Правильное питание во время Поста – залог хорошего самочувствия
Великий Пост, который в этом году начинается 15 марта, самый строгий и продолжительный из всех православных постов. В числе прочих ограничений – питание. Чтобы не нанести вреда организму и использовать Пост для улучшения своего здоровья, необходимо очень серьезно отнестись к питанию в этот период.
Если раньше пост соблюдали только люди верующие, то сегодня придерживаться ограничений в еде начали и те, кто далек от церковных обычаев и обрядов. К этому их подтолкнула традиционная медицина, признавшая пользу подобных воздержаний в еде. Предлагаем ознакомиться с некоторыми советами, как правильно поститься с точки зрения врачей, и кому лучше воздержаться от этой традиции.
В чем польза поста?
Для верующих пост — это прежде всего духовное очищение, делающее человека лучше и ближе к Богу. Но периодические ограничения в приеме пищи положительно сказываются и на физическом состоянии организма.
Малоподвижный образ жизни, плохая экология и высококалорийная еда с низким содержанием витаминов, но большим количеством жиров и углеводов делают свое «черное дело», перенасыщая сосуды холестерином, зашлаковывая кишечник и вызывая нездоровое ожирение.
Во время поста, когда сокращается потребление жирной пищи и увеличивается поступление клетчатки и витаминов, организм разгружается: выводятся шлаки, снижается уровень интоксикации, уменьшается нагрузка на органы пищеварения, восстанавливается микрофлора кишечника. В итоге укрепляется иммунитет, улучшается работа желудочно-кишечного тракта и нормализуются обменные процессы. У больных диабетом уменьшается уровень сахара в крови.
Последствия ограничений в еде проявляются и внешне: поскольку мы избавляемся от токсинов и лишних жиров, наша кожа приобретает здоровый цвет, «уходят» лишние килограммы и даже меняется осанка.
Однако наряду с пользой воздержания в еде для некоторых категорий людей могут иметь негативные последствия. Поэтому, рассматривая тему, как правильно поститься, не нанося вреда здоровью, мы обязаны перечислить тех, кому это делать нельзя.
Кому противопоказано поститься?
Среди тех, кому медики не рекомендуют поститься:
дети. Растущему организму жиры, углеводы, белки и витамины необходимы в достаточном количестве. Отказ же от молока и молочных продуктов, практикуемый во время поста, способен привести к снижению уровня кальция и витамина А. Результатом будет потеря зубов, хрупкость костей, задержка роста и ухудшение зрения. Исключение из рациона ребенка продуктов питания животного происхождения вызовет дефицит витамина В12, который не содержится в растительной пище. Это приводит к общей слабости, появлению головокружений, анемии и нарушениям работы нервной системы;
беременные женщины и кормящие мамы. Они едят за двоих, и любое ограничение питания негативно скажется на здоровье малыша;
больные гастритом, панкреатитом, холециститом, язвой желудка и 12-перстной кишки. Медики предупреждают: переход на постную пищу часто провоцирует обострение заболевания;
люди, только что перенесшие инфекционное заболевание. У них ослаблен иммунитет, и для его восстановления требуется полноценное питание, а постное меню таковым не является по причине отсутствия продуктов животного происхождения;
пациенты с диагнозом «анемия». Мясо, сливочное масло, сливки, печень, рыба и дрожжи являются необходимыми элементами процесса кроветворения, а в постном меню они отсутствуют.
Нужно ли поститься людям, страдающим сахарным диабетом? Жесткие ограничения в питании могут им навредить, поэтому лучше предварительно проконсультироваться с доктором, узнав у него, какие продукты не стоит исключать из своего рациона.
Чтобы время Поста принесло максимальную пользу организму, не помешает соблюдать следующие рекомендации.
1. Включайте в рацион питания белки растительного происхождения (профилактика дефицита белка) — это все соевые продукты (их ассортимент очень широк от мяса до йогуртов), бобовые, орехи, семечки, различные злаковые и каши, изделия из муки грубого помола.
2. Ежедневно включайте в свой рацион различные каши, макаронные изделия и картофель – они являются отличными источниками энергии, придадут вам силы и бодрость, вернут хорошее настроение и радость жизни.
