Этапы становления эмоционального интеллекта

Этапы развития представлений об эмоциональном интеллекте

1.4.

Сама идея эмоционального интеллекта выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалась такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк.

Понятие социального интеллекта явилось звеном, связывающим воедино аффективную и когнитивную стороны процесса познания. В сфере социального интеллекта вырабатывался подход, понимающий познание человека как когнитивно-эмоциональный процесс.

Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. После того, как Абрахам Маслоу в 50-х годах ввел понятие самоактуализации, в западной психологии случился «гуманистический бум», который породил серьезные интегральные исследования личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы.

Один из исследователей гуманистической волны Питер Салоуэй в 1990 году выпустил статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большинства в профессиональном сообществе, стала первой публикацией на эту тему. Он писал, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились.

Салоуэй и его соавтор Джон Мэйер определяют эмоциональный интеллект как «способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов» [21]. Другими словами, эмоциональный интеллект, по их мнению, включает в себя 4 части: 1. способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека); 2. способность направлять свои эмоции в помощь разуму; 3. способность понимать, что выражает та или иная эмоция; 4. способность управлять эмоциями.

Салоуэй и Джон Мэйер положили начало исследовательской деятельности, направленной на изучение особенностей эмоционального интеллекта, широкое же распространение понятие «эмоциональный интеллект» получило благодаря работам Д. Гоулмена и М. Ка де Ври.

Российский исследователь Д.В. Люсин, отталкиваясь от существующих концепций, предлагает понимать эмоциональный интеллект «как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими» [9].

Способность к пониманию эмоций означает, что человек:

• может распознать эмоцию, т.е. установить факт наличия эмоционального переживания у себя или другого человека;

• может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек и найти для неё словесное выражение;

• понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек:

• может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать довольно сильные эмоции;

• может контролировать внешнее выражение эмоций;

• может при необходимости вызвать ту или иную эмоцию.

Модели эмоционального интеллекта

Модель Сэловея и Мэйера

Первая и наиболее известная в научной психологии модель эмоционального интеллекта была разработана Питером Сэловеем и Джоном Мэйером; ими же был введён в психологию и сам термин «эмоциональный интеллект». Первоначальный вариант этой модели был предложен в 1990 году. Они определили эмоциональный интеллект как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий». Эмоциональный интеллект трактовался как сложный конструкт, состоящий из способностей трёх типов: 1. идентификация и выражение эмоций; 2. регуляция эмоций; 3. использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности [20].

Позже Сэловей и Мэйер доработали и уточнили предложенную модель, что отражено в ряде их публикаций. Этот переработанный вариант модели основывается на представлениях о том, что эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами. Иначе можно было бы сказать, что они «информируют» человека о характере этих связей. При этом связи могут быть не только актуальными, но и вспоминаемыми и даже воображаемыми. Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению эмоций, переживаемых по этому поводу. В свете этих представлений эмоциональный интеллект трактуется, как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.

Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил Сэловею и Мэйеру выделить четыре компонента, которые были названы «ветвями». Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Важно отметить, что каждый компонент касается как собственных эмоций человека, так и эмоций других людей.

• Идентификация эмоций. Включает ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций (т.е. способность заметить сам факт наличия эмоции), их идентификация, адекватное выражение, различение подлинных эмоций и их имитации.

• Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности. Включает способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач (например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей), использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему.

• Понимание эмоций. Способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях.

• Управление эмоциями. Способность к контролю эмоций, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений.

В 1990-е годы появились также другие модели, представляющие несколько иной взгляд на эмоциональный интеллект. Наиболее известными являются, пожалуй, модели Д. Гоулмена и Р. Бар-Она.

Модели Гоулмена и Бар — Она

Д. Гоулмен основал свою модель на ранних представлениях Сэловея и Мэйера но добавил к выделенным ими компонентам ещё несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками. Благодаря популярности книги Гоулмена «Эмоциональный интеллект» его модель приобрела большую известность не только среди психологов, но и в более широких кругах.

Модель Р. Бар — Она широко трактует понятия эмоциональный интеллект. Он определяет как все не когнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями Р. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: 1). Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость; 2). Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность; 3). Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость; 4). Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль над импульсивностью; 5). Преобладающее настроение: счастье, оптимизм.

