Почему чувство вины отравляет жизнь, как маскируется и что с ним делать
Чувство вины (негативные установки, при которых нам кажется, что совершенные нами поступки — а в некоторых случаях и мы сами — являются причиной бед других людей) имеет разнообразные проявления и не всегда напрямую относится к «вине» или «виновности». Это чувство может появиться не только там, где человек мог бы быть виноватым. Оно может возникнуть в любой ситуации, где был сильный стресс (на языке психологии — травма).
Возникнув в психике человека, это неприятное чувство исполняет важную функцию — помогает приспособиться к тяжелой ситуации, чтобы пережить ее с меньшим ущербом: вместо того чтобы фокусироваться на травмирующей ситуации, мы смотрим на чувство вины, потому что это не так больно и требует меньше внутренней работы. Можно сказать, что само по себе чувство вины почти случайно и на его месте могла образоваться любая другая негативная установка. Но почему же именно чувство вины так популярно и мы так часто говорим о нем?
Как зарождается чувство вины
Считается, что на бессознательном уровне самообвинения могут случиться уже у младенца, то есть этот механизм знаком нам с тех времен, когда мы не могли ни выразить что-то словами, ни в полной мере осознать происходящее. С появлением зрелого мышления инструментом «чувство вины» становится еще удобнее пользоваться.
Для маленького ребенка родители являются оплотом безопасности, силы и стабильности. Они обеспечивают его выживание и развитие. Бессознательно младенцы и маленькие дети безоговорочно доверяют авторитету родителей. Но если по какой-то причине ребенок страдает от поведения родителей, он оказывается перед дилеммой: кто не прав? Его всемогущие родители, которых он пока безусловно обожает и почитает, либо проблема в нем самом? Чтобы не пошатнуть стабильность своего существования, ребенок бессознательно оборачивает на себя вину за то, что между ним и его родителем что-то пошло не так. В некоторых ситуациях эта установка остается с человеком на долгие годы вперед и может диктовать его линию поведения.
Хорошая новость заключается в том, что психотерапия помогает проработать эту проблему и перестать жить по схеме травмирующего события, осевшего в бессознании. Вопреки слухам, психотерапия не призвана проникнуть в каждый уголок подсознания и добраться до воспоминания младенческого периода. Часто достаточно обратить внимание на внешние проявления проблемы, чтобы приблизиться к пониманию причин чувства вины, проработать их и изменить поведение на благополучное и продуктивное.
Работа с чувством вины — это воспитание новых, здоровых привычек в восприятии реальности и поведении.
Как распознать чувство вины
Чувство вины многолико и, кроме непосредственного ощущения «своей вины», принимает разные формы.
В первую очередь обратите внимание, есть ли у вас привычка чрезмерно извиняться. «Извините, можно войти?», «Простите, пожалуйста, если отнимаю ваше время». В таких ситуациях, используя извинение, мы пытаемся смягчить свое вмешательство, хотя это можно сделать и другими проявлениями вежливости.
Если вам знакомо такое поведение, попробуйте поразмышлять, за что вы на самом деле извиняетесь. За себя, который побеспокоил кого-то важнее, чем вы сами, или, может быть, за себя, который не имеет права на что-то рассчитывать?
Механизм неуместных извинений, несоразмерных ситуации, также может использоваться людьми, которые склонны к самообвинениям.
- Установка «я не заслуживаю счастья»
Хроническое чувство своей «плохости», несоответствие идеалам (придуманным самим же или привитым другими людьми) могут свидетельствовать о том, что вами управляет чувство вины. Оно заставляет думать, что вы не достойны ни похвалы, ни счастливой жизни и вообще ничего из того, чего вам хотелось бы на самом деле.
Пример — продолжение несчастливых отношений или брака «ради детей» («чтобы не расстроить маму», «чтобы сохранить союз»), «положительного образа в глазах окружающих». Для таких людей мысль о том, что можно отстаивать свои интересы и быть счастливыми, почти греховна, ведь собственное благополучие занимает последнее место среди всех других «более важных» мотивов.
