02. Чувства — естественность чувств
Итак, сегодня мы продолжаем тему чувств и вновь мы будем пользоваться слайдами в этой лекции. Так что я прошу вас скачать слайды, чтобы вам было лучше и интереснее читать эту лекцию. В прошлый раз мы говорили о том, какие проблемы могут возникнуть у человека, который не умеет работать со своими чувствами, не разбирается в своем эмоциональном мире. И мы с вами подошли к компасу чувств. Как вы видите на слайде, всего есть четыре направления чувств — не так уж и много. Все же остальное — это только оттенки и градации этих направлений. И эти направления — гнев, страх, грусть и радость. Так все просто, правда? На самом деле, не все так просто, и скоро вы это поймете.
И давайте вернемся к нашим детям. Я думаю, что для вас не будет большим секретом, что детей не нужно учить чувствовать и выражать свои чувства. Они и так умеют это делать, и делают очень даже замечательно, правда? Если ребенок злится, то он делает это искренне и от души. Он топает ножками, громко кричит и плачет (причем, как правило, без слез). И всем сразу понятно, что ребенок сейчас злой. Посмотрите на слайде на мальчика, как он красив в гневе! Если ребенок испуган, то он боится по полной программе. Вы видите девочку, какие у нее большие глазки! Она так напугана, ей на самом деле очень страшно! Если ребенок испугался, то он начинает плакать и как правило бежит к своей маме или папе, чтобы они защитили его от опасности, помогли ему успокоиться в объятиях сильных и могущественных родителей. Если ему грустно, то он плачет или грустит. И он не прячет свою грусть, не пытается проглотить свои слезки. Он печалится и грустит по полной программе и опять же идет к маме за утешением. Посмотрите на эту грустную девочку на слайде. Правда, она очень красивая в своей грусти? Если же ребенок радуется, то он делает это очень искренне и с удовольствием. Он может визжать и кричать от радости, прыгать до потолка и целовать маму и папу, говорить им о том, как сильно и искренне он их любит! Посмотрите на этого малыша! Он сидит на горшке, но при этом очень рад чему-то и ликует от души. Правда, все выглядит очень искренне и забавно?
И я уже говорил, что у ребенка есть очень хороший ресурс для проработки своих чувств — это его мама. Конечно, я сейчас говорю о здоровой маме, которая умеет работать со своими чувствами и с чувствами своего ребенка. И к такой маме ребенок бежит с удовольствием и делится с нею всеми своими горестями и печалями, когда ему грустно, когда напуган, когда злится и когда радуется. Для ребенка мама является таким могущественным и важным ресурсом для работы со своими чувствами. И это здорово, это помогает ребенку прорабатывать свои чувства, осознавать их и выражать здоровым, естественным образом.
Но вот мы сейчас говорили с вами о детях и о их естественности, искренности, открытости в выражении своих чувств. Я думаю, что вы со мной согласны, что дети умеют переживать свои чувства и выражать их? Тогда что же происходит с нами, взрослыми людьми? Куда девается наша искренность и непосредственность? Почему мы не умеем испытывать свои чувства и выражать их в своей жизни? Почему мы подавляем чувства, загоняем их внутрь себя и страдаем от этих подавленных чувств. Почему мы не можем так искренне радоваться, злиться, бояться или грустить и прорабатывать эти наши чувства? Куда пропадают вот те способности, которые были так хорошо заложены в нас Богом и проявлялись в нашем детстве?
Ответов на эти вопросы может быть много. Но основной ответ — это наша собственная семья, наши родители. Именно они приучают нас подавлять чувства, не выражать их, не чувствовать и не жить. Как? Через неписанные правила, которые есть в каждой семье и которые запрещают чувствовать. Давайте сегодня поговорим о таких правилах относительно гнева, а в следующем выпуске продолжим эту тему. Итак, что могут говорить родители ребенку, который злится и выражает свой гнев? Ну, например:
Не злись! Ты еще маленький, чтобы злиться тут!
Не смей кричать на меня и топать ногами!
Да кто ты такой! Подумаешь, тебе не понравилось!
Ты вообще не имеешь права кричать на меня! Не дорос еще!
И вот такие правила запрещают ребенку выражать свой гнев. Предполагается, что злиться и выражать свой гнев вообще грешно (у христиан), или что злиться имеют право только взрослые, дети до такого права еще не доросли. И поэтому они просто не имеют право злиться и выражать свое недовольство, их мнение и чувства вообще часто мало кого интересуют.
Ну что же. На этом я закончу сегодняшние размышления, и продолжение читайте через неделю в следующей рассылке. А пока я прощаюсь с вами на неделю и желаю вам мира и тепла в душе! И работы со своими чувствами!
Источник
Стань Собой!
Сайт о раскрытии уникальности и трансформации
Естественные чувства
Печаль — естественная эмоция . Это та часть тебя, благодаря которой ты можешь сказать: «Прощай», когда тебе не хочется прощаться; выразить — вытолкнуть на поверхность, запустить — грусть внутри себя, когда ты переживаешь какую-либо потерю, будь это потеря любимого человека или контактной линзы.
