- Нечунаев Василий Маркович
- Нечунаев Василий Маркович: «Маленькие радости», «Сосулька», «Снегири»,»Птичка-невеличка», «Скворец», «Про кораблик», «Медвежонок», «Козёл», «Кудкудашка», «Небывалый самолёт», «Лунный вечер»
- Тексты по литературному чтению на родном языке 2 класс
- Просмотр содержимого документа «Тексты по литературному чтению на родном языке 2 класс»
Нечунаев Василий Маркович
(р. 04. 04. 1939)
Родился в деревне Кислухе Первомайского района Алтайского края в семье крестьянина. После окончания сельской школы уехал в Барнаул. Работал чернорабочим на Барнаульском комбайно-сборочном заводе, слесарем на комбинате химического волокна. После армии учился в Барнаульском педагогическом институте. Во время учёбы в пединституте стал активно печататься. В 1966 году вышел первый сборник стихов В.М. Нечунаева «Красная линия». После окончания Литературного института имени А.М. Горького (1970 год) писатель живёт и работает в Барнауле. Руководил детской литературной студией при Алтайской краевой писательской организации, а также передвижным театром механической игрушки «Тэтэшка», занимался переводами с немецкого языка. Василием Марковичем написано множество поэтических книг для взрослых и детей. В.М. Нечунаев награждён Почётной грамотой комитета администрации Алтайского края по культуре (1997), он – лауреат многих литературных премий: имени В.М. Шукшина за книгу детских стихов «Учёная коза» (2000), имени Л. Мерзликина за книгу стихов «Ностальгический романс», краевой литературной премии имени В. Бианки за книгу стихов для детей «Фантазия — чудотазия. Учёная коза и другие стихотворения». Член Союза писателей с 1981 года. Живёт в г. Барнауле.
Маленькие радости Если хочешь благости Посреди людей, Маленькие радости Делай каждый день. Солнышко возносится, Зорька расцвела. Сами в руки просятся Добрые дела. Маленькое зёрнышко Радостно сажай. На дожди да солнышко Будет урожай. Хорошо хорошему В песне и труде. Помоги прохожему, Если он в беде. Слышишь слово едкое, Злом не отвечай. Угости конфеткою, Пригласи на чай. Радости прощения, Как они сильны… Ходят сновидения – Сказочные сны. | Сосулька Разгорался красный день. Все запело: «Тень-динь-день.» И сосулька ледяная Заблестела, как стальная, И подумала она: «Для меня поёт весна! Я сильнее всех и выше! Я одна такую крышу Поднимаю на спине! Ай, да я! Спасибо мне!» Я да я. А время шло. С неба хлынуло тепло. И не хвастаться, не якать — Начала сосулька плакать. Плакала да плакала. Эх, сосулька-якала! Греет солнце! Брызжет свет! А тебя под крышей нет! |
Птичка-невеличка У малой-малюсенькой Птички-невелички Глазки, словно бусинки, Ножки, словно спички. Ходит, как начальница, При таком-то росте… Вы в неё нечаянно Камешек не бросьте. Скворец Прилетел весной скворец. Для него готов дворец, При дворце веселый сад. И всему на свете рад, Пел скворец, насвистывал, Ноты перелистывал! Людям радовал сердца! И с улыбкой на скворца Солнце посмотрело, Землю обогрело. | Снегири Вот и улыбнулось Мёрзлое окно. Яблоня качнулась. На ветвях красно. В снежной повители Рдели снегири. – Яблоки поспели! Мама, посмотри! . Что же ты к окошку Поздно подошла? Пробежала кошка, Яблоки стрясла! |
Наш кораблик
У кораблика «Руслана»
Всё надёжно, всё исправно:
Мачты, реи, паруса.
Не кораблик, а краса!
Смотрят бабушка и мама,
Как «Руслан» летит упрямо
Через волны вдоль пруда.
«Вот корабль! Вот это да!»
А кораблик мастерили,
Нас ругали: «Насорили!»
Вот сейчас-то, хоть бы что,
Не ругается никто!
Медвежонок
Папа сплёл лаптишки.
Делал всё наоборот:
Надевал свои лаптишки
Даже задом наперёд,
Потешал лесной народ.
Вырос Мишка косолапым.
Козёл
Всюду дело найдёт.
И повсюду, всегда,
Где козёл, там беда.
Вон опять он стоит на поленнице.
Раскатает дрова – не поленится!
Эй, козёл, погоди!
На себя погляди.
Борода, как метла,
Сделай доброе дело, порадуй,
Подмети тротуар за оградой!
Долго думал козёл.
Подметать не пошёл.
А потом сгромыхал
В огород на капустные грядки…
Вот уж там наведёт он порядки!
Кудкудашка
Что там случилось?! Какая беда?!
Крик во дворе: «Куд-куда! Куд-куда!
Куд-куд-куда! Поскорей! Поскорей!»
Выбежал дед босиком из дверей.
Следом за дедом сбежался весь дом!
А кудкудашка стоит над гнездом,
Гордо глядит, гребешок подняла.
Вот, говорит, я яичко снесла!
Лунный вечер
Лунный свет упал в окошко,
Навострила уши кошка,
Подбирается к окну,
Хочет прыгнуть на луну.
Подожди, не прыгай, киска!
До луны не так уж близко!
Да и нет на ней пока
Ни мышей, ни молока.
Небывалый самолёт
В комара стреляла пушка.
Как попал комар в беду,
С перепугу сел на пушку:
– Не возьмешь теперь на мушку!
(Нечунаев. В. М. «Фантазия-чудотазия», «Ученая коза» и другие стихотворения. — Барнаул: Алтинформбюро, 2006. – 120 с.)
Источник
Нечунаев Василий Маркович: «Маленькие радости», «Сосулька», «Снегири»,»Птичка-невеличка», «Скворец», «Про кораблик», «Медвежонок», «Козёл», «Кудкудашка», «Небывалый самолёт», «Лунный вечер»
МАЛЕНЬКИЕ
РАДОСТИ
Если хочешь благости
Посреди людей,
Маленькие радости
Делай каждый день.
Солнышко возносится,
Зорька расцвела.
Сами в руки просятся
Добрые дела.
Маленькое зёрнышко
Радостно сажай.
На дожди да солнышко
Будет урожай.
Хорошо хорошему
В песне и труде.
Помоги прохожему,
Если он в беде.
Слышишь слово едкое,
Злом не отвечай.
