Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических игр
Татьяна Галимова
Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических игр
Развитие чувства ритма у дошкольников — одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время — одна из наиболее сложных. Решение этой задачи успешно реализуется во всех видах музыкальной деятельности:
• в пении — когда мы просим ребенка прохлопать, протопать ритмический рисунок песни;
• в ритмике — где особенно важно слышать чередование сильных и слабых долей в музыке для передачи музыкального образа и характера музыки в движении;
• в игре на детских музыкальных инструментах — здесь очень важно слышать и чувствовать ритм мелодии, чтобы уметь согласовать свою игру на инструменте и игрой других детей, уметь поддержать темпо-ритм, не ускорять и не замедлять музыку.
Метроритмическое чувство – это основа музыкального развития детей. Его неразвитость у ребёнка закрывает ему возможность для самых разных форм совместного музицирования. Формирование чувства ритма требует времени, чтобы стать устойчивым навыком. Поэтому эта работа требует особого внимания. Движение является незаменимым средством для развития метроритмического чувства. Все его виды (на одном месте и с продвижением в пространстве, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, полезны в этой работе.
Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего
возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями, развивая общую и мелкую моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать ритмические рисунки. Музыкальные игры развивают музыкальный слух, помогают в игровой форме усваивать элементарную теорию музыки. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе её исполнения, доступность игровых образов и художественные приёмы обучения, применяемые педагогом, способствуют развитию творческой инициативы ребёнка.
Одна из задач ФГОС ДО — создать благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкально-ритмические игры в этом плане имеют особое значение,поскольку решают одновременно множество задач:
• формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских музыкальных инструментах;
• развивать вокальные и ритмические навыки, музыкальный слух;
• формировать речевую и певческую интонации;
• развивать воображение, образное мышление, внимание, память;
• формировать коммуникативные способности детей, способствовать преодолению индивидуальных психологических проблем.
Цель пособия — развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений.
Данное пособие предназначено для организации музыкально-игровой деятельности для детей 3-7 лет. При выполнении игровых упражнений дошкольники будут иметь возможность проявить себя в разных видах музыкальной деятельности – пении, музицировании, музыкально-ритмических движениях.
Все игровые упражнения построены на синтезе слова, движения и музыки.
Работа над развитием чувства ритма и закреплением знания ритмических структур строится на разнообразном музыкальном материале.
К данному пособию прилагается диск с музыкальным сопровождением.
«Песенки-ритмы»
1. Педагог проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.
2. На слова «цок-цок-цок» дети играют на кастаньетах или деревянных ложках.
Вот лошадка прискакала —
И копытцами стучала —
Звонко цокают копытца —
Игра на свистульках.
Педагог проговаривает текст, дети играют на свистульках.
1. Птички прилетели,
Ах, какой прелестный день!
2. Песенку пропели,
Ах, какой прелестный день!
3. По дорожке — скок-скок
И на ветку — прыг-скок:
Ах, какой прелестный день!
Дети с педагогом проговаривают текст и играют на треугольниках.
Я — красивый петушок,
Шпоры есть и гребешок.
По утрам я всех бужу
И кричу: «Ку-ка-ре-ку!» (тремоло треугольников).
Дети отстукивают ритм на барабане.
Барабан гремит с утра.
Поиграй с ним, детвора!
Далее поиграть с детьми различные ритмические рисунки.
Игра на клавесах.
Играли в догонялки.
По тропке бежали,
Скачут и резвятся,
Волка не боятся.
Меее…. – показать рожки (приложить клавесы ко лбу).
На лесной лужайке
Музыкально-ритмическая игра для детей 4-6 лет.
Оборудование: шумовые инструменты — ложки, кастаньеты, барабаны, бубны, маракасы, треугольник.
1. На лесной лужайке
Ритмы отбивали.
2. Белки услыхали,
Ритмы обивали!
Ти-ти Та, ти-ти Та,
Ти-ти Та, ти-ти Та!
3. Вдруг ежата прибежали,
В барабаны застучали.
Ритмы отбивали!
4. И волчата тут как тут,
С бубном появились вдруг.
