Если у меня чувство ритма тест

Чувство ритма: что это такое и как его проверить?

У понятия «чувство ритма» в музыкальном плане очень простое определение. Чувство ритма – это способность ощущать музыкальное время и улавливать события, которые происходят в течении этого времени.

Что есть музыкальное время? Это равномерное биение пульса, равномерное чередование в нем сильных и слабых долей. Многие даже никогда не задумывались о том, что музыка какой-нибудь пьесы для инструмента или песни насквозь пронизана каким-то единым движением. А между тем, именно от этого единого движения, от частоты ударов пульса зависит темп музыки, то есть ее скорость – быстрой она будет или медленной.

ПОДРОБНЕЕ О МУЗЫКАЛЬНОМ ПУЛЬСЕ И МЕТРЕ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

А что такое события музыкального времени? Это и есть то, что называется словом ритм – последовательность звуков, различных по своей длительности – долгих или коротких. Ритм всегда подчиняется пульсу. Поэтому хорошее чувство ритма всегда основано на ощущении живого «музыкального сердцебиения».

ПОДРОБНЕЕ О ДЛИТЕЛЬНОСТЯХ НОТ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Вообще чувство ритма — это понятие не сугубо музыкальное, это то, что рождено самой природой. Ведь в мире все ритмично: смена дня и ночи, времен года и т.д. А посмотрите на цветы! Почему у ромашек так красиво расположены белые лепестки? Это все и есть явления ритма, и они знакомы каждому и каждый их чувствует.

Как проверить чувство ритма у ребенка или взрослого?

Сначала несколько вводных слов, а затем мы расскажем о традиционных и нетрадиционных методах проверки, об их плюсах и минусах. Проверку чувства ритма лучше всего производить не в одиночестве, а в паре (ребенок и взрослый или взрослый и его товарищ). Почему? Потому что нам трудно бывает дать объективную оценку самому себе: мы можем себя или недооценивать или переоценивать. Поэтому лучше, если есть кто-нибудь проверяющий, желательно музыкально образованный.

Что делать, если мы не хотим никого звать, чтобы нас послушали? Как тогда проверить чувство ритма? В таком случае вы можете записывать упражнения на диктофон и потом оценивать себя как бы со стороны по записи.

Традиционные методы проверки чувства ритма

Такие проверки широко практикуются на вступительных экзаменах в музыкальные школы и считаются универсальными. Они, на первый взгляд, очень простые и объективные, но, на наш взгляд, все-таки не подходят всем без исключения взрослым и детям.

МЕТОД 1 «ПРОСТУЧАТЬ РИТМ». Ребенку, будущему ученику предлагают послушать, а затем повторить ритмический рисунок, который простукивается ручкой или прохлопывается в ладоши. Это же самые мы предлагаем сделать и вам. Послушайте несколько ритмов, исполненных на различных ударных инструментах, а затем простучите их или прохлопайте в ладоши, можете просто напеть на слоги типа «там та-та там там там».

Примеры ритмических рисунков для прослушивания:

Данный способ выявления ритмического слуха нельзя назвать идеальным. Дело в том, что многие дети не справляются с заданием. И не потому, что у них не развито чувство ритма, а в простой растерянности: ведь их просят продемонстрировать то, чего они еще никогда в своей жизни не делали, иногда они вообще не понимают, чего от них хотят услышать. Получается, что ничему еще не учили, но спрашивают. Разве это дело?

Поэтому, если ребенок или испытуемый взрослый справился с заданием – это хорошо, а если нет, то это ни о чем не говорит. Нужны другие методы.

МЕТОД 2 «СПЕТЬ ПЕСНЮ». Ребенку предлагают спеть любую знакомую песню, самую простую. Чаще всего на прослушиваниях звучит песня «В лесу родилась елочка». Вот и вы попробуйте напеть на диктофон свою любимую песню, а затем сравните с оригиналом звучания – много ли расхождений?

Конечно, когда просят что-то спеть, то цель проверки, прежде всего – слух мелодический, то есть звуковысотный. Но так как мелодия немыслима без ритма, то и чувство ритма, следовательно, можно проверить по пению.

