- Эстетические чувства — это. Эстетические чувства: формирование, структура и особенности
- Эстетические чувства и внешность
- Иерархия потребностей человека
- Что такое эстетическое суждение
- Эстетическое восприятие — что это такое?
- Что отвечает за развитие наших эстетических чувств?
- Как развивать чувство прекрасного в себе?
- Эстетические чувства — это потребность развиваться
- Эстетические чувства — это знания
- Любовь и эстетические чувства
- Первая ступень влюбленности — привычка
- Вторая ступень влюбленности — симпатия
- Третья ступень развития влюбленности — физиология
- Четвертая ступень развития влюбленности — настоящая любовь
- Краткий словарь по эстетике
- Любовь как высшее чувство
- Любовь как высшее нравственное чувство. Дружба как предшественница любви. Виды любви и их особенности: любовь-сторгэ, маниа, аналита, прагма, агапэ, филиа, эрос, викториа. Разновидности любви по Д.А. Ли. Любовь и ее особенность в современном мире.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Эстетические чувства — это. Эстетические чувства: формирование, структура и особенности
Не только труд сделал из обезьянки человека, но и красота окружающего мира. Хотя способность видеть красоту была присуща не только Хомо Сапиенс, но и самым древним людям. Но по-настоящему эстетические чувства может испытывать только высокоразвитый человек.
Когда ты в жизненных явлениях можешь видеть красоту и стараешься соответствовать своему представлению о прекрасном, ты становишься лучше и развиваешься как личность.
Эстетические чувства и внешность
Люди (особенно представительницы женского пола) наращивают волосы, ухаживают за кожей, красятся. Почему? Не только для того, чтобы привлечь представителя противоположного пола, как это было раньше. А для того, чтобы комфортно себя чувствовать в своем теле.
Иерархия потребностей человека
Пирамида психолога Маслоу показывает, что физиологические потребности у человека на первом месте, а духовные — на последнем. Но тот, кто не может реализоваться в духовной сфере, превращается в обезьяну.
Это главная проблема человечества. Ведь люди вынуждены выживать, а не читать книги. Отсюда и широко распространенное, можно сказать, животное отношение друг к другу, обман, мошенничество, желание нажиться. Эстетические чувства человека на такой базе не могу формироваться. Некоторые «избранные» все же умудряются развиваться, зарабатывая каждый день на хлеб. Они и способны испытывать настоящие эстетические чувства, развиваться в творческом или интеллектуальном направлении.
Эстетические чувства (или эстетическое сознание) — это комплекс структур. Сознание эстета включает в себя отношение к религии, к труду, вкус, суждение, созерцание, восприятие, оценку, идеал, ценности.
Вкус человека — это его непосредственное мнение по поводу какого-то предмета или явления. Если, к примеру, твой парень носит джинсы с прорезями, которые сейчас «в тренде», но они тебе не нравятся, тебе нравятся больше брюки без прорезей, то это и есть субъективное эстетическое чувство.
Что такое эстетическое суждение
Понятия «эстетический вкус» и «суждение» можно спутать. Но на самом деле они отличаются. Суждение — это, скорее, оценка нравственности того или иного явления. То есть то, что ты думаешь о деле какого-либо человека, насколько это красиво или некрасиво.
Эстетическое созерцание — способность давать оценку действительности с точки зрения эстетики, а не только логики. Способность давать позитивную или негативную оценку, основываясь не только на деталях, но и на картине в целом. Например, когда видишь картину художника, рисующего жизнь котов (юмористический жанр), то оцениваешь его с точки зрения вклада в искусство, а не только критикуешь цвет ботиков кота на картине.
Эстетическое восприятие — что это такое?
- Восприятие — это мнение по поводу какого-либо произведения искусства и его вкладе в мировую красоту. Когда смотришь на красивую вещь и испытываешь положительные эмоции. Например, покупка набора чашек и блюдец по причине того, что этому набору 100 лет.
- Эстетическая оценка — это то, что думает определенный человек о красоте природы, какого-либо явления или вещи. А может, и о красоте другого человека.
- Эстетический идеал — обобщенное понятие, характеризующее то, что человек понимает под словом «идеал».
- Эстетические ценности очень характеризуют человека, так как выражают его отношение ко всем жизненным спектрам. Отношение индивидуума к разным сферам жизни в целом составляет его личность.
Без эстетических потребностей нормальный человек не может работать, если он не моральный урод. Труд нужен ему не только для покупки продуктов пропитания, но и для реализации жизненных ценностей, для покупки ресурсов, которые принесут радость другим людям (например, покупки ребенку игрушек) или для вложения денег в саморазвитие (просмотр фильмов, покупку книг).
Но и способность чувствовать красоту также не говорит, что человек совершенен. Например, Гитлер был художником и тоже видел красоту. При этом прославился как тиран.
