Информационные аспекты
Информационные аспекты (логика, этика, сенсорика и интуиция) подразделяются на экстравертные и интровертные. Экстравертные — те, которые имеют дело с объектами, которые явно проявляются в нашем физическом мире, которые можно увидеть, «потрогать», ощутить.
Интровертные — те, которые относятся к субъективному переживанию мира, отношению к объекту, субъективному взгляду на него.
Экстравертные функции обозначаются черным цветом, интровертные — белым.
Деловая логика
Экстравертная (деловая) логика отвечает за операции с ресурсом. Эта логика не абстрактная, она оперирует с конкретными объемами: «смешать стакан муки и стакан молока», «для ремонта потребуется два мешка цемента». К деловой логике также относятся технологии «чтобы обои не отклеились, надо промазать края более концентрированным клеем», организаторская деятельность «для успешной организации фотосъемки нам понадобится фотограф, стилист, визажист и осветитель». Деловая логика — это создание технологических шаблонов «залог успеха печатного издания — грамотная технология создания материала». Деловая логика — это также умение вложить имеющийся ресурс так, чтобы он преумножался: «я куплю землю, построю дом, потом продам и на эти деньги куплю еще больший участок земли и построю еще больший дом, и потом снова продам».
Деловая логика не объясняет как инструкция, она рассказывает на конкретных примерах, «показывает на пальцах». Деловая логика оценивает работоспособность и качество, профессионализм и целесообразность.
Метафора деловой логики — умение описать один технологический процесс через другой. «Наше издание — это дополнительный бизнес. Например, если бы владелец этого кафе решил издавать газету».
Структурная логика
Интровертная (структурная) логика — это абстрактная логика. Структурная логика связана с математикой, цифрами, причинно-следственными связями. «Поскольку я работаю переводчиком, я хорошо знаю английский язык». Она оперирует не с объемами, а с конкретными величинами, измерительными системами. Для нее важна систематизация, порядок. «В жизни главное — чтобы все было на своих местах». «У нее голова в порядке».
Структурная логика также отвечает за подробные объяснения, за умение абстрактно описать ситуацию «Если на стиральной машине горит красная лампа, это означает, что дверца машины заблокирована».
Структурная логика также отвечает за сохранение сюжетной линии, за логичность повествования. «Если была завязка, должна быть и развязка». «Сказал А, говори Б».
Структурно-логическая задача направлена на изучение связей и взаимодействий, деталей какого-либо объекта. Структурная логика не описывает явления, а объясняет их, для нее важно найти связь между причиной и следствием. Она направлена на углубление внутрь, на подробное и детальное исследование. Для нее важны сравнения и классификации.
При описании расположения объектов, она указывает его координаты, описывает местоположение. «Этот дом стоит перпендикулярно моему». «За светофором второй перекресток налево». Структурная логика предпочитает объяснить, а не показать.
Этика эмоций
Экстравертная этика (этика эмоций) — это та сфера человеческих эмоций и взаимоотношений, которую можно увидеть. Смех и слезы, яркая мимика и жесты, крик и печаль относятся к этике эмоций. Веселье, шум, яркая атмосфера, настроение также являются частью этого аспекта.
К этике эмоций относится и атмосфера в общем смысле, например, умение зажечь толпу на стадионе или почувствовать и воссоздать атмосферу старинного особняка.
Этика эмоций описывает внешние, наблюдаемые эмоции и чувства, взаимоотношения между людьми «там было потрясающе, все веселились и чувствовали себя великолепно!!»
Этика эмоций описывает эмоциональные состояния, для нее характерны экспрессивные высказывания и междометия «ох боже мой!» «это было невероятно» «феерическое мероприятие».
К этике эмоций также относятся звукоподражания, подражания животным. Этика эмоций отвечает за богатую мимику и разнообразие жестов.
Этика эмоций описывает отношение объектов «ко мне», требует внимания, привлекает к себе интерес.
Этика отношений
Интровертная этика (этика отношений) — сфера «невидимого» в человеческих отношениях. Скрытые причины поведения тех или иных людей, заключения о моральности или аморальности, гуманности или негуманности.
Интровертная этика описывает чувство и «мое отношение к объекту»: нравится или не нравится, приятно или приятно, хороший или плохой, милый или отвратительный. Она оценивает поступки людей: «она одета слишком откровенно», «она очень высокомерная».
