Классный час для 10 класса «Что значит быть взрослым?»
классный час (10 класс) по теме
Классный час посвящен проблемам подростков, их желанию казаться взрослыми и неготовности ко взрослой жизни в реальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика проведения | 44.77 КБ |
Буклеты для школьников | 457.19 КБ |
Лист самоанализа | 38.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час для 10-го класса:
«Что значит быть взрослым?»
Цель: сформировать понимание у подростков, что означает быть взрослым человеком.
- Определить необходимые качества взрослого человека;
- Определить, чем взрослый человек отличается от подростка;
- Наметить способы формирования «взрослых» качеств личности?
- Освоить основные этические правила, как основу поведения взрослых людей.
Иллюстрации, листы белой бумаги, карандаши, ручки цветной мячик.
Форма: доверительная беседа.
Лучше, если дети будут сидеть по кругу. Это сделает общение более удобным и комфортным, разрядит напряженные ситуации, если они возникнут, поднимет настроение вначале мероприятия.
1-й этап: (мотивационный) хочу быть взрослым.
Учитель: Свой классный час мы начнем со стихотворения «Когда я взрослой стану…»
Давайте разберемся, зачем нам прощаться с детством. Зачем подражать родителям? Почему наступает момент, когда девочки пытаются выглядеть старше своих лет, начинают красить волосы, делать макияж, одеваться, как старшие девушки? Мальчишки стремятся быть похожими на авторитетных мужчин, беря часто за свой идеал даже криминальные личности. Ответ простой – все они мечтают о признании и свободе действий.
Каждый старшеклассник считает себя взрослым. Это проявляется в разных ситуациях и, к сожалению, обычно в конфликтных, когда ученик хамит учителю, возмущается каким-то неправильным, по его мнению, отношением к нему. Особенно возмущается, когда учитель старается вызвать родителей в школу: «Зачем? Я сам могу разобраться, ответить и т.д.». Многие учителя и родители думают, что это так и есть, и идут на поводу. Но значит ли это, что старшеклассники на самом деле уже взрослые или это всего лишь попытка манипулировать взрослыми, чтобы добиваться своих, не всегда хороших, целей? Давайте это выясним. Сейчас каждый из вас будет передавать по кругу мячик. Тот, кому он попадет в руки, продолжит фразу: «Я уже взрослый, потому что…».
(Далее происходит игра «Передай мячик». Учитель не просто наблюдает, а фиксирует ответы учеников. Лучше на листе бумаги сделать 2 колонки: + и -. Это поможет в дальнейшем анализе качеств.
После того, как игра закончилась, учитель продолжает беседу).
— Давайте теперь сосредоточимся и вспомним, какие по-настоящему взрослые качества были названы?
— Какие качества несовместимы со взрослостью? Почему?
(Выслушав ответы, учитель переходит ко второму этапу)
2-й этап: (основной) почему я еще не взрослый?
— Сейчас, давайте подумаем, а чем взрослый человек отличается от подростка? Почему мы так стараемся, а нас все равно не считают взрослыми? Только ли в возрасте дело?
Мы с вами определили, какие качества должны быть у взрослого человека, а каких быть не должно. Перед каждым из вас лист бумаги. Разделите его на 2 части. В первой части запишите те качества взрослого, которые, как вы считаете, у вас есть, а во второй, которых нет, но вы хотели бы или должны в себе выработать. Достаточно по 5 качеств. (Время работы – 3 минуты.)
-Теперь расставьте эти качества по мере их важности: 1 2 3 и т.д. в обеих колонках.
-Какое на 1-м месте? На 2-м и т.д. (Одновременно учитель записывает на доске по местам основные качества).
— Посмотрите, что у нас получилось?
(Анализируем сначала 1-ю колонку, а затем 2-ю. Обсуждаем, чем важны эти качества. Почему они должны быть).
Задумайтесь, а точно ли вы мечтаете вырасти? С чем связано желание быть взрослым во что бы то ни стало?
А знаете ли вы, что каждый взрослый человек обречен контролировать в себе две личности: родителя и маленького ребенка, которому хочется делать необдуманные поступки. По-настоящему взрослый человек умеет обуздать в себе внутреннего ребенка, остановить игру тогда, когда она еще не успела нанести ни кому вреда. В свою очередь, внутренний ребенок присматривает за родителем, не давая ему чрезмерно командовать и контролировать все на свете. Взрослый берет на себя полную ответственность за поступки своей второй личности. Поведение взрослого человека Чего никогда не сделает человек, вышедший из детского возраста? Он не будет врать бессмысленно, воровать, искать виновных в своих ошибках, он не станет надевать на себя маску старшего. Самое главное – он не станет стремиться переплюнуть свой возраст. Быть взрослым – это значит уметь отличать добро от зла, мудрость от глупости. Это значит уметь жертвовать чем-то ради других людей. В свою очередь, дети отличаются эгоцентричностью, бунтарством, максимализмом, своенравностью. Взрослый умеет себя обуздать, если так будет нужно, он сможет ограничить и поставить себя в рамки, чтобы достичь своей цели.
