Если во время учебы стресс

Жесткий подход: оправдано ли обучение через стресс?

Он случается в жизни каждого из нас. Приходит неожиданно и застает врасплох. Знакомьтесь, Господин Стресс. Предполагаемая опасность, на которую наш мозг всегда реагирует. Как именно — расскажем в статье. А также разберемся, что происходит с процессом обучения в стрессовой ситуации.

Хорошие перемены

Плохие перемены

  • Свадьба
  • Рождение ребенка
  • Окончание школы/университета
  • Ссора
  • Потеря близкого человека
  • Увольнение

Во все эти моменты в нашем организме срабатывает аварийная система. Надпочечники выпускают адреналин и кортизол. У нас учащается сердцебиение, уровень глюкозы в крови и давление.

Можно ли обучаться во время стресса?

Парадокс, но обучение иногда само по себе есть стресс. Мы оказываемся в новых условиях, а значит, реагируем на эти перемены. Во время обучения мы общаемся с незнакомыми людьми, получаем от них информацию, обрабатываем ее и ожидаем, что получим результат.

Кроме того, обучаться мы можем и во время другого стресса в нашей жизни: ссоры с преподавателем или проблем в личной жизни. Как человек усваивает информацию в это время? Я провела социологический опрос в социальных сетях. Удивительно, но ответы были разными.

  • Светлана, 47 лет: «Нет внимания, сидишь все время в раздумьях, никого не слышишь, анализируешь ситуацию».
  • Альбина: «На стрессе я всегда хорошо училась: быстро все запоминала и схватывала. До сих пор помню информацию именно по стрессовым для меня дисциплинам. Правда, потом (после сессии) были никакая, долго болела».
  • Римма: «Стресс ни разу не сказался на моем обучении. Только на весе».
  • Ляйсан: «Слив энергии. Прекращаю обучение».

Для кого-то стресс — повод бросить учебу. Для кого-то наоборот — двигатель и помощник. Но исход у всех один: после стресса все равно человек чувствует себя опустошенным, утомленным.

Как влияет на скорость и качество обучения легкий стресс и сильный?

Легкий стресс может действительно стать нашим двигателем в учебе. Он временно будоражит наш мозг, активизирует его, но вреда для организма не несет. А вот продолжительный стресс может поставить финальную точку в вашем обучении.

Поделюсь экспериментом, который американский нейробиолог Джон Медина описал в книге «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям». Суть исследования была в том, что немецкую овчарку посадили в клетку и надели цепь с электрическим проводом. Животное терпело разряды несколько дней. Сначала собака сопротивлялась, но со временем сдалась и перестала что-то предпринимать. После этого ее посадили в другую клетку, вторая половина которой полностью была электрически изолированной – в ней собака не испытывала никаких разрядов, причиняющих дискомфорт. Для этого псу нужно было просто перейти невысокий барьер. Но он не сдвинулся с места. Почему?

Когда собака была в первой клетке, она поняла только одно: выхода нет. Во второй клетке она уже не смогла сориентироваться и понять, что делать дальше. Процесс обучения прекратился. И стресс стал главной причиной такого исхода.

Учиться или бороться со стрессом?

Если вы заметили, что находитесь в состоянии стресса и оно мешает вам учиться, попробуйте эти методы. Они банальные, но самые правильные и действующие.

  • Блокируйте источник стресса. Например, если у вас завтра начнется важное обучение, постарайтесь избежать накануне стрессовых ситуаций. Они только помешают учебе.
  • Ведите здоровый образ жизни. Займитесь спортом — он добавит в вашу жизнь энергии. Откажитесь от вредной еды, чтобы хорошо себя чувствовать. В последнем также помогут полноценный сон и отдых.
  • Смените деятельность. Проведите несколько дней не так, как обычно. Попробуйте воплотить какие-то творческие идеи, которые у вас были, но на которые не хватало времени ранее.
  • Сходите к психологу. Обсудите с ним свое состояние. Профессиональный анализ ситуации поможет отнестись к ситуации более спокойно, взвешенно.

Оптимальная обстановка, в которой люди учатся и получают знания, это гармония. При таком состоянии учиться хочется, идеи приходят и силы на это есть. Легкий стресс при этом тоже может быть и иногда он может работать как мотиватор. Но главное — не допускать, чтобы он вырастал до большого и продолжительного. В этом случае последствия будут грустными не только в учебе, но и в жизни.

