Этические чувства младших школьников

РАЗВИТИЕ ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Муртазаева Севиля Сейдалиевна,

студентка группы МЗНО — 16

специальности «Начальное образование»

РАЗВИТИЕ ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация . В данной статье обосновывается значимость процесса развития этических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения. Рассмотрены цель и задачи развития этических чувств у младших школьников, а также методы и средства, при помощи которых он достигаются в образовательном процессе. Изложены особенности использования литературных произведений как средства развития этических чувств у младших школьников. Рассмотрены этические беседы как один из методов развития этических чувств у младших школьников.

Ключевые слова: этические чувства, морально-нравственное воспитание, этическая беседа, этическая норма, этические знания

Постановка проблемы . В философской, психологической и педагогической литературе об этике, нравственности и морали написаны сотни томов, великие умы человечества пытались разобраться в этих вопросах. Однако и в настоящее время воспитание этического сознания, этических чувств и этического поведения является сложной проблемой, как в психологии, так и в педагогике. Сегодня этические проблемы стоят как никогда остро. В современном обществе изменились ценностные ориентации, акцент делается не на духовные, а на материальные ценности. Понятия добра и зла, хорошего и плохого стали очень размыты. Без сформированности понятий о добре и зле, долге, совести, справедливости, чести и достоинстве, свободе и ответственности, счастье и смысле жизни, а также представлений о нравственном идеале невозможно ни подлинное взаимодействие человека с миром, ни само настоящее развитие человека. Это делает задачу развития этических чувств чрезвычайно актуальной, своевременной и необходимой.

В законодательных и нормативных актах, регулирующих сферу начального общего образования в Российской Федерации, также уделяется особое внимание вопросам развития морально-нравственной сферы. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается роль воспитания как деятельности, направленной на «развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [8]. В соответствии с «ФГОС начального общего образования», при получении начального общего образования осуществляется «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей» [6].

Анализ исследования по проблеме . Поскольку этические чувства являются специфично человеческим качеством, обуславливающим стремление человека к гармонии внутреннего и внешнего мира, они исследованы во многих аспектах, касающихся жизнедеятельности человека. В частности, проблемы этики, нравственности, морали, самосознания, моральной деятельности и ответственности личности рассматривались в трудах многих философов (Г. Васянович, И. Зязюн, В. Кремень, В. Онищенко, А. Урсул), религиозных философов и теологов (А. Кравчук, А. Кураев, М. Маринович, А. Мень, Ж.М. Обер), психологов (Ю. Орлов, Е. Помыткин, М. Савчин, В. Слободчиков), педагогов (Г. Ващенко, О. Вишневский, М. Евтух, В. Пилипчук, В. Сухомлинский, Т. Тюрина) и пр. Основные положения их работ обогатили практику морально-нравственного воспитания вообще и младших школьников в частности, однако, современные реалии вносят изменения в процесс образования и воспитания, требующие своевременного реагирования.

Цель статьи . Целью статьи является обоснование теоретико-методического подхода к развитию этических чувств младших школьников в процессе решения образовательных задач на уроках литературного чтения.

Изложение основного материала . Под нравственно-этическим воспитанием понимается процесс, способствующий нравственно-этическому становлению человека, формированию у него:

Читайте также:  Человек чувствующий настроение других людей

этических чувств (совести, веры, ответственности, гражданского самосознания, патриотизма);

этических проявлений (терпения, милосердия, толерантности);

этической позиции (способности отличать добро от зла, проявлять самоотдачу, любовь, готовность к преодолению жизненных испытаний);

этического поведения (готовность служить людям и Отчизне, проявление нравственной рассудительности, доброй воли) [2, с. 10].

Цель развития этических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения – передать учащимся определенный багаж этических знаний как основу нравственных отношений и нравственного поведения. Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

ознакомление детей с системой общечеловеческих норм, принципов и правил, принятых в обществе;

знакомство с основными этическими категориями и нравственными качествами человека;

формирование определенного багажа нравственных представлений и понятий как основы нравственных убеждений;

формирование у детей умения осознанно делать выбор и принимать обоснованное решение.

Одним из источников моделей поведения человека в различных жизненных ситуациях являются произведения художественной литературы. Являясь по своей сути картиной мира, его моделью, отраженной в художественных образах, литературное произведение позволяет ребенку наблюдать проявление поступков в различных обстоятельствах, при этом описываемая в произведении жизненная ситуация получает разные оценки: со стороны автора, в поступках и поведении персонажей.

