- Шпаргалка по курсу «Организационное поведение».
- 6.11. Практическое упражнение «Коммуникации».
- 6.11. Практическое упражнение «Коммуникации»
- Читайте также
- 6.6. Практическое упражнение «Определение вида коммуникации (1)»
- 6.7. Практическое упражнение «Определение вида коммуникации (2)»
- 6.12. Практическое упражнение «Эффективность одно– и двусторонней коммуникации»[14]
- Если руководителя захлестывают эмоции то он может неправильно понять собеседника
- Глава 6
- 6.1. Тест для закрепления знаний и развития логического мышления
- 6.2. Практическое упражнение «Средства невербального общения»
- 6.3. Практическое упражнение «Проксемические средства невербального общения (1)»
- 6.4. Практическое упражнение «Проксемические средства невербального общения (2)»
- 6.5. Практическое упражнение «Проксемические средства невербального общения (3)»
- 6.6. Практическое упражнение «Определение вида коммуникации (1)»
- 6.7. Практическое упражнение «Определение вида коммуникации (2)»
- 6.8. Практическое упражнение «Цели и виды коммуникаций»
- 6.9. Практическое упражнение «Виды информации и виды коммуникаций»
- 6.10. Практическое упражнение «Коммуникационные барьеры»
- 6.11. Практическое упражнение «Коммуникации»
- 6.12. Практическое упражнение «Эффективность одно– и двусторонней коммуникации»[14]
- 6.13. Тест для самопроверки
- 6.14. Кроссворд
Шпаргалка по курсу «Организационное поведение».
6.11. Практическое упражнение «Коммуникации».
Цель.
Проверить свои знания о коммуникациях.
Задание.
Проанализируйте приведенные ниже утверждения и укажите, какие из них верны, а какие нет.
1. Коммуникации – важнейшая составная часть деятельности менеджеров.
2. Успех коммуникации зависит от того, насколько внимательно собеседники слушают друг друга.
3. Наличие обратной связи делает процесс коммуникации двусторонним.
4. Коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств и информационных технологий, наиболее значимы для изучения организационного поведения.
5. Выбор носителя информации в процессе коммуникации не зависит от характера управленческих проблем.
6. Чтобы уточнить мнение собеседника, следует задавать ему как можно больше вопросов.
7. Наличие обратной связи – важное условие коммуникаций.
8. Межличностные коммуникации во многом зависят от социокультурной среды, в которой они осуществляются.
9. В формальной группе не могут возникнуть неформальные коммуникации.
10. В процессе общения невербальные сигналы собеседников должны способствовать усилению речи.
11. Если подчиненные зависят от руководства, то восходящий поток информации может оказаться блокированным. Осознающий свою зависимость работник, получив неприятную для руководителя информацию, может не передать ее ему.
12. Чтобы сократить время коммуникации, следует перебить собеседника и прямо сказать ему о дефиците своего времени.
13. Если руководителя захлестывают эмоции, то он может неправильно понять собеседника.
14. Слухи – это невербальные коммуникации в процессе общения.
Ответ:
1) верны утверждения: 1, 2, 3, 7, 8, 10, И, 13;
2) неверны утверждения: 4, 5, 6, 9, 12, 14.
Источник
6.11. Практическое упражнение «Коммуникации»
6.11. Практическое упражнение «Коммуникации»
Цель.
Проверить свои знания о коммуникациях.
Задание.
Проанализируйте приведенные ниже утверждения и укажите, какие из них верны, а какие нет.
1. Коммуникации – важнейшая составная часть деятельности менеджеров.
2. Успех коммуникации зависит от того, насколько внимательно собеседники слушают друг друга.
3. Наличие обратной связи делает процесс коммуникации двусторонним.
4. Коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств и информационных технологий, наиболее значимы для изучения организационного поведения.
5. Выбор носителя информации в процессе коммуникации не зависит от характера управленческих проблем.
6. Чтобы уточнить мнение собеседника, следует задавать ему как можно больше вопросов.
7. Наличие обратной связи – важное условие коммуникаций.
8. Межличностные коммуникации во многом зависят от социокультурной среды, в которой они осуществляются.