Существование рядом с нелюбимым человеком ради некой высшей цели является явным отражением внутренней установки «я недостоин счастья», которая напрямую относится к чувству вины.
Другим полюсом чувства вины является агрессия, направленная как на других людей, так и на самого себя.
Агрессия в чувстве вины — это оставшаяся невыраженной претензия обидчику, который когда-то нанес урон вашей самооценке, самоуважению и положительному восприятию себя. Здесь речь идет о бессознательном восприятии, и если вы наверняка не можете сказать, в чем же проблема, то в вашей психике конфликт остался и все его участники с их ролями увековечены на бессознательном уровне.
Если после конфликта не случилось «отмщения» (например, конструктивного выяснения отношений), вероятно, подсознательное желание наказать врага будет идти по пятам, пока не найдет выхода.
Из явных примеров неприкрытой агрессии можно назвать привычку критиковать других и стремление быть правым, иметь последнее слово в любой ситуации. Такое поведение свойственно тем людям, кто внутри себя презирает право на ошибку, кто считает слабостью даже самое незначительное свое несовершенство. Критикуя других, люди часто отводят от себя опасность того, что кто-то, по их мнению, может увидеть их несовершенство. Они как бы нападают первыми. Или же они предъявляют к себе завышенные требования, строго им следуют и не могут простить всем остальным другого поведения.
Поэтому если вы замечаете у себя привычку критиковать других (про себя или вслух), вспомните ощущение, которое испытываете, когда делаете это. Попробуйте понять, чем это чувство полезно вам, что оно дает, по какой причине раз за разом вам необходимо испытывать его.
Довольно часто чувство вины сопровождается невыраженной агрессией. Если в случае с привычкой критиковать мы видим ее явное проявление, то подавленная агрессия не так прямолинейна. Она может принимать форму легкой враждебности (например, некоторые люди в стрессовой ситуации как бы «ощетиниваются»), конфликтности на работе, агрессивного стиля вождения — то есть тех проявлений, о которых человек обычно знает и научился контролировать. Но иногда подавленные эмоции могут проявляться парадоксальным образом.
Например, чрезмерным дружелюбием или страхом выражать свое недовольство, страхом отстаивать свои нужды, добиваться своего, вести конструктивный спор. Страх выразить агрессию (и, возможно, получить ее в свой адрес) и неумение ее выражать приводят к тому, что человек ищет способы слияния с другими людьми, быть удобным другим. Страх быть отверженным приводит к страху отстаивать свои интересы.
Другим не самым очевидным образом чувство вины находит свой выход через высокую тревожность.
В некоторые периоды жизни мы все испытываем тревогу: из-за болезней близких, на работе в конфликте с коллегами, когда слышим грустные новости и тому подобное. Но тревога здорового человека соразмерна ситуации и проходит со временем.
Высокая тревожность — это большой спектр мучительных состояний, которые сложно контролировать и порой сложно отследить («Меня что-то мучает, хотя объективно в жизни все хорошо»).
Высокая тревожность может оборачиваться плохим самочувствием, причину которого не могут найти врачи, проблемным сном, «беспричинными» резкими перепадами настроения, перееданием или, наоборот, одержимостью диетой, переработкой или упадком сил. У тревожности много симптомов, и если что-то из перечисленного вам знакомо, то это повод обдумать причины.
Тревожность может быть выбрана подсознанием как канал, через который выходит напряжение от основной проблемы — чувства вины. Это происходит тогда, когда оно настолько непереносимо или с ним связано настолько тяжелое переживание, что психика отказывается даже смотреть в ту сторону и пытается контролировать хотя бы то, что ей под силу. Так появляется тревожность: выбирается объект тревожности и на борьбу с ним направляются все силы.