Что отвечает за развитие наших эстетических чувств?
Развитие эстетических чувств красоты человека и его интеллектуальное развитие напрямую связаны между собой. Не имея достаточного интеллекта (или образования), индивид не сможет в полной мере оценить красоту. Чтобы, к примеру, оценить произведение искусства, нужно знать его ценность в контексте эпохи, изучать искусствоведение.
Как развивать чувство прекрасного в себе?
Помогут информационные источники: книги, хорошие фильмы, а также общение с другими людьми. Проводите развивающие тренинги, цените в людях не только материальное благосостояние, но и духовные ценности. Развивайте в себе умение видеть прекрасное в мелочах.
Эстетические чувства — это потребность развиваться
Давайте разберемся, что такое инвестиции в себя. Это действия, позволяющие сформировать в себе нравственные и эстетические чувства. Это уход за здоровьем и внешностью, новые знания. Без трех этих составляющих невозможно достичь успеха. Все три качества нужно в себе развивать. Пока ты молод, не особенно задумываешься о нравственности, эстетике. Именно поэтому психологи советуют развивать эстетические чувства дошкольников.
Но стоит учесть, что если не позаботиться о них должным образом, то в более зрелом возрасте появится много проблем. Жизнь человека станет очень ограниченной.
Например, здоровье тела начинается с психологического, душевного здоровья. Все душевные болячки или зажимы, так или иначе, отражаются на теле, дают о себе знать недомоганиями различных степеней тяжести. Страх, постоянная депрессия, подавленность, безысходность «трансформируются» в шейный остеохондроз, отсутствие эмоций, любви, красок жизни, портят человеку зрение. Комплекс неполноценности, так или иначе, отражается на осанке и позвоночнике.
Первое, с чего стоит начать заботу о здоровье, — обретение душевного равновесия, развитие такого фактора, как эстетические чувства (это чтение всевозможной литературы, созерцание красивых вещей).
Потом нужно обратить внимание на уход за телом и внешний вид. Если человек не нравится себе внешне, то его самооценка страдает, и жизненного успеха не достичь. В жизни женщины ее внешность и психологический комфорт связаны напрямую. Поэтому нужно позаботиться о создании своего стиля, уходе за кожей.
Прогулки на свежем воздухе не стоят денег и при этом хорошо отражаются на человеке, косвенно отвечают за воспитание эстетических чувств у детей. Поддерживать красоту волос помогут маски из хны, басмы и кисломолочных продуктов.
Чтобы полноценно ухаживать за кожей (очищать, увлажнять, тонизировать), нужно запастись пилингом для лица, увлажняющим кремом и тоником. Качественная продукция есть у вполне доступных фирм.
Эстетические чувства — это знания
Один мудрец сказал, что знания — это ценный груз, который не мешает. Никогда не знаешь, какая именно сегодня или завтра тебе потребуется информация. Поэтому лишних знаний не бывает.
Как инвестировать в себя знания?
- Читать каждый день. Отдавая предпочтение не бульварной прессе, а психологическим книгам или обучающей литературе, человек инвестирует в себя.
- Общаться с новыми людьми. Не стоит торчать в кафе целыми днями, чтобы завести знакомства. Даже в социальных сетях есть люди, которые могут дать совет по тому или иному поводу, посоветовать хорошую литературу.
- Идти на риск. Время от времени стоит выходить из «зоны комфорта» и пробовать себя в каком-то новом деле. Таким образом человек развивается.
Любовь и эстетические чувства
Психика человека многогранна. Но любить может только личность, которая способна испытывать эстетические чувства. Одно и то же качество — способность любить — в разных людях может проявляться по-разному. То, насколько сильно у человека развито это чувство, зависит от его внутреннего развития, а также от того, насколько яркие эмоции испытываешь к человеку.
Первая ступень влюбленности — привычка
Эмоции, так или иначе, требуют выхода, но как будет реализовывать себя влюбленный, зависит напрямую от его развития. Такие черты, как истеричность, самовлюбленность, эгоизм, говорят о том, что у человека сильно выражен инстинкт страха и мало выражено чувство прекрасного. Либо просто не удовлетворены его базовые потребности. Невозможность реализовать себя толкает человека на истерики, эгоизм, самозащиту.
Индивид, находящийся на первой стадии влюбленности, любит за статус, который дает ему тот или иной человек. Он любит за комфорт, за возможность защититься. Либо просто за красивую вещь. Он способен наслаждаться красивой одеждой, автомобилями. Но влюбиться в определенного человека ему сложно. Окружающие оцениваются исключительно по внешности либо по материальному статусу. Моральные качества и личность собеседника его мало интересуют.
