- Что делать, если у ребенка нет инстинкта самосохранения статья (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «У таких детей отсутствует чувство страха». Каково это – воспитывать ребенка с аутизмом
- Детские страхи
- Детские страхи: причины
- Детские страхи. Как отличить норму от патологии?
- Детские страхи: коррекция и лечение
- Что не стоит делать:
Что делать, если у ребенка нет инстинкта самосохранения
статья (старшая группа) на тему
Люди рождаются с инстинктом самосохранения. Это один из самых главных инстинктов человека. Но иногда он почему-то ослабевает, а то и вовсе исчезает (хорошо, что это редкое явление). Что касается детского гипертрофированного бесстрашия, то оно имеет множество других причин, в том числе возрастных и личностных. В них во всех нужно разобраться, так как подобное мега храброе поведение малыша провоцирует немало страхов у его родителей, часто, небезосновательных. Дети без страха часто попадают в неприятные ситуации и травмируются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_delat_esli_u_rebenka_net_instinkta_samosohraneniya.docx | 1003.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Что делать, если у ребенка нет инстинкта самосохранения
Есть дети, которые забывают, как бояться. Кажется, что у них нет инстинкта самосохранения. И это пугает. Где же грань между смелостью и неадекватным бесстрашием?
Люди рождаются с инстинктом самосохранения. Это один из самых главных инстинктов человека. Но иногда он почему-то ослабевает, а то и вовсе исчезает (хорошо, что это редкое явление). Что касается детского гипертрофированного бесстрашия, то оно имеет множество других причин, в том числе возрастных и личностных. В них во всех нужно разобраться, так как подобное мега храброе поведение малыша провоцирует немало страхов у его родителей, часто, небезосновательных. Дети без страха часто попадают в неприятные ситуации и травмируются.
О норме развития>
Для начала определите для себя, правильно ли вы оцениваете ситуацию: действительно ли ваш ребенок экстремал или он просто очень любознательный?
Например, пятилетнему малышу нормально хотеть лазить по деревьям и знакомиться с очаровательными дворовыми собачками ростом с теленка. Шестилетка с удовольствием разбирается, как рождается огонь в зажигалке или как вспыхивает спичка.
Это часть пытливой натуры ребенка, его познавательная деятельность, которая прекрасно вкладывается в нормы развития детей . Тут дело за малым: обучить технике безопасности.
Кроха убегает от вас на улице? Поиграйте дома в «Стоп!» или в «Море волнуется раз. » Он должен останавливаться в момент проговаривания заветного слова. Команды «не беги!», «нельзя!» практически не действуют. Он просто не слышит частицы «не» и в первые 5-7 секунд будет бежать по инерции.
На ребенка постарше, пристрастившегося к играм с огнем, подействуют фильмы о пожарах, сказки о спичках и непослушных львятах, которые с ними играли.
Любителя покорять высоты учите чувствовать пространство и свою силу, а также слазить с лестницы, нащупывая ногой перекладину, пробовать на прочность ветку дерева.
Бесстрашие как стиль жизни
Ну а если малыш в самом деле неудержимо храбр, если инстинкт самосохранения у него выражен слабо? И подтверждения этому весьма печальны: переломы, травмы, опасные ситуации, в которые он регулярно попадает? Каковы же причины? И что делать?
ГОРМОНАЛЬНЫЕ
В момент рождения в кровь младенца попадает большая доза гормонов стресса . Когда что-то идет не так, малютка как бы застревает в этом состоянии. И вот гормональный баланс нарушен. Крохе постоянно нужен кортизол, адреналин, норадреналин, чтобы чувствовать себя в норме, точнее, привычно. Вот он порой подсознательно и ищет приключения, которые помогут ему жить согласно внутренним потребностям.
К сожалению, влиять на гормоны мы еще не научились. Придется корректировать поведенческие навыки.
Вызывайте у ребенка желание получать положительные эмоции от творчества , от контакта с мамой, от езды на роликах или велосипеде. Ему нужны яркие, но безопасные впечатления. Когда вы всей семьей выберетесь на ролледром в «защитах» и шлемах, это будет незабываемо.
