Развитие чувства ритма у детей: методы и приемы
Агабекян
Развитие чувства ритма у детей: методы и приемы
Развитие чувства ритма
у детей дошкольного возраста. Методы и приемы»
«Жизнь есть музыка с её живым и творящим ритмом»
Одной из задач музыкального развития является развитие чувства ритма.
Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Как мы знаем — чувство ритмаимеет три основных компонента:
• темпа — способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;
• метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;
• ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.
Если чувство ритма несовершенно, то у детей речь не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем ограничивается не только сфера интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком. На музыкальных занятиях, для развития чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи используются упражнения и игры, которые помогают формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей. Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса. Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом.
В работе с детьми используются следующие методы и приёмы развития чувства ритма:
1. Речевые игры со звучащими жестами.
Звучащие жесты – это игра звуками своего тела,игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.
Звучащие жесты – это самый эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.
Хочу немного остановиться на этом моменте:- звучащие звуки — это первые инструменты человека. Это инструменты, которые у нас под рукой. Термин «звучащие звуки» принадлежит Гунильд Китман. (немецкий педагог, соратница Карла Орфа)
Звучащие звуки- это ритмическая игра звуками своего тела. Приведу несколько примеров звучащих жестов и их отличие, они могут быть разными. Хлопки всей ладонью — звонкие, хлопки согнутыми ладонями — тихие, потирание ладоней — шуршание.
Шлепки. Шлепки могут чередоваться с хлопками и притопами.
Шлепки- по коленям, по бедрам, по груди, по бокам.
Притопы: можно делать одной ногой, попеременно двумя, оставаясь на месте или двигаясь вперед. Притопы всей стопой, носком-пяткой.
Щелчки- пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам.
Нужно отметить, что между возрастом детей и простотой муз. ин-та есть прямая зависимость. Чем меньше возраст ребенка, тем проще нужен музыкальный инструмент. Итак, игра по сказке «Рукавичка» со звучащими жестами.
Игра со звучащими жестами «Рукавичка»
Из-за леса, из-за гор – притопы всей стопой
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил — быстрые притопы
Рукавичку обронил. — показывает ладошку
Мышка по полю бежала, — щелчки по коленям
Рукавичку увидала. – показывает ладошку.
— Кто, кто здесь живёт? — Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Мышку здесь никто не ждёт?
Стала жить-поживать,- хлопки в ладоши
Звонко песни распевать.
Зайка по полю бежал, — шлепки по коленям
Рукавичку увидал. — «Рукавичка».-ладошка
— Кто, кто здесь живёт?- Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поёт?
Мышка зайку пригласила, — разводим ладошки в стороны
Сладким чаем напоила.
Зайка прыг, зайка скок, –шлепки по коленям
Вкусных пирогов напёк. – Хлопки согнутыми ладошками
Как по полю шла лисичка- потирание ладонями
Увидала рукавичку. – показывает ладошку
— Кто, кто здесь живёт? -Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поёт?
И лисичку пригласили, -разводим ладошки в стороны
Пирожками угостили. – хлопки согнутыми ладонями
Стала жить там поживать- хлопки в ладошки
Пол метёлкой подметать.
Мишка по полю гулял,- притопы пяткой
Рукавичку увидал. – показать ладошку
— Кто, кто здесь живёт?- Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поёт?
Звери испугались, — шлепки по бедрам
В страхе разбежались. — Развести руки в стороны.
2. Ритмические игры «Эхо – ответ».
В играх приём «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант, свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия.
3. Игры на координацию речи с движением.
Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи. Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей является — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.
4. Игры с палочками (клавесы).
Главная цель игр с палочками состоит в том, что решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации движений. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.
5. Ритмические игры с предметами.
Ритмические игры с предметами служат для восприятия и воспроизведения музыкального ритма в соответствии с музыкальным отрывком пьесы, используя предметы.
6. Ритмические цепочки.
Ритмические цепочки – это цепочки звуков, слогов или слов.Выполнение речевых упражнений: произношение имен или ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.
7. Ритмические партитуры.
Ритмические партитуры помогают усвоить понятия «долгий» и «короткий» звук на примере графического изображения ритмических блоков. Основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Развивают ритмический слух и внимание.
8. Игра на детских музыкальных инструментах.
Ритмический слух развивается в обучении игре на детских музыкальных инструментах. Игра на шумовых и особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети более четко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.
Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.
Список информационных источников
1. Далькроз Жан. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6 лекций. Перевод Н. Гнесиной // 2-е изд. Журнала » Театр и искусство», 1914.
2. Каплунова, И. М., Новоскольцева, И. А. Этот удивительный ритм. / И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева // Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 2007.
3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии. / Под редакцией Е. А. Медведевой // М. : Издательский центр «Академия» 2002.
3. Нищева, Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно — развивающей работы в детском саду. / Н. В. Нищева // ДЕТСТВО-ПРЕСС. Санкт-Петербург. 2002.
«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.
Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.
Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста «. Здравствуйте, уважаемые.
Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.
Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.
Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: — выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: — изучить литературу по данной.
Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.
Источник
Развитие чувства ритма как средство гармоничного становления личности ребенка
Дата публикации: 28.01.2021 2021-01-28
Статья просмотрена: 44 раза
Библиографическое описание:
Свиридова, А. А. Развитие чувства ритма как средство гармоничного становления личности ребенка / А. А. Свиридова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78073/ (дата обращения: 12.10.2021).