9. В формальной группе не могут возникнуть неформальные коммуникации.
10. В процессе общения невербальные сигналы собеседников должны способствовать усилению речи.
11. Если подчиненные зависят от руководства, то восходящий поток информации может оказаться блокированным. Осознающий свою зависимость работник, получив неприятную для руководителя информацию, может не передать ее ему.
12. Чтобы сократить время коммуникации, следует перебить собеседника и прямо сказать ему о дефиците своего времени.
13. Если руководителя захлестывают эмоции, то он может неправильно понять собеседника.
14. Слухи – это невербальные коммуникации в процессе общения.
Ответ:
1) верны утверждения: 1, 2, 3, 7, 8, 10, И, 13;
2) неверны утверждения: 4, 5, 6, 9, 12, 14.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
6.6. Практическое упражнение «Определение вида коммуникации (1)»
6.6. Практическое упражнение «Определение вида коммуникации (1)» Цель.Овладеть навыками анализа конкретной ситуации из практики деятельности организации и научиться определять виды коммуникации.Задание.Проанализируйте следующую ситуацию и определите, о каких
6.7. Практическое упражнение «Определение вида коммуникации (2)»
6.7. Практическое упражнение «Определение вида коммуникации (2)» Цель.Развить навыки анализа практической ситуации и научиться выявлять различные виды коммуникаций.Задание.Проанализируйте следующую ситуацию из практики деятельности компании и определите, о каких
6.12. Практическое упражнение «Эффективность одно– и двусторонней коммуникации»[14]
6.12. Практическое упражнение «Эффективность одно– и двусторонней коммуникации»[14] Цель.Сравнить эффективность одно– и двусторонней коммуникации.Продолжительность упражнения – около часа.Задание.Методом работы в группах последовательно реализовать процесс одно– и
Источник
Если руководителя захлестывают эмоции то он может неправильно понять собеседника
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 472
- КНИГИ 654 650
- СЕРИИ 25 047
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 771
Роджер Фишер, Даниэль Шапиро
Эмоциональный интеллект в переговорах
Издано с разрешения Integrative Dynamics LLC, The Estate of Roger D. Fisher и литературного агентства The Wylie Agency
Научный редактор Василий Горохов
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
BEYOND REASON: Using Emotions As You Negotiate
© Roger Fisher and Daniel L. Shapiro, 2005. All rights reserved
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2019
Посвящается Кэрри и Миа с огромной любовью (и массой других положительных эмоций)
Мы не можем перестать испытывать эмоции, равно как не можем перестать думать.
Важно научиться вызывать полезные эмоции в тех людях, с кем мы ведем переговоры, а также в самих себе.
Вы ведете переговоры каждый день – договариваетесь, где вместе пообедать, обсуждаете цену подержанного велосипеда или решаете, когда уволить сотрудника. При этом вы всегда испытываете те или иные эмоции. Они могут быть позитивными (радость, удовлетворение) или негативными (гнев, разочарование, чувство вины).
Как же справиться во время переговоров со своими и чужими эмоциями? Можно сколько угодно стараться их игнорировать, но они все равно никуда не денутся. Эмоции могут привести вас в смятение, ранить или заставить согласиться на невыгодные условия. Они способны отвлечь ваше внимание от вопроса, требующего немедленного решения. Какие бы переговоры вы ни вели, официальные или неформальные, кроме сосредоточенности на сути дела вам приходится тратить силы на анализ эмоций, переполняющих и вас, и окружающих, чтобы решить, как на это реагировать. Довольно сложно держать все это под контролем.
В книге «Эмоциональный интеллект в переговорах» мы предлагаем способ решить эту проблему. Вы научитесь генерировать позитивные эмоции и справляться с негативными. Перестанете быть жертвой своих и чужих эмоций. На переговорах почувствуете себя увереннее и станете действовать эффективнее. Это настолько мощная стратегия, что ее можно использовать даже в самых жестких переговорах – с недовольным сотрудником, сложным клиентом или собственным супругом.