Так хотите ли вы быть взрослыми?
Я вам открою еще один секрет: стремление подражать взрослым у юношей связано с представлениями о самостоятельности, силе и мужестве. А у девушек с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам. Но на самом деле, это хорошо.
3-й этап: (основной) как стать взрослым?
Далее ребятам предлагаются некоторые правила. Они зафиксированы в заранее подготовленных буклетах. Буклеты демонстрируются детям, и по буклету озвучиваются правила:
- Научитесь самостоятельно справляться с жизненными трудностями и собственными желаниями. Умейте укротить свой пыл, негативные эмоции, когда они лишние.
- Помните, многое приходит с опытом, но не стремитесь слишком быстро его наживать.
- Прислушивайтесь к советам старших. Поймите, у них, на самом деле, гораздо больше знаний, они вряд ли посоветуют глупости. Взрослые люди очень часто обращаются за советом к мудрому человеку. Это не значит, что такие советы обязательно необходимо слушать, но учитывать их, вам же полезней.
- Научитесь быть ответственными за каждый свой шаг, каждое сказанное слово. По-настоящему отвечать за кого-то вы будете, когда у вас появится семья, а сейчас, попытайтесь для начала, не перекладывать ответственность на других.
Теперь вы знаете основные черты взрослого человека. Ну как, вам еще хочется распрощаться с детством?
Помните самое главное, что торопиться вам некуда.
В заключении учитель обращается к иллюстрациям и зачитывает некоторые фразы, обращая внимание детей на сами изображения.
Затем детям раздаются брошюрки, как руководство к действию и напоминание о правилах. Листы самоанализа тоже остаются у детей. Их нужно вложить в брошюрки и работать с ними дома. Они помогут детям организовываться внутренне и ставить перед собой правильные цели.
Источник
Беседа на тему «Взросление»
Содержимое публикации
Беседа на тему «Взросление»
Цель: профилактика отклоняющего поведения
раскрыть сущность процесса взросления;
дать рекомендации по саморазвитию;
показать значимость правильного выбора развития жизненного пути в подростковом возрасте.
способствовать развитию позитивного представления о себе.
Мотивация и целеполагание
Добрый день, девочки и мальчики! Сегодня я хочу построить с вами общение под таким заголовком «Взросление».
Считаете ли для себя эту тему востребованной и актуальной?
Оформите свои пожелания. Что в данной теме для вас представляет особый интерес.
Информационная часть беседы
Подростковый возраст благоприятен для развития личности, изменений к лучшему; молодой человек как бы начинает жизнь с «чистого листа» и имеет прекрасный шанс избавиться от своих детских проблем. С другой стороны, одновременно повышается и риск возникновения новых сложностей и отклонений в развитии. Как бы то ни было, это возраст повышенной пластичности, готовности изменяться, развиваться и накапливать новый жизненный опыт. А уж как именно будут использованы эти возможности, обратите ли вы их себе во благо, зависит, прежде всего, от вас.
Одним из центральных моментов психологического развития в подростковом возрасте оказывается формирование так называемого «чувства взрослости». Молодой человек остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует от окружающих признания этого. Например, стремится получить равные с взрослыми права, обрести независимость.
Чувство взрослости проявляется по-разному:
Подражание внешним признакам взрослости. Оно проявляется в стремлении вести себя как взрослый: самостоятельно зарабатывать, не отчитываться все время перед взрослыми о месте своего нахождения и т.п. Но зачастую это подражание принимает довольно глупые формы.
Личностная зрелость. Главный признак ее достижения — это желание и готовность человека нести ответственность за свои поступки и решения. Помимо ответственности. Личностная зрелость подразумевает активность и инициативность, способность контролировать свои эмоции, порядочность, готовность смотреть на окружающую действительность не только со своей позиции, но и с точки зрения других людей.
Подражание качествам «настоящего мужчины», настоящей женщины». У мальчиков, например, в связи с этим очень ценится сила, ловкость, выносливость, воля, верность своему слову, уверенность в себе, независимость, активность.
Интеллектуальная зрелость. При переходе к взрослости качественно меняются мыслительные возможности, человек становится способен оперировать абстрактными понятиями. Естественно, это происходит тога, когда молодой человек продолжает развивать свой ум, а не «застревает» на уровне детских суждений. Условие, необходимое для такого развития — включение человека в деятельность, требующую от него проявления интеллекта.
Первые проявления чувства взрослости часто выглядят довольно странным образом: подросток начинает вести себя откровенно вызывающе, будто бы предъявляя «свою волю» окружающим. Чаще всего противоречия между подростками и взрослыми проявляются в таких мелочах как: во сколько приходить домой, как распоряжаться своим свободным временем.
