- Как контролировать свои эмоции на работе
- Как контролировать свои эмоции на работе: раздражение
- Как контролировать свои эмоции на работе: гнев
- Как контролировать свои эмоции на работе: слезы
- Как контролировать эмоции на работе и почему это вам необходимо
- Как возникают эмоции
- Как контролировать свои эмоции на работе
- Изучаем свои чувства
- Распознаем зарождающийся конфликт
- Берем паузу
- Вырабатываем стратегию
Как контролировать свои эмоции на работе
Сегодня контролировать свои эмоции на работе считается не просто хорошим тоном. В некоторых компаниях и сферах деятельности умение держать себя в руках является необходимым условием для приема на работу. Чего это стоит на самом деле, и как контролировать свои эмоции на работе без вреда для психики, расскажет Женский журнал Charla.
Особые приметы «ненавязчивого российского сервиса» давно канули в прошлое: нынче редко встретишь продавца, стоящего за прилавком «в позе сахарницы» и орущего на покупателя. Крупные фирмы, обслуживающие клиентов и имеющие большие коллективы воспитывают сотрудников посредством разнообразных корпоративных тренингов и семинаров. В результате нас все чаще встречают вежливыми улыбками и доброжелательным отношением. Сотрудники внутри коллектива, кажется, без особых усилий сохраняют беспристрастность и сдержанность.
Как уже говорилось, сдержанность и умение управлять эмоциями в наше время является хорошим тоном. В некоторых сферах от сотрудников требуют улыбок и позитивного отношения к клиентам (продавцы, официанты и т. д.). В других областях, наоборот, нужно вести себя беспристрастно и лучше не выказывать никаких эмоций вообще (врачи, юристы и т. п.).
Согласно специальным исследованиям, подавление эмоций довольно сильно изматывает и подавляет психику, причем показное дружелюбие дается несколько легче, чем вечный «покер-фейс».
Но все мы живые люди. Иногда завышенные требования или несправедливые упреки начальства способны довести нас до слез. Тупость коллег и придирки клиентов вызывают желание накричать, стукнуть кулаком по столу, а то и перейти к более радикальным действиям. Понятно, что даже если нам удается сдержать подобные реакции усилием воли, это отбирает много энергии. А если такие случаи неоднократны и повторяются день за днем?
Те же исследования показали, что даже простое сохранение спокойствия на работе так утомляет, что сама работа уже к середине дня становится менее продуктивной. Что же говорить о реакции организма на постоянное подавление и сдерживание гнева или обиды?
Так что же, дать волю эмоциям и разнести все вокруг вдребезги, спросите вы? Если бы это было возможно и не повлекло бы за собой выплату исков за испорченное имущество и нанесенные увечья, то да, для нашей психики это было бы неплохо. Но кроме перечисленных неприятностей, такое поведение может привлечь последователей…, и тогда мир вокруг превратится в хаос.
Что же делать? Научиться грамотно сдерживать себя, осознанно контролировать вспышки гнева и обиды еще на начальной стадии, учиться давать волю чувствам вдалеке от посторонних глаз. Психологи утверждают, что суть контроля над эмоциями состоит отнюдь не в том, чтобы их успешно подавлять, а в том, чтобы управлять ими. Непонятно? Попробуем проще.
Если вас вывели из себя, а вы при этом сохраняете невозмутимое лицо, сдерживаете свои чувства и не даете им вовсе никакого выхода — это нельзя назвать умением контролировать эмоции. Если же вы стараетесь разобраться, почему вас так задел чужой поступок или слова, признаетесь себе, что этот человек вас «достал» и знаете способы «выпустить пар»— это и есть контроль и управление.
То есть суть контроля такова: нужно признать для себя, что вы что-то вообще чувствуете, а не подавлять какие-либо чувства. Нужно признаться себе, что вы сейчас испытали отрицательные эмоции и не винить себя за это. Требуется разобраться самым тщательным образом, почему именно эта ситуация или человек вызвали именно такие эмоции. Дать эмоциям выход.
