- «Есть два вида познания: одно посредством чувств. ». Демокрит
- Есть два вида познания – одно посредством чувств, другое – мысли (Демокрит)
- «Есть два вида познания – одно посредством чувств, другое – мысли» (Демокрит) (ЕГЭ обществознание)
- Есть два вида познания. Одно посредством чувств, другое – мысли (Демокрит)
- Есть два вида познания – одно посредством чувств, другое – мысли (Демокрит)
«Есть два вида познания: одно посредством чувств. ». Демокрит
«Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое мысли». Демокрит
В данном высказывании автор затрагивает проблему познания, а именно двух его уровней: чувственного и рационального. Смысл цитаты древнегреческого философа Демокрита заключается в следующем: познавательная деятельность бывает чувственной и рациональной, и каждому виду присущи свои особенности.
Говоря о познании, чаще всего подразумевают мыслительную деятельность человека, направленную на получение знаний об окружающем мире, об истине. К основным функциям познания относят: мировоззренческую, критическую, социальную и прогностическую. Как уже было ранее сказано, существуют два уровня познания. Чувственное познание — познание, в основе которого получения знаний при помощи органов чувств (осязание, обоняние, слух, зрение). Формами чувственного познания являются: ощущение, восприятия и представление.
Приведем пример из курса биологии. Возьмем “Собаку Павлова”. Заслугой русского ученого было создание, практически с нуля, учения о физиологии пищеварения и разделения условных и безусловных рефлексов. Ученый Павлов сначала изучил все материалы о рефлексах, а после сформулировал теорию. В процессе познания были задействованы два метода. И без их участия в процессе изучения невозможно было выявить результат.
Познавательный процесс был характерен для людей всех времен, так древнегреческий физик Архимед, живший до нашей эры, открыл закон об объеме вытолкнутой жидкости при погружении в её тела и действующих на неё силах. Как говорит история, Однажды Архимед погрузился в ванну, наполненную водой до краев. Тогда при погружении Архимеда, объём вытолкнутой жидкости был равен объему тела самого физика. Так Архимед посредством чувственного и рационального познания получил знания о физических закономерностях и после обосновал свои наблюдения.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что проблема, поднятая философом Демокритом в его высказывания, была и остается актуальной в обществе.
Источник
Есть два вида познания – одно посредством чувств, другое – мысли (Демокрит)
Древнегреческий философ Демокрит писал: “Есть два вида познания – одно посредством чувств, другое – мысли”. С этим высказыванием трудно не согласиться, ведь обе формы познания необходимы человеку для получения знаний об окружающем мире. Данный тезис можно подтвердить различными примерами.
Что такое познание? Это специфический вид деятельности человека, направленный на изучение существующей действительности и своего места в ней. Выделяется два основных вида познания: чувственное (философское) и рациональное (научное). Их главное сходство заключается в цели, а именно в достижении достоверных знаний о мире. Но есть и различия. Чувственное познание осуществляется такими методами как ощущение, восприятие и представление. Рациональное познание, в свою очередь, происходит через понятие, суждение и умозаключение. Таким образом, человек узнает мир посредством как чувств, так и мыслей.
Например, на уроках физики ученикам обязательно рассказывают историю о том, как на голову Ньютона упало яблоко. Ощутив боль от удара, ученый создал теорию всемирного тяготения. Однако данная теория стала законом только с помощью рационального познания, а именно обобщения. Иными словами, истина была получена в результате взаимодействия органов чувств и мыслей.
Можно привести и другой пример. Новостной портал города Самары опубликовал статью, раскрывающую процесс понимания бытовых закономерностей у детей. Согласно этой статье, у ребенка формируется понимание того, что нельзя трогать горячий чайник, через объяснение родителей – рациональное познание. Однако только через ощущение как метод чувственного познания дети понимают необходимость соблюдения данного правила. Это доказывает потребность в обоих видах познания.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что высказывание Демокрита обосновывается как теоретическими, так и практическими примерами. Человек действительно познает мир как чувствами, так и мыслями, т.е. через философское и научное познание.
Источник
«Есть два вида познания – одно посредством чувств, другое – мысли» (Демокрит) (ЕГЭ обществознание)
Демокрит, говоря о том, что есть два вида познания — одно посредством чувств, другое — мысли, затрагивает базовые положения гносеологии — раздела философии, изучающего вопросы познания.
Утверждая данную мысль ее автор подразумевал, что мы познаем мир двумя различными путями, один из которых открывают нам органы чувств, а другой — разум.
Необходимо согласиться с автором, так как его высказывание соответствует действительности, что представляется возможным доказать.
Познание — это процесс получения знаний. Существует две формы познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание включает в себя такие ступени как ощущение, восприятие и представление. Рациональное, в свою очередь, включает понятия, суждение и умозаключение.