Вторая ступень влюбленности — симпатия
Это влюбленность, также основанная на базовых потребностях. Чувство любви к ближнему еще плохо развито и не может реализоваться в полной мере. Проявление симпатии ограничивается кокетством, заигрыванием. Если объект влюбленности не ответил взаимностью, она быстро проходит, так как привязанность к нему еще не сформировалась. Это как эстетические чувства детей.
Вторая ступень любви не имеет созидательной основы. Если влюбленный человек потерпел неудачу на личном фронте, не получил чего хотел, то он может обозлиться на противоположный пол, стать женоненавистником или мужененавистницей и посвятить весь свой быт кошке или собаке. Данный индивид может легко пройти мимо человеческого горя, использовать кого-то, в нем также есть желание мстить.
Третья ступень развития влюбленности — физиология
Человека в третьей ступени влюбленности также привлекают физические характеристики (приятный голос, внешность) но чувство к человеку он переживает уже более глубоко и полно, чем во второй ступени. Формирование эстетических чувств основывается на понимании объекта страсти. Он не только хочет взаимности с партнером, но и уважает его окружение, старается максимально украсить его жизнь. В этой стадии человек уже учится понимать психологию, читает тематическую литературу, старается вникать в ситуацию. Индивид хочет не только брать, но и отдавать.
Формируется привязанность к объекту влюбленности, от которой тяжело избавиться.
Четвертая ступень развития влюбленности — настоящая любовь
Человек, находящийся на такой ступени развития, не просто может понимать настроение другого, сострадать, но почти физически испытывает боль ближнего своего. Формируется привязанность и бескорыстная любовь к человеку, принятие всех его особенностей, в том числе и недостатков. Но не стоит путать это чувство с болезненной зависимостью, которую многие влюбленные путают с любовью.
Источник
Краткий словарь по эстетике
ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ следствие субъективной эмоциональной реакции человека на объективные выразительные формы природной и общественной реальности, которая оценивается и переживается в соответствии с представлениями субъекта о красоте. В тех случаях, когда красота объекта, так же как и слияние его содержания с выразительной формой, совпадает с представлениями субъекта о должном, у него возникает то особое эстетическое наслаждение, которое и закрепляет соответствующее чувство. Эстетическое чувство — основной компонент исторически обусловленного общественного эстетического сознания, которое, в свою очередь, оказывает непосредственное воздействие на формирование индивидуальных эстетических чувств. В силу этого в классовом мире эстетические чувства оказываются классовыми, хотя и включают в себя, благодаря своей многогранности и многозначимости, объективное общезначимое, общечеловеческое начало.
Сложившееся в творческом труде по освоению и преобразованию природы эстетическое чувство помогло облагородить и социализировать сущностные природные инстинкты человека — прежде всего сохранение и поддержание жизни. В свое время К. Маркс, раскрывая природу научного коммунизма и приравнивая ее к гуманизму, уделил особое внимание процессу реализации сущностных сил человека, особенно наглядно выявляющихся в богатстве субъективной человеческой чувственности. Если грубые утилитарные чувства обладают «лишь ограниченным смыслом», то очеловеченные чувства, к которым прежде всего принадлежит далекое от узкого практицизма эстетические чувства, соответствуют «всему богатству человеческой и природной сущности». Это «такие чувства, писал Маркс, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы». В своем развитии и в непосредственной практике такие чувства «стали теоретиками».
В эстетическом чувстве концентрируется не только многосторонний чувственный опыт человека. Сверх того, в них находит свое отражение переживание освоенных личностью ценностей культуры. Поэтому сформировавшиеся эстетические чувства следует рассматривать как чувственно-теоретический срез реальных ценностей объективного мира и субъективных ценностных ориентаций человека, составляющих реальность сознания личности. Эстетическое чувство не только концентрирует, но и целенаправляет самые разнородные отношения человека к действительности с позиций сознания и даже неосознанных, в первую очередь чувственно опосредованных личностных представлений о прекрасном желаемом будущем. Вполне понятно что без действенного развития эстетическое чувства не может осуществиться процесс всестороннего и гармонического совершенствования человека. Только на их основе складываются эстетические потребности, вкусы и идеалы.
Источник
Любовь как высшее чувство
Любовь как высшее нравственное чувство. Дружба как предшественница любви. Виды любви и их особенности: любовь-сторгэ, маниа, аналита, прагма, агапэ, филиа, эрос, викториа. Разновидности любви по Д.А. Ли. Любовь и ее особенность в современном мире.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.03.2015 |
Размер файла | 31,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Дисциплина: «Основы психологии»
Тема: «Любовь как высшее чувство»
Выполнил: Римель А.А.
Факультет: Биолога- технологический
Специальность: Технолог производства и
переработки с/х продукции
Зачетная книжка №143077
1. Любовь как высшее нравственное чувство
2. Дружба как предшественница любви
4. Разновидности любви
5. Любовь в современном мире
Что такое любовь? Этот вопрос издавна интересовал человечество.
