- Отец легендарного спорткара Chevrolet Corvette
- Он голодно пережил революцию, отучился в Ленинграде и смог вовремя уехать в Берлин. Увлекся было мотогонками, но родители уговорили пересесть для безопасности в автомобиль. Сбежав от нацистов, Зора Аркус-Дантов проектировал лучшие гоночные автомобили в США и вошел в историю как отец легендарного спорткара Chevrolet Corvette.
- Как русский инженер создал американскую легенду своими руками
- Русский инженер Захарий Аркус-Дантов и Chevrolet Corvette – лучший из серийных американских спортивных автомобилей… Казалось бы, что между ними общего? Между тем, без труда, таланта и упорства Захария не было бы этой чудо-машины, этого американского Божества.
Отец легендарного спорткара Chevrolet Corvette
Он голодно пережил революцию, отучился в Ленинграде и смог вовремя уехать в Берлин. Увлекся было мотогонками, но родители уговорили пересесть для безопасности в автомобиль. Сбежав от нацистов, Зора Аркус-Дантов проектировал лучшие гоночные автомобили в США и вошел в историю как отец легендарного спорткара Chevrolet Corvette.
Гений мирового автопрома Захарий Аркус-Дантов родился 25 декабря 1909 года в Брюсселе в обеспеченной семье русских евреев – горного инженера Жака Аркуса и его жены Рахиль. Оба в то время были студентами – когда учеба завершилась, перебрались в Петербург. Вскоре супруги развелись, но не разъехались – даже когда Рахиль вышла замуж за строителя гидроэлектростанций Иосифа Дантова. Суровые революционные времена легче было переживать вместе. От голодной смерти семью спасла мама – убежденная коммунистка, она устроилась в аппарате новой власти. Но даже с ее пайком до бельгийского комфорта было далеко – Захарий, или просто Зора, до конца жизни будет ненавидеть лук, потому что в те годы сухарь с луковицей часто заменял обед с ужином. А еще он будет рассказывать, как ходил за дневной нормой хлеба на семью, пряча за пазуху револьвер. Бесстрашие Зоры часто граничило с обычным шалопайством.
В 15 лет Захарий Аркус, прибавив себе год, поступил на инженерный факультет Ленинградского университета. Получив диплом, сразу же переехал в Берлин – там уже год, как жили мама с отчимом, которого отправили в Германию торгпредом. Сразу по прибытии Зора на три месяца устроился стажером в берлинскую технологическую компанию A.E.G. Когда закончили сборку очередного громадного генератора, Аркусу поручили через трафарет написать серийный номер изделия на самом верху. Не удержавшись от соблазна, парень вывел в конце «свою» букву Z. В этот момент его захлестнуло новое счастье: технологическая громадина в одно мгновение стала «его». Всю жизнь Зора будет улучшать чужие механизмы –настолько радикально, что они будут становиться его собственными по праву. В этом ему помогут фирменная дерзость, бешеная работоспособность и еще два инженерных диплома – Дармштадтского технического и Шарлоттенбургского технологического университетов.
Зора обожал двигатели с юности. В 13 лет он добыл себе старый мотоцикл и уже было представил, как будет гонять по городу, но отец заставил вернуть покупку. Вскоре парень смастерил себе мотосани, но им было далеко до серьезной техники. Все это было в русском детстве. В Германии соблазнов оказалось куда больше. Парень увлекся мотоспортом, млел от рассказов о гонках по вертикали и устроился в магазин мотоциклов. До карьеры мотогонщика было рукой подать, но тут вмешалась мама: «Даже думать забудь! Опасно!»
Тогда Зора прикупил неуклюжий гоночный автомобиль «Пуля Боб». Водительского опыта у Аркуса не было, в машине оказалась неважная система тормозов, но это не мешало ему колесить в «пуле» по мокрым городским улицам и горным дорогам. Он постоянно пытался усовершенствовать свое авто, меняя то одну, то другую деталь. К началу 30-х Зора стал настоящим экспертом: писал в солидный германский журнал об автомобилестроении и гонках Motor und Sport. В 1935 году Зора собрал собственный автомобиль Arkus на ходовой части гоночного Talbot. Удовольствие было недешевым. У Аркуса хватало обеспеченных друзей, также повернутых на гонках, но даже их щедрые вложения не вытянули проект. На трассу трансформер Arkus так и не вышел – горел и ломался через каждые сто метров. Зора понял: если и конструировать автомобили, то лучше не на свои деньги, а под крышей корпорации.
