Если начальник человек настроения

Плохое настроение босса действительно негативно влияет на остальную часть коллектива

Безусловно, всем знакома поговорка о том, что рыба начинает портиться с головы. Ученые с этим совершенно согласны, более того, эмоции, которые испытывает босс, неизбежно передаются его подчиненным. Иными словами, когда у начальника плохое настроение, негатив накрывает с головой всех сотрудников, подобно снежной лавине в горах.

Коллектив – это «живой организм», функционирующий по собственным законам. Начальник же – голова этого организма. Представьте на минуту, что у вас разыгралась сильнейшая мигрень. Разве головная боль не помешает вам заниматься, например, рукоделием или же уборкой? Сможете ли вы с приступом мигрени бегать в парке, плавать в бассейне? Разумеется, нет. И именно так влияет на рядовых сотрудников дурное настроение начальства. То есть работники выступают в качестве «рук и ног», функционировать которым мешает «больная голова».

Что выяснили ученые?

Исследованиями взаимосвязи настроения руководителя и сотрудников занимались в школе Уортона в Университете Пенсильвании. Профессор менеджмента Сигал Барсейд утверждает, что хорошие эмоции, как и плохие, заразительны. То есть если человек приходит на работу в приподнятом настроении и полон позитива, то это обязательно передастся другим.

Учитывая, что все сотрудники равняются на свое начальство, а многие и побаиваются руководителей, то и настроение босса пользуется своеобразным приоритетом. Что это значит? Только то, что своего коллегу, пришедшего в плохом расположении духа, можно утешить или же пресечь его попытки испортить настрой окружающим. С боссом же так поступить нельзя. Соответственно, его настрой впитывается работниками точно так же, как и обыкновенные указания.

Как настроение босса сказывается на работе сотрудников?

Сигал Барсейд говорит: «Если вы в плохом настроении, то вы хуже справляетесь со своими обязанностями. Но если вы – босс, ухудшается работа всего коллектива».

С ученым из Пенсильвании полностью согласна автор книги «Как быть счастливым на работе» Энни Макки. Она пишет о том, что если у босса плохой день, то и у сотрудников он будет точно таким же. А это неминуемо скажется на результатах труда всей команды.

Соответственно, хорошее настроение начальства – это залог и гарант успешного и продуктивного труда всех сотрудников. Если же на лице босса «бродят грозовые тучи», то у всей команды впереди плохой день, вполне возможно, что и проведенный на работе впустую.

Нужно ли скрывать свое настроение?

Руководители – живые люди. Они могут поругаться с утра с членами семьи, пролить кофе, проспать, застрять в пробке или же столкнуться с другими неприятностями. Разумеется, всегда светиться от радости и одаривать сотрудников лучезарной улыбкой, заряжая их позитивом, боссы не могут.

Но учитывая то, что их настроение сказывается на производительности труда, логичен вопрос о том, нужно ли скрывать внутренний негатив. Как утверждает профессор Барсейд, такой способ является прямым путем к выгоранию на рабочем месте. Более того, он совершенно не эффективен, поскольку настроение человека выдают его тело, мимика, жестикуляция и позы.

Поэтому, если пребывающий в дурном настроении руководитель не является прирожденным артистом, способным с легкостью перевоплотиться из несчастного человека в счастливого, то скрывать свое настроение не имеет смысла. Но, разумеется, это вовсе не означает того, что его нужно демонстрировать.

Как же оградить сотрудников от эмоционального негатива?

Вариантов борьбы с плохим настроем достаточно много, но все они требуют времени, которое есть не всегда. Как же оградить сотрудников при входе в офис? Как не дать своему негативу разлететься по помещению вместе с приветствием?

Как утверждают психологи, лучший помощник руководителя в такой ситуации – откровенность. Не нужно быстро здороваться и «сбегать» в кабинет. Следует честно сказать работникам о том, что было ужасное утро и потребуется некоторое время для того, чтобы прийти в себя. Пожелать все хорошей работы и только потом уйти к себе. Подобная линия поведения вызовет сочувствие и понимание, сотрудники не станут гадать, почему босс не в духе, а просто примутся за исполнение своих обязанностей.