Читайте также:  Человек без эмоций причины

Р. Бар-Он разработал опросник для измерения эмоционального интеллекта, называющийся EQ-i и состоящий из 133 утверждений. Этот опросник состоит из 15 шкал, соответствующих вышеперечисленным субкомпонентам. Следует отметить, что основанием для предложенной модели является профессиональный опыт автора и анализ литературы, но не какие-либо эмпирические данные, которые могли бы подтвердить правомерность выделения именно этих субкомпонентов.

Модель Сэловея и Мэйера, возникшая первой, включала в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации. Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции можно считать модель Бар-Она, который вообще отказывается относить к эмоциональному интеллекту когнитивные способности. Правомерность такого подхода вызывает сомнения, так как понятие эмоциональный интеллект становится полностью метафорическим. Под интеллектом в психологии всегда понимается (о каком бы его виде ни шла речь и каких бы теоретических позиций ни придерживался тот или иной автор) некоторая когнитивная характеристика, связанная с переработкой информации. Если же эмоциональный интеллект трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект».

Модель Люсина

Отталкиваясь от существующих концепций, Д.В. Люсин предложил свою модель эмоционального интеллекта. Ранее им уже давалось определение эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Для уточнения этого определения следует раскрыть, что имеется в виду под способностью к пониманию и управлению эмоциями.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек

• может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;

• может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;

• понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек:

• может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;

• может контролировать внешнее выражение эмоций;

• может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, можно говорить о внутри личностном и межличностном эмоциональном интеллекте. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако должны быть связаны друг с другом.

эмоциональный интеллект

Разумно предположить, что способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям. Поэтому эмоциональный интеллект можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой стороны — с личностными характеристиками. Эмоциональный интеллект — это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности. Можно указать на три группы таких факторов (рисунок 1).

Когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации)
Представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации о себе самом и о других людях и т.п.)
Особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т. п.)

Рис. 1. Факторы, влияющие на эмоциональный интеллект.

Предлагаемая модель эмоционального интеллекта принципиально отличается от смешанных моделей тем, что не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. Для измерения предложенного конструкта могут использоваться задачи, характерные для интеллектуальных тестов, и опросники. Для измерения внутри личностного эмоционального интеллекта больше подходят опросники, поскольку сомнительно, что внутренний рефлексивный опыт человека можно оценить с помощью задач, имеющих правильные и неправильные ответы [10].

Источник

Урок 2. Модели эмоционального интеллекта

Психологи полагают, что для повышения эмоционального интеллекта нужен системный подход, при помощи которого человек будет шаг за шагом овладевать определенными навыками и становиться «эмоционально умнее». Несмотря на невероятный интерес к этой теме, существует не так много подходов к эмоциональному интеллекту.

В этом уроке мы рассмотрим три самые популярные модели и увидим принципиальную разницу между ними. Также мы обратим внимание на историю эмоционального интеллекта и убедимся, что этот предмет находится еще на стадии своего становления.

Содержание:

На протяжении всего развития человечества, люди осознавали важность управления эмоциями. Они научились приводить себя в состояние аффекта, чтобы противостоять диким животным и настраиваться на позитивный лад при общении с важными для себя людьми. Однако это получается далеко не всегда. Почему? Эмоции непредсказуемы, они изменчивы, поэтому мы стоим на пороге очень сложной задачи: научиться управлять ими и сделать их своими помощниками, а не врагами.

Эмоции бывают уместными и неуместными. В определенных ситуациях, например, гнев или злость на себя могут быть полезными (хотя из-за своей разрушительности не рекомендуется прибегать к ним слишком часто). В других излишний оптимизм может помешать достижению цели (когда требуется полная сосредоточенность и полная эмоциональная нейтральность).

Для того, чтобы хоть как-то разобраться с этой крайне сложной темой, были созданы модели эмоционального интеллекта. Создание этих моделей тесно связано с историей предмета, поэтому мы вкратце коснемся ключевых вех его развития.

Вехи развития эмоционального интеллекта

В 1872 году Чарльз Дарвин издает книгу под названием «Выражение эмоций у людей и животных». По сути, это первая научная работа, посвященная эмоциям людей и их роли для адаптации и выживания.

В 1920 году профессор Эдвард Торндайк вводит понятие социального интеллекта. Он описал его как способность понимать людей, женщин и мужчин, умение обращаться разумно с людьми.

В 1926 году создан первый в мире тест для измерения социального интеллекта под названием George Washington Social Intelligence Test.