Угости конфеткою,
Пригласи на чай.
Радости прощения,
Как они сильны…
Ходят сновидения –
Сказочные сны.
СОСУЛЬКА
Разгорался красный день.
Все запело: «Тень-динь-день.»
И сосулька ледяная
Заблестела, как стальная,
И подумала она:
«Для меня поёт весна!
Я сильнее всех и выше!
Я одна такую крышу
Поднимаю на спине!
Ай, да я! Спасибо мне!»
Я да я… А время шло.
С неба хлынуло тепло.
И не хвастаться, не якать —
Начала сосулька плакать.
Плакала да плакала…
Эх, сосулька-якала!
Греет солнце!
Брызжет свет!
А тебя под крышей нет!
СНЕГИРИ
Вот и улыбнулось
Мёрзлое окно.
Яблоня качнулась.
На ветвях красно.
В снежной повители
Рдели снегири.
– Яблоки поспели!
Мама, посмотри!
…Что же ты к окошку
Поздно подошла?
Пробежала кошка,
Яблоки стрясла!
ПТИЧКА — НЕВЕЛИЧКА
У малой-малюсенькой
Птички-невелички
Глазки, словно бусинки,
Ножки, словно спички.
Ходит, как начальница,
При таком-то росте…
Вы в неё нечаянно
Камешек не бросьте.
СКВОРЕЦ
Прилетел весной скворец.
Для него готов дворец,
При дворце веселый сад.
И всему на свете рад,
Пел скворец, насвистывал,
Ноты перелистывал!
Людям радовал сердца!
И с улыбкой на скворца
Солнце посмотрело,
Землю обогрело.
ПРО КОРАБЛИК
У кораблика «Руслана»
Всё надёжно, всё исправно:
Мачты, реи, паруса…
Не кораблик, а краса!
Смотрят бабушка и мама,
Как «Руслан» летит упрямо
Через волны вдоль пруда.
«Вот корабль! Вот это да!»
А кораблик мастерили,
Нас ругали: «Насорили!»
Вот сейчас-то, хоть бы что,
Не ругается никто!
Медвежонку Мишке
Папа сплёл лаптишки.
Показал,
Как надевать,
Левый-правый узнавать.
Только Мишка-шалунишка
Делал всё наоборот:
Надевал свои лаптишки
Даже задом наперёд,
Потешал лесной народ.
Год прошёл.
Заплакал папа –
Вырос Мишка косолапым.
Наш козёл-сумасброд
Всюду дело найдёт.
И повсюду, всегда,
Где козёл, там беда.
Вон опять он стоит
на поленнице.
Раскатает дрова –
не поленится!
Эй, козёл, погоди!
На себя погляди.
У тебя, у козла,
Борода, как метла,
Сделай доброе дело,
порадуй,
Подмети тротуар
за оградой!
Долго думал козёл.
Подметать не пошёл.
Бородой помахал,
А потом сгромыхал
В огород на капустные грядки…
Вот уж там наведёт он порядки!
КУДКУДАШКА
Что там случилось?!
Какая беда?!
Крик во дворе:
«Куд-куда! Куд-куда!
Куд-куд-куда!
Поскорей! Поскорей!»
Выбежал дед босиком
из дверей.
Следом за дедом
сбежался весь дом!
А кудкудашка стоит
над гнездом,
Гордо глядит,
гребешок подняла.
Вот, говорит,
я яичко снесла!
ЛУННЫЙ ВЕЧЕР
Лунный свет упал в окошко,
Навострила уши кошка,
Подбирается к окну,
Хочет прыгнуть на луну.
Подожди, не прыгай, киска!
До луны не так уж близко!
Да и нет на ней пока
Ни мышей, ни молока.
НЕБЫВАЛЫЙ САМОЛЁТ
Не игрушка,
Не хлопушка –
В комара стреляла пушка.
Как попал комар в беду,
Задудел:
— Ду-ду! Ду-ду!
С перепугу сел на пушку:
– Не возьмешь теперь на мушку!
Источник
Тексты по литературному чтению на родном языке 2 класс
Цель: привлечь внимание школьников к творчеству алтайских авторов, вызвать у детей интерес к чтению путём знакомства с произведениями своих земляков.
Просмотр содержимого документа
«Тексты по литературному чтению на родном языке 2 класс»
Атаманов Илья Алексеевич (1907-1984)
Родился в с. Тогул Тогульского района Алтайского края. В 1939 г. В годы Великой Отечественной войны в звании рядового воевал на Ленинградском фронте. После войны работал в Тогульской семилетней школе учителем русского языка и литературы, директором этой же школы. Басни, частушки, фельетоны, рассказы и сказки И.А. Атаманова публиковались в районных газетах Алтайского края, в журнале «Мурзилка», «Литературной газете», «Сельской жизни»
1. Внимательно прочитай произведение:
Жили в поле Заяц с Зайчихой. Было у них два маленьких зайчика. Однажды осенью Заяц и Зайчиха пошли добывать еду, а детей отвели в густой лесок.
– Не ходите далеко, – наказывали Заяц и Зайчиха. – Волки по полям и лесам рыщут. Лиса зубами щёлкает. Орёл добычу высматривает. Помните об этом и будьте осторожны.
Недолго играли зайчата под кустом. Один из них и говорит:
– Пойдём путешествовать по лесу, по полю – по всей земле.
– Нет! Нет! Что ты! Когда научимся у отца и матери, как делать петли и изгибы, как от врага убегать, тогда и пойдем.
– А я учиться не хочу. Я всё знаю, – задрал нос маленький зазнайка. – Вот, говорят, лиса – наш главный враг. А чем её ноги лучше моих? Если бежать придётся, я её обгоню. Говорят, у волка зубы острые, а чем у меня хуже? – и Зайчик показал свои длинные передние зубы. – И уши мои не хуже, чем у лисы, волка и даже медведя. И глаза мои не слабее, чем у других зверей. Не хочешь идти – оставайся, я пойду путешествовать.
И Зайчик поскакал куда глаза глядят, напевая придуманную им песенку:
Я учиться не хочу,
Так на свете проживу…
Скачет Зайчик и видит: сидит в поле Мышка и пшеничный колосок грызёт.
– Мышка, Мышка, посмотри, как я всё поле и лес один пройду.
– Иди своим путём-дорогой, не мешай, я делом занята.
Фыркнул Зайчик и запрыгал дальше.
