- Есть два вида познания – одно посредством чувств, другое – мысли (Демокрит)
- Есть два вида познания – одно посредством чувств, другое – мысли (Демокрит)
- «Есть два вида познания: одно посредством чувств. ». Демокрит
- «Есть два вида познания – одно посредством чувств, другое – мысли» (Демокрит) (ЕГЭ обществознание)
- Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое — мысли (Демокрит)
Есть два вида познания – одно посредством чувств, другое – мысли (Демокрит)
В одном из наиболее известных высказываний Демокрита идет речь о способах познания мира, которыми мы пользуемся ежедневно, осознавая это или нет. Философ говорит о том, что исследовать наше окружение можно на нескольких уровнях познания: на уровне чувств, эмоций (подсознательно) либо же более рационально — на уровне мыслей. С этим сложно не согласится.
Чтобы подтвердить мысль Демокрита на наглядном примере, можно вспомнить теорию с уроков обществознания. В учебниках говорится, что процесс познания позволяет нам получать новые знания и опыт об окружающей среде и способах взаимодействия с ней. Также существует давно подтвержденная психологическая парадигма о том, что человек может получать новый опыт либо на эмоциональном уровне, либо на рациональном, о чем и говорит великий философ. И независимо от того, на каком уровне происходит исследование окружения, но так или иначе имеет одну цель: получение истинных знаний, поиск верных ответов на вопросы.
Чувственное познание является базовым не только для людей, но и для многих животных со сложившейся сложной нервной системой. Скажем, если мышь прищемит хвост в мышеловке раз или даже несколько, в какой-то момент боль научит ее не стремиться к легкой добыче снова. Аналогичный процесс происходит и у людей, причем начинается он с самого рождения и является абсолютно бессознательным. Единожды обжегшись о свечу, ребенок больше не полезет к открытому огню. Взрослый, получив выброс серотонина от объятий любимого человека, запомнит внутреннее чувство эйфории и будет стремиться получить его вновь и вновь. Так и происходит чувственное познание и мира, и окружающих нас людей.
Следующая ступень, в которой задействован рационализм, а значит — необходима осознанность и умение структурировано мыслить — это познание мира на уровне мысли. Для примера можно взять науку: сперва выдвигается какое-то предположение. Затем ученые прибегают к экспериментам, наблюдениям и другим техникам, которые позволят понять, правдива ли эта теория. После некоторого времени и проведения всех необходимых исследований делаются выводы. Схожим образом познает мир каждый человек, причем процессы понимания некоторой догмы, сбор или обсуждение разных мыслей и финальное умозаключение порой проходят настолько незаметно, что в конце появляется эффект «инсайта».
Таким образом мы убеждаемся, что Демокрит был абсолютно прав. Знания обо всем, что его окружает, человек может получить как благодаря чувствам, так и с помощью рационализма и мыслительного процесса. Зачастую выбор уровня познания происходит бессознательно и зависит от того, какую информацию необходимо получить.
Источник
Есть два вида познания – одно посредством чувств, другое – мысли (Демокрит)
Древнегреческий философ Демокрит писал: “Есть два вида познания – одно посредством чувств, другое – мысли”. С этим высказыванием трудно не согласиться, ведь обе формы познания необходимы человеку для получения знаний об окружающем мире. Данный тезис можно подтвердить различными примерами.
Что такое познание? Это специфический вид деятельности человека, направленный на изучение существующей действительности и своего места в ней. Выделяется два основных вида познания: чувственное (философское) и рациональное (научное). Их главное сходство заключается в цели, а именно в достижении достоверных знаний о мире. Но есть и различия. Чувственное познание осуществляется такими методами как ощущение, восприятие и представление. Рациональное познание, в свою очередь, происходит через понятие, суждение и умозаключение. Таким образом, человек узнает мир посредством как чувств, так и мыслей.
Например, на уроках физики ученикам обязательно рассказывают историю о том, как на голову Ньютона упало яблоко. Ощутив боль от удара, ученый создал теорию всемирного тяготения. Однако данная теория стала законом только с помощью рационального познания, а именно обобщения. Иными словами, истина была получена в результате взаимодействия органов чувств и мыслей.
Можно привести и другой пример. Новостной портал города Самары опубликовал статью, раскрывающую процесс понимания бытовых закономерностей у детей. Согласно этой статье, у ребенка формируется понимание того, что нельзя трогать горячий чайник, через объяснение родителей – рациональное познание. Однако только через ощущение как метод чувственного познания дети понимают необходимость соблюдения данного правила. Это доказывает потребность в обоих видах познания.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что высказывание Демокрита обосновывается как теоретическими, так и практическими примерами. Человек действительно познает мир как чувствами, так и мыслями, т.е. через философское и научное познание.
Источник
«Есть два вида познания: одно посредством чувств. ». Демокрит
«Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое мысли». Демокрит
В данном высказывании автор затрагивает проблему познания, а именно двух его уровней: чувственного и рационального. Смысл цитаты древнегреческого философа Демокрита заключается в следующем: познавательная деятельность бывает чувственной и рациональной, и каждому виду присущи свои особенности.
Говоря о познании, чаще всего подразумевают мыслительную деятельность человека, направленную на получение знаний об окружающем мире, об истине. К основным функциям познания относят: мировоззренческую, критическую, социальную и прогностическую. Как уже было ранее сказано, существуют два уровня познания. Чувственное познание — познание, в основе которого получения знаний при помощи органов чувств (осязание, обоняние, слух, зрение). Формами чувственного познания являются: ощущение, восприятия и представление.
