- Арт-директор Playrix о Цвете. Часть 1. Как цвет влияет на наши эмоции?
- Цвета нашего настроения
- Психология цвета: что это, как влияют цвета на эмоции человека
- Что такое психология цвета и как она используется
- Цвет в дизайне помещений и выборе одежды
- Диагностика психологического состояния
- Психология цвета в рекламе и маркетинге
- Влияние цвета на человека
- Красный
- Желтый
- Оранжевый
- Зеленый
- Голубой
- Синий
- Фиолетовый
- Белый
- Черный
Арт-директор Playrix о Цвете. Часть 1. Как цвет влияет на наши эмоции?
Начинаем серию статей о феномене цвета от арт-директора Playrix Светы Саблиной. Света поделится собственным видением и расскажет, как знания о цвете могут помочь в работе художника.
Эмоции. Очевидность с неочевидной точки зрения
Что такое эмоции?
Почему именно они, эмоции? Это объективная область исследований, которая касается непосредственно каждого человека. Это не физика, не теория цвета, не колористика. Хотя в какой-то мере все эти вещи связаны. Но все же эмоции — это про наш мозг. И мне, как художнику, очень важно изучить механизм процессов, связанных с цветом и вызывающих эмоции, чтобы увереннее и с большим пониманием использовать цвет в своей работе.
Согласно теории, за эмоции человека отвечает лимбическая система. Она координирует эмоциональные, мотивационные, вегетативные и эндокринные процессы и интегрирует две важнейшие функции мозга животного и человека: эмоции и память. От нее зависит эмоционально-гормональная активность животного, которая, как правило, плохо поддается рассудочному контролю даже у человека.
Среди ученых нет единого мнения о составе лимбической системы, но считается, что эмоции рождаются именно в ней. От лимбической системы возбуждение передается в кору, спинной мозг и периферическую нервную систему. Поэтому эмоции в прямом смысле «захватывают нас с головой». Вспомните, когда у вас по телу бежали мурашки от восторга или удивления?
Американский ученый Яак Панксепп создал классификацию базовых эмоциональных систем. Эмоции типа гордости, стыда и вины он отнес к эмоциям самосознания — вторичным, так как их порождает культура, а первичные эмоции человек изначально несет в себе, независимо от влияния общества.
Целые мировые индустрии — кино, телевидение, производство игр — опираются на наши базовые эмоции, вызывая в нас ярость, страх, похоть. Но сегодня мы подробнее остановимся на такой базовой эмоциональной системе, как seeking (поиск). Это самая большая и наиболее универсальная эмоциональная система, доставшаяся нам от животных.
Животному для выживания необходимо искать и находить ресурсы, причем делать это достаточно энергично, с энтузиазмом. Высшее чувство, производимое этой системой – эйфория. В более умеренной форме – энтузиазм.
Давайте попробуем заглянуть дальше и предположить следующую стадию — религиозный, мистический экстаз, присущий только человеку. Самопознание — тоже своего рода поиск, но более высокого порядка. И это жизненно необходимые процессы.
Иногда эйфорию ошибочно путают с экстазом. Эти состояния действительно в чем-то похожи, но абсолютно разнородны с точки зрения психологии.
Что означает эйфория? Положительно окрашенный аффект, состояние отличного самочувствия как эмоционального, так и физического, а экстаз — это крайняя степень духовного напряжения, высший восторг, пребывание будто бы вне себя.
И уже на этом этапе мы можем проследить связь эмоций и цвета. Во многих культурах и религиях мира цвет используется, чтобы вызвать у человека определенный эмоциональный отклик, например, витражные окна в готических соборах или разноцветные мандалы.
Многие великие люди связывали цвет, свет, эмоции и ощущения. Немецкий писатель Иоганн Гете писал, что цвета — это деяния и страдания света. По Карлу Юнгу, цвет — это родной язык бессознательного. Психическое воздействие цвета, по Кандинскому, рождает “вибрацию души”. Поль Сезанн был уверен, что для импрессиониста писать с природы значит не нарисовать какой-либо предмет, а осознать свои ощущения.