Источник

Что такое школьный стресс и как с ним бороться?

Три пика школьного стресса

Стресс — естественная реакция организма на изменения внешней среды, необходимая для адаптации. Ничего плохого в самом стрессе нет: происходит выброс гормонов, и повышается наша способность к действию. Другое дело, когда такое состояние длится долго, переходит в фазу дистресса и начинает вредить здоровью.

В стрессе организм работает на пике возможностей, поэтому с течением времени происходит истощение ресурсов, снижается работоспособность, увеличивается время реакции.

В жизни школьников есть три момента, когда уровень стресса особенно высок и может привести к хроническому состоянию: поступление в первый класс, переход в пятый, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Не стоит оставлять первоклассника на продлёнке, особенно в первый месяц учёбы

Первый класс

Новый коллектив и строгие школьные правила, изменение привычного распорядка дня — неудивительно, что поступление в школу вызывает сильнейший стресс. Обычно адаптация занимает 1–2 месяца. Если ребёнок идёт в школу через не хочу, но возвращается довольным, всё в порядке, малышу просто нужно время. Но если у первоклассника каждый день плохое настроение, он не хочет идти в школу, просыпается в слезах и с температурой, жалуется на боль в животе и тошноту, уходит несчастным и возвращается тоже несчастным, то это явные сигналы тревоги.

Профи для любой задачи

Анастасия Пахомова советует поговорить со школьным учителем или поменять график — иногда этого достаточно. Лучше приучать ребёнка к новому режиму заранее: перейти на ранние подъёмы и отход ко сну уже летом. Некоторым детям дневной сон нужен даже в школе.

В начальной школе появляются и первые признаки травли. Обычно учитель в младших классах вовремя вмешивается в ситуацию, но для родителей это — сигнал тревоги. Конечно, первая реакция — защитить и «показать этим злым детям». Но всегда нужно разбираться, смотреть, как в целом выстраиваются отношения в детском коллективе. Возможно, у ребёнка проблемы с социализацией, и ему нужна помощь психолога, а бывает, что и врача.

Избирательность в общении или отсутствие лидерских качеств, но без проблем со сверстниками — это один разговор. И совсем другой, когда ребёнок практически ни с кем не может выстроить отношения. В ситуации с травлей обязательно нужно выяснить, чем ребёнок провоцирует такое отношение.

Читайте также:  Народная медицина против депрессии

Пятый класс

С переходом в среднюю школу правила игры меняются: вместо знакомых учителей сразу несколько новых педагогов, к каждому требуется свой подход. Часто пятиклассники не могут найти нужный класс, если до этого занимались в одном кабинете. Адаптация длится 1–2 месяца, а стресс растягивается на весь учебный год, поэтому и падение успеваемости — дело обычное.

Психолог Анастасия Пахомова советует поддержать ребёнка, не ругать за отметки: «К 6–7-му классу всё наладится, и успеваемость улучшится. Если с кем-то из учителей не сложились отношения, не ждите вызова в школу, идите сами и спокойно разговаривайте тет-а-тет. Помните, в конфликте виноваты обе стороны, а дети часто боятся признаться родителям в некрасивом поведении, преуменьшают свою вину. Если не получится найти общий язык с учителем, идите к завучу, переводите ребёнка в другой класс. Но это случай исключительный, и менять класс из-за одной тройки — недопустимо».

9–11-й класс

Основная причина стресса в 9-м классе и старшей школе — это, конечно, предстоящие экзамены. Волнение достигает пика накануне и в день испытания. Некоторые выпускники даже начинают задыхаться: в стрессовых ситуациях дыхание учащается, тело напрягается, дыхательные пути не работают в полном объёме. Организму не хватает кислорода, и мозг начинает хуже работать.

Накануне экзамена представьте, что всё уже позади и получилось, или пройдите по шагам весь путь: что брать с собой, как ехать. Станет не так страшно. Во время экзамена попробуйте сознательно расслаблять плечи и верхние мышцы груди при каждом выдохе. Дышите медленно и глубоко, через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Чтобы расслабить тело, сначала на 10–15 секунд сильно напрягите мышцы, а затем в течение 15–20 секунд сконцентрируйтесь на возникшем в них чувстве расслабления.

