Этика эмоций соционика что такое

«Драйзер» — Этико-сенсорный интроверт

Наблюдательная функция (7-я, сильная) — «Этика эмоций»

7-я функция, сильная — «наблюдательная», по этой функции
человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию,
но предпочитает скорее критиковать ошибки других
по данной функции, чем самому проявлять по ней инициативу.

В стремлении избежать неприятных этических отношений Драйзер в первую очередь сосредоточен на наблюдении отрицательных эмоций. Положительные эмоции ему наблюдать менее интересно — он им либо не верит, либо не относит на свой счет.

Драйзер распознает эмоциональное состояние каждого, кто попадает в поле его наблюдений, но (и в этом его отличие от Достоевского) он интересуется только теми эмоциями, которые касаются его личных взаимоотношений. (Быть, например, сторонним наблюдателем скандалов в общественном месте ему и неприятно и неинтересно. Другое дело, когда он становится их невольным участником. Возможно поэтому Драйзеры, иногда неожиданно для себя, и втягиваются в такие скандалы.)

Сами по себе интриги, сплетни, разборки в коллективе Драйзера не интересуют — только в том случае, если это имеет к нему непосредственное отношение. Ему все равно, кто с кем перемигивается (а это ему всегда видно). Главное как это относится непосредственно к нему или к его партнеру.

Очень отзывчив на чужую боль и страдание, но утешать не любит — боится, что сочувствие может лишний раз напомнить человеку о его боли, и тем самым заставит его лишний раз ее пережить (Страдания, по мнению Драйзера, — это неприятные ощущения, которые нужно как можно скорее оставить в прошлом, а муссировать их нечего) Еще больше не любит выражать формальное соболезнование, но заставляет себя, если того требуют приличия. Всегда старается помочь делом. Считает, что сочувствие, не подкрепленное конкретным делом, неубедительно и может быть воспринято как фальшь.

То же самое и с выражением благодарности: если не за что благодарить, но приличия того требуют, делает над собой усилие. А его искреннее «спасибо» очень дорого стоит. (Драйзер считает добрые поступки этической нормой, а дурные — отклонением от нормы. Поэтому зло помнит долго, а добро считает в порядке вещей -из-за чего некоторым кажется неблагодарным.)

Не способен намеренно причинить боль. Очень переживает, если кого-то нечаянно заставил страдать. Под влиянием чувств склонен жертвовать своими интересами. В любви и дружбе способен на исключительную эмоциональную самоотдачу, в противном случае, ему бы не удалось убедить такого глубоко ранимого и стеснительного в проявлении своих чувств партнера, как Джек. (Впрочем, иногда даже Джек вынужден приглушать избыток драйзеровских страстей, особенно, если это мешает его работе) Партнеров других психологических типов пылкая чувственность Драйзера совсем не вдохновляет, иногда даже отпугивает — она как-то не вяжется с его внешней холодностью и неприступностью.

Драйзер никому не позволяет регулировать силу своих эмоций, сколько ни есть — все его, а кому не нравится — пусть ищет себе другого партнера. Драйзер не переносит «эмоционального приспособленчества», он не понимает, как можно подстраивать свои чувства под настроение партнера. Это в его понимании — лицемерие.

Настроение Драйзера может только автоматически меняться в зависимости от настроения окружающих, т е, ему можно поднять настроение, а можно и испортить. Но сам он, как правило, настроение не задает.

Не «покупается» на дешевые комплименты и откровенную лесть. Сам никогда не льстит, комплименты говорит очень редко, и только искренне восхищаясь чем-либо. В его понимании, говорить комплименты -то же, что и льстить Поэтому он всегда опасается, что его искреннее восхищение будет воспринято как фальшь. Мысленно он всегда отмечает чьи-то достоинства, но не всегда решается высказаться на этот счет вслух.

Очень сдержан в выражении своих симпатий, опасается демонстративно выражать свои эмоции Поэтому никогда не выражает больше, чем чувствует, хотя в своих антипатиях откровенен до бестактности, но в этом случае собственную бестактность считает вполне допустимой.

*Стратиевская «Как сделать чтобы мы не расставались», МСП, 1997 г.

Источник

«Достоевский» — Этико-интуитивный интроверт

Наблюдательная функция (7-я, сильная) — «Этика эмоций»

7-я функция, сильная — «наблюдательная», по этой функции
человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию,
но предпочитает скорее критиковать ошибки других
по данной функции, чем самому проявлять по ней инициативу.