Я учиться не хочу,
Так на свете проживу…
Около леса увидел Заяц под кустом боярышника Бурундука. Зверёк запасал на зиму семена деревьев.
– Бурундук, Бурундук, посмотри, как я один по всему лесу пройду.
– Иди, иди, я занят, мне некогда.
Недалеко от Бурундука трудился Ёж. Ляжет на спину, нацепит на колючие иглы листочки и в таком наряде идёт в свою нору.
Только Зайчик запел: «Я учиться не хочу. », Ёж испугался, свернулся клубочком и притих. Листочки, которые он нёс на спине, прикрыли его. И Зайчик наступил на Ежа. Ёж пошевелился, иглы вонзились Зайцу в лапы.
– Ай-ой-ой. – закричал Заяц, прыгнул в сторону и попал кому-то под ноги. Скосил глаза – Волк. Обмер заяц, а Волк его цап за уши.
И откуда только сила взялась у Зайца, рванулся он, аж уши затрещали, и во весь дух домой.
С тех пор у Зайчика глаза косят – с испуга, а уши длинные – вытянулись, когда он от волка вырывался.
Зимой побелеет земля, побелеет Зайка, а кончики ушей всё равно тёмные – отметка, что побывали в зубах у Волка.
2. Ответь на вопросы, ответы запиши в маленькую тетрадь:
1. В чём заключается проступок Зайчика?
2. Чему учит сказка «Заяц-Путешественник»?
3. К наиболее понравившемуся отрывку нарисуй в тетради рисунок.
Атаманов Иван Алексеевич
1. Внимательно прочитай произведение:
Воробей устроил себе гнездо над окном Гришиного дома. Летом то зерно пшеничное клевал, то семечки из подсолнечника вытаскивал. Каждый день сыт был.
Зимой труднее стало: всё замело снегом. Но и зимой синицы, снегири и зяблики находили себе пищу. Да и школьники помогали пташкам: в садах и у домов развешивали кормушки.
Прикрепил под окном такую кормушку и Гриша. Стал в ней кормиться Воробей. Вылетит из своего гнезда, поест, порезвится и назад.
– Хорошо так жить. – радовался ленивый Воробей. – Я теперь не буду далеко летать и искать пищу, как другие, – готовой хватит в кормушке.
Иногда Гриша приходил из школы поздно. Синицы, зяблики и снегири, покружившись около кормушки, улетали искать еду. Только Воробьишка терпеливо ждал, когда придёт Гриша и насыплет крошек.
Как-то Гриша заболел. Птицы раз-другой собрались у пустой кормушки и разлетелись в разные стороны на поиски пищи. А Воробьишка нахохлился и остался ждать. «Никуда не полечу, – думал ленивец. – Придёт мальчик и накормит меня».
Но Гриши не было целый день. Не пришёл он и на завтра. Холодно Воробью голодному на морозе.
Только на третий день выздоровел мальчик. Утром пошёл он к кормушке, а в ней, распластав крылышки, лежал замёрзший Воробей
2. Ответь на вопросы, ответы запиши в маленькую тетрадь:
1. Почему так получилось, что Воробей замёрз?
2. Можно ли назвать Воробья «наглым»? Поясни свой ответ и приведи пример из сказки.
3. Расскажи как ты помогаешь птицам.
Атаманов Илья Алексеевич
1. Внимательно прочитай произведение:
Воробей устроил себе гнездо над окном Гришиного дома. Летом то зерно пшеничное клевал, то семечки из подсолнечника вытаскивал. Каждый день сыт был.
Зимой труднее стало: всё замело снегом. Но и зимой синицы, снегири и зяблики находили себе пищу. Да и школьники помогали пташкам: в садах и у домов развешивали кормушки.
Прикрепил под окном такую кормушку и Гриша. Стал в ней кормиться Воробей. Вылетит из своего гнезда, поест, порезвится и назад.
– Хорошо так жить. – радовался ленивый Воробей. – Я теперь не буду далеко летать и искать пищу, как другие, – готовой хватит в кормушке.
Иногда Гриша приходил из школы поздно. Синицы, зяблики и снегири, покружившись около кормушки, улетали искать еду. Только Воробьишка терпеливо ждал, когда придёт Гриша и насыплет крошек.
Как-то Гриша заболел. Птицы раз-другой собрались у пустой кормушки и разлетелись в разные стороны на поиски пищи. А Воробьишка нахохлился и остался ждать. «Никуда не полечу, – думал ленивец. – Придёт мальчик и накормит меня».
Но Гриши не было целый день. Не пришёл он и на завтра. Холодно Воробью голодному на морозе.
Только на третий день выздоровел мальчик. Утром пошёл он к кормушке, а в ней, распластав крылышки, лежал замёрзший Воробей
2. Ответь на вопросы, ответы запиши в маленькую тетрадь:
1. Почему так получилось, что Воробей замёрз?
2. Можно ли назвать Воробья «наглым»? Поясни свой ответ и приведи пример из сказки.
3. Расскажи как ты помогаешь птицам.
Нечунаев Василий Маркович
Василий Маркович родился 4 апреля 1939 г. в деревне Кислуха Первомайского района Алтайского края в крестьянской семье. Работал в Доме народного творчества, консультантом в газете «Молодёжь Алтая», руководил детской литературной студией при краевой писательской организации, создал передвижной театр механических игрушек «Тэтэшка».
1. Внимательно прочитай стихотворение:
Если хочешь благости
Посреди людей,
Маленькие радости
Делай каждый день.
Солнышко возносится,
Зорька расцвела.
Сами в руки просятся
Добрые дела.
Маленькое зёрнышко
Радостно сажай.
На дожди да солнышко
Будет урожай.
Хорошо хорошему
В песне и труде.
Помоги прохожему,
Если он в беде.
Слышишь слово едкое,
Злом не отвечай.
Угости конфеткою,
Пригласи на чай.
Радости прощения,
Как они сильны…
Ходят сновидения –
2. Устно ответь на вопросы:
1. В чём заключается главная мысль стихотворения?
2. Почему необходимо совершать добрые дела?
3. Какие добрые дела совершаешь ты?
3. Выучи стихотворение наизусть.
Нечунаев Василий Маркович
Василий Маркович родился 4 апреля 1939 г. в деревне Кислуха Первомайского района Алтайского края в крестьянской семье. Работал в Доме народного творчества, консультантом в газете «Молодёжь Алтая», руководил детской литературной студией при краевой писательской организации, создал передвижной театр механических игрушек «Тэтэшка»
1. Внимательно прочитай стихотворение:
Если хочешь благости
Посреди людей,
Маленькие радости
Делай каждый день.