Энтузиазм, эйфория, экстаз — чтобы вызвать такие яркие эмоции, используя цвета в наших играх, нужно хорошо разбираться в физиологии возникновения этих состояний.
За энтузиазм отвечает серотонин — гормон счастья, радости. Он вырабатывается в нашем организме в моменты экстаза, а во время эйфории его уровень повышается. Для выработки серотонина обязательно нужен солнечный цвет. А это, безусловно, яркие, насыщенные краски. Если серотонина слишком мало, то есть риск получить депрессивное расстройство.
Когда человек испытывает радость, кроме серотонина (спокойная и светлая радость), выделяются еще окситоцин, дофамин и эндорфины (буйная радость, эйфория). Эти гормоны, помимо повышения настроения, уменьшают страх, снижают боль, увеличивают регенерацию клеток, замедляют старение, улучшают сопротивляемость стрессу.
В темное время суток, когда все цвета вокруг нас приглушены, вырабатывается мелатонин. Он помогает нам расслабиться и уснуть. В определенном сочетании с серотонином порождает яркие видения, озарение и экстаз, например, во время медитации. Именно благодаря мелатонину мы можем видеть цветные сны.
Если яркие краски стимулируют выработку этих гормонов, то выходит, что наблюдение за цветом не только приятно, но и полезно! Поэтому мы используем в своих играх яркие насыщенные иллюстрации, которые нравятся большинству людей, ведь это базовая потребность организма.
В чем связь эмоций и цвета?
Каждый цвет вызывает у нас свои ассоциации и имеет огромное количество связей: цвет и бренд, цвет и искусство, цвет и национальная культура.
Цвет — это символ эмоций. Мы можем не догадываться о точном значении цвета, но наше подсознание выделит его из окружающей среды и даст нам о нем информацию на уровне эмоций. У каждого эта ассоциация индивидуальна, но все же доказано, что тот или иной цвет вызовет у всех схожую эмоцию.
В 2019 году прошел интересный эксперимент — исследование ассоциативных связей в современном русском языке.
В ходе исследования участникам показывали названия основных цветов и просили указать одну или несколько эмоций, которые у них ассоциировались с этим цветом, и передать их интенсивность.
В результате выяснилось, что наиболее выраженные ассоциации с гордостью повторяли цвета российского триколора и, по всей видимости, отражали официально принятые ассоциации красного цвета с державностью, силой, кровью, пролитой за Родину, с победой; белого цвета – со свободой и независимостью, миром, чистотой и непорочностью; синего – с верой и постоянством. Как мы видим, в большинстве случаев связь цвет-эмоция закладывается на уровне культурного и национального кода, но все же нельзя отрицать, что восприятие цвета человеком зависит от многих факторов — от эмоционального состояния, физического самочувствия и времени суток. Многие реакции на цвет возникают в процессе развития личности и меняются с годами, а некоторые — присущи нам по праву рождения.
Взаимосвязь цвета и эмоций — многоуровневое явление. Мы видим, что с одной стороны, цвета и их сочетания являются символами эмоций, а с другой — эмоциональное состояние человека часто влияет на наше восприятие цвета.
Как цвет влияет на человека? Цвета не существуют локально и изолированно. Мы не воспринимаем эмоционально каждый кусочек цвета где бы то ни было отдельно. На то, как мы видим цвет в конкретный момент времени, влияет освещение, окружающие предметы, контекст. Но большинство исследований занимаются изучением именно локальных цветов, упуская из виду спектральные градиенты.
Невозможно пройти мимо этой розы флорибунда — ее цветовые переходы на лепестках, богатство оттенков завораживают и заставляют остановиться и рассматривать эту цветовую пульсацию. Почему это происходит?