Люди спрашивали себя и о том, когда и как возникла любовь — вынес ли её человек из животного царства или она появилась позднее. Наверно именно поэтому о любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Но по-прежнему, духовный мир человека, его эстетическая сущность — это, пожалуй, одна из наименее познанных наукой сфер жизни на Земле. И практически невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам, одним из которых является любовь. Сложность и важность любви обусловлены тем, что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Любовь как высшее человеческое чувство -это часть жизни любого из нас. И думаю, что каждый согласится с высказыванием Ван Гога, который говорил: «Я-человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви…иначе я замерзну и превращусь в камень.»Так говорил великий художник о любви к женщине. Более того, без любви не может формироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития. Она может быть в разной степени развита, но ее не может не быть. Осознание любви как нравственного чувства позволяет развить такие чувства у человека как уважение, жалость к близкому, бескорыстие в поступках.
Все эти качества просто необходимы для воспитания всесторонне развитого человека. нравственный чувство дружба любовь
Любовь как нравственное чувство позволяет развить вкус к жизни, научится замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания личности: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.
1. Любовь как высшее нравственное чувство
Существует много формулировок любви как термина. В широком смысле любовь -это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. Любовь понятие необычайно емкое, многозначное и многогранное: оно включает в себя и любовь к людям (гуманизм), и любовь к Родине (патриотизм), к искусству, природе, путешествиям, родительскую любовь, и любовь детей к родителям. Но умы людей больше всего занимает любовь женщины и мужчины.
Истинная любовь включает в себе доброту, ласку, отзывчивость, дружбу, симпатию, душевное тепло, мягкость, нравственную близость, милосердие. Любовь обладает своеобразной силой преобразовывать человека, вносит в душу мужчины и женщины высокие чувства нравственного долга. Истинная любовь захватывает все существо человека, наполняет содержанием его жизнь, волю, ум, сердце. Везде и всюду любовь делает жизнь более совершенной, глубокой, ценной, более нравственной и красивой, позволяет глубже и вернее проникнуть в ее законы. Данте Алигьери в «Божественной комедии» писал о себе: «Когда любовью я дышу, то я внимателен. Ей только надо мне подсказать слова, и я пишу»
Любовь близко граничит с дружбой, но основное отличие любви от дружбы в том, что предметом любви может быть все, что угодно, в то время как дружба -это двусторонняя связь с другим человеком. Кроме того, дружеские отношения, несмотря на их индивидуальность и конкретность, более унифицированы по формам проявления, нежели отношения любовные. Любовь имеет самые многообразные формы и способы проявления. Любовь относится к крайне динамичной рефлексии чувств и отношений. Дружба, возникнув и создав свои ритуалы, с годами не меняется. Любовь постоянно развивается, меняя свою силу, направленность, формы существования. Но неверно считать, что любовь -это отношение только к конкретному человеку, к объекту любви. Если человек любит только одного, это установка расширенного эгоизма, любовь -это форма отношения к миру в целом.
Общие признаки любви: потребность в соединении с объектом любви, будь-то вещи, люди, материальные объекты, процессы или духовные сущности. То есть можно любить украшения, родителей, сбор грибов или поэзию и стремиться получать то, что любишь или делать то, что любишь, наслаждаться от близости с объектом любви. Нельзя сказать, что любовь всегда имеет одинаковую нравственную ценность: нельзя сравнивать любовь к шоколаду и любовь к матери, любовь к животным и любовь к своей стране. Но любая любовь имеет нравственную ценность в контексте поведения человека. Любить в нравственном смысле означает, прежде всего, давать, а не получать. Но, делясь своей жизнью, человек духовно обогащает другого человека. Таким образом, мы побуждаем другого так же отдавать и на этой основе создаем нечто новое. Способность любить, отдавая, зависит от развития личности.
2. Дружба как предшественница любви
Дружбу можно определить как положительные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому. В отличие от любви, дружба — это в основном отношения между людьми одного и того же пола.
Цели, которые преследует дружба, могут быть различными: деловыми, или утилитарными; эмоциональными, связанными с удовольствием от общения с другом; рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей; нравственными, ориентированными на взаимное моральное совершенствование. Все эти цели в реальной жизни сложным образом переплетаются, сочетаются и взаимодополняют друг друга, а сама по себе дружба приобретает многоцелевую ориентацию.