Этика отношений описывает психологическую дистанцию между людьми «они сблизились после этого случая», «я чувствую, что стал для нее посторонним».
Этика отношений отвечает за сострадание и сочувствие, эмпатию, умение понять мотивы поступков.
Силовая сенсорика
Экстравертная сенсорика (силовая сенсорика) отвечает за ощущение пространства и территории. За умение отстоять свою территорию, за умение понять расстановку сил «он здесь главный, посмотри как он одет». Силовая сенсорика направлена на экспансию, захват большего пространства. Она хорошо видит, что кому принадлежит: «теперь ты моя женщина», «это место — для автомобиля соседа сверху».
Силовая сенсорика отвечает за визуальное восприятие объекта — эффектный он или неэффектный, яркий или не яркий. Хорошо чувствует и описывает внешнюю форму объекта — его размер, вес. «Этот диван сюда точно поместится, я вижу».
Экстравертная сенсорика также описывает желания и их удовлетворение. «Если мне что-то надо, я всегда этого добьюсь». .
Силовая сенсорика уделяет внимание вопросам борьбы, завоевания. «В жизни самое главное — бороться.», описывает силы, энергии. «Надо поднапрячься» «Возьми себя в руки» «Давай, держись, у тебя все получится».
Сенсорика ощущений
Интровертная сенсорика (сенсорика ощущений ) — отвечает за восприятие физического мира. Описывает все, что касается пяти чувств «как-то здесь душно», «этот приторный вкус», «очень густой запах». Детально описывает цвета «люблю блекло-черный оттенок ткани, как у половой тряпки».
Сенсорика ощущений уделяет внимание физическому состоянию, деталям самочувствия. «Голова мутная, как будто думаю через пленку». Также обсуждаются вопросы усталости и отдыха: «все это как-то нездорово», «когда у тебя руки мягкие, значит засыпаешь». «Мне нравится, когда я становлюсь чуть толще и у меня появляются щечки. С ними так уютно!»
Любит описывать вкусы и запахи «тебе не кажется, что запахло мокрыми зонтами?», физиологические процессы: «я весь вспотел насквозь!» «меня от этой жары подташнивает».
Сенсорика ощущений также обсуждает вопросы чистоты «о, у тебя тут пятно на кофте», «осторожно, не измажься», «опять вся плита в жиру!», описывает свойства объектов «цветок подзасох», «хлеб как будто немного плесневелый».
Описывает среду обитания, вопросы удобства или неудобства «от этого дивана спина болит» «не могу здесь сидеть, ноги затекают», «зачем такой порог делать? Ведь все же спотыкаться будут».
Сенсорика ощущений также отвечает за чувство гармонии, композиции, умение создать комфорт. Она не терпит незавершенности, дисбаланса. «У тебя ремонт идет, но все равно как-то уютно! Как тебе это удается?» .
Интуиция возможностей
Экстравертная интуиция (интуиция возможностей) — описывает потенциальное состояние объекта. То, какие возможности в нем скрываются. «Смотри, вот почта, давай ей письмо отправим настоящее, она удивится!» «А в магазин поедем ночью, чтобы без очередей».
Она также отвечает за умение видеть альтернативы «ну, начнем с того, что на каждый вопрос есть минимум три ответа. » , «ну можем на моей машине поехать, можем на твоей, можем на его»
К интуиции возможностей относятся совпадения «я купил первую попавшуюся машину, и не ошибся», «я знал что встречу ее там». «главное ни о чем не думать и жизнь сама вынесет куда надо». «я думаю что за углом точно должно быть какое-то Интернет-кафе».
Интуиция возможностей описывает значимость и незначимость. «Не важно каким образом, главное, что мы приехали».
К интуиции возможностей также относятся парадоксы и каламбуры, нарушение картины мира «Антискептическая мазь» «Цветная кошка. Полнометражная» «Не разбив кому-нибудь яиц, яичницу не сделаешь».
Интуиция времени
Интровертная интуиция (интуиция времени) описывает вопросы времени, процессы, может прогнозировать. «Я сразу понял чем это закончится». «Когда я пришла туда, я как будто почувствовала, какой была эта квартира 50 лет назад», «я чувствую дух времени».