Однако и этот метод не всегда работает. Почему? Дело в том, что не все дети могут вот так сразу взять и запеть. Одни стесняются, у других пока нет координации между голосом и слухом. И снова получается та же самая история: спрашивают то, чему еще не учили.

Новые методы проверки чувства ритма

Так как распространенные методы диагностики чувства ритма не всегда могут дать материал для анализа, и, следовательно, в определенных ситуациях оказываются непригодными для проверки слуха, мы предлагаем еще несколько «запасных», нетрадиционных методов проверки, хотя бы один из них должен подойти именно вам.

Читайте также:  Типы депрессии у подростков

МЕТОД 3 «РАССКАЗАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ». Этот способ проверки чувства ритма, пожалуй, наиболее доступный для детей. Нужно попросить ребенка прочитать небольшой отрывок (2-4 строчки) любого стихотворения (желательно простого, детского). Например, пусть это будет знаменитое «Наша Таня громко плачет» Агнии Барто.

Читать стих лучше размеренно – не очень быстро, но не медленно, то есть в среднем темпе. При этом ребенку дается задание: каждый слог стихотворения отмечать хлопком в ладоши: рассказывать и хлопать в ладоши в ритме стиха.

После чтения вслух можно дать более сложное задание: читать мысленно про себя и только хлопать в ладоши. Вот тут-то и должно выясниться, насколько развито ритмическое чувство.

Если результат упражнения положительный, можно еще усложнить задание: подвести ребенка к фортепиано, указать на нем какие-нибудь две соседние клавиши в среднем регистре и попросить «сочинить песенку», то есть рассказывать стишок и подбирать мелодию на двух нотах так, чтобы в мелодии сохранился ритм стиха.

МЕТОД 4 «ПО РИСУНКУ». Следующий способ характеризует умственное понимание, осознание явлений ритма вообще в жизни. Нужно попросить ребенка нарисовать рисунок, только обязательно указать, что именно рисовать: например, домик и забор.

После того, как испытуемый завершит рисунок, анализируем его. Оценивать нужно по таким критериям: чувство пропорций и чувство симметрии. Если у ребенка с этим все нормально, то чувство ритма можно будет развить в любом случае, даже если оно в данный момент никак себя не проявило или вообще, кажется, что оно напрочь отсутствует.

МЕТОД 5 «НАЧАЛЬНИК ПОЛКА». В данном случае чувство ритма оценивается по тому, как ребенок командует маршировкой или любым самым простым физическим упражнением из зарядки. Сначала можно попросить маршировать самого ребенка, а затем предложить ему поруководить маршировкой «строем» из родителей и участников экзаменационной комиссии.

Таким образом, мы рассмотрели с вами целых пять способов проверки чувства ритма. Если их применить в комплексе, то в результате можно получить хорошую картину по степени развитости этого чувства. О том, как развить чувство ритма, мы будем говорить уже в следующем выпуске. До новых встреч!

Источник

Практические диагностические тесты по по критериям Л.В.Егоровой
опыты и эксперименты по музыке на тему

Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:

1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);

2) применимы для массового исследования;

3) дают сравнимые между собой результаты.

Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.

Скачать:

Вложение Размер
prakticheskie_diagnosticheskie_testy.docx 46.29 КБ
diagnosticheskaya_karta.doc 41 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Практические диагностические тесты

1. Диагностика чувства темпа и метроритма

Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра «Настоящий музыкант»

Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: «Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)». После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, «В траве сидел кузнечик» в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми и ми в разных октавах на фортепиано, металлофоне, ксилофоне. После пробы своей «партии» ребёнок играет «вступление» (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.

В случае правильного исполнения в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про «шаловливого кузнечика» в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про «ленивого кузнечика» в медленном темпе (50-60 ударов).

После успешного исполнения необходимо «посадить кузнечика в поезд» и прокатить его с ускорением и замедлением.

  • адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции;
  • адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном ) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;
  • ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;
  • сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение — низкий уровень.

2. Тест — игра на изучение чувства ритма

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

1.Руская народная песня «Дон-дон»

2. Белорусская народная песня «Перепёлочка»

3. М. Красев «Ёлочка»

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается «спрятать» голос и «спеть» одними ладошками.