Это действительно непростая конструкция, и для того, чтобы искоренить тревожность, нужно устранить первопричину. Сделать это в паре с психологом намного легче. Поэтому если вы знакомы с тревожностью, но не знаете, чем она вызвана, расскажите об этом специалисту. Ему этот механизм знаком, и вы быстрее придете к разгадке своего мучительного состояния. Плюс терапевт свободен от вашего чувства вины, не играет по его правилам, а контакт с тем, кто не играет по правилам вины, уже сам по себе очень полезен.
Почему стоит избавиться от чувства вины
Чувство вины пожирает ресурс человека, ведь ему приходится отдавать жизненные силы на «обслуживание» этой проблемы.
Жить с чувством вины крайне затратно, и в один момент это может привести к коллапсу, поэтому очень важно разбираться с тревожащими симптомами и прорабатывать их самостоятельно или на психотерапии. Среди этих симптомов: срывы на нервной почве, злоупотребление алкоголем и наркотиками, хронические болезни и многие другие проявления, которые делают жизнь тяжелой, бедной и несчастливой.
Чем «лечить» чувство вины
Поскольку речь идет о бессознательных процессах, изменения должны происходить там же. Самый действенный способ — это, безусловно, психотерапия: долгосрочная или краткосрочная, индивидуальная или в группе — ваши пожелания можно обговорить с психологом или терапевтом, который, поняв ваш запрос и собрав анамнез, предложит схему лечения.
Для того чтобы самому разобраться в проблеме, можно использовать несколько подходов из когнитивистской психологии.
- Отмечайте, при каких обстоятельствах и с какими людьми чаще всего вас накрывает чувство вины. Запишите и проанализируйте: есть ли в этих ситуациях и людях сходные черты? А затем вспомните, была ли похожая ситуация с вами до этого. Возможно, в вашем детстве или отрочестве.
- Когда вас затягивает это переживание, постарайтесь отслеживать, что с вами происходит телесно и психологически. Отмечайте реакции тела и ума. Развивать такую чувствительность полезно для того, чтобы научиться отделять себя от своих реакций, а в конечном итоге — управлять ими.
- Проводите с собой аутотренинг. Напоминайте себе, что ситуация была в прошлом и, хоть она имеет протяжение в настоящее, вам необязательно следовать этому сценарию. Почаще говорите себе, что не существует идеального мира, идеальных ситуаций и уж тем более идеальных людей. Стремление быть идеальным доводит до невроза. Оптимально стремиться быть достаточно хорошим и давать себе право на ошибку. Напоминайте себе, что в ваших руках есть контроль и вы можете разными способами перебороть свое страдание.
Важно внимательно и последовательно заниматься этими практиками, чтобы со временем заметить положительные изменения.
Напоследок хочется сказать об очень распространенном механизме, которым пользуются почти все люди, пытающиеся разобраться с тем, что происходит внутри них. Это интеллектуализация и рационализация своего состояния, попытки жить не чувствами и эмоциями, а «головой».
Безусловно, рефлексия — это хорошо. Способность осознавать и размышлять над внутренними процессами — это отличный навык, который помогает в очень многих жизненных ситуациях. Но важно отмечать момент, когда мыслительный процесс превратился в рутину и не приносит реального облегчения. Думать о проблеме много и долго еще не значит решать ее, а зачастую и вовсе означает обратное («Лучше я буду об этом думать, чем на самом деле действовать»).
Наш мыслительный аппарат не имеет отношения к чувственной сфере, и его «прокачанность» хороша для осознания проблемы и для выработки стратегии ее решения. Но само решение всегда лежит в области чувств и эмоций. Именно на это делает упор психолог или психотерапевт: он приглашает вас вместе исследовать другую сторону вашей личности — бессознательные чувственные процессы, которые когда-то были повреждены травмой и до сих пор не получили должного внимания.
