- Эстетическое сознание и его структура (эстетические потребности, эстетический идеал, взгляды, вкус)
- Эстетическое сознание, его формы (эстетические чувства, вкус, идеал, оценка, взгляды, теории)
- Понятие эстетического сознания
- Готовые работы на аналогичную тему
- Формы эстетического сознания
- Эстетические категории
- Система эстетических категорий и понятий. Структура эстетического сознания: эстетическое чувство, потребность, вкус, идеал, оценка
Эстетическое сознание и его структура (эстетические потребности, эстетический идеал, взгляды, вкус)
Возникн. и формир-ие эстетического сознания (ЭС) связано с формир-ем культуры на основе практической общественной деят-ти людей, с установлением способов и норм эстетич. деят-ти. Эти способы и нормы деятельности основаны на социальной природе, они появляются и осуществляются в коллективной деятельности людей и поэтому существуют как специфические коллективные представления.
Основой формирования (ЭС) является природная и социальная действительность и общественно-историческая практика.
(ЭС) –одна из форм общественного сознания; отражает окружающий мир, вою разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, комического и т п .
Особенностью (ЭС) является то, что взаимодействие человека с реальным миром воспринимается, оценивается и переживается индивидуально на основе существующих идеалов, вкусов, потребностей.
Структура (ЭС)
Включает в себя элементы– эстетические чувства, вкусы, потребности, идеалы, взгляды, оценки, теории, которые тесно связаны др. с др. и взаимозависимы..
(ЭС) — один из способов отражения, осознания мира и воздействия на него. Оно возникает на основе материально-производственной деят-ти чел. и с развитием этой деят-сти формируются чувства человека, освобождаясь от инстинктивной формы, возникают специфические человеческие потребности, которые, в свою очередь, оказывают обратное влияние на все стороны жизни человека, в том числе и на процесс производства
Эстетические потребности(ЭП) являются началом эстетического отношения к миру.
ЭП можно рассматривать как объективно существующую взаимосвязь человека со средой, в результате которой возникает необходимость в производстве, сохранении, усвоении и распространении эстетических эмоций, индивидуальных и социальных чувств, взглядов, идеалов и их объективизации в человеч. деят-ти.
В структуре (ЭП) выделяют три взаимосвязанных элемента: эмоциональный, рациональный и деятельный.
Понятие (ЭП) охватывает как потребность в восприятии эстетических явлений мира, так и потребность в искусстве и эстет. творчестве. (ЭП) –движущая сила развития сознания и практической деятельности личности;проявляется в стремлении преобразовать мир. (ЭП) может быть реализована во всех сферах деят.чел.: в труде, в отношении к природе, в приобщении к искусству, По своему содержанию (ЭП) является универсальной, ибо ее объект находится во всех сферах жизни.
Как элемент (ЭС) (ЭП) взаимосвязана с другими его элементами, такими, как эстетические чувства, взгляды, идеалы, оценки.
Особенность (ЭП)– динамический характер, т. к. с течением времени они развиваются, совершенствуются.
Источники формирования (ЭП) —радио, телевидение, учреждения культуры, социальная микросреда (семья), кружки, самост. приобщение к искусству и творчеству и осмысление его.
Развитие (ЭП) человека зависит и от самого субъекта — носителя потребностей, от его мировоззрения, ценностных ориентации, от уровня развития уже имеющихся потребностей, от самовоспитания.
Эстетические чувства (ЭЧ) складываются в процессе эстет. деят-ти. Психологи относят их к категории высших чувств и умазывают на их связь с интеллектом. (ЭЧ) – это своеобразные переживания человека, возникающие при восприятии красоты природы, предметов труда, произведений искусства. Их особенностью является сложное взаимодействие в них эстетических и этических моментов психической жизни, ибо благодаря эстетическим переживаниям знания о нормах поведения получают эмоциональное подкрепление и становятся убеждениями.
Эстетический вкус (ЭВ) и идеал (И) выступают регуляторами оценки человеком объектов эстет. восприятия и собственной деят-ти. (ЭВ) — это умение понимать и оценивать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в жизни и в искусстве.
(ЭВ) социально обусловлен и имеет свое индивидуальное проявление. Он определяется мировоззрением личности, поэтому так важно формирование (ЭВ) , основанного на научном мировоззрении и на этических принципах.