Поскольку наша книга посвящена чувствам и переживаниям, мы (авторы – Роджер и Дэн) решили описать и собственный опыт. Мы включили ряд примеров из своей жизни, а также из многолетней профессиональной практики. Каждый из нас разработал собственную теорию ведения переговоров и консультировал множество самых разных людей – от ближневосточных переговорщиков до супружеских пар, от руководителей компаний до студентов университетов.
Наша новая книга – результат исследований и персонального опыта. Она создана на основе работы «Переговоры без поражения. Гарвардский метод»[1], один из ее соавторов – Роджер. Книга положила начало процессу переговоров на основе учета интересов сторон (стратегия win-win[2]), который получил широкое распространение. Этот процесс предполагает, что переговорщики достигнут оптимальных результатов только через понимание интересов друг друга. Тогда они смогут прийти к соглашению, которое будет максимально отвечать их интересам (подробнее об этом в главе «Семь элементов переговоров»). Многие читатели, отмечавшие полезность книги «Переговоры без поражения. Гарвардский метод», сожалели, что в ней не рассматривался вопрос, как справиться с эмоциями во время бурных дебатов в семье или на работе. «Эмоциональный интеллект в переговорах» – попытка восполнить этот пробел.
Книга вряд ли появилась бы на свет, если бы не профессор Джером Франк (к сожалению, ушедший из жизни), познакомивший нас. Интуиция подсказала ему, что у «переговорщика, интересующегося психологией», может сложиться взаимовыгодное сотрудничество с «психологом, интересующимся переговорами». Он оказался прав – и мы у него в долгу.
Совместная работа над «Эмоциональным интеллектом в переговорах» продолжалась пять лет. Процесс занял гораздо больше времени и сил, чем мы предполагали. Отчасти из-за того, что мы с огромным удовольствием общались и многому научились друг у друга. Теперь мы вместе знаем гораздо больше об эмоциональной стороне переговоров, чем каждый из нас по отдельности – несколько лет назад.
Мы хотим поделиться с читателями удивительными открытиями.
Часть I. Общая картина
Глава 1. Мы всегда испытываем эмоции, и порой с ними сложно справиться
Потенциальный клиент готов отказаться от сделки в тот момент, когда вы уже обо всем договорились и осталось только поставить последние подписи. Вы купили новый автомобиль, и у вас возникли проблемы с двигателем, а продавец сообщает, что это не гарантийный случай. Морозным февральским утром ваша одиннадцатилетняя дочь собирается в школу и заявляет, что ни за что не наденет это пальто.
В такие моменты, когда раздражение нарастает, а давление подскакивает, казалось бы, неуместно советовать, как вести переговоры. При всем желании быть конструктивным и рациональным вы можете отреагировать примерно так:
«Вы не можете так поступить! Если вы откажетесь от этой сделки, я потеряю работу».
«Я не понимаю, в чем проблема! Почините двигатель, или увидимся в суде!»
«Ты наденешь это пальто, хочешь ты того или нет. И без разговоров».
Возможно, вы сумеете сдержаться, но весь остаток дня будете думать только об этом. Если руководитель попросит вас доделать за выходные то, что он не успел в рабочее время, как вы отреагируете? Согласитесь, но, кипя от злости, будете размышлять, не пора ли вам уволиться? Неважно, даете вы выход эмоциям или подавляете их. Они все-таки могут взять над вами верх. И тогда вы не сможете прийти к соглашению, разрушите нужные взаимоотношения или навредите себе иным способом.
В переговорах следует прислушиваться и к разуму, и к сердцу; опираться на трезвый расчет и эмоции. В этой книге мы советуем, как справиться со своими эмоциями. Переговоры – не только достижение договоренности. Живые люди – это вам не вычислительные машины. Помимо отстаиваемых интересов вы сами – часть переговорного процесса. Вам никуда не деться от собственных эмоций, так что придется принимать их во внимание. Как и эмоции других людей.
Что такое эмоции
Психологи Беверли Фер и Джеймс Расселл подметили: «Каждый человек знает, что такое эмоции, пока его не попросят дать определение». По нашему мнению, это наш прочувствованный опыт. Вы испытываете эмоции, а не просто обдумываете, что с вами происходит. Когда кто-то говорит или делает что-то важное для вас, это вызывает эмоциональную реакцию, сопровождаемую определенными мыслями, изменениями в физиологическом состоянии и желанием что-то сделать. Если подчиненный посоветует вам вести записи во время деловой встречи, вы, скорее всего, разозлитесь, думая: «Да кто ты такой, чтобы указывать мне, что делать?» Изменится ваше физиологическое состояние: повысится давление, и вам захочется оскорбить этого человека.