Сфера наблюдения Достоевского — эмоции человека, его чувства, состояние его души.

Достоевский всегда очень тонко подмечает настроение, душевное состояние, чувства и переживания человека. Смысл самих слов при этом для него никакого значения не имеет. Он убеждается только тем, что лично наблюдает, т. е. мимикой человека и его интонациями.

Достоевский умеет приспосабливать свое эмоциональное состояние к эмоциям и переживаниям другого человека. Умеет снять раздражение, напряжение, умеет успокоить.

Читайте также:  Вы помните какое это чувство

Своих собственных эмоций в общении старается не навязывать, поскольку сопереживает в первую очередь эмоциональному состоянию других. С грустными он грустен, с веселыми — весел. Считает, что испортить человеку настроение — значит, обидеть его, поступить с ним неэтично. (У Достоевского вообще на этот счет своя теория. Например, если человек сделал неудачную покупку, ему об этом говорить не следует: все равно ведь уже ничего не поправишь, а настроение у человека может испортиться, а это нехорошо.)

Достоевский не позволит себе быть для кого-то источником неприятных эмоций: не любит никого намеренно раздражать или дразнить. Более того, не позволит никому из своих близких раздражать или дразнить других.

Достоевский не злопамятен, не завистлив. Он искренне радуется чужим удачам и успехам. Не ревнив и очень доверчив. Но злоупотреблять его доверием — значит, жестоко оскорбить его. Очень тяжело переживает разочарование в людях.

В любви и в дружбе отличается исключительной преданностью и самоотверженностью.

Старается, чтобы его собственные неприятности не испортили сложившихся вокруг него отношений, поэтому в выражении своих отрицательных эмоций очень осторожен. Скорее пожалуется постороннему человеку, чем близкому. Точно так же свои глубинные страхи и проблемы скорее выскажет постороннему.

Сочувствуя и сопереживая другому, проявляет максимум такта и терпения. Выражает соболезнование всегда в очень тактичной и деликатной форме, чтобы не разбередить чужую боль. Плачущего человека всегда терпеливо успокоит, даст ему выплакаться, не призывая к сдержанности и не требуя «взять себя в руки».

Собственное горе старается переносить мужественно и не афишировать. (С возрастом представителям этого типа труднее сдерживать свои отрицательные эмоции.)

Достоевский обычно не ставит себе задачи развеселить кого-то или рассмешить, старается поддерживать ровное настроение у окружающих.

Вспыльчивость и раздражение проявит только в самом исключительном случае — только будучи глубоко уязвленным. Как форму общения считает для себя недопустимым.

Всегда осуждает грубый тон и бесцеремонное поведение.

Не терпит злословия, всегда старается его пресечь в мягкой, тактичной форме. Обычно не сплетничает и «косточки не перемывает», даже для того, чтобы поддержать разговор. Осуждает это качество у других. Если и считает нужным что-то сказать про человека, всегда думает о последствиях своей информации.

Очень сентиментален. Мелодрама, в которой добро побеждает зло, — его излюбленный жанр. Очень любит многосерийные телесериалы, в которых действуют персонажи с ярко выраженными в этическом плане характерами. («Ах, какая она добрая, эта Изаура, а он — такой негодяй!)

*Стратиевская «Как сделать чтобы мы не расставались», МСП, 1997 г.

Источник

Этика эмоций соционика что такое

Аспект – это функционально-информационный комплекс трех любых взаимозависимых признаков Рейнина. Это та область информационного массива, которая воспринимается и обрабатывается идентично в силу одинаковых полюсов ПР, задействованных в этом процессе, у каждого члена малой подгруппы
Можно сказать, что аспект – это эмергентное свойство этих признаков или шкал, где целое больше суммы составляющих его частей, имеет свои особенности проявления и, по сути, является языком малой подгруппы. Это позволяет в ряде случаев употреблять термины аспект и подгруппа как синонимичные.
Таким образом, в соционике рассматривается 140 информационных аспектов, по числу малых подгрупп, 35 * 4
http://socionics.wiki-wiki.ru/socionics-wiki/index.ph..

