Если человек вызывает противоречивые чувства

Содержание
  1. противоречивые чувства
  2. Амбивалентность: виды, причины, преодоление
  3. Амбивалентность – что это?
  4. Виды амбивалентности
  5. Эмоциональная амбивалетность
  6. Волевая амбивалетность
  7. Интеллектуальная амбивалетность
  8. Причины появления амбивалентности
  9. Как преодолеть амбивалентность
  10. Новое видео:
  11. Человек противоречивый: как внутренние разногласия делают нас людьми и влияют на нашу креативность
  12. Профессор в области антропологии Дэвид Берлинер из Брюссельского свободного университета рассказывает, почему противоречия — это «так по-человечески» и нам столь сложно находиться в «идеальном согласии между своими нравственными высказываниями и поведением», как мы сублимируем внутренние противоречия в творческую энергию, почему для нашего сознания так привлекательны объекты с противоположными свойствами и как умение проводить грани помогает нам уживаться с нашей способностью противоречить самим себе.

противоречивые чувства

Добрый день. у меня проблема в личной жизни. Была замужем 12 лет.есть сын 10 лет. мужа не любила, вышла замуж тоже не по любви.Два года назад познакомилась с новым коллегой на работе и… влюбилась в него. Сергей старше меня на 11 лет, разведен. Поняв, что я его люблю, он стал проявлять ко мне внимание. Стали тайком встречаться и как ни странно, но эти встречи для меня были единственной радостью в жизни. Он относился ко мне очень хорошо. Всегда был нежен и ласков.А я… я просто души в нем не чаяла… Но при всем при этом он всегда укорял себя за то, что «ворует» чужое счастье. Это чувство вины не давало ему покоя. В итоге -он уехал в другой город, чтобы не разрушать мою семью.Меня естественно с собой не позвал. Я была потеряна. Была в отчаянии. Через 4 месяца после его отъезда развелась с мужем -не могла больше продолжать фальшь, да и у него уже на тот момент были отношения с другой женщиной -она ждала ребенка.После развода была попытка покончить с собой. Неудачно. С Сергеем не общались после отъезда 4 месяца. После того, как он узнал, что я развелась, он мне позвонил сам. Теперь уже пол года мы изредка встречаемся. Я все ещё его безумно люблю… А он. Он похоже просто из жалости со мною разговаривает, звонит и т.д. Я не вижу в его глазах того искреннего света, что был в начале. Хотя встречи наши всегда проходят с теплотой и нежностью.Он постоянно говорит, что у нас ничего не может быть, что он старый, что ничего уже не сможет изменить в своей жизни, чтобы я его забыла и простила. А я не хочу. Не могу. Пару недель назад после очередных его таких заявлений решила написать ему откровенное письмо( сказать не решилась) о том, что прекращаю с ним общение, что без меня ему будет легче, так как он этого не хочет. Реакция оказалась следующей: он написал, что со мной ему гораздо легче, стал меня ласково называть, звонить по 5 раз в день… И всё на этом.Больше ничего про чувства. Я запуталась.Я не понимаю как он ко мне относится. Почему он говорит одно, а делает совершенно другое. Если я ему не нужна, то зачем он звонит?? Зачем просит у меня советы?? Зачем вообще со мной общается. Помогите мне разобраться… Я не хочу его терять… Я жду его два года… Но он не собирается быть со мной… Я люблю его больше жизни но не знаю на что надеяться

Источник

Амбивалентность: виды, причины, преодоление

Часто амбивалентное отношение к предмету или личности свидетельствует о психическом расстройстве, особенно в том случае, когда оно приобретает навязчивый характер. В основном, люди, которые настоятельно призывают других «определиться или-или», упускают из виду или просто не понимают, что две противоположности, будь то чувства или мысли, могут мирно уживаться друг с другом. Можно и любить, и испытывать неприязнь, и бояться, и желать чего-либо.

Амбивалентность – что это?

Двойственное отношение в психологии называется амбивалентностью. Чаще всего под понятием подразумевают переживание, испытываемое человеком, сознание которого смущают противоположные чувства к тому же объекту.

Швейцарский психиатр Эйген Блейлер считал амбивалентность признаком шизофрении или шизоидного склада характера. Зигмунд Фрейд полагал, что амбивалентность подразумевает изначальную уживаемость в человеке или присутствие противоположных глубинных побуждений. Психиатр и психоаналитик Фрейд называл их «эрос» и «танатос» или влечением к жизни и созиданию и влечением к смерти, саморазрушению. Это фундамент, на котором строится и развивается личность человека.

На заметку. По сей день амбивалентность в психоанализе – это гамма сложных, противоречивых чувств. Она считается нормальным явлением по отношению к тем, чье влияние и роль в жизни человека нельзя отнести к полюсу «хорошо» или «плохо».

Вообще, однозначное положительное или отрицательное отношение к кому-либо свидетельствует скорее о желании идеализировать или обесценить, чем об адекватном взгляде на субъекта. Не говоря уже о возможности принятия кого-то как личности, ведь человек, который идеализирует или обесценивает, намеренно отвергает «обратную» или «теневую сторону» другого.