Эмоции бывают положительные и отрицательные. Испытывая первые, вы ощущаете прилив сил. Позитивные эмоции – например, гордость, надежда или облегчение – влияют на нас очень хорошо. Если в ходе переговоров мы испытываем их в отношении собеседника, это способствует налаживанию контакта, взаимопониманию и ощущению того, что мы с ним «на одной волне». А злость, раздражение и другие негативные эмоции мешают выстраивать продуктивные отношения[3].
Источник
Глава 6
Коммуникативное поведение в организации
Коммуникации – это обмен идеями, мнениями и информацией в устном или письменном виде посредством символов или действия. Коммуникации играют большую роль в управлении. Они выступают связующим процессом, необходимым для осуществления управленческих действий. Почти 80 % рабочего времени менеджеров расходуется на общение.
Важнейшими элементами коммуникативного процесса являются отправитель, сообщение, каналы передачи, получатель и обратная связь. Именно обратная связь делает коммуникацию двусторонним процессом. Наличие всех перечисленных элементов необходимо для осуществления эффективного общения.
Для анализа и совершенствования коммуникаций в организации их можно классифицировать по ряду признаков. Среди всех видов коммуникаций для изучения организационного поведения наиболее важны межличностные. Межличностные коммуникации могут быть вербальными и невербальными, формальными и неформальными.
93 % сообщений имеют невербальную природу. Невербальное общение – важный источник информации относительно мыслей и чувств отправителя и получателя сообщения. Поэтому знание невербальных сигналов столь важно для осуществления эффективных коммуникаций. Менеджеры должны овладеть искусством их использования и «чтения». Невербальные коммуникации дополняют вербальные.
Формальные коммуникации определяются организационной структурой, которая должна четко фиксировать пространственное расположение коммуникационных каналов и обеспечивать эффективность вертикальных, горизонтальных и диагональных коммуникаций. Неформальные коммуникации (например, слухи) дополняют формальные. Они также существуют в любой организации как неотъемлемая часть ее жизнедеятельности. Посредством неформальных коммуникаций редко передается информация, которая проходит через формальные каналы.
На пути эффективных коммуникаций могут возникать различные барьеры. Зная о возможных барьерах, менеджеры должны стараться предотвращать их возникновение или же искать и планировать эффективные пути их преодоления.
Для организации эффективных коммуникаций в группах и в организации в целом необходимо правильно строить и использовать коммуникационные сети.
Предлагаемые в данной главе тесты и упражнения позволяют закрепить знания о коммуникативном поведении в организации, овладеть навыками распознавания и анализа различных видов коммуникаций и барьеров на их пути, разнообразных средств невербального общения, а также усовершенствовать навыки логического мышления при решении проблем коммуникаций в организации.
6.1. Тест для закрепления знаний и развития логического мышления
Основными элементами процесса коммуникации выступают:
4) каналы передачи информации;
Какое из приведенных ниже утверждений верно:
1) коммуникация состоялась, если коммуникатор отправил сообщение;
2) коммуникация состоялась, если получатель получил, понял и принял сообщение;
3) коммуникация состоялась, если получатель декодировал сообщение;
4) коммуникация состоялась, если отправитель передал сообщение?
Что делает процесс коммуникации двусторонним:
1) наличие получателя;
2) полученное сообщение;
3) декодирование сообщения;
4) обратная связь;
5) передача сообщения.
Важнейшими характеристиками обратной связи являются:
1) направленность на помощь работнику;
Если руководители подразделений обеспечивают регулярную обратную связь с подчиненными и прислушиваются к их мнению, то это может привести к тому, что:
1) подчиненные «погрязнут» в обсуждении заданий и затянут их выполнение;
2) подчиненные будут работать производительно, но не будут удовлетворены работой;
3) подчиненные будут удовлетворены работой, но будут работать «спустя рукава»;
4) подчиненные будут удовлетворены работой и повысят произво– дительность труда и качество выполнения заданий;
5) руководитель в конечном счете пойдет на поводу у подчиненных.