Как контролировать свои эмоции на работе: раздражение
Как бы мы ни старались соблюдать Христианские заповеди, но «возлюбить» всех ближних без разбору нам не удастся. Всегда найдется кто-то, кто будет нас раздражать просто одни своим видом, без всяких, казалось бы, причин.
Если такой человек есть в вашем окружении и вам приходится с ним постоянно контактировать (то есть вы не можете просто с ним не общаться), психологи советуют первым делом постараться понять, что в нем самом или в его поведении так вас раздражает. Это бывает не просто. Потому что некоторые раздражители действуют как бы исподволь, не поддаваясь простому анализу. Но для прояснения ситуации это необходимо.
Если вам удалось определить причину, вовсе не возбраняется сообщить о ней коллеге, который так плохо на вас действует. Просто поговорить и выяснить причины его поведения бывает достаточно, чтобы он перестал вас раздражать. Если сразу понять причину не удается, постарайтесь присмотреться к человеку, узнать о нем больше, поставить себя на его место. Тогда найти раздражитель будет легче. А может, вы узнаете о нем нечто такое, что отвлечет вас от раздражительных мыслей о нем, и вы перестанете так реагировать.
В любом случае, важно понимать, что любая работа над собой, как в нашем случае научиться контролировать эмоции на работе, есть ежедневный и кропотливый труд, на который понадобится достаточно времени и усилий. Если вы не дадите шансов лени и действительно заинтересованы в успехе, у вас все получится.
Психологи считают, что даже люди, у которых раздражительность обусловлена темпераментом (читай: природой) вполне могут научиться владеть собой. И сделать это необходимо, иначе повседневное раздражение может перерасти в более сильное и разрушительное чувство — гнев.
Как контролировать свои эмоции на работе: гнев
Гнев — одна из самых сильных эмоций, очень тяжело поддающийся какому-либо контролю. На подавление гнева уходит масса энергии и все равно нельзя сказать, что в итоге это полностью удается.
Если вам случалось гневаться, вы, наверное, помните свои ощущения в момент «точки кипения» и по мере остывания. Эмоции готовы выплеснуться через край, сознание не рассуждает, не анализирует причины и последствия. Руки дрожат, ноги подгибаются, глаза ищут, на ком бы «оторваться» и выплеснуть распирающие чувства. Когда гнев проходит, наступает реакция: вялость, опустошенность, сонливость. О какой продуктивной работе тут может идти речь?
Работа над контролем гнева также должна начинаться с себя. В первую очередь психологи советуют понять, какое чувство вы на самом деле испытываете, действительно ли это гнев? Может это страх или другое чувство, которое как бы маскируется под злость и гнев? Затем также хорошо бы понять настоящие причины гнева и проанализировать ситуацию.
Гнев — та эмоция, которую необходимо выплескивать, иначе она сожрет вас изнутри. Конечно, делать это явно не следует, но можно повернуть свои чувства в несколько иное русло. Например, подключить воображение и представить яркую картину расправы над виновником вашей злости.
Представьте, как вы даете ему отпор, не бойтесь фантазий, чем они ярче, тем быстрее вы избавитесь от негатива.
Если нет возможности выйти и предаться фантазиям в данный момент, а вы чувствуете, что сейчас выйдете из себя, постарайтесь просто говорить тише и медленнее, проследите за этим специально, сосредоточьте свое внимание на ритме речи и высоте голоса. Это может остудить ваш гнев, поможет слегка переключиться, сгладить эмоции. Если есть возможность уединиться, попробуйте снять психологическое напряжение с помощью физической нагрузки: поделайте какие-нибудь упражнения, просто поднимитесь несколько раз по лестницам в быстром темпе. Физические нагрузки вообще очень желательны тем, кто испытывает и при этом вынужден скрывать негативные эмоции ежедневно.