В 1935 году Зора начал встречаться с Эльфрид – Эльфи – Вольфф, начинающей танцовщицей, акробаткой и моделью, а по совместительству – дочерью владельца одной из крупнейших германских компаний по производству открыток. Юная голубоглазая блондинка обожала скорость и автомобили, Аркус стал для нее божеством. Из тканевых полосок она выкладывала на себе русскую букву «З» и так загорала – выходила натуральная татуировка. Эльфи прощала гению все, даже интрижки – а их у парня с внешностью французской кинозвезды и харизмой благородного разбойника всегда было много. В 1937 году, спасаясь от антисемитизма, влюбленные перебрались в Париж. Эльфи устроилась танцовщицей в знаменитое варьете «Фоли-Бержер», а Зора стал возить контрабандой из Франции в Бельгию золото. Прятал он его в полой трубке своего автомобиля Ford.
В феврале 1939 года влюбленные поженились, а через полгода началась Вторая мировая война. Зора Аркус записался во французские ВВС добровольцем. Бесстрашный парень даже успел сделать несколько боевых вылетов, но летом 1940 года Францию заняли нацисты – Зора застрял на юге Франции. Эльфи рванула к нему на своем родстере MG, еле увернувшись от приближающейся колонны немцев. На время Эльфи, Зора и его брат Юрий укрылись в борделе. Потом достали себе испанские визы, продали MG и купили билеты в Лиссабон. Уже оттуда вместе с родителями они отплыли в Штаты. Вскоре после прибытия на новую землю Захарий и Юрий соединят черточкой фамилию обожаемого приемного отца с фамилией отца родного. Так они станут Аркус-Дантовыми.
В Нью-Йорке Зора устроился консультантом по авиадвигателям. Он получал баснословные по тем временам сто долларов в день, но работать на чужой успех не хотел. В 1942 году братья заняли денег и открыли собственную фирму Ardun Mechanical Corporation, производящую детали для авиадвигателей. К концу войны предприятие выросло с пяти человек до трехсот. В мирное время Аркус-Дантовы разработали головку двигателя Ardun для популярного тогда мотора Ford V8, и это позволило увеличить мощность мотора на 60 процентов. Только вот изобретать братья умели лучше, чем управлять компанией, и бизнес сошел на нет. В 1950 году Зора уехал на какое-то время в Великобританию, но на островах не прижился. Вернувшись в Штаты, он занялся гонками и уже в 1952 году принял участие в сложном автопробеге «24 часа Ле-Мана». До победы ему тогда было очень далеко.
Не шли дела и с поиском работы – Зора рассылал резюме в автомобильные компании Studebaker, Chrysler и Ford, но не получал никакого ответа. В итоге устроиться на работу помогла дерзость. В январе 1953 года General Motors выкатил свой первый Chevrolet Corvette на выставке Motorama в Нью-Йорке. Зора увидел эту новинку и чуть не заплакал: красавец-спорткар оказался слабеньким технически. Тогда Аркус-Дантов написал техническую рецензию, где разбил модель в пух и прах, и поделился своим авторским способом увеличения максимальной скорости машины. Письмо прочли генеральный менеджер Chevrolet Эд Коул и директор по развитию Морис Оллей. Вскоре Зора уже работал в GM помощником инженера с зарплатой 14 тысяч долларов в год плюс бонусы. Вскоре он возглавил направление спортивных авто в Chevrolet. Ему потребовалось два года, чтобы мощность спортивного Corvette «выросла» со 152 до 283 лошадиных сил.
Аркус-Дантов обещал шефам GM, что трансформация Corvette по его плану станет для компании поворотным моментом. Так и случилось. «Автомобиль обладал избыточной поворачиваемостью, были претензии и к задней подвеске. Я поменял геометрию передней подвески, изменил втулки задних рессор. И результат был налицо – поворачиваемость стала нейтральной», – вспоминал Зора о том, как создавал легенду. Первые Chevrolet Corvette продавались вяло не только из-за высокой цены в 3,5 тысячи долларов, но и по причине скромной начинки. А вот следующие поколения все ждали с нетерпением. «Если вы хотите создать настоящий спортивный автомобиль, вы должны чувствовать скорость», – как-то сказал Аркус-Дантов. Зора продолжил заниматься автогонками и даже дважды победил в «Ле-Мане», но конструкторское дело стало для него главным.
