- Я учитель, ты дурак? 9 неочевидных ошибок, подрывающих авторитет педагога
- Оксана Кириллова
- Ошибка № 1. Никогда не отступать от плана урока
- Ошибка № 2. Терять контроль над эмоциями
- Ошибка № 3. Быть чрезмерно отстраненным
- Ошибка № 4. Выставлять себя «рубахой-парнем»
- Ошибка № 5. Навешивать ярлыки и иметь любимчиков
- Ошибка № 6. Сравнивать детей
- Ошибка № 7. Требовать идеальных знаний и поведения
- Ошибка № 8. Не признавать ошибок и бояться сложных вопросов
- Ошибка № 9. Заниматься на уроке посторонними делами и опаздывать
- Как же все-таки завоевать авторитет? Мнение психологов
- Профессиональное выгорание педагога или почему я больше не хочу работать в школе
- Есть ли у вас такие ученики, после уроков с которыми вы чувствуете себя никчемным учителем?
Я учитель, ты дурак? 9 неочевидных ошибок, подрывающих авторитет педагога
Оксана Кириллова
31 августа • 17:55
С началом учебного года порог школы наряду с опытными коллегами переступят молодые учителя, которым еще не хватает навыков общения с детьми. От того, как эти педагоги выстроят диалог с учениками в первые месяцы, будет во многом зависеть дальнейшая работа и тех, и других. Понятно, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, но некоторые промахи могут стоить доверия учеников и интереса к предмету. Вместе с психологами Марией Вальтер и Алиной Чинючиной рассказываем о девяти не самых очевидных ошибках, которые могут стать фатальными.
Ошибка № 1. Никогда не отступать от плана урока
Если вы готовы уныло и сухо оттарабанить заготовленную речь про образ Базарова, даже если в класс ворвались инопланетяне, это тревожный знак. Будьте более гибкими. Интересуйтесь мнением детей, меняйте подходы, шутите, импровизируйте.
«Ученики — активные участники урока. Им нравится практика, живое взаимодействие с учителем, эксперименты, а не слепое следование учебникам и пособиям. Последние служат лишь помощью вам как специалисту», — поясняет семейный и детский психолог Мария Вальтер.
Учитель английского языка Елена Селиванова подтверждает, что импровизировать нужно всегда. С одним классом успеваешь больше, с другим меньше. Какой-то класс старается, какой-то учится по принципу «лишь бы оценки получить». Есть те, кто быстрее работают, и они уже начинают задавать вопросы по заданию, пока другие только его доделывают. Поэтому план урока один для всех, а дальше уже все дифференцировано — для каждого класса и даже для каждого ребенка.
«Парень из класса, в котором я преподавала, занимался с репетитором, был чуть сильнее других по моему предмету и вел себя вызывающе. Подловить его на незнании я не могла — и однажды решила. дать ему вести урок. И дети были заняты, и он. Ему это очень понравилось», — приводит пример Елена.
Ошибка № 2. Терять контроль над эмоциями
Повышение голоса, излишняя раздражительность, драматизация. Станут ли дети уважать учителя, который выплескивает эмоции на пустом месте? Скорее уж решат по возможности «не связываться».
Что же делать, если эмоции накрывают?
«Отслеживайте свое состояние. После каждого урока спрашивайте себя: как я сейчас себя чувствую? Устала? Голодна? Дышать тяжело? Если осознаете, что силы кончились, примите меры на перемене: поешьте, откройте форточку, подольше посидите. Если на уроке теряете контроль над собой, или прервитесь и возьмите паузу, или, если нет возможности, сделайте несколько медленных вдохов-выдохов. Доведите урок до конца, а в перерыв постарайтесь использовать любые привычные способы для восстановления состояния — от чая с шоколадкой до разрывания бумаг на клочки в пустом классе», — рекомендует школьный психолог Алина Чинючина.
Ошибка № 3. Быть чрезмерно отстраненным
Обратная ситуация. Дети не хотят учить мой предмет? И ладно, мое дело — выдержать урок и уйти. Опаздывают, плохо учатся? Их проблема.Но учителя, которые сами безучастны к своим урокам, не вызывают ни уважения, ни желания вникнуть в то, что они объясняют.
«Урок — это не только передача информации, это коммуникация. Если учителю все равно, дети это сразу чувствуют, — утверждает Алина Чинючина. — У таких педагогов и дисциплина держится только на крике, — а со временем дети к крику привыкают, и становится совсем плохо. Интерес к своему делу — залог создания авторитета».
