Этапы эмоционального развития личности

Формирование эмоциональной сферы в онтогенезе.
статья

Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека, выделяя наиболее важные для него события. Одно только это определяет их огромную роль во внутреннем мире каждой личности, да и во всей человеческой культуре.

Скачать:

Вложение Размер
publikatsiya.docx 15.07 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование эмоциональной сферы в онтогенезе

В индивидуальном развитии человека, в онтогенезе эмоций можно выделить четыре этапа.

1. Новорожденный. На данном этапе главное место занимают инстинкты: пищевой и самосохранения.

2. На этапе младенчества появляются органические чувствования приятного-неприятного, удовольствия-неудовольствия. Они основаны на переработке экстеро и интерорецептивной информации. Эти чувствования лежат в основе формирования отношений ребенка с близкими взрослыми.

3. С 3-4 до 12-14 лет происходит постепенное развитие корковых (эпикритических) эмоций. Вначале этого периода преобладает связь эмоций с органическими потребностями, и лишь к концу этого периода эмоции приобретают самостоятельное психическое выражение с преобладанием уже корковой коррекции органических потребностей и влечений.

4. Формирование высших эмоций, полное развитие достигается к 20-22 годам. Появляется возможность контролировать чувства с помощью интеллекта. В этот период человек в достаточной степени может подавлять и внешние проявления эмоций.

Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека, выделяя наиболее важные для него события. Одно только это определяет их огромную роль во внутреннем мире каждой личности, да и во всей человеческой культуре.

Меняются способы произвольного реагирования на те, или иные эмоции. Например, маленький ребенок, переживая страх, скорее всего, бросится к близкому ему человеку (матери, отцу, сестре, брату). Однако уже в дошкольном возрасте базовые (врожденные) эмоции приобретают социальную окраску. Поэтому у подростка бегство от опасности ассоциируется с эмоцией стыда. Вследствие этого он выбирает другой способ совладения со страхом — старается оценить степень опасности, занять более выгодную позицию или просто игнорирует угрозу, не придает ей значения.

В 3-месячном возрасте младенцы уже «настроены» воспринимать родительские эмоции, и их поведение показывает, что они ожидают увидеть выражение эмоций на лице матери или отца.

Если первые эмоции связаны с биологическими потребностями младенца (в самосохранении, в свободе и удовольствии), то дальнейшее обогащение поводов к проявлению эмоциональных реакций связано с интеллектуальным развитием ребенка.

В 2-3 года появляются социальные формы гнева — ревность и зависть. Дети сердятся и плачут, если их мать у них на глазах ласкает чужого ребенка. В результате социальных контактов появляется радость как выражение базовой эмоции удовольствия. В три-пять лет стыд, соединяясь с эмоцией страха, приобретает новое качество, превращаясь в страх осуждения.

Таким образом, онтогенез человека возрастная психология разделяет на сензитивные периоды, каждый из которых способствует появлению у человека определенных психических новообразований. Если новообразования не появилось в соответствующее время, вероятно, что оно может не появиться в целом, поэтому воспитательное воздействие на определенные грани личности должно быть своевременным (иначе он будет неэффективным). Сензитивные периоды объединяются в стадии. Эти стадии существуют объективно, они отделяются друг от друга возрастными кризисами (1-го, 3-го, 7-го годов жизни, подросткового возраста и т.д.), однако о содержании этих стадий у психологов единого мнения нет. Есть большое количество теорий онтогенеза.

Источник

Развитие эмоционально волевой сферы личности

Этот процесс достаточно сложный и происходит он за счет влияние различных факторов. К внешним раздражителям можно отнести определенные социальные условия, а к внутренним, например, наследственность. Развитие происходит, начиная с раннего возраста и до подросткового периода и его можно разделить на определенные этапы:

1. От рождения и до 3-х летнего возраста преобладает сомато-вегетативный тип. Какие-либо недовольства проявляются увеличенной эмоциональной возбудимостью.

2. В возрасте от 3 до 7 лет эмоциональная и волевая сфера личности проявляется психомоторным типом реагирования. В этом периоде у ребенка часто проявляется негативизм, оппозиционность, а также формируются такие реакции, как страх и испуг.