У многих подростков к стрессу из-за экзаменов добавляются сложности в общении со сверстниками. В изоляции часто оказываются умные дети, с которыми никто не хочет общаться на перемене.

Психолог Анастасия Пахомова советует курсы по развитию коммуникативных навыков и лидерских качеств. Здесь учат общаться и подавать себя, появляется новый круг общения, друзья. Специалист не видит смысла переводить подростков в другую школу: это лишний стресс, а ситуация может повториться из-за особенностей интеллекта и характера.

«Лентяй!» — это, наверное, самое частое обвинение в адрес школьников, но тут нужно разбираться

Три претензии родителей

Помимо естественного стресса от учёбы, на ребёнка давят ожидания родителей: школьника дома могут называть ленивым, неорганизованным, обвинять в отсутствии интереса к учёбе. Иногда эти претензии оправданны, но часто так проявляются более глубинные проблемы.

Патологическая лень

Не спешите с приговором «Лентяй!». Если ошибки ребёнка не связаны с усталостью и проявляются сразу в нескольких предметах, речь может идти о незрелости функций мозга. Первые симптомы видны ещё в дошкольном возрасте, но особенно заметны становятся в первом классе: зеркальное написание букв, трудности с чтением. Эти проблемы нельзя «перерасти»: в начальных классах ребёнок не сможет нормально усваивать программу, а в средней школе окружающие будут воспринимать его как неудачника и лентяя.

Обратите внимание, как ребёнок делает домашнюю работу, самостоятелен ли в выполнении трудных заданий, повторяет ли ошибки, насколько успешен, если старается добиться результата. Чем раньше выявите проблему, тем лучше. Профессиональная диагностика позволит понять характер трудностей в обучении, а специальные методики — скорректировать процесс усвоения знаний. Нейропсихолог поможет найти другие подходы к организации учёбы, чтобы ребёнку было проще.

Отсутствие интереса к учёбе

Отсутствие интереса к учёбе может проявиться в любом возрасте. В младших классах причиной могут стать курсы раннего развития: если ребёнок занимается с 3 лет, школа не вызывает чувства новизны. Нет и мотивации: учёба нужна кому-то, не ему самому. Интерес к занятиям можно убить излишней опекой. Когда родители контролируют каждый шаг, делают за ребёнка уроки и живут его жизнью, у школьника не рождается понимания, что учёба нужна ему самому.

Мотивация формируется изнутри. Ребёнок должен учиться не по принуждению и осознавать, что это его работа — как у папы. Предоставьте ребёнку самостоятельность, помогайте ему с уроками, но не делайте домашние задания за него. Покажите пример: ребёнок хорошо понимает разницу между словами и делами.

Если в начальной школе ребёнка ещё как-то можно заинтересовать учёбой, то в подростковом возрасте помогут радикальные меры. Психолог Анастасия Пахомова считает ошибкой старания родителей дотянуть ребёнка до 11-го класса любыми способами: «Потом отдают его в частный вуз и считают, что всё сделали правильно. У меня другой подход: не хочешь учиться — иди работай. Пары лет хватит, чтобы у ребёнка появилось понимание, зачем ему нужно образование. Вернуться к учёбе всегда можно: у нас до сих пор действуют вечерние школы, которые дают неплохое образование. Если понимания не появится, задача родителей всё равно выполнена: ребёнок стал самостоятельным, у него свои деньги, своя жизнь».

Неорганизованность

Умению планировать своё время лучше учиться в начальной школе, но и в 9-м классе не поздно овладеть этим навыком. Тут многое зависит от родителей: именно они должны ввести расписание в жизнь ребёнка. Главное, не относиться к планированию формально, иначе толку не будет.

Психолог Анастасия Пахомова советует научить ребёнка определять время по часам, а потом составить расписание и повесить на видное место. График должен охватывать все сферы деятельности: занятия, время на прогулки, чтение книг, игры. Он должен стать частью жизни: придерживайтесь расписания сами и постоянно обращайте на него внимание ребёнка. Тогда он научится следить за временем».

