- Плохое настроение босса действительно негативно влияет на остальную часть коллектива
- Что выяснили ученые?
- Как настроение босса сказывается на работе сотрудников?
- Нужно ли скрывать свое настроение?
- Как же оградить сотрудников от эмоционального негатива?
- Что должны замечать руководители?
- Как предотвратить распространение негатива?
- Депрессия у руководителя
Плохое настроение босса действительно негативно влияет на остальную часть коллектива
Безусловно, всем знакома поговорка о том, что рыба начинает портиться с головы. Ученые с этим совершенно согласны, более того, эмоции, которые испытывает босс, неизбежно передаются его подчиненным. Иными словами, когда у начальника плохое настроение, негатив накрывает с головой всех сотрудников, подобно снежной лавине в горах.
Коллектив – это «живой организм», функционирующий по собственным законам. Начальник же – голова этого организма. Представьте на минуту, что у вас разыгралась сильнейшая мигрень. Разве головная боль не помешает вам заниматься, например, рукоделием или же уборкой? Сможете ли вы с приступом мигрени бегать в парке, плавать в бассейне? Разумеется, нет. И именно так влияет на рядовых сотрудников дурное настроение начальства. То есть работники выступают в качестве «рук и ног», функционировать которым мешает «больная голова».
Что выяснили ученые?
Исследованиями взаимосвязи настроения руководителя и сотрудников занимались в школе Уортона в Университете Пенсильвании. Профессор менеджмента Сигал Барсейд утверждает, что хорошие эмоции, как и плохие, заразительны. То есть если человек приходит на работу в приподнятом настроении и полон позитива, то это обязательно передастся другим.
Учитывая, что все сотрудники равняются на свое начальство, а многие и побаиваются руководителей, то и настроение босса пользуется своеобразным приоритетом. Что это значит? Только то, что своего коллегу, пришедшего в плохом расположении духа, можно утешить или же пресечь его попытки испортить настрой окружающим. С боссом же так поступить нельзя. Соответственно, его настрой впитывается работниками точно так же, как и обыкновенные указания.
Как настроение босса сказывается на работе сотрудников?
Сигал Барсейд говорит: «Если вы в плохом настроении, то вы хуже справляетесь со своими обязанностями. Но если вы – босс, ухудшается работа всего коллектива».
С ученым из Пенсильвании полностью согласна автор книги «Как быть счастливым на работе» Энни Макки. Она пишет о том, что если у босса плохой день, то и у сотрудников он будет точно таким же. А это неминуемо скажется на результатах труда всей команды.
Соответственно, хорошее настроение начальства – это залог и гарант успешного и продуктивного труда всех сотрудников. Если же на лице босса «бродят грозовые тучи», то у всей команды впереди плохой день, вполне возможно, что и проведенный на работе впустую.
Нужно ли скрывать свое настроение?
Руководители – живые люди. Они могут поругаться с утра с членами семьи, пролить кофе, проспать, застрять в пробке или же столкнуться с другими неприятностями. Разумеется, всегда светиться от радости и одаривать сотрудников лучезарной улыбкой, заряжая их позитивом, боссы не могут.
Но учитывая то, что их настроение сказывается на производительности труда, логичен вопрос о том, нужно ли скрывать внутренний негатив. Как утверждает профессор Барсейд, такой способ является прямым путем к выгоранию на рабочем месте. Более того, он совершенно не эффективен, поскольку настроение человека выдают его тело, мимика, жестикуляция и позы.
Поэтому, если пребывающий в дурном настроении руководитель не является прирожденным артистом, способным с легкостью перевоплотиться из несчастного человека в счастливого, то скрывать свое настроение не имеет смысла. Но, разумеется, это вовсе не означает того, что его нужно демонстрировать.
Как же оградить сотрудников от эмоционального негатива?
Вариантов борьбы с плохим настроем достаточно много, но все они требуют времени, которое есть не всегда. Как же оградить сотрудников при входе в офис? Как не дать своему негативу разлететься по помещению вместе с приветствием?
Как утверждают психологи, лучший помощник руководителя в такой ситуации – откровенность. Не нужно быстро здороваться и «сбегать» в кабинет. Следует честно сказать работникам о том, что было ужасное утро и потребуется некоторое время для того, чтобы прийти в себя. Пожелать все хорошей работы и только потом уйти к себе. Подобная линия поведения вызовет сочувствие и понимание, сотрудники не станут гадать, почему босс не в духе, а просто примутся за исполнение своих обязанностей.
Что должны замечать руководители?
Хороший начальник должен уметь не только не допускать влияния собственного эмоционального состояния на работу сотрудников, но еще и замечать распространение негатива внутри коллектива, с ним не связанное.
