Почему грех убивает радость?
В своей новой статье Сергей Худиев отвечает на вопрос, почему христиан призван к радости и что мешает исполнить эту заповедь.
Второй из плодов Святого Духа, упоминаемый у Апостола — это радость. Да, радость есть дело благочестивое, угодное Богу, даже святое. « Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17) — говорит Апостол. Нам прямо заповедано радоваться — «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил.4:4)
Библия полна призывов возрадоваться.
Уныние — грех. Как и с заповедью любить, это может показаться непонятным. Радость — это именно эмоция, переживание, которое мы и рады бы испытать, да не можем. Радость нельзя включить какой-нибудь кнопкой — а то мы бы все включили. Люди даже пытаются сделать это, принимая алкоголь или наркотики.
Однако нельзя сказать и того, что радость совершенно не в нашей власти. Человек не может моментально создать зрелые колосья на своем поле — но он должен трудиться, сажать семена и выпалывать сорняки. Радость требует терпения, и упорства, ее надо выращивать, как растение, и, что очень важно, ее не надо убивать.
Парадокс нашей падшей природы в том, что мы отчаянно хотим счастья — но делаем все, чтобы сделать себя несчастными. Так и с радостью — да, мы хотим радости, но в то же время делаем все, чтобы убить ее.
Грех убивает радость; пожалуй, наиболее яркий пример — те же алкоголь и наркотики, которые не увеличивают объем радости в жизни человека. Вслед за короткой эйфорией следует еще более глубокий эмоциональный спад. Люди, которые советуют человеку в состоянии горя или уныния «пить с горя» ужасно ошибаются — наибольшее число самоубийств совершается именно под влиянием алкоголя. Он только усугубляет уныние и доводит человека до отчаяния. Но это так в отношении любого греха — человек думает, что он наконец-то найдет радость, что ворованные деньги или блуд сделают его счастливым, но это опять оказывается не так. Люди часто говорят, что христианство требует отказаться от «радостей жизни». Это верно с точностью до наоборот — христианство требует отказаться от того, что убивает радость.
Один из грехов, убивающих радость немедленно, прямо и непосредственно — это ропот. Гневные претензии к Богу, к людям, к обстоятельствам, ворчливое недовольство всем, старательно подогреваемое чувство личной обиженности и обойденности. Парадокс ропотника в то, что он ропщет из-за того, что он несчастен, но он не может быть счастлив именно потому, что он ропщет. Никакие перемены обстоятельств не могут ему помочь — просто человек, который раньше ворчал на слишком жидкую кашу, будет ворчать на слишком мелкие бриллианты. Радость невозможна без смиренного и благодарного сердца — как говорит Апостол, «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (Фесс.5:16-18)
Другой убийца радости — гнев, ярость и осуждение в отношении других людей. Посмотрите на социальные сети — как люди разгневаны! И как они унылы!
Поэтому путь к радости — это покаяние. Осознание своих грехов, их исповедание, усилия, направленные на то, чтобы исправить свою жизнь. Когда мы негодуем на чужие грехи, мы приходим во все большее уныние; когда осознаем свои и раскаиваемся в них — мы меняемся и делаемся способными к радости. Мы становимся почвой, на которой она растет.
Но, конечно, мало удаляться от того, что убивает радость; мы должны обратиться к тому, кто ее созидает — к Богу Святому Духу. Мы должны искать Его в молитве — личной и церковной, и, особенно, в Таинствах Церкви.
Радость связана с благодарностью и надеждой. Радость — это когда мы знаем что-то очень, очень хорошее. Нечто, настолько прекрасное и утешительное, что мы не смеем в это поверить — но знаем, что это правда. Христос говорит Апостолам радоваться тому, что их имена написаны на небесах.
В самой глубине нашей личности, гораздо глубже, чем достигают любые житейские бури, у нас есть надежда и радость — мы знаем, что является первой и последней истиной о реальности. Бог есть любовь, Его любовь победит, Его промысел ведет нас в Его Царство. Здесь, на земле, нам может быть доступно предчувствие этой радости. Как говорит святой Серафим Саровский, «Однажды я молил Господа, чтобы Он ввел меня в общение с Ним и показал мне Свои небесные обители. И Господь не лишил меня Своей милости. Он исполнил мое желание и прошение. Вот я был восхищен в эти обители, только не знаю, с телом или кроме тела. Бог знает-это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать невозможно… Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением… Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания… Там радость и сладость неизглаголанные, там праведники просветятся, как солнце. Но если такой небесной славы не мог изъяснить и сам апостол Павел, то какой же другой язык человеческий может изъяснить славу и красоту горнего селения, в котором водворяются праведные души»
Ребенок, который знает, что сразу же после конца урока родители придут за ним и повезут его на море, весь уже там — где песок и волны, и огромные южные звезды. Христианин, который знает, что Господь ведет его в Небесный Иерусалим, мыслями уже там, и «со страхом и радостью великою» ожидает своего переселения домой. Как сказал преподобный Ефрем Сирин, «Покаяние — это трепет перед вратами рая».
