Если чувствуешь себя маленьким человеком

Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?

У каждого человека в жизни возникают ситуации, когда не хочется идти на работу или учебу и заниматься важными «взрослыми» делами, появляется непреодолимое желание почувствовать себя маленьким (хочется ласки и заботы, забыть обо всех жизненных неурядицах и проблемах). Иногда даже может возникать упадок сил или бессознательная потребность подольше отдохнуть и поспать. Подобное состояние в психотерапии принято называть регрессом или «тягой к материнской груди».

Регрессия (регресс) – защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

Регресс может быть разным – «легкой» формы (просто не хочется что-то делать) и более глубокий (потребность спрятаться в своей «тайной пещерке» или инстинктивное желание вернуться в материнскую утробу). Нередки случаи, когда человек может на сеансе психотерапии прямо сказать о том, что ему хочется вернуться назад в материнскую утробу, где очень тепло, уютно, спокойно и совершенно нет никаких проблем.

Какие причины такого состояния? Как можно избежать ситуаций, при которых возникают подобные ощущения?

Основной причиной возникновения регресса является дисбаланс внутренних ресурсов и энергии, необходимой для определенного события. Энергетические затраты могут быть выражены в виде стрессовых ситуаций, тревожности и даже злости – то есть комплекса различных чувств, которые человеку приходилось испытывать на протяжении длительного времени, иногда это гнет непосильной ответственности. Соответственно, человек не выдерживает психологического напряжения, ведь никакой помощи и поддержки нет, внутренней энергии не хватает, чтобы справиться со всем, что на него свалилось.

Зачастую подобные кризисные состояния возникают в период детства. Не в состоянии справиться с эмоциональными потрясениями и пережить их до конца, человек психологически остается в том возрасте, в котором получил психологическую травму, это так называемый «непройденный кризис». В тот момент, когда происходит регресс, он каждый раз возвращается в одну и ту же временную точку – один, три года, пять или семь лет – все зависит от того, когда была получена травма, оставшаяся глубоко в сознании.

В качестве примера можно рассмотреть кризис трех лет. Это период, когда может сформироваться нарциссическая травма, также именно в этом возрасте закладывается фундамент социализации и зарождается чувство стыда.

Если в это время родители многое запрещают ребенку, осуждают его поступки, подавляют и пресекают инициативу, у малыша формируется довольно строгое Super-ego. Эта часть психики интериоризирует объекты привязанности ребенка в детстве (то есть тех людей, которые часто осуждали действия ребенка, пресекали или подавляли проявление инициативы). Как правило, это мать и отец. Однако в настоящее время в процессе воспитания детей также принимают активное участие дедушки, бабушки, тети и дяди.

Таким образом, полученный в детстве «урок» от объектов привязанности становится частью психики, с возрастом человек делает так, как его «научили» – осознанно осуждает свои действия, строго контролирует проявление инициативы и прочее. На этом фоне часто может проявляться чувство стыда, но люди не воспринимают его, поэтому со временем подобное состояние становится токсичным и полностью завладевает сознанием. Стыд начинает руководить всеми поступками, становится сложно что-то сделать, человек попадает в регресс.

В этом состоянии люди начинают заниматься прокастинацией (постоянное откладывание важных и срочных дел, приводящее к жизненным проблемам и, как следствие, болезненным психологическим эффектам) – «Я готов (а) сделать все, что угодно, но не это (…). Я слишком сильно боюсь, что мою инициативу подавят или вообще меня оценят негативно!». Также регресс можно переживать с чувством вины или тревоги. В первом случае человеку эмоционально справиться намного легче. Что касается непосредственно ощущения тревоги, здесь могут быть различные недифференцированные чувства и переживания. В тот момент, когда их становится слишком много, они сливаются в единое целое, человек не может справиться с нахлынувшей волной эмоционального потрясения и впадает в регресс. Наступает предел – легче сжаться, лечь или «попроситься на ручки»; хочется, чтобы кто-то позаботился («Навалилось столько стрессов и переживаний! Оставьте меня в покое!»).