3. Следующий этап развития – возраст от 7 до 11 лет. В этом периоде у ребенка преобладает аффективный тип реагирования, который проявляется впечатлительностью и тревожностью. Чувство тревоги становиться более стабильным. В этом возрасте у ребенка формируется самооценка и такие волевые черты, как настойчивость, целеустремленность, самостоятельность и др.

4. В возрасте от 12 до 15 лет волевая сфера личности в психологии проявляется доминированием эмоционально-идеаторного типа поведения. Ребенку в таком возрасте характерны такие черты: обидчивость, неуравновешенность, раздражительность, смена настроения, конфликтность. Все это затрудняет адаптацию в обществе.

5. Последний этап развития воли – возраст от 16 до 18 лет. В этот период наблюдается стабилизация эмоционального состояния. У подростков в этом возрасте проявляются такие черты: самостоятельность, целеустремленность, выдержка, решительность, настойчивость, хорошая концентрация, умение выходить из сложных ситуаций.

Нарушения эмоционально волевой сферы личности проявляется:

· неуверенностью в себе;

· проблемами во взаимодействии с другими людьми;

· нежеланием что-либо делать;

18)САНГВИНИК. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей.

Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений.

Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается м одной работы на другую, но и переучивается,. овладевая новыми навыками. Как правило он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.

ХОЛЕРИК. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.

Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность.

Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности постоянству личности.

МЕЛАНХОЛИК Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.

Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интроверты. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами. Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено.

19) Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и вол. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие.Меланхолик – самый

20)Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т. п. ), не определяет

ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.

Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т. е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека.

То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека. а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента — типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры.

Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами. Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

22. Понятие способности. Происхождение способностей.

Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

Задатки — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.

Два основных подхода к пониманию способностей, их происхождения и места в системе деятельности, психики и личности:

Деятельностный подход.

Подчеркивая связь способностей с успешной деятельностью, следует ограничить круг индивидуально-варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Хотя внешне способности проявляются в деятельности: в навыках, умениях и знаниях личности, но в то же время способности и деятельность не тождественны друг другу. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности.

Знаниевый подход.

Его главное отличие от предыдущей концепции заключается в фактическом приравнивании способностей к наличному уровню знаний, умений и навыков. Такой позиции придерживался советский психолог В. А. Крутецкий (1917-1989). Знаниевый подход акцентирован как бы на операциональном аспекте способностей, тогда как деятельностный выделяет динамический аспект. Но ведь быстрота и легкость развития способностей обеспечена только соответствующими операциями и знаниями. Так как формирование начинается не “с нуля”, оно не предопределено врожденными задатками. Соответствующие знания, навыки и умения личности фактически не отделимы от понимания, функционирования и развития способностей. Поэтому многочисленные работы “знаниевого” подхода, посвящены математическим, умственным, педагогическим способностям, как правило, широко известны и перспективны.

Источник

Эмоциональное развитие личности. Функции и классификация эмоций. Формы переживания чувств. Способы контроля и управления эмоциями

Понятие личности в психологии. Структура в личности. Самосознание личности. Характеристика образа «Я».

Индивидом рождаются, личностью становятся, за индивидуальность сражаются.

В психологии употр.близкие, но не тождественные понятия индивид(представитель биологического вида), личность(индивид как субъект межличностных и социальных отношенийи сознательной деятельности), индивидуальность(личность в ее своеобразии). основные отечественных исследователи: Рубинштейн С.Л., Петровский А.В., Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г.

Понимание природы индивидуальности тесно связано с выяснением роли биологического и социального в личности. Биологизаторы: С.Холл главным з-ном развития считал «з-н рекапитуляции»(развитие повторяет стадии развития человечества, т.е. охота и т.д.) Кречмер считал, что между типом телосложения и особенностями развития лежит связь. Фрейд говорит, что все поведение личности обусловлено бессознательными био влечениями, инстинктами(сексуальными). Социогенетическая теория старается объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений. Здесь теория научений Скиннера,Торндайка(жизнь личности-результат подкрепляемого научения, усвоения знаний и навыков).Теория социализации – от взаимодействия с обществом. Теория ролей – жизня дает способы поведения и эти роли накладывают отпечаток. Психодинамические концепции(Эриксон) – поведение через эмоции, влечения и т.д. Персонологические(Маслоу,Бюлер) – развитие личности в целом. Биологическое(тип нервной сист., половые ос-ти и т.д.) надо рассматривать как социально обусловленное. Основные этапы развития личности по А.В.Петровскому: адаптация, индивидуализация, интеграция.