Солнышко возносится,
Зорька расцвела.
Сами в руки просятся
Добрые дела.
Маленькое зёрнышко
Радостно сажай.
На дожди да солнышко
Будет урожай.
Хорошо хорошему
В песне и труде.
Помоги прохожему,
Если он в беде.
Слышишь слово едкое,
Злом не отвечай.
Угости конфеткою,
Пригласи на чай.
Радости прощения,
Как они сильны…
Ходят сновидения –
2. Устно ответь на вопросы:
1. В чём заключается главная мысль стихотворения?
2. Почему необходимо совершать добрые дела?
3. Какие добрые дела совершаешь ты?
3. Выучи стихотворение наизусть
Свинцов Владимир Борисович
Владимир Борисович Свинцов родился 18 августа 1938 г. в с. Матышево Руднянского района Волгоградской области. Служил на Черноморском флоте. После демобилизации приехал в Барнаул.
Был ответственным секретарём Алтайской краевой писательской организации, главным редактором журнала «Барнаул», директором Фонда творческих инициатив и советником мэра г. Барнаула по культуре.
1. Внимательно прочитай произведение:
Первый снег застал нас в дороге. Сенька лежал на заднем сиденье и спал. Сладко спится в непогоду. Снег лепил и лепил, покрывая дорогу толстым слоем. Но только я въехал в город, как снежинки поредели и вскоре совсем прекратились. Небо посветлело, а воздух стал чистым, душистым. Перед моими глазами встали выбеленные, как к празднику, здания, белые тротуары, белые пушистые деревья.
Я подъехал к дому. Вылез из машины. Взял горсть снега, он был холодным, влажным.
Сенька открыл глаза и тут же закрыл их. Он еще ни разу в своей жизни не видел снега, поэтому встревожился, перескочил на переднее сиденье к открытой дверце и недоуменно стал озираться вокруг.
– Иди ко мне, не бойся. Ну! Но Сенька нерешительно топтался на сиденье и вдруг заскулил:
– Чего ты, глупый? – Я вытащил его из машины и поставил на снег. Но Сенька взвизгнул и опять заскочил в машину.
– Это же снег, Сеня. На, нюхай, – я протянул ему снежок, но он отпрянул.
– Сенька! – сказал я строго. – Ко мне!
Он ступил на самый краешек сиденья, виновато завилял хвостом, но не спрыгнул.
– Как тебе не стыдно?! Трус! Он смотрел на меня, и в его глазах я читал страх:
– Я боюсь. Это такое громадное, такое белое…
Я вытащил его одной рукой из машины, другой захлопнул дверцу. Сенька испуганно поджимал поочередно лапы и жался к моим ногам. Но, наконец, поняв, что это белое его не кусает, стал принюхиваться, потом сделал шаг, второй… Оглянулся на меня повеселевшими глазами и звонко гавкнул:
– Гав! Так что же это такое? И вдруг прижал к голове уши, встопорщил шерсть на загривке и зарычал:
– Грр! Грр! Кто такой?
– Ты на кого, Сенька? – Я оглянулся вокруг, но ничего подозрительного не видел. Между тем Сенька рычал все громче, потом залаял:
– Гр-гав! Гр-гав! Хозяин, помогай! – и бросился к забору.
Ах, вон оно что! Около забора лежал камень, но теперь, в снегу, он казался головой какого-то странного, сказочного существа в высокой белой шапке.
Я смахнул с камня снег. Сенька подошел, обнюхал и, очевидно, узнав свои метки, оглянулся:
– Так это мы домой приехали? – спрашивали его удивленные глаза.
– Конечно, домой. Вперед, Сенька, вперед!
Почувствовав родные запахи, Сенька осмелел. Сунул нос в снег. Фыркнул и припустил бегом вокруг машины. Потом упал, перевернулся. Вскочил. Отряхнулся и опять бегом, со звонким, веселым лаем:
– Гав-гав! Хорошо-то как! Чисто!
На его лай выскочил из соседней подворотни Шарик. Его черная шерсть на белом снегу казалась прямо-таки угольной. Сенька рыжим пламенем – к нему. И пошла кутерьма… Черный, рыжий, белый… Черный, рыжий, белый…
Черный… Рыжий… Белый.
– А ты боялся, – улыбнулся я. – Это же первый снег зимы и первый снег в твоей жизни, Сенька.
2. Придумай 3 вопроса к этому тексту и запиши их в маленькую тетрадь.
Свинцов Владимир Борисович
1. Внимательно прочитай произведение:
Сказка про Яблоньку
В одном саду росла маленькая Яблонька. Все было бы ничего, но заметила она, что ее подружки незаметно подросли, и у них весной начали появляться цветы, а потом и яблоки. Грустно стало Яблоньке. Но весной расцвело и у нее несколько чудесных цветов. Неожиданно ударили заморозки, почернели цветы. Расстроилась Яблонька. Стала с нетерпением ждать следующей весны. И опять расцвело у нее несколько нежных цветов. Не нарадовалась Яблонька на них. Но опять случилось несчастье — откуда-то приползли злые черные гусеницы, и не стало цветов.
Летом соседская кошка на чердаке родила котят. Что же выделывали котята, передать невозможно! Целое лето все обитатели сада веселились, глядя на их игры.
Одной Яблоньке все было безразлично.
– Улыбнись! – кивали ей своими головками Ромашки и Васильки.
– Улыбнись! – махала ей зелеными ветками Спаржа.
Следующей весной хозяин опрыскал деревья, и у Яблоньки, наконец, выросло одно единственное маленькое зелененькое яблочко. Как гордилась она им, как бережно держала его на своих тонких ветвях, как загораживала листочками от ветра. Но лето стояло засушливое, и однажды упало яблочко на землю.
Всю ночь Яблонька плакала. А ночью пошел дождь, и слез ее никто не заметил. Хотя утром все увидели, что она грустна.
– Не горюй! – крикнула ей Березка, росшая за забором. – Будут у тебя еще яблоки.
– Подумаешь, нашла о чем печалиться, – возразила старая корявая Ива у канавы. – Вот у меня никогда не было яблок, и ничего, живу себе, поживаю. Зачем они? Одни хлопоты. Растить, заботиться, а другие будут есть? Очень надо.