Источник
Отвращение. Стыд. Чувство вины. Раскаяние. Жалость. Разочарование
Отвращение — стойкое чувство раздражения, брезгливости, гадливости. Возникает, когда, превозмогая себя и утратив интерес, индивид вынужден чем-то долго заниматься или с кем-то общаться. Называется также психическим пресыщением — по аналогии с пресыщением какой-то пищей, вызывающей отвращение и многие годы спустя. Сверхзаботливые матери, принуждая ребенка что-то постоянно есть, часто вызывают у него анорексию в отношении разных видов пищи. Нечто подобное иногда делают учителя: не желая, не умея стимулировать интерес учащегося к предмету, они навязывают его заучивание до полного отвращения; некоторые выпускники школ признаются, что «терпеть не могут математику» или их «тошнит» от классической литературы. Отвращение сопровождается вагоинсулярной гиперактивацией, отчего появляются тошнота, рвота, замедление пульса, обмороки и другие вегетативные симптомы. Отвращение и враждебность к человеку, совершившему нечто недостойное, определяется как презрение.
Стыд — опасение или страх опозориться, осрамиться, это — «Боязнь дурной славы» (Аристотель). Из опасений, что окружающие узнают о его дурном поступке, стыдящийся избегает контактов, а если думает, что люди догадываются или знают о его неприличных делах и намерениях, то смущается и краснеет, чем уже на самом деле привлекает к себе внимание. Сам стыдящийся внутренне не осуждает свои предосудительные действия или желания и при случае, когда никого вокруг нет, он осуществляет их без зазрения совести. Он только боится, как бы про это никто не узнал. Стыдливость, конфузливость свойственны обычно сенситивным натурам, особенно если они чувствуют, что в них что-то не так, как должно.
| Заболевания, связанные с расстройствами эмоций, называются аффективными. К ним относятся депрессия,мания и некоторые другие болезни |
Чувство вины — самоосуждение индивида за отступления от принятой им нормы нравственного поведения, а также за нарушение нормы права, если он считает ее справедливой. Иными словами, чувство вины — это стыд перед самим собой, угрызение совести. З.Фрейд называет чувство вины тревогой совести, а Г.Мандлер (1975) отождествляет чувство вины и тревогу. Некоторые психологи принимают чувство вины за страх наказания. Е.П.Ильин полагает, что чувство вины само по себе является суровым наказанием, так как причиняет индивиду страдание и тем самым снижает тревогу и вероятность психического расстройства. Мучения совести, если индивид замыкается на них, а не пытается изжить или преодолеть, — само по себе достаточно серьезное расстройство, поскольку влечет снижение самооценки, депрессию, суицидные тенденции, сенситивные идеи отношения; иногда чувство вины перерабатывается в ненависть к пострадавшему, в агрессию к нему и самооправдание. Неслучайно говорят, что больше всего мы ненавидим тех, кому самипричинили зло.
| Аффективные расстройства лучше всего поддаются комплексному лечению в психиатрической клинике |
Чтобы невзлюбить пострадавшего, надо найти в нем что-то дурное, порочное или поверить таким слухам. Нормальная совесть не должна вести к самобичеванию и патологической переработке чувства вины, она просто не позволяет человеку идти против ее требований; нормальный человек всегда чутко прислушивается к «голосу Сократа» — своей совести. Чтобы преодолеть муки совести, индивиду самому или с помощью психолога необходимо разобраться в себе, в том, что заставило его преступить границу дозволенного. Наверняка выявятся проблемы, с которыми индивиду придется упорно работать. Следующий шаг — набраться смелости и повиниться перед теми, кто пострадал.