Что должны замечать руководители?

Хороший начальник должен уметь не только не допускать влияния собственного эмоционального состояния на работу сотрудников, но еще и замечать распространение негатива внутри коллектива, с ним не связанное.

Например, если кто-то один пребывает в мрачном расположении духа, то это способно отразиться на результатах работы всей команды. Особенно, если этот человек является заместителем начальника или же его помощником. Соответственно, хороший руководитель должен быть очень внимателен к своим сотрудникам. Ему следует замечать не только во сколько они приходят на службу, но и то, в каком эмоциональном состоянии люди находятся. Конечно же, необходимо пресечь распространение дурного настроения, которое было замечено.

Как предотвратить распространение негатива?

В первую очередь следует «изолировать» негативно настроенного человека от других. Как это сделать? Вызвать его к себе в кабинет под благовидным предлогом. То есть обставить вызов таким образом, чтобы ни у кого не возникло не нужных вопросов или же заинтересованности, любопытства.

Далее с сотрудником необходимо доверительно побеседовать в дружеском тоне. Нужно постараться узнать, что у него случилось. Вполне возможно, что причина негативного настроя вовсе не в незадавшемся утре или пролитом кофе. У человека могут быть серьезные неприятности, справиться с которыми с помощью «позитивных мотиваторов», часовой прогулки или же просто погружения в любимое занятие невозможно. К примеру, от сотрудника могла уйти супруга, или же его собака заболела. Это не является причиной для неявки на службу, но и справится со своими эмоциями и переживаниями человек тоже не в состоянии.

Читайте также:  Чувства патриотизма для детей

Выяснив, в чем кроется источник дурного настроения, следует действовать по обстоятельствам. Если причина негатива серьезна, стоит найти возможность дать человеку выходной или же отправить его в командировку, может быть поручить отвезти что-то на другой конец города. Если же виной всему банальные житейские неурядицы, то, как правило, рассказав об этом и получив взамен «порцию участия и сочувствия» со стороны босса, сотрудник меняет свое настроение.

Разумеется, важно и уметь разряжать напряженную обстановку в целом. К примеру, если все трудятся в авральном режиме, то следует общаться с коллективом сдержанно, не поддаваясь эмоциям, но при этом и не сухо.

Источник

Три истории о токсичном начальстве. Клинический психолог рассказала ставропольцам, как защитить себя

История первая: деспот

Юлия, в прошлом менеджер по рекламе:

«Это было несколько лет назад. Я устроилась в фирму, скажем так, широкого профиля. Они занимались недвижимостью, наружной рекламой, выпускали журналы и много чего ещё. Поначалу всё нравилось: приятный коллектив, хорошие условия труда. Нами непосредственно руководила жена директора, а он больше занимался политикой и редко появлялся в офисе. Когда это происходило, всё менялось разом. Он просто шёл и портил всем настроение. Но самым страшным были планёрки. Их боялись, к ним готовились, но никто не знал, что произойдёт. Он мог быть милым и рассказывать забавные истории, а мог орать матом, унижать своих сотрудников и превращать работу в сущий ад. Но выбивало из колеи то, что это могло происходить одновременно, без всякого перехода. Жертвы его внимания часто плакали, увольнялись в тот же день, а остальные сидели тихо, боясь оказаться на их месте. Причём он был по-своему демократичен и в равной степени издевался над последней девочкой, принимающей звонки, или собственной женой. За полгода мы возненавидели эту работу и искали, куда податься, но случился кризис, и всё развалилось само. А наш бывший директор, говорят, стал крупным чиновником. Туда ему и дорога».

По словам психолога Елены Ковальчук, это весьма распространённая история.

«Токсичное поведение со стороны начальства в нашей стране в последние 30 лет не редкость. Причины этого я бы разделила на две группы: социально-экономические и индивидуально-психологические», — считает специалист.

