Есть два вида познания одно посредством чувств другое мысли эссе аргументы

«Есть два вида познания: одно посредством чувств. ». Демокрит

«Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое мысли». Демокрит

В данном высказывании автор затрагивает проблему познания, а именно двух его уровней: чувственного и рационального. Смысл цитаты древнегреческого философа Демокрита заключается в следующем: познавательная деятельность бывает чувственной и рациональной, и каждому виду присущи свои особенности.

Говоря о познании, чаще всего подразумевают мыслительную деятельность человека, направленную на получение знаний об окружающем мире, об истине. К основным функциям познания относят: мировоззренческую, критическую, социальную и прогностическую. Как уже было ранее сказано, существуют два уровня познания. Чувственное познание — познание, в основе которого получения знаний при помощи органов чувств (осязание, обоняние, слух, зрение). Формами чувственного познания являются: ощущение, восприятия и представление.

Приведем пример из курса биологии. Возьмем “Собаку Павлова”. Заслугой русского ученого было создание, практически с нуля, учения о физиологии пищеварения и разделения условных и безусловных рефлексов. Ученый Павлов сначала изучил все материалы о рефлексах, а после сформулировал теорию. В процессе познания были задействованы два метода. И без их участия в процессе изучения невозможно было выявить результат.

Познавательный процесс был характерен для людей всех времен, так древнегреческий физик Архимед, живший до нашей эры, открыл закон об объеме вытолкнутой жидкости при погружении в её тела и действующих на неё силах. Как говорит история, Однажды Архимед погрузился в ванну, наполненную водой до краев. Тогда при погружении Архимеда, объём вытолкнутой жидкости был равен объему тела самого физика. Так Архимед посредством чувственного и рационального познания получил знания о физических закономерностях и после обосновал свои наблюдения.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что проблема, поднятая философом Демокритом в его высказывания, была и остается актуальной в обществе.

Источник

Есть два вида познания – одно посредством чувств, другое – мысли (Демокрит)

Эта краткая, но емкая цитата принадлежит известному греческому философу Демокриту. В мудрых словах скрыта настоящая истина. Представленное высказывание актуально по сей день. Убедиться в этом поможет детальный анализ уникальной цитаты.

В первую очередь обратим внимание на значение слова «познание». Под этим словом подразумевается способность человека познавать окружающий мир, приобретать определенные знания.

Когда человек начинает познавать окружающий мир? Когда идет в первый класс? Нет. Этот процесс начинается гораздо раньше. С самого младенчества нас интересует происходящее вокруг. Ребенок или взрослый человек исследует действительность разными способами. В большинстве случаев при помощи своих физических, умственных и эмоциональных возможностях.

Физическое познание мира и окружающей среды осуществляется именно посредством чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Человек собственными глазами визуально оценивает действительность, тактильно соприкасается с миром. Слушает и слышит происходящее вокруг, пытается понять звуки. На основании увиденного и услышанного появляются другие эмоциональные чувства позитивного или негативного характера. Человек может испытывать спокойствие, жалость, взволнованность, гордость или напротив, гнев, страх, угнетенность. С появлением подобных чувств у каждого из нас формируется свое представление о действительности. На их основании мы оцениваем полученные знания и свое положение в социуме.

Читайте также:  Если ты чувствуешь что у тебя есть что дать людям

Познать себя и окружающий мир можно, приводя в движение свои умственные способности. Получая определенную информацию, человек не только оценивает происходящее вокруг, но и самообразовывается, учится новому, пополняет свой багаж знаний. Человек, анализирует, пропускает через себя приобретенные знания и в конце концов приходит к определенным выводам. Эти выводы или умозаключения называют мыслями. Оперируя личными суждениями и мыслями, каждый из нас старается прижиться в обществе, стать ближе к окружающему миру. Задействовав мышление, мы приходим к выводу, что хорошо и что плохо.