Источник этой радости и благоговейного трепета — наше сознание близости Бога, который стал человеком, чтобы спасти нас, и непрестанно заботится о нашей вечной радости.
Как говорится в известном стихотворении Владимира Соловьева,
Источник
«Всегда радуйтесь» (1Фес. 5:16) О христианском понимании радости
Среди мирских людей распространено представление о православных христианах как об унылых типах, чуждающихся всего того, чему радуются неверующие.
Может быть, православные и удаляются от того, в чем почитают радость люди неверующие, – впрочем, лишь от того, что связано с грехом, – но не удаляются от самой радости, ведь одна из библейских заповедей гласит: «Всегда радуйтесь» ( 1Фес. 5:16 ; Фил. 4:4 ). И радуются православные христиане, конечно, не тому и не так, чему и как радуются неверующие.
Чтобы понять, в чем состоит особенность православного понимания радости, имеет смысл обратиться к словам Священного Писания и святых отцов.
В Священном Писании радость указывается как то, что свойственно Самому Богу. Так, Премудрость Божия говорит: «Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» ( Притч. 8:30 ).
Неудивительно, что воссоединение отпавшего человечества с Богом мыслится в категориях обретения вечной радости, о чем предсказывали еще ветхозаветные пророки: «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» ( Ис. 35:10 ).
С этим связано то, что явление на земле Спасителя сопровождается возвещением радости как архангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии, так и позднее, в ночь Рождества, пастухам, которым «сказал ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» ( Лк. 2:10 ).
Как пишет святитель Андрей Критский, «является Бог на земле, Бог с небес, Бог между человеками, Бог во чреве Девы – Тот, Которого не вмещает вся вселенная. Теперь природа человеческая начинает предвкушать радость и получает начало обожения… Гавриил служит таинству и взывает к Деве: “Радуйся!” ( Лк. 1:28 ), чтобы Дочь Адама, происшедшая от племени Давидова, возвратила Собою ту радость, которую потеряла праматерь… В самом деле, была ли и будет ли для рода человеческого какая-нибудь радость более той, как быть причастником Божественного естества, быть в соединении с Богом, быть с Ним едино по причине соединения, и притом ипостасного?»1
Сам Господь Иисус Христос испытывал радость, о чем говорил апостолам: «Радуюсь за вас» ( Ин. 11:15 ). И более того, Он свидетельствует о желании поделиться Своей радостью с учениками: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» ( Ин. 15:11 ).
И Он же учит их расставлять верные ориентиры в радости: «Однако же не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но тому радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах» ( Лк. 10:20 ).
Господь также указал, что радость Его учеников отлична и даже противоположна радостям мира сего: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» ( Ин. 16:20 ).
Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова: «Чтобы показать, что после печали бывает радость, и что печаль рождает радость, и что печаль кратковременна, а радость бесконечна, Господь обращается к примеру из обыкновенной жизни и говорит: “Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир” ( Ин. 16:21 )… Он привел этот пример только для того, чтобы показать, что печаль временна, а радость постоянна»2.
Вхождение в Царство Божие Господь Иисус Христос определяет как вхождение в радость: «Хорошо, добрый и верный раб. войди в радость господина твоего» ( Мф. 25:21 ). Также и апостол Павел определяет Царствие Божие как «радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). В другом месте он указывает радость как «плод духа» ( Гал. 5:22 ).
Апостол Павел дает и заповедь: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» ( Рим. 12:15 ). Комментируя ее, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Для того, чтобы радоваться с радующимися, душе нужно более любомудрия, нежели для того, чтобы плакать с плачущими. К последнему влечет нас сама природа, и нет такого каменного человека, который бы не плакал при виде несчастного; но для того, чтобы, видя человека в благополучии, не только ему не завидовать, но еще разделять с ним радость, нужна душа очень благородная. Потому [апостол] и сказал об этом раньше. Ничто так не располагает нас к любви, как то, когда мы разделяем друг с другом и радость, и печаль»3.
Наконец, апостол Павел записал известные слова: «Всегда радуйтесь» ( 1Фес. 5:16 ).