Если хотите, чтобы ваш ребёнок был организован, — начните с себя. Планируйте день так, чтобы уложить все занятия ребёнка: без спешки, без суеты, без криков. У младшего школьника в расписании должно быть время для отдыха и игр: это не безделье, а важная часть развития. Не нужно бесконечно торопить ребёнка: иногда опоздать или пропустить занятие нестрашно, это учит принимать потери.

Школьные огорчения и тревоги неизбежны, это естественная часть взросления. Разговаривайте с ребёнком, разговаривайте с учителями — чтобы объективно оценить ситуацию. Поддерживайте своего ученика и не давите на него своими ожиданиями. В конце концов, что важнее: отличные оценки или счастливый ребёнок?

Источник

Стресс во время учебы: причины и предупреждение

Обучение в вузе – это возможность получить отличное образование и открыть себе, так сказать, дорогу в жизнь. Но это еще и серьезный стресс, большая эмоциональная встряска для тех, кто только вчера сидел за школьной партой. Учеба вообще считается одним из самых сильных стрессовых факторов (о других факторах мы подробно говорили в статье «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и продуктивность»), поэтому мы и решили рассказать о том, почему она является стрессом и как с этим бороться.

А чтобы научиться справляться со стрессовыми ситуациями самостоятельно, записывайтесь на онлайн-программу «Психическая саморегуляция».

Причины учебного стресса

Для начала заметим, что стресс на учебе проистекает из повышенных интеллектуальных нагрузок и существенных перемен в образе жизни учащихся. И как раз чтобы справиться со стрессом и усилить сопротивляемость организма, нужно в первую очередь понять, по каким причинам на учебе появляется стресс. Если же пустить это дело на самотек, можно создать себе массу проблем со здоровьем, психикой, и, как следствие, с учебой.

Читайте также:  Послушай чему ты радость

В жизни студентов стресс появляется по совершенно разным причинам. Мы не будем рассказывать обо всех, а коснемся лишь самых распространенных.

Смена обстановки

Поступление в вуз напрямую связано со сменой обстановки и круга общения, и это один из главных стрессогенных факторов, влияющих на психоэмоциональное состояние студента. Данный фактор складывается из более мелких факторов, таких как:

  • ослабление контроля и влияния со стороны родителей и школьных учителей;
  • необходимость самостоятельно заботиться о себе;
  • проживание в съемном жилье или общежитии (при обучении в другом городе);
  • смена круга общения;
  • смена интересов;
  • недопонимание с одногруппниками или соседями по комнате/квартире;
  • материальные трудности.

Если студент психологически не подготовлен к таким вещам, смена обстановки может в одночасье выбить его из колеи, сделав его более уязвимым и для воздействия других негативных факторов.

Умственные и физические нагрузки

Поступление в вуз – это ко всему прочему еще и резкое повышение нагрузок. Это и намного большие объемы информации к изучению, и более интенсивные занятия, и самостоятельные поиски знаний. Сюда же можно отнести переживания по поводу будущих зачетов и сессий. В дополнение к этому следует выделить нарушение привычного графика.

Если освоение какой-либо дисциплины дается студенту с трудом, риск нервного перенапряжения возрастает. А бывшие школьники с синдромом «отличника» очень часто чрезмерно заботятся о своей репутации и боятся не соответствовать ожиданиям окружающих, в том числе и родителей, желающих видеть своих детей безупречными студентами.

Если эмоциональное напряжение оказывается длительным, оно легко может перерасти в затяжной и даже хронический стресс. Допускать этого ни в коем случае нельзя, т.к. для последующего преодоления (уже лечения) стресса может потребоваться профессиональная медицинская помощь.

Прочие факторы

Выше мы назвали общие факторы стресса на учебе, но есть также и субъективные – касающиеся каждого студента в отдельности. Они сами, а также их количество обусловлены образом жизни, который ведет человек.

К субъективным факторам можно отнести:

  • конфликты с педагогами;
  • конфликты с другими студентами;
  • особенности личной жизни;
  • неправильное питание;
  • неполноценный сон;
  • недостаточное количество отдыха;
  • вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотических средств).