Подчиненный утаил информацию, боясь рассердить руководителя. Это пример того, что зависимые сотрудники:
1) хотят произвести хорошее впечатление на руководителя;
2) работают более производительно;
3) озабочены в основном тем, чтобы угодить своему руководителю, и не думают об улучшении работы подразделения;
4) рвутся в руководители сами, чтобы стать независимыми и обезопасить себя;
5) в конечном итоге «подсидят» руководителя и займут его место.
Критериями классификации коммуникаций в организации выступают:
1) каналы общения;
2) мотивы коммуникации;
3) средства коммуникации;
4) реальность осуществления коммуникаций;
5) пространственное расположение каналов;
6) тип коммуникационной сети.
Вербальные коммуникации осуществляются с помощью:
2) определенного темпа речи;
3) установления определенной дистанции между общающимися;
5) похлопываний по плечу;
6) информационных технологий.
Невербальными средствами общения являются:
5) электронная почта.
Кинесическими средствами невербального общения выступают:
Определите, какое из предложенных выражений лица (рис. 6.1) определяют названные ниже эмоциональные состояния:
2) сильная злость;
3) бурная радость;
Рис. 6.1. Выражение лица и эмоциональное состояние
Ответы: 1 – г); 2 – в); 3 – д); 4 – б); 5 – а).
Просодическими средствами невербального общения выступают:
4) дистанция между общающимися;
5) громкость голоса.
Экстралингвистическими средствами невербального общения являются:
Такесическими средствами невербального общения выступают:
3) направление взгляда;
Проксемическими характеристиками невербального общения являются:
1) угол общения партнеров;
4) дистанция между общающимися;
5) похлопывание по спине.
Какие позиции при общении отражают следующие рисунки (рис. 6.2)?
Рис. 6.2. Позиции при общении
а) позиция, характерная для людей, занятых дружеской беседой;
б) независимая позиция;
в) общение при деловом взаимодействии;
г) конкурирующе-оборонительная позиция.
Какой из перечисленных ниже видов коммуникаций называется «виноградной лозой»:
1) формальные коммуникации;
2) неформальные коммуникации;
3) вертикальные коммуникации;
4) диагональные коммуникации;
5) коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств и информационных технологий?
Решение может быть принято раньше, чем выслушаны все члены группы. Это может привести к:
1) незаинтересованности членов группы в выполнении принятого решения;
2) поддержке членами группы мнения руководителя;
3) скрытому «саботажу» в процессе выполнения решения;
4) экономии времени;
5) повышению сплоченности группы.
На пути эффективных коммуникаций встречаются следующие барьеры:
Какие типы коммуникационных сетей отражают схемы, приведенные на рис. 6.3?
Рис. 6.3. Типы коммуникационных сетей
Для решения простых проблем в группе могут быть использованы следующие типы коммуникационных сетей:
Определите, в какой из коммуникационных сетей формальное лидерство разделено или полностью отсутствует:
Для совместного решения сложных проблем всеми членами группы может быть использована следующая коммуникационная сеть:
Укажите, в каких коммуникационных сетях трудно организовать неформальный канал общения:
6.2. Практическое упражнение «Средства невербального общения»
Овладеть навыками анализа средств невербального общения.
Проанализируйте приведенные в табл. 6.1 средства невербального общения. Определите, какие из них относятся к кинесическим, просодическим, экстралингвистическим, такесическим и проксемическим, заполнив соответствующий столбец табл. 6.1.
Таблица 6.1. Средства невербального общения и их классификация
1) кинесические: 4, 6, 10,14;
2) просодические: 13, 16;
3) экстралингвистические: 2, 5, 9, 11, 12;
4) такесические: 1, 7,15;
5) проксемические: 3, 8.
6.3. Практическое упражнение «Проксемические средства невербального общения (1)»
Овладеть навыками анализа проксемических средств невербального общения.
Определите, для какого вида дистанции характерны приведенные в табл. 6.2 расстояния между общающимися.