Рассмотрим пример познания мира посредством органов чувств. На данном этапе человек получает первичные знания о мире. С помощью слуха, зрения, осязания и т.д. человек воспринимает окружающий его мир, формирует представление о нем. На основе чего осуществляется уже мыслительный процесс. Так, ребенок узнает, что существуют различные виды и формы фруктов, ягод, овощей. В дальнейшем, уже без непосредственного чувственного опыта он может размышлять о них, воспроизводя воспоминая о них в своем уме.
Рациональное познание уже связано не с первичным восприятием действительности, а с ее осмыслением.
Данный этап базируется на чувственном познании, но возможно и без него. Так, биолог может читать книги Чарльза Дарвина и иных исследователей, размышляя о видах животных и растений, которые он лично никогда не видел.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что высказывание Демокрита абсолютно верно и человек, на самом деле, познает мир двумя способами — с помощью чувств и с помощью мысли. В то же время, следует понимать, что это взаимосвязанные пути и один не исключает другого, человек постоянно варьирует между собой данные формы познания.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Есть два вида познания. Одно посредством чувств, другое – мысли (Демокрит)
Природа дала человеку возможность использовать два способа изучения мира: чувственный и рациональный (посредством мысли). Об этом и говорит греческий философ. Первый свойственен как людям, так и животным, второй доступен только человеку.
Оно происходит через пять органов чувств: зрение, обоняние, осязание, слух, вкус. Мы получаем знание на основе полученных ощущений. Чтобы они приняли законченный, конкретный образ, мы не только должны что-то ощутить, но и воспринять этот объект познания. Поэтому чувственное познание происходит в трёх формах:
Младенец, когда его прикладывают к груди, ощущает вкус материнского молока, он воспринимает его как удовлетворение его потребности в еде, и затем грудь матери в его представлении фиксируется как объект, дающий пищу, а значит жизнь. Вот почему ребёнок быстро успокаивается просто прижавшись к ней.
Познание с помощью мысли доступно только человеку. Только он может абстрагироваться от случайных, конкретных признаков отдельного предмета и выявить его суть, основываясь при этом на осмысленных результатах чувственного опыта. Это процесс проявляется в трёх формах:
Если солнечным днём человек увидел на небе тёмное пятно, то он понимает, что это дождевая туча. Значит скоро пойдёт дождь(суждение). Отсюда следует вывод: надо спрятаться под крышу.
Познание посредством чувств и мысли переплетены между собой. Рассуждая о чём- то, человек всегда опирается на свои органы чувств. С другой стороны, не способный через ощущения понять все свойства предметов, человек сам достраивает их в своих мыслях. Так чувственное и рациональное постоянно взаимодействуют друг с другом, составляя единую систему способностей человека к постижению окружающей действительности.
Источник
Есть два вида познания – одно посредством чувств, другое – мысли (Демокрит)
Эта краткая, но емкая цитата принадлежит известному греческому философу Демокриту. В мудрых словах скрыта настоящая истина. Представленное высказывание актуально по сей день. Убедиться в этом поможет детальный анализ уникальной цитаты.
В первую очередь обратим внимание на значение слова «познание». Под этим словом подразумевается способность человека познавать окружающий мир, приобретать определенные знания.
Когда человек начинает познавать окружающий мир? Когда идет в первый класс? Нет. Этот процесс начинается гораздо раньше. С самого младенчества нас интересует происходящее вокруг. Ребенок или взрослый человек исследует действительность разными способами. В большинстве случаев при помощи своих физических, умственных и эмоциональных возможностях.
Физическое познание мира и окружающей среды осуществляется именно посредством чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Человек собственными глазами визуально оценивает действительность, тактильно соприкасается с миром. Слушает и слышит происходящее вокруг, пытается понять звуки. На основании увиденного и услышанного появляются другие эмоциональные чувства позитивного или негативного характера. Человек может испытывать спокойствие, жалость, взволнованность, гордость или напротив, гнев, страх, угнетенность. С появлением подобных чувств у каждого из нас формируется свое представление о действительности. На их основании мы оцениваем полученные знания и свое положение в социуме.
Познать себя и окружающий мир можно, приводя в движение свои умственные способности. Получая определенную информацию, человек не только оценивает происходящее вокруг, но и самообразовывается, учится новому, пополняет свой багаж знаний. Человек, анализирует, пропускает через себя приобретенные знания и в конце концов приходит к определенным выводам. Эти выводы или умозаключения называют мыслями. Оперируя личными суждениями и мыслями, каждый из нас старается прижиться в обществе, стать ближе к окружающему миру. Задействовав мышление, мы приходим к выводу, что хорошо и что плохо.
Подводя итоги, можно смело заключить, что в обсуждаемой цитате заключена глубокая истина. Она по сей день актуальна. Люди, как и прежде, наблюдают и пробуют на вкус происходящее. Только посредством чувств и мыслей возможно разгадать тайны нашего бытия.
Источник