Ошибка № 4. Выставлять себя «рубахой-парнем»
Это ошибка многих молодых учителей, которые зачастую старше учеников всего на несколько лет. Они как бы заявляют «Я такой же, как вы» и учителя переходят на подростковый жаргон, на уроке вместо учебы обсуждают музыкальные группы, а в худшем случае вместе высмеивают педагогов со стажем. Иногда обсудить что-то постороннее, но желательно с привязкой к предмету, можно. Но дистанция «учитель — ученик» должна сохранятся. Иначе дети никогда не станут воспринимать вас как взрослого.
Ошибка № 5. Навешивать ярлыки и иметь любимчиков
Ваш опытный взор сразу выявил в классе тех, ради кого стоит стараться? Двоечник с последней парты, отвечающий хорошо, точно списывал. Середнячок, скорее всего, выше тройки и не получит. Зато отличнику сойдет с рук практически все. Но какой тогда смысл детям стараться?
Естественно, что учитель не может относиться ко всем детям одинаково, ведь он не робот. Но главная задача — не смешивать «отношение человека и отношение учителя»:
Прощать что-то одному ребенку только потому, что он вам нравится, и не прощать такой же проступок другому — значит потерять уважение детей, а зачастую и коллег. Хвалить и ругать правильно за проступки, а не за личность, и основываться при этом на логике, а не на эмоциях или симпатиях-антипатиях, — поясняет Алина Чинючина.
Кроме того, учителя, которые бывают несправедливы и заводят любимчиков, не пользуются авторитетом у учеников
Если учитель относится к ребенку с уважением независимо от того, двоечник это или отличник, у него появляется вера в себя, свои силы. Ученик начинает стараться, появляется мотивация.
Елена Селиванова сообщила, что готова ставить двоечникам заслуженные пятерки, чтобы стимулировать к учебе.
«А отличникам могу поставить двойку: пусть понимают, что если не сделали задание, все равно несут ответственность. Если даже ребенок обычно хорошо учится, нацелен на результат, но английский ему не нужен и он, например, на него «забил», я это так не оставлю. Буду заставлять работать — дам индивидуальные задания, может, с родителями ученика пообщаюсь», — добавила педагог.
Ошибка № 6. Сравнивать детей
Ругать следует за конкретный поступок, а давать характеристику личности ученика, а тем более сравнивать с другими, недопустимо. «Ты такой же тупица, как твой старший брат» — пользы не даст, а вот навредить может сильно. Не только психике ребенка, кстати, но и вам: могут и на диктофон записать, а потом предъявить запись как обвинение.
«Однажды стала свидетелем тому, как на лестнице по дороге в кабинет семиклассница, моя ученица, оступилась и выругалась. Заметив меня, она сразу сказала «извините». Я промолчала: ругательства не приветствую, но это единичный случай и это подросток — вырвалось, бывает, к тому же извинилась. В то же время другая учительница громко начала выражать недовольство девочкой и добавила: «Вот твоя сестра себе такого не позволяла». По-моему, со стороны учителя подобное сравнение недопустимо в любой ситуации», — рассказала Елена Селиванова.
Ошибка № 7. Требовать идеальных знаний и поведения
Современный мир приветствует креативность и умение находить нестандартные решения. Требуя послушания, мы готовим детей к миру прошлого. Кроме того, слишком правильно — это скучно.
«Люди не идеальны, дети тем более. Я просто пытаюсь донести до них информацию о том, чего хочу от них, как нужно себя вести, что нужно знать, что они должны сдать в конце урока, четверти, года. Требовать безупречности — странно», — считает Елена Селиванова.
Ошибка № 8. Не признавать ошибок и бояться сложных вопросов
Что, если вам зададут вопрос, на который вы не сможете ответить? В такой ситуации некоторые молодые учителя, опасаясь показаться некомпетентными, быстро и необдуманно отвечают — лишь бы что-то сказать, — да еще резко и высокомерным тоном. Однако как раз завышенное самомнение, высокомерность и зазнайство больше всего подрывают авторитет педагога. А незнание, как ни странно, нет. Если, конечно, оно не систематическое.