Наш взгляд всегда привлекают оттенки и цветовые переходы — радуга, северное сияние. Нас завораживают блеск металла, светящиеся глаза животных, блики каустиков. Вспомните, как мы реагируем на салют? Мы радуемся как дети. Для некоторых народов, живущих на севере, характерно явление мерячения. Этот удивительный эффект описан очень давно. Под влиянием полярного сияния определенной силы и цвета люди, подверженные этому явлению, впадают в гипнотический транс.
Как объяснить эти феномены? Вероятно, цвет и свет являются определенным стимулом, который одинаково влияет на всех нас, заставляя испытывать восторг и удивление, впадать в транс или эйфорию. По своей природе эта реакция похожа на экстатическое состояние, о котором мы говорили раньше.
Выходит, что наше восприятие цвета субъективно и объективно одновременно, а его воздействие на нас происходит на физическом уровне. Как, учитывая это, можно выработать общие рекомендации по работе с цветом, которые будут актуальны и для художников в игровой индустрии? Для этого предлагаю посмотреть, как менялось наше цветовосприятие на протяжении последних ста лет.
Источник
Цвета нашего настроения
Безусловно, существует связь между нашим душевным состоянием и цветовыми оттенками, которые мы предпочитаем. Не последнюю роль тут играет и энергетика. Так, в Фэн-Шуй тот или иной цвет соотносится с определенным видом энергии.
Прежде всего, следует помнить, что одни цвета являются «теплыми» (красный, желтый, оранжевый), а другие – «холодными» (синий, фиолетовый). Они по-разному воздействуют на нашу психическую сферу. Одни стимулируют активную деятельность, а другие – спокойствие и расслабление.
Итак, красный цвет ассоциируется с жизненной энергией, он дает смелость и уверенность в себе. Полезно надевать одежду красного цвета, когда мы ощущаем упадок сил или же когда нам предстоит какое-то ответственное дело. Не зря в женском макияже преобладают красные тона – любая женщина знает, что представители противоположного пола на инстинктивном уровне реагируют на оттенки красного… Что же касается обстановки, то в красных тонах можно отделать рабочий кабинет, но не помещение для отдыха. Этот цвет слишком возбуждает нервную систему и никак не способствует расслаблению.
Оранжевый – смесь желтого (цвета счастья) и красного (цвета жизни) дарит веселое, радостное настроение, склонность к общительности, энтузиазм в работе, способствует творческому и конструктивному мышлению, переменам в жизни. Носите оранжевое, если вы мечтаете, чтобы вас заметили. Этот цвет поможет вам избавиться от комплексов и привлечь внимание окружающих. Можете надевать оранжевое на вечеринки и дискотеки, или на работу, но только если она связана с творческой деятельностью. Недаром оранжевый цвет так любит богема… Если же вы заявитесь в оранжевом одеянии в офис серьезной фирмы, вас, мягко говоря, не поймут… А вот отделывать оранжевым квартиру не рекомендуется – для комнаты отдыха цвет слишком возбуждающий, а в рабочем кабинете он будет создавать несерьезное настроение.
Желтый, по Фэн-Шуй – цвет мудрости и достоинства. Он способствует ясности ума, порождает любознательность, стремление познавать окружающий мир, дарит чувство юмора, оптимизм, практичность и интеллект. Недаром разнообразные духовные учителя любят облачаться в желтое. Можете носить одежду желтого цвета, если вы планируете заниматься какой-то познавательной деятельностью – скажем, идете на занятия или на лекцию. Желтый также идеально подходит для отделки домашней гостиной или рабочего кабинета, но не для спальни, так как это «теплый» цвет.
Путь к внутренней гармонии
Зеленый цвет символизирует любовь, гармонию и возрождение. Он помогает привести в порядок душу и тело, достичь взаимопонимания с другими людьми, настроиться на романтический лад. Полезно надевать зеленое, когда вы занимаетесь спортом, медитируете, общаетесь с задушевными друзьями или идете на свидание. Дома можно отделать зеленым комнату для отдыха. Особенно полезно смотреть на зеленое людям с ослабленным зрением.