Ритмы отбивали!
5. А мышата (лисята) прибежали,
В маракасы зашуршали.
Так тихонечко играли,
Ритмы отбивали
Ти-ти-ти-ти, ти-ти Та,
Ти-ти-ти-ти, ти-ти Та!
6. Медвежонок услыхал,
Треугольник в лапы взял.
Ритмы отбивает!
7. Музыканты, дружно в ряд!
Становись, как на парад!
Ритмы обивайте!
Ти-ти, ти-ти, ти-ти, Та
Ти-ти, ти-ти, ти-ти, Та
Предварительно выучить с детьми ритмический рисунок.
Педагог поёт, ребёнок простукивает ритм. После последнего куплета, все дети играют на инструментах. Дети старшего возраста самостоятельно исполняют песню и простукивают ритмы.
ИГРА С КЛАВЕСАМИ
1. В руки клавесы мы взяли, — стучать клавесами друг о друга
Громко, громко застучали.
Клавес — раз — стукнуть клавесой по полу вертикально
Клавес – два — стукнуть другой клавесой по полу вертикально
Начинается игра — стучать по-очерёдно клавесами по полу.
2.Постучали справа так:
Туки-так, туки-так. — стучать клавесами друг о друга
Но,а слева все вот так:
Туки, туки, туки, так! — стучать клавесами друг о друга
Рожки показали — приставить клавесы ко лбу («рожки»)
И на ножки встали. — поставить клавесы вертикально на пол
3. Правой ножкой — топ, топ, топ,
Левой ножкой — топ, топ, топ.
Весело шагаем — «шагать» клавесами
Ритмы отбиваем — стучать клавесами друг о друга.
Далее поиграть в ритмические игры — педагог простукивает различные ритмоформулы, дети повторяют.
(музыка И. Конвенан, слова Д. Галимовой)
Надеть шапочки зверят. Дети идут по кругу и поют. Выбранные дети по-очереди выходят в центр круга и на музыкальном инструменте исполняют ритмический рисунок.
1.Ёжик песенку поёт,
Яблочки домой несёт:
«Ти-ти -та, ти-ти- та!
Ах, какая вкуснота» — 2 раза
2. Скачет белка целый день,
Ей грибы срывать не лень.
«Ти-ти -та, ти-ти- та!
Ах, какая вкуснота» — 2 раза
3. Зайка в огород пошёл
И морковку там нашёл.
«Ти-ти -та, ти-ти- та!
Ах, какая вкуснота» — 2 раза
4. Мишка по лесу идёт,
Землянички там нарвёт.
«Ти-ти -та, ти-ти- та!
Ах, какая вкуснота» — 2 раза
Музыкально-ритмические движения для детей 3 лет
Музыка с диска Е. и С. Железновых «Десять мышек»
Цель: развитие умения находить образные движения, побуждать к выразительности исполнения игрового образа.
1. Вот по-кошачьи кошечка
К нам, крадучись, идёт опять.
Собака – по-собачьи, гордо
2. Утёнок по-утиному:
Вразвалочку идёт-бредёт.
Всё прыг да прыг – вперёд!
3. Красиво, по-лосиному,
Гуляет лось в лесу густом.
Бежит мышонок в дом.
4. А косолапый мишка
По-медвежьи вышел погулять.
В берлоге под сосною он
Всю зиму спал опять.
5. А заинька по-заячьи
Спешит запутать след в лесу.
Трусишка скачет маленький.
Не встретить бы лису!
6. Гусята по-гусиному
Так важно шествуют гуськом.
Кто вприпрыжку, кто шажком.
По стихотворению В. Степанова
Дети читают стихи, затем играют на музыкальном инструмене.
1. На осенней на полянке
Так красиво, ярко, ярко!
Ёжик вдруг здесь появился,
С бубном весело резвился.
2. Тут и Зайчик прибежал,
Румбу в лапы быстро взял.
Очень весело, забавно
Он с ежонком заиграл.
3. К ним и белка прискакала,
Ведь красиво, вместе, дружно
Всем сыграть в оркестре нужно.