Когда ты можешь выразить свою печаль, ты от нее избавляешься. Дети, которым разрешают грустить, когда им грустно, становясь взрослыми, совершенно нормально относятся к грусти, и поэтому, обычно, быстро с ней расстаются.
Для детей, которым говорят: «Тихо, тихо, не плачь», в зрелом возрасте, плач становится проблемой. Ведь, им всю жизнь советовали, приказывали не плакать. Поэтому они подавляют свою печаль.
Постоянно подавляемая печаль становится хронической депрессией, очень неестественной эмоцией. Из-за хронической депрессии происходят убийства. Начинаются войны, гибнут народы.
Гнев — естественное чувство . Это инструмент, благодаря которому вы можете сказать; «Нет, спасибо». Он не обязательно должен оскорблять, и он вовсе не должен причинять вред другому человеку.
Когда детям разрешают выражать гнев, они приносят во взрослую жизнь абсолютно здоровое отношение к нему, и поэтому, обычно, очень быстро с ним расстаются.
Дети, которых заставляют почувствовать, что гнев — плохое чувство, что его выражать нельзя и что, фактически, им не следует даже испытывать его, став взрослыми, будут иметь проблемы с правильным отношением к своему гневу. Постоянно подавляемый гнев становится злобой, очень неестественной эмоцией. Из-за злобы происходят убийства. Начинаются войны, гибнут народы.
Зависть — естественное чувство. Именно это чувство заставляет пятилетнего малыша хотеть достать до дверной ручки, как его сестра, или покататься на ее велосипеде. Зависть — это то естественное чувство, которое заставляет вас хотеть сделать еще одну попытку, стараться лучше, упорно продолжать добиваться своей цели до ее достижения.
Завидовать совершение нормально и естественно. Когда детям разрешают выражать зависть, они приносят во взрослую жизнь абсолютно здоровое отношение к ней, и поэтому, обычно, очень быстро с ней расстаются.
Дети, которых заставляют почувствовать, что зависть — это плохо, что ее выражать нельзя и что, фактически, им не следует даже испытывать ее, став взрослыми, будут иметь трудности с правильным отношением к своей зависти. Постоянно подавляемая зависть становится ревностью, очень неестественным чувством. Из-за ревности происходят убийства. Начинаются войны, гибнут народы.
Страх — естественное чувство. Все дети рождаются только с двумя страхами: страхом падения и страхом перед громкими звуками. Все остальные страхи — это просто условные рефлексы, которые воспитывает в ребенке окружающий его мир и которым учат его родители. Цель естественного страха — воспитать осторожность. Осторожность помогает сохранить телу жизнь. Она произрастает из любви. Любви к своему Я.
Дети, которых заставляют почувствовать, что страх — плохое чувство, что его выражать нельзя и что, фактически, им не следует даже испытывать его, став взрослыми, будут иметь трудности с правильным отношением к своему страху. Постоянно подавляемый страх становится тревогой, очень неестественным чувством. Из-за тревоги происходят убийства. Начинаются войны, гибнут народы.
Любовь — естественное чувство. Когда ребенок может ее выражать и получать свободно и естественно, без ограничений и условий, без запретов и смущения, он не нуждается больше ни в чем. Ведь радость свободно выражаемой и получаемой любви самодостаточна.
Но любовь, которой ставились условия и ограничения, которая деформирована правилами и законами, ритуалами и запретами, любовь, которую контролируют, которой манипулируют и которую сдерживают, становится неестественной.
Дети, которых заставляют почувствовать, что их естественная любовь — плохое чувство, что ее выражать нельзя и что, фактически, им не следует ее даже испытывать, став взрослыми, будут иметь трудности с правильным отношением к своей любви. Постоянно подавляемая любовь становится страстью к обладанию, очень неестественным чувством . Из-за страсти к обладанию происходят убийства. Начинаются войны, гибнут народы.
Таков порядок вещей. Если подавлять естественные чувства, они превращаются в неестественные реакции и рефлексы. Большинство людей подавляет в себе большую часть естественных чувств. А ведь они — ваши друзья. Они — ваш дар. Это ваши божественные инструменты, при помощи которых вы можете построить свою жизнь. Эти инструменты даются вам при рождении. Их предназначение — помочь вам преодолевать жизненные пороги.
Почему эти чувства подавляются большинством людей?
Их этому научили. Им так сказали.
Их родители. Те, кто их воспитал.
Мать и отец — не те люди, которые должны воспитывать своих детей?
Когда родители молоды. В большинстве случаев, фактически, просто чудо, что так много родителей настолько хорошо справляются со своей задачей. Никто так мало не готов к воспитанию детей, как молодые родители. И, кстати, никто этого не знает лучше их самих. Большинство родителей начинают воспитывать детей, имея очень незначительный жизненный опыт. Они едва успевают вырасти сами. Они всё еще ищут ответы, всё еще стремятся к разгадкам.