В 1940 году Дэвид Уэкслер написал публикацию, в которой разделил способности и умения человека на интеллектуальные и не интеллектуальные.

В 1964 году в работе Майкла Белдока появилось понятие эмоционального интеллекта.

В 1965 году Клод Штайнер вводит понятие эмоциональной грамотности и разрабатывает концепцию для ее тренировки.

В 1983 году Говард Гарднер опубликовал свою модель интеллекта, разделив его на внутриличностный и межличностный.

Читайте также:  Как оценить эмоциональную устойчивость любого человека

В 1985 году выходит первая книга, посвященная развитию эмоционального интеллекта. Это «A Study Emotion: Developing Emotional Intelligence» Уэйна Пэйна.

В 1988 году Рувен Бар-Он ввел понятие эмоционального коэффициента.

В 1990 вышла в свет работа Джона Майера и Питера Саловея «Emotional Intelligence», которая привлекла всеобщее внимание к этому предмету.

В 1995 году вышла научно-популярная книга Дэниела Гоулмана «Emotional Intelligence», которая стала самой читаемой книгой, посвященной социальной науке. После ее выхода эмоциональный интеллект приобретает невероятную популярность и становится интересным не только психологам, но и простым людям.

Какие же существуют модели?

Существует три самые распространенные модели эмоционального интеллекта на данный момент. Между ними существуют различия, однако все они сходятся в важности одного навыка — умения управлять своими и чужими эмоциями. Помимо этого, есть десятки навыков, которые необходимо развить для того, чтобы ваш эмоциональный интеллект значительно повысился и вы начали извлекать из него преимущества.

Несмотря на то, что в идеале нужно «прокачать» несколько десятков навыков, многие из них подтягиваются сами собой, когда вы начинаете прививать другие. Условно говоря, добившись совершенства всего в пяти навыках, вы автоматически прогрессируете во всех остальных.

Модель социального и эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она (ESI)

Израильский психолог Рувен Бар-Он является одним из ведущих теоретиков и исследователей в области эмоционального интеллекта. Он также ввел понятие эмоционального коэффициента — уровня измерения эмоционального интеллекта.

Бар-Он разработал свою модель в 1982 году, а представил спустя четырнадцать лет на собрании американской ассоциации психологов в Торонто. Он выделил 15 способностей, которые, будучи приведены в полный порядок, позволяли человеку ощущать себя счастливым.

Способности разделены на пять категорий:

Внутриличностная

Ассертивность — это способность ясно выражать свои чувства и мысли, проявлять при необходимости твердость убеждений, стоять на своем и при этом уважать потребности другого человека. Стивен Кови называет эту ситуацию Win-Win. Этот навык является полной противоположностью пассивности, стеснительности и агрессии.

Мы подробнее рассмотрим ассертивность в четвертом уроке.

Самоуважение (самооценка) — это способность понимать и оценивать свои сильные и слабые стороны, возможности и ограничения, уважать себя и воспринимать положительно, оставаться в согласии с самим собой. Существует три типа самооценки: заниженная, нормальная и завышенная. Может показаться, что лишь заниженная самооценка может привести к печальным последствиям и несчастью, однако на это способна и завышенная. В этом случае человек испытывает недоумение — почему никто его не уважает и не оценивает по достоинству?

Независимость — это способность самостоятельно принимать решения, твердо стоять на своих ногах и не зависеть от других. Речь идет скорее об эмоциональной зависимости, когда человек является рабом эмоций и привычек.

Самоактуализация — это развитие в себе динамического непрерывного процесса стремления развиваться, устанавливать цели и стремиться к их достижению, реализовывая свой потенциал. Человек обретает смысл своего существования и становится тем, кем он способен стать.

Эмоциональная осознанность — это способность человека замечать, осознавать и оценивать эмоции в конкретный момент, различать их и понимать причины их возникновения. Для развития этой способности рекомендуется заниматься медитацией.

Межличностная

Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей. Способность к эмпатии не зависит от интеллектуальных усилий.

Эмпатию мы подробнее рассмотрим в четвертом уроке.

Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, уметь сотрудничать с другими людьми. Включает в себя нравственность, совесть, заботу о ближнем и стремление брать на себя ответственность за поступки других людей.

Межличностные отношения — это навыки конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, умение чувствовать себя комфортно в социальных контактах. Различают формальные и неформальные отношения.

Адаптивная

Умение решать проблемы — это способность установить и сформулировать проблему, а затем найти наиболее эффективный способ ее решения. Для развития этого навыка требуются логическое, творческое мышление, а также интуиция.

