- Эмоции и чувства подростков
- Что нужно знать об эмоциях
- Эмоциональные реакции и психика подростков
- Что делать родителям слишком эмоционального подростка?
- Эмоциональный интеллект и подростки
- Программы для детей и родителей в тренинг-центре К.О.Т.
- Если у мальчиков эмоций
- Глава 2. Из чего сделаны мальчики?
- Эмоции и эмоциональная культура
Эмоции и чувства подростков
Сегодня мы поговорим о том, какую роль эмоциональность играет в жизни подростков.
Что нужно знать об эмоциях
Начиная разговор, стоит сказать, что здесь тесно связаны 2 науки — психология и биология. Эмоции – это один из видов психических процессов, отражающих отношение человека к себе и к окружающему его миру.
Это переживание человеком чего бы то ни было в данный момент времени. Сила переживания зависит от того, насколько значима данной ситуации для человека.
Но помимо переживания, психического компонента, существует биологическая составляющая — определенные физиологические изменения — которые протекают в организме параллельно переживанию
Чувства – это очень важная часть каждого из нас.
Они помогают понять истинные желания, познать себя. По микроэмоциям лица можно определить, например, врет человек или нет.
Кстати, а вы знаете, что не бывает «плохих» и «хороших» эмоций? Такую классификацию психологи не используют.
Они могут быть позитивными и негативными. Но каждая н их низ нужна и важна для человека, выполняет определенную функцию. Более подробно про классификацию можно узнать в нашей статье
Эмоциональные реакции и психика подростков
Подростковый возраст – период интенсивного развития и изменения эмоциональной сферы
В 11-14 лет, особенно характерны резкие перепады настроения, возбудимость. В принципе все то, что они переживают, очень полярно –все то слишком хорошо, то плохо…
Важно обращать внимание на проблемы детей, помогать их решать, с пониманием относиться к ребенку этого возраста.
После 14 лет молодые люди продолжают исследовать себя и мир, но их эмоциональное состояние постепенно становится спокойнее.
Новые события не приносят такой бури чувств, как раньше. Они лучше умеют управлять собой.
В целом в подростковом возрасте формируется общая эмоциональная направленность, поэтому именно сейчас стоит уделить время развитию этой сферы.
Что делать родителям слишком эмоционального подростка?
Для начала – не паниковать. И не пытаться изменить его сразу, здесь и сейчас. Как минимум, потому что это так не работает.
5 советов психологов как помочь подростку:
А вот почему это действительно важно. Потому что если все, что вы хотите знать о своем ребенке, ограничивается только учебой…
Неудивительно, почему на контакт подросток особо не идет.
В случае повышенной эмоциональности разговоры особенно важны.
При каждом «выходе из себя», дайте возможность успокоиться, а после – говорите. И, успокаивая ребенка, не жалейте, а слушайте его и общайтесь с ним. Не в духе «не переживай, мой золотой, все вокруг плохие, ты один хороший», ни в коем случае.
Учите его осознавать, что происходит и решать свои проблемы с помощью коммуникации, а не посредством крика.
- Не запрещать проявлять эмоции
Вы даже не представляете, как это плохо для будущего ребенка. Из детей, которым родители не разрешали выплескивать чувства, вырастают очень скрытные взрослые, которые потом всю жизнь мучаются от того, что не могут позволить эмоциям выйти наружу.
Скрытые эмоциональные реакции – частая причина психосоматических заболеваний.
Говоря про проявление чувств, нельзя обращаться
К полу ребенка – чаще всего это происходит в сторону мальчиков – «что ты плачешь, как девчонка?».
К возрасту – «такой большой, а плачешь!».
К чувствам, которые сейчас «не вовремя» испытывать – «не плачь, это совсем не больно!» — спрашивается, а как вы узнали, больно ему или нет?
Научить выражению эмоций
Останавливаться и осознанно говорить о том, что сейчас происходит. Понимать, в адрес кого и почему возникло то или иное чувство. Например, сказать: я злюсь, потому что ты обещала мне сходить в кино, и не сделала этого, вместо криков, слёз и обид.
