- Если чувства без разума слепы
- Эссе по обществознанию 11 кл. «Разум без чувств пуст, чувства без разума слепы». И. Кант
- Про превосходство разума над чувствами
- Что за этим следует?
- Что делать
- Почему кто-то полагается на свои чувства, а кто-то на разум, или вообще не принимает их во внимание. Одна единственная причина.
- Разум и чувства!
- Почему человек иногда полагается на свои чувства, а иногда на свой разум?
Если чувства без разума слепы
Михаил Михайлович Филиппов
Иммануил Кант. Его жизнь и философская деятельность
Биографический очерк M. M. Филиппова
С портретом Канта, гравированным в Лейпциге Геданом
В начале XVIII столетия город Кенигсберг стал быстро развиваться в промышленном и в интеллектуальном отношениях. Польское владычество с его постоянными неурядицами, с преобладанием землевладельческих интересов и отсутствием сколько-нибудь значительных промышленных центров мало способствовало развитию среднего сословия. С тех пор, однако, как великий курфюрст утвердил господство Бранденбурга над южным берегом Балтийского моря, торговое значение Кенигсберга быстро возросло. Кенигсберг стал главным пунктом сношений между земледельческой Польшей и торговыми странами Запада – Голландией и Англией. Вместе с торговлей развились и ремесла, занесенные сюда, главным образом, выходцами из Германии. Город стал принимать все более и более немецкое обличье, улицы получили немецкие названия, протестантские кирки заняли место костелов. Кроме выходцев из Германии, в Кенигсберге было много иностранцев разных национальностей – шведов, англичан, шотландцев, голландцев. К числу таких иностранцев принадлежал и дед Канта. В конце XVII века политические и религиозные притеснения вызвали усиленную эмиграцию из Шотландии. Неизвестно, какие причины побудили деда великого философа поселиться в Тильзите. Еще отец Канта, Иоганн-Георг, считал себя шотландцем и писал свою фамилию по-шотландски (Cant вместо Kant). Так подписывался первоначально и сам философ, но, заметив, что некоторые немцы произносят его фамилию неправильно (Цанг вместо Кант), усвоил немецкую орфографию.
Шотландское происхождение представляет некоторый интерес в том отношении, что сближает Канта по крови с философом, наиболее родственным ему по духу – Юмом. Не следует, однако, забывать, что по матери Кант был чисто немецкого происхождения – мать его в девичестве носила фамилию Рейтер. Среда, в которой воспитывался Кант, состояла почти исключительно из мелких немецких бюргеров, купцов и ремесленников. С английскими купцами, принадлежавшими к составу лучшего кенигсбергского общества, Кант сблизился уже в зрелых летах. Отец Канта был по ремеслу седельным мастером и жил в так называемом Седельном переулке, возле Зеленого моста, центра речной торговли Кенигсберга. В скромном домике, на котором красовалась вывеска его отца, 22 апреля 1724 года родился Иммануил Кант. Из одиннадцати братьев и сестер он был четвертым; у него было три брата и семь сестер. Шестеро из одиннадцати умерли в раннем детстве. Единственный оставшийся в живых брат Канта был на одиннадцать лет моложе философа, отличался хорошими, но далеко не гениальными способностями, изучал богословие, историю и филологию, к философии питал мало склонности и никогда не мог понять умозрений своего брата. Этот Иоганн-Гейнрих Кант жил почти постоянно в Митаве, где был священником. Было время, и это время совпадает с расцветом философской деятельности Иммануила Канта, когда братья совсем прекратили переписку, возобновившуюся лишь в 1790 году. Брат Канта умер несколько раньше философа (в 1800 году). Единственная черта сходства между братьями – энергия характера: в этом они оба походили на мать.
О родителях Канта известно немногое, и притом, главным образом, лишь со слов самого Канта. В начале XVIII века в Кенигсберге, как и во многих городах северной Пруссии, был значительно распространен пиетизм, созерцательное религиозное настроение, представлявшее резкий контраст с проникнутым канцелярскими началами правоверным протестантизмом. При умеренно мистическом направлении пиетизм имел по преимуществу моральный характер и господствовал, главным образом, среди ремесленников и низшего духовенства. Как и во всяком религиозном сектантстве, в пиетистическом направлении был немалый элемент ханжества. Но той скромной среде, в которой вращался Кант, это ханжество было совершенно чуждо.