Общее психологическое развитие подростка происходит по средствам физического развития, развития познавательной эмоциональной сфер, а также развития морали.
На фоне взросления подростку открывается свой внутренний мир. При переходе к взрослости внутренний мир с его мыслями и переживаниями становится почти осязаемым. Вдруг начинаешь осознавать, что свой жизненный опыт набираешь ты сам, и это важнейшая часть того, чем ты обладаешь. В результате активно развивается самосознание, то есть «чувство Я»
Своевременное формирование «чувства Я» — важное условие дальнейшего благополучного развития. Ведь если у молодого человека не взросло ядро личности, нет ясных представлений о самом себе и своем месте в мире, то в дальнейшей жизни ему придется нелегко. Вместо того, чтобы ставить перед собой реалистичные цели и добиваться успехов, такой человек оказывается, в лучшем случае, «вечным мечтателем», не приспособленным к реальной жизни и беспомощным в «земных» делах.
Что делать, чтобы саморазвитие протекало благополучно?
Не «замыкаться» на какой-то социальной роли, а пробовать себя в разных. Ведь тот, кто ставит знак равенства между собой и какой-то единственной жизненной позицией (рассуждая, например, так: «Я — сноубордист или Я — ITник, и в этом моя сущность!») чаще всего останавливаются в своем развитии)
Относиться к своей жизни как к уникальному и ответственному эксперименту, главная цель которого — получать и осмысливать опыт.
Не просто участвовать в тех событиях, которые происходят в твоей жизни, но и задумываться над их смыслом.
Всегда, когда возможно, соотносить происходящие в жизни события с результатами собственных усилий, а не каких-то случайных, независящих от тебя обстоятельств. Иными словами, брать на себя ответственность за то, что происходит в жизни.
Мысленно «перебрасывать мостик» между настоящим и будущим. Мечтая о чем-то далеком и строя честолюбивые планы, всегда ставь перед собой вопрос: а что можно сделать уже сейчас, чтобы желаемое воплотилось в реальность?
Представления о себе носят двойственный характер. С одной стороны, у человека есть знания о том, каков в реальности, какими качествами обладает (Я-реальное). Но с другой стороны, есть и некий идеал — представление о том, каким следует быть (Я-идеальное).
Я-реальное и Я-идеаьное обычно совпадают далеко не полностью. Большинство людей, особенно из числа умных, не вполне удовлетворены собой и желают быть лучше, чем они есть. И это вполне нормальное состояние, без которого невозможно саморазвитие.
Когда возникает сильное противоречие между тем, как человек себя воспринимает, и тем, каким ему хотелось бы быть, это сопровождается переживанием тревоги, дискомфорта и даже отвращения к самому себе. Как следствие, возникает желание снизить это противоречие, привести реальное в соответствие с желаемым. Какими путями может быть достигнут такой результат?
Через деятельность, будь то учеба,, труд, спорт или какая-то иная форма самосовершенствования. Это дает возможность «подтянуть» свои реальные возможности до желаемых. Но как только желания становятся реальностью, нужно ставить перед собой новые, более высокие цели. Жалок тот человек (особенно молодой), который уверен, что достиг всего, о чем мечтал, и больше ему не к чему стремиться. Он прекращает развиваться, начиная вместо этого деградировать.
Через изменение Я-идеального, т.е. снижение уровня той «планки», которую подросток поставил перед собой. Бывает, что идеал выбран столь высокий, что он в принципе недостижим. Тогда такое изменение пойдет во благо: чем тратить силы на стремление к тому, что все равно достигнуто не будет, продуктивнее поставить перед собой более реалистичные цели. Но очень часто случается и так, что в результате «снижения идеалов2 человек просто перестает стремиться к самосовершенствованию — дескать, и так прожить можно …
Через изменение Я-реального, т.е. представлений о том, каков ты есть. Этот путь самый легкий, но … иллюзорный.
Представления о себе могут носить как позитивную, так и негативную окраску. Если человек, воспринимает себя позитивно, то он обладает высокой самооценкой, если же — негативно, то его самооценка находится на низком уровне. Тот, кто обладает высокой самооценкой, имеет больше шансов достигнуть успеха, ибо представления о самом себе во многом предопределяют и его реальные достижения.
Практическая работа. Тест на самооценку
Инструкция 1: Из предложенного списка качеств, выбери 10 качеств, которые тебе нравятся и запиши их в левую колонку. Потом выбери другие 10 качеств, которые тебе не нравятся и запиши их в правую колонку.
Инструкция 2: Отметьте галочками качества и в левой и в правой колонке, которыми вы обладаете.
Инструкция 3: Из количества отмеченных в левой части таблицы качеств вычтите количество качеств, отмеченных в правой части. Полученная разность — это показатель самооценки.
А теперь вернемся к вашим запросам и ожиданиям. Оцените степень достижения ваших запросов и ожиданий.
Источник