Также стоит освоить способы выплеснуть энергию и негативные чувства. Хорошо помогает движение и спорт, занятия творчеством, арт-терапия – каждому своё. Нужно искать свой способ.
Следите за собой
То, как вы себя ведете в присутствии ребенка, очень сильно на него влияет. И если вы кричите, от вас постоянно слышны оскорбления, не удивляйтесь, если в дальнейшем вы услышите тоже самое от ребенка.
Речь о том, что родителям нельзя показывать, что они чувствуют. Нужно говорить об этом правильно.
Разговаривайте с подростками
Некоторым этот совет может показаться странным. «Ну, спрашиваю я у него, как дела, как оценки в школе, доброе утро и спокойной ночи тоже говорю. Он отвечает «нормально» и на этом диалог заканчивается. От меня-то что еще нужно?!»
Развивайте эмоциональный интеллект
Как свой, так и своего ребенка.
Смотрите на каждый эмоциональный всплеск не с точки зрения проблемы, а с точки зрения очередной возможности для развития.
Эмоциональный интеллект и подростки
Эмоциональный интеллект – это умение распознавать чувства других людей и управлять своими
Владение помогает в жизни лучше налаживать контакты с другими людьми, разбираться в своих чувствах, грамотно просить помощи, и уметь говорить «нет», поддерживать и понимать окружающих.
Сейчас этот навык актуален, как никогда – это не только собственный психологический комфорт, но и большой плюс практически для любой профессии.
Не зря эмоциональный интеллект назван, важнейшим навыком 21 века и присутствует практически во всех списках требований работодателей к сотрудникам.
Несмотря на это, способностью узнать и назвать то, что сейчас чувствуешь, обладает достаточно немного людей.
Если эмоциональный интеллект развит и у родителей, и у ребенка – представляете, насколько сильно это укрепляет связь между ними и на какой новый уровень может выйти общение?
Программы для детей и родителей в тренинг-центре К.О.Т.
В тренинг центре К.О.Т. проводятся специальные бесплатные семинары для родителей–занятия, на которых профессиональные психологи помогают разобраться в проблемах воспитания детей и отвечают на вопросы родителей. Одна из важных тем – эмоциональный интеллект. Выбирайте подходящую дату и время и записывайтесь на семинар!
Курс «Властелин эмоций» для детей и подростков поможет научиться выражать негативные чувства, не обижая окружающих, лучше понимать себя и контролировать своё поведение. В итоге курса участники становятся более эмоционально устойчивыми.
В принципе, психология не делит мир на строго черное и белое. И эмоции – не исключение. Они – верные помощники, с которыми стоит учиться находить общий язык.
Вам интересно, на сколько Ваш ребенок умеет понимать и выражать свои чувства? Пройдите короткий тест, и вы получите ответ и рекомендации психологов!
Источник
Если у мальчиков эмоций
Как гласит народная мудрость, мужчина не плачет. Иногда кажется, что эта самая народная мудрость уже сотни лет калечит психику многих мужчин. Готовы ли вы при воспитании своего ребенка пойти против этой мудрости? Давайте попробуем разобраться.
Мужчинам, как и женщинам, свойственны многие эмоции: печаль, горе, слезы, радость, ликование и смех.
По сути, это обычные эмоции. Так почему же мужчина, если смеется — это хорошо, а если плачет — то плохо. Наоборот, не плакать, не выражать свои эмоции, тем более отрицательные — вот что для мальчиков плохо.
Мужская психика отличается от женской, м труднее приспосабливаться и переваривать происходящее. Им труднее справляться с одолевающими их эмоциями.
Невыраженным, непроявленные эмоции не стираются из сознания в течение времени. Они так и остаются в глубинах нашего подсознания. Со временем они приводят к разрушению, выливаются неврозами, приводят к нервным срывам, а иногда и к суициду.
Бывают случаи, когда накопление в себе отрицательных эмоций, позже проявляется в язвах желудка, инфарктах и инсультах, бессоннице и головных болях, причины которых на первый взгляд понять невозможно.