Обычно, конечно, они сочетаются в той или иной степени. Но в случае с Юлией заметнее проявления из второй группы.

Токсичное руководство вообще разрушительно по своему характеру и наносит вред не только отдельным сотрудникам, но и всей работе в целом. Такой начальник использует в общении с подчинёнными психологическое насилие. Это оскорбительный тон беседы, обесценивание труда, откровенное хамство, публичное отчитывание, угрозы, шантаж. Цель всего этого — унизить партнёра по общению при помощи вербальной агрессии. Причины в общем-то понятны: таким образом многие проявляют власть. Как правило, это связано с тем, что их профессиональные навыки не вызывают авторитета у подчинённых, и они не видят другого способа самоутверждения.

То есть в этом случае имеет место комплекс неполноценности самого начальника, как специалиста. Он может частично осознаваться, а может быть полностью скрыт психологической защитой. Не стоит исключать и просто грубых невежественных людей, которые не освоили элементарные навыки культуры общения и не умеют разговаривать иначе.

Отдельная тема — психопатические личности. Им недоступны высшие человеческие эмоции: самопожертвование, любовь в высоком смысле этого слова, служение высшим идеалам, порядочность, совесть.

«Я называю это недоразвитием высших человеческих эмоций. Как вы понимаете, такой человек в роли начальника может принести множество бед своим подчиненным. Поведение его практически не корректируется. И если вам не повезло работать под началом такого человека, я предполагаю, что будет крайне сложно переломить ситуацию в вашу пользу», — уверена Елена Ковальчук.

История вторая: разделяй и властвуй

«У нас был довольно возрастной и очень дружный коллектив. Мы открыто обсуждали все проблемы: и рабочие, и личные. Нередко помогали друг другу. Были почти как семья. Но потом у нас сменился руководитель. Вначале он присматривался, сидел себе тихо, а потом стал вызывать сотрудников к себе по одному. Пространно расспрашивал, на что-то невнятно намекал. Потом за несколько месяцев отправил на пенсию или просто выгнал самых опытных, нанял молодёжь — и пошло-поехало. Мы сами не заметили, как коллектив превратился в клубок змей. Все боялись сказать или сделать что-то не так, потому что находились те, кто сразу донесёт руководству. А даже когда всё хорошо, не было гарантии, что тебя не оклевещут. Неудивительно, что показатели стали падать у многих. В итоге остатки прежнего дружного коллектива разошлись по другим конторам, а эта до сих пор работает кое-как, но уже ничего из себя не представляет».

Елена Ковальчук говорит, что довольно распространена такая ситуация, в которой начальник не просто время от времени проявляет токсичное поведение, но стремится создать в коллективе отрицательный психологический климат. Он формирует обстановку, в которой крайне сложно, а часто и невозможно продуктивно работать. Это мешает сотрудничеству между коллегами, сеет вражду, культивирует среду доносительства, постоянной неоправданно жёсткой конкуренции — «подставь другого, иначе уволят тебя». Такой способ управления на практике приводит к печальным итогам. Вместо продуктивной команды, оперативно и качественно решающей задачи, начальник получает аморфную массу сотрудников. Последние, как правило, растеряны, находятся в состоянии постоянного стресса и страха увольнения.

Многие руководители добиваются именно этого, будучи уверенными, что такими людьми легче управлять. Но это показывает лишь непонимание самых основ человеческой психологии и правил организации работы на результат. В корне их должно лежать стремление обеспечить благоприятный климат и взаимодействие между его подчиненными на основе позитивного сотрудничества. Потому что люди, постоянно испытывающие страх и тревогу, не способны работать эффективно.