Таблица 6.2. Виды дистанции
1) публичная дистанция;
2) персональная дистанция;
3) интимная дистанция;
4) социальная дистанция.
6.4. Практическое упражнение «Проксемические средства невербального общения (2)»
Развить навыки анализа проксемических средств невербального общения.
Определите, какой вид дистанции характеризует каждый из приведенных в табл. 6.3 типов общения, и заполните таблицу.
Таблица 6.3. Тип общения и вид дистанции
1) социальная дистанция;
2) публичная дистанция;
3) интимная дистанция;
4) персональная (личностная) дистанция.
6.5. Практическое упражнение «Проксемические средства невербального общения (3)»
Развить навыки анализа проксемических средств невербального общения.
Определите, для какого типа общения характерны приведенные в табл. 6.4 расстояния между общающимися, и заполните таблицу.
Таблица 6.4. Тип общения
1) общение со знакомыми людьми;
2) обезличенные и формальные разговоры;
3) дискуссии между коллегами;
4) общение самых близких людей.
6.6. Практическое упражнение «Определение вида коммуникации (1)»
Овладеть навыками анализа конкретной ситуации из практики деятельности организации и научиться определять виды коммуникации.
Проанализируйте следующую ситуацию и определите, о каких коммуникациях идет речь. Ситуация.
В процессе оргпроектирования создается организационная структура управления, а также разрабатываются положения о подразделениях аппарата управления. В каждом из них обязательно должен присутствовать раздел: «Взаимоотношения с другими подразделениями организации».
Ответ: формальные горизонтальные коммуникации.
6.7. Практическое упражнение «Определение вида коммуникации (2)»
Развить навыки анализа практической ситуации и научиться выявлять различные виды коммуникаций.
Проанализируйте следующую ситуацию из практики деятельности компании и определите, о каких коммуникациях идет речь. Ситуация.
В компании AT&T разработана программа по управлению производительностью. Важной частью этой программы выступает разработка и распространение внутри компании специальных вопросников.
В анкетах, которые раздаются всем сотрудникам одного подразделения, затрагиваются такие вопросы, как:
• уважение к работнику,
• стремление оказать активную помощь клиенту,
• работа в команде,
• инновации и высокие этические нормы.
Результаты этого опроса, получаемые руководителем, по сути своей являются проявлением обратной связи от его подразделения. Руководитель анализирует эти результаты, затем конфиденциально обсуждает их с фасилитатором, после чего они выносятся на обсуждение общего собрания коллектива подразделения.
Ответ: система восходящих коммуникаций.
6.8. Практическое упражнение «Цели и виды коммуникаций»
Развить навыки анализа различных видов коммуникаций и закрепить знания о целях, которые они преследуют.
Проанализируйте приведенные в табл. 6.5 цели различных коммуникаций. Определите, какие из них ставят перед собой нисходящие, восходящие, горизонтальные и диагональные коммуникации, и заполните таблицу.
Таблица 6.5. Цели и виды коммуникаций
1) 1, 6, 7,11, 12, 13,14 – цели нисходящих коммуникаций;
2) 2, 4, 7, 8,10, 14 – цели горизонтальных коммуникаций;
3) 3, 5, 7, 9, 13, 14 – цели восходящих коммуникаций;
4) 4, 7,14 – цели диагональных коммуникаций.
6.9. Практическое упражнение «Виды информации и виды коммуникаций»
Развить навыки анализа различных видов коммуникаций и закрепить знания о том, какая информация передается по их каналам.
Проанализируйте перечисленные в табл. 6.6 виды передаваемой в сообщении информации. Определите, о каких коммуникациях (нисходящих, восходящих, горизонтальных, диагональных) идет речь, и заполните таблицу.
Таблица 6.6. Виды информации и виды коммуникаций
1) 1,3, 6, 7, 9,11, 13,14,15 – нисходящие коммуникации;
2) 2, 5, 8,10, 12,15,16, 17 – восходящие коммуникации;
3) 4, 8, 15 – горизонтальные коммуникации;
4) 5, 8, 15 – диагональные коммуникации.
6.10. Практическое упражнение «Коммуникационные барьеры»
Овладеть навыками анализа коммуникационных барьеров.