Нужно знать. Современная психология рассматривает амбивалентность, как симптом, а человека, который испытывает двойственное ощущение к чему-либо или кому-то, как пациента или клиента.

Виды амбивалентности

Именно Блейлер выделил три типа двойственного отношения, которые касаются трех важных сфер в структуре личности: чувств, воли, мыслей.

Читайте также:  Как прожить чувство стыда

Эмоциональная амбивалетность

Это одновременно положительное и отрицательное чувство, ощущение по отношению к кому-то (чаще всего значимому другому) или чему-то (так же важному, событию, предмету). Такие противоречивые эмоции часто испытывают дети к родителям. Они не могут не любить самых главных людей в жизни, но часто стесняются взрослых, презирают, даже ненавидят их. Такое же может случиться в отношениях между близкими людьми. Конфликт обостряет противоречия, и тогда наряду с нежностью проявятся совсем иные ноты, когда близкий человек раздражает.

Волевая амбивалетность

Человек, пребывающий в состоянии бесконечного выбора. Он колеблется между «да» и «нет», но так и не может выбрать. Такое состояние изнуряет. В конце концов личность отказывается действовать, принимать решения и нести ответственность.

Интеллектуальная амбивалетность

Человек может противоречить сам себе и выдвигать противоположные идеи в рассуждении, касаемые какой-то одной темы. К примеру, люди встают на сторону матерей-одиночек вообще, но строго осуждают знакомую персону, которая растит ребенка без отца.

Причины появления амбивалентности

Амбивалентность часто свидетельствует о серьезном личностном расстройстве, таком, как расщепление личности, и даже шизофрении. Само двойственное отношение никак не влияет на развитие заболевания, оно – лишь следствие болезней психики.

Такое отношение характерно не только для шизофрении. Амбивалентные ощущения проявляются при:

  • психозах;
  • навязчивых состояниях;
  • разных расстройствах (обсессивно компульсивном, пищевом);
  • различных фобиях;
  • панических атаках.

Чаще проявление амбивалентности связаны со взглядами, убеждениями и ценностями человека. Воспитание так же играет роль в способности человека разобраться в себе, определиться и принять решение.

Амбивалентность характерна для людей подросткового возраста, когда человек склонен бунтовать и делить мир на «черное» и «белое», но совершенно не приемлет серого, «скучного» цвета. Двойственное отношение и невозможность определиться в любом случае указывает на внутреннюю проблему или ряд противоречий.

К амбивалентности приводит:

  1. Чувство гиперответственности или наоборот отсутствие такого, когда над человеком довлеет страх ошибиться.
  2. Замкнутость, нерешительность на грани патологии.
  3. Страх внимания окружающих, категорическое нежелание становится объектом суждений или пересуд.
  4. Склонность к неадекватной самокритике.
  5. Перефекционизм – чувство, когда человек заведомо не доволен результатом, поэтому не действует вообще.
  6. Фобии, тревожность.

На заметку. Избегая ответственности, отказываясь выбирать и действовать, человек с одной стороны вроде бы успокаивается, но с другой – испытывает чувства стыда и вины из-за своей нерешительности, так что двойственность воли, к примеру, может вести к амбивалентности эмоций.

Каждый время от времени склонен «разрываться напополам». Если состояние проходит, не влечет отрицательных последствий, то вмешательство психолога или психотерапевта, как правило, не требуется. Зрелая личность вполне способна самостоятельно справиться с острыми моментами, чувствами, разобраться, чего хочет, так же решить, как будет действовать. В том случае, если метания приносят страдания и грозят личностной целостности и психическому здоровью, рекомендуется обратиться за помощью к психологу.

Как преодолеть амбивалентность

Патологические состояния, при которых возникает ярко выраженная амбивалентность отношений , чувств, мыслей или воли, требуют врачебного вмешательства. В зависимости от тяжести симптомов и состояния, в котором пребывает человек, существует несколько способов, помогающих преодолеть проблему:

  1. Медикаментозное лечение применяется, если амбивалентность возникла вследствие заболевания. Врач назначит препараты, которые направлены на стабилизацию личности. Не существует единственного медикаментозного средства, помогающего преодолеть амбивалентность. Применяться могут и антидепрессанты, и седативы, и транквилизаторы.
  2. Психотерапевтические методы. Прояснить внутреннее состояние помогает индивидуальное консультирование, в ходе которого человек «разбирает» триггеры («спусковые крючки», запускающие амбивалентные мысли, ощущения.) Чтобы устранить проблему, психотерапевт помогает клиенту проработать слабые места. К примеру, изменить (как правило, поднять) самооценку, перестать страшиться ответственности, разобраться с чувствами, научиться лучше слышать себя.
  3. Групповая психотерапия, различные тренинги личностного роста помогают справиться с проблемой, побороть внутренние страхи, обрести ясность мышления , уверенность в собственных силах и признать право на самостоятельные решения.
Читайте также:  Искренние чувства любви цитаты

Люди часто не задумываются, что ситуации «Помогите, разрываюсь, не пойму «или-или» – это моменты, в которых человеку предстоит понять – не существует никаких «или». «Хочу уйти от человека, но боюсь» и тому подобные амбивалентные ощущения лучше перефразировать и произнести так: «Хочу сделать то-то и то-то и боюсь» Так вопрос желания уже не стоит. Ясно же, чего человек хочет. Так же понятно, чего он боится. К примеру «прыгнуть с парашютом» он хочет, а боиться он не прыгать, но высоты. Тогда работать надо со страхом, фобией, а не с желанием.