Основу личности составляет ее структура. Есть несколько точек зрения, я выделю Рубинштейна: 1.направленность(проявл.в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях и т.д.) 2.ЗУНы(приобретаются в ходе жизни и познавательной деятельности) 3.индивидуально-типологические особенности(проявл.в темпераменте, характере, способностях). Фрейд говорит, что источником активности явл.инстинктианые побуждения.2 потребности-либидо и агрессия.

Переживания наличия своего «Я» является результатом длительного процесса формирования личности, которая начинается в младенческом возрасте. Взаимодействия и общения с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих психологических и физических состояний, действий процессов. У старших школьников формируется образ собственного «Я». В психологии образ собственного «Я» обозначает понятия «Я-образ» или «Я-концепция».

«Я-образ» относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представления индивида о самом себе, на основе которого он строит свое взаимодействие с другими. В «Я-образе» встраивается отношение и к самому себе.

«Я-образ» включает в себя 3 компонента:

1.Когнитивный – представление о своих способностях, внешности, соц. значимости.

2.Эмоционально-оценочный – самоуважение, самокритичность, себялюбие.

3.Поведенческий – стремление быть понятым, завоевать симпатию, уважение, повысить свой статус, уклониться от оценки критики, скрыть свои недостатки.

«Я-образ» может обозначаться как:

1)«Реальное Я»- сеюминутное, текущее

2) «Идеальное Я» — каким бы он должен быть по его мнению, чтобы соответствовать соц. Нормам и ожиданиям окружающих

3)«Фантастическое Я» — то, каким человек желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.

Степень адекватности Я-образа выясняется при изучении одного и важнейших его компонентов – самооценка личности – оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Психологи называют самооценку личности «ядром личности». Самооценка играет существенную роль в организации целесообразного поведения, деятельности, взаимоотношение с окружающими людьми.

3.Взаимоотношение когнитивного и эмоционального компонентов в ее структуре.

Самооценка возникает на основе самопознания, оценки окружающих , а т.ж. на основе сравнения себя с идеальным образом.

1.Адекватная самооценка –позволяет человеку отнестись к себе в меру критически, правильно соотнести свои силы с задачами различной трудности и требование окружающих.

Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни «-» мнения о себе, повышенной ранимости. Заниженная оценка разрушает у человека надежду на хорошее. Реальные успехи и «+» оценки окружающих он воспринимает как временные и случайные. Он остро реагирует на критику, смех. Недооценивает свою полезность, что приводит к снижению активности, комплексу неполноценности.

2.Достотолчно высокая самооценка – проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих. Если самооценка не слишком завышенная, она «+» влияет на самочувствие и порождает устойчивость критики вследствие этого, критика не вызывает защитной реакции.

3.Завышенная самооценка – человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может привести его к разочарованию и стремление переложить ответственность на обстоятельства и др. людей.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний – желаемый уровень самооценки личности, проявляется в степени трудности цели, которые индивид ставит перед собой. Стремление к повышенной самооценке порождает конфликт двух тенденций.

С одной стороны – стремлении повысить притязание, чтобы пережить максимальный успех.

С другой стороны понизить притязания, чтобы избежать неудач. В случаи успеха уровень притязания повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи; при не успехе соответственно снижается.

Формула С/О Джеймса: С\О=успех/притязание. Сказать об определении уровня притязаний(тест из практики с Вили)

2.Понятие индивидуальности с современной психологии. Темперамент, характер, способности как проявления индивидуальных различий.

Индивид – факт принадлежности живого существа к человеческому роду.