(ЭВ) выступает как способность личности оценить достоинства (или недостатки) эстетически значимых явлений на основе ее представлений о прекрасном и возвышенном, об идеале и объективировать эти представления в конкретной деятельности, например, при организации предметно-пространственной среды, при проведении досуга, в стиле общения, в эстетической выразительности внешнего облика. Особенность (ЭВ)– он проявляется как эмоциональная реакция человека на то, с чем он взаимодействует;
выполняет регулятивную роль, оказывает непосредственное воздействие на переживания и поступки человека на его интеллектуальную жизнь.
Эстетический идеал (ЭИ)
В единстве с (ЭВ) как важный элемент эстетического сознания выступает (ЭИ), выполняющий также, регулятивные функции, но на более высоком уровне. Он содержит в себе понимание сущности прекрасного, отражает лучшие черты личности, является образцом, на который ориентируются люди, он не только отражает прошлое и настоящее, но и обращен в будущее.
(ЭИ) является опережающим отражением мира, он стимулирует практическую деятельность и мышление людей, направленное на совершенствование окружающей действительности, выполняет прогностическую функцию, являясь важным мировоззренческим компонентом, определяющим мышление личности.
(ЭИ)в конкретной и целостной форме представляет гармоничную личность в ее связях с обществом и природой.
Источник
Эстетическое сознание, его формы (эстетические чувства, вкус, идеал, оценка, взгляды, теории)
Вы будете перенаправлены на Автор24
Эстетическое сознание – это форма социального и ценностного сознания, которое отражает объекты окружающего мира с точки зрения их чувственной представленности и вкусовой оценки.
Понятие эстетического сознания
Следует отметить, что эстетическое сознание – это достаточно условный термин, применяемый в целях удобства и конкретизации обсуждаемого предмета. Эстетическое сознание как отдельный вид сознания не существует ни на индивидуальном, ни на социальном уровне, оно является одним из аспектов целостного сознания как динамического процесса. Аналогично эстетическое восприятие неотделимо от восприятия объекта вообще, с учетом его рационального, прагматического и иного анализа (в противном случае при исключительно эстетическом восприятии личность не смогла бы даже идентифицировать воспринимаемый объект).
Вместе с тем по своим результатам эстетическое сознание легко отделимо от других аспектов целостного сознания, поскольку эти результаты представляют собой чувственно-вкусовую оценку воспринимаемого объекта и вызывают у личности определенное эмоционально-эстетическое переживание от отвращения или безразличия до катарсиса и экстаза.
Эстетическое сознание одновременно существует на двух уровнях – индивидуальном и общественном, которые взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Носителем эстетического сознания выступает личность, большую роль субъективности в эстетической оценке объектов или произведений искусства отмечали еще античные мыслители. Ведущей нитью индивидуального эстетического восприятия выступают чувственные переживания – то в чем личность испытывает потребность, то что доставляет ей удовольствие представляется прекрасным (например, феномен «розовых очков» в период влюблённости, когда объект чувств представляется эстетически идеальным). Вместе с тем приобретение опыта эстетических переживаний, привнесение в сферу чувственных переживаний рационального знания о категориях и критериях эстетического восприятия, тренировка навыка «распредмечивания» объектов искусства с поиском смысла вложенного творцом, делает эстетическое восприятие более тонким и дифференцированным, опирающимся не только на эмоциональные переживания, но и более высокие формы – идеалы, ценности, категории.
Готовые работы на аналогичную тему
Формирование индивидуального эстетического сознания происходит в опыте практической деятельности эстетических переживаний. Отчасти этот опыт уникален, так личность с арахнофобией не сможет эстетически оценить паука, отчасти он усваивается из культуры, социальной среды вместе с принятыми в ней формами и стереотипами эстетики. Так индивидуальное сознание становится частью общественного, когда социум выдвигает единые эстетические требования и оценки. Возможен и обратный процесс – принятие некоего нового, неординарного эстетического взгляда как новой эстетической нормы, обогащение общественного сознания.
Формы эстетического сознания
Эстетическое сознание осуществляет свою деятельность в различных формах, обладающих собственной спецификой. К числу эстетических форм относят:
Эстетические чувства являются наиболее непосредственной формой проявления эстетического сознания, присущей всем индивидам. Согласно теоретическим предположениям эстетические чувства сформировались у первобытного человека в процессе практической деятельности. Изготовляя орудия труда человек придавал им определенную форму соблюдая законы пропорции, симметрию, так как такие орудия были более эффективными. Однако со временем утилитарная ценность переросла в эстетическую, т.е. создавая орудие с идеальными параметрами человек испытывал чувственное удовлетворение не только от предполагаемой пользы, но от самого установления соответствия между произведенным продуктом и мысленным идеалом. Переживание соответствия объекта неким эстетическим идеалам и есть эстетическое чувство, при этом сами идеалы имеют социально-обусловленную природу и часто не осознаваемы личностью.