«Вы человек, а не компьютер, и не можете знать все. Иногда дети специально провоцируют педагогов каверзными вопросами — это своеобразная «проверка на прочность», — добавляет психолог Алина Чинючина. — Если вы чего-то не знаете, честно в этом признаетесь и обещаете к следующему разу разобраться, вы только повышаете уважение к себе. То же касается извинений перед кем-то, если вы видите, что неправы».
Ошибка № 9. Заниматься на уроке посторонними делами и опаздывать
Если вы позволяете себе жевать, громко болтать по телефону или играть в мобильные игры, не ждите, что дети так себя не поведут на вашем уроке. То же самое, если вы регулярно опаздываете.
По мнению Алины Чинючиной, телефон на занятии вообще стоит отключать. Психолог отдельно предостерегает учителей от того, чтобы есть на занятии:
«Ни о каком авторитете уже не пойдет речь, если вы позволите себе жевать во время урока. В каждой школе есть большая перемена, когда можно пойти поесть. Если уж очень голодны, шоколадным батончиком и йогуртом можно перекусить и за 10 минут перемены, закрывшись в классе. Игнорировать голод не стоит: наравне с усталостью он может стать причиной срыва и потери контроля над собой».
Как же все-таки завоевать авторитет? Мнение психологов
- Быть позитивным.
Гораздо легче найти подход к ученикам, когда вы не только любите свою работу, но и наслаждаетесь жизнью вне ее. Хорошо, если учитель дружелюбен, спокоен, уверен в себе. - Интересоваться детьми и предметом.
Учитель-сухарь, равнодушный ко всему, авторитетом не пользуется. А искренне увлеченных своим делом учителей ребята обычно уважают и любят, даже если сетуют на высокие требования. - Предъявлять ко всем равные требования.
Хвалить за реальные достижения, ругать за реальные промахи. Критиковать только поступки, но не самого ребенка, сравнивать — только с ним самим раньше («В прошлом году твоя успеваемость была выше/ниже»). Кстати, незаслуженную похвалу дети часто воспринимают едва ли не хуже, чем насмешки. - Уметь разбираться со своими эмоциями.
Если вы научились понимать, что происходит с вами, то легче поймете и состояние другого, а в работе учителя это очень важно. - Повышать квалификацию.
Лучше владеете темой — меньше вероятность попасть впросак на уроке. А если ошибка все же произошла, ученики оценят искреннее «Простите, я был не прав».
Однако пытаясь заработать авторитет, следует помнить о подводных камнях:
«Даже если учащиеся вас слушаются, ваш авторитет может быть ложным и сопровождаться страхом детей проявить самостоятельность и независимость. Особенно это заметно в старшем школьном возрасте, когда у подростков формируется свое «я» и усиливается избирательность авторитетных фигур. Поэтому выстраивайте в общении с детьми необходимые границы и помогайте им формулировать мысли и делать открытия самостоятельно», — рекомендует семейный и детский психолог Мария Вальтер.
Источник
Профессиональное выгорание педагога или почему я больше не хочу работать в школе
В последнее время все чаще стала замечать, что не хочу(даже вот так — НЕ ХОЧУ. ) ходить на работу. Не хочу до истерики. С каждым шагом приближаясь к школе, начинает, аж, подташнивать. Но собрав волю в кулак, переступаю порог любимой работы и стараюсь быть адекватной до конца рабочего дня. Главное выдержать еще один рабочий день и не сорваться. Поверьте, есть от чего. Об этом я писала здесь .
«Прибила бы» — самое частое, что я слышу от знакомых, которые к образованию не имеют никакого отношения. Увы, но и у учителя, порой, проскакивают такие мысли. Но, # тыжучитель ты должен сдерживать негативные эмоции, и, упаси Бог, заниматься рукоприкладством. Но до этого и не доходит. Но сдержанные раз за разом эмоции, рано или поздно дадут о себе знать.
Со временем ты начинаешь чувствовать некую нервно-психическую напряженность от того, что постоянно держишь себя в руках, контролируешь что говоришь, как себя ведешь, не можешь расслабиться даже на отдыхе. Призрак # тыжучителя преследует тебя, где бы ты ни находился. Даже собственная семья становится показателем, насколько ты хороший педагог, сумел ли правильно воспитать своих детей, чтобы тебе доверили чужих. Ты чувствуешь постоянное давление социума и ответственность перед ним. Это напрягает.