«К слову, наши древние предки не смогли бы выжить, не объединяясь в первичные коллективы для поимки того же мамонта с целью пропитания. Представьте себе, что было бы с отрядом охотников, если бы каждый подозревал, подставлял и ненавидел другого и хотел бы забрать мамонта только себе? Люди остались бы без еды и вымерли. В наше время такой «мамонт» — результат совместной работы, который не получить без позитивного сотрудничества друг с другом всего коллектива. И крайне прискорбно, что некоторые руководители не способны осознать настолько простой факт», — сожалеет психолог.

История третья: эффективный менеджер

Читайте также:  Почему собака скалится от радости

Анатолий, специалист по работе в социальных сетях:

«На эту работу меня пригласили друзья. Мол, тут тебе не совок, всё будет по-новому, модно и современно. Поначалу так и казалось: хороший офис, молодой начальник, пестрящий англицизмами, дерзкие планы и всё так по-столичному. Но со временем этот руководитель всё и испортил. Лез во все дела, постоянно упрекал нас в недостаточной эффективности. При любых попытках спорить тыкал в стену, завешанную сертификатами, что он выпускник президентской программы подготовки управленческих кадров, миллиона тренингов, форсайтов, коучингов и прочего. Он старательно косплеил что-то среднее между Стивом Джобсом и «Волком с Уолл-стрит», но смотрелось всё это нелепо. Чувствуя нехватку авторитета, он всё чаще срывался, придумывал всякие нововведения, которые в основном сводились к тому, как в очередной раз переорганизовать работу по-модному и оштрафовать нас за невыполнение KPI. Ну, мы помучились полгода, а потом просто разом ушли в нормальный проект с адекватным руководством. А он остался один весь такой эффективный».

Такой типаж, по словам Елены Ковальчук, сформирован скорее социально-экономическими причинами. Они связаны с переходом нашей страны на «рельсы» капиталистического развития.

«Капитализм предполагает отношение к человеку как к вещи — об этом можно подробно прочесть у классика психологии Эриха Фромма: «… экономическая деятельность, успех и материальная выгода стали самоцелью. Человек — лишь деталь машины и служит целям внешним». И если так, то кто станет всерьез беспокоиться о психологическом здоровье и вообще о здоровье такой вещи? Пока она работает — хорошо, когда «ломается», то отправляется на свалку. Это подход, ориентированный не на человека. И современный руководитель — «эффективный менеджер» функционирует в рамках данной системы, не считаясь с чувствами тех живых винтиков, которые приводят в движение работу всего предприятия. В этом смысле для таких руководителей и вовсе не стоит вопрос вежливого общения и заботы о своих сотрудниках, они нужны, постольку-поскольку эффективно работают и приносят прибыль», — считает психолог.

В наших реалиях это формирует довольно карикатурные образы, чем-то напоминающие игру плохого провинциального театра. Необходимо понимать, что если на Западе такой типаж руководителя сформировался в результате долгой социально-экономической эволюции, то у нас он входит в противоречие с привычными механизмами взаимодействия людей в обществе.

Как Давиду победить Голиафа

Подчинённый всегда находится в слабой позиции по отношению к руководству. Профсоюзное движение в нашей стране, мягко говоря, не столь активно, как на Западе, а коллективы чаще всего разобщены. Так что же делать людям, столкнувшимся с таким начальником? Проще всего сменить работу, но не все это могут сделать, особенно в нынешней ситуации. По словам психолога, рецепты, которые помогут пережить, приспособиться, преодолеть всё это, имеются. Они не дают гарантированного результата, но можно хотя бы попытаться.

Способ первый: осадить

В первую очередь необходима декларация того, что грубая, оскорбительная, уничижительная манера разговора недопустима в общении с вами. Сообщите начальнику о том, как вы реагируете на его слова. Важно представить ему обратную связь на его поведение, сообщить о своих эмоциях спокойным тоном: «Вы повышаете голос», «Вы позволяете себе кричать на меня», «Я не могу обсуждать рабочие вопросы, когда на меня кричат, грубят и оскорбляют. Вам бы понравилось, если бы я обратился к вам так же?», «Ваши слова несправедливы и обидны. Я готов выслушать критику и исправить свои ошибки, но только в том случае, если критика будет вежливой. Грубость я терпеть не могу и не обязан. Буду рад обсудить с вами все рабочие вопросы, когда будете готовы к вежливому общению».