Степень психоэмоционального напряжения, возникающего под воздействием стресса, зависит от готовности студента к самостоятельной жизни, отношения к учебе и уровня его ответственности за то, что с ним происходит. Также на нее влияет и тип стресса, с которым приходится сталкиваться на учебе. Имеется в виду позитивный и негативный стресс:

  • Позитивный стресс – это стресс, возникающий, когда человек получает положительный опыт при выходе из стрессовой ситуации. Например, удачно решает какую-то проблему, ресурсы для решения проблемы, поддержку или одобрение окружающих.
  • Негативный стресс – это стресс, возникающий, когда человек не может справиться с какой-либо работой, выполнить поставленную задачу, изменить ситуацию. Именно этот стресс является опасным и отрицательно сказывается на психическом и физическом состоянии.

Более подробно о типах стресса читайте в статье «Самая важная информация о стрессе», а мы продолжим. Как вы понимаете, учиться противостоять нужно негативному стрессу, но чтобы это противостояние было эффективным, необходимо также понимать, как протекает стресс и как он проявляется.

Стадии и симптомы стресса

Заметить появление стресса достаточно легко – нужно лишь уловить изменения в своем состоянии, и они могут быть трех типов, исходя из стадии стресса:

  • Стадия беспокойства. В ответ на воздействие стрессовых факторов психика человека реагирует волнением. Тревога служит для организма сигналом для мобилизации защитного потенциала. Эту стадию заметить очень легко.
  • Стадия сопротивления. Организм приходит в состояние, позволяющее ему самостоятельно справляться со стрессом. Как правило, данная стадия не вызывает у человека беспокойства, особенно если ему удается успешно разрешить проблему.
  • Стадия истощения. Стресс достигает ее, если действие стрессового фактора продолжается долго. Резервы организма истощаются, бороться со стрессом становится все сложнее, и в конечном счете стресс полностью подавляет человека. Как и первую стадию, третью стадию заметить очень легко.

Подробно представленные стадии описывал в своих трудах канадский исследователь Ганс Селье еще в середине 20 века, но даже сегодня эта информация остается актуальной. Если состояние начинает соответствовать одной из перечисленных стадий, стоит задуматься, не имеете ли вы дело со стрессом. А убедиться в этом можно, если обратить внимание на симптомы.

Отдельно о симптомах стресса мы писали в статье «Стресс и психология: как они связаны», так что не будем повторяться, а просто напомним, что под воздействием стресса в первую очередь нагрузку испытывает нервная система человека.

Общими признаками влияния стресса являются:

  • упадок сил;
  • апатия;
  • плохой аппетит;
  • нарушение сна;
  • раздражительность;
  • вспыльчивость;
  • головные боли;
  • отвлекаемость;
  • ухудшение концентрации;
  • ухудшение усвоения информации;
  • ухудшение памяти.

Все это очень плохо сказывается на только на самочувствии студента, но и на его успеваемости, т.к. затрагиваются абсолютно все системы организма, и, как следствие, происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности.

Последствия стресса на учебе

Из-за стресса студент плохо воспринимает и запоминает информацию, неохотно посещает занятия, неэффективно готовится к экзаменам, падает общая его успеваемость. Если же учащийся пренебрегает здоровым образом жизни, пьет много кофе и кофеиносодержащих напитков, неправильно питается, мало отдыхает и т.д., ситуация усугубляется, что отражается на физиологическом уровне.

Увеличивается нагрузка на сердце, повышается артериальное давление, нарушается работа вегетативной системы. В случае продолжительного напряжения нарушается вегетативный гомеостаз, со временем разрушаются кровеносные сосуды, ослабевает иммунитет, что повышает риск заболеваний.

Дополнительно можно выделить снижение самооценки, ухудшение настроения и самочувствия. Это может повлечь за собой появление вредных привычек и зависимостей, к примеру, от сигарет, алкоголя, медикаментозных препаратов и наркотических средств. Так человек пытается бороться со сложными обстоятельствами.

Многократные научные исследований указывают и на то, что даже после того как стрессовые факторы прекращают действовать, организму и психике требуется немалое время, чтобы восстановиться и прийти в норму. И это еще одна веская причина, по которой нельзя допускать ни развития, ни, тем более, усугубления стресса.

Как бороться со стрессом на учебе

То, насколько развита стрессоустойчивость студента, имеет важнейшее значение как для учебного процесса, так и для жизни вступающего во взрослый мир человека. Естественно, повлиять на условия, сопутствующие обучению, практически невозможно, и поэтому гораздо эффективнее не «бороться с системой», а искать способы нормализовать психическое состояние.