Далее все чаще замечаешь, что начинаешь затягивать все процессы, связанные с работой до последнего. Открыв ноутбук, вместо заполнения электронного журнала изучаешь новости соцсетей. Нужно подготовить открытый урок за неделю? Время есть, но ты всю неделю будешь это откладывать до последней ночи, находя более важные дела. А потом, с глазами совы от бессонной ночи, давать этот урок в режиме автопилота. То есть все признаки прокрастинации налицо.
Дальше – больше. Полное нарушения режима сна. От срочной и необходимой работы типа отчет с пометкой «срочно сдать вчера»(любят у нас раздавать такие задания), либо другой текущей работы(учитель одна из тех профессий, работа которой не заканчивается моментом выхода из стен школы), до простого не желания идти спать, потому что с утра на работу.
От такого эмоционального перенапряжения и режима в какой-то момент осознаешь, что ты «смертельно» устал. Приходя домой, первые часа1,5-2 ты не хочешь никого не видеть не слышать, а просто насладиться тишиной и … едой. Потому как в суете и потоках уроков чаще всего даже чашку кофе на работе приходится пить на бегу. И если, не дай Бог, кому то вздумается помешать этому уединению, то его постигнет гром и молния учительского гнева. Шучу. Учитель выдержит и это.
Ну и как «вишенка на торте» — полное опустошение, потеря интереса не только к работе, но и к жизни. Когда ты перестаешь уже что-либо чувствовать: радость вызывает лишь улыбку, в лучшем случае, а сожаление показываешь лишь вздохом. Кстати, нужно отметить, что вздыхать начинаешь все чаще и чаще, порой даже не понимая причины этих вздохов. Все меньше стараешься думать, как ты выглядишь и во что одет, ведь тебе все равно. Здесь последняя черта, за которой тебя ждет не только профессиональное выгорание, но и жизненное. Это уже «клиника» и тут без лечения не обойтись.
Жаль осознавать, что ты почти стоишь у этой черты, и так не хочется ее перешагивать.
Источник
Есть ли у вас такие ученики, после уроков с которыми вы чувствуете себя никчемным учителем?
Сообщение ElenaZhukova » 08 май 2019, 17:56
Сообщение Umnaya90 » 08 май 2019, 19:06
Сообщение Irregardless » 09 май 2019, 08:54
Сообщение sirene » 09 май 2019, 09:26
То есть, если не платят вперёд или не важные шишки, преподу можно не париться?
Репутация в нашем деле самое главное. От работы с текущими студентами зависит, как долго они у вас останутся и будут ли у вас новые (по сарафану).
Вопросы, которые задаёт себе ТС, абсолютно нормальные. Вся жизнь преподавателя это критика и самокритика, в этом суть профессии. Самосъедание и self-reflection это не признак того, что с вами что-то не так. Меня наоборот, удивляют преподаватели, которые считают, что у них все замечательно во всех отношениях.
Особенно если мы работаем как репетиторы, некому нас обзервировать и давать нам фидбэк, никто не сможет нам сказать, где конкретно что-то не срабатывает. Все наши сертификаты, опыт работы и прочее все равно не дают нам полноценной картины самих себя, единственный источник потенциальных улучшений это самонаблюдение. Нужно заставлять себя анализировать и разбирать свою работу как бы со стороны, без эмоций.
Главное, чтобы в целом урок проходил достойно, студент был доволен, а все остальные детали можно спокойно и беспристрастно разбирать после.
Сообщение Irregardless » 09 май 2019, 11:21
Сообщение sirene » 09 май 2019, 11:43
[ Irregardless , если преподавание вызывает постоянный стресс, может тогда это профессия не для всех? Или может быть нужно менять своё отношение к источнику стресса? Я потому и написала выше, что нужно уметь смотреть на себя и на ситуацию со стороны, без эмоций. Не заморачиваться вообще и не проделывать работу над ошибками — лучше тогда вообще не быть преподавателем.
ElenaZhukova , я хочу отдать вам должное, вы ищете источник проблемы именно в себе. (Тут на форуме масса тем именно про то, что что-то не так с учениками — конечно, бывают студенты разные, но тем про то, «что не так со мной», гораздо меньше). Не каждый человек вообще способен на самокритику. Вы большая молодец.