Эстетический вкус представляет собой непосредственную форму эстетической оценки объектов и предметов, их распределения по категориям безобразного и прекрасного на основании внутренних переживаний, эстетических чувств. Эстетический вкус формируется в процессе опыта столкновения с предметами, обладающими высокой эстетической ценностью, которые задают определенную планку эстетического идеала. Эстетический вкус может быть развит как путем практики, так и посредством обучения, привнесения в оценку элемента рационального восприятия произведения искусства, его оценки по соответствию определенным эстетическим категориям. В этом случае на основании эстетического вкуса формируется эстетическое восприятие как самостоятельный вид деятельности.
Эстетический идеал представляет собой конкретно-чувственное воплощение общественно-исторических представлений о прекрасном. Эстетический идеал необходим личности для формирования эстетического сознания, он усваивается в процессе социализации. Эстетический идеал может не осознаваться, в этом случае личность опирается в первую очередь на исключительно чувственные формы отражения эстетики, такие как чувство или вкус, где доминирующим критерием выступает переживание. Однако эстетический идеал может быть представлен в структуре личности осознанно, в этом случае переживание становится чувственно-рациональным, оно сопрягается с анализом произведения, его более глубокой оценкой, восприятием смыслов, заложенных художником в свое творение.
Эстетическая оценка представляет собой итог эстетического восприятия и высшую форму эстетического вкуса. Эстетическая оценка служит для различения прекрасного и безобразного, она базируется на синтезе чувственных переживаний и рационального анализа и предполагает аргументированную критику воспринимаемого объекта.
Эстетические категории
Складывание форм эстетического сознания невозможно без эстетических категорий, определяющих направленность и природу переживаний. К их числу относят:
Прекрасное – это генеральная эстетическая категория, характеризующая полную гармонию объекта, его совершенство, уравновешенность, цельность. Прекрасному противостоит безобразное, не имеющее формы, гармонии, выраженное хаотически.
Возвышенное предполагает превосходство в объекте духовного начала над физическим, его способность поднимать воспринимающего над привычным бытием, обращать к вечным проблемам и философским переживаниям.
Трагическое и комическое взаимосвязанные категории, отражающие конфликт необходимости и свободы, духовного и бытового в жизни человека, его индивидуальных стремлений и социальных требований. Трагическое связано с борьбой и преодолением земных оков, через жертвы и лишения, комическое, напротив, рисует сцены казусов временной победы бытового над возвышенным, социальные противоречия и неурядицы, которые тем не менее получают свое разрешение (иначе комическое перерастает в ужасное).
Источник
Система эстетических категорий и понятий. Структура эстетического сознания: эстетическое чувство, потребность, вкус, идеал, оценка
Прекрасное — эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью, и воплощающая представления о позитивном совершенстве и гармонии. Современная эстетика рассматривает категорию прекрасного как одно из наиболее общих эстетических понятий, в котором не только фиксируются реальные свойства предметов и явлений действительности и выражается отношение к ним, но и воплощаются представления о совершенстве. В категории прекрасного содержится положительная оценка предметов и явлений, свойств, сторон, процессов реальной природной и социальной действительности с позиций превосходной степени красоты. Конкретные проявления прекрасного исследуются при помощи так называемых вспомогательных категорий, описывающих ту или иную модификацию прекрасного. Основными вспомогательными категориями являются: гармония (непротиворечивое единство противоположностей в сложных объектах); грация (красота в движении); изящество (хрупкость, нежность формы); прелесть (проявление прекрасного в объектах малых форм); мера (необходимое количество); порядок; ритм; симметрия; пропорция и др.