Согласно статистике мужчины живут на 10-15 лет меньше, число самоубийств среди них также выше в 3-5 раз, чем у женщин, риск развития инсульта также выше, чем у женщин.
В целом, человеческие эмоции подобны ледяному айсбергу. То, что человек позволяет себя проявлять на людях, это всего лишь десятая часть того, что есть на самом деле. Но вот такие вот айсберги лепят из своих очаровательных мальчишек родители, запрещая им плакать и ласкаться с мамой.
Вне зависимости от пола все дети нуждаются в тактильном контакте. Более того, среди мальчиков «ласкушки» встречаются чаше (если родители не запрещают им это делать). И данное проявление эмоций ни в коем случае не должно напрягать родителей. По мере взросление мальчики все равно отдаляются от мамы… для того, чтобы найти источник ласки в другой женщине.
Слезы — это не безволие. Это такой выход эмоций, который испытывают все дети. Задача родителей правильно управлять своими эмоциями, правильно их интерпретировать и транспортировать.
Именно на этом этапе проявляется разница в воспитании девочек и мальчиков. Девочки живут эмоциями, они способны сопереживать и могут плакать для сочувствия. То есть они поплачут, попереживают и забудут. Делать это девочкам легче, так как это поощряется системой воспитания.
А мальчики? Запрещать мальчикам плакать вредно. Это словно осуждать его за то, что он живой, эмоциональный. Но вроде поощрять плаксу также не принято. Что же тогда делать?
Родителям мальчиков надо запомнить следующее:
— плакать не вредно и не стыдно, так как это проявление эмоций и чувств;
— за слезы никто ребенка осуждать и ругать не будет.
Но как говорит другая мудрость: «Слезами горю не поможешь». То есть на практике не следует поощрять привычку выражать эмоции только слезами. Для этого есть спорт, танцы, дружеское общение.
Надо учить ребенка, проявив эмоцию, не растворяться в ней полностью, а искать выход из положения, другие варианты решения. Так и нужно воспитывать мужскую силу воли, разум и спокойствие.
Естественно, мужчины бывают разные. Среди них встречаются и бездушные куклы (которые не могут проявить ни одной эмоции), и неуверенные в себе типы (которые только на внешние эмоции и способны), и лица, увлекающиеся алкоголем, никотином и наркотиками. А ведь настоящие мужчины, здоровые и физически, и морально, встречаются редко.
Итак, родителям надо запомнить. Если хотите научить своего сына управлять эмоциями, надо научить мальчика не стесняться их испытывать, а также правильно их понимать. Общайтесь чаще с ребенком, живите его жизнью, расширяйте круг его интересов, узнавайте про его хобби, поддерживайте в неудачах и поощряйте в успехах. Иначе, кроме кучи комплексов и нервозов, вы ничего не получите.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Источник
Глава 2. Из чего сделаны мальчики?
Эмоции и эмоциональная культура
Если мальчикам не позволяют плакать слезами, некоторые из них будут плакать пулями.
Чем отличаются эмоциональные реакции, степень осознания и вербализации эмоциональных состояний, эмоциональный словарь и характер эмоционального контроля мальчиков и девочек? Различие эмоциональных реакций мальчиков и девочек видно невооруженным глазом: мальчишки кричат, спорят, толкаются. Но за этим стоит сложная проблема. Недаром мужчинам (мальчикам) приписывают две противоположные особенности: с одной стороны, эмоциональную несдержанность и импульсивность, а с другой – жесткий самоконтроль вплоть до неспособности адекватно выражать свои чувства.
Наличие гендерных различий как на психофизиологическом уровне (непосредственная эмоциональная реактивность), так и на уровне эмоциональной культуры (нормативные предписания, регулирующие формы проявления тех или иных эмоций) доказано. Однако интерпретация этих данных противоречива.