Наверное, вы слышали, что в Японии во многих крупных корпорациях устанавливаются портреты начальников в полный рост. Эти «пособия» предназначены для того, чтобы любой сотрудник мог высказать в лицо начальству, все, что он о нем думает. А то и врезать разок.
На первый взгляд кажется, что это довольно дико. Но психологи утверждают, что это прекрасный выход из ситуации. Ведь если разобраться, начальник — человек еще более занятой и обремененный обязанностями, чем вы. У него намного больше стрессовых ситуаций и раздражающих факторов, чем у вас. То есть, у него зачастую просто нет времени на то, чтобы сознательно контролировать свои поступки, слова и т. д.
В хорошей компании, конечно, начальники достаточно грамотны в этом плане и обучены контролировать свои эмоции на работе, но они тоже люди и иногда могут невзначай сорваться. И у них нет времени поговорить с вами, что-то объяснить, извиниться. Поэтому они вовсе не возражают, чтобы сотрудники разобрались с их, скажем так, вторым «я».
Но выплескивание эмоций с помощью рукоприкладства, скорее, прерогатива мужчин. Женщины — существа более мягкие и ранимые. Это не значит, что они неспособны испытывать гнев, еще как способны! Но у многих из них накал эмоций приводит к банальным слезам.
Как контролировать свои эмоции на работе: слезы
Слезы очень трудно сдержать. Если мы можем плотно сомкнуть челюсти, чтобы не сказать лишнего или сжать кулаки в карманах, чтобы не пустить в их вход, то заставить себя не расплакаться практически невозможно.
Первым делом, опять же советуют психологи, нужно понять, почему у вас именно такая реакция на происходящее, по какой причине вы не можете держать себя в руках? Быть может, всему виной долговременный стресс, крайняя усталость из-за большого объема работы, которая на вас висит в последнее время, плохое самочувствие, болезнь, какие-то переживания, не связанные с работой?
Когда причина найдена с ней требуется разобраться и как можно быстрее устранить. Никогда не позволяйте себе думать, что это вы виноваты в том, что вас обижают и доводят до слез, не вините себя за это. Конечно, несдержанный человек, привыкший не скрывать эмоций, чаще всего ищет и находит именно тот объект, который позволяет с собой так обращаться. То есть крикун подсознательно чувствует, что вы ему разрешите, ощущает вашу ранимость и неготовность дать отпор. Но вы-то в этом не виноваты. Это его выбор и его вина, а вовсе не ваша. Однако оставлять все как есть нельзя.
Если вы будете реагировать так, как он ожидает, он будет продолжать вас терроризировать. Вам следует изменить манеру поведения, не дать ему удовольствия увидеть вашу боль и слезы, обиду.
Легко сказать, но трудно сделать. И тут психологи подсказывают несколько простых способов унять подступившие слезы и не дать себе расплакаться. Во-первых, раз уж вы знаете, чем все может закончиться, к этому нужно быть готовой. С самого начала попробуйте как бы отстраниться от происходящего, понаблюдать за ситуацией со стороны. Пусть обидчик вопит или язвит себе на здоровье, а вы старайтесь не вдумываться в его слова, не воспринимать их на свой счет.
Попробуйте также представить его в какой-нибудь смешной ситуации, можете даже позабавиться в мыслях, а то и посмеяться вслух.
Если вы чувствуете, что не можете «держать удар» и слезы близко, обратите все свое внимание на дыхание. Старайтесь дышать чаше и не очень глубоко, сосредоточьтесь на этом, не дайте переживаниям вас захватить и сбить с ритма. Можете выпить воды, считая каждый выпитый глоток — это заставит вас отвлечься. Эти способы хорошо подходят и в том случае, если причина ваших слез не человек, а какая-то конкретная ситуация, которая лишает вас душевного равновесия.
Здесь мы привели только некоторые самые простые способы обуздать чувства и постарались объяснить, почему важно контролировать свои эмоции на работе, а не подавлять их. Для более успешной работы в этом направлении, конечно, стоит изучить литературу, может, посоветоваться с психологом или записаться на специальные курсы.