Особенности использования литературных произведений как средства развития этических чувств у младших школьников представлены на рис. 1.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Источник

Воспитание нравственных чувств и этического сознания младших школьников в процессе внеурочной деятельности (Программа педагогического исследования)

Воспитание нравственных чувств и этического сознания младших школьников в процессе внеурочной деятельности

(Программа педагогического исследования)

учитель начальных классов

Актуальность. В свете реализации ФГОС НОО одной из приоритетных задач образования является нравственное воспитание школьников, поскольку подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях. Оно окружено разнообразными источниками воздействия как позитивного, так и негативного характера. Всё это влияет на формирование морально-этических качеств молодого человека. За последние 15 лет заметно обесценились такие понятия, как «нравственность», «долг», «совесть». Согласно опросу Института социологии РАН 55% молодых людей готовы переступить через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха. Опросы, проведённые среди родителей, педагогов подтверждают выводы о заметном искажении ценностных основ мировоззрения подрастающего поколения. О последствиях отсутствия должного внимания к процессу воспитания писал Я.А.Каменский: «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств, всего мира». В связи с этим возрождение нравственности – это задача первостепенной важности, стоящая перед современной школой.

Педагогами разных столетий доказано, что младший школьный возраст – самый ценный этап в воспитании личности, поскольку в этот период идёт активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, развитие способностей и интересов. Поэтому учителю начальных классов следует использовать все возможности для того, чтобы вооружить учеников не только предметными знаниями, но и нравственными чертами личности, дать представление не только о нормах поведения, принятых в обществе, но и о последствиях нарушений этих норм, а главное – добиться от детей понимания необходимости изменений в себе тех качеств, которые могут негативно повлиять на их дальнейшую жизнь.

Появление в рамках введения ФГОС НОО программы «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся» стало для педагогов ориентиром в выборе средств развития личности. Она направлена на достижение тех результатов, отсутствие которых влияет на её формирование. Воспитание личности, обладающей чувством справедливости, милосердия, достоинства, доброты и другими качествами рассматривается в одном из направлений данной программы «Воспитание нравственных чувств и этического сознания».

Читайте также:  Неловко порой себя чувствую

В рамках реализации данного направления представлены планируемые результаты, которые и являются целью, стоящей перед педагогом:

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами и др.[2, с.26]

Данные планируемые результаты одновременно являются показателем сформированности личности, владеющей знаниями морально — этических норм и обладающей нравственными качествами.

Доказано, что воспитание осуществляется как в процессе урочной, так и внеурочной деятельности. Как показывает собственный опыт, опыт коллег, именно внеурочная деятельность, построенная на принципах разнообразия форм и видов внеклассной работы, практической направленности, занимательности, системности, активной познавательной деятельности, использования положительного опыта и т.д.. наиболее эффективна в достижении результатов.

Однако, используя внеурочную деятельность для достижения названных выше результатов, учителю необходимо соблюдать ряд условий.

Таким образом, возникает проблема: создание каких условий способствует формированию нравственной личности младшего школьника в процессе внеурочной деятельности?

Решение этой проблемы составляет цель исследования: создание условий для воспитания нравственных чувств и этического сознания и проверка их эффективности в рамках внеурочной деятельности младших школьников.

1. Изучить теоретические основы, учебную и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень сформированности нравственных чувств и этического сознания младших школьников.

3.Выявить приёмы, формы и виды занятий по воспитанию нравственных чувств и этического сознания у обучающихся младших классов и проанализировать их эффективность в процессе реализации программы исследования.

4. Разработать модельи пособие для учителей , включающее материалы для организации внеурочной деятельности по формированию личности, обладающей нравственными чувствами и этическим сознанием.

Объект исследования : формирование нравственных чувств и этического сознания младших школьников в процессе внеурочной деятельности.

Предме т: процесс формирования нравственных чувств и этического сознания обучающихся младших классов в рамках внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования : процесс формирования нравственных чувств и этического сознания будет более результативным, если:

1.Будет проводиться специально организованное изучение динамики развития нравственных чувств и этического сознания

2. Будут использованы наиболее эффективные приемы, формы, виды занятий, направленные на формирование нравственных чувств и этического сознания обучающихся младших классов в процессе внеурочной деятельности

3. Работа по формированию нравственных чувств будет организована совместно с родителями.