Приведем пример из курса биологии. Возьмем “Собаку Павлова”. Заслугой русского ученого было создание, практически с нуля, учения о физиологии пищеварения и разделения условных и безусловных рефлексов. Ученый Павлов сначала изучил все материалы о рефлексах, а после сформулировал теорию. В процессе познания были задействованы два метода. И без их участия в процессе изучения невозможно было выявить результат.
Познавательный процесс был характерен для людей всех времен, так древнегреческий физик Архимед, живший до нашей эры, открыл закон об объеме вытолкнутой жидкости при погружении в её тела и действующих на неё силах. Как говорит история, Однажды Архимед погрузился в ванну, наполненную водой до краев. Тогда при погружении Архимеда, объём вытолкнутой жидкости был равен объему тела самого физика. Так Архимед посредством чувственного и рационального познания получил знания о физических закономерностях и после обосновал свои наблюдения.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что проблема, поднятая философом Демокритом в его высказывания, была и остается актуальной в обществе.
Источник
«Есть два вида познания – одно посредством чувств, другое – мысли» (Демокрит) (ЕГЭ обществознание)
Демокрит, говоря о том, что есть два вида познания — одно посредством чувств, другое — мысли, затрагивает базовые положения гносеологии — раздела философии, изучающего вопросы познания.
Утверждая данную мысль ее автор подразумевал, что мы познаем мир двумя различными путями, один из которых открывают нам органы чувств, а другой — разум.
Необходимо согласиться с автором, так как его высказывание соответствует действительности, что представляется возможным доказать.
Познание — это процесс получения знаний. Существует две формы познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание включает в себя такие ступени как ощущение, восприятие и представление. Рациональное, в свою очередь, включает понятия, суждение и умозаключение.
Рассмотрим пример познания мира посредством органов чувств. На данном этапе человек получает первичные знания о мире. С помощью слуха, зрения, осязания и т.д. человек воспринимает окружающий его мир, формирует представление о нем. На основе чего осуществляется уже мыслительный процесс. Так, ребенок узнает, что существуют различные виды и формы фруктов, ягод, овощей. В дальнейшем, уже без непосредственного чувственного опыта он может размышлять о них, воспроизводя воспоминая о них в своем уме.
Рациональное познание уже связано не с первичным восприятием действительности, а с ее осмыслением.
Данный этап базируется на чувственном познании, но возможно и без него. Так, биолог может читать книги Чарльза Дарвина и иных исследователей, размышляя о видах животных и растений, которые он лично никогда не видел.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что высказывание Демокрита абсолютно верно и человек, на самом деле, познает мир двумя способами — с помощью чувств и с помощью мысли. В то же время, следует понимать, что это взаимосвязанные пути и один не исключает другого, человек постоянно варьирует между собой данные формы познания.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое — мысли (Демокрит)
В своем высказывании Демокрит затрагивает тему двоякости познания. С одной стороны человек воспринимает окружающую действительность посредством чувств, с другой – с помощью разума. Глубинный смысл цитаты заключается том, что для полноценного мировосприятия человеку нужно уметь применять оба вида познания, с учетом особенностей каждого и при определенных обстоятельствах.
Под познанием чаще всего подразумевается деятельность человека, направленная на получение и систематизацию информации об окружающем мире, стремление к истине.
Познание посредством мысли наделено мировоззренческой, социальной, критической и прогностической функциями. Каждая из них направлена на получение определенных знаний с последующим анализом и применением в той или иной жизненной сфере. По сути – это любая мыслительная деятельность человека, тесно связанная с его прошлым, настоящим и будущим.
В основе же чувственного познания лежит восприятие окружающего мира посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания и обоняния. С помощью такого набора человек ощущает, представляет и воспринимает себя и то, что его окружает. Если выразиться максимально простым языком, чувства – это источник получения информации, а мысли – способ сохранить ее и использовать во благо. Поэтому невозможно отделять их друг от друга.
Познание всегда было свойственно людям, независимо от уровня развития цивилизации. И если у первобытного человека преобладало изучение мира посредством чувств, то чем более развитым становился мозг, тем большая роль отводилась разуму. Жажда знаний обусловлена сразу несколькими факторами: выживание, развитие, любопытство. И каждый из них основывается как на чувствах, так и на мыслительном процессе. К примеру, члены дикого племени пошли в джунгли и столкнулись с тигром, который мешает охотиться, наводит страх на жителей поселения. Охотники видят опасность, чувствуют запах животного, слышат его рык – это познается с помощью основных чувств. Но страх, который тигр наводит на людей – это уже из области мышления: сопоставление угрозы от хищника и последствий его нападения. Только зная о тигре и думая, как его изловить, человек сможет избавиться от хищника. Налицо использование познания обоих видов. А это, к слову, первобытные люди, мыслительный процесс которых был крайне ограниченным.
Другой пример использования чувств и мыслей с целью познания мира – случайный эксперимент Исаака Ньютона. На его голову упало яблоко, что он почувствовал посредством осязания. Ученый увидел яблоко (зрение), возможно, понюхал его (обоняние) и может даже слышал шорох, с которым оно оторвалось от ветки (слух). И ощущая это яблоко, Ньютон задумался, запустив мыслительный процесс: почему оно упало на меня? Почему оно упало в принципе? Именно симбиоз чувств и мыслей стал причиной рождения одного из фундаментальных законов нашей планеты – Закона всемирного тяготения.
Только обоснованные наблюдения могут стать источником получения достоверной информации и трансформации ее в знание. Поэтому поднятый Демокритом вопрос не только полностью обоснован, но также актуален, пока человечество живет и развивается, познавая окружающий мир.
Источник