Притупленный инстинкт самосохранения часто сопровождает синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Это серьезное расстройство, требующее профессионального лечения и немалых усилий от вас.
Если понадобятся медицинские препараты, ваш доктор назначит их.
С вашей стороны требуется огромное терпение. Вы должны всячески демонстрировать спокойствие (поэтому подумайте и о практиках успокоения для себя).
Способствуйте образованию у крохи условных рефлексов: ручка над свечкой – горячо, шум за спиной – нужно уйти в сторону.
В качестве тренировки внимания всегда давайте четкие указания и короткие задания: «Добеги до дерева и остановись!», «Сосчитай до пяти!»
Придумайте свой сигнал. Пусть карапуз сам его выберет: «Красный!», «Огонь!», «Паук!» Для обозначения опасности подойдет любое слово, лишь бы он на него реагировал.
Малыш холерик ? Тогда он сначала делает, а потом думает. Это особенность его типа темперамента. Конечно, чистых холериков очень мало, а это увеличивает ваши шансы привить навыки осторожности живчику.
Вы должны озадачить малютку различными интересными занятиями. Ему одинаково важно иметь и физические нагрузки, и творческие (но короткие и яркие) задания, и игры для развития интеллекта. Футбол и шахматы, рисование и танцы, рэп и вышивание крестиком – пусть пробует все и остановится на чем-то одном.
Ну и советы по выработке условных рефлексов на опасность тоже подойдут.
Гиперопека — причина бесстрашия
Стиль жизни ребенка, его система ценностей, а также отношение к опасности во многом определяете вы. И именно вы можете либо исправить, либо усугубить проблему.
По наблюдению психологов, у деток, которые ничего не боятся, часто гиперопекающие, тревожные родители.
Этот парадокс объясняется тем, что малыш, которому говорят: «Не беги, упадешь!», «Не трогай, порежешься!», «Не подходи, собака укусит!» – подсознательно принимает это как указание к действию. Он оправдывает родительские ожидания!
Конечно же, такое ваше поведение может иметь и обратный результат: превратить кроху в трусишку . Все зависит от того, к чему он предрасположен.
Но в любом случае избыточная забота, жесткие ограничения, повышенная тревожность наносят немалый вред малышу. Таким образом, родители сами зачастую притупляют инстинкт самосохранения ребенка. Оберегая, тормозя, настойчиво предупреждая об опасности, мы нередко формулируем посыл (точнее, так его воспринимает малютка на бессознательном уровне): сделай именно так – и мама будет довольна. Оказывается, что многие дети, лишенные «ручного периода», те, которые «недополучили маму» в раннем младенческом возрасте, постоянно чувствуют эмоциональный голод, нехватку любви. Поэтому для них даже негативное внимание, «минусовый» опыт, боль и страдания – способ заполниться.
Источник
«У таких детей отсутствует чувство страха». Каково это – воспитывать ребенка с аутизмом
У 13-летнего Егора Гарина из Саратова аутизм. Диагноз мальчику поставили в возрасте трех лет. Аутизм проявляется в задержке развития, замкнутости и нежелании контактировать с внешним миром.
«Родилось мое сокровище, все хорошо, все прекрасно, все естественным путем. Но я начала в колокола бить в два года. Врачам начала заострять внимание, что не разговаривает, не общается, убегает — то есть поведенческие такие непонятные моменты», — рассказала мама Егора, Мария Гарина.
Саратовские врачи успокаивали женщину и говорили, что с ребенком все в порядке. Егора даже успели оформить в обычный садик, в котором он пробыл 10 дней. «Это был страшный сон. Десять дней крика, ора, то есть ребенок вообще не понимал, зачем, куда, для чего его привели. И спасибо огромное воспитателю этого садика, которая меня направила», — поделилась Мария.
Когда уже стало понятно, что с ребенком, Егор в детский сад уже не вернулся. Позднее мальчика пробовали отдавать в коррекционную школу, но ему было тяжело и его забрали.