Подводя итоги, можно смело заключить, что в обсуждаемой цитате заключена глубокая истина. Она по сей день актуальна. Люди, как и прежде, наблюдают и пробуют на вкус происходящее. Только посредством чувств и мыслей возможно разгадать тайны нашего бытия.

Источник

Есть два вида познания одно посредством чувств другое мысли эссе аргументы

Демокрит, говоря о том, что есть два вида познания — одно посредством чувств, другое — мысли, затрагивает базовые положения гносеологии — раздела философии, изучающего вопросы познания.

Утверждая данную мысль ее автор подразумевал, что мы познаем мир двумя различными путями, один из которых открывают нам органы чувств, а другой — разум.

Необходимо согласиться с автором, так как его высказывание соответствует действительности, что представляется возможным доказать.

Познание — это процесс получения знаний. Существует две формы познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание включает в себя такие ступени как ощущение, восприятие и представление. Рациональное, в свою очередь, включает понятия, суждение и умозаключение.

Рассмотрим пример познания мира посредством органов чувств. На данном этапе человек получает первичные знания о мире. С помощью слуха, зрения, осязания и т.д. человек воспринимает окружающий его мир, формирует представление о нем. На основе чего осуществляется уже мыслительный процесс. Так, ребенок узнает, что существуют различные виды и формы фруктов, ягод, овощей. В дальнейшем, уже без непосредственного чувственного опыта он может размышлять о них, воспроизводя воспоминая о них в своем уме.

Рациональное познание уже связано не с первичным восприятием действительности, а с ее осмыслением.

Данный этап базируется на чувственном познании, но возможно и без него. Так, биолог может читать книги Чарльза Дарвина и иных исследователей, размышляя о видах животных и растений, которые он лично никогда не видел.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что высказывание Демокрита абсолютно верно и человек, на самом деле, познает мир двумя способами — с помощью чувств и с помощью мысли. В то же время, следует понимать, что это взаимосвязанные пути и один не исключает другого, человек постоянно варьирует между собой данные формы познания.

Читайте также:  Помочь мужчине после стресса

Источник

Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое — мысли (Демокрит)

В своем высказывании Демокрит затрагивает тему двоякости познания. С одной стороны человек воспринимает окружающую действительность посредством чувств, с другой – с помощью разума. Глубинный смысл цитаты заключается том, что для полноценного мировосприятия человеку нужно уметь применять оба вида познания, с учетом особенностей каждого и при определенных обстоятельствах.

Под познанием чаще всего подразумевается деятельность человека, направленная на получение и систематизацию информации об окружающем мире, стремление к истине.

Познание посредством мысли наделено мировоззренческой, социальной, критической и прогностической функциями. Каждая из них направлена на получение определенных знаний с последующим анализом и применением в той или иной жизненной сфере. По сути – это любая мыслительная деятельность человека, тесно связанная с его прошлым, настоящим и будущим.

В основе же чувственного познания лежит восприятие окружающего мира посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания и обоняния. С помощью такого набора человек ощущает, представляет и воспринимает себя и то, что его окружает. Если выразиться максимально простым языком, чувства – это источник получения информации, а мысли – способ сохранить ее и использовать во благо. Поэтому невозможно отделять их друг от друга.

Познание всегда было свойственно людям, независимо от уровня развития цивилизации. И если у первобытного человека преобладало изучение мира посредством чувств, то чем более развитым становился мозг, тем большая роль отводилась разуму. Жажда знаний обусловлена сразу несколькими факторами: выживание, развитие, любопытство. И каждый из них основывается как на чувствах, так и на мыслительном процессе. К примеру, члены дикого племени пошли в джунгли и столкнулись с тигром, который мешает охотиться, наводит страх на жителей поселения. Охотники видят опасность, чувствуют запах животного, слышат его рык – это познается с помощью основных чувств. Но страх, который тигр наводит на людей – это уже из области мышления: сопоставление угрозы от хищника и последствий его нападения. Только зная о тигре и думая, как его изловить, человек сможет избавиться от хищника. Налицо использование познания обоих видов. А это, к слову, первобытные люди, мыслительный процесс которых был крайне ограниченным.

