем кот том депрессия

Робеспьер сопротивляется даже перенасыщенной развлекательной программе. В случае, когда партнером Робеспьера становится его дуал Гюго, проблемы перегрузок, перенапряжения, волевого напора, волевой защиты решаются самым естественным образом: Гюго заряжает Робеспьера своей энергией, своей активностью, постоянно поддерживает в нем эмоциональный и физический тонус. Подбадривает его, не позволяет ему раскисать. Задает ему очень гибкий режим физических и эмоциональных нагрузок, поддерживает в нем состояние оптимальной активности и возбуждения. Гюго — единственный, кто может очень точно и естественно возбудить активность Робеспьера, единственный, кто может его легко расшевелить, раззадорить, раздразнить и развлечь Может легко расслабить, легко успокоить, может создать ему оптимальные условия для полноценной работы и отдыха.

Защищая интересы Робеспьера, отстаивая его идеи и взгляды, Гюго способен с легкостью преодолеть самые, казалось бы, непреодолимые трудности. Когда Гюго и Робеспьер отстаивают интересы справедливости, для них просто не существует преград и препятствий. Как показывает история, идеи Робеспьера легко завоевывают популярность при поддержке волевого напора Гюго.

*Стратиевская «Как сделать чтобы мы не расставались», МСП, 1997 г.

Источник

«Робеспьер» — Логико-интуитивный интроверт

Ролевая функция (3-я, слабая) — «Этика отношений»

3-я функция, слабая — «ролевая», по ней человек обычно
старается показать себя компетентным,
но разрешать сложные ситуации и долго работать
в режиме этой функции человеку сложно.

В общении Робеспьер достаточно отзывчивый, вежливый и доброжелательный человек. Старается быть корректным и учтивым со всеми без исключения. Видит в этом этическую норму, обязательную для себя и для всех” Старается никому не мешать и не создавать дополнительных проблем. Защищает как свои, так и чужие права.

Отгораживается от неудобных отношений. Неприятному общению предпочитает приятное, интеллектуально содержательное уединение. В общении прост, не любит условностей и церемоний. Если человек ему несимпатичен, не считает нужным этого скрывать. Терпеть не может вынужденного общения, «визитов вежливости»: для этого он слишком дорожит своим временем и душевными силами. Не любит, когда насильно домогаются его дружбы.

Очень восприимчив к любому проявлению фальши и лицемерия (это вычисляет логически и чувствует интуитивно) — с такими людьми очень холоден, моментально устанавливает далекую дистанцию. Очень памятлив на обиду, на любое проявление бестактности и несправедливости по отношению к себе и другим. Формировать собственные этические отношения Робеспьеру довольно трудно.

Трудно разобраться в сути этической ситуации сверх того, что предписывает нормативная этика поведения. Понятие «этично» у него довольно часто подменяется понятием «справедливо», вследствие чего, борясь за «справедливую этику», он нередко попадает в крайне неэтичную ситуацию. Например, ни у кого не вызывает сомнений, что «попрекать куском хлеба» неэтично, но ведь это можно рассматривать и как попытку восстановить справедливость. (Зачем давать кому-то возможность на себе паразитировать?!)

Робеспьер часто пытается поставить знак равенства между двумя этими понятиями, абстрагируясь от таких «этических условий», как личное право на добрую услугу, за которую можно ожидать ответных услуг, но нельзя их требовать. Возводя «объективную справедливость» в эталон этики, Робеспьер абстрагируется от этических прав, но настаивает на выполнении этических обязательств.

Добрая услуга, в его понимании, обязана быть соответственно вознаграждена, в противном случае это будет несправедливо. (Например, одна из представительниц этого типа, работающая на маленьком частном предприятии, якобы от имени всех служащих, потребовала, чтобы праздничные премиальные выдавались не в форме мелких и дешевых подарков, а в форме солидных денежных вознаграждений, как это делается в крупных государственных компаниях: «Чем мы хуже других? Почему другие на праздники получают денежные премии, а мы — карамельки и домашнее печенье?! Разве это справедливой)

Читайте также:  Открытки оксане для настроения

Робеспьеру свойственно не допускать никаких этических уступок, если по отношению к нему, равно и к кому-либо другому, поступают несправедливо. Если же при всем старании ему не удается восстановить справедливость в условиях ее вопиющего нарушения, постарается выйти из ситуации с наименьшими для себя потерями: в некоторых случаях сам себе компенсирует ущерб — самовольно забирает то, на что, как ему кажется, он имеет право («джунгли есть джунгли»).

В случае, если не удается самому взять «компенсацию», может открыто потребовать возмещения убытка, поскольку ни при каких обстоятельствах не желает его терпеть. Именно поэтому у Робеспьера понятия материального и морального ущерба часто подменяются одно другим. Пример: студенты устроили вечеринку «вскладчину». Девушка-Робеспьер оценила аппетит своих товарищей и, почувствовав себя материально (и морально) обделенной, попросила компенсировать ей «переплату» в общий вклад на основании того, что алкогольных напитков она не употребляет, а мясного и сладкого не ест вообще. В результате девушку выставили из компании, причем она так и не поняла, за что. Разумеется, этичность Робеспьера во многом зависит от ментальности, от полученного воспитания и от тех этических ценностей, на которые он психологически сориентирован.

Но он также сориентирован и на этику своего дуала Гюго, которая как раз и базируется на принципах этической справедливости (поскольку рассчитана на восприятие ее Робеспьером), и в первую очередь контролирует этичность в распределении возможностей, будучи наделенным равными правами нельзя злоупотреблять неравными возможностями — грубо говоря: тот, кто может есть быстро, обязан считаться с возможностями того, кто ест медленно. В противном случае общество начинает жить по закону «джунглей».

Робеспьер никогда не позволит себе первым злоупотребить собственными возможностями — это противоречит его логической программе. Робеспьер считает неэтичным злоупотребление не только индивидуальными возможностями, но и индивидуальными правами, даже если они, казалось бы, распределены одинаково справедливо для всех: «Нам пришлось поменять квартиру из-за этой музыкальной семейки! Конечно, это их право играть с утра до вечера, но мы тоже хотим жить спокойно. Нашему ребенку разве не нужно засыпать вовремя?!»

К чести Робеспьера следует отметить: решая свои проблемы, он всегда считается с правами и удобствами окружающих. Исходя из этических соображений, Робеспьер контролирует справедливое (равное) распределение материальных благ для всех членов общества без исключения. Например, если в его семье воспитываются приемные дети, они наделяются в точности такими же правами и обязанностями, как и его собственные. («. Мы с сестрой устроили пикник для детей: всю еду разделили на равное количество — каждому досталось по две котлеты и одному пирожку. Так вот, моему племяннику одного пирожка показалось мало и он потребовал добавки, да еще и истерику закатил. «)

В любой этической ситуации Робеспьер опирается на принципы, построенные на взаимном уважении, соотношении и соизмерении собственных прав с правами и возможностями окружающих. И именно поэтому лучшим партнером для Робеспьера является его дуал Гюго, чья этика отношений базируется на тех же этических принципах. Именно поэтому Гюго — единственный из всех социотипов-этиков, кому Робеспьер может полностью доверять, с кем он не чувствует себя обделенным, ущемленным в правах или несправедливо обиженным. С представителями других психологических типов Робеспьер не находит полного взаимопонимания.

*Стратиевская «Как сделать чтобы мы не расставались», МСП, 1997 г.

Источник

Оцените статью