– Хочешь, возьми у меня ягод, – предложила колючая Облепиха. – Видишь, как их у меня много. И ты думаешь, что я очень из-за этого счастлива?
Но Яблонька промолчала. Если бы у нее ствол был гибкий, как у малины, то легла бы она на землю и лежала. Ничего ей больше не было нужно, и ничто не радовало ее: ни веселые пестрые щеглы, прилетавшие за семенами подсолнуха из леса; ни быстрые щебечущие ласточки, живущие под чердаком; ни красивые яркие цветы, растущие в саду; ни осторожный полосатый удод, прилетавший из соседнего леса и садившийся на дорожку у колодца.
– Не огорчайся, – утешал ее старый Уж, каждый вечер про ползавший мимо нее в малинник.
Между тем прошло лето. Наступила осень. В один прекрасный осенний день хозяин привел человека, который должен был найти воду для рытья будущего колодца, так как старый обвалился. Тот ходил по саду с металлической рамкой, говорил непонятные слова. Нашел, наконец, место, где можно было рыть колодец.
А потом случилось вот что. Поглядел он на нашу Яблоньку, достал рамку, походил с ней вокруг да и сказал, что место это не подходит для посадки, и дело не в морозе и гусеницах — не будет она тут не только плодоносить, но и расти, и предложил пересадить ее.
Яблоньку пересадили: выкопали яму, добавили хорошей земли, перебрали корешки, засыпали.
И первый раз за все время Яблонька уснула спокойно. Корешкам было тепло и уютно в мягкой земле. Тихий осенний ветерок ласково качал ветки. И снились ей бело-розовые цветы и большие красные яблоки.
2. Ответь на вопросы, ответы запиши в маленькую тетрадь:
1. Почему Яблонька грустила?
2. Почему у Яблоньки не было плодов?
3. Выпиши из текста, что сделал хозяин, чтобы Яблонька начала приносить плоды.
4. Перечисли все растения, указанные в тексте.
Власов Алексей Валентинович
Алексей Валентинович родился 17 мая 1964 г. в с. Тюменцево Алтайского края в семье учителей. После окончания Тюменцевской детской школы искусств учился в музыкально-педагогическом институте (г. Усть-Каменогорск). Работает преподавателем музыки и пения в Тюменцевской школе искусств, учителем музыки Тюменцевской средней общеобразовательной школы.
1. Внимательно прочитай стихотворение:
Опять эти листья срываются с веток
И кружатся над головой.
Но вновь ничего не случится на свете,
Когда она рядом со мной
Среди суеты, среди шума и гама,
Среди тишины октября…
По имени – мама, по отчеству – мама,
Любимая мама моя.
О дальних походах дочитаны книжки,
Бумажный не радует змей.
Но знаю, что видишь во мне ты мальчишку,
Который гонял голубей,
Который читает про мыло и рамы
Листок своего букваря…
По имени – мама, по отчеству – мама,
Любимая мама моя.
А если придётся нам снова с врагами
Сражаться в смертельном бою
За русское слово, за небо над нами,
За веру святую свою, –
То будет хранить до победы до самой
Великая сила твоя
По имени – мама, по отчеству – мама,
Любимая мама моя.
2. Ответь на вопросы, ответы запиши в маленькую тетрадь:
1. Что может объединять эти понятия: Родина и мама?
2. Выпиши из стихотворения строчки, в которых автор говорит о силе материнской любви.
3. выучи стихотворение наизусть (по желанию)
Власов Алексей Валентинович
Алексей Валентинович родился 17 мая 1964 г. в с. Тюменцево Алтайского края в семье учителей. После окончания Тюменцевской детской школы искусств учился в музыкально-педагогическом институте (г. Усть-Каменогорск). Работает преподавателем музыки и пения в Тюменцевской школе искусств, учителем музыки Тюменцевской средней общеобразовательной школы.
1. Внимательно прочитай стихотворение:
Опять эти листья срываются с веток
И кружатся над головой.
Но вновь ничего не случится на свете,
Когда она рядом со мной
Среди суеты, среди шума и гама,
Среди тишины октября…
По имени – мама, по отчеству – мама,
Любимая мама моя.
О дальних походах дочитаны книжки,
Бумажный не радует змей.
Но знаю, что видишь во мне ты мальчишку,
Который гонял голубей,
Который читает про мыло и рамы
Листок своего букваря…
По имени – мама, по отчеству – мама,
Любимая мама моя.
А если придётся нам снова с врагами
Сражаться в смертельном бою
За русское слово, за небо над нами,
За веру святую свою, –
То будет хранить до победы до самой
Великая сила твоя
По имени – мама, по отчеству – мама,
Любимая мама моя.
2. Ответь на вопросы, ответы запиши в маленькую тетрадь:
1. Что может объединять эти понятия: Родина и мама?
2. Выпиши из стихотворения строчки, в которых автор говорит о силе материнской любви.
3. выучи стихотворение наизусть (по желанию)
Бианки Виталий Валентинович
Виталий Валентинович родился 30 января 1989 г. в Санкт-Петербурге. В связи с наступлением войск Красной армии Бианки эвакуировался из Самары и жил некоторое время в Уфе, Екатеринбурге, затем снова в Уфе, потом в Томске и, наконец, осел в Бийске.
Бианки был активным участником Бийского общества любителей природы, читал в Алтайском народном университете лекции по орнитологии. Живя в Бийске, организовал две научные экспедиции на Телецкое озеро.
1. Внимательно прочитай произведение:
Хитрый Лис и умная Уточка
Осень. Хитрый Лис думает:
«Утки в отлёт собрались. Дай-ка схожу на речку – утятинкой раздобудусь».
Подкрался из-за куста, видит: правда, целая стая уток у берега. Одна Уточка стоит под самым кустом, лапкой перья в крыле перебирает.
Лис хвать её за крыло!
Со всех силёнок рванулась Уточка. Оставила перья у Лиса в зубах.
«Ах ты. – Лис думает. – Вырвалась как…»
Стая всполошилась, поднялась на крыло и улетела.
А эта Уточка не могла с ней: крыло сломано, перья вырваны. Она спряталась в камышах, подальше от берега.
Ушёл Лис ни с чем.
Зима. Хитрый Лис думает:
«Замёрзло озеро. Теперь Уточка моя, никуда от меня не денется: по снегу куда ни пойдёт, – наследит, – по следу её и найду».