Другой пример использования чувств и мыслей с целью познания мира – случайный эксперимент Исаака Ньютона. На его голову упало яблоко, что он почувствовал посредством осязания. Ученый увидел яблоко (зрение), возможно, понюхал его (обоняние) и может даже слышал шорох, с которым оно оторвалось от ветки (слух). И ощущая это яблоко, Ньютон задумался, запустив мыслительный процесс: почему оно упало на меня? Почему оно упало в принципе? Именно симбиоз чувств и мыслей стал причиной рождения одного из фундаментальных законов нашей планеты – Закона всемирного тяготения.

Только обоснованные наблюдения могут стать источником получения достоверной информации и трансформации ее в знание. Поэтому поднятый Демокритом вопрос не только полностью обоснован, но также актуален, пока человечество живет и развивается, познавая окружающий мир.

Источник

Философия:«Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое мысли».Демокрит (ЕГЭ обществознание)

В своём высказывании автор затрагивает уровни познания, как способы исследования окружающего мира. Он убежден, что существует два типа познания: одно на чувственном уровне, другое — на мыслительном. Действительно, с автором нельзя не согласиться.

Читайте также:  Болеть глаза при депрессии

Для обоснования изложеной точки зрения можно привести следующие теоритические положения. Из школьного курса обществознания мы знаем, что познание — это процесс получения нового знания об окружающем мире. Также известно, что существуют два уровня познания: чувственный и рациональный. Именно о них говорит автор выссказывания. Независимо от того на каком уровне происходит получение знание одно остается неизменным: любое познание направлено на получение истинного знания. Чувственное познание происходит на более простом уровне, для его осуществления применяются следующие методы: ощущение, восприятие и представление.

Оно характеризуется тем, что все процессы действительно происходят на чувственном уровне. Следующей ступенькой в познании является рациональное познание, здесь субъект — индивид, производящий эту деятельность — начинает анализировать и делать выводы. У такого познания тоже есть свои методы: понятие, суждение, умозаключение. Что касается научного познания, то здесь ситуация аналогична. Первый уровень — эмпирическое познание с методами: эксперимент, классификация по внешним признакам, описание и др. И второй — теоретический.

Такая уровневая система существует и в реальной жизни.

Примером может стать рассказанная нам на уроке физики история о открытии законах притяжения Ньютоном. Упавшее яблоко больно ударило ученого. Так на чувственном уровне он ощутил последствия притяжения яблока к земле. Размышляя над этим вопросом, анализируя, высчитывая данные, Ньютон открыл законы позволяющие объяснить то, что заставило яблоко его ударить. К этому он пришел уже с помощью второго уровня — рационального познания.

Второй пример приведу из СМИ. Когда несколько лет назад в Челябинске приземлился метеорит, то во многих репортажах уделяли место для комментарией очевидцев этого события. Один мужчина, описывая увиденное, отметил, что сначала он совсем не понял, что происходит и был в силах лишь наблюдать за происходящим — так на чувственном уровне он воспринимал приближение неопознанного объекта. Позже, спустя время, когда все осело в его сознании и он был способен к размышлению, а также получил информацию из новостей, он понял на рациональном уровне, что случилось в его городе.

Примером из собственного опыта может стать сдача ЕГЭ. Сейчас одиннадцатиклассники уже представляют, как они будут сдавать экзамен, они знают, каких типов задания ждут их в КИМах и готовятся к их сдаче — это пример рацонального познания. Но не испытав это на собственном опыте, не прочувствовав этого, школьники вряд ли могут осознать, что именно им придется пережить.

Итак, приведя теоретические доводы и ряд примеров, мы убеждаемся, что в процессе получения нового знания об окружающем мире человек может прибегнуть как к чувственному, так и к рациональному познанию, в зависимости от того, на информацию на каком уровне он стремится получить

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Оцените статью