Она отвечает за видение тенденций, за все «новое», за то, что войдет в массы позже. «Я почувствовала — если сейчас сделать сообщество для продажи старых вещей, это всем будет интересно». «Я нашел новый магазин в Интернете, про него еще никто не знает».
К интуиции времени также относится чувство стиля «Эти вензеля на обоях не будут сочетаться со шкафом. Это совершенно другой стиль».
Интуиция времени также описывает фантазии имечты. «Представь себе, как может все это дальше развиваться. », образное мышление «эти цветы пахли молодостью», внутренние процессы «медитация позволяет мне полностью погрузиться в себя», самосозерцание, внутренний мир, вдохновение.
К интуиции времени относятся ассоциации и воспоминания, «я подумал, что если бы я был десятилетним мальчиком, мне бы здесь очень понравилось, среди этих странных берез».
Интуиция времени также описывает необычное и странное, ни на что не похожее, особенное. «Я люблю такие картины, очень странные, не понятные большинству » .
Именно интуиция времени «генерирует» креатив — новые идеи, которые еще никогда не встречались в мире.
Источник
Этика эмоций или этика отношений
«Бизнес — это люди, мисс Стил, и я очень хорошо умею в них разбираться. Я знаю, что их интересует, чему они радуются, что их вдохновляет и как их стимулировать», — говорит герой одной из самых известных книг современности и по совместительству миллионер (или миллиардер?) Кристиан Грей юной Анастейше Стил. Помните этот момент? Она, такая неопытная и робкая, сидит в его кабинете — а он, прожигая ее взглядом, выдает одну из немногих здравых мыслей всего произведения. Если я приведу еще одну цитату из нашумевших «Оттенков», все решат, что статья про секс и прочие извращения. А вот и нет. Она про то, как научиться понимать людей, и про науку, которая этому учит, — соционику.
Зачем нужна соционика
Один начальник большого магазина электронной техники так уверовал в соционику, что послал нескольких специалистов по персоналу учиться в крупный соционический центр. Специалисты выучились, вернулись, и первое, что сделали, — перетасовали продавцов внутри вверенного им магазина. В частности, на возврат товаров вместо деловитого парня, который тщательно проверял и перепроверял товары, прежде чем принять их обратно, поставили тихую и нежную девушку. Из примечательного в девушке были только ласковый голос и исключительное умение внимательно слушать собеседника. Она даже в технике толком не разбиралась. Через месяц произошло невероятное: процент возвратов снизился на 30%. На сколько вырос гонорар новоявленных социоников, скромно умолчим.
Не обязательно учиться в соционическом или любом другом центре, чтобы уметь поставить каждого работника на то место, где он принесет максимум пользы. Можно иметь громадный стаж в искусстве подбора персонала или просто, что называется, природное чутье, «нюх» на людей. Но если у вас нет ни того, ни другого, а разобраться все же хочется, у меня для вас хорошие новости. Этому можно научиться. Ну как, скажем, математике.
Математика + психология = новая наука?
Мало кто знает, но основательница науки о социуме не была ни психологом, ни социологом. Она была экономистом — и предположила существование 16 социотипов, основываясь на теории Юнга и простых математических расчетах. Звали ее Аушра Аугустинавичюте. Только представьте: некоторым соционикам — преподавателям в основном — приходится повторять это имя из года в год. Они, впрочем, не жалуются и повторяют с неизменным трепетом — на свете не так много женщин, которым удалось в одиночку основать целую науку.
Однако официально такой науки, как соционика, до сих пор не существует. Зато существует термин «лженаука», который приклеился к ней чуть ли не с момента основания в конце 1970-х годов. Все потому, что людей, которые пишут в Интернете что-нибудь из серии «Если вы мрачный тип с тягой к абсолютному порядку и пробивным характером, будьте уверены — вы Максим Горький» становится все больше. Доверия к ним и к соционике в целом — все меньше.