После этого следует покинуть «территорию боя» — выйти из кабинета и продолжить разговор в более спокойной обстановке.

Техника «отзеркаливания» обидных слов начальника

«Уважаемый Иван Иванович, а если бы Вас назвали безмозглым руководителем, как бы Вы себя почувствовали и как бы отреагировали?»

Тут главное дословно передать текст начальника, тон ваш при этом должен быть спокойным и вежливым. Вы возвращаете начальнику его собственные оскорбления и заставляете задуматься, что чувствует его подчинённый в такой ситуации.

Пойти на компромисс

«Ваша работа неэффективна», — говорит руководитель.

«Я тоже считаю, что необходимо повышение эффективности моей работы, и для этого требуется выделить больше времени на решение данной задачи, другое оборудование», — отвечаете вы.

Обратите внимание — согласие с критикой сразу же сопровождается предложением по улучшению работы. Это переход к конструктиву, поиск компромисса — мы согласились с проблемой, которую заявил начальник, и предложили вариант решения.

Принцип «психологической амортизации»

Детально ознакомиться с ним можно в книгах психолога Михаила Литвака. А в качестве художественной иллюстрации очень рекомендуется перечитать книгу Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». Главный герой — Йозеф Швейк, на всём протяжении повествования пользуется именно этим принципом психологической амортизации. Суть состоит в том, чтобы не спорить с обидчиком, а соглашаться с ним. И не торопитесь с выводами! Данный метод не имеет ничего общего с тем, чтобы безропотно терпеть и молча выносить издевательства вышестоящих.

Читайте также:  Что может чувствовать младенец

Пример того, как блестяще решал подобные задачи бравый солдат Швейк:

«Подпоручик Дуб с раздражением взглянул на невинную рожу бравого солдата Швейка и сердито спросил:

— Так точно, господин подпоручик, знаю.

Подпоручик Дуб свирепо выкатил глаза и затопал ногами.

— Вы меня еще не знаете! — рявкнул подпоручик Дуб. — Вы знаете меня, может быть, с хорошей стороны, но погодите — узнаете и с плохой. Я очень строг. Вы у меня еще наплачетесь, вот увидите!

… — Ты чего шляешься? — налетел тот [подпоручик Дуб] на Швейка. — Ты меня не знаешь?

— Осмелюсь доложить, — ответил Швейк, отдавая честь, — я бы не хотел узнать вас с плохой стороны.

Подпоручик Дуб пришел в ужас от такого ответа, но Швейк стоял спокойно, все время держа руку у козырька, и продолжал:

— Осмелюсь доложить, господин лейтенант, я хочу знать вас только с хорошей стороны, чтобы вы меня не довели до слез, как вы недавно изволили выразиться».

А теперь пример из наших современных реалий:

Заявление начальника: «Вы остолоп, идиот, бесполезный человек, ваша работа выполнена бездарно и плохо!»

Ваш ответ — полностью повторяете слова начальства: «Да, я остолоп, бесполезный человек, моя работа выполнена бездарно и плохо!»

«Вы намерены исправлять свои ошибки?»

«Намерен исправлять свои ошибки!»

Коллективная борьба

В случае, если поведение начальника проявляется по отношению ко многим сотрудникам, было бы очень эффективно вести совместную борьбу. Начиная от коллективных жалоб вышестоящему руководству, а они всегда воспринимаются серьёзнее, и заканчивая сплочённым вербальным отпором всего коллектива: «не смейте нас оскорблять и хамить».

Проблема состоит в том, что современный коллектив часто очень разобщён и не готов к борьбе за свои права. Каждый полагает, что как-нибудь обойдётся и пусть достанется кому-то другому, только не мне. При таком отношении организовать грамотное противостояние начальнику-хаму достаточно сложно. А ведь такие формы борьбы за свои права достаточно эффективны, не пренебрегайте ими.