Сейчас Егор все время находится дома, три раза в неделю к нему приходит учитель. При этом рядом с ребенком всегда должны быть взрослые. По словам Марии, необходимо находиться рядом с мальчиком буквально в сантиметровой доступности, чтобы какие-либо действия ребенка не навредили окружающим или самому Егору.
Большую часть своего времени ребенок проводит за компьютером. Он очень эмоционально реагирует на вещи, которые его раздражают и практически не разговаривает. «То есть повторить он может, если я его попрошу, он что-то скажет. Какие-то бытовые моменты он тоже может произнести. А в общей массе это человек в себе, который любит свой комфорт, свою зону, в которую очень сложно зайти и из которой его очень сложно вытащить. Мы не могли стричься, мы не могли стричь ногти. Это был взрыв вообще эмоций. Он весь сходил с ума, что его трогают», — призналась Мария. По словам женщины, на обучение Егора приходится тратить большее количество времени, нежели чем на здоровых детей.
Желая помочь как себе, так и другим родителям Мария создала «Пробуждение». Организация привлекает специалистов, помогает родителям психологически и информационно, а также проводит для детей с аутизмом яркие праздники и мастер-классы. «Пробуждение» старается, насколько это возможно, приучить ребят к самостоятельности.
Источник
Детские страхи
«Все дети чего-то боятся, не нужно обращать на это внимание!». Встречали такое мнение у родителей?! Действительно, при благоприятных условиях детские страхи со временем могут бесследно исчезнуть. Но что делать, если они стали постоянным явлением? Как правильно реагировать родителям: наказывать ребенка, игнорировать проблему, срочно обращаться к специалистам? Как бороться с детскими страхами и нужно ли это делать? Давайте подробно разберемся в данной проблеме.
Ребенок появился на свет, начал расти и развиваться. Он активно играет с игрушками, каждый день открывает для себя новые предметы. Взрослые знают, что далеко не все вещи бывают безопасными для игры и стараются оградить от них юного исследователя. Помните выражение: «Спички детям не игрушка!». Но, к сожалению, не всегда родители могут уследить за своим любознательным чадом. И здесь ребенку должно помочь чувство страха – оно ограждает от опасности, учит быть осторожным.
Малыш, который растет и развивается в эмоционально и психологически благоприятной атмосфере, спокойно преодолевает боязнь перед новыми «дорогами». У него потребность в новизне и познании мира намного сильнее, чем ощущение безопасности.
Конкретные страхи возникают в определенном возрасте и чаще всего встречаются у детей эмоционально ранимых, тревожных, с хорошо развитым воображением. Как правило, они возникают в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. По статистике их «расцвет» приходится на возраст 5-6 лет и, по сравнению с мальчиками, девочки испытывают это чувство чаще.
Детские страхи: причины
- частые простудные, вирусные и инфекционные заболевания, снижающие иммунитет;
- врожденная тревожность у ребенка, повышенная тревожность у родителей, чрезмерная опека, запугивание (придет «Барабашка и тебя заберет»);
- неблагополучная или неполная семья, родители мало уделяют внимания ребенку, замена родителей няней;
- отсутствие среды для общения со сверстниками;
- чрезмерные ожидания от ребенка (большая интеллектуальная, физическая, эмоциональная нагрузка).
По мнению известного психолога А.И. Захарова, направленность такого рода проблем зачастую зависит от методов воспитания, которые используют родители:
1. Страх одиночества, темноты.
Чрезмерное беспокойство и опека родителей. Склонность «подгонять» ребенка – «быстрее давай, тебя все ждут», «хватит копаться».
2. Боязнь отвечать у доски и на вопросы учителей.
Родительский гиперконтроль, наказание за малейшую провинность, негативная оценка ребенка и его поведения («ничего у тебя не получается», «лентяй и бестолочь» и т.д.).
3. Боязнь замкнутого пространства.
Чрезмерная дисциплина в семье, физическое и психологическое давление, строгие моральные принципы.
4. Страх опоздания.
Повышенная тревожность у членов семьи, склонность к паническим реакциям.
5. Боязнь врачей, болезненных ощущений, животных.