Пришёл на речку, – верно: лапки с перепонками наследили на снегу у берега. А сама Уточка под тем же кустом сидит, распушилась вся.
Тут ключ из-под земли бьёт, не даёт льду намёрзнуть, – тёплая полынья, и пар от неё идёт.
Кинулся Лис на Уточку, а Уточка – нырк от него! – и ушла под лёд.
«Ах ты. – Лис думает. – Утопилась ведь…»
Весна. Хитрый Лис думает:
«Тает лёд на речке. Пойду мёрзлой утятинкой полакомлюсь»
Пришёл, а Уточка плавает под кустом, – жива, здоровёхонька!
Она тогда нырнула под лёд и выскочила в полынью, – под другим берегом: там тоже ключ был.
Так всю зиму и прожила.
«Ах ты. – Лис думает. – Стой же, сейчас за тобой в воду кинусь…» – Зря, зря, зря! – закрякала Уточка.
Порх с воды и улетела.
За зиму-то у неё крыло зажило и новые пёрышки отросли.
2. Ответь на вопросы, ответы запиши в маленькую тетрадь:
1. К какому жанру можно отнести данное произведение?
2. Как автор назвал Лиса? Был ли он действительно хитрый?
3. Какой автор показал Уточку?
4. Кого в сказке можно считать положительным персонажем. А кого отрицательным? Почему?
Цхай Ирина Викторовна
Ирина Викторовна родилась 5 февраля 1970 г. в Барнауле. Пишет стихи с 18 лет, с рождением сына начала писать сказки.
1. Внимательно прочитай произведение:
У Ёлочки в новогодний вечер было много хлопот. Надо успеть принарядиться и помочь Деду Морозу развесить подарки: на нижних ветках – для мышек, на средних – для зайчишек, на макушке – для белок и бурундуков. Не забыть лосят и оленят, и, конечно, синиц и дятлов.
Ох, нелёгкая эта работа – быть красивой и весёлой, когда ветки так и хочется опустить вниз, такие тяжёлые они от подарков!
Но Ёлочка держалась молодцом. В этом году она впервые победила в конкурсе красоты среди всех лесных ёлочек, и ей выпала честь стать Новогодней Ёлочкой. Её короновали настоящей сияющей Звездой – победительницей конкурса Новогодних Звёзд.
Ровно в двенадцать часов важный чёрный дятел с праздничной алой шапочкой на голове отстучал клювом двенадцать ударов, и все лесные звери и птицы принялись поздравлять друг друга с Новым Годом, с новым счастьем! А белки и бурундуки затеяли беготню среди веток Новогодней Ёлочки, помогая зверятам снимать подарки…
Весело и уютно было Ёлочке. Жаль только, не могла она вместе со всеми водить хоровод. Но это не беда, Ёлочка размахивала ветками в такт карнавальной песенке и старалась, чтобы от неё пахло по-праздничному замечательно…
Танцы и песни продолжались до самого утра, а когда небо посветлело, Новогодняя Звезда попрощалась с Ёлочкой и улетела на небо.
…Уставшие зверята уснули. Ёлочка бережно покачивала на своих ветвях белочек, бурундуков, пичужек, нижними ветками укрывала зайчат и пела им колыбельную песенку, в которой был такой припев: «Хорошо на свете жить, когда есть, кого любить!».
2. Ответь на вопросы, ответы запиши в маленькую тетрадь:
1. В чём заключается смысл произведения?
2. Почему Ёлочке было тяжело?
3. Перечисли всех героев сказки.
4.нарисуй иллюстрацию к сказке.
Цхай Ирина Викторовна
Ирина Викторовна родилась 5 февраля 1970 г. в Барнауле. Пишет стихи с 18 лет, с рождением сына начала писать сказки.
1. Внимательно прочитай произведение:
У Ёлочки в новогодний вечер было много хлопот. Надо успеть принарядиться и помочь Деду Морозу развесить подарки: на нижних ветках – для мышек, на средних – для зайчишек, на макушке – для белок и бурундуков. Не забыть лосят и оленят, и, конечно, синиц и дятлов.
Ох, нелёгкая эта работа – быть красивой и весёлой, когда ветки так и хочется опустить вниз, такие тяжёлые они от подарков!
Но Ёлочка держалась молодцом. В этом году она впервые победила в конкурсе красоты среди всех лесных ёлочек, и ей выпала честь стать Новогодней Ёлочкой. Её короновали настоящей сияющей Звездой – победительницей конкурса Новогодних Звёзд.
Ровно в двенадцать часов важный чёрный дятел с праздничной алой шапочкой на голове отстучал клювом двенадцать ударов, и все лесные звери и птицы принялись поздравлять друг друга с Новым Годом, с новым счастьем! А белки и бурундуки затеяли беготню среди веток Новогодней Ёлочки, помогая зверятам снимать подарки…
Весело и уютно было Ёлочке. Жаль только, не могла она вместе со всеми водить хоровод. Но это не беда, Ёлочка размахивала ветками в такт карнавальной песенке и старалась, чтобы от неё пахло по-праздничному замечательно…
Танцы и песни продолжались до самого утра, а когда небо посветлело, Новогодняя Звезда попрощалась с Ёлочкой и улетела на небо.
…Уставшие зверята уснули. Ёлочка бережно покачивала на своих ветвях белочек, бурундуков, пичужек, нижними ветками укрывала зайчат и пела им колыбельную песенку, в которой был такой припев: «Хорошо на свете жить, когда есть, кого любить!».
2. Ответь на вопросы, ответы запиши в маленькую тетрадь:
1. В чём заключается смысл произведения?
2. Почему Ёлочке было тяжело?
3. Перечисли всех героев сказки.
4. Нарисуй иллюстрацию к сказке.
Цхай Ирина Викторовна
1. Внимательно прочитай произведение:
История знаменитого Мышонка
У маленького Мышонка была большая мечта. Он решил написать огромную интересную книгу. Чтобы все хвалили его и говорили: «Надо же, такой маленький, а какой умный Мышонок!»
Одно плохо: не знал он, как начать. Думал-думал и, наконец, написал: «Жил был маленький Мышонок…».
А дальше что-то никак не придумывается.
Мышонок чаю попил, комнату проветрил, снова за стол сел, лоб потёр, новый карандаш заточил… но так ничего и не придумал.