Случается и такое, что устранив все препятствия, само желание отступает. Амбивалентность в таком случае просто указывала на проблемную зону, которая требовала внимания. Одно состояние или отношение вовсе не исключает другого. Человек испытывает двойственные чувства к близким людям, к затрагивающим явлениям, к значимым объектам. Ведь и личность «сделана» из света и тени и все время балансирует между «да» и «нет», грехом и святостью. Часто проблема лежит не в области преодоления двойственных чувств, а в признании права на существовании таковых.

Новое видео:

Источник

Человек противоречивый: как внутренние разногласия делают нас людьми и влияют на нашу креативность

Профессор в области антропологии Дэвид Берлинер из Брюссельского свободного университета рассказывает, почему противоречия — это «так по-человечески» и нам столь сложно находиться в «идеальном согласии между своими нравственными высказываниями и поведением», как мы сублимируем внутренние противоречия в творческую энергию, почему для нашего сознания так привлекательны объекты с противоположными свойствами и как умение проводить грани помогает нам уживаться с нашей способностью противоречить самим себе.

Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду.

Вы когда-нибудь задумывались, сколько много противоречивых мыслей приходит к вам в голову за день? Сколько раз эти самые мысли противоречили вашим поступкам и действиям? Как часто чувства не совпадали с вашими собственными принципами и желаниями? В большинстве случаев мы сами не замечаем в себе таких парадоксов — намного легче наблюдать подобные расхождения в других. Но вы полны противоречий так же, как и я. Мы, люди, сотканные из противоречий, уживаемся мирно, иногда болезненно, с нашими антагонистическими сущностями. Точно подметил эту особенность американский поэт Уолт Уитмен в своей поэме «Песнь о себе»:

Ну что же, значит, я противоречу себе.

(Я широк, я вмещаю в себе множество разных людей.)

Возьмите тех, кто покупает технические новинки, в то же время выступая против детского труда и отходов, наносящих вред экологии, или тех, кто осуждает воровство, но незаконно загружает музыку и фильмы из Интернета, кто разглагольствует об уважении личного пространства, при этом через мгновение выкладывает личные фотографии в Facebook. Есть экологи, использующие те же транспортные средства, священники, проповедующие веру, но собственнолично потерявшие её. Себастьян Маррокин помнит своего отца, с нежностью напевающего ему колыбельные перед сном, учитывая тот факт, что Себастьян был сыном известного наркобарона Пабло Эскобара, одного из самых влиятельных криминальных авторитетов в истории Колумбии. Прожить противоречивую жизнь — это так по-человечески.

Американский историк Джоан Уоллак Скотт уверяет, что главное качество, характеризующее критического мыслителя, — это способность «указывать пальцем на противоречия», хотя сами критические мыслители также не могут избежать противоречий. В своей книге «Гений лжи» французский философ Франсуа Нодельман описывает Мишеля Фуко, призывающего к мужеству говорить правду, но скрывающего при этом свою фатальную болезнь, и Жана-Поля Сартра, интеллектуала, сыгравшего довольно двусмысленную роль в период Вишистской Франции ⓘ Режима Виши — коллаборационистский режим в Южной Франции, установившийся после поражения в начале Второй мировой войны .

Возможно, противоречия — необходимый компонент для толчка к интеллектуальному творчеству. В то время как многие люди пытаются добиться чувства психологического единства, противоречия создают дестабилизирующие бреши внутри нас. На сознательном или бессознательном уровне эти надломы только способствуют вдохновению, которое можно интерпретировать как способ решения и сублимирования внутренних разногласий. Это можно сказать обо всех областях творческой деятельности. Возможно, искусство, литература, наука и философия были бы невозможны без внутренних противоречий и стремления найти пути их решения.

Читайте также:  Следующий этап толерантности надо запретить умным думать чтобы не оскорблять чувства тупых

Есть ли те, кто живет по стоическим принципам Плутарха, — в «идеальном согласии между своими нравственными высказываниями и поведением»? Возможно, нет, но это не всегда приводит к кризису. Мы разделяем по полочкам наши знания, навыки и эмоции. В определённых жизненных ситуациях некоторые поступки приемлемы, а в других — нет. В частности, ложь может быть представлена как героический и самоотверженный шаг, совершённый для защиты жертв под гнётом жестокости, но в дружеских отношениях такие выходки невозможны. В лабораториях ученые могут проводить исследования в рамках своей профессиональной деятельности, основанные на рациональности, трезвости и здравомыслии, после этого идти домой и участвовать в религиозных молебнах, основанных на вере в существование сверхъестественных и невидимых сил.

Люди вполне миролюбиво уживаются со своими противоречиями благодаря