Волшебное превращение
Соционика меж тем — прямая наследница теории Юнга о восьми психотипах. Аушра (вы же не думаете, что я еще раз напишу ее фамилию, правда?) взяла за основу четыре выделенных им аспекта — мышление, чувство, ощущение, интуицию — и предположила, что каждый имеет две разновидности — экстравертную и интровертную. Так появились восемь соционических аспектов. То, что Юнг называл мышлением (аспект, связанный с представлениями о причинно-следственных связях и объективными критериями), в соционике стало логикой. Чувство, у Юнга отвечающее за оценочные суждения, расширилось до межличностных отношений и умения понять другого и превратилось в этику. Ощущение, ответственное за восприятие окружающего мира органами чувств, назвали сенсорикой. И только интуиция — то же восприятие, только бессознательным путем, — сохранила свое название.
Модель Аушры
Важно помнить: каждый человек обладает всеми восемью аспектами. Мы не можем жить без восприятия материального мира органами чувств или полностью игнорировать свое и чужое эмоциональное состояние. Но согласитесь: не каждому из аспектов мы уделяем одинаковое количество сил и внимания. В тяжелые моменты каждый полагается на что-то одно: логические соображения, интуицию, — или просто, что называется, слушает свое сердце. Аушра заметила это — и расположила восемь аспектов в зависимости от того, какую роль он играет для каждого из 16 типов, в особой таблице. Таблица получила название «модель А» (Аушры в смысле), а каждый тип — подробное описание по функциям.
Своя среди своих
То, что социотипов именно 16 (а 16 — это 4 в квадрате), с удивительной точностью укладывает соционику во все другие типологии. Например, в дифференциальной психологии выделяют четыре основных типа (циклоиды, шизоиды, истероиды, эпилептоиды), знаки зодиака привязаны к четырем стихиям (земля, огонь, вода, воздух), мы воспринимаем окружающий мир четырьмя разными способами и делимся в зависимости от них на кинестетиков, визуалов, аудиалов и дискретов. Если я привяжу четыре основных типа соционики — сенсориков, интуитов, логиков и этиков — к каждой из названных групп (а я могу), представители типологий найдут меня и закидают тапками. Так что я лучше расскажу вам о каждом из аспектов. А вы попробуйте проследить закономерности — иногда они не просто лежат на поверхности, а просто-таки бросаются в глаза.
Кстати, по этой фразе опытный соционик сразу поймет, что сенсорика — моя сильная сторона. С нее, пожалуй, и начнем.
«Выжить любой ценой» — силовая сенсорика
Сенсорики — это люди, которые хорошо понимают материальную и чувственную (не путать с чувствительной) сферу жизни. Это люди «про потрогать». Они могут «на глаз» прикинуть пространство, оценить габариты и мощь чего угодно — предмета, человека, машины, взрыва — и не ошибиться. Один мой знакомый как-то посягнул практически на святое — решил выявить соционическую закономерность среди героев ВОВ. Провести эдакий расчет, кто из 16 типов больше склонен к подвигу. Скажу сразу: типировать людей, которых нет в живых, если только они не оставили после себя книгу размером с «Войну и мир», воспоминания современников и желательно фото в полный рост, — затея сомнительная. И все же расскажу вам об этом исследовании — его результаты меня потрясли. Степень героизма у того или иного типа исследование не выявило. Зато обнаружилась другая интересная закономерность. Герои, награжденные посмертно, были кем угодно, только не сенсориками. И наоборот — из тех, кто совершил подвиг и выжил, сенсориков, особенно экстравертных, оказалось больше всего. Причины были разные: вовремя проскользнул, проскочил, уклонился от пули — и остался жив.
Экстравертная сенсорика (она же силовая, она же черная) отвечает за власть, силу, умение управлять своим (и при необходимости чужим) телом. Она позволяет хорошо прикинуть расстояние и мощь соперника или опасности. Впрочем, с «прикинуть» и не ошибиться прекрасно справится и сенсорика ощущений.
Взвесить все (а еще потрогать и попробовать) — сенсорика ощущений
Приведу менее кровожадный пример, а заодно и тест на сенсорику, который каждый может провести у себя дома. Задумайтесь: часто ли вы готовите по рецепту? И по рецепту или скорее по наитию? Отмеряете стаканами, щепотками, «на глаз» или, напротив, для пущей точности пользуетесь электронными весами? Чем свободнее вы обращаетесь с любыми мерами (если только это не результат 20-летнего опыта работы поваром), тем больше шансов, что сенсорика у вас не самая слабая. И наоборот — если хочется все тщательно взвесить, проверить и перепроверить… то хорошая новость такая: в наши дни уклоняться от пуль уже не приходится.