Для дружеских отношений характерно глубокое взаимопонимание людей. Психологически это означает возможность общаться друг с другом почти без слов, при помощи жестов, мимики и пантомимики, воспринимать и точно понимать друг друга на основе едва уловимых движений и модуляций голоса, понятных только друзьям и не воспринимаемых окружающими. Давние друзья могут заранее предсказывать реакции и поведение друг друга в различных жизненных ситуациях, вплоть до определения мыслей, которые друг другу придут в голову в том или ином эпизоде. Дружба занимает промежуточное положение между двумя другими видами человеческих отношений: знакомством и любовью. От первого дружба отличается тем, что носит более интимный характер, гораздо глубже знакомства или приятельства. От любви дружба отличается, напротив, меньшей интимностью и большей рассудочностью, более строгими, нормативно и ритуально определенными правилами поведения.
Нормы и правила, которыми руководствуются люди в дружеских отношениях, — это равноправие, уважение, умение понять, готовность прийти на помощь, доверие и преданность. Нарушение любого из них ведет к разрушению дружбы, в то время как в интимных отношениях типа любви люди могут отчасти прощать друг другу подобные нарушения ради сохранения связывающих их глубоких чувств.
Друзья делятся друг с другом новостями преимущественно личного характера или выражают собственное мнение по поводу того, что происходит вокруг, причем это мнение, как правило, также бывает сугубо личным. Темы для разговоров друзей обычно выбираются такие, которые интересны для каждого из них и значимы друг для друга. Этим, в частности, содержание общения друзей отличается от общения просто знакомых или приятелей.
Настоящие друзья поддерживают друг друга не только эмоционально, но и другими доступными для них способами, причем такая поддержка всегда является бескорыстной, идет от души.
В индивидуальной жизни человека дружба возникает как вполне закономерное явление. Появляется она в детстве тогда, когда у ребенка возникают первые проблемы и вопросы сугубо личного характера — такие, в которых он самостоятельно не в состоянии разобраться. Это — переход к взрослости, называемый в обыденной жизни отрочеством, а на языке возрастной психологии именуемый подростничеством. Здесь впервые осознаются и в межличностном общении подростков с окружающими людьми усваиваются основные нормы и правила дружбы.
Вначале дружеские отношения носят характер товарищества или приятельства, а затем постепенно трансформируются в по-длинно интимные. Для того чтобы стать полноправным участником дружеских отношений, человек, как личность, должен созреть нравственно и интеллектуально. Это происходит примерно к 14—15 годам, когда дружеские взаимоотношения впервые проявляются в полном своем объеме. Затем, спустя год или два, они начинают дифференцироваться и от них отпочковываются отношения любви. При этом дружба не умирает, она продолжает жить и развиваться по своим, независимым законам.
Если у детей дружба содержательно ограничена общением по поводу сравнительно простых личных и деловых вопросов (например, общие увлечения), то у взрослых дружеские связи обогащаются совместными профессиональными занятиями. Друзьями в старшем возрасте часто становятся коллеги по работе, которые кроме общности личностных и интеллектуальных качеств обладают еще и общностью профессиональных целей и намерений.
С возрастом и повышением уровня психологического развития человека меняются не только содержание, но и формы дружеских связей. От общения на личные темы друзья переходят к совместной продуктивной деятельности, включая интегральную творческую работу. В истории науки, литературе, искусстве, экономике и политике известно немало примеров того, как друзья сохранили свои дружеские отношения и перенесли их в профессиональную деятельность.
Дружба людей противоположного пола со временем может незаметно перерасти в более глубокое интимное чувство — любовь, которая прочно и надолго связывает людей между собой.
Как говорят «От любви до ненависти один шаг», и действительно если любимые нами люди оставляют нас по каким-то причинам, как то: отсутствие любви, появление другого человека, несходство характеров, интересов и, как следствие, постоянные ссоры, то мы остаемся наедине с нашими разбитыми мечтами, пустотой в душе и болью в сердце. Это потом, спустя некоторое время, боль отступает, и мы уже можем смеяться и над ситуацией, и даже над собой, но в самом начале, наравне с большим чувством жалости к себе, мы может ненавидеть этого человека, желать ему.
Любовь -это индивидуальное творчество человека, поэтому можно сказать: сколько людей, столько и видов любви. И все же, даже в этой, самой загадочной и непостижимой области, имеются некоторые закономерности, позволяющие выделить 8 основных типов отношений и основанных на них видах любви.
1. Любовь-сторгэ- это любовь-нежность, включающая глубокое понимание и сострадание. Такому чувству присуща способность к компромиссам, доброжелательность и умение сглаживать противоречия. Для этой формы отношений характерны: солидарность с партнером во всем, снисходительность к недостаткам, стремление к гармоничным, стабильным, приятным и непринужденным отношениям. Это идеальная форма любви для семейной жизни, но при условии, что партнер будет проявлять чуткость. Чрезмерная ранимость этого чувства не делает его выносливым при любых обстоятельствах. Влечение души имеет большое значение и преобладает над физическим притяжением.