Великодушные люди могут понять и простить. Но даже если этого не случится, все-таки будет сделан важный шаг, и совесть оценит это по достоинству. Может быть, есть смысл и в том, чтобы, улучив момент, помочь в чем-то важном пострадавшим; не так уж важно, узнают они об этом или нет, лучше — если нет, чтобы не упрекать себя в том, что доброе дело совершено по сделке со своей совестью. Совесть человека с чувством вины требует покаяния, что сделал, например, Р.Раскольников у Ф.М.Достоевского. Так делают иногда даже закоренелые преступники, над кем «не померк еще образ божий». Они каются даже на эшафоте. При этом они не только сами обвиняют себя, но подвергают себя осуждению многих людей. А это уже столь суровое наказание, с каким сравнить можно немногое. И, наконец, преодолеть чувство вины можно тем, что искать, находить в себе лучшие качества и воплощать их в соответствующих бескорыстных делах. Верующим может помочь раскаяние перед Всевышним, если они свято чтут его.
Раскаяние — искреннее и бескорыстное признание своей вины. Пусть за этим последует наказание, но в нем будет участвовать и сам виновный. Он почувствует тем самым, что приобщился к справедливости, и примет наказание с достоинством и возвышающей его гордостью за себя — может быть, впервые он почувствует себя человеком, а не отребьем общества. К тому же он хочет остаться в памяти людей не как уголовник, а человек, не утративший совести. За это люди готовы простить многое: повинную голову и меч не сечет. У депрессивных пациентов раскаяние превращается иногда в серьезное самонаказание. Так, пациент признался жене, что лет 20 назад он встречался с женщиной. Жена, совершенно не понимая, что происходит с мужем, быстро привела дело к разводу, фактически бросив больного человека.
Жалость — показное сострадание, цель которого — почувствовать себя растроганным своей добротой. Это форма самолюбования, когда реальная помощь подменяется дешевой филантропией, так называемой благотворительностью. Так, актриса Голливуда выставляет на аукцион платье, в котором ей вручали премию «Оскар». Вырученные деньги, объявила эта дама, она намерена направить в помощь голодающим в Африке. Императрица Англии в апреле каждого года раздает деньги бедным, а нувориши России недавно раскошелились так, что пожаловали 200 тыс. долларов на развитие образования в стране.
И это при том что в 2006 г. таких добрых людей оказалось 800 тысяч. Именно поэтому уважающими себя людьми жалость воспринимается как унижение. Нередко встречается жалость к себе, обычно она проявляется в потоке слез. Такая жалость идет от обиды на других людей, «бездушных, черствых, не умеющих ценить добро, которое я им делала». Жалость не имеет под собой подлинной нравственности и душевного благородства, это всего лишь проявление «любви» к себе. Таких людей мало кто уважает, ценит, они отталкивают от себя неискренностью и фальшью.
«Тот, кто любит одного себя, соперников обычно не имеет», — заметил, кажется, Сенека. Жалостливых достаточно много, им всем очень хочется нравиться себе, потому что больше нечем. Мелкие мошенники ловко используют и принимают такую жалость с не менее деланной благодарностью, умиляя сердца своих благодетелей. Жалость типична для истерических натур и вообще для всех самовлюбленных эгоистов. Другое дело — милостыня на папертях церкви. Многие верующие, совсем не богатые, жертвуют нищим и бездомным от чистого сердца. Их милостыня — немалая часть весьма скромного семейного бюджета, в ней нет и намека на нарциссизм английской королевы.
Разочарование — чувство подавленности, связанное с дискредитацией ценностей, утратой веры в себя или превращением ожиданий чего-то очень важного в тающий в небе мираж. Переживается как душевное опустошение с угнетенностью и ощущением глубокого кризиса ценностей, потерей опоры существования. Разочарование чем-то не очень важным переживается относительно легко. Когда же подрываются сами устои жизни, разочарование может повлечь развитие депрессии. В свою очередь многие депрессивные пациенты страдают от того, что рухнула основа их существования и померк смысл всей жизни. Острота чувства разочарования в значительной степени зависит от личностных качеств человека; некоторые люди просто не понимают, о чем идет речь либо не придают этому чувству серьезного значения.
Источник