Интровертная сенсорика (она же белая, она же сенсорика ощущений) отвечает за восприятие материального мира во всем его разнообразии — через запах, цвет, вкус. С телом — и своим, и чужим — сенсорики умеют обращаться не хуже своих «черных» собратьев. Но, в отличие от них, берут не нахрапом, а мягкостью.
«Случайно все успеть» — интуиция времени
Главные антагонисты сенсориков — и люди, максимально оторванные от материального мира, — это интуиты. Одна моя подруга — базовый белый интуит — может иногда забыть позавтракать. Или заснуть на рабочем месте на 15 минут. Потом проснуться и как ни в чем ни бывало продолжить работать. Причем она точно знает, что прошло 15 минут, хотя часы не носит. Чем лучше работает функция, тем меньше нам нужны внешние ориентиры. Вы вот часто смотрите на часы? А на руке носите? Я — всегда. Дома у меня часы висят на самом видном месте, а будильник на прикроватной тумбочке тикает в буквальном смысле под самым носом. Все потому, что я плохо чувствую время — хотя почти никогда не опаздываю. Но, не взглянув на часы, вряд ли скажу вам, который сейчас час.
Еще один тест на интуицию времени: попробуйте понаблюдать, как разные люди (и вы в том числе) готовятся выйти из вагона в метро. Кто-то закрывает книгу и встает поближе к двери, едва объявят следующую станцию. У таких людей обычно главный кошмар в жизни — что-то не успеть. А есть те, кто спокойненько встает со своего места ровно за несколько секунд до того, как поезд остановится. И так же спокойненько выходит. Базовые белые интуиты часто рассказывают, как в студенческие годы просыпали пару или даже экзамен ровно в тот день, когда его отменяли. «Ка-а-ак?» — страдальчески вопрошают в этом месте те, кто обычно приходил за час до экзамена, чтобы, не дай бог, не опоздать. «Ну вот как-то так. Само получилось».
Кстати, любопытное соционическое наблюдение: многие люди, называющие себя экстрасенсами, — это белые интуиты. Их базовая функция — интровертная интуиция, она же белая, она же интуиция времени, — позволяет им почувствовать, как ситуация будет развиваться во времени.
«Этого не может быть, потому что не может быть никогда» — деловая логика
Обычно происходит так: белые интуиты вещают с позиции «как-то так» и «само получилось», угадывают, все вокруг удивляются, дальше набегают деловые логики — и давай выяснять причины и следствия. Проводят исследования, ставят эксперименты — экстравертным логикам всегда нужна материальная база для выводов, — ищут закономерности. Помните, в любой непонятной, сложной или опасной ситуации мы опираемся на свою базовую функцию? У логиков обоих подтипов, и экстравертных, и интровертных, такая ситуация случается, когда им наступают на святое — их логическую картину мира, в которой все можно объяснить причинно-следственными связями. А если нельзя, то тут и думать нечего, говорят деловые логики. Фигня все эти ваши экстрасенсы.
«Или все-таки может. » — абстрактная логика + интуиция возможностей
Иногда, правда, для объяснений подтягиваются абстрактные (они же интровертные, они же белые) логики, которые могут — чисто теоретически — допустить все и всегда. Нужно только подвести к этому нужное объяснение, обосновать его и систематизировать. Именно абстрактные логики делают на первый взгляд совершенно умопомрачительные предположения — и оказываются правы. Хотя им не очень интересно оказаться правыми или даже проверить эту свою теорию: если она вписывается в существующие (иногда только в их голове) системы и правила — значит, существует. Чего тут доказывать?
Часто, чтобы создать что-то принципиальное новое, абстрактной логике в поддержку нужна интуиция возможностей, которая отвечает за предположения о внутреннем устройстве объекта. Есть один социотип, у которого оба эти аспекта сильные, — самый первый из шестнадцати. Статистика показывает, что именно люди этого типа чаще всего двигают науку веред. Они могут вывести теоретическую закономерность, которая будет доказана через добрых 100 лет. Все непризнанные современниками гении, о которых вы сейчас подумали, которые впоследствии оказались правы в своих предположениях, были, скорее всего, абстрактными логиками. Принято считать, что и сама Аушра из их числа. Ведущие эксперты в современной соционике Григорий Рейнин и Виктор Гуленко — тоже абстрактные логики.