Влияние пиетизма прежде всего отразилось на чисто внешних сторонах его домашней обстановки. По словам самого Канта, он никогда не слышал от своих родителей ничего неприличного и не видел ничего недостойного. Любопытны следующие слова Канта, сказанные им Ринку:
«Хотя религиозные представления того времени и понятия о том, что такое добродетель и набожность, были весьма неясны, но соответствовавшие им вещи были найдены. Пусть говорят, что угодно, о пиетизме, но люди, относившиеся к нему серьезно, были люди почтенные. Они обладали наивысшим возможным для человека спокойствием, веселостью, внутренним миром, не смущались никакими страстями, не боялись никакой нужды, никаких преследований. Никакой вызов, никакое задирателъство не смущало их внутреннего мира и не побуждало их к гневу и вражде. Словом, всякий наблюдатель невольно должен был уважать их. Я помню еще теперь, как однажды начался спор о правах между двумя цехами – шорниками (выделывавшими ремни) и седельниками. Мой отец сильно пострадал в этом деле; но даже при домашнем обсуждении этой ссоры в словах моих родных было столько пощады и любви к противникам, что, хотя я был маленьким мальчиком, мысль об этом никогда меня не оставит».
Эти слова характеризуют всю ту нравственную атмосферу, в которой вращался Кант. По общему свидетельству его первых биографов, мать Канта оказала на сына более значительное влияние, нежели отец.
Кант походил на мать характером и телосложением: от нее он унаследовал впалую слабую грудь. С раннего детства Кант отличался слабым здоровьем. Мать нежно любила хилого ребенка, холила его и много занималась его воспитанием. Мальчик обнаружил острую наблюдательность и пытливость. Говорят, что мать, несмотря на свое ограниченное образование, значительно развивала его пытливость. Гуляя с ним, она постоянно обращала внимание сына на окружающую природу, поясняя свои слова цитатами из псалмов и других мест Библии, в которых восхваляется благость и премудрость Творца. Таким образом, то доказательство бытия Божия, которое известно под названием физико-теологического и которое Кант ценил даже после того, как отверг его, было ему известно в наивной и простодушной форме еще в младенческие годы. С ним связывались для Канта лучшие воспоминания детства, оно вызывало в его памяти первые уроки матери. Все это чрезвычайно важно в психологическом отношении. Любопытно, что и нравственное учение Канта имеет несомненную психологическую связь с первыми впечатлениями его детства. Связь эту открыто признавал сам философ. На семьдесят четвертом году жизни он писал епископу Линдблому, что может, относительно своего генеалогического дерева, похвастать лишь одним, а именно: что и отец, и мать его были ремесленники, отличавшиеся честностью, нравственной пристойностью и образцовой порядочностью, не имея состояния, но зато и долгов, «и дали воспитание, которое, с моральной точки зрения, не могло быть лучшим». По словам Канта, каждый раз, когда он вспоминал о том, чем обязан родителям с нравственной стороны, он чувствовал себя преисполненным трогательной благодарностью.
Существуют и более определенные указания на характер нравственного воспитания, полученного Кантом. По словам одного из ранних биографов, отец Канта требовал от детей «труда и честности, в особенности, избегать всякой лжи; мать требовала еще большего, а именно: святости. По всей вероятности, это и способствовало той непреклонной строгости, которую впоследствии обнаружил Кант в своем нравственном ученье». Сам Кант говорил, что унаследовал от матери черты лица и характера.
Источник
Эссе по обществознанию 11 кл. «Разум без чувств пуст, чувства без разума слепы». И. Кант
Эссе «Разум без чувств пуст, чувства без разума слепы». И. Кант
Немецкий философ Х I Х века Иммануил Кант поднимает проблему сущности познания, соотношения в нем чувственного и рационального. Природу познания изучает раздел философии — гносеология. Термин «гносеология» в переводе с греческого означает «учение о знании». Это учение разрабатывалось уже во времена Платона и Аристотеля и его разработка актуальна до сих пор в связи, например, с попытками создать искусственный интеллект у роботов.
Я согласна с выводом Канта, что никакое понятие не может сформироваться без ощущений, а ощущения должны быть названы. Локк, предшественник Канта, видел источник знаний о мире только в ощущениях («Я чувствую, следовательно – существую»). Лейбниц, напротив, считал ум основой мыслительных способностей человека («Я мыслю, следовательно – существую»).