Проанализируйте приведенные в табл. 6.7 помехи при общении. Определите, проявлением какого барьера является каждая из них, и заполните таблицу.
Таблица 6.7. Помехи и барьеры
1) 1,12 – культурные различия;
2) 2, 5, 8,11 – личностный барьер;
3) 3,10 – языковой барьер;
4) 4, 9 – организационный барьер;
5) 6 – временной барьер;
6) 7 – физический барьер.
6.11. Практическое упражнение «Коммуникации»
Проверить свои знания о коммуникациях.
Проанализируйте приведенные ниже утверждения и укажите, какие из них верны, а какие нет.
1. Коммуникации – важнейшая составная часть деятельности менеджеров.
2. Успех коммуникации зависит от того, насколько внимательно собеседники слушают друг друга.
3. Наличие обратной связи делает процесс коммуникации двусторонним.
4. Коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств и информационных технологий, наиболее значимы для изучения организационного поведения.
5. Выбор носителя информации в процессе коммуникации не зависит от характера управленческих проблем.
6. Чтобы уточнить мнение собеседника, следует задавать ему как можно больше вопросов.
7. Наличие обратной связи – важное условие коммуникаций.
8. Межличностные коммуникации во многом зависят от социокультурной среды, в которой они осуществляются.
9. В формальной группе не могут возникнуть неформальные коммуникации.
10. В процессе общения невербальные сигналы собеседников должны способствовать усилению речи.
11. Если подчиненные зависят от руководства, то восходящий поток информации может оказаться блокированным. Осознающий свою зависимость работник, получив неприятную для руководителя информацию, может не передать ее ему.
12. Чтобы сократить время коммуникации, следует перебить собеседника и прямо сказать ему о дефиците своего времени.
13. Если руководителя захлестывают эмоции, то он может неправильно понять собеседника.
14. Слухи – это невербальные коммуникации в процессе общения.
1) верны утверждения: 1, 2, 3, 7, 8, 10, И, 13;
2) неверны утверждения: 4, 5, 6, 9, 12, 14.
6.12. Практическое упражнение «Эффективность одно– и двусторонней коммуникации»[14]
Сравнить эффективность одно– и двусторонней коммуникации.
Продолжительность упражнения – около часа.
Методом работы в группах последовательно реализовать процесс одно– и двусторонней коммуникации, сравнить их результаты, и на этой основе выявить их характерные черты, преимущества и недостатки и сделать вывод о сравнительной эффективности этих двух типов коммуникации.
1. Ведущий знакомит участников с различиями между одно– и дву– сторонней коммуникациями.
При односторонней коммуникации передавать информацию может только коммуникатор, а принимающие – не могут, т. е. коммуникация осуществляется только в одном направлении:
Коммуникатор –> принимающий сообщение.
При двусторонней коммуникации передавать информацию могут как коммуникатор, так и принимающие, т. е. коммуникация осуществляется в двух направлениях:
2. Участники объединяются в группы по 8-12 человек. Группы рас– ходятся на такое расстояние, чтобы не мешать друг другу. Каждая группа выбирает коммуникатора.
Рис. 6.4. Геометрический рисунок – иллюстрация № 1
3. Коммуникаторы получают от ведущего листы бумаги с двумя геометрическими рисунками (рис. 6.4 и рис. 6.5). Прямоугольники и квадраты соприкасаются обязательно в углах или серединах их сторон. Прямоугольники и квадраты могут составлять угол только в 45 или 90°.
Рис. 6.5. Геометрический рисунок – иллюстрация № 2
Коммуникаторы в течение 2–3 минут изучают рисунки. Задача коммуникатора – описать рисунки остальным членам группы так, чтобы они могли нарисовать их на основе этого описания.
4. Односторонняя коммуникация. Коммуникатор садится спиной к своей группе, чтобы не видеть реакцию ее членов на свое сообщение (для исключения возможности визуальной оценки обратной связи).
Члены группы могут только слушать и не имеют права задавать какие-либо вопросы или давать понять, что (ив какой степени) они с трудом воспринимают то, что им сообщают.