Что можно сделать, чтобы облегчить репрессивное состояние?

В психологии принято разделять психику человека на внутреннего ребенка, родителя и взрослого. Что это означает?

Внутренний ребенок – тот, кто делает то, что хочет, спонтанный и творческий. У него много энергии и сил, его еще не застыдили за неуместные поступки. На примере: хочет кричать – кричит; хочет ударить девочку – бьет; хочет есть песок или прыгать в лужи – делает это.

К внутреннему родителю относят того, кто морализирует, наказывает, ругает, запрещает и подавляет («Но-но-но! Так делать нельзя! А вот так – можно!).

Взрослый – фактически, это что-то среднее между родителем и ребенком. Тот, кто договаривается и принимает решение, что можно и что нельзя делать в данный момент («Можно ли нам сейчас отдыхать? – Нет, нельзя!» – в этом случае принята сторона родителя).

Итак, основная задача – найти связь с внутренним ребенком, научиться с ним разговаривать, слышать его и понимать. Конечно же, речь не идет о галлюцинациях, не стоит общаться с самим собой – в контексте подразумевается обращение к своей сущности и направление энергии на выполнение конкретного действия.

Обращение к себе можно тренировать через один простой вопрос – чего я сейчас хочу? Стоит задавать себе этот вопрос много раз в течение дня. Со временем навык сформируется, и человек будет делать это неосознанно.

Таким образом, вы, как личности, должны оставаться в положении взрослого и принимать осознанное и обдуманное решение, что можно ребенку, а что – нет (Можно ли сейчас отдохнуть? Можно ли покушать мороженое? Можно ли сделать что-то сумасшедшее?). Немаловажное значение имеет умение договариваться со своим внутренним ребенком – «Давай ты отдохнешь не сейчас, поработай еще два часа, тогда и отдохнёшь. И, мало того, пойдем с тобой в театр (или кино)».

Достаточно частая проблема, возникающая в состоянии регрессии – человек становится на сторону родителя, который запрещает, осуждает, наказывает и ругает за это состояние («Нельзя лежать, нужно работать!»). Фактически, это делает интериоризированный образ мамы, бабушки, дедушки, папы – всех тех, кто не позволял расслабиться. Однако действовать нужно наоборот – необходимо принимать сторону взрослого, который будет играть роль «рефери» – договариваться, выслушав обе стороны (и ребенка, и родителя).

Читайте также:  Как избавиться от депрессии самостоятельно навсегда

Часто люди не замечают (или игнорируют) свои желания, откладывая их в дальний ящик. На самом деле, очень важно уделять время своему внутреннему ребенку. Если мы не будем это делать, возникнет депрессия, состояние отчаяния полностью завладеет сознанием, иссякнут силы, заболеет физическое тело – то есть ребенок все равно возьмет свое. Каким способом это произойдет – решать каждому из нас.

По мнению Фрейда, нужно стать родителем самому себе. Однако здесь есть один нюанс. Необходимо стать для себя не подражанием своих родителей в детстве (осуждающим и отвергающим), а добрым, снисходительным, мягким, понимающим и принимающим все возможные и неконтролируемые всплески энергии, когда хочется реализоваться творчески. Не получается нарисовать красивые картинки – сделайте так, как можете. Многие психологи рекомендуют клиентам в таком состоянии говорить с собой нежно и с любовью, поддерживать все свои начинания. Важно спрашивать себя о том, что вам хочется в данный момент (полакомиться чем-то вкусным, куда-то сходить, купить что-то или порадовать себя приятной мелочью). Представьте, что вы родитель самому себе, и удовлетворите желание своего внутреннего ребенка. Только так постепенно можно «вскормить и вырастить» его. Однако это совершенно не означает, что регрессивные состояния навсегда уйдут из психики.