Тревожные родители. Обсуждение при ребенке своих тревог и страхов, подсознательная передача своих страхов ребенку – «как много стало в нашем районе бродячих псов, как бы не покусали», «соседка недавно заразилась в поликлинике» и т.д.
6. Страх глубины и высоты.
Отсутствие веры в возможности ребенка. Внушение деструктивных установок: «у тебя ничего не выйдет», «ты такой еще маленький и слабенький».
7. Боязнь открытого пространства.
Бескомпромиссный стиль воспитания — есть только одно правильное мнение и оно мое!
Алина, 5 лет. Мама обратилась за помощью к психологу в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ с жалобой на плохой сон у ребенка, снижение аппетита Девочка боялась привидений, говорила, что они влезут в окно и ее заберут. До этого были на приеме у невролога, который прописал детский тенотен, магний B6, рекомендовал ограничить просмотр телевизора, игры на компьютере и планшете.
Психолог предложила ребенку нарисовать привидение. На первом сеансе Алина отказалась разорвать рисунок. Психолог предложила ограничить активность привидения и посадить его в клетку, что Алина и сделала. На втором сеансе девочка уже захотела подружиться с привидением и «подарила» ему подарок. На третьей встрече Алина рассказала психологу, что ждет, когда необычное существо придет к ней в гости, потому что «оно хорошее и доброе».
Костя, 5,5 лет. Боялся оставаться в детском саду, думал, что мама его не заберет. Психолог провела беседу с мамой, подсказала, что она должна выполнять свои обещания и приходить за ребенком в конкретное время. Психолог показала ребенку, что когда маленькая стрелка на часах будет на цифре 5, а большая на 12, то мама придет и заберет его из садика. Ребенку была предложена песочная терапия с проигрыванием ситуации в детском саду.
Детские страхи. Как отличить норму от патологии?
Отличительной чертой детских страхов является их способность исчезать в тот момент, когда ребенок адаптировался к новой реальности, стал более уверенным и самостоятельным. При этом у него крепкий сон, хороший аппетит, развитие соответствует норме. В этом случае «бывшие» проблемы не наложат отпечаток на дальнейшее формирование личности. Что было, то прошло.
Но бывает и по-другому – детский страх является одним из самых ранних признаков психического заболевания. И здесь важно вовремя отличить норму от патологии, оказать своевременную помощь. Чем раньше будет обращение к специалисту (психологу, психиатру), тем выше вероятность благоприятного исхода.
При неврозе:
- прослеживается связь между травматическим событием и страхом. К примеру, малыш «застрял» в лифте и после этого отказывается на нем ездить;
- уговоры взрослых не помогают;
- меняется поведение, физическое и психическое здоровье ребенка. Например, появились навязчивости – малыш крутит волосы, сосет большой палец и т.д., стал робким, стеснительным.
При шизофрении:
- страх носит немотивированный характер, со временем не исчезает, а трансформируется, изменяется, носит «странный», необъяснимый характер. Например, малыш может бояться элементарных бытовых предметов – ложки, цветов или несуществующих зверей;
- присутствуют ночные кошмары, возможны галлюцинации.
При эпилепсии:
Как правило, при эпилепсии страх возникает неожиданно и в ночное время суток. У ребенка может быть помраченное сознания, движения хаотичны, а высказывания бессвязанные. Такие приступы повторяются с определенным временным интервалом и частотой.
Детские страхи: коррекция и лечение
1. При патологическом характере следует обратиться к специалисту – врачу-психиатру, психотерапевту.
2. Взрослым стоит задуматься над стилем воспитания своего чада и при необходимости посоветоваться с психологом.
3. Желательно организовать позитивную, развивающую, творческую среду для общения со сверстниками.
4. Постараться создать в семье атмосферу доверия и принятия.
Что не стоит делать:
- убеждать, что Барабашки, Бабы Яги не существует. Для него они вполне реальны;
- смеяться над эмоциональным состоянием;
- заставлять ребенка преодолеть страх силой воли.
Берегите себя и своих детей!
Источник