Судя по словесным самоотчетам, в стрессовых ситуациях женщины во всех возрастах значительно чаще мужчин испытывают тревогу и страх. Однако объективное, с помощью кожно-гальванической реакции, измерение эмоциональных реакций показывает, что гендерные различия невелики. Сопоставляя эти факты с тем, что мужская роль запрещает мальчику испытывать страх, ученые предполагают, что мальчики просто подавляют или утаивают часть своих, не соответствующих канону маскулинности, чувств и переживаний, о которых женщины говорят открыто. Недаром у мужчин по этим вопросам более высокие показатели по контрольным шкалам «лжи» и «психологической защиты». В отличие от психофизиологов, которые говорят просто о «пониженной эмоциональности» мужчин, социальные психологи подчеркивают роль социального контекста: мужчины столь же эмоциональны, как женщины, но их эмоции возникают в несколько ином контексте и имеют другие формы выражения (Larson, Pleck, 1999).
Эмпирические данные о гендерно-возрастной динамике эмоциональности фрагментарны (Saarni et al., 2006). У младенцев и ползунков последовательных гендерных различий в выражении эмоций мало, но мальчики чаще проявляют раздражительность и гнев, а девочки – пугливость. В младшем дошкольном возрасте мальчики начинают скрывать такие отрицательные эмоции, как грусть, а девочки реже выражать гнев и эмоции, которые могут задеть чувства других. В подростковом возрасте девочки значительно чаще мальчиков выражают чувства грусти, стыда и вины, говорят, что сильно переживают эти чувства, тогда как мальчики склонны их наличие у себя отрицать.
Как показывают многолетние исследования Нэнси Айзенберг и ее сотрудников, важную роль в формировании эмоциональной культуры мальчиков играет семейная гендерная социализация (Eisenberg, Fabes, Spinrad, 2006). Судя по родительским самоотчетам и данным непосредственного наблюдения, родители по-разному реагируют на проявления эмоций мальчиками и девочками. В целом, на мальчиков «давят» сильнее, побуждая их контролировать плач и вообще проявление эмоций. Но это давление избирательно. Проявления гнева у мальчиков матери воспринимают терпимее, чем у девочек, в то же время проявлениям гнева у 2–3,5-летних мальчиков придают больше значения, на гневающихся девочек просто не обращают внимания либо наказывают их. Матери редко говорят с дочерьми о гневе. Впрочем, родительские реакции зависят от возраста ребенка и от того, на кого направлен его гнев.
В общем, родители считают девочек более эмоциональными существами, чем мальчиков. Эмоциональные состояния 1,5-годовалых девочек обсуждаются в семье значительно чаще, чем эмоциональные состояния мальчиков того же возраста. Поскольку у девочек раньше появляется эмоциональный словарь, 2-летние девочки чаще и детальнее описывают свои эмоциональные переживания, чем их ровесники-мальчики. Из общения со взрослыми девочки узнают, что они не должны проявлять гнев, зато их печаль находит у взрослых отклик. Матери чаще говорят с девочками об эмоциональных состояниях, тогда как с мальчиками обсуждают главным образом их причины и следствия, особенно отрицательные: плакать или проявлять раздражение – плохо.
Девочки и женщины во всех возрастах говорят об эмоциях больше, чем мальчики и мужчины. Некоторые авторы объясняют это более ранним развитием у девочек вербальных способностей, что облегчает родителям разговор с ними, тогда как мальчики многих слов еще не понимают. Хотя это предположение логично, взаимосвязь темпов когнитивного созревания мальчиков и девочек, родительских гендерных стереотипов и других аспектов гендерной социализации остается неясной.
Пол ребенка может влиять на характер родительской экспрессивности: матери по-разному выражают свои чувства к сыновьям и дочерям как словами, так и тактильно – путем прикосновения. Общеизвестно, что маленьких девочек трогают значительно чаще, чем маленьких мальчиков, а прикосновение – универсальный способ передачи эмоционального тепла. Повышенная потребность в тактильных контактах сохраняется и у взрослых женщин.
В подростковом и юношеском возрасте различия в эмоциональном словаре мальчиков и девочек увеличиваются. Например, у студенток Уральского политехнического университета словарь эмоций на всех курсах и на всех специальностях богаче, чем у студентов. Иными словами, девушки имеют в своем активном словаре больше понятий, описывающих разнообразные эмоции, чем их сверстники. В то же время для юношей характерно наличие большего, чем у девушек, количества индивидуальных, несвойственных их сверстникам, названий эмоций (Иванова, 2007).