Например, если кто-то один пребывает в мрачном расположении духа, то это способно отразиться на результатах работы всей команды. Особенно, если этот человек является заместителем начальника или же его помощником. Соответственно, хороший руководитель должен быть очень внимателен к своим сотрудникам. Ему следует замечать не только во сколько они приходят на службу, но и то, в каком эмоциональном состоянии люди находятся. Конечно же, необходимо пресечь распространение дурного настроения, которое было замечено.
Как предотвратить распространение негатива?
В первую очередь следует «изолировать» негативно настроенного человека от других. Как это сделать? Вызвать его к себе в кабинет под благовидным предлогом. То есть обставить вызов таким образом, чтобы ни у кого не возникло не нужных вопросов или же заинтересованности, любопытства.
Далее с сотрудником необходимо доверительно побеседовать в дружеском тоне. Нужно постараться узнать, что у него случилось. Вполне возможно, что причина негативного настроя вовсе не в незадавшемся утре или пролитом кофе. У человека могут быть серьезные неприятности, справиться с которыми с помощью «позитивных мотиваторов», часовой прогулки или же просто погружения в любимое занятие невозможно. К примеру, от сотрудника могла уйти супруга, или же его собака заболела. Это не является причиной для неявки на службу, но и справится со своими эмоциями и переживаниями человек тоже не в состоянии.
Выяснив, в чем кроется источник дурного настроения, следует действовать по обстоятельствам. Если причина негатива серьезна, стоит найти возможность дать человеку выходной или же отправить его в командировку, может быть поручить отвезти что-то на другой конец города. Если же виной всему банальные житейские неурядицы, то, как правило, рассказав об этом и получив взамен «порцию участия и сочувствия» со стороны босса, сотрудник меняет свое настроение.
Разумеется, важно и уметь разряжать напряженную обстановку в целом. К примеру, если все трудятся в авральном режиме, то следует общаться с коллективом сдержанно, не поддаваясь эмоциям, но при этом и не сухо.
Источник
Депрессия у руководителя
Депрессивные состояния не проходят сами по себе и не являются легким недомоганием. Это серьезное заболевание, имеющее собственную классификацию: простые и сложные, меланхолические и адинамические, анестетические и тревожные депрессии. Мы не будем вдаваться в терминологию, а разберем общие составляющие этого явления.
В большинстве случаев депрессия требует вмешательства специалиста — и даже не психолога, а психотерапевта. Чем вы внимательней относитесь к своему руководителю, тем больше шансов диагностировать тревожные изменения. Депрессия воздействует на все высшие психические функции человека, затрагивая и физические составляющие здоровья.
А это, в свою очередь, напрямую касается не только личности человека, но и дел фирмы. «Наша компания, как и многие другие, во время кризиса 2008 года столкнулась с серьезными проблемами, — рассказывает Ирина Рехтина, помощник генерального директора торговой компании. — Новых контрактов не было. Мы коекак держались на старых крупных заказах, с опаской ожидая конца года, когда закончатся и они. Понятно, что обстановка в коллективе была не самая радостная, чему немало способствовало поведение директора. Он закрылся ото всех, молчал и с каждым днем становился все более угрюмым. Его состояние вызывало беспокойство. Но еще большее беспокойство вызывали дела компании: почти ничего не делалось для преодоления внешних проблем под предлогом «все бесполезно!» и сотрудники это чувствовали — так рождались проблемы и внутренние». Так что если вы оставляете без внимания депрессивные расстройства руководителя, вполне возможно, что подвергаете опасности благополучие своей компании.
Теперь разберемся, откуда появляется депрессия.
Причинами депрессивных состояний могут быть самые разные факторы. Ирина Зуева, директор по связям с общественностью группы компаний «Новард», видит истоки депрессии в невероятной нагрузке руководителей: «Такое огромное количество контактов, сложных вопросов, стрессовых ситуаций, ответственность за результат работы команды обязательно дает о себе знать. Ведь психологические возможности человека, каким бы сильным и мужественным он ни казался, не безграничны». Как правило, основными причинами депрессии становятся навалившиеся проблемы, которые невозможно разрешить в ближайшее время, конфликтные ситуации в команде (либо с сослуживцами, либо с подчиненными), банальная усталость от накопившегося объема работы, постоянных задержек или монотонной деятельности. «Порой депрессия у руководителя может появиться из-за неудовлетворенности работой, — добавляет Ирина Зуева, — возможно, изза того, что фронт работ, за который отвечает топменеджер, ему неинтересен, и каждый раз человеку приходится переступать через себя, чтобы его выполнять или контролировать».
Одной из причин депрессии может стать и перфекционизм. С одной стороны, стремление к совершенству заставляет трудиться все больше и больше, с чрезмерно пристальным вниманием к мелочам, при этом каждая ошибка воспринимается остро. С другой — сверхпогруженность в процесс не дает возможности отвлечься от работы, разгрузить себя психологически. Напряжение растет, депрессия приближается.