После урока рассматривайте план, делайте пометки, что не пошло, где косяк, что можно улучшить в следующий раз. Можно для этого завести отдельную тетрадку, небольшой teacher’s journal, куда вы будете писать систематически свои выводы. Ещё можно делать как на сельте — искать в каждом уроке по три strengths и weaknesses, чтобы сохранять конструктив и не скатываться в самобичевание, видеть хорошую сторону себя тоже.
Сообщение Irregardless » 09 май 2019, 12:19
Сообщение Irina » 09 май 2019, 12:39
Сообщение Violetta27 » 09 май 2019, 12:48
Сообщение JamesTheBond » 09 май 2019, 12:57
Ну уж, если Вы ставите задачу стать идеальным учителем, то да 🙂 Но таких же не бывает. И в любом роде деятельности же бывает полная несовместимость : )
И Вы пишете – карточки, коммуникативный подход, минимум грамматики. А это уже объявлено официально, что учить английский надо с минимумом грамматики и карточками? 🙂
Каждый преподаватель преподает по каким-то методикам, которые годятся одним и не годятся другим. Мне, например, в свое время абсолютно не годились ни карточки, ни минимум грамматики. Конечно, гибкость нужна, но приспособиться к каждому невозможно.
Я уверен, что Вы зря себя мучаете 🙂 Если у Вас с этими не получилось, это не значит, что они не могут поискать другого преподавателя, который им подойдет больше. И не менее вероятно, что им вообще никто не подойдет.
У меня не может быть такого, что я чувствую себя никчемным учителем, потому что очень хорошо знаю свою ограниченность.
Сообщение Libra » 09 май 2019, 15:45
ElenaZhukova ,
В вашем посте одни эмоции (я»я стараюсь, а ничего не работает, а у вас такое было?»), если хотите, чтобы что-то посоветовали по делу, надо больше конкретики: что именно делали, как ученик реагировал, что отвечал и т п.
Пока напрашивается один вывод: то, что вы делаете сейчас с этими учениками не срабатывает, значит надо поменять подход, возможно старый добрый грамматико-переводной сработает с ними гораздо лучше, во всяком случае можно попробовать часть урока уделить таким упражнениям. Может, им не хватает именно возможности проанализировать структуры, сравнить с родным языком.
Вы спрашиваете, было ли у вас такое, что после урока чувствовали себя никудышным учителем. Да, было, когда у ученика отсутствовала мотивация к обучению абсолютно, это был школьник 11 лет, на уроке смотрел в окно и мечтал, как бы в футбол погонять. Тогда мы расстались, но я так понимаю, это не ваш случай, так как ученики взрослые.
Почему вы воспринимаете коммуникативный подход как догму? Это один из многочисленных подходов и только вам решать, какой больше подходит ученику.
Сообщение ElenaZhukova » 09 май 2019, 20:58
Сообщение ElenaZhukova » 09 май 2019, 21:03
Сообщение ElenaZhukova » 09 май 2019, 21:06
Сообщение Irina » 09 май 2019, 22:05
ElenaZhukova , а если посмотреть на ситуацию чуть иначе?
По первому пункту- если не успели сделать все задания, которые подготовили на этот урок, почему не оставить их на следующий? Получается, у вас уже готов если не следующий урок, так половина, это точно. Разве нет? Может, не стоит многого ожидать, а ставить более прицельные задачи? Т.е. что-то попрактиковать, повторить, использовать и т.д., т.е. не так много на эмоциях сосредотачиваться?
Кстати, как долго с учеником занимаетесь? Какие он изначально перед вами задачи ставил? О чем договаривались в плане содержания уроков?
Насчет второго случая- тут, кажется, все налаживается?
Насчет третьего ученика- если дело обстоит так, как вы описываете, почему не поговорить с учеником на этот счет и не высказать ваши беспокойства?
Насчет четвертого случая- больше дрилльте. Т.е. давайте одну структуру и какое-то кол-во collocations из учебника и используйте их и в хвост, и в гриву. Пробовали? Пересказывания текста учебников по ключевым словам и collocations. опять-таки, на needs analysis обсуждали ли содержание уроков?
Кажется, что вы очень хотите угодить ученикам и очень расстраиваетесь не видя желаемой обратной связи от них. Будь я на вашем месте, я бы сосредоточилась в первую очередь на выполнение целей -да, ученикам при этом что-то может местами не нравится, но если они хотят результата, они должны понимать, что он не достигается только через fun. Тут опять-таки возвращаемся к тому, что вы им, а они вам обещали на needs analysis.
Источник