Повышенная эмоциональная реактивность и более богатый словарь эмоций дают девочкам значительные преимущества как в распознании и передаче собственных чувств, так и в интуитивном понимании чужих переживаний (эмпатия). Впрочем, конкретные результаты сильно зависят от контекста и методологии исследования (самоотчеты показывают больше гендерных различий, чем физиологические измерения или данные скрытого наблюдения), а также от характера наличных гендерных стереотипов. В экспериментальных ситуациях женщины обычно демонстрируют более высокие уровни симпатии и эмпатии, чем мужчины, но при физиологическом контроле эта разница порой исчезает. Видимо, девочки просто конструируют имидж, соответствующий положительному для них стереотипу «чувствительности», который для мальчика нормативно неприемлем.
Мальчики и девочки по-разному реагируют на стрессовые ситуации. 538 американских восьми– и десятиклассников от 13 до 18 лет (средний возраст 14,9 лет) из 18 разных школ фиксировали в дневнике «самые худшие события» и то, как они на них реагировали непосредственно в момент их происшествия и 6 и 12 месяцев спустя (Hankin, Mermelstein, Roesch, 2007). Оказалось, что девочки имели больше стрессоров и реагировали на них острее мальчиков, но главное – их напрягали разные события. У девочек преобладали межличностные стрессоры, взаимоотношения с другими людьми – родителями, учителями или сверстниками; девочки переживали расстройства в связи с ними вдвое чаще мальчиков. Мальчики острее переживали неприятности, связанные с недостаточными успехами в учебе или спорте. Кроме того, девочки реагировали на личные неприятности сильнее; например, в случае романтической ссоры с мальчиком девочка будет чувствовать себя подавленной, а мальчик постарается чем-то развлечься.
С возрастом, благодаря развитию самоконтроля, непосредственная эмоциональная реактивность как у мальчиков, так и у девочек уменьшается. Степень эмоционального самоконтроля зависит, в частности, от того, насколько то или иное чувство или переживание гендерно приемлемо. Мужчины и мальчики охотнее рассказывают об эмоциях, связанных с властью, типа гнева, а женщины и девочки – о чувствах, связанных с бессилием (грусть, страх, стыд и вина). Сравнение психолингвистических данных по 37 странам показывает, что эти различия культурно-универсальны и мало зависят от реального социального положения и степени эмансипации женщин (Fischer et al., 2004).
Гендерно-типическое восприятие эмоций, при всей тонкости этих различий, имеет свои поведенческие последствия. Одна и та же ситуация, например риск, может вызывать у мужчин гнев (anger), а у женщин – отвращение (disgust). Но гнев – чувство активное, порождающее желание устранить трансгрессию (нарушение, угрозу) посредством агрессии, тогда как отвращение направлено на то, чтобы предотвратить заражение чем-то опасным и нежелательным, это может быть достигнуто путем ухода (Fessler, Pillsworth, Flamson, 2004).
Не менее сложен вопрос о вербальном выражении эмоций. Мы постоянно слышим о мужской эмоциональной «нечувствительности» и «невыразительности». Для описания этого феномена существует специальный психиатрический термин алекситимия (греч. а– отрицание, lexis – слово, thyme – чувство) – неспособность индивида осознавать и называть переживаемые им самим или другими людьми эмоции, утрата контакта с собственным внутренним миром.
Как показывают экспериментальные исследования на довольно больших выборках, эмоциональная реактивность мальчиков сильно зависит от идеологии маскулинности, которая побуждает их опасаться не только таких откровенно «немужественных» чувств, как страх, тревога или нежность, но и любых аффективных состояний, ассоциирующихся с потерей самообладания (Jakupcak et al., 2003). Подавление и скрывание эмоций – один из механизмов контроля над своими переживаниями и опытом. Мужчины, придерживающиеся менее жесткого канона маскулинности, обладают более богатым и сложным эмоциональным миром, чем те, которые считают, что «мужчина всегда должен держать себя в руках». И формируется это все в детстве.
Источник