Синий символизирует знания, здоровье и умение принимать решения. Он оказывает положительное влияние на нервную систему, способствует тактичности и лояльности, дарит внимание и изобретательность. Синее полезно носить детям, особенно неусидчивым – так называемым «гиперактивным»: они станут спокойнее себя вести и лучше учиться… «Холодный» синий цвет идеально подходит для отделки спальни.
Фиолетовый ассоциируется с красотой, вдохновением и творчеством, а также добром, справедливостью и самопожертвованием. В одежде подходит художникам и тем, кто ведет благотворительную или подвижническую деятельность. В квартире можно отделать фиолетовым прихожую и коридор, но в жилых комнатах он будет угнетающе действовать на психику.
Индиго, нечто среднее между синим и фиолетовым – загадочный цвет, который соотносится с мистической сферой. Он обостряет интуицию, развивает воображение, усиливает физические возможности. Цвет индиго делает человека мудрее и храбрее, способствует стремлению к истине. Подойдет людям, склонным к мистике и самопознанию. Одежда цвета индиго уместна на занятиях по йоге или медитации. Но вот для отделки интерьеров использовать его не рекомендуется, так как он несет слишком сильный энергетический заряд.
Пейзаж в черно-белых тонах
Белый цвет навевает чувство холода и легкости. В одежде нейтрален. Что же касается оформления интерьеров, то годится только для отдельных деталей. Вообще белый использовать лучше для отделки офиса, а не жилища.
Серый… «Все окрашено в серые тона», — именно так описывают свое состояние те, кто определяет у себя депрессию. Хотя именно серый цвет создает идеальный настрой для работы, недаром серым часто отделывают офисы. В жилом же помещении рекомендуется декорировать серым только отдельные детали, то же самое и с одеждой.
Черный – тяжелый и угнетающий. Хорошо смотрится в одежде и подходит для некоторых предметов интерьера, но отделывать комнату в черных тонах ни в коем случае не рекомендуется.
Недавно ученым из Университетской клиники Южного Манчестера и Манчестерского университета (Великобритания) удалось экспериментально подтвердить связь между эмоциональной сферой человека и восприятием цветовых оттенков. В результате все цвета были поделены на три группы: позитивную, негативную и нейтральную.
По словам руководителя исследования Питера Уорвелла, люди часто используют цвета для описания своего психологического состояния. В опросе приняли участие 300 добровольцев, которых попросили выбрать «любимые» оттенки из предложенной цветовой гаммы и при этом описать свое настроение. Оказалось, те, кто утверждал, что страдает депрессией, а также испытывающие состояние тревоги, выбирали серый, черный или коричневый цвета – «негативные». Люди, чувствующие себя здоровыми и счастливыми, предпочли желтый, красный, оранжевый или розовый – «позитивные». При этом большинство участников назвали как один из своих любимых цветов синий, поэтому его определили как «нейтральный».
Кстати, британские ученые полагают, что «цветовой тест» можно успешно использовать для диагностики депрессии, например, у детей, которым обычно трудно описать свое состояние словами.
Источник
Психология цвета: что это, как влияют цвета на эмоции человека
Психология цвета: Freepick
Приходилось ли замечать, что в одних местах расслабляетесь, а в других беспричинно раздражаетесь? Задумывались ли над тем, почему в разные дни выбираете разную одежду? В каждом из случаев важную роль играет цвет и его воздействие, о чем рассказывают опытные психологи.
Что такое психология цвета и как она используется
Психология цвета исследует ментальные и эмоциональные эффекты, которые оказывают на людей цвета. Она описывает индивидуальные особенности, а также общие для всех воздействия.
Дипломированный психолог-практик, создатель центра популяризации практической психологии Вадим Куркин рассказывает, например, о таких эффектах:
- Теплые цвета (красный, желтый, оранжевый) связаны с разнообразием эмоций. Это может быть как ощущение комфорта и радости, так и враждебность или гнев.