3. Ежедневно употребляйте в пищу растительные масла (около 1-2 столовых ложек в день), 500 граммов свежих овощей и фруктов.
4. Для профилактики обострения весенней депрессии необходимы блюда из бурого риса, пшена, гречи, сои, чечевицы, а также финики, бананы и арахис.
5. Обязательно каждый день принимайте витаминно-минеральный комплекс.
6. Помните о важности употребления достаточного количества чистой питьевой воды – не менее 1,5-2 литров в день.
8. Для любителей сладкого — мед и сухофрукты, которые являются источником важных витаминов и микроэлементов.
9. Постарайтесь питаться не реже 4-5-ти раз в сутки, в определенное время и тщательно пережевывая пищу, так как это позволит вашему организму быстрее адаптироваться в условиях нового для него растительного рациона.
10. Старайтесь разнообразить свой рацион во время поста и не употреблять блюда и продукты, к которым вы испытываете неприязнь, они не принесут пользы для Вашего организма.
11. При выходе из поста будьте умеренными при употреблении мясной и жирной пищи. Постепенно и аккуратно возвращайте ее в свой ежедневный рацион. Помните, что в организме к концу поста уровень ферментов, расщепляющих белок, минимален, а продукты гниения белков в кишечнике могут на два дня вывести Вас из нормального рабочего графика. Не случайно культовый продукт Пасхи – отварное яйцо. Это сбалансированный продукт, который стимулирует активность пищеварительной системы после многодневного воздержания.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.
Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
Сейчас 519 гостей онлайн
Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173
Тел.: +7 (38822) 6-43-84
Эл. почта:
Наш аккаунт в instagram: @rospotrebnadzor04
Источник
Сильно болею, трудно соблюдать пост. Что делать?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте! У меня вопрос о соблюдении поста. Только пару лет назад стала пытаться соблюдать длинные посты. Первые два прошли благополучно, последующие два стало труднее, чувствовала слабость, и пост нарушала. В следующий пост в конце даже мясо стала есть — не было сил поститься совсем и прямо чувствовала, что нужно что-то есть скоромное. Потом похудела, даже пропали женские дни. Сейчас длинные посты совсем не соблюдаю, и даже однодневные не всегда — иногда тоже ощущение, что нужно что-то скоромное съесть. Подскажите, стоит ли соблюдать однодневные посты или сначала немного восстановиться и набрать вес, чтобы все функции организма нормализовались?
Отвечает игумен Андрей (Мороз):
Уважаемая Наталья! Современному человеку очень трудно поститься. Всегда находятся объективные и субъективные причины нарушать пост. Конечно, все мы помним, что пост состоит из двух важных составляющих — труда души и труда тела. Первую составляющую трудно измерить, да и часто мы не получаем должного руководства в данном направлении, а потому результативная часть всегда остается некоей интимной стороной между Богом и человеком. Мы наблюдаем этот перекос и в литературе духовных авторов, которые оговаривают, что пост — это духовное делание, но в рекомендательной части сходят на описание внешних критерии поста, и это понятно. Вот и Ваш вопрос про еду не в бровь, а в глаз.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин обращает наше внимание на то, что «один телесный пост не может быть достаточным для совершенства сердца и чистоты тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Так как и душа имеет свою вредную пишу, насытившись которой, и без обилия телесной пищи впадет в сладострастие. Злословие есть пища ее и притом приятная; гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая: на час насыщает душу несчастной пищей, а вместе с тем поражает и смертоносным вкусом. Зависть есть пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками и непрестанно мучит ее, бедную, благополучием чужого успеха. Тщеславие есть пища ее, которая приятным вкусом на время услаждает, а после делает душу пустой, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, лишенной всех духовных плодов: не только губит заслуги необычайных трудов, но еще навлекает большое наказание. Всякая похоть и блуждание непостоянного сердца есть корм души, питающий ее вредными соками, а после оставляет ее не причастной небесного хлеба. Итак, воздерживаясь при посте от этих страстей, сколько у нас есть сил, мы будем иметь полезный пост телесный. Труды плоти, соединенные с сокрушением духа, составят приятнейшую жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного духа. Но если, постясь телесно, мы будет опутаны гибельными пороками души, то изнурение плоти не доставит нам никакой пользы, при осквернении драгоценнейшей части души, которая бывает жилищем Святого Духа. Ибо не столько тленная плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Святого Духа. Следовательно, постясь по внешнему человеку, нужно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему человеку, которого святой апостол особенно убеждает предстать чистым Богу, чтобы удостоиться принять в себя гостя — Христа (Еф 3:16-17)».