«Депрессия часто возникает в результате блокады жизненных сил, вызванной установками самоограничения и долженствования, — разъясняет Леонид Третьяк, врач-психотерапевт, член правления Санкт-Петербургского отделения Российской Психотерапевтической Ассоциации, соавтор популярной книги «Депрессия. Диагностика и методы лечения». — Человек приносит в жертву социальному идеалу свои жизненные силы. Парадоксально, но распространенность депрессии выше в благополучных странах.
Рост нагрузки, связанной с достижением, перфекционистические требования к личной эффективности способны довести человека до самоубийства. Однако проработка негативных схем мышления позволяет распознать устойчивые механизмы пессимизма и самопораженческие способы построения отношений, возвращая человеку свободу выбора. Ведь чем выше уровень руководителя, тем меньше его свобода, он находится в плену социальных и статусных ограничений, уменьшающих диапазон возможных реакций. Иногда платой за статус становится хроническое предательство самого себя».
Суметь вовремя разглядеть депрессивные признаки — это талант секретаря и помощника руководителя. Для этого нужны наблюдательность, проницательность и способность к эмпатии. Ну и конечно, хотя бы начальные знания психологии.
Термин «депрессия» сейчас применяется достаточно активно, и под ним понимают широкий диапазон реакций — от тяжелого психического расстройства до легких, ситуационных проблем. Для адекватной реакции на состояние руководителя нужно разграничить понятия «плохое настроение» и «депрессия». Как понять, что у начальника не просто плохое настроение, а депрессия? Плохое настроение не может длиться неделями — его временные рамки ограничиваются несколькими часами и сутками; оно, как правило, ситуативно и имеет конкретную причину: размолвка, проигрыш или поражение, срыв срока и т. п.
Депрессия характеризуется продолжительностью и имеет определенные признаки, наличие которых должно стать звоночком для персонального помощника. Надежда Носикова, руководитель Института Психологического Консультирования «Новый Век», называет три компонента депрессии: расстройство настроения, вегетативные нарушения и усталость.
«Это состояние характеризуется не просто плохим настроением — человек подавлен, — добавляет Надежда Носикова. — Все вокруг становится тусклым и даже тоскливым, ничто не вызывает интереса».
В реальности вы можете столкнуться с тем, что руководитель, например, забрасывает известное вам хобби: раньше он ждал подписной журнал и внимательно его изучал, а теперь упаковка даже не распечатана или издание вторую неделю открыто на одной и той же странице и отложено в сторону.
Не только постоянно отрешенное и подавленное состояние может быть признаком депрессии. Беспокойство должна вызывать и частая смена настроения: руководитель то улыбается и шутит, то без причины срывается на сотрудника и запирается в кабинете.
Естественно, это проявляется не эпизодически, а повторяется изо дня в день. Нужно уметь анализировать такие штормы в настроении и понимать, чем вызвана та или иная вспышка гнева. Адекватно ли реагирует директор на неприятности и мелкие недоразумения? Не слишком ли он драматизирует обстановку? Есть ли у него реальные причины для гнева?
Тревожность — еще один признак зарождающейся депрессии. «Иногда человек не может высидеть на стуле даже несколько минут, а вынужден все время двигаться, чтобы хоть както заглушить эти приступы тревожности», — продолжает Надежда Носикова. Если вы заметили за руководителем несвойственную ему манеру поведения, если он неестественно ведет себя на совещании, порывается встать, совершает множество бессмысленных движений, подумайте, не является ли это сигналом тревожности, причина которой — депрессия.
Однако чаще депрессия проявляется в апатическом варианте. Руководитель становится заторможенным, постоянно выглядит разбитым. «Это довольно тяжелое состояние, когда даже 12–14часовой сон не снимает усталости, и все простые действия приходится делать, прилагая неимоверные усилия. Сам сон становится поверхностным и беспокойным.
Появляются равнодушие и раздражительность. Сложно на чемлибо сконцентрироваться, ухудшается память и внимание» — так характеризует Надежда Носикова поведение человека в состоянии депрессии. Леонид Третьяк дополняет список признаков депрессии, называя наиболее частыми и ранними рассеянность и забывчивость на фоне сниженного настроения и пессимистических высказываний. Отмечает он и проблемы со сном: «Характерным для депрессий симптомом являются ранние пробуждения в 4–5 утра с тревогой или чувством вины и последующей дневной сонливостью». Вера Земенкова, офис-менеджер переводческой компании, иллюстрирует его слова примерами из личного опыта: «Наш исполнительный директор всегда приходил на работу раньше всех.
Как выяснилось позже в личном разговоре, причиной тому были не склонности к образу жизни жаворонка и не яростный трудоголизм, а просто невозможность полноценно спать.
Его настолько поглотили проблемы компании, что стали приходить к нему во сне. Директор подскакивал ранним утром и после безуспешных попыток уснуть отправлялся на работу — видимо, чтобы так решить навязчивые проблемы. Это продолжалось долгое время, превращая директора в зомби. О какой продуктивной работе в таком состоянии может идти речь?»
Источник