2. Любовь-маниа- длительный эмоциональный экстаз, одержимость любовью, переоценка ее значимости, что ведет к сильным эмоциональным потрясениям, опрометчивым поступкам, а то и драмам. Это чувство сильное, собственническое, требовательное, жаждущее полной взаимности, но способное также ко многим компромиссам. Эта любовь очень вынослива, даже в тех случаях, когда она безответна. Часто бывает способной на героизм и жертвенность и даже на безоглядную преданность. Она полна противоречий, так как очень зависима от изменчивого настроения. Частыми в ней бывают ссоры, резкие контрасты в поведении, даже мимолетные измены. Является причиной непредсказуемых поступков и пренебрежения к общепринятым нормам поведения.
3. Любовь-аналита- это форма любви, которой свойственно стремление к спокойным и рассудочным отношениям. Любовь эта индивидуально-избирательна, с высокими требованиями ее носителя к объекту чувств и со склонностью разочаровываться в нем, если он не оправдал каких-либо ожиданий. Эта требовательность лишена идеализма, но часто превышает реальные возможности людей. Это чувство интеллектуальное, со склонностью размышлять и анализировать поведение партнера, не погружаясь в его духовный мир. Имеет отвлеченно-обобщающий характер с тенденциями делать выводы отстраненно от объекта чувств; здесь мало эмоций и ощущений. Не отличается уступчивостью. Стремясь к разумному и гармоничному сочетанию интеллектуальных запросов и физических желаний, владелец Аналиты требует от партнера многих уступок
4. Любовь-прагма- трезвая, прагматичная и разумная любовь по духовному или материальному расчету. Несмотря на некоторый эгоизм, настроена на справедливом балансе между «давать» и «получать». Предполагает отношение к объекту своих чувств с уважением и желанием понять его. Она естественна и рациональна в проявлении своих потребностей. В ней характерно стремление к обоюдному удовлетворению желаний и интересов, хотя личные интересы в ней порой ставятся выше интересов партнера. Привычка укрепляет ее, со временем объект чувств превращается в необходимую собственность, заботливо опекаемую. С ней связаны союзы, которые принято называть браками по расчету.
5. Любовь-агапэ- любовь терпимая и идеалистичная. В ее основе лежит жертвенность. Это довольно устойчивое чувство с элементами фатализма. Ее владелец способен многое прощать и принимать самоотречение как должное. Утонченная и поэтичная, такая любовь может существовать долгое время вдали от объекта чувств, даже без надежд на взаимность. В ней присутствует стремление защищать свои иллюзии от разрушающего их действия реальности, поэтому в таких отношениях есть склонность к самообману. Вследствие этого имеет сложный, капризный и противоречивый характер. И, хотя она более склонна к смирению, временами может проявлять бунтарский дух. Иногда человек, имеющий такую форму любви, может принимать радикальные решения, например, по собственной инициативе расстаться с любимым. Но образу любимого, даже после разлуки может долго соблюдаться верность. Духовное чувство всегда преобладает над физическим.
6. Любовь-филиа- это чувство, в основе которого лежит по детски наивная страсть к непознанному, в том числе и в области сексуальных отношений. В эротической жизни человека этого типа наибольшее значение имеют тонкие ласки и психологизм отношений. Это чувство порождает дружбу с глубоким уважением и взаимопониманием. Оно имеет избирательный характер, сплачивает единомышленников и стимулирует взаимное развитие способностей. Это -любовь равных партнеров, она не терпит принуждения и, тем более, диктата в чем бы то ни было. Люди, которым свойственен такой вид любви, могут сохранять верность только тому избраннику, который их не разочаровывает. И без сожаления расстаются с партнерами, не оправдавшими надежд, чуждыми по духу и образу мыслей. К сексуальной дисгармонии такие люди относятся гораздо терпимее.
7. Любовь-эрос- это страстное, властное и чувственное тяготение к объекту любви. Внешность и манеры поведения любимого имеют большую ценность. Они вызывают эстетические чувства и преклонение перед внешним совершенством, часто преувеличенным лица, фигуры, походки. Люди, у которых доминирует этот вид любви, стремятся к гармонии души и тела, поэтому способны закрывать глаза на мелкие недостатки. Загоревшись любовью, бывают, способны к большой самоотдаче, постоянно совершенствуют свои манеры и способы проявления чувств, а также формы своего тела, красоту одежды, эстетику окружающей обстановки. Охотно приспосабливаются и приспосабливают к себе партнера. Большое значение придают физическим удовольствиям. Не обретя желанной гармонии, они навсегда разочаровываются в объекте своих чувств и довольно легко с ним расстаются
8. Любовь-викториа- это вид эротического поведения, наиболее далекий от интеллектуальных и духовных запросов, чем остальные. Ему не хватает глубины и избирательности. В его основе лежит приятное ощущение покорения объекта своего влечения. Это своего рода игра-борьба. Если побежденный не сопротивляется, к нему быстро пропадает интерес. У интровертов или бивертов (людей малообщительных) это чувство может быть очень устойчивым и надежным, когда любимый человек рассматривается как необходимая собственность. Внимание к партнеру проявляется в виде постоянной требовательности, подразумевающей самые благие намерения. Такое чувство бывает довольно эгоистичным, порой даже чуждым сострадания. У экстравертов (общительных) такой форме любви часто не хватает постоянства, так как ей присуще стремление к сексуальному разнообразию, дающему ощущение радости от новых побед. Партнер часто рассматривается как противник или как крепость, которую берут штурмом. На него смотрят свысока, без снисхождения и без стремления к полному взаимопониманию. Любовь имеет много трактовок. Даже пара влюбленных не всегда готова понять друг друга. Если понимать чувства партнера, то вполне можно предугадать будущее отношений.