Принимая в руководство слова авторитетного преподобного отца, мы должны обратить внимание на то, что святоотеческий приоритет обнаруживается в достижении результата, а не в соблюдении формы постного времяпрепровождения. Однако, святые отцы обращали внимание на то, что пост — не личная прихоть каждого из нас.
Святитель Феофан Затворник пишет: «Где же это нашли такой устав о посте? Где говорится о посте духовном, там не помянуто, что о телесном нечего хлопотать, можно и без него обойтись, и напоминается только, чтоб не ограничиваться постом телесным одним. Великий пост и Успенский значительны, но из этого нельзя заключить, что прочие посты можно превращать в не посты. Надо быть исправными в церковном уставе вполне, без оговорок». Исключение предоставляется только людям, как Вам, немощным в посте по причине той или иной болезни. Святитель Иоанн Златоуст советует немощным: «Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева. Если ты не можешь поститься, то, по крайней мере, можешь не роскошествовать, а это не маловажно и не далеко от пощения и может укротить неистовство диавола. Ибо ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство – источники и мать всех зол. […] Кроме воздержания от пищи, есть много путей, могущих отворять нам двери дерзновения пред Богом. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того, причиним себе величайший вред. Если и при посте оказывается у нас недостаток выше сказанных добрых дел, то тем более покажем мы нерадения о них, когда не будем пользоваться врачевством поста».
Уважаемая Наталья! Всем нам нужно поститься в том числе и телесно. Но если есть такие физические немощи, как у Вас, прежде всего, нужно обратиться к врачу, возможно, имеет место заболевание обмена веществ. Врач Вам порекомендует препараты и диету, которая будет восприниматься, как прием лекарства. Но то, что Вам надо предпринимать меры для избежания истощения, это очевидно.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Источник
Православная Жизнь
Пост – не для слабаков, уверен Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии.
– Андрей, помогите ответить на вопросы читателей по поводу усиливающихся неприятностей в Великий пост. Существует мнение, что именно в этот период на постящихся людей наваливаются непредвиденные проблемы и трудности. Например, такой вопрос читательницы: в этом году я решила поститься, но у меня стало появляться множество неприятностей, прямо наваждение какое-то: муж руку поломал, я ушиблась сильно. Как можно такое объяснить?
– Бесспорно: то, что человек решился на такой серьезный шаг, как соблюдение поста, будет немалым раздражителем для «князя мира сего», который всеми силами стремится увести человека от единственно верного пути – пути ко спасению, чем, собственно, и должен стать для нас Великий пост.
Но в то же время не все то, что происходит с нами в нашей жизни – особенно в такой сложный (имеется в виду – духовно сложный) период Великого поста – нужно списывать на какие-либо искушения или тем более на непосредственные проявления бесовских сил. Очень многое зависит от нас, от нашего внутреннего расположения и отношения к тем или иным незаурядным вещам.
Если же мы воспринимаем такие неприятности (как, например, травмы, происходящие с нами во время поста) как один из видов искушений, мы тем более должны стараться контролировать себя и воздерживаться при этом от ропота. Священномученик Петр Дамаскин говорит: «Всякое искушение, как врачевство, попускается Богом для излечения немощствующей души». Поэтому, если мы хотим, чтобы период Великого поста принес пользу не только физическую, которую доставляет обычная диета, но и прежде всего пользу духовную, нам следует воспринимать все случающиеся неурядицы именно как попытки врачевания нашей бессмертной души.
– «Правда, что в пост активизируется вся нечисть – и человек подвергается больше искушениям? Как все это пережить? Может, пост не всем по силам?» Помогите, пожалуйста, разобраться нашим читателям.