Индивидуальность – личность в ее своеобразии – это, то чем та или иная личность отличается от окружающей. Особенностью интеллекта, чувствами и др. свойственны личности, проявляющиеся в деятельности. Но индивидуальность говорит не только о непохожести личности; она позволяет выявить творческие возможности в меру соц. Инициативы, активности и оригинальности личности.

Индивидуально психологические основы личности:

1.Темперамент – индивидуально-своеобразное природно – обусловленное динамическое проявление психики. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с др. психологическими особенностями человека.

Основные компоненты темперамента:

1)общая психологическая активность 2)моторика 3)эмоциональность

От темперамента зависят:

1.Скорость возникновения психологических процессов и их устойчивость.

2.Темп и режим деятельности поведения.

3.Интенсивность психологических процессов.

Большой вклад в изучение темперамента внес И.П Павлов. Он считал, что три свойства нервной системы определяют тип ВНД:

1.Сила – способность НС сильные раздражители. Она характеризуется выносливостью и работоспособностью.

2.Уравновешенность – хар-ся соотношением процессов возбуждения и торможения .

3.Подвижность – показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.

Физиологической основой темперамента является не только деятельность коры головного мозга, а взаимодействие ее с подкоркой, а т.ж. взаимодействие общих сигнальных систем. Идеи Павлова о типах ВНД Теплов и Нибылицин. Они экспериментально установили дополнительные свойства НС:

1.Лабильность – скорость возникновения и протекания возбужденного и тормозного процессов

2Динамичность-скорость и легкость выработки условных рефлексов.

3Концентрированность-показатель меры дифференцировки раздражителей.

Ими открыто «+» свойство слабого типа – высокая чувствительность. Природные особенности НС могут быть замаскированы системой временных связей, выработанных в течении жизни. Ни какая психологическая черта не является только врожденной. Проявление свойств НС возможно лишь в экспериментальных условиях.

1.Сензитивность – возникновение психологической реакции на внешних раздражителей меньшей силой.

2.Реактивность – Сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители.

3.Активность – свойство хар – щее на сколько человек активнее в преодолении препятствий в своих действиях и поступках.

4.Темп реакции – скорость протекания психологических процессов и реакции.

5.Пластичность и регидность – 1)гибкость, легкость, приспособление к новым условиям; 2)костность, инертность, не чувствительность к изменению условий.

6.Экстровертированость – интровентированность – 1)направленность личности во вне, на окружающих людей, предст. событий.

2)направленность на себя собственные переживания, чувства.

2.Характер – целостное образование личности, определяющее деятельность и поведение и характеризующееся устойчивым отношение к различным сторонам действительности.

В темпераменте личность раскрывается со стороны динамических проявлений; в характере – со стороны ее содержания.

В характере выражаются наиболее типичные особенности человека.

Характер возникает и формируется в обществе. Физиологической основой характера являются тип НС и системы временных связей. Характер многогранен и многообразен в проявлениях, Но вместе с тем он обладает целостностью, которая достигается стержневыми, устойчивыми, доминирующими по силе и активности свойствами. Характер можно рассматривать как психологический склад личности человека, выраженный направленностью и волей.

В структуре характера выделяют несколько групп черт, выражающих различное отношение личности к деятельности:

1.Черты проявляющиеся в деятельности

2.Черты проявляющиеся по отношению к другим людям

3.Черты проявляющиеся по отношению к себе

4.Черты проявляющиеся к вещам, природе.

3.Способности – индивидуальные психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умения и навыки, но сами они к ним не сводятся.

Доказано, что способность – прижизненное образование. Их развитие идет в процессе индивидуальной жизни. Среда и воспитание активно формируют их. Врожденными могут быть лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей. Способности развиваются на основе задатков, но не предопределены ими. Задатки сами по себе ни на что не направлены. Они обуславливают уровень и быстроту развития.

1.Редопродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать знания и овладевать деятельность.

2.Творческий – обеспечивает создание нового, оригинального.

Основные виды способностей:

1.Общие – такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность во владении знаниями и осуществить различные виды деятельности.