К самым эффективным методам борьбы со стрессом на учебе относится модификация поведения, т.е. пересмотр и изменение своего отношения к происходящему, избавление от волнений по поводу того, что на повлиять не получается, освоение путей для выхода негатива. И для этого психологи рекомендуют несколько приемов:

  • Ведение дневника. Давно доказано, что очень полезно переносить на бумагу переживания, мысли и эмоции. Это позволяет освободиться от негатива и разгрузить психику. Также полезно анализировать записи, чтобы понимать причины своих состояний и находить способы решения проблем.
  • Занятия спортом. Психически и физически чувствовать себя намного лучше позволяют физические нагрузки. Тренировки, упражнения, пробежки и другие подобные занятия – это возможность высвободить излишки энергии и успокоиться, отвлечься и обдумать что-то. Конечно же, и здоровье благодаря спорту становится лучше.
  • Эмоциональная разрядка. Зачастую стресс вызывает отрицательные эмоции, а их, как уже было подмечено, нужно выплескивать. Если спорт по какой-то причине – не вариант, можно побить пуфик, разбить тарелку, покричать в подушку, сломать что-то, что не жалко. В спокойном состоянии человек уже не так подвержен стрессу, а подобные приемы – это отличный способ достичь спокойствия.
  • Смена деятельности. Когда выдается выходной, его обязательно нужно проводить не так, как будний день. Лучше всего кардинально менять окружающие условия и занятость. Можно сходить в поход и заночевать в палатке, покататься на лыжах или организовать барбекю на даче у друзей. Чем больше «необычных» дней будет в жизни, тем лучше для организма и психики.
Читайте также:  У него всегда плохое настроение

На самом деле приемов борьбы со стрессами на учебе намного больше, и, если говорить объективно, они нисколько не отличаются от приемов борьбы со стрессами на работе и в обычной жизни. Но есть и особые ситуации, к которым требуется более специфичный подход. Одной из таких ситуаций является предстоящий экзамен.

Даже небольшой стресс накануне экзамена – это помеха для концентрации на подготовке. Лучший способ избежать этого – заранее устранить стрессовые факторы или постараться к ним адаптироваться. Плюс к этому следует не пропускать лекции, вовремя изучать материал той или иной программы, выполнять все работы, задаваемые преподавателями. Хотя в некоторых случаях не помогает и это, ведь есть очень эмоциональные люди, которые испытывают стресс, даже если полностью готовы к экзамену.

Таким студентам можно порекомендовать обратить внимание на слабодействующие успокоительные средства. Но, во-первых, не должно быть противопоказаний, а во-вторых, нужно обязательно проконсультироваться с врачом – только специалист сможет подобрать подходящий препарат.

Впрочем, реально обойтись и без фармацевтики. Успокоиться на пороге важного события хорошо помогают «бабушкины» средства, например, успокаивающие сборы и настои из пустырника, ромашки, мяты, валерианы. Однако их нужно начинать пить хотя бы за пару недель до экзамена, т.к. эффект тут накопительный. Никакой настой не будет эффективным, если выпить его за час до мероприятия.

Нельзя пренебрегать правильным режимом дня. Чтобы сохранять продуктивность и высокую работоспособность, меньше переживать и лучше усваивать информацию, желательно ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, спать не менее восьми часов в сутки, делать перерывы от занятий в течение дня, больше бывать на свежем воздухе.

Рекомендуется сократить употребление кофе и чая, газированных напитков и энергетиков. Нужно пить больше воды и натуральных соков, питаться здоровой пищей, есть фрукты и овощи, ягоду, рыбу, каши (можете почитать статью «Полезные продукты для работы мозга»), шоколад (он улучшает мозговую активность, правда совсем ненадолго).

Соблюдение предложенных рекомендаций – это возможность укрепить психику, нормализовать психоэмоциональное состояние и поддерживать в тонусе организм в целом. Но, пожалуй, лучшим вариантом будет не принятие экстренных мер по нейтрализации влияния стресса, а его профилактика и предупреждение в повседневной жизни.