Самое главное — признать проблему, понять ее важность для вашего психического и даже физического здоровья. Это и будет первым шагом к умению владеть собой и грамотно справляться со своими эмоциями.
Источник
Как контролировать эмоции на работе и почему это вам необходимо
Есть ли разница между «властвовать собой» и «подавлять эмоции»? В далеком 19 веке юная чувствительная девушка Татьяна, героиня романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин», получила от Онегина урок: «Учитесь властвовать собой…». В противном случае ― «к беде неопытность ведет».
Выражения «держи себя в руках», «возьми себя в руки» наверняка приходилась слышать каждому. Как правило, их обращают к тому, кто слишком бурно выражает эмоции, которые не нравятся окружающим и которые проявляются в виде раздражительности, крика, слез и истерик.
К тому, что эмоции, особенно негативные, нужно скрывать и не выражать их «на людях», многих из нас приучают с детства. «Стыдно плакать, ты уже большой(ая)», ― слышим мы от родителей. И начинаем опасаться не только плакать «на людях», но и радоваться, чем заслуживаем репутацию черствых, сухарей, заторможенных и замороженных. Хотя порой в душе внешне спокойного человека, производящего впечатление отсутствующего, могут бушевать нешуточные страсти. И то, что он не выражает эмоций, совсем не означает, что он бесчувственный.
Следствием родительских уроков является то, что мы можем подавлять свои эмоции, но не умеем над ними властвовать. А ведь это разные понятия. Умение контролировать эмоции присуще людям эмоционально зрелым. Теми же, кто позволяет эмоциям взять верх над собой, обычно довольно легко манипулировать, поскольку у них эмоции затмевают разум.
Тем не менее, в последние годы психологи все чаще говорят о том, что подавление эмоций вызывает серьезные заболевания, в том числе и онкологические. Человек, подавляющий свои эмоции, сравнивается со сжимаемой пружиной, которая в один прекрасный момент не выдерживает нагрузки и резко распрямляется, готовая поразить все, что попадется на ее пути.
Нельзя забывать и о том, что люди отличаются разными темпераментами, и сангвиники и холерики выражают свои эмоции более бурно, чем флегматики и меланхолики.
Итак, если эмоции не рекомендуется сдерживать, поскольку это чревато негативными последствиями для организма, значит нужно научиться их контролировать. То есть развить в себе такое качество, как самообладание. (Любопытно, что в числе синонимов слова «самообладание» — «хладнокровие» и «бесстрастие».)
Как возникают эмоции
Люди, совершившие под влиянием эмоций поступки, в которых они раскаиваются, когда остынут, говорят, что находились в состоянии аффекта, им «кровь бросилась в голову», они «были не в себе». Одним словом, чувства у них взяли верх над разумом.
Как правило, эмоции завладевают человеком, когда он находится в состоянии сильного душевного волнения. Оно, в зависимости от степени, ограничивает сознание, а порой слух и зрение человека, блокирует его волю, «выключая» способность к анализу и логическому мышлению. Причем происходит это очень быстро ― за какие-то доли секунды. Таким образом, сначала возникает эмоция, потом включается мозг, то есть мозг отстает от эмоции.
Когда человек спокоен, его психологические ресурсы позволяют ему трезво оценить событие и легко решить проблему.
И все же, если бы люди не имели эмоций, они напоминали бы роботов. Эмоции можно назвать даром свыше: положительные ― влюбленность, радость, любовь, счастье, вдохновение позволяют ощутить полноту жизни; отрицательные ― гнев, страх, неудовлетворенность сигнализируют об опасности. Наш организм и сам помогает нам, вырабатывая «гормоны счастья», при нехватке которых негативные эмоции берут верх.