Наиболее полно эту заповедь, равно как и вообще смысл христианской радости, раскрыл преподобный Иустин (Попович): «Всегда радуйтесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? Вы – совершенные господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви, воскресения, от Церкви и святых Его. Но есть еще большее чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него, насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на небеса, в Царство Божие. На земле, в человеческом роде, не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без воскресения, а воскресения – без всесильного Богочеловека Христа, поскольку Он есть единственная истинная радость для всех людей. Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви, непрестанно изливает эту единую истинную радость в души Своих последователей посредством святых таинств и добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять… Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку радость веры во Христа есть единственная истинная радость для человеческого существа… Эта радость – плод и порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а древо это питается благодатью святых таинств»4.
Достойны внимания также объяснение и совет к практическому исполнению этой заповеди, данный святителем Василием Великим, который говорит: «Апостол приглашает всегда радоваться, но не всякого, а того, кто подобен ему самому, не живет во плоти, но имеет живущего в себе Христа; потому что общение с высочайшим из благ никак не допускает сочувствия с тем, что беспокоит плоть… Вообще душа, однажды объятая любовью к Создавшему и привыкшая увеселяться тамошними красотами, радости своей и благодушия не променяет на разнообразное превращение плотских страстей; но скорбное для других увеличит ее веселье. Таков был апостол, который благоволил в немощах, в скорбях, в изгнаниях, в нуждах (см.: 2Кор. 12:10 )…
Итак, если когда случится с тобою что-либо неприятное, прежде всего, настроив к тому мысли, не подвергайся смущению, а упованием на будущее облегчай для себя настоящее. Как больные глазами, отвращая взоры от предметов, слишком блестящих, успокаивают их, останавливаясь на цветах и зелени, так и душе надобно не смотреть непрерывно на скорбное и не заниматься настоящими горестями, но возводить взор свой к созерцанию истинных благ. Так в состоянии будешь всегда радоваться, если жизнь твоя всегда обращена будет к Богу; и упование на воздаяние облегчит житейские скорби»5.
Возникал вопрос о том, как сочетаются слова «всегда радуйтесь» ( 1Фес. 5:16 ) со словами «блаженны плачущие» ( Мф. 5:4 )? Преподобный Варсонофий Великий давал такой ответ: «Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние; признаки же покаяния суть: пост, псалмопение, молитва, поучение в слове Божием. Радость есть веселость по Богу, которая благопристойно обнаруживается при встрече с другими и в лице и в слове. Пусть сердце сохраняет плач, лице же и слово – благоприличную веселость»6.
Радуются ангелы, радуются и святые. О первом засвидетельствовал Сам Господь: «Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15:10 ). О втором – преподобный Антоний Великий: «Когда мы совершенствуемся в праведности, то доставляем радость народу святых, и они усердно молятся и ликуют перед нашим Создателем»7.
Это есть истинная радость, святая. Но бывает извращенная, ложная, сатанинская радость, о чем предупреждает преподобный Варсонофий Великий: «Не отчаивайся, ибо это доставляет радость диаволу, которою да не даст ему Бог возрадоваться, но скорее да восплачется о спасении твоем чрез Христа Иисуса, Господа нашего»8.
Из этих слов видно, что сатанинская радость, которую также называют злорадством, представляет собой искажение, выворачивание наизнанку заповеди «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» ( Рим. 12:15 ), то есть диавол радуется над плачущими в отчаянии и плачет над имеющими святую радость.
Подобная извращенная радость, в отличие от истинной радости, не вечна: «Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна» ( Иов. 20:5 )
Должно сказать, что не только злорадство, но и вообще земные, плотские радости нельзя уравнивать или отождествлять со святой христианской радостью. Как свидетельствует блаженный Августин, «никакая временная радость не может нисколько сравниться с радостью вечной жизни, какую будут иметь святые»9.
Более подробно об этом говорит святитель Василий Великий: «Будучи отчуждены от Бога грехом, снова воззваны мы к общению с Богом, освобожденные кровью Единородного от бесчестного рабства… Как же всего этого не признавать достаточною причиною к непрекращающейся радости и к непрестанному веселью, а напротив того, думать, что тот, кто пресыщает чрево, забавляется звуками свирели, спит, распростершись на мягком ложе, тот один проводит жизнь, достойную радости? А я бы сказал, что имеющим ум прилично о таком [человеке] плакать, ублажать же должно тех, которые настоящую жизнь проводят в надежде будущего века и настоящее обменивают на вечное»10.