Поэтому коммуникатор старается как можно точнее описать рис. 6.4 устно (без помощи рук). (Если в упражнении участвует несколько групп, то половина из них изображает рис. 6.4, а вторая половина – рис. 6.5.) Члены группы слушают коммуникатора, не переговариваясь между собой. Их задача – нарисовать данный геометрический рисунок.
После окончания упражнения члены группы знакомятся с правильным видом геометрического рисунка, который они должны были нарисовать, рассчитывают данные, необходимые для таблицы, и сообщают их ведущему, который заносит их в нее.
5. Двусторонняя коммуникация. Коммуникатор сидит к группе лицом. Его задача – как можно точнее устно (без помощи рук) описать рис. 6.5. Задача членов группы – как можно более точно воспроизвести на бумаге рисунок, который описал коммуникатор. Члены группы не имеют права разговаривать друг с другом, но могут прерывать коммуникатора и задавать ему вопросы.
По окончании выполнения задания участники групп, как и на предыдущем этапе, знакомятся с правильным видом геометрического рисунка, рассчитывают необходимые данные, а ведущий записывает их в таблицу.
В заключительной дискуссии обычно выявляется, что односторонняя коммуникация быстрее, чем двусторонняя, но двусторонняя – точнее.
В ходе двусторонней коммуникации принимающие сообщение чувствуют себя увереннее, чем при односторонней.
В заключение дискуссии участники определяют характерные черты одно– и двусторонней коммуникации, их преимущества и недостатки, а также возможность использования в различных ситуациях тех чувств, которые вызывает информация у коммуникатора и ее принимающих.
Например, при односторонней коммуникации коммуникатор должен в целом более детально запланировать, каким способом он будет описывать рисунки, чтобы принимающие сообщение поняли его содержание.
При двусторонней коммуникации коммуникатор должен заранее подготовить аргументы, чтобы по существу опровергать возможные замечания принимающих сообщения.
6.13. Тест для самопроверки
6.14. Кроссворд
3, 37. Характеристика эффективной обратной связи.
7. Тот, кто хочет передать информацию.
8. Превращение сообщения в имеющую смысл форму.
9. Коммуникация с помощью устной речи, как системы кодирова– ния (прилагательное).
12. Коммуникация, обусловленная существующими регламентами.
13. Обмен информацией в устном или письменном виде.
15. Проксемическая характеристика.
16. «… лоза» – неформальная система коммуникаций (прилагательное).
18, 22. Фактор, влияющий на межличностные коммуникации.
23. Стиль передвижения.
25. Коммуникативный барьер, обусловленный личностными характеристиками общающихся (прилагательное).
26. Каналы распространения информации в неформальной системе коммуникаций (мн. ч.).
28. Вид вертикальных коммуникаций (прилагательное, мн. ч.).
30. Коммуникативный барьер из-за языковых различий (прилага– тельное).
31. Коммуникативная помеха.
32. Послание, содержащее данные, которые отправитель хочет пе– редать получателю.
34. По различным ее характеристикам можно судить о психофизиологическом состоянии общающихся.
35. Коммуникативный барьер из-за различного понимания общающимися значения символов (прилагательное).
36. Коммуникации «лицом к лицу» (прилагательное, мн. ч.).
1. Коммуникация с помощью жестов, мимики, взгляда и т. д. (прилагательное).
2. Связь, дающая возможность отправителю установить, что сообщение получено, понято и принято (прилагательное).
4. Она изучает собеседника по динамическим прикосновениям в процессе общения (рукопожатиям, похлопываниям, поцелуям).
5, 6. Характеристика эффективной обратной связи.
10. Адресат послания.
11. Движения мышц лица.
13. Она изучает собеседника по его жестам, мимике, позам, походке, взглядам.
14. Совокупность передаваемых сведений, неизвестных ранее получателю.
16. Кинесическое средство общения.
17. Коммуникации снизу вверх (прилагательное, множественное число).
19. Тип коммуникативного барьера.
20. Название процесса коммуникации, в котором присутствует обратная связь (прилагательное).
21. Вид коммуникаций в организации.
24. Перевод информации в комплекс коммуникационных символов.
29. Передача информации и понимания с использованием словесных и несловесных символов.
Источник