Аркус-Дантов совершенствовал двигатель – каждая новая модель была в разы лучше предшественницы. Corvette SS 1957 года «рвал» конкурентов на треке и потенциально мог принять участие в очередном «Ле-Мане», но свое детище Аркус-Дантов в легендарном заезде так и не увидел. General Motors решила оставить амбиции в гоночной нише и сконцентрировалась на спортивных моделях. В 1963 году Chevrolet выпустил Corvette Grand Sport из суперлегких материалов, с независимой подвеской с 6,2-литровым двигателем V8. Но команда успела сделать всего пять прототипов авто этой версии. Следующее поколение вышло еще через три года – там было уже 100 автомобилей, которые спроектировали инженеры-«легковики», и их прорехи «штопал» все тот же Зора.
Его волновали не только технические трансформации двигателя и коробки передач, но и эстетический прогресс. С его подачи, например, исчезли разделенные задние окна. Обновленный Chevrolet Corvette получился настолько мощным и одновременно недорогим по сравнению с конкурентами, что к началу 90-х разнотипные автомобили этой линейки разошлись более чем миллионным тиражом. «Corvette – легендарный автомобиль, и во многом Зора стал легендой, стоящей за легендой», – сказал Майкл Лош, главный финансовый директор GM.
В 1970-х годах скорость по-прежнему была актуальна, но покупатели начали задумываться об экономии топлива и места. Зора Аркус-Дантов продолжал оставаться значимой фигурой в Corvette, но бренду теперь требовались новые головы и свежий взгляд. В 1975 году Зора вышел на пенсию, но остался почетным консультантом компании и с удовольствием принимал участие в грандиозных мероприятиях, посвященных Corvette. За полтора месяца до смерти он выступил на гала-вечере «Corvette – воплощение американской мечты», где его принимали как создателя этого автомобиля. По сути, так это и было.
Зора Аркус-Дантов всегда больше думал об автомобилях, чем о себе или о своей жене Эльфи, которая оставалась с ним все эти годы. Переломы, серьезные операции и даже инфаркт не могли удержать его от работы. Он много курил, предпочитая сигареты без фильтра, и в 1995 году многолетняя привычка – к тому времени, кстати, уже все-таки заброшенная – привела к раку легких. 21 апреля 1996 года «крестного отца Corvette» не стало. В последние месяцы жизни Зора тоже думал о скорости. Совершенствовал конструкцию сверхлегкого самолета BD-5, планируя ближайшим летом установить рекорд скорости для летательных аппаратов без реактивного двигателя.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Как русский инженер создал американскую легенду своими руками
Русский инженер Захарий Аркус-Дантов и Chevrolet Corvette – лучший из серийных американских спортивных автомобилей… Казалось бы, что между ними общего? Между тем, без труда, таланта и упорства Захария не было бы этой чудо-машины, этого американского Божества.
Захарий (Зора) Аркус-Дантов появился на свет в 1909 году в русской семье, которая проживала в Бельгии. Его отец был горным инженером, мать училась на врача в Брюсселе. В 13 лет Зора смог купить старый мотоцикл, но отец был против и велел вернуть его обратно владельцу. Но уже спустя год Зора сам сделал себе мотосани.
Спустя годы его семья возвращается в Россию, в Петербург, где родители Зоры развелись. Приемным отцом Зоры и его брата Юры стал Иосиф Дантов, отсюда их двойная фамилия.
В 1924 году талантливый инженер-самоучка захотел поступить на инженерный факультет Ленинградского университета. Но он был еще слишком молод, и ему не хватало одного года для поступления. Недолго думая, Зора добавил себе лишний год. Жить в России в те годы было тяжело, особенно после хорошей жизни в Бельгии. Поэтому в 1927-м семья переезжает в столицу Германии, где Зора заканчивает институт. Тогда же знакомится со своей будущей женой Эльфи. В то время ей было только 14 лет, и свадьбу они сыграли только десять лет спустя.
Переехав в конце 20-х годов назад в Бельгию, Зора устроился в фирму, которая производила мотоциклы Mondiale. С началом второй мировой войны Дантов ушел добровольцем во французские ВВС. Там он был хвостовым стрелком в команде трехместного бомбардировщика, несколько раз бывал в опасных боях, но, видно, родился в рубашке. После капитуляции Франции летом 1940 года Зора и Эльфи попали в Марсель, где ему выдали американскую визу. «Так получилось, что создали список из 5000 ученых, политиков, писателей и т.д., – писал потом Дантов, – которых американцы очень ценили, чтобы отдать их в рабство немцев. Не знаю почему, но я тоже очутился в этом списке».
В Нью-Йорке Зора устроился консультантом по авиадвигателям, помогал устранять неполадки с вибрацией моторов Curtiss-Wright и Pratt & Whitney. Его зарплата была внушительной – $100 в день. Уже в 1942 году он открывает свою фирму Ardun Mechanical Corporation. Название Ardun взято из первых букв фамилии Аркус-Дантов. Вначале в его компании трудилось пять человек, к окончанию войны — уже более 200 человек.