Многие считают, что музыкальное развитие нужно только тем детям, которые занимаются музыкой, танцами или вокалом. В частности, это касается чувства ритма у ребенка. Это очень ошибочное мнение, поскольку вся наша жизнь — это ритм. Считалось, что чувство ритма врожденно и коррекции не подлежит, но это далеко не так.
Важно понимать, что развитие чувства ритма влияет на развитие личности в целом. Ребенок учится чувствовать свое тело, свой организм, свои ощущения и, как следствие, имеет возможность управлять самим собой, становится более уравновешенным, речь становится более управляемой, пространство ребенок ощущает более полно, развивается чувство времени.
Ритм — это часть слуховых ощущений. «Ритм (греч. rytmos, от reo — теку) — воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов. Равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных и т. п.), присущее действию, течению, развитию чего-либо. Размеренный, налаженный каким-либо образом ход, протекание чего-либо» [2].
Можно понаблюдать, что некоторые дети, начиная чуть ли не с рождения, ритмично двигаются и чувствуют музыку. Дети, которые данной способностью обделены могут развить это чувство через ритмические игры, танцевальную деятельность, игры на детских музыкальных инструментах, шумовой оркестр.
Для каждого возраста детей свои требования к движениям и музыке. В программе по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной сказано следующее: «Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений» [1, с. 24].
По поводу подбора движений в программе А. И. Бурениной трактуется: «В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:
- Доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
- Понятными по содержанию игрового образа (например, для младших- мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших- герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т. д.)
- Разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр». [1, с. 25].
Поскольку у большинства детей страдает чувство ритма, нужно развивать его в игровой форме, чтобы детям было интереснее. Важно действовать по принципу от простого к сложному. Это могут быть различные игры с любыми безопасными предметами, которые издают звук (пластиковые или картонные стаканчики, грецкие орешки, ладошки, деревянные палочки и т. д.). Наряду с музыкально-ритмическими играми используем музыкально-ритмические танцевальные движения.
Цель: научить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок с помощью ладошек, стаканчиков и др. муз. инструментов; вовремя реагировать на смену музыки и менять движение.
Задачи: развитие чувства ритма, эмоционального отклика на музыку, общей музыкальности ребенка и развития личности в целом; воспитание эстетического вкуса детей, коммуникативных качеств; закрепить умение выполнять движения под музыку; знание «право-лево».
Первая игра называется «Добрый круг». Музыку условно делим на куплеты и припевы. Дети садятся на стульчики по кругу и выполняют хлопки в ладоши и по коленкам во время припева, затем, на куплете поворачиваются к правому соседу и гладят его по голове, затем к левому. Музыка припева повторяется, и первая манипуляция с хлопками повторяется. На каждом куплете движения меняются, а на припеве повторяются. Данная игра была апробирована с детьми группы компенсирующей направленности. В данной группе есть очень агрессивные дети со всевозможными нарушениями психики и речи. Психолог, наблюдая за детьми на музыкальных занятиях отметила положительное влияние игры на детей. Подобные игры направлены не только на развитие чувства ритма, но и являются помощниками в воспитании коммуникативных качеств. Это создает благоприятную, дружную обстановку среди воспитанников, в отношении педагога и детей, учит работать в коллективе.
Вторая игра со стаканчиками. Так же детки сидят по кругу, но на коленках и выполняют движения под музыку. Так же делим музыку на куплет и припев. На куплете дети делают различные движения, повторяя за педагогом. Когда начинается припев, дети передают свои стаканчики правому соседу. На сильную долю происходит передача стаканчиков, а на слабую руки возвращаются обратно и захватывают стаканчики, переданные левым соседом, а на сильную опять передаем. Получается такой так называемый хоровод. В конечной цели должна произойти автоматизация действий в игре, что разгрузит сознание ребенка и позволит усложнять задачи игры, что приведет к еще большему развитию. К данным приемам планируется добавить еще слова, стишки, песенки, потешки, то есть, возможно, заменить музыку словами. Это будет способствовать развитию речи и ритма вместе. Ритм будет передаваться через стихотворный размер.
Итак, что мы получим в итоге? Мы получаем:
- развитие общей музыкальности (умение передавать темп, динамику, регистр, характер),
- развитие двигательных качеств,
- развитие координации движений,
- развитие умений ориентироваться в пространстве,
- развитие творческих способностей,
- развитие и тренировку психических процессов,
- развитие нравственно-коммуникативных качеств,
- развитие самостоятельности ребенка.
По наблюдениям ритм улучшился, реакция на музыку тоже, дети стали более сосредоточены, атмосфера на занятии стала спокойней, доброжелательней, детям стало легче слышать музыку во время танцев. Иногда дети сами предлагают усложнить игру и уже предлагают новые движения к первой игре. Заинтересованность детей и желание что-то добавить — это уже результат. Перенеся опыт музыкально-ритмических игр на музыкально-ритмическую деятельность, можно смело сказать, что дети стали лучше танцевать. Большинство детей быстро запоминают движения, вовремя их меняют в процессе танца, двигаются с характером и чувством, умеют различать музыку по ритму, темпу и т. д.
Развитие чувства ритма у детей — очень важно. Вовсе не обязательно развивать чувство ритма только для дальнейших перспектив занятий музыкой или танцами. Если ребенок будет себя чувствовать в пространстве уверенно и спокойно, то становление личности будет гармоничным, будет развито чувство времени, сосредоточенность и внимание. А ритм ему в этом поможет.
1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). –СПб.: ЛОИРО, 2000.- 220 с.
Источник