Тогда он решил ещё отдохнуть и вышел погулять. Идёт по лесу, а навстречу ему – Бурундучок.
– Привет, Мышонок! Ты чего такой задумчивый? – спросил Бурундучок.
– Привет. Не мешай думать, я книгу сочиняю.
– Кни-и-гу? – удивился Бурундучок. – Так ты же ещё маленький, рано тебе книги писать!
– Маленький, да удаленький! Начало я уже написал.
– Ой, а я в твоей книге есть? Ведь я – твой лучший друг!
– Нет,… тебя там нет. Пока ещё нет… – ответил Мышонок и вдруг бросился к норке.
Дома раскрыл тетрадку и дописал: «И был у Мышонка лучший друг – Бурундучок». А что дальше писать – не знает. Думал-думал и снова решил прогуляться.
Навстречу ему – Бельчонок.
– Пойдём со мной орешки грызть! – позвал он Мышонка.
– Некогда мне. Я книгу пишу. Интересную, – важно ответил Мышонок.
– Книгу? Да ты ещё и писать-то, наверное, не умеешь! – воскликнул Бельчонок.
– Это я-то не умею? Вот допишу – увидишь. Я уже почти половину написал, – обиделся Мышонок.
– Ладно, не обижайся! Ведь я – твой лучший друг!
Тут Мышонок понял, что дальше писать.
– До свидания, – сказал он Бельчонку и побежал к норке.
Сел за стол и продолжил: «А ещё есть у Мышонка замечательный друг – Бельчонок».
И тут Мышонок радостно рассмеялся. Теперь он уже точно знал, что делать дальше. Он стал вспоминать всех своих друзей и писать, какие они хорошие, добрые, заботливые, весёлые, умные, находчивые, отзывчивые, ловкие, умелые, смелые, и каждый из них – настоящий друг! И ещё нарисовал их портреты. Цветными карандашами.
Книга получилась большая и интересная. Каждый хотел её прочитать, и все говорили: «Надо же, такой маленький, а какой умный Мышонок! Такую замечательную книгу написал!»
2. Ответь на вопросы, ответы запиши в маленькую тетрадь:
1. Выпиши всех друзей Мышонка, как их звали?
2. Почему все считали, что Мышонок не может написать книгу?
3. Получилось ли у Мышонка написать книгу? Как?
Нечунаев Василий Маркович
1. Внимательно прочитай стихотворение:
Жили-были два пима
Да малыш-крепыш Кузьма.
Топ-топ-топ – пимы зимой
Косолапили с Кузьмой
По прямой дороге –
В школу на уроки.
А потом в разгар весны:
— Вот и стали не нужны! –
Обижаясь на Кузьму,
Пим посетовал пиму.
И, пиму поддакнув, пим
И уснули тут же.
Лишь когда от стужи
Кошки спрятались в дома, Разбудил пимы Кузьма. Пробудившимся умом
Догадались пим с пимом,
Что поднял их мальчуган
Прогуляться по снегам:
За окном-то вид зимы.
– И потопали пимы…
В школу на уроки
Для развития ума
Шли с Кузьмою два пима.
Свет ученья лучше тьмы…
Скоро поняли пимы,
Что они сотворены
Для зимы – не для весны,
И весною потому
Обижаться на Кузьму
Уж не станут боле.
А спасибо – школе.
2. Ответь на вопросы, ответы запиши в маленькую тетрадь:
1. Назови жанр произведения.
2. Назови главных героев.
3. Нарисуй иллюстрацию к этому стихотворению.
Нечунаев Василий Маркович
1. Внимательно прочитай стихотворение:
Жили-были два пима
Да малыш-крепыш Кузьма.
Топ-топ-топ – пимы зимой
Косолапили с Кузьмой
По прямой дороге –
В школу на уроки.
А потом в разгар весны:
— Вот и стали не нужны! –
Обижаясь на Кузьму,
Пим посетовал пиму.
И, пиму поддакнув, пим
И уснули тут же.
Лишь когда от стужи
Кошки спрятались в дома, Разбудил пимы Кузьма. Пробудившимся умом
Догадались пим с пимом,
Что поднял их мальчуган
Прогуляться по снегам:
За окном-то вид зимы.
– И потопали пимы…
В школу на уроки
Для развития ума
Шли с Кузьмою два пима.
Свет ученья лучше тьмы…
Скоро поняли пимы,
Что они сотворены
Для зимы – не для весны,
И весною потому
Обижаться на Кузьму
Уж не станут боле.
А спасибо – школе.
2. Ответь на вопросы, ответы запиши в маленькую тетрадь:
1. Назови жанр произведения.
2. Назови главных героев.
3. Нарисуй иллюстрацию к этому стихотворению.
Кан Ольга Викторовна
Ольга Викторовна родилась 15 апреля 1979 г. в г. Барнауле. Детство провела в г. Петропавловске-Камчатском.
Работала учителем начальных классов, специалистом в администрации, организатором литературных мероприятий при Алтайском доме литераторов, редактором в отделе литературных и издательских проектов Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова.
1. Внимательно прочитай стихотворение:
ТРУДНОЕ СЛОВО СОБАКА
Диктант был лёгким.
Но, однако,
В нём слово встретилось СОБАКА.
Вздыхала грустная СОБАКА:
«Ты напиши меня без брака!»
Я начал рассуждать логично:
Что радует собак обычно?
Уютный дом,
Свиная ножка,
Но главная награда – кошка!
Ведь с ней всегда такая драка,
Погоня,
Схватка,
Неотложка.
В диктанте я пишу СО-БАКА!
И проверяю словом КОШКА.
2. Ответь на вопросы, ответы запиши в маленькую тетрадь:
1. Выпиши рифмы из стихотворения/
2. Почему слово «Собака» оказалось трудным?
3. Нарисуй иллюстрацию к этому стихотворению.
Кан Ольга Викторовна
Ольга Викторовна родилась 15 апреля 1979 г. в г. Барнауле. Детство провела в г. Петропавловске-Камчатском.
Работала учителем начальных классов, специалистом в администрации, организатором литературных мероприятий при Алтайском доме литераторов, редактором в отделе литературных и издательских проектов Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова.
1. Внимательно прочитай стихотворение:
ТРУДНОЕ СЛОВО СОБАКА
Диктант был лёгким.
Но, однако,
В нём слово встретилось СОБАКА.
Вздыхала грустная СОБАКА:
«Ты напиши меня без брака!»