Также очень важно в детстве иметь в своем окружении хоть одного человека, который бы относился к вам снисходительно, с любовью, поддержкой и пониманием. Опираясь на положительный образ, можно сформировать уверенность в действиях («А бабушка меня похвалила бы за это», «А вот бабушка меня бы сейчас погладила, утешила, сказала бы вот такие слова»).

Источник

Как преодолеть мышление «маленького человека»?

Суть мышления «маленького человека» — стремление не высовываться, быть как все . В основе этого лежат беспокойства и страхи, испытанные в детстве или молодости. Большинство людей с детства боятся доверять другим, говорить правду, взрослеть, брать на себя ответственность. Большинство людей боятся осуждений и порицаний. Боятся вылезать из своей скорлупы и заявлять о своих желаниях. Боятся быть собой и жить той жизнью, о которой сами же мечтают. Потому что в далёком детстве пострадали из-за этого, получив незаслуженное наказание или обжёгшись в какой-то трудной ситуации. И во взрослом возрасте осталось ожидание того же результата.

Но к чему приводит такое ожидание во взрослом возрасте? К потерям! К потерям здоровья, молодости, силы, энергии, времени, денег.

Как это остановить? Внушать себе, что «Я — большой человек! Я — великий спортсмен / успешный предприниматель / талантливый художник / выдающийся учёный / светило науки!» бесполезно . Ожидание негативного развития событий снова сделает своё чёрное дело и заставит вас бояться! Что же делать? Моделировать новую реальность ! Реальность, в которой вы большой и свободный человек! Реальность, в которой у вас великие достижения и вас за них уважают, а не осуждают! Реальность, в которой вы живёте той жизнью, о которой мечтаете!

Наш мир так устроен, что мы не можем влиять на саму реальность, в которой живём. Но мы можем создать в своей голове модель этой реальности и лепить из неё то, что нам хочется . В результате этого, мы можем воспринимать реальность такой, какой захотим, настроив фильтры сознания на отсеивание того, что не желаем видеть в своей жизни. Фильтры начнут пропускать в сознание новую информацию, которая будет рождать новые мысли и новые состояния. И вся наша жизнь полностью изменится. Реальность останется прежней, но воспринимать её мы будем по-другому. Соответственно, мы будем получать другие результаты. Например, здоровье вместо болезней. Или богатство вместо бедности.

Как наш мозг создаёт модель реальности? С помощью процесса моделирования реальности, представляющего собой совокупность из четырёх ментальных процессов:

Мозг обобщает отдельные факты в единую картину мировоззрения. С помощью фильтров исключает из общей картины факты, противоречащие мировоззрению, интерпретируя их как ошибочные. Дорисовывает недостающие части картины по аналогии с вызывающими доверие фактами. И искажает общую картину в соответствии с представлениями о том, какой она должна быть!

Именно ваше представление о том, какой должна быть ваша картина мира, направляет работу мозга и управляет работой фильтров! То, что вы хотите видеть, то вам мозг и рисует !

Поэтому, если вы хотите видеть себя большим, уважаемым человеком, ваш мозг будет выстраивать такую картину мира, в которой вы — большой и уважаемый человек . А фильтры будут отсеивать всё, что будет этому противоречить. Но если вы позволите себе бояться и согласитесь не высовываться, мозг начнёт выстраивать такую картину мира, в которой вам уготовано место маленького человека, от которого ничего не зависит. А фильтры начнут отсеивать всё, что будет этому противоречить и вам начнёт казаться, что реальность изменилась! В действительности, меняется только ваше восприятие!