— теоретические (анализ педагогической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта);

-диагностические ( наблюдение, анкетирование);

-практические ( анализ продуктов деятельности обучающихся).

Методологическая основа исследования

Вопросы воспитания детей начальной школы нашли отражение в трудах педагогов второй половины XIX — начала ХХ вв. Большой вклад в построение теории и практики воспитательного процесса внесли выдающиеся деятели педагогической науки В.П. Вахтеров, М.А. Корф, М.Ф. Бунаков, Д.И. Тихомиров, П.Ф. Каптереф и многие другие [1,С.30].

К вопросам духовного воспитания часто обращались известные педагоги Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский. Их наследие — золотой фонд литературы о духовно – нравственном развитии ребёнка.

В оспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала является основой гуманно-личностной педагогики Ш. А. Амонашвили.

Читайте также:  Чувство что кто то бегает по ногам

В современной педагогике проблема воспитания нравственной личности нашла отражение в работах Н.Е. Щурковой, Г.И. Щукиной, А.Я. Данилюк, А.А. Логиновой

Теоретическая значимость исследования выражается в выявлении и систематизации приёмов, форм и видов занятий внеурочной деятельности для формирования нравственных чувств и эстетического сознания младших школьников

Научная новизна и практическая значимость :

создание модели, содержащей основные формы, виды занятий, ожидаемые результаты;

методического пособия для педагога с включением и описанием материалов по каждому этапу реализации программы исследования;

детских проектов «Как стать Человеком», являющихся итогом деятельности учеников и родителей по достижению планируемых результатов программы исследования.

Изучение научно — методической литературы, создание понятийного аппарата.

Выявление уровня сформированности нравственных чувств и этического сознания младших школьников , раскрытие и использование приёмов, форм и видов занятий по воспитанию нравственных чувств и этического сознания младших школьников в процессе внеурочной деятельности.

Систематизация данных,анализ эффективности используемых приёмов, форм и видов занятий и текстовое оформление материалов, полученных и разработанных в рамках реализации программы исследования, апробация методов и приемов, распространение педагогического опыта, разработка пособия для учителя по проблеме исследования.

Критерии оценки ожидаемых результатов

Воспитательные результаты сформированности у обучающихся младших классов нравственных чувств и этического сознания распределяются по трём уровням:

первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.Достигается во взаимодействии с педагогом.

второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде( классе, школе). Именно в такой среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает)

третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия . Достигается во взаимодействии с социальными субъектами за пределами образовательного учреждения, в открытой образовательной среде.

В качестве основного критерия, по которому изучается нравственное развитие учащихся, выступает динамика развития следующих параметров :

1.Знание моральных норм и нравственных качеств личности.

2. Сформированность нравственных привычек.

3.Эмоциональное отношение к нравственным и безнравственным поступкам.

4. Альтруистическая направленность учащихся.

5. Знание результатов своих нравственных и безнравственных поступков

6.Сформированность представлений о правах и достоинстве человека.

7.Мотивы нравственного поведения.

8.Сформировнность нравственной самооценки

Возможные виды динамики:

1. Положительная динамика – увеличение значений выделенных показателей исследования в данных контрольного эксперимента ( конец учебного года) по сравнению с результатами констатирующего эксперимента (начало учебного года).

2. Отсутствие положительной динамики — отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений исследований контрольного эксперимента (конец ученого года) по сравнению с результатами констатирующего эксперимента (начало учебного года).

3. Устойчивость ( стабильность) высоких показателей констатирующего и контрольного экспериментов: устойчивость высоких положительных показателей является одной из характеристик положительной динамики развития; устойчивость низких показателей указывает на отсутствие положительной динамики и тенденцию отрицательной динамики развития.

Методы оценки результатов исследования

1. Проведение диагностических работ в 1-4 классах в начале и в конце учебного года ( Таблица 1 «Диагностики сформированности нравственных чувств и этического сознания»: Методика А.Я. Данилюк, А.А. Логиновой).

2. Проведение наблюдений по выявлению сформированности личностных качеств воспитанников с занесением результатов в лист наблюдений (Таблица 2, «Лист наблюдений»).

1. Диагностики сформированности нравственных чувств

Источник

Оцените статью