Гибкость — это умение менять манеру поведения, образ мышления и эмоциональный фон в зависимости от обстоятельств. Человек, обладающий гибкостью, не отрицает реальность и всегда ищет возможности извлечь выгоду из меняющегося окружения или ситуации. Этот навык более всего свойственен художникам и творческим людям.

Оценка действительности — это способность сверять свои чувства, эмоции и мысли с объективной внешней реальностью.

Управление стрессом

Стрессоустойчивость — это совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие так называемых стрессоров, и не вовлекать негативные эмоции. Также это умение человека делать то, что нужно и не позволять эмоциям себя отвлекать.

Контроль импульсов — это умение устоять перед соблазном быстрого удовлетворения потребностей ради долгосрочного успеха. Требует развитой силы воли и дисциплины.

Общее настроение

Оптимизм — это способность человека сохранять позитивное отношение даже в трудных обстоятельствах и при этом решать свои проблемы. Любая неудача или проблема — новая возможность. Это некий образ мышления, при котором человек сознательно не допускает деструктивные мысли, способные подорвать уверенность в себе.

Счастье (благополучие) — это способность быть умиротворенным, воодушевленным, жизнерадостным и при этом любить жизнь и других людей.

Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо (модель способностей)

В 1990 году американские психологи Майер, Саловей и Карузо предложили свою модель эмоционального интеллекта. Они дорабатывали ее несколько лет и в итоге представили обновленную модель, состоящую из четырех компонентов.

Восприятие, оценка и выражение эмоций. Это способность безошибочно различать эмоции и идентифицировать эмоциональное содержание. Майер, Саловей и Карузо утверждают, что это основной и базовый компонент развития эмоционального интеллекта. Они исходят из того, что выражения лиц, отображающих гнев, печаль, счастье и страх у всех людей одинаковы, а значит их можно распознать. Младенцы и дети излучают эмоции искренне, а желание их прикрыть слишком явно отображается на языке их тела. Взрослый человек склонен скрывать свои эмоции, но тем не менее при длительном наблюдении или появлении микровыражений их точно можно безошибочно определять. Если вы продвинулись в овладении этим навыком, то умеете более точно идентифицировать ситуацию и действовать, исходя из своих выводов.

Использование эмоций для повышения эффективности мышления. Способность человека пробуждать в себе креативность, активизировать свой мыслительный процесс, используя эмоции как мотивацию. В этом случае вы сознательно понимаете силу эмоций, осведомлены о своей психологии и используете свои ощущения в свою пользу, а не во вред. Вы учитесь направлять свое внимание на важные для вас вещи и искусственно вызывать нужные эмоции, которые помогут решить задачу. Например, многими исследованиями доказано, что при оптимистическом, позитивном подходе и образе мышления, мозг человек работает лучше, чем в пессимистическом. Исходя из этого, вы вводите себя в нужное состояние и добиваетесь поставленных перед собой целей.

Читайте также:  Гинкго билоба при депрессии

Понимание эмоций. Способность осознать связь и различие между эмоциями и мыслями, определять причину и истоки появления эмоции, понимать амбивалентные (сложные) чувства и интерпретировать эмоции, возникающие во взаимоотношениях с людьми. Относитесь к любой эмоции как к некой информации, которую она несет. Когда человеку страшно, он выбирает один из трех способов действия: бежать, цепенеть и атаковать. Когда он счастлив, то хочет находиться рядом с людьми и делиться своей радостью. Если гневается, то хочет причинить физический или моральный вред другому человеку. Некоторые эмоции перетекают друг в друга, другие возникают на доли секунды и исчезают. Вы также можете заметить, как при помощи мыслей меняются ваши чувства и эмоции.

Оценка эмоций. Способность пробуждать, укрощать и направлять свои и чужие эмоции для достижения определенных целей. Для того, чтобы научиться контролировать свои эмоции и управлять эмоциями других людей, необходимо привести себя в состояние осознанности, при котором вы спокойны и наблюдательны. Чтобы достичь успеха в повышении этого навыка, нужно развивать самодисциплину и самоконтроль.