– Как уже было сказано выше, пост – это путь к Богу, попытка возвращения погрязшего в собственных грехах человека к своему Небесному Отцу. И неудивительно, что такая попытка воспринимается «в штыки» падшими ангелами, для которых любая духовная радость – это очередной повод к зависти, которая, по словам Книги Премудрости Соломона, собственно, и стала причиной отпадения Денницы от Бога. Но при всех подобных попытках бесов оторвать нас от общения с Богом мы должны помнить слова святого апостола Павла: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31). Следовательно, никакая бесовская сила, если мы не дадим ей во владение ни малейшего уголка своей души, не сможет преодолеть в нас действие благодати Божией. Бог знает силы и возможности каждого из нас и никогда не даст нам крест, который был бы нам не по силам. Пост – это вовсе не какое-нибудь новое установление. По словам святителя Василия Великого, пост – это древний дар Бога человечеству, возносящий людей превыше неба. Люди спасались постом и молитвой на протяжении уже не одного десятка веков. А это лучший аргумент, подтверждающий значимость поста в духовной жизни православного христианина.
– «Как не поддаваться панике и не вестись на провокации в этот период? С первых дней поста началась тревога по поводу повышения цен, ситуации в стране…» Андрей, как устоять перед паникой?
– Если во время поста нас интересует более повышение цен – значит пост для нас еще не наступил. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Пост не любит мира, ни того, что в мире», и если мы заботимся более о мирском, чем о духовном, значит мы еще далеки от поста. Святые отцы советуют: если у нас на сердце есть какие-то тревоги или проблемы, мы не должны пытаться справиться с ними сами, но просить помощи у Бога, вспоминая при этом слова святого пророка и псалмопевца Давида: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Пс. 55:22). А если же мы, стоя в храме за богослужением или молясь дома, размышляем о ценах или курсах валют, значит мы не даем Богу возможности действовать в нашей жизни; следовательно – к нам еще не пришла та духовная весна (именно так называется пост в богослужебных песнопениях Постной Триоди), которая должна изменить нашу жизнь изнутри.
– Чем отличается время поста от обычного времени?
– Мы должны помнить, что пост – это вовсе не самоцель. Пост, как мы уже сказали выше, – только некое средство, некая дорога к тому, что является более возвышенным, чем сам пост: пост – это путь к Пасхе, путь навстречу Воскресшему Христу. И потому время поста важно для нас как период усиленного самоконтроля и усиленной самоподготовки к такой встрече. Каждый из нас, естественно, в меру своих духовных сил должен приложить максимум усилий для того, чтобы достойно встретить Воскресение Своего Творца и в полной мере «войти в радость Господа своего» (см.: Мф. 25:21).
– Еще есть такой вопрос: «Все домашние против того, чтоб я постилась, говорят: Бог в душе. Я завишу от них, так как питаемся вместе. Как быть? Из-за поста у меня могут быть неприятности».
– Преподобный Феодор Студит писал, что истинный пост, приносящий пользу душе, заключается в мирном, кротком и сострадательном расположении к ближним. Если же мы будем есть один только хлеб и пить одну только воду, но при этом в нашем сердце не будет мира – это вовсе не тот пост, к которому призывает нас Господь. Святой апостол Иаков говорит: «Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2:18). Следовательно, наша вера должна проявляться прежде всего в наших поступках по отношению к ближним, а не в каких-либо самоограничениях.
В древнем Патерике есть следующий рассказ: некий аскет достиг столь высокого уровня подвижничества, когда его сердце уже было очень близко к гордости, и Бог открыл ему, что в одном городе живут два человека, намного превосходящие его святостью своей жизни. Подвижник, желая увидеть воочию этих людей, отправился в тот город и по указанию Божию встретил двух женщин, о которых ему было открыто, что они и есть те, кто превзошел его духовные подвиги. Сперва монах смутился: как женщины, живущие в миру, могут быть святее его – старого аскета, проведшего уже не один десяток лет в посте и молитве? Но впоследствии подвижник понял, что эти две женщины превзошли его тем, что никогда и ни с кем не ссорились, но всегда хранили мир в своих сердцах. Таким образом, сохранение мира в семье может быть в некоторых случаях даже лучшей нашей жертвой Богу, чем пост. К тому же, если мы будем проявлять любовь к нашим близким, возможно, именно она быстрее, чем любые уговоры и рассказы, сделает их нашими единомышленниками.