Они еще сами не открыли себя, но уже пытаются направить и обучить процессу открытия тех, кто еще более уязвим, чем они сами. Они еще не нашли своего места в жизни, а им приходится определять это место для других. Они всё еще пытаются преодолеть последствия того, как плохо определили их жизненную цель их собственные родители.
Они еще не открыли, Кто Они Есть, но пытаются объяснить вам, кто вы такие. Необходимость сделать всё правильно давит на них с огромной силой, а они даже не могут сделать «правильными» свои жизни. Поэтому всё у них выходит не так — и их жизнь, и жизнь их детей. Если повезет, они причинят детям не слишком большой вред. Их дети смогут, хотя это маловероятно, преодолеть его последствия прежде, чем передадут вред своим детям.
Большинство из вас приобретают мудрость, терпение, понимание и любовь, позволяющие быть замечательными родителями, тогда, когда вы уже не можете быть родителями.
Почему так? Я не понимаю. Я понимаю, что Твои наблюдения во многих случаях верны, но почему так?
Потому что молодым людям, способным рожать, никогда не было предназначено становиться воспитателями. На самом деле, вы должны начинать воспитывать детей в том возрасте, когда на самом деле вы уже заканчиваете это делать.
Я всё еще не совсем разобрался.
Человеческие существа биологически способны производить на свет детей, когда они еще сами дети, то есть — возможно, многие будут удивлены — до 40—50 лет.
Человеческие существа «сами дети» до 40—50 лет?
С определенной точки зрения. Я знаю, это сложно принять, но посмотри вокруг. Возможно, поведение твоей расы подтвердит Мои слова. Беда в том, что в вашем обществе считают, что вы «взрослые» и готовы начать самостоятельную жизнь в возрасте 21 года. Прибавь к этому тот факт, что многих из вас воспитывали матери и отцы, которым самим было немногим больше 21 , когда вы появились на свет, и ты начнешь видеть проблему.
Если бы тем, кто производит на свет детей, было предназначено их воспитывать, вы бы смогли рожать не раньше пятидесяти лет! Воспроизводство должно было стать задачей молодых людей, у которых хорошо развитое и сильное тело. Воспитание должно было стать задачей стариков , у которых хорошо развит и силен ум.
В своем обществе вы настояли на том, чтобы те, кто производят на свет детей, были ответственны за их воспитание. В результате, вы не только чрезвычайно усложнили задачу родителей, но также исказили многие энергии, имеющие отношение к сфере сексуальных отношений.
Родители нуждаются в любой помощи и в любых союзниках, потому, как уже отмечалось, они просят своих детей не делать того, что является целиком и полностью частью их природы.
И вот взрослые изобрели разнообразнейшие семейные, культурные, религиозные, социальные и экономические прессы, ограничения и запреты, чтобы поддержать свои противоестественные требования к детям. И дети постепенно начинают допускать, что их сексуальность противоестественна. Как можно так стыдиться того, что «естественно», так пресекать, контролировать, сдерживать, подавлять, обуздывать и отрицать?
Всё это привело к неразберихе и немалым бедствиям в вашем обществе — таков неизменный результат игр с природой. Вы связали с сексуальными отношениями смущение, подавление и стыд, что привело к возникновению сексуальных нарушений, извращений и насилия.
Вы, как общество, всегда будете страдать, нарушая собственные правила, страдать от извращенных, насильственных проявлений тех естественных реакций, которые вы подавляете; вы всегда будете чувствовать, что вас заставляют стыдиться того, чего, как вы знаете в глубине души, вы никогда не должны стыдиться.
Значит, у Фрейда были основания говорить, что присущий человеку гнев может быть обусловлен сексуальными проблемами. Это глубоко укоренившаяся злоба, из-за необходимости подавлять основные и естественные физиологические инстинкты, интересы и импульсы.
Многие ваши психиатры сумели это рассмотреть. Человек сердится, ибо знает; он не должен чувствовать стыд по поводу того, что так приятно, и всё же чувствует и стыд, и вину. Вначале человек начинает злиться на свое Я, — ибо как ему может нравиться то, что считается таким «плохим».
Затем, когда он, наконец, понимает, что его одурачили и что секс должен быть чудесной, благородной, восхитительной частью человеческой жизни, он начинает злиться на других: на родителей — за то, что они подавляют его желания, на религию — за то, что она его стыдит, на представителей противоположного пола — за то, что они его интересуют, на всё общество — за то, что оно его контролирует.
В конце концов, он начинает злиться на себя за то, что позволяет всему этому мешать себе. Большая часть этого подавляемого гнева вылилась в создание искаженных и ошибочных моральных ценностей вашего современного общества.
Это общество восхищается памятниками, скульптурами, юбилейными почтовыми марками, фильмами, картинами, телевизионными программами, прославляющими самые уродливые акты насилия, но скрывает — даже еще хуже, опошляет — самые прекрасные акты любви.
Нил Дональд Уолш «Беседы с Богом»
Источник