Как предупредить стресс на учебе

Избежать в перспективе связанных со стрессом неприятных ситуаций вполне просто. Для этого не нужно дожидаться появления первых признаков стрессового состояния. Напротив, нужно делать так, чтобы они и не давали о себе знать, а сделать это можно, если соблюдать ряд несложных рекомендаций:

  • Следить за своей самооценкой и поддерживать ее на должном уровне. При необходимости нужно повышать самооценку. Низкая самооценка – один из серьезных источников стресса и проблем с успеваемостью.
  • Поддерживать уровень знаний. Регулярно ходить на лекции, читать сопутствующую литературу, не создавать авралов по учебе. Это также поможет избежать перенапряжения и чрезмерных нагрузок.
  • Тренировать память. Чем лучше будет память, то быстрее и больше получится запоминать, а это одна из самых важных для учебы способностей. Для развития памяти есть специальные приемы, применять которые очень просто.
  • Развивать чувство юмора. Смех не только продлевает жизнь, но и служит замечательным способом профилактики стресса, ведь он способствует выработке атнистрессовых гормонов и гормона счастья, благотворно сказывающихся на психике.
  • Активно отдыхать. Как вы уже знаете, такой отдых помогает снимать эмоциональное и физическое напряжение, приводящее к стрессу. Нужно заниматься спортом, играть в активные игры, совершать прогулки и больше двигаться.
  • Принимать душ. Лучше всего подходит контрастный душ по утрам – он оказывает тонизирующее воздействие на организм, укрепляет иммунитет, нормализует кровообращение, а также бодрит и повышает жизненный тонус.
  • Релаксировать. Польза релаксации доказана учеными. Эта практика, если ей должным образом овладеть, способствует долговременному стабильному психоэмоциональному состоянию, а при необходимости помогает успокаиваться в любой нужный момент.
  • Медитировать. Эффект данной практики сродни эффекту релаксации. Но в дополнение к нему медитация позволяет человек успокаивать бег мыслей, более глубоко понимать причины происходящих событий и лучше разбираться в себе.
  • Делать массаж. Если есть возможность, стоит записаться на сеансы массажа. Он прекрасно расслабляет и приводит в норму и тело, и психику. Впрочем, почти каждый может организовать массаж дома – просто попросить кого-то из домочадцев.
  • Практиковать арома-терапию. Чтобы на время забыть о заботах и побыть наедине с самим собой, психологи советуют зажигать арома-лампы с эфирными маслами успокаивающих трав. Также арома-масла полезно добавлять в воду при приеме ванны.
  • Культурно проводить досуг. Один из лучших способов отвлечься и заодно расширить кругозор – это посещение выставок, музеев, театров. Ко всему прочему такое времяпрепровождение способствует получению эстетического удовольствия.
  • Пить витамины. Организм всегда нужно подпитывать полезными веществами, минералами и витаминами. Пищи, к сожалению, для этого не хватает, поэтому нужно пить витаминные комплексы и добавки к повседневному рациону.

Вместе с указанными рекомендациями можно взять за правило выполнять всевозможные дыхательные упражнения и психологические техники. Регулярное их применение послужит мощнейшим оружием против стресса во время учебы. Впрочем, и после получения диплома они будут служить полезным инструментом профилактики стресса на работе и в обычной жизни.

Резюме

Стресс является очень распространенной проблемой (напомним, что детально на эту тему мы говорили в статье «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и продуктивность»), и сталкивается с ней буквально каждый человек. Этот факт следует принять как данность – от стресса не денешься никуда.

Но это не повод паниковать и отчаиваться, ведь разрушительного влияния стресса можно избежать даже при самом жестком учебном графике. Поддерживайте организм в здоровом состоянии и ведите здоровый образ жизни, сократите количество вредных привычек и не приобретайте новых, следите за питанием и сном.

Ответы на самые сложные и серьезные вопросы часто лежат на поверхности: прочтите предыдущий абзац – он отлично показывает, что для предотвращения стресса не нужно бежать от мира на необитаемый остров или уходить в пещеру. Простые правила на каждый день – это и есть основное оружие против стресса на учебе, на работе и где бы то ни было еще.

Не относитесь к своей жизни легкомысленно, берите на заметку все, о чем мы поговорили, и никакой стресс не выбьет вас из седла. Желаем удачи и, конечно же, отличных отметок!

Источник

Оцените статью