Американский психолог Д.А. Ли, пытаясь выявить закономерности в интимных отношениях между мужчиной и женщиной, выделил шесть разновидностей любви.
Первая разновидность- любовь чувственная, но основанная прежде всего на преданности, а уж потом на физическом влечении. В этом случае влюбленным есть о чем поговорить и в постели, и вне ее, при этом обсуждаются не только собственные проблемы, но и проявляется живой интерес к тому, что волнует партнера. Такой человек не станет самоутверждаться за ваш счет, всячески оберегает вас, заботится о вас, ценит ваши чувства и счастлив оттого, что вам с ним (с ней) хорошо. Пожалуй, это ближе всего к тому, что мы привыкли называть «настоящей любовью».
Иначе выглядит вторая разновидность- любовь-игра, в основе которой лежит главным образом физическое, сексуальное влечение. Мужчина в таких случаях не тратит времени на«разбег»-берет женщину (или пытается взять) приступом сразу. Как личность вы его не очень интересуете им востребована лишь ваша сексуальность. Он может«параллельно»встречаться и с другими женщинами и не склонен ревновать вас к другим мужчинам. То же можно сказать и о женщине, склонной к любовной игре. По сути, таких партнеров, кроме секса, ничего не объединяет. Впрочем, они склонны считать, что секс -это и есть любовь. Чувства такого«субъекта»поверхностны и скоротечны. Он не терпит ответственности, и если вы не станете требовать ее от него и будете мириться с тем, что имеете, ваша связь, приносящая вам чувственные радости, может продлиться достаточно долго. Практически такие отношения менее всего отвечают понятию -настоящая любовь.
Третий тип- любовь-дружба. Как правило, она надежна, долговечна и дает уверенность в том, что вы в любом случае и при любой ситуации найдете в партнере понимание и поддержку. В рамках этой спокойной, без разгула страстей любви вы чувствуете себя уверенно и защищено. Однако здесь таится опасность, вызванная однообразием, -вам может стать неинтересно, скучно, а скука -это смерть любви…
Четвертая разновидность -«мания». Такая любовь сродни одержимости. Страсть и ревность- два кита, на которых она держится, и отсутствие третьего может стать губительным. Человек, одержимый такой любовью, эгоист, постоянно нуждающийся в самоутверждении. Ему свойственны постоянные придирки, подозрения, унижения по пустякам. Он патологически ревнив, но не потому, что так сильно нуждается в вас и боится вас потерять, а потому, что опасается потерять власть над вами. Вас будут угнетать и внушения с его стороны, что вы ему всем обязаны, а любовь и забота с вашей стороны будут восприниматься как нечто собой разумеющееся. Прочности в таких отношениях, как правило, нет.
А вот пятая разновидность самый рассудочный вариант «:потому что ты мне нужен». От такой любви глупо ожидать разнообразия страстей и неожиданностей, тут чувства контролируются. Так что следует взвесить все плюсы и минусы такого союза. Вас будут любить, пока вы соответствуете избранному стандарту.«Бунты» исключены, любая попытка выбраться из«прокрустова ложа»чревата разрывом.
И наконец, последний вид- любовь жертвенная, безоглядная, способная на все -лишь бы любимому (любимой) было хорошо. Такое чувство, как правило, не бывает скороспелым, зреет достаточно долго и вызревает в совершенно бескорыстную любовь. Однако и в ней возможны исключения из правил- она может возникнуть с первого взгляда, и тогда -как в омут, с головой: В любом случае опасность в том, что готовность к самопожертвованию, безграничная отеческая (материнская) забота может приесться, надоесть, она не способствует сексуальному влечению. А любовь без секса- что пресная еда, безвкусная и бесцветная. Такую ущербную любовь никак нельзя считать полноценной.
Итак, любовь — это не только высшая моральная ценность, но и реальное земное отношение и влечение, и относительно самостоятельное стремление и потребность, и в этом качестве — высшая форма межличностного общения.