Признаки, входящие в аспект «чёрная этика»:
Этика — психическая функция, в рамках которой обрабатывается информация о субъективных сторонах жизни (эмоциях и чувствах людей).
Субъективизм – установка психики на выработку локального языка (сверку системы понятий и оценок) для коммуникации с каждым конкретным партнёром. При невозможности найти общий язык следует отказ от коммуникации. Для интенсивного общения не требуется поэтапного сближения, эмоциональная атмосфера оценивается по непосредственному впечатлению.
Динамика — такая установка сознания, при которой более осознаваемыми являются динамические, изменяющиеся характеристики объекта, ситуации, процесса, а действительность воспринимается как слитная последовательность событий
http://socionics.spb.ru/priznaki_rejnina.html

Семантика аспекта:
Тема: Описание поля отношений, действий между людьми:
Подтема: Описание воздействия на живой объект:
Тема: Описания внешних, наблюдаемых проявлений эмоций:
Подтема: Зрелище:
Подтема: Описание эмоциональных состояний или степени возбуждения:
Тема: Звуковая форма слова как выражение эмоций:
Подтема: Описание звукового поведения, звукоподражание:
Подтема: Ситуативное словотворчество, передающее эмоциональную окраску:
Подтема: Экспрессивные междометия, восклицания:

Особенности речи:
— Частое употребление эмоционально окрашенных наречий
— Оксюморон
— Антитеза
— Цитаты из стихов, песен, и т.п., отражающие актуальную эмоциональную ситуацию
— Неформальная, разговорная, «несловарная» лексика
— Оживляж через стилистические нарушения
— Интонационная передача эимоционального состояния.
— Оживление

Источник

Соционика. Когда верх берут эмоции — кто такие Этики

Эмоции и чувства – часть каждого из нас. Мы ценим положительные эмоции, приятные чувства и ощущения, и жадно тянемся к источникам, которые нам их дарят.

Смех и радость, нежность, печаль, разочарование, гнев, страх, удивление, презрение и восхищение расцвечивают нашу жизнь. Делают ее вкусной, осязаемой, неповторимой, яркой, почти как в популярном мультфильме «Головоломка», который как бы детский, но на самом деле — серьезное исследование внутреннего мира человека.

Читайте также:  Рисуночный тесты моей эмоций

Эмоции и чувства, которые мы испытываем к другим, и которые получаем в ответ, — делают нас счастливыми, несчастными, наполняют ощущениями, дают и отбирают смысл в жизни. Это любовь и дружба, уважение, ненависть, забота, симпатия, раздражение.

Где-то в области сердца происходят самые масштабные конфликты… погибают и оживают друзья… целуются и ругаются чувства… бушует ураган… берут своё начало страхи … и расставляет акценты любовь…Вадим Сатурин

Для некоторых людей эмоции и чувства (этика) — самые сильные функции психики.

Эти люди Этики. Для них эмоции и отношения – аспекты информации, в понимании которых они превосходят всех остальных.

На языке соционики этики — это люди, у которых первой базовой функцией в психоинформационной модели является этика. Этика эмоций или этика отношений .

Этики – противоположность логиков, они прекрасно чувствуют свое эмоциональное состояние и внутренние эмоции окружающих (проявление этики эмоций). Этики прекрасно общаются с людьми, разбираются во взаимоотношениях и смело манипулируют своими и чужими чувствами (этика отношений). Про это вам известно из наших прошлых публикаций.


Этика отношений

С другой стороны, этик с логикой на «Вы», потому что все мысли «окрашены» чувствами, а разум отстает от эмоций. Когда эмоции заводят в тупик, разум этика «догоняет» их, чтобы прийти на помощь в поисках выхода.

Этик всегда неуверенно чувствует себя в вопросах логики, поэтому старается компенсировать эту неуверенность существующими логическими знаниями о мире. Обратите внимание, что интерес к научным фактам и истинам не всегда признак того, что перед вами логик! Часто сочетание эмоциональности и интереса к логике окружающего мира выдают этика.

Если этик — экстраверт, его самая сильная функция психики – это этика эмоций. Яркое проявление всего спектра человеческих чувств на лице и в поведении, частые и резкие смены настроения выделяют экстравертных этиков среди остальных.

Этики-интроверты, напротив, эксперты в области этики отношений . Именно она является их первой «базовой» функцией. Особенность таких людей в том, что они «настроены» на частоту информации по вопросам взаимоотношений. Прекрасно чувствуя тонкости в этом вопросе, такие люди мысленным взглядом могут охватить весь процесс зарождения, развития отношений, понимая, куда это развитие приведет. Именно к ним идут за советом, пожаловаться, «поплакаться в жилетку».