Как контролировать свои эмоции на работе
Как известно, на работу мы ходим работать, а не дружить. И мы не можем выбрать себе коллег по работе так, как выбираем друзей. Это друзья могут нас понять, если мы вдруг позволим себе вспышку обиды, гнева или раздражения, ― и то до определенного предела. На работе подобные вспышки, от кого бы они ни исходили, рано или поздно приводят к конфликту, в который втягиваются все больше участников, принимающих ту или иную сторону. И, когда люди «дружат» друг против друга, им уже не до работы.
Все мы знаем слово «интеллект», означающее способность человека к мышлению, логике, обучению. Но оно еще встречается в паре с другим ― «эмоциональный». Человек, обладающий эмоциональным интеллектом, способен чувствовать и понимать намерения других людей и мотивы их поступков, а также управлять как собственными эмоциями, так и чужими, и не поддаваться стрессам.
Термин «эмоциональный интеллект» стали выделять после того, как оказалось, что некоторые новые сотрудники, прошедшие при приеме на работу традиционные тесты на интеллект, были совершенно не готовы к сотрудничеству в эмоциональном плане. Проще говоря, были эмоционально неустойчивы и склонны к конфликтам.
Психолог Рувен Бар-Он одним из первых создал тесты, определяющие уровень эмоционального интеллекта, а также, по аналогии с аббревиатурой IQ ― коэффициентом интеллекта, ввел аббревиатуру EQ ― коэффициент эмоциональности. Ему же принадлежат 30 работ, посвященных этой важной теме. Как говорят американцы, благодаря IQ вас берут на работу, но карьеру вам помогает сделать EQ.
Итак, чтобы уметь властвовать собой, нужно развивать свой эмоциональный интеллект.
Кроме того, необходимо развивать в себе эмпатию – чувство, позволяющее понимать эмоциональное состояние других людей, «настраиваться с ними на одну волну» и сопереживать им. Особенно важно обладать эмпатией тем, чья работа тесно связана с общением с людьми.
Тот, кто обладает этим качество, не позволит себе оскорбительный тон в общении и прочие грубости и вольности, потому что он может поставить себя на место другого и представить себе его переживания. Чаще всего эмпатия ― врожденная черта характера. Она же свойственна и людям, получившим богатый жизненный опыт, много повидавшим и испытавшим.
Изучаем свои чувства
Также важно научиться анализировать свои чувства и понимать мотивы своего поведения или поступков. Эмоции, вызванные завистью, жадностью, мелочностью, недовольством, неудовлетворенностью и т. п., не только разрушают личность, но со временем становятся причиной болезней.
О связи эмоций и тела, о том, что лечения требует не только больной орган, а весь организм в целом, говорил еще древнегреческий врач Гиппократ. А врач-психотерапевт Франц Александер, проводящий в Чикагском университете исследования по психосоматике, выделил «чикагскую семерку» ― болезни, обязанные своему возникновению состоянию психики человека. К ним относятся нейродермит, язва желудка, заболевания щитовидной железы и др.
Распознаем зарождающийся конфликт
Не игнорировать сигналы, свидетельствующие о назревании конфликта. Конфликты подобны нарыву, который болит и зреет, а потом прорвет. Интуитивно мы понимаем, что в отношениях что-то пошло не так. Например, сотрудники живо обсуждают в наше отсутствие какую-то тему и вдруг замолкают, когда мы заходим в комнату. Или нас перестали приглашать с собой на обед. Так называемых «сигналов» может быть множество, но мы упорно не хотим их замечать, а потом говорим, что конфликт возник внезапно и на ровном месте.
Для начала стоит, пока не поздно, проанализировать ситуацию, ― возможно, именно мы когда-то совершили ошибку, проявив неделикатность или неуважение к кому-то.
Берем паузу
Всем известно правило: «когда тебя охватывают эмоции, досчитай до 10-ти». Смысл в том, что за это время должен включиться мозг, и человек будет действовать обдуманно. Но дело в том, что порой эмоции захлестывают нас настолько, что мы забываем обо всем на свете и несемся на их волнах, потеряв голову. Многим ведь приходилось жалеть о словах, сказанных сгоряча, которые не воробей ― вылетели, не поймаешь.