  1. точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов — высокий уровень;
  2. воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) — средний уровень;
  3. адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов — слабый уровень
  4. неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса — низкий уровень.

3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков «спряталось» в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

  • слабый уровень — угадано ребёнком 1-3 созвучия
  • средний уровень — угадано ребёнком 4-7 созвучий
  • высокий уровень — угадано ребёнком 8-10 созвучий
  • определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:
  • вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;
  • инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте (фортепиано) мелодический образец.

Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.

  • спеть любую известную ему песенку;
  • повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;
  • подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.
  • слабый уровень — последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
  • средний уровень — опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх — вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;
  • высокий уровень — опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.

4. Диагностика чувства тембра

Тест — игра «Тембровые прятки»

Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:

  • детского голоса;
  • женского голоса;
  • мужского голоса;
  • хора;
  • струнных смычковых инструментов;
  • деревянных духовых инструментов;
  • медных духовых инструментов;
  • фортепиано;
  • оркестра.

Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.

  • низкий уровень развития тембрового чувства — адекватное определение только однородных тембров;
  • средний уровень — адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;
  • высокий уровень — адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

5. Диагностика динамического чувства

Тест — игра «Мы поедем в «Громко-тихо»»

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

  • Барабан или бубен;
  • фрагменты музыкальных пьес

Ребёнку предлагается поиграть в «громко-тихо». Педагог играет на фортепиано, а ребёнок — на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики «форте-пиано» оценивается в 1 балл.

Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение «крещендо» и «диминуэндо» оценивается в 2 балла; всего — 4 балла.

  • слабый уровень динамического чувства — 1 балл;
  • средний уровень — 2-3 балла;
  • высокий уровень — 4-5 баллов.

6. Диагностика чувства музыкальной формы

Тест-игра «Незавершённая мелодия»

Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.

Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие «спрятались» раньше времени.

Стимулирующий материал строится в следующем порядке:

1-я мелодия — не доигрывается последний такт;

2-я мелодия — доигрывается до конца;

3-я мелодия — не доигрывается последняя фраза мелодии;

4-я мелодия — прерывается на середине второй фразы (из четырёх);

5-я мелодия — доигрывается до конца.

  • слабый уровень — правильно определены 1-2 пункты;
  • средний уровень — правильно определены 3-4 пункты;
  • высокий уровень — правильно определены все 5 пунктов.

7. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Тест «Музыкальная палитра»

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского:

1. «Утреннее размышление»

2. «Сладкая грёза»

4. «Болезнь куклы»

5. «Игра в лошадки»

Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;

2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;

3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.

  • низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением ( фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;
  • средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);
  • высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:
  1. оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;
  2. детализация (разработанность) своей идеи или образа;
  3. беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
  4. гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.

8. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.

Примерные вопросы анкеты.

  1. Ты любишь музыку?
  2. Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
  3. Где тебе нравится петь больше — в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
  4. Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
  5. Какие песни тебе нравится петь, а какие — слушать?
  6. Где ты чаще слушаешь музыку — в концертном зале или дома по телевидению и радио?
  7. Что ты больше любишь — петь, рисовать или танцевать под музыку?
  8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
  9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
  10. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
  11. Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?

Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:

  • низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
  • средний уровень — выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
  • высокий уровень — ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям — как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).

Тест «Музыкальный магазин»

Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.

Стимулирующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:

  • народная вокально-хоровая музыка;
  • народная инструментальная музыка;
  • народная вокально-инструментальная музыка;
  • классическая вокально-хоровая музыка;
  • классическая инструментально-симфоническая музыка;
  • классическая вокально-инструментальная музыка;
  • современная классика авангардного направления;
  • современная развлекательная музыка;
  • духовная музыка.

Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.

  • низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;
  • средний уровень — выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;
  • высокий уровень — проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.

9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка

Тест «Хочу дослушать»

Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки.

Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?

Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:

  • проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;
  • индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности

Источник

Читайте также:  Почему после стресса хочется есть сладкое
Оцените статью