А вот занимаются соционикой в основном логики деловые: без живого материала для поиска причинно-следственных связей экстравертам, ориентированным на внешний мир, пришлось бы туго.
«Видеть людей насквозь» — этика эмоций и этика отношений
Сенсорики и интуиты тоже занимаются соционикой, но таблицами (моделью А в смысле) стены не обклеивают. Кого вы в этой сфере вряд ли встретите, так это этиков. На всякий случай повторю: к этике как комплексу правил поведения в обществе соционический термин отношения не имеет. Этика отношений в соционике — это про взаимоотношения между людьми и их чувства, а этика эмоций — соответственно про эмоции и внутренние переживания. Так вот, именно этики обычно говорят: да ну эту вашу соционику, и так же все видно, кто какой и чего хочет. В этот момент их главные антогонисты, логики, обычно ищут стенку, чтобы побиться об нее головой, — им-то вообще ничего не видно, и они без специальных таблиц, учебников и систем ничего не понимают. Так как я логик и этика у меня слабенькая (это общая закономерность, у сенсориков плохо с интуицией, у логиков — с этикой, и наоборот), рассказать о том, как этики видят мир, мне не то что сложно, а просто энергозатратно. Еще один пункт в копилку типирования — если человеку сложно или неинтересно говорить о чем-то, значит, сфера, к которой привязана тема (отношений, материальных благ, личной выгоды и т.д.), у него слабая. Но и это не приговор. Я хоть и логик, но неплохо разбираюсь в людях — просто мне пришлось для этого годами учиться. В то время как этик видит человека (часто первый раз в жизни) и говорит: в этой ситуации он поступит так, в этой — так. Вот эти двое поладят. А те вообще скоро поженятся. Ах, они еще не знакомы? Ну, какие мелочи!
Кстати, больше половины любовных сюжетов построены на противостоянии этиков и логиков. Подтверждение тому — наш мистер Грей. Все уже, наверное, убедились, что статья не о сексе, так что приведу вторую часть его высказывания: «…чтобы добиться успеха в каком-нибудь деле, надо овладеть им досконально, изучить его изнутри до малейших подробностей. Решения, которые я принимаю, основаны на фактах и логике. У меня природный дар распознавать стóящие идеи и хороших сотрудников. Результат всегда зависит от людей». Ну что, догадались, кто перед нами? Логик или этик? А кто его любимая сабмиссив — Анастейша Стил?
Мы все дополняем друг друга
Чем меньше мы что-то понимаем, тем более загадочным оно для нас выглядит — и тем больше притягивает. Это работает и в отношениях между людьми. Логики вообще не понимают этиков, но подсознательно хотят быть к ним поближе. Этики восхищаются умением логиков все расставить по полочкам, для них это равносильно умению решить любую проблему. Сенсорики считают, что интуиты постоянно витают в облаках, — но зачастую тихонько пристраиваются рядом: вдруг удастся заглянуть в эти облака хоть одним глазком? А интуитам сенсорики вообще иногда нужны банально для того, чтобы выжить: многие из них забывают поесть или вовремя постирать одежду. И нет, я не преувеличиваю.
На этом притяжении, кстати, основаны дуальные пары — эдакие идеальные соционические половинки. Но о них в другой раз. А пока вместо заключения хочу спросить: имеют ли отношение все описанные примеры к качествам человека? Опаздывает ли он, меряет ли на глаз или весами, обложился секундомерами или живет исключительно полагаясь на чутье? Нет. Все это говорит лишь о том, как человек обрабатывает информацию из внешнего мира. Как быстро реагирует на нее. Что считает важным, а что нет. Именно поэтому термина «социотип» не существует — зато существует термин «ТИМ» — тип информационного метаболизма. И именно поэтому мой знакомый (логик, как вы уже, наверное, догадались), который пытался понять, какой же ТИМ больше других склонен к подвигу, потерпел неудачу. Подвиг невозможно предугадать или объяснить. Он исходит из глубины души. И независимо от типа на него способен каждый человек.
Источник