Глубокий смысл существования земных, плотских радостей раскрывает в своей «Исповеди» блаженный Августин: «Страсти кипели во мне, несчастном; увлеченный их бурным потоком, я оставил Тебя, я преступил все законы Твои и не ушел от бича Твоего; а кто из смертных ушел? Ты всегда был рядом, милосердный в жестокости, посыпавший горьким-горьким разочарованием все недозволенные радости мои, – да ищу радость, не знающую разочарования. Только в Тебе и мог бы я найти ее»11.
В аскетической православной литературе имеются свидетельства о том, что христианин, ведущий подлинную духовную жизнь, обретает вышеуказанную святую радость. Например, преподобный Зосима Верховский, говоря о практике Иисусовой молитвы, описывает в качестве одного из первых ее действий то, когда подвижник, «сидя долгое время, в одну только молитву углубившись… вдруг внезапно восчувствует ни с чем не сравнимую радость услаждающую, такую, что уже более и молитва не творится, но только чрезмерною любовью ко Христу пламенеет он»12.
Преподобный Григорий Синаит, в свою очередь, указывает, что это духовное чувство бывает разных видов: «Радость имеет два различия, именно: есть радость спокойного характера, которая именуется биением, воздыханием и рассуждением духа, и есть бурная сердечная радость, называемая игранием [духа], восторженным движением, или трепетанием, или величественным взлетом живого сердца в божественную воздушную сферу»13.
Вместе с тем святые отцы предупреждают, что, пытаясь соблазнить подвижника, диавол во время молитвы может фальсифицировать радость, и это ложное чувство всевать в него, дабы выдать за истинное: «Иногда враг внутри природных чресл мечтательно видоизменяет духовное как хочет, предлагая одно вместо другого. Он… вместо веселья возбуждает животную радость и мокротное наслаждение, отчего явно происходят самомнение и тщеславие»14.
О том, как отличить духовную святую радость от лживой бесовской, пишет блаженный Диадох: «Если душа непоколебимым движением воспламенится к любви Божией, влеча в глубину сей неизреченной любви и само тело, то это есть действо Святого Духа. Будучи вся преисполнена приятных чувств от неизреченной оной божественной сладости, она и не может в ту пору помышлять ни о чем другом, а только чувствует себя обрадованной некоей неистощимой радостью. Если же при таком возбуждении ум воспримет некое сомнительное колебание или какое нечистое помышление… то нужно знать, что такое утешение – от прельстителя и есть только призрак радости. Такая радость навевается извне и является не как качество и постоянное расположение души; видимо, тут враг хочет опрелюбодействовать душу»15.
Истинная радость доступна для человечества только во Христе и через Христа, благодаря Его воплощению, смерти, воскресению и вознесению. О ней говорил святитель Григорий Чудотворец: «Днесь Адам обновлен и, вознесенный на небо, ликует с ангелами. Днесь вся вселенная объята радостью, так как совершилось пришествие Святого Духа к людям… Днесь исполнилось предречение Давида, которое говорит: “Да веселятся небеса и да торжествует земля… да возрадуются поля и все дерева дубравные от лица Господня, потому что грядет” ( Пс. 95:11–13 )… Господь наш Иисус Христос возвестил неиссякаемую радость всем верующим в Него. Ибо Он говорит: “Увижу вас, и возрадуетесь, и радости вашей никто не отнимет у вас” ( Ин. 16:22 )»16.
Примечания:
1 Андрей Критский, святитель. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы.
2 Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от Иоанна. 79 (1).
3 Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Послание к римлянам. 22:1.
4 Иустин (Попович), преподобный. Толкование на 1‑е Послание к фессалоникийцам святого апостола Павла. 5.
5 Василий Великий, святитель. Беседа 4.
6 Варсануфий и Иоанн, преподобные. Руководство к духовной жизни. 737.
7 Антоний Великий, преподобный. Послание братиям, обитающим повсюду. 5.
8 Варсануфий и Иоанн, преподобные. Руководство к духовной жизни. 550.
9 Августин Иппонийский, блаженный. О том, как оглашать людей необразованных. 8.
10 Василий Великий, святитель. Беседа 4.
11 Августин Иппонийский, блаженный. Исповедь. 2: 4.
12 Повествование о действиях сердечной молитвы старца Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским. 1: 10.
13 Григорий Синаит, преподобный. О безмолвии и молитве. 5.
14 Григорий Синаит, преподобный. О безмолвии и двух образах молитвы. 10.
15 Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 33.
16 Григорий Неокесарийский, святитель. Беседа 1 на Благовещение Пресвятой Богородицы. 1.
Источник