5. Любовь в современном мире
Представители философской мысли эпохи Возрождения (Джордано Бруно, Спиноза, Шефсбери, Гельвеции, Кампанелла и др.) рассматривали любовь, как силу, организующую социальную жизнь, освобождающую душу человека от аффектов и ведущую к познанию и покорению природы.
Гегель писал: «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою».
Л. Феербах считал, что любовь — «универсальный закон разума и природы» . Он, как известно, обожествлял половую любовь и создал религию любви.
Как ни странно, 3. Фрейд, которого считают защитником любви,— сводит ее и все ее виды к простому, слепому физиологическому инстинкту.
А. Шопенгауэр также считал любовь выражением простого физиологического инстинкта, который лишь занимает существа иллюзией счастья и делает их своим орудием.
Теория любви Е. Фромма, любовь — Это «конечная и реальная потребность каждого человеческого существа», «единственный разумный и удовлетворительный ответ на проблемы человеческого существования», поэтому любое общество, которое препятствует развитию любви, «должно в конце концов погибнуть от своего собственного противоречия с основными потребностями человеческой природы». Таким противоречивым обществом и является, по Е. Фромма, капитализм, который должен погибнуть от саморазрушения
. Есть и современные исследования. Саймон Уотс из университета Ноттингема и Пол Штеннер из университета Лондона проанализировали природу любви, опросив 34 женщины и 16 мужчин. В итоге, они назвали девять видов любви, как сообщил британский журнал «Социальная психология сегодня».
«Взрослая любовь», которая включает в себя взаимное доверие, признание и поддержку.
«Стрела Купидона« — когда пары охвачены слепой страстью.
Гедонистическая любовь, когда для человека главное — получать мимолетные наслаждения, тема многих фильмов Голливуда.
Любовь как связь между двумя людьми — романтический взгляд на любовь.
Демифологизированная любовь, когда люди считают, что для поддержания отношений нужно работать над собой, проявлять терпение и идти на компромисс.
Любовь как эмоциональное приключение.
От «стрелы Купидона» до ролевых взаимоотношений, которые возникли из-за давления общественных норм.
От «стрелы Купидона» до близкой дружбы.
«Двухэлементная« партнерская любовь, при которой два человека становятся единым целым (один может закончить фразу другого).
Сейчас, в настоящее время, любовь — это относительно редкое явление, и её место занимают разные формы псевдолюбви, которые, на деле, являются многочисленными формами разложения любви.
Любовь — это самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек. И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти всего один шаг, а потому, что «ни просчитать, ни вычислить» любовь нельзя! В ней нельзя быть расчетливым — природа легко опрокинет любые расчеты! В ней можно быть только чутким, чтобы следить за её прихотливым течением и вовремя душой угадать все её изгибы, неуловимые для глаза смещения, необъяснимые подчас для разума повороты. В любви невозможно быть мелочным и бездарным — здесь требуются щедрость и талантливость, зоркость сердца, широта души, добрый, тонкий ум и многое-многое другое, чем в изобилии наделила нас природа, и что неразумно мы растрачиваем и притупляем в нашей суетной жизни.
Подлинная любовь — это выражение созидательности и она предполагает заботу, уважение, ответственность и знание. Это не аффект, в смысле подверженности чьему-то воздействию, а активная борьба для развития и счастье любимого человека, исходящая из самой способности любить. Если любить это значит иметь установку на любовь ко всему. Если любовь — это черта характера, она должна присутствовать не только в отношениях к своей семье и друзьям, но также и к тем, с кем человек вступает в контакт на работе, в своей профессиональной деятельности и, кроме этого, любовь должна присутствовать в отношении ко всему окружающему миру, ко всем проявлениям жизни.
Любовь многолика и её мир неисчерпаем, потому что каждый человек любит по-своему. Любовь — это личное переживание, которое каждый может пережить только сам и для себя; в самом деле, вряд ли найдётся хоть кто-то, кто не имел или не имеет этого переживания хотя бы в малой степени, по крайней мере в детстве, юности или в зрелом возрасте.
Любовь — одна из немногих сфер, в которой человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. Здесь он — высшая ценность, высшее значение. Именно потому только в любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает ему проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нём хорошее, положительное, ценное.
Необходимо отметить и то, что любовь — это одно из проявлений человеческой свободы. Никто не может заставить любить (многое можно заставить сделать: работать, даже совершать зло, но не любить) — ни другого, ни себя. Любовь — дело свободной инициативы, она основа самой себя. У неё нет внешних побудителей, она не сводится к инстинктам.
Список использованной литературы
1. Климов Е.А. Основы психологии. — М.: Юнити, 1997.
2. . И. С. Кон «Дружба», М., Изд-во политической литературы 1989 г.
3. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М, 1987.
Источник