2.Специальные – система свойств, которая помогает достигнуть высоких результатов

Эмоциональное развитие личности. Функции и классификация эмоций. Формы переживания чувств. Способы контроля и управления эмоциями.

Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем относится, так или иначе, к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним.

Чувства, переживаемые в различной форме внутренние отношение человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Чувства, в узком значении этого слова, образуют эмоциональную сферу личности, являющиеся одним из регуляторов поведения человека, живым источником познания, выражением сложных и многообразных отношений между людьми.

Чувства выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей. Возникшие, в процессе общения положительные состояния, свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения потребностей. Важной характеристикой эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Возникшие у человека переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, с какого рода препятствиями он сталкивается, на что надо обратить внимание, над чем необходимо задуматься, что надо изменить.

Эмоции сигнализируют о благополучном или неблагополучном развитии событий, о большей или меньшей определенности положения субъекта в системе его предметных или межличностных отношений и обеспечивает тем самым регулирование, отладку его поведения в условиях общения и деятельности.

Эмоции – психический процесс импульсивной регуляции поведения.

Чувства- одна из специфических форм отражения действительности. В чувствах отражается отношение субъекта с присущими ему потребностями, познаваемым и изменяемым им предметом и явлением действительности.

Виды эмоций человека:

1. Интерес- положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

2. Радость- положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворять потребность, вероятность чего до этого момента была невелика.

3. Удивление- эмоциональная реакция на внезапно возникшее обстоятельство.

4. Страдание- отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворить потребности.

5. Гнев- отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения потребностей.

6. Отвращение- отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое обьектом, соприкосновение с которым вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами.

7. Презрение- отрицательное эмоциональное состояние, возникшее в межличностном взаимоотношении и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведения объекта чувства.

8. Страх- отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, об грозящей ему опасности.

9. Стыд- отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных промыслов, поступков и внешности не только ожиданиями окружающих, но и собственным представлением о подобающем поведении и внешнем облике.

Переживания чувств не всегда имеют однозначимый характер. Эмоциональное состояние может вмещать в себя в своем сочетании 2 противоположных чувства: любовь и ненависть совмещаются при переживании ревности.

Каждая из перечисленных эмоций может быть представлена как грация состояний, возрастающих по степени выраженности: Спокойное удовлетворение, радость, восторг, ликование, экстаз и т. д. или застенчивость, смущение, стыд, вина и т.д.

Формы переживания чувств:

1. Эмоции- непосредственное , временное переживание какого- нибудь постоянного чувства.

Эмоцией, например, называется не само чувство любви к музыке, а восхищения, которые он испытывает.

2. Аффекты- эмоциональные процессы быстро овладевающие человеком и бурно протекающие. Оно характеризуется значительными изменениями состояния, нарушения контроля за действиями, утратой самообладания, и изменением жизнедеятельности организма. Аффекты кратковременны т. к. сразу вызывают громадную затрату сил: они похожи на вспышку чувства, взрыв, налетевший шквал. Если эмоции- это душевное состояние, то аффект- буря.

3. Настроение- общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течении всего времени все поведения человека. Настроение может быть радостное, возбужденное или подавленное, серьезное или легкомысленное, раздражительное или добродушное.

4. Стрессовые состояния- возникают в состоянии опасности, стыда, обиды, угрозы и т.д. состояние человека при стрессе характеризуются дезорганизацией поведения и речи, проявляющейся в одних случаях в беспорядочной активности, в другом- в пассивности, бездеятельности в обстоятельствах, когда нужно решительно действовать.

1. Нравственные (моральные)- отношения человека к человеку, обществу (любовь, сострадания, доброжелательность, гуманность преданность и т.д.)

2. Интеллектуальные- отношение личности к процессу познания, его успешности и не успешности (интерес, удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др.)

3. Эстетические- отношения субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому и комическому, возвышенному или пошлому, изящному и грубому.

Педагог не может ставить перед собой цель сформировать по отдельности нравственные, эстетические или интеллектуальные чувства. Задача успешно решается только при комплексном подходе.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 229 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Читайте также:  Давно нет чувства радости
Оцените статью