Война завершилось, завод нужно было переориентировать на производство мирной техники. И Зора с братом Юрием создали головку двигателя Ardun с верхними клапанами для широко используемого тогда мотора Ford V8, которая значительно увеличила его мощность.
Изобретение очень заинтересовало Сиднея Элларда, британского производителя гоночных машин. Эллард предложил Дантову работу в качестве консультанта, и в 1950 году Зора едет в Англию.
На берегах Туманного Альбиона он не прижился и, стремясь вернуться в США, через пару лет нашел временное пристанище в авиационной компании Fairchild Aviation. Все же главной его целью оставались автомобили, поэтому Дантов написал письмо Эду Коулу, генеральному менеджеру Chevrolet. К письму он приложил копию своего отчета об исследованиях высокооборотных двигателей. Реакция последовала незамедлительно, и в мае 1953 года Зора пришел в GM («Дженерал Моторс»), в подразделение Chevrolet. Здесь ему предстояло заняться главным делом своей жизни – конструированием и доводкой моделей семейства Corvette. Здесь он проявил свои лучшие качества и, по отзывам современников, «был готов идти так далеко, как это было необходимо, чтобы сделать Corvette таким, каким он его представлял – настоящим спортивным автомобилем».
Первый Corvette с симпатичным стеклопластиковым кузовом сошел с конвейера в 1953 году, Дантов к нему не успел приложить свою руку. Чтобы сэкономить на затратах, его оборудовали обычным шестицилиндровым двигателем и трансмиссией от легковых моделей. Тогда американцы еще не знали, что такое серийный спортивный автомобиль американского происхождения. Но время быстро разбило все стереотипы.
Вскоре Зора написал программную статью «Мысли о юности, страсти к вождению спортивных машин и Chevrolet», ставшую основой стратегии Chevrolet в области спортивных машин.
Скоро Зора стал директором отделения спортивных машин и превратил его из маленькой лаборатории в мощную индустрию и сделал Corvette единственной массовой спортивной машиной Америки, которая была продана в количестве более миллиона штук.
Зора лично возглавил эту «революцию» Corvette, введя массу технических новшеств. Например, установив мини 8-цилиндровый двигатель в 1955 году, Зора лично гонял Corvette и побил мировые рекорды скорости на машинах этого класса. Он изобрел знаменитый «коленвал Дантова», участвовал в разработке системы впрыскивания топлива.
Характер у Зоры был резкий и он не лез за словом в карман. Так однажды он назвал вице-президента «Дженерал Моторс» «краснорожим бабуином». В лицо. За что его выгнали из кабинета со словами «проклятый русский». Шла холодная война.
В 1963 году Зора учредил программу, названную «Большой Спорт», целью которой было создание легкого алюминиевого Corvette (менее 1800 фунтов) и победа на престижных международных состязаниях. Ему удалось побить прототипы Феррари, Форда и Порша. Поскольку правила «Дженерал Моторс» запрещали Зоре, как директору, лично гонять на машинах, принадлежавших компании, Зора ездил на машинах, попавших в частные руки.
Жажда скорости чуть не лишила его жизни, когда в середине весны 1956 года во время тестирования нового прототипа на полигоне GM Зора захотел лично управлять машиной. «Автомобиль был без ремней безопасности… – вспоминал он потом. – Захотев всех удивить своим мастерством, я не справился с управлением и вылетел с трека. В аварии пострадал хребет. Почти полгода я лежал в гипсе».
Зора возглавлял отделение до 1975 года. Но и выйдя в отставку, он не прекращал связей с Corvette. Он появлялся на всех важных мероприятиях до самой смерти в 1996 году. Легенда о Зоре «крёстном отце Corvette» выросла в кругах почитателей этой машины уже после его ухода.
Блестящий инженер, отважный гонщик, настоящий отец автомобиля Corvette и истинный «русский подарок» американскому автомобилестроению, Захарий Аркус-Дантов однажды на склоне лет сказал: «Оглядываясь назад, на свою 20-летнюю работу по разработке Corvette я вижу, что это лучшее, что я сделал в своей жизни. Если вы хотите создать настоящий спортивный автомобиль, вы должны чувствовать скорость». Таким человеком, чувствовавшим скорость, который всю жизнь прожил, не «снимая ноги с педали газа», и был наш соотечественник Зора — Захарий Аркус-Дантов.
Источник