- Холодные цвета (зеленый, синий, фиолетовый) вызывают спокойствие или печаль.
Шесть упражнений для психологической силы
Знания психологии цвета применяются в разных аспектах.
Цвет в дизайне помещений и выборе одежды
Психология цвета актуальна для дизайнеров, которые планируют ремонт и выбирают гамму для оформления тех или иных помещений. Спокойные холодные тона рекомендуют для спален, а в ярких оттенках декорируют гостиные и кухни. Немаловажна цветовая гамма при оформлении офисов и рабочих помещений.
Помогает знание психологии цвета в составлении гардероба, выборе одежды для разных мероприятий. Чем ярче цвет и контрастнее тона, тем быстрее окажетесь в центре внимания, холодные тона сделают вас неприметным.
Диагностика психологического состояния
Магия цвета: Freepick
Для оценки психоэмоционального состояния человека применяется цветовой тест Люшера. Он хорошо известен психиатрам и психологам, консультантам по вопросам брака, криминалистам, врачам и кадровым агентам:
Проживание эмоций: что это такое и как с этим справиться?
- В полном варианте теста есть семь таблиц и 73 цветных поля. Есть упрощенный вариант на восемь цветов.
- Во время теста человек последовательно выбирает цвета от наиболее до наименее приятных.
- Исходя из выбора, делают выводы о душевном, а порой и о физическом состоянии человека, особенностях его поведения, страхах, склонностях, отношениях к окружающему миру.
Психология цвета в рекламе и маркетинге
Различные цвета способны вызывать у человека ощущение голода, стимулировать позитивные или негативные эмоции, вселять доверие, ощущение спокойствия или стимулировать активность. Оттенок упаковки и самого продукта имеет огромное значение для покупателя, даже если он не задумывается об этом.
Даже цвет таблеток влияет на их эффективность. Поэтому современные маркетологи учитывают особенности цветовой гаммы продуктов.
Как избавиться от комплексов и почему они появляются
Влияние цвета на человека
Влияние цвета на человека: Freepick
Психологические эффекты цвета сейчас активно изучаются и используются. Кандидат психологических наук Борис Базыма рассказывает об основных характеристиках цветов и их воздействия на человека с точки зрения психологии.
Красный
Красный — это сильный цвет, это кровь, огонь и страсть. Оттенок на человека воздействует как агрессивный и возбуждающий стимул:
- Он помогает принимать решения, бодрит, дает энергию, подталкивает к действиям.
- С помощью этого тона можно улучшить тонус кровяных сосудов и согреться.
- Оттенок поможет наладить сексуальную жизнь.
Следует помнить, что переизбыток красного приводит к вспыльчивости, излишней эмоциональности и несдержанности. Поэтому, если собираетесь выбрать тон для интерьера, не окрашивайте стены в красный, сделайте несколько ярких акцентов. Хорошо, если поставите какой-либо предмет в этом цвете в ванной, то сможете быстрее проснуться, он поднимет настроение.
Как избавиться от тревожности и страха
Красный цвет идеален для одежды, если собрались на свидание.
Желтый
Желтый — цвет солнца и одуванчиков:
- Предметы этого оттенка вызывают ассоциации с теплом, светом и радостью. Желтый поднимает настроение и дарит заряд положительных эмоций.
- Многое зависит от оттенка. Например, медовый тон ассоциируется с осенними листьями, поэтому может навевать легкую грусть. Лимонный оттенок подталкивает человека к новым свершениям.
Желтый цвет в интерьере положительно влияет на мозговую деятельность и развитие творческих способностей. Однако этот тон необходимо разбавлять другими, чтобы не потерять контроль над собой.
Оранжевый
Оранжевый относится к теплым и положительным оттенкам:
- Он благотворно влияет на работоспособность человека, повышает концентрацию внимания, помогает наладить контакт с другими людьми.