Поэтому ничего не бойтесь! Формируйте такую картину мира, в которой вам нечего бояться ! Перепишите сценарий своей жизни и предоставьте своему мозгу новые вводные:

Кто я идеальный? Чем я занимаюсь? Какую пользу я приношу людям? ___________

Какой я идеальный? Как я выгляжу? Как я хочу выглядеть? ___________

Какую роль (главную или второстепенную) я играю в жизни? _________

Какую роль (главную или второстепенную) я хочу играть в жизни? _________

Сколько я зарабатываю? ___________

Сколько я хочу зарабатывать? ___________

Что мне мешает зарабатывать столько, сколько я хочу? ___________

Что я достигну, если буду играть главную роль в своей жизни, а не пасовать? _________

За какие достижения меня будут уважать люди? _________

Представьте во всех подробностях, какова она, ваша индивидуальная «лучшая версия себя»! Вы больше не «маленький человек»! Вы теперь тот, кем хотите стать! Вы теперь тот, кто играет главную роль в своей жизни и сам решает, кем быть, где жить, чем заниматься и сколько зарабатывать! Вообразите масштаб, с которым вы могли бы развернуть свою деятельность, чтобы помочь сначала своим близким, потом — родственникам, потом — друзьям и знакомым, потом — знакомым знакомых, потом — согражданам и соотечественникам, потом — всем людям на планете Земля, потом — всем живым существам! Расширяйте масштаб и не верьте, что вы чего-то не можете! Вы всё можете, что можете себе вообразить! Вы — настоящий гигант! Вы — великий человек! И ваше величие — в ваших делах, которые вы хотите и можете сделать для других !

Читайте также:  Чувство наполненного желудка причина

Не гните больше реальность под сценарий и фильтры «маленького человека»! Гните реальность под тот сценарий, который вы сами для себя написали! Расправьте крылья и не бойтесь быть собой!

Источник

Дисморфофобия в психологии — комплекс «безобразной внешности»

Наверное, не существует такого подростка, который не отзывался в негативном ключе о своей внешности. Все мы в этот период находили у себя всякого рода изъяны, надуманные или гипертрофированные. Но, взрослея, избавлялись от этих навязчивых мыслей.

Однако существуют люди, у которых озабоченность внешностью принимает доминирующую позицию, овладевает поведением. В психологии подобное явление получило название дисморфофобии. С нею сталкивался каждый человек прямым или косвенным образом.

Что это такое

Дисморфофобия (на английский манер BDD) – это, в научном понимании, патологическое состояние, когда индивид чрезвычайно недоволен своей внешностью, выдумывает несуществующие дефекты или определенную особенность собственного тела преувеличивает, «обвиняя» в уродстве.

Специалисты утверждают, что дисморфофобия обычно идет рука об руку с другими расстройствами: обсессивно-компульсивным, тревожными, ипохондрическими, шизотипическим, шизофренией, психопатиями.

BDD имеет множество синонимов: психоз безобразной внешности, паранойя уродства, дисморфическая тревога, бредовые идеи телесного безобразия, асимметричности и деформации.

Дисморфофобию также называют синдромами:

  • Квазимодо – в честь главного героя романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», горбатого звонаря, чье тело с головы до пят было искажено, а левый глаз обрамляла большущая бородавка. Когда женщина, которой подкинули младенца, увидела его, то едва не лишилась рассудка;
  • Сирано де Бержерака – исторической личности, ставшей литературным персонажем. Он имел огромный нос, благодаря которому его имя стало нарицательным и обозначало всех людей с большим носом. Стесняясь такой особенности, Бержерак так и не решился признаться в любви своей возлюбленной;
  • Ван Гога – желанием нанести себе увечье или требованием произвести на себе хирургическую операцию.

Признаки расстройства

Главным признаком BDD является недовольство своей внешностью. Под раздачу попадают любые части тела. Чаще всего это кожа, лицо, пропорции тела и лишний вес, волосы, ноги, живот. Больные находят у себя вымышленный недостаток или утрируют особенности тела: маленькая грудь, горбатый, огромный нос, кривой рот, лупоглазость.

Банальный пример: девушка с объективно хорошей фигурой считает себя «жирной коровой», безобразной, бесформенной.

Самокритичность – довольно неплохая вещь, зависть – естественная и неотъемлемая у любой личности. У дисморфофобов критичность по отношению к себе развита чрезмерно, выходя за грани дозволенного. Они просто считают себя уродами, не имеющими права на полноценную жизнь, сравнивают себя с другими людьми или публичными личностями, жалуясь и сокрушаясь, почему не могут иметь такую же «нормальную» внешность.