Медитация, прогулки в парке, рыбалка, вязание и вышивание крестиком ― хорошие средства, чтобы прийти в себя и успокоиться. Но это потом. А как быть сию минуту?
И снова: считаем про себя до 10-ти, 20-ти ― кому сколько нужно, чтобы «включилась» голова. Можно выйти из комнаты, чтобы побыть одному, посмотреть в окно, подумать о людях, которые будут любить нас несмотря ни на что, или о тех, кто уже навсегда покинул этот мир и кому наши проблемы показались бы такими мелочными по сравнению с той чертой, которую перешли они.
Есть люди, которые на работе известны как сдержанные и, казалось бы, их трудно вывести из состояния уравновешенности. Но зато они «отрываются» и «дают прикурить» домашним по возвращении с работы – накопившийся «пар» нужно же выпустить, чтобы не заработать инфаркт. Есть более безвредные «штучки», которые лучше проделывать в одиночестве: побоксировать с подушкой, ударить кулаком по столу, пнуть ногой дверь (ни в коем случае не подвернувшуюся некстати кошку), представить обидчика в смешной ситуации. Можно покричать, потанцевать под Rammstein или под вальс Шостаковича – кому что помогает. Неплохо поговорить с хорошим человеком – самим собой и обсудить ситуацию вслух (конечно, чтобы никто не слышал, как «тихо сам с собою я веду беседу», и не подумал, что пора вмешаться психиатру). Замечено, что «проговоренная» проблема утрачивает свою остроту и делается более приземленной.
Вырабатываем стратегию
В споре конфликтующие стороны обычно занимают следующие позиции:
- «Я хороший ― и ты хороший». В этой ситуации им проще всего разобраться в причине конфликта и договориться, выбрав решение, устраивающее обоих, или же пойти на компромисс.
- «Я прав, а ты нет». В этой ситуации, кроме явной конфронтации, ничего ждать не приходится.
- «Прав ты, а не я». Некоторые люди готовы всегда уступать, лишь бы избежать конфликта. О них говорят, что они приспосабливаются или не имеют своего мнения.
- «Мы оба не правы». Нередко это говорится, чтобы не раздувать конфликт, хотя внутреннее раздражение остается у обоих.
Чтобы определить, как вести себя в конфликтной ситуации, важно ответить себе на такой вопрос: хочу ли я сохранить хорошие отношения с этим человеком или же он осознанно задел настолько больное место (пытается разрушить наши базовые ценности), что продолжать дальнейшее общение не имеет смысла?
Если результат спора не имеет для нас принципиального значения и мы не хотим рвать отношения, то вполне можем уклониться от ответа или же согласиться с оппонентом.
Говорят, при назревающем конфликте стоит себя спросить: «Ты хочешь быть прав или счастлив?».
По важному для нас вопросу тоже лучше достичь компромисса путем переговоров, чем идти на обострение отношений. В конце концов, каждый имеет право на собственную точку зрения. Говорят, при назревающем конфликте стоит себя спросить: «Ты хочешь быть прав или счастлив?». Ведь наверняка каждый сможет припомнить знакомых, с которыми порой невозможно общаться именно потому, что в любой ситуации они стремятся доказать свою правоту.
Марк Твен очень верно подметил: «Никогда не спорьте с идиотами. Они опустят вас до своего уровня, а потом задавят своим опытом». И это тоже хороший совет, благодаря которому можно избежать соблазна вступить в бесполезный спор и дать волю негативным эмоциям.
В рабочем коллективе немалое значение имеет и расклад сил в конфликте, в частности имеется ли у нас «группа поддержки», не противостоим ли мы всему коллективу и не напоминаем ли одинокого солдата в строю, который считает, что все, кроме него, идут не в ногу.
Источник