Глядя на мир сквозь призму этики — первой «базовой» функции, человек действует с позиции второй функции – «творческой».

Для этиков творческой функцией может быть либо сенсорика, либо интуиция. Если приятные эмоции этику дарит прежде всего удобное кресло, чашка ароматного кофе, уют и комфорт – второй будет сенсорика. Если же события, идеи, развитие действий во времени вызывает возбуждение и эмоциональную встряску – вторая функция – интуиция. Причем вторая функция всегда противоположна первой по «вертности» (направленности) — если первая функция экстравертна, то вторая – интровертна, и наоборот. И логика никогда не может быть второй функцией у этиков.

Аналогично логикам, про которых мы говорили в прошлый раз, существует четыре модели психики этиков:

Этико-Сенсорный Экстраверт (ЭСЭ) или Гюго (энтузиаст)
Этико-Сенсорный Интроверт (ЭСИ) или Драйзер (моралист)
Этико-Интуитивный Экстраверт (ЭИЭ) или Гамлет (идеолог)
Этико-Интуитивный Интроверт (ЭИИ) или Достоевский (гуманист).

Читаем блок «ЭГО» для этиков: Гюго, Драйзер, Гамлет и Достоевский

Гюго (ЭСЭ) «энтузиаст» окатит вас своими эмоциями как из брандспойта. Считает, что веселый человек всегда прав, а доброжелательность — лучшее средство для пищеварения. Сам, будучи веселым, сильным и открытым человеком, чудесно распознает эмоциональное состояние окружающих. «Пока есть возможность, живите весело!», — так почти 2000 лет назад говорил Сенека и вряд ли с тех пор найдется иная фраза, которая лучше бы смогла охарактеризовать Гюго-энтузиаста.

Выдержать эмоциональное неистовство человека-праздника, человека-гида, человека-цунами под силу не всем. Гюго проявляет эмоциональность во всех своих делах – ведь калейдоскоп эмоций заменяет ему деловую хватку, жизненную мудрость и логическое мышление. Он обожает принимать гостей, организовывать вечеринки и прочие мелкие и крупные перевороты типа свадеб и революций (не сомневайтесь, все гости будут удобно устроены и накормлены, а подружки невесты и солдаты революции одеты тепло и удобно).

Не мечтайте о тишине и покое рядом с Гюго – его забота всегда активна, хотите вы того или нет, и умереть от тоски рядом с ЭСЭ вам не удастся.

Конечно, неуемная энергия Гюго требует выхода. Загрузка парой-тройкой умопомрачительных идей, несколькими бизнес-идеями и перспективными проектами удержит Гюго от истерик и прочих перепадов настроения, которые плохо влияют на его работоспособность.

Антуан де Сент-Экзюпери (соционический ТИМ ЭСЭ «Гюго») писал: «Самое большое счастье – это роскошь человеческого общения». К нему, без сомнений, присоединились бы и другие не менее знаменитые ЭСЭ: Жюль Верн, Кир Булычев, Джорж Вашингтон, Леонид Быков, Эрнест Резерфорд.

Читайте также:  Что делать зуб болит чувствителен ко всему

Драйзер (ЭСИ) «моралист» точно знает, что хорошо и что плохо. С моральной точки зрения. И активно убеждает в этом других. С чувством, толком, расстановкой. Безапелляционно и неустанно оценивает поступки других людей. Потому что мир в глазах моралиста — безнадежно аморален и причина всех бед именно в этом.

Каким бы не было окружение Драйзера – семья, рабочий коллектив, соседи – Драйзер обязательно проследит, чтобы зона общения была безопасной и никакие границы морали не были нарушены. В отношениях между людьми разбирается великолепно, мгновенно подмечает все этические недостатки окружающих. Безошибочно чувствует фальшь и лицемерие, и не позволит никому проявлять бурные эмоции в его присутствии. Отсюда «растут ноги» недоверчивого и настороженного отношения к людям. И близких людей у Драйзера немного, остальных же он держит на психологической дистанции, имея вид холодный и сдержанный.