Смешанная модель Гоулмана

Наиболее известным подходом к развитию эмоционального интеллекта является смешанная модель Дэниела Гоулмана. За основу Гоулман взял модель Мейера, Саловея и Карузо. К их компонентам он добавил еще несколько — настойчивость, энтузиазм и социальные навыки. Таким образом он объединил когнитивные способности с личностными характеристиками. Известность смешанной модели стала настолько большой, что вышла за рамки интереса психологов и стала популярной среди обычного круга людей. Всего Гоулман выделяет пять компонентов, разделенных на более мелкие элементы.

Самосознание:

  • Уверенность в себе: это свойство личности, ядром которого выступает позитивная (или адекватная) оценка своих сильных и слабых сторон.
  • Правильная самооценка: осознание своих возможностей и сильных сторон.
  • Эмоциональное самосознание: анализ своих эмоций и осознание их воздействия, а также использование интуиции.

Самоконтроль:

  • Оптимизм: умение с позитивом и надеждой смотреть на реальность или сложную ситуацию.
  • Открытость: надежность, проявление прямоты и честности.
  • Обуздание эмоций: умение контролировать деструктивные импульсы и эмоции.
  • Воля к победе: стремление улучшать личную эффективность ради того, чтобы соответствовать внутренним стандартам качества.
  • Адаптивность: умение приспособиться к меняющимся обстоятельствам.
  • Инициативность: полная готовность к активным действиям.
  • Социальные навыки: способность выстраивать эффективные взаимоотношения с другими людьми.
  • Предупредительность: умение удовлетворять потребности и нужды клиентов и подчиненных.
  • Деловая осведомленность: осознание и понимание иерархии ответственности и политики, текущих событий.
  • Сопереживание: проявление участливого отношения к проблемам других людей, умение прислушаться к их чувствам.

Управление отношениями:

  • Влияние: это владение рядом тактик убеждения.
  • Воодушевление: умение вести за собой других людей, рисуя прекрасную картину будущего.
  • Содействие изменениям: способность вести людей в новом направлении и инициировать изменения в карьере и личной жизни.
  • Помощь в самосовершенствовании: умение развивать способности других людей.
  • Укрепление личных взаимоотношений: поддержка социальных связей.
  • Урегулирование конфликтов: эффективное разрешение разногласий.
  • Сотрудничество и командная работа: умение создать продуктивную команду.

Эмпатия. Способность распознавать свои и чужие эмоции, умение сопереживать. Мы рассмотрим подробнее эмпатию в четвертом уроке.

Мотивация. Умение побуждать себя к действию. Подробнее мы рассмотрим мотивацию и самомотивацию в пятом уроке.

Смешанная модель Гоулмана приобретала свою популярность не в последнюю очередь благодаря стимулированию людей к развитию личностных качеств. Его книги написаны простым и доступным языком с тем, чтобы с ними мог ознакомиться любой желающий. Советы Гоулмана просты и не требуют особых знаний о психологии. Несомненно, этот психолог объединил все лучшее, что было создано до него и дал миру свою модель, которая способна повысить эмоциональный интеллект любого человека.

А теперь предлагаем вам пройти небольшой тест, который поможет оценить ваш эмоциональный интеллект.

Тест на эмоциональный интеллект

Тест на эмоциональный интеллект (методика Н.Холла) показывает, как вы используете эмоции в своей жизни, и учитывает разные стороны эмоционального интеллекта: отношение к себе и к другим, способности к общению; отношение к жизни и поиски гармонии. Правила следующие:

  • В вопросах, где нужно выбрать из 6 вариантов, ответьте, насколько каждый человек похож или не похож на вас. Выберите тот ответ, который показывает, насколько описываемый человек похож на вас.
  • Опросник состоит из ряда вопросов о вас, вашем стиле поведения, привычках, мыслях, чувствах, переживаниях и образе жизни. Вам нужно спроецировать каждый вопрос на себя и подобрать вариант ответа, наиболее точно отражающий вашу позицию в конкретном контексте. Отвечать следует максимально честно перед самим собой, смотря правде в глаза.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

В этом уроке мы вкратце рассмотрели историю эмоционального интеллекта и изучили три самые популярные модели для его повышения. Несмотря на то, что психологи предлагают нам овладеть десятками навыков, их можно свести к пяти-шести, на которые мы и обратим внимание в нашем курсе.

В следующем уроке мы научимся управлять своими эмоциями и получим рекомендации, как справиться с самыми разрушительными. Также мы поможем вам научиться вызывать в себе позитивные эмоции и ощущения для того, чтобы повысить свою удовлетворенность жизнью и приблизиться к счастью.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Следующий урок посвящен управлению эмоциями.

Источник

Оцените статью