- Способен избавить от затяжного стресса.
Почему важно проживать свои эмоции и как правильно это делать
Однако оранжевый вызывает и негативные чувства: при избытке тона возникает раздражительность и усталость.
Если хотите использовать оранжевый в интерьере, разбавьте его желтым, белым или зеленым, иначе быстро устанете. Это цвет энергичный, поэтому лучше сделать несколько акцентов в рабочем кабинете или гостиной.
Зеленый
Зеленый — многогранный цвет. Он вписывается в любой образ, какую бы одежду такого цвета ни выбрали. Его теплые оттенки действуют успокаивающе, а холодные — приводят в тонус. Кроме того, зеленый улучшает аппетит, дарит ощущение безопасности и уюта, избавляет от плохих эмоций и поднимает настроение.
Зеленый — отличный основной цвет для большинства интерьеров. Хорошо подходит для оформления гостиной, кухни и ванной комнаты.
Как стать лучше: эффективные способы изменить себя
Голубой
Голубой цвет в психологии: Depositphotos
Голубой цвет ассоциируется с небом и морем, спокойствием и умиротворением, ожиданием радости:
- Он вызывает положительные эмоции — эйфорию, радость, счастье.
- Способствует развитию творческих способностей.
- Стимулирует общительность, снижает утомляемость и стабилизирует эмоции.
Голубой подходит для спальни: он вызывает сонливость и расслабляет после трудового дня. Его часто применяют для оформления детских комнат.
Синий
Яркий синий цвет связан с чрезмерной активностью и деятельностью. Он возбуждает головной мозг и повышает импульсивность. По этой причине эмоциональному человеку лучше относиться к его ярким оттенкам с осторожностью.
Глубокий оттенок синего способен подарить спокойствие и умиротворение. Люди, которые часто носят одежду таких тонов, уверены в себе. В интерьере синий подходит для оформления кабинетов, так как он помогает сосредоточиваться и настраиваться на рабочий лад.
Как преодолеть страх и почему мы боимся
Фиолетовый
Фиолетовый — один из самых загадочных и противоречивых цветов:
- Тона фиолетового вызывают спектр эмоций — от умиротворения до агрессии.
- Этот цвет хорош для творческих и уверенных в себе людей.
- Фиолетовый развивает интуицию, усиливает работоспособность, повышает концентрацию внимания.
- Его переизбыток способен вызвать депрессию.
В интерьере все оттенки фиолетового смотрятся шикарно и богато, однако лучше разбавить их серым, белым или желтым цветом. Если выбираете одежду фиолетового цвета, то помните: он подходит харизматичным людям.
Белый
Белый — цвет чистоты и невинности. Однако у некоторых он вызывает отвращение, ассоциируясь с больницами.
Белый цвет предпочитают люди, которые точно знают, чего хотят добиться в жизни. Он побуждает к деятельности, дарит силы на новые свершения и заставляет отбросить все сомнения и страхи. Белый нравится тем, кто ценит свободу и независимость.
Кремовый цвет: сочетание и применение для создания модного образа
Переизбыток белого вызывает раздражительность и утомляемость, поэтому в интерьере он подходит как дополнительный цвет.
Черный
Черный часто ассоциируется с трауром, депрессией, смертью, негативом, но вместе с тем он самый стильный оттенок в интерьере и одежде. Черный отображает протест против мира, а также побуждает к глубоким размышлениям и открытиям.
Люди, которые предпочитают этот оттенок, склонны к депрессиям. Однако цвет провоцирует человека на неожиданные поступки.
В интерьере черный используют редко, чтобы не оказать негативное влияние на психику, но несколько деталей в гостиной не повредят.
Зная секреты психологии цвета, сможете создать максимально комфортное пространство. Обращайте внимание на то, как влияют на вас те или иные оттенки, и применяйте эти сведения. Пусть жизнь будет яркой и насыщенной!
3 способа быть здоровыми и счастливыми каждый день
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Источник