Безобразное — эстетическая категория, раскрывающая представления людей о несовершенстве, которое обнаруживается во внешних качествах объектов и выявляет дисгармонию в различных областях действительности. Возвышенное — категория эстетики, отображающая совокупность природных, социальных и художественных явлений, исключительных по своим качественно-количественным характеристикам и выступающих благодаря этому источником глубокого эстетического переживания. Низменное — эстетическая категория, характеризующая предельно негативные явления действительности и свойства общественной и индивидуальной жизни, связанные с проявлением дисгармонии и сопровождающиеся при восприятии переживанием чувства отвращения или презрения. Трагическое — эстетическая категория, характеризующая напряженное переживание конфликта, связанное с духовным преодолением, преображением (катарсисом), страданиями или аффектами героя. Трагическое тесно связано с возвышенным и героическим, поскольку предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей. Комическое — эстетическая категория, отражающая степень несоответствия между реальностью и идеалом, сущим и должным и представляющая в эмоциональной форме противоречия общественной жизни и недостатки людей. Категория комического отражает жизненные явления, которые характеризуются внутренней противоречивостью, несоответствием между тем, чем они являются по существу, и тем, как они выглядят.
Помимо эстетических категорий в систему эстетики входят понятия, не имеющие столь широкого смысла и значения, как категории. Понятия могут отражать определенные стороны основных эстетических категорий (грациозное, например, – одно из проявлений прекрасного) или охарактеризовать эстетические свойства жизни и искусства, не имеющие значения на данном этапе развития. Между эстетическими понятиями и категориями нет непроходимых границ. Понятия могут перерастать в категории. Когда то или иное эстетическое свойство в ведущих художественных явлениях эпохи выступает на первый план, эстетика выделяет его в особую эстетическую категорию. Так, развитие сентиментализма выдвинуло на первый план такое эстетическое свойство как трогательность, и в различных эстетических системах началась разработка его как эстетической категории.
Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы,как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание — это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Объективной основой эстетического сознания является природная и социальная действительность и общественно-историческая практика. Эстетическое сознание представляет собой одну из граней духовно-практического освоения мира. Творчество «по законам красоты» возникает на основе трудовой деятельности и является ее дополнением. В процессе трудовой деятельности формируются духовные способности человека, к числу которых относится и эстетическое сознание . В процессе трудовой и эстетической деятельности формируются чувства человека, возникают эстетические потребности, которые оказывают целостное воздействие на личность. С разделением труда, обособлением искусства от других видов общественной деятельности человека происходит окончательное формирование эстетического сознания . Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения. Особенностью эстетического сознания является то, что взаимодействие человека с реальным миром воспринимается, оценивается и переживается индивидуально на основе существующих идеалов, вкусов, потребностей. Эстетическую потребность можно рассматривать как объективно существующую взаимосвязь человека со средой, в результате которой возникает необходимость в производстве, сохранении, усвоении и распространении эстетических эмоций, индивидуальных и социальных чувств, взглядов, знаний, ценностей и идеалов и их объективизации в человеческой деятельности. В структуре эстетической потребности можно выделить три взаимосвязанных элемента: эмоциональный, рациональный и деятельный. Особенностью эстетической потребности является то, что она может быть реализована во всех сферах деятельности человека: в труде, в отношении к природе, в приобщении к искусству, в нравственных отношениях, в научном познании. По своему содержанию эстетическая потребность является универсальной,ибо ее объект находится во всех сферах жизни. В структуру эстетического сознания входят эстетические чувства. Психологи относят их к категории высших чувств и указывают на их связь с интеллектом. Эстетические чувства это своеобразные переживания человека, возникающие при восприятии специфических объективов: красоты природы, предметов труда, произведений искусства. Эти чувства стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее воздействие на его поведение и на формирование эстетического и нравственного идеалов.Они помогают воспринимать мир и искусство как близкие нам и стимулируют творческую активность. Их особенностью является сложное взаимодействие в них эстетических и этических моментов психической жизни. Элементами эстетического сознания являются эстетический вкус и идеал, выступающие регуляторами оценки человеком объектов эстетического восприятия и собственной деятельности. Эстетический вкус это умение понимать и оценивать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в жизни и в искусстве. Особенность эстетического вкуса в том, что он проявляется непосредственно, как эмоциональная реакция человека на то, с чем он взаимодействует. В единстве с эстетическим вкусом как важный элемент эстетического сознания выступает эстетический идеал, выполняющий также регулятивные функции,но на более высоком уровне. Он содержит в себе понимание сущности прекрасного, отражает лучшие черты личности, является образцом, на которой ориентируются люди, он не только отражает прошлое и настоящее, но и обращен в будущее[31].
Источник