Для Канта чувства и разум являются двумя источниками мысли: без разума чувства слепы, они дают лишь бессвязный материал; без чувств ум пуст, его понятия лишены содержания . Кант дает четкое различие чувственности и разума. У них разные функции. Чувственное познание — это способность к ощущениям, восприятию мира, представлениям. Ведь ощущение – отражение в психике всего лишь какого-то отдельного свойства предмета, а восприятие – уже целый комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета. Получая зрительные, слуховые, вкусовые и др. ощущения с помощью органов чувств, наш разум формирует понятия, суждения, умозаключения. Никакое понятие не может быть полным без ощущений. Мы никогда не сформируем понятия «горячий» или «холодный», не прикоснувшись к тому и другому. Знание является результатом, единством чувственного и рационального познания действительности.
Познание невозможно без субъекта . Субъект познания – это личность, открывающая новое знание. Объектом познания является то, что исследуется субъектом в данный момент. Интересно наблюдать за детьми, изучающими мир и формирующими понятия, когда они учатся говорить.
Многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Например, социология оперирует такими понятиями как «общество», «социальный статус», «стратификация» и т.д. Но своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете социальному опыту людей, а по форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. Исследование свойств урана дважды лауреатом Нобелевской премии Марией Кюри привело к появлению таких понятий как радиоактивность, рентгеновские лучи и т.д. Также объектом научного анализа могут быть продукты самой интеллектуальной деятельности, например, история религии, художественные стили и т.д.
Таким образом, Кант абсолютно прав: «без чувств», т.е. форм чувственного познания, человек не может получить реального знания, а «без разума», форм рационального познания, новое знание не может быть включено в сокровищницу человеческих знаний.
Источник
Про превосходство разума над чувствами
У всех нас есть эта привычка противопоставлять белое и черное, холодное и горячее, эмоциональное и рациональное. Порой это действительно упрощает задачу (для этого мозг и использует стереотипы), однако далеко не все в мире устроено так просто.
В психике человека разум и эмоции существуют не изолированно друг от друга .
На физическом уровне мозговые структуры, отвечающие за мышление и эмоциональные реакции, имеют множество соединений.
В рамках психической деятельности это выглядит так: мысли влияют на появление эмоций, эмоции формируют убеждения человека о себе и окружающей среде, то есть влияют на образ мыслей.
К сожалению, в нашем обществе разум не только противопоставляют чувствам, но и ставят выше их.
Люди не хотят, чтобы их считали инфантильными или неуравновешенными, поэтому часто отказываются от проявления чувств, как будто чувства — это что-то плохое.
Что за этим следует?
«Больше нет объединений – разум и чувства, разум и тело, разум и Я, а есть противопоставления – разум против чувств, разум против тела, разум против Я», К. Хорни
Чем больше человек пытается управлять своей жизнью посредством интеллекта, тем более нестерпимо для него признание, что в нем существуют бессознательные процессы. Страх из-за невозможности все контролировать он пытается заглушить еще большими размышлениями. Так развивается невроз.
Человек, ставящий разум выше чувств, не понимает, что его неосознанные эмоции по-прежнему управляют его поведением. Просто он не замечает этого и считает каждое свое действие сознательным выбором.
Это быстро приводит к тому, что человек перестает понимать себя и других, у него появляются проблемы в межличностных отношениях, постоянное фоновое чувство тревоги или пустоты. Человек начинает прятаться от самого себя.
Что делать
Чтобы контролировать свои эмоциональные реакции, необходимо тренировать разум: выводить эмоции из неосознаваемых в осознаваемые.
И нужно дать себе разрешение на эмоции, чтобы они проживались в полном объеме, чтобы эмоциональный диапазон не сужался, тогда и мышление будет более глубоким.
Только содружество разума и чувств поможет вам эффективно решать различные задачи и жить в гармонии с собой и своим телом. Заботьтесь о себе.
Спасибо, что дочитали до конца. Я стараюсь для вас!
Источник
Почему кто-то полагается на свои чувства, а кто-то на разум, или вообще не принимает их во внимание. Одна единственная причина.
Здравствуйте, дорогой читатель. Я — Михаил Лекс: писатель, психолог и философ. Рассказываю о том, что и разум и чувства играют второстепенную роль в жизни человека. Отвечаю на вопрос: «Что стоит выше разума и чувств при принятии человеком любых решений?».