Моральный кодекс Драйзера – настольная книга для судов в последней инстанции, адаптированная на все случаи жизни для всех типов грехов, проступков и промашек. Не старайтесь убедить Драйзера в том, что он преувеличивает – прежде чем вы приведете свои аргументы, вас запишут в беспомощные болтуны. А если вы все-таки выведете его из себя, чтобы вернуться обратно Драйзер затеет уборку с перестановкой мебели или же почитает какой-нибудь прогноз о том, что может произойти в будущем.

Среди известных моралистов Зигмунд Фрейд, Иван Тургенев, Михаил Задорнов, Теодор Драйзер, Жаклин Кеннеди, Ада Роговцева.

Гамлет (ЭИЭ) «идеолог», подобно Станиславскому, всегда держит в голове одну мысль — «Не верю!». Через призму противоречивых и драматических страстей он смотрит на мир, считает жизнь игрой и верит, что искусство начинается там, где познание сливается с любовью и ненавистью.

Не удивительно, что среди представителей этого типа немало актеров, ведь менять маски и играть «в другого человека» — первое любимое занятие Гамлетов. Второе – «предвидеть и драматизировать». Например, что завтра вас переедет машина. Или вашего кота. Или вы кого-то переедете. Неважно. Главное для Гамлета – вас предупредить. По пути разрисовав драматические перспективы и вызвав предынфарктное состояние. После этого сменить маску (смотри любимое занятие Гамлетов №1) и поменять перспективу развития событий с котом и машиной, вызвав новую эмоциональную встряску, в эпицентре которой будете вы, ваш кот и машина, не сомневайтесь! В умении создать и поддерживать напряженную и наэлектризованную атмосферу Гамлету нет равных.

Вынести спокойствие «идеолог» не в силах. Ему всегда нужно состояние борьбы с кем-то и публика, которая все это будет оценивать. Гамлет обязательно найдет кого зачислить во враги, а остальных окружающих будет неустанно зажигать пламенными речами. Легко во враги к Гамлету попадут те, кто «не зажигается» и безразличен к проявлениям гамлетовской базовой этики эмоций. Для безразличных у Гамлета есть специальное оружие – он умело «взорвет» ситуацию и обязательно накалит обстановку.

Творческая интуиция времени всегда помогает Гамлету понять противоречивость ситуации, подсказывает верный момент времени для действия. Гамлет «зреет» перед принятием важного решения, а когда ситуация готова – поступок Гамлета выглядит полной неожиданностью для окружающих. И часто шокирует.

Где бы ни был Гамлет – на сцене, на переговорах, в автомобильной пробке или ванной – его всегда занимают перспективные идеи и мучают глобальные вопросы «быть или не быть». Со мной согласились бы известные Гамлеты: Вильям Шекспир, Сальвадор Дали, Иван Грозный, Марина Цветаева, Лев Троцкий, Чарли Чаплин, Федерико Феллини, Аркадий Райкин, Майкл Джексон.

?Достоевский (ЭИИ) «гуманист» может давать объявление: «Выслушаю. Обниму.» Гуманисты всегда находят возможности для поддержания хороших отношений и создают вокруг себя особую душевную атмосферу. Они гармонизируют отношения между людьми и свои отношения с окружающими. Базовая этика эмоций Достоевского найдет оправдание любому проступку из морального кодекса Драйзера. Войти в чужое положение, оправдать, выразить сочувствие, побыть «жилеткой» — список дел из ежедневника гуманиста.

Пословицу «В чужом глазу соринку видит, а в своем бревно не замечает» понимает с точностью до наоборот: чрезвычайно требователен к себе в вопросах отношения к окружающим, при этом легко прощает этическое несовершенство и дурные поступки других.

Подставит вторую щеку, если ударили по первой. До поры — до времени. Пока будет надежда на перемены к лучшему (проявление творческой интуиции возможностей), будет прощать. А потом попрощается. Отношения прекратит тихо и без скандалов.

За исполнение роли миротворца в любых конфликтных ситуациях Достоевский вполне может быть номинирован на Оскара. Потому что главное в его мире – это жизнь в любви и согласии. А из горя есть только один выход — в счастье. (Эмиль Кроткий).

Чарльз Диккенс, Александр Солженицын, Николай Некрасов, Тарас Шевченко, Виталий Соломин – представители ЭИИ.

Следующая наша встреча будет посвящена сенсорикам. Вы узнаете, кто такие сенсорики, и посмотрите на Винни-Пуха глазами соционики.

Источник

Оцените статью