Вымышленный дефект овладевает жизнью больного. Он постоянно думает, как скрыть его от окружающих. Например, «полноту» маскирует балахонной одеждой, родинки на шее прикрывает шарфом. Чтобы скрыть лобные морщины, надевает кепку или отращивает челку, незначительные изъяны кожи закрывает тонной косметики.

Поведение дисморфофоба характеризуется определенными нюансами:

  • много времени тратит на разглядывание себя в зеркале. Вне дома рассматривает собственное отражение в любых зеркальных поверхностях – витринах магазинов, оконных стеклах;
  • отказывается смотреться в зеркало. Убирает все зеркальные поверхности из собственного пространства. Если их случайно обнаруживает, то под напором эмоций способны разбить;
  • избегает фотографироваться. В его арсенале имеется всего несколько фото с личным изображением. Говорит, что плохо получаются на фото. Находит любую причину, чтобы избежать попадания в кадр. На самом деле, катастрофически боится, что его «уродство» будет зафиксировано;
  • интересуется информацией о пластической хирургии, косметических процедурах, диетическом питании;
  • перед выходом из дома тратит много времени на сборы, тщательно оттачивают образ, чтобы «изъян» случайно не засекли посторонние;
  • фанатично увлекается спортом;
  • в общении с близкими систематически поднимает вопрос своего дефекта. Заставляет говорить, что он уродлив, доводя дело до скандала;
  • в определенный момент перестает выходить из дома или показывается на улице в малолюдное время, например, днем, когда основная масса людей на работе или ночью – темно, никто не увидит;
  • мысли о дефекте рождают навязчивые действия – ощупывание лица, волос, своеобразное положение тела;
  • формирует экстравагантный образ, чтобы отвлечь внимание от недостатка.

Контакт с окружающим миром

Ощущение собственной неполноценности, ущербности отражается на настроении, мировосприятии больного, взаимоотношениях с окружающими. Дисморфофоб, как правило, находится в подавленном состоянии, неразговорчив, тревожен, проявляет некоторую нервозность.

Люди с BDD стесняются надуманного изъяна. Появляясь в людном месте, думают, что внимание окружающих направлено исключительно на них. Из-за этого больные стараются ограничивать контакты. Посторонние люди не подозревают о наличии расстройства у человека, поэтому воспринимают его как заносчивого или нелюдимого, закрытого, порой странного, называют снобом или бунтарем.

Девочка, чтобы спрятать «страшную рожу», пришла в школу с пакетом на голове. Учитель, естественно, понял ее неправильно. Решил, что она хочет сорвать урок и выгнал из класса.

Дисморфофобам сложно выстраивать взаимоотношения с людьми: заводить друзей, завязывать романтические отношения. Из-за постоянной концентрации на недостатке появляется рассеянность внимания, утрата самоконтроля. Снижается успеваемость, падает работоспособность.

Постоянные спутники больных дисморфофобией – депрессия, низкая самооценка, панические атаки, тревожность. Нередко они страдают зависимостями: алкогольной, наркотической.

Постоянное нервное напряжение, негативные эмоции, тревога изматывают больного. Не выдерживая напора, больной прибегает к попыткам самоубийства. Суицид при BDD – частое, закономерное явление.

Стремление к идеалу

Опасность представляют попытки самостоятельно принять меры по устранению мнимого дефекта. Люди, страдающие «от избыточной массы тела», садятся на диеты. Вместо рационального диетического режима выбирают изматывающие, быстродействующие методы. Результатом становится анорексия или булимия.

Увлечение спортом приводит к спортивной аддикции. Стремящиеся получить идеальное тело люди злоупотребляют физическими нагрузками, доводят себя до состояния, когда спорт превращается в наркотик. Пропуская тренировку, нервничают, переживают, что обрастут жиром. Проблема в том, что самые интенсивные тренировки не вызывают у них чувство удовлетворения, ведь постоянно находится часть тела, которую нужно отточить.