Зафиксируйте случаи недопустимого поведения начальства

В случае, если конфликтное грубое поведение начальника становится длительным, вам необходимо предпринять некоторые шаги для своей защиты. К примеру, снимать все встречи на видео. С современными телефонами это не составит труда.

В будущем это может пригодиться, если вы решите подать в суд или же вас самого обвинят в неподобающем поведении. Вы сможете доказать, что ничего подобного не было. При более благоприятном варианте развития событий, включив запись и предупредив начальника об этом, вы с удивлением обнаружите, каким вежливым он может быть, когда высказывания документируются. Одного этого иногда недостаточно, чтобы изменить поведение.

Если вы решите подать письменную жалобу вышестоящему органу на своего непосредственного руководителя, то вас могут попросить предоставить доказательства. Ими станет видеозапись. К сожалению, реальность такова, что многие сотрудники вынуждены использовать подобные средства для собственной безопасности.

Как крайние меры, стоит рассмотреть иск о защите чести и достоинства, а также компенсацию морального вреда, причиненного оскорбительными словами руководства. Данные вопросы, как правило, решаются на консультации с юристом.

Как пережить, если нельзя победить?

Будем объективны: все перечисленные способы не гарантируют победы. Да и многие попросту не решаются вступать в борьбу за свои честь и достоинство. Но даже если начальник продолжает хамить, есть способы, позволяющие снизить эмоциональное напряжение сотрудника в ситуации длительного стресса.

Первое — обсудите с коллегами. Вряд ли вы уникальны в своей беде, наверняка многие из коллектива также пострадали. «Перетрите ему кости», иронизируйте, возмущайтесь поведением начальства — это снизит эмоциональное напряжение и расслабит нервную систему.

Напишите руководителю письмо, но не отправляйте. Там выскажите всё, что о нём думаете, в тех выражениях, которые захотите использовать. Такие послания можно писать регулярно, если имеет место систематическое нарушение вашего спокойствия.

Начните регулярно заниматься физкультурой — эмоциональное напряжение возросло, оно накапливается в мышцах, и потому вы должны помочь себе расслабиться. Если у вас есть хобби, дополнительные увлечения помимо работы — уделите им больше внимания, чем обычно.

Далее — развивайтесь как специалист. Чем выше ваш уровень, тем больше желающих заполучить вас на работу. И если вы решите уйти от неадекватного начальника — то в лучшее место, с более сложными и интересными задачами. А чтобы вас туда взяли, вы должны постоянно совершенствовать профессиональные навыки и получать новые знания.

«Также я бы порекомендовала тем сотрудникам, которые очевидно подвергаются длительной травле со стороны начальства, не стесняться обратиться за помощью к психологу. Основные цели вашего обращения — снизить влияние на вас стрессового фактора, связанного с токсичным начальником, и главное — разработать действенную стратегию противодействия психологическому насилию, которое применяется по отношению к вам. Каждая конкретная ситуация индивидуальна. Многое зависит от личности, темперамента, мотивации как вашего начальника, так и вас самих. И стратегия поведения, оптимальная в одном случае, может оказаться провальной в другом. Для этого, собственно, и нужен психолог — помочь вам разработать эффективную стратегию противодействия», — советует Елена Ковальчук.

Сотрудникам, которые подвергаются психологическому насилию со стороны начальства, необходимо четко понимать, что длительный стресс способен серьёзно подорвать здоровье. Каким бы методом вы ни воспользовались, нужно понимать, что рано или поздно решать вопрос придётся. Кроме вас некому изменить положение в лучшую сторону. Чтобы победить, вам следует принять ситуацию и начать активно бороться за себя и свои интересы.

«А руководителям мне бы хотелось напомнить старую истину: умный начальник не будет портить отношения со своими подчинёнными, ведь тогда они будут плохо работать, а от этого пострадает и общее дело, и он сам», — резюмирует психолог.

Источник

Оцените статью