Разум и чувства!
У каждого из них есть своя безупречная логика. И человек постоянно оказывается перед выбором: или, отбросив разум, довериться логике чувств, или положиться исключительно на логику разума, не принимая во внимание свои чувства.
Вопрос очень серьёзный, потому что от его решения зависит счастье человека.
Человеку, которому не нравится его работа, чувства логически безупречно доказывают, что ему следует бросить её и найти себе другое занятие. Но безупречная логика разума утверждает обратное: а что если и на другой работе будет то же самое? Что если причина не в работе, а в чём-то другом? Здесь хорошая зарплата, а будет ли такая же в другом месте — это неизвестно.
— Не полагайся в серьёзных вопросах на логику своих чувств, — говорит человеку разум.
— Никогда, никогда? — ужасается человек.
— Чувствам можно доверять только в чём-то несерьёзном и незначительном, — серьёзно отвечает разум, — Потому что чувства всегда обманывают, а обмануться в незначительном — это не так страшно.
Мужчина несчастлив в браке. Его жена изменяет ему и он об этом знает. Он знает, что жена не любит его. Он знает, что она использует его. И разумная логика убеждает его в том, чтобы он развелся с ней и нашёл себе другую женщину.
Но его чувства говорят об обратном: «Не уходи, — говорят его чувства, — ведь эта женщина тебе очень нравится.»
— Смотри, какая она красивая. Где ты ещё найдёшь такую! Таких больше нет. Да, она тебе изменяет и не любит тебя. Но она нравится тебе! Не полагайся на здравомыслие в таких серьёзных делах, оно ни к чему хорошему тебя не приведёт, — убеждают мужчину его чувства. — Твоё здравомыслие легко может превратить твою жизнь в серое, скучное и безрадостное существование.
— Во всём доверяйся только нам, — говорят чувства.
— А как же логика разума? — спрашивает человек.
— Логика чего? — с усмешкой переспрашивают чувства. — Разума? Ха-ха. Не смеши нас. Разум ни к чему хорошему привести не может. Оглянись вокруг и посмотри, чего добились те, кто полагался на свой разум. Поинтересуйся у них, они счастливы? Они все несчастливые люди, потому что больше полагаются на свой разум, а не на свои чувства.
Подобных примеров может быть множество. И в каждом примере можно легко менять местами разум и чувства, и выводы будут другими.
В примере, где разум мешал уйти с работы, которая не нравится, можно всё изменить и сделать наоборот. И тогда чувства будут останавливать человека от того, к чему до этого призывали, от ухода с работы, приводя свои логические доказательства.
В примере, где муж не может уйти от жены, потому что ему мешают его к ней чувства, может быть и так, что его от развода будут удерживать его логика разума, которая для этого приведёт множество убедительных аргументов. А его чувства, наоборот, будут логически безупречны, убеждая мужчину в том, что ему следует расстаться со своей неверной женой именно потому, что она ему нравится.
Почему человек иногда полагается на свои чувства, а иногда на свой разум?
Этому есть одна единственная причина.
Человек всегда делает только то, что он хочет, а его чувства и его разум принимаются им во внимание только в той степени, в какой они не мешают ему получать желаемое.
Если мужчина хочет быть рядом с женщиной, то выбор между чувствами и разумом он сделает, исходя из логики своего хочу. Если чувства помогают ему быть рядом с этой женщиной, он прислушается к ним. Если рядом с неверной женщиной ему советуют оставаться его разум, он послушается его.
Но даже если и чувства, и разум вместе станут убеждать человека отказаться от желаемого или, наоборот, приобрести то, чего человек не хочет, он вообще откажется и от своих чувств, и от своего разума, и поступит по-своему, не полагаясь ни на чувства, ни на разум.
Человек отказывается от своих чувств и своего разума именно тогда, когда принимает очень серьёзное решение в своей жизни и хочет чего-то такого, от чего останавливают и его чувства, и его разум.
Тогда он полагается на своё собственное Я, которое, при желании, может очень легко обходиться и без логики разума, и без логики чувств.
И только в несерьёзных делах, от которых не зависит счастье человека, его чувства и его разум могут стать причинами тех или иных его желаний или нежеланий.
Источник