Дисморфофобия, помимо желания убрать лишний вес, может сопровождаться убежденностью в излишней худобе. Тогда спортивная зависимость выражается стремлением нарастить мышечную массу. Больные увлекаются бесконтрольным употреблением спортивного питания, вставляют в мышцы имплантаты.

Особое внимание уделяется пластической хирургии. Дисморфофобы увлеченно разыскивают информацию о клиниках пластической хирургии, о ее методах, начинают копить средства на операцию. Но часто им отказывают в проведении операции в связи с отсутствием показаний. Если хирургическое вмешательство было произведено, то больные часто остаются недовольны его исходом. По их мнению, дефект устранен не полностью и все равно остается заметным. Если же изъян удается скорректировать, то находится новый.

Читайте также:  Высокий уровень чувства вины басса дарки

Если больных занимает не пластика, тогда косметические процедуры: уколы красоты, подтяжка лица, коррекция бровей, ресниц в преувеличенном количестве.

Крайней точкой становится попытка самолечения. Нередко дисморфофобию так и называют «синдром Ван Гога» (об этом было сказано выше). Однако здесь речь уже идет о дисморфомании, когда идеи о дефекте приобретают сверхценный характер, достигая уровня бреда.

Так вот, Ван Гог отрезал себе ухо с помощью опасной бритвы. Завернув его в газетку, пошел в бордель предъявить улику знакомой проститутке и снять напряжение. Такую историю поведал полицию его друг, художник Гоген. То, что произошло с Ван Гогом, называют дисморфоманическим бредом. Он становится проявлением другого психического расстройства, доминирующего над личностью. В случае с Ван Гогом это могла быть шизофрения или эпилептический психоз – достоверно неизвестно.

Убежденность о своем уродстве настолько ужасает, что требует немедленного избавления от дефекта. И в данном случае все методы хороши: ампутации, прижигания, иссечения «испорченных» органов. Желание действует как импульс. Больной в один момент членовредительствует, не задумываясь, как будто неведомая сила подталкивает его. Никами уговорами его остановить невозможно.

Повелевающие (императивные) галлюцинации при дисморфомании также способны заставить больного совершить над собой подобную экзекуцию.

Факторы развития и истинные причины расстройства

Выдвигается множество теорий развития дисморфофобии. Например, считается, что существует определенная комбинация генов, отвечающая за развитие ряда расстройств, в том числе BDD. Другие факторы – нарушение нейромедиаторного обмена, аномалии отдельных участков мозга. Даже существует гипотеза, объясняющая формирование расстройства в результате искажения зрительного восприятия.

Однако главная роль в развитии патологии отводится модели воспитания. Родительская любовь должна быть безусловной. Она предполагает принятие ребенка таким, каков он есть, с его достоинствами и недостатками.

Редко встречаются дети, с самого маленького возраста недовольные своей внешностью. Они любимы близкими, окружены заботой и вниманием. В таких условиях малышу и в голову не придет выдумывать себе несуществующие уродства. Взрослея, ребенок, конечно, нуждается в критике, но в КОНСТРУКТИВНОЙ. Это необходимо для формирования адекватной модели мира и соответствующего поведения, правильного самовосприятия.

Проблемы начинаются, когда нарушаются принципы воспитания. Например, родители систематически кричат на ребенка, обзывая нелестными выражениями. Или мама, непонятно почему, давит на девочку: да, ты у меня не красавица, и ножки кривоваты. Но ничего, я тебя любую люблю. В итоге из девочки вырастает девушка, уверенная в том, что ее тело дефективное. Она носит юбки в пол, бесформенные балахоны, стесняется общаться с людьми, заводить знакомства. Такая девушка считает, что недостойна любви, восхищения, никогда не выйдет замуж – конечно, кто ж на такую уродину обратит внимание.