Я начал рассуждать логично:
Что радует собак обычно?
Уютный дом,
Свиная ножка,
Но главная награда – кошка!
Ведь с ней всегда такая драка,
Погоня,
Схватка,
Неотложка.
В диктанте я пишу СО-БАКА!
И проверяю словом КОШКА.
2. Ответь на вопросы, ответы запиши в маленькую тетрадь:
1. Выпиши рифмы из стихотворения/
2. Почему слово «Собака» оказалось трудным?
3. Нарисуй иллюстрацию с которой у тебя ассоциируется данное стихотворение.
Власов Алексей Валентинович
1. Внимательно прочитай стихотворение:
Нет памяти достойней на Руси,
Чем память о Победе в сорок пятом.
У нас любую бабушку спроси,
Она вам скажет, что вдова солдата.
Ещё расскажет, как неравный бой
Вёл муж её с фашистом-супостатом
Под Сталинградом или под Москвой,
Оставшись в вечной памяти солдатом.
Как был конверт к лицу её прижат,
А сын, что ростом меньше автомата,
Сквозь плач кричал:
«Я сам теперь солдат!
Ты, мамка, отпусти меня в солдаты. »
С тех пор прошло уже так много лет,
Что дети той войны дедами стали.
Но снова вместо книжек и газет
Их внуков ждут посмертные медали.
Нет города такого на Руси,
Медвежьего угла, убогой веси,
Куда бы самолёт не заносил
Бесценный груз с тяжёлой цифрой «200».
Салюты над могилами гремят –
Хоронят мужа, сына или брата.
Но шепчет русский мальчик: «Я – солдат.
Ты, мамка, отпусти меня в солдаты»
. Ответь на вопросы, ответы запиши в маленькую тетрадь:
1. Как ты думаешь почему важно сохранять память о победе в Великой Отечественной войне?
2. Какие строчки из стихотворения тебе понравились больше всего?
3. Нарисуй иллюстрацию к этому стихотворению.
Власов Алексей Валентинович
1. Внимательно прочитай стихотворение:
Нет памяти достойней на Руси,
Чем память о Победе в сорок пятом.
У нас любую бабушку спроси,
Она вам скажет, что вдова солдата.
Ещё расскажет, как неравный бой
Вёл муж её с фашистом-супостатом
Под Сталинградом или под Москвой,
Оставшись в вечной памяти солдатом.
Как был конверт к лицу её прижат,
А сын, что ростом меньше автомата,
Сквозь плач кричал:
«Я сам теперь солдат!
Ты, мамка, отпусти меня в солдаты. »
С тех пор прошло уже так много лет,
Что дети той войны дедами стали.
Но снова вместо книжек и газет
Их внуков ждут посмертные медали.
Нет города такого на Руси,
Медвежьего угла, убогой веси,
Куда бы самолёт не заносил
Бесценный груз с тяжёлой цифрой «200».
Салюты над могилами гремят –
Хоронят мужа, сына или брата.
Но шепчет русский мальчик: «Я – солдат.
Ты, мамка, отпусти меня в солдаты»
2. Ответь на вопросы, ответы запиши в маленькую тетрадь:
1. Как ты думаешь почему важно сохранять память о победе в Великой Отечественной войне?
2. Какие строчки из стихотворения тебе понравились больше всего?
3. Нарисуй иллюстрацию к этому стихотворению.
Власов Алексей Валентинович
1. Внимательно прочитай стихотворение:
Скок-поскок по веткам дождь…
В лужах кольца кружатся…
И никак не обойдёшь
Кружевные лужицы.
Дождь намотан на пенёк,
На сучки, на ёлки…
И корзина, как клубок,
В ручках у Алёнки.
Перепутались следы
И промокли ножки.
Перепутались грибы
В мамином лукошке.
Распушилось всё вокруг
В небе туча-пряха…
Где же солнышко-утюг?
Вымокли рубахи.
Мы растём как на дрожжах –
Мы уже большие!
Мы на папиных плечах
Добежим к машине!
2. Ответь на вопросы, ответы запиши в маленькую тетрадь:
1. Выпиши рифмы из стихотворения.
2. Постарайся выучить стихотворение наизусть.
Власов Алексей Валентинович
1. Внимательно прочитай стихотворение:
Скок-поскок по веткам дождь…
В лужах кольца кружатся…
И никак не обойдёшь
Кружевные лужицы.
Дождь намотан на пенёк,
На сучки, на ёлки…
И корзина, как клубок,
В ручках у Алёнки.
Перепутались следы
И промокли ножки.
Перепутались грибы
В мамином лукошке.
Распушилось всё вокруг
В небе туча-пряха…
Где же солнышко-утюг?
Вымокли рубахи.
Мы растём как на дрожжах –
Мы уже большие!
Мы на папиных плечах
Добежим к машине!
2. Ответь на вопросы, ответы запиши в маленькую тетрадь:
1. Выпиши рифмы из стихотворения.
2. Постарайся выучить стихотворение наизусть.
Валентина Александровна Новичихина
Родилась 01.05.1980г. в селе Клепиково Усть-Пристанского района Алтайского края. В 1955 году Валентина с мамой переехали в Барнаул. С серебряной медалью окончила среднюю школу и поступила в Барнаульский пединститут, но из-за тяжелой болезни на третьем курсе вынуждена была оставить учебу. Заболевание Валентина победила. стихами. С рождением племянниц она начала писать забавные и весѐлые стихотворения для детей.
1. Внимательно прочитай стихотворение:
У детей своя планета.
В ней особые приметы:
На планете Детства
Целый день играют дети
Во дворе иль в Интернете.
Любят дети сказки
И цветные краски.
Девочки рисуют «моду»
И цветочки, и природу.
Но все дети той планеты
В мире жить хотят при этом.
И чтоб мама рядом
С добрым нежным взглядом!
2.Выпиши рифмы из стихотворения.
3. Нарисуй свою планету Детства
Валентина Александровна Новичихина
Родилась 01.05.1980г. в селе Клепиково Усть-Пристанского района Алтайского края. В 1955 году Валентина с мамой переехали в Барнаул. С серебряной медалью окончила среднюю школу и поступила в Барнаульский пединститут, но из-за тяжелой болезни на третьем курсе вынуждена была оставить учебу. Заболевание Валентина победила. стихами. С рождением племянниц она начала писать забавные и весѐлые стихотворения для детей.
1. Внимательно прочитай стихотворение:
Источник