4. Вот и вечер подкатился,
Всё замолкло, стало тихо…
Музыканты ушли спать,
Чтоб с утра сыграть опять.
Тссс… (Зверята ложатся спать).
Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.
«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.
Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.
Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.
Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.
Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.
Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.
Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка — рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.
Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова — это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.
Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.
Источник
Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования
Марина Шеметова
Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования
Методическая разработка музыкального руководителя МБОУ НШДС
№ 14 г. Байкальска,
Шеметовой Марины Владимировны
Ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма. Почему меня заинтересовала проблема развития чувства ритма у дошкольников? Ритм – греческое слово «rhytmus» означает «мерное течение». Музыкальный ритм – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов, временная организация музыкальных звуков.
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Без развитого чувства ритма ни один человек не сумеет слушать, переживать и понимать музыку глубоко, остро, во всем объеме и полноте. Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Основные задачи по развитию чувства ритма:
• Формировать представление о том, что в природе все подчинено ритму;
• Переводить представления о ритме в жизни в ритмические ощущения: слуховые, зрительные, тактильные;
• Учить узнавать, различать, сопоставлять и воспроизводить звуки, различные по ритму;
• Формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах
• Создать предпосылки для интегрированного представления о ритме.
• Создать условия, предоставляющие возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой, спонтанные творческие проявления.
Задачи развития восприятия музыкального ритмаусложняются в соответствии с возрастными возможностями и обученностью детей:
На первом этапе — дети воспроизводят ритмическую пульсацию;
На втором этапе – отмечают в мелодиях сильную долю;
На третьем этапе – отмечают в движениях простейший ритмический рисунок;
На четвертом этапе – воспроизводят более сложный ритмический рисунок, вплоть до синкопы;
Пятый этап – полиритмия.
Начинаю с использования системы разнообразных игр и упражнений.
В младшей группе «играем» с именами, картинками, игрушками, ладошками и т. д. Дети прохлопывают, протопывают ритм своего имени, название игрушки, картинки, предмета, учатся исполнять простейший ритм на музыкальных инструментах. Учатся выделять сильную долю.
Далее включаю в занятия графическое отображение ритма различными символами. Начинаю с экспериментирования с пуговицами разного размера, нитями разной длины. Вместо счета использую ритмо-слоги (даем ноткам имена «та»-длинный звук, «ти» — короткий). Затем учимся выкладывать из предметов простейшие ритмические рисунки, воспроизводим их с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепы, притопы, щелчки) и на музыкальных инструментах. Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства ритма у детей, верный путь к началу импровизации. Спонтанная моторика тела дает ребенку удивительную эмоционально-двигательную разрядку.
В средней группе приближаю детей к понятию «нота». Для обозначения длительности звука используем кружочки, полоски разного размера, цвета. Выкладываем из них ритмический рисунок знакомых попевок, воспроизводим ритм в звучащих жестах, в движениях, на музыкальных инструментах. Стараюсь, чтобы задания носили непринужденный игровой характер, без замечаний детям и только с положительной оценкой.
Интересны детям и игры с палочками, звучащие стихи.
Упражнения с палочками очень нравятся детям, они являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развития метроритмического и тембрового слуха: ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать, молчать. После того, как игра проведена, можно предложить детям сложить из палочек букву, дорожку, снежинку, домик. Такое завершение игры прокладывает вектор креативного мышления у детей. Дети учатся передавать метроритм инструментальных пьес подгруппами, соло, поочередно. К концу года дети могут различать по ритму, ритмическим карточкам знакомые попевки, воспроизводят ритм с помощью звуков, движений.
В старшем дошкольном возрасте знакомлю детей с изображением длительности звуков в нотной записи, с паузами. Дети учатся воспроизводить ритм по цепочке, самостоятельно выкладывать ритмический рисунок, воспроизводить ритм, изменяя темп, тембр, динамику (ритмизованные тексты, игра «музыкальный квадрат»). Использую в работе графические карты.
Провожу с детьми следующие муз.игры:
— «Где спрятался ритм».Цель: упражнять в соотнесении ритма со схемой.
— «Выложи ритм».Цель: упражнять в схематизации ритма.
— «Не опоздай».Цель: упражнять в прохлопывании музыкальных фраз по очереди (по подгруппам).
— «Повтори – придумай ритм».Цель: развивать умение придумывать и повторять ритм при игре на детских музыкальных инструментах.
— «Зашифруй ритм».Цель: развивать умение схематизировать ритмический рисунок.
— «Музыкальная сказка» (дети подбирают инструменты, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет»)
Следующий этап – это знакомство и игра на детских музыкальных инструментах, — самый притягательный для детей вид музыкальной деятельности. Музицирование доставляет детям огромное эмоциональное удовлетворение. Думаю, поэтому эта деятельность помогает развитию у них чувства ритма, музыкальной памяти, слуха, формирует умение играть в команде, слышать себя и других, а также совершенствовать навыки исполнения. Музицирование на детских музыкальных инструментах невозможно без использования музыкально-дидактических и ролевых игр.
— «Дирижер» (ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди).
— «Поговори со своим соседом» (диалоги инструментов, например, бубна и маракаса).
— «Угадай, кого зову». Педагог или воспитанник простукивает ритм имени ребёнка, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и поднять руку, и простучать его, произнося вслух.
— «Эхо». Педагог или воспитанник изображает определенный ритм, всем остальным предлагается его в точности повторить.
— «Инструментальная карусель». Инструменты разложены на стульчиках. Под музыку дети свободно двигаются по залу, с окончанием звучания берут в руки любой понравившийся музыкальный инструмент, играют на нем.
— «Определи по ритму». Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т. д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением.
Венцом наших занятий стали выступления оркестра на утренниках и развлечениях, которого всегда ждали с большим нетерпением, ведь игра маленьких музыкантов – украшение любого праздника.
Сотворчество детей, семьи и педагога обогащает музыкальную деятельность, делает ее ярче. Свою работу по развитию чувства ритма у дошкольников я проводила во взаимодействии с воспитателями и родителями.
Использовала такие формы взаимодействия:
— Консультации: «Оснащение музыкального центра группы», «Ритмические минутки в режиме дня», «Игры на развитие чувства ритма», «Моделирование на музыкальных занятиях»,
— Вовлечение родителей в работу по созданию развивающей музыкальной предметно-пространственной среды групп (творческий конкурс по созданию музыкальных инструментов-самоделок – февраль 2019г.)
Используемые игры и упражнения доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них, побуждают детей к творчеству.
В дальнейшем, развивая данную тему, планирую в детском саду создать оркестр детских инструментов. Думаю, зародившийся в детстве интерес к игре на детских музыкальных инструментах, может в дальнейшем привести к профессиональному увлечению. Но даже если этого не произойдет, надеюсь, дети вырастут чуткими к прекрасному, гармонично развитыми людьми.
Пусть мой девиз станет вашим: «Вести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой».
Игры и речевые упражнения на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Ритмическое упражнение «Осень» Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма.
Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма (старший дошкольный возраст) Марина Савельева «Воздушные шары» Цель:.
Конспект ООД по музыке в подготовительной группе «Какой бывает зима» на развитие чувства ритма Конспект ООД по музыке в подготовительной группе «Какой бывает зима» (на развитие чувства ритма)ЦЕЛИ: Развитие у детей ритмического слуха,слуховой.
Конспект занятия «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений» Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у.
Мастер-класс «Развитие зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка дошкольников» Мастер- класс «Развитие зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка детей старшего дошкольного возраста.
Мини-проект с использованием ИКТ, элементарного музицирования, игровой технологии (игры со звуками) «Музыка воды» МБДОУ №86 «Незабудка» г. Симферополь, Республика Крым Музыкальный руководитель Добровинская Валерия Валериевна «Музыка воды» Мини — проект.
Сборник музыкальных игр, направленных на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Сборник музыкальных игр для детей старшего дошкольного возраста Раздел 1. Музыкально – дидактические игры «Музыкальный театр» Цель:.
Консультация «Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ» Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ Ритм — важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное.
Источник