К особенностям воспитания, предположительно способным стать основой для формирования BDD, относят:

  • перфекционизм и отметание родителями права на ошибку;
  • грубое, пренебрежительное отношение к ребенку. Пример: девочка в раннем возрасте лишилась родителей. Проживала со старшей сестрой, у которой на тот момент была своя семья. Девочка выполняла всю работу по дому, при этом редко слыша в свой адрес слова одобрения. Жила на правах домработницы. Очень любила племянников, ухаживала и за ними. Считала себя уродом, не имеющим возможности создать собственную семью. Была уверена, что имеет физические недостатки, отпугивающие людей, поэтому лишала себя возможности устроиться на работу. С людьми общение резко ограничивала. Выходя из дома, куталась в широкий платок;
  • холодность родителей, малая эмоциональность даже при доброжелательном отношении. Например, у родителя существует эмоциональный барьер. Он не может похвалить объективно ребенка за реальные успехи, просто сделать комплимент, фиксировать внимание не на недостатках, а достоинствах ребенка. Помочь ему не заострять внимание на своих недостатках, если таковые имеются, принимать себя таким, каков есть.

Издержки воспитания зарождают у ребенка такие черты характера как мнительность, неуверенность в себе, перфекционизм, как заключительный штрих – низкую самооценку. Такие дети подвержены влиянию чужого мнения. Поэтому очень часто дисморфофобия развивается под воздействием неуместной реплики со стороны, критики и издевательств сверстников.

С другой стороны, немало детей, которые даже под резким негативным натиском, порой жестоким, не теряют себя, игнорируют чужое мнение. И уж, конечно, не ищут в себе мнимые недостатки. Это люди с адекватной самооценкой и реальным отношением к жизни.

Опасность подросткового возраста

Дисморфофобия в большей степени характерна для подростков. К этому существует достаточно много предпосылок. Это, в первую очередь, гормональные изменения и физические, непривычные ощущения собственного тела. Следующий фактор – интеллектуальное развитие, также претерпевающее изменения. У подростков меняется способ мышления и восприятия. Индивидуальное сознание замещается общественным, что сказывается на таких важных аспектах, как определение социальной роли, самооценке.

Подросток плохо понимает и анализирует свои изменения. П.Б. Ганнушкин говорил, что эти сдвиги делают подростка неуклюжим, но одновременно дают ощущение растущей силы и чувства острого недовольства собой.

Показательно данную проблему выразил Л.Н. Толстой в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Период отрочества он описывает так: «стыдлив я был от природы. Но убежденность в собственном уродстве преувеличивала мою стыдливость. Я убежден в том, что разительное влияние на человека оказывает его наружность. А точнее, его уверенность в своей привлекательности или непривлекательности».

В подростковом возрасте выделять отдельные недостатки в собственной внешности – дело обычное. Но, в отличие от дисморфофобов, здоровые подростки не делают данную проблему центром своего естества. В итоге она уходит сама собой по мере взросления ребенка.

Лечение

Многие люди, страдающие дисморфофобией, относятся критически к своему состоянию, но самостоятельно справиться с ним не могут. Мешает этому непреодолимый страх, охватывающий больного, хотя тот прекрасно осознает его бессмысленность.

Чтобы понять, нужна ли человеку помощь со стороны, и чтобы помочь себе разобраться в собственных ощущениях, больной может пройти тест на дисморфофобическое расстройство. Такой можно найти в интернете – он находится в свободном доступе.

Лечением патологии занимается врач-психиатр. Положительное воздействие оказывает на пациента прием психотропных препаратов, в частности, антидепрессантов, а также когнитивно-поведенческая психотерапия.

Очень важным аспектом, который обязательно стоит учитывать при терапии, является наличие другого расстройства. Тогда дисморфофобия становится только синдромом в рамках данной психопатологии. В первую очередь проводят лечение основного расстройства. И только затем, если BDD не проходит в рамках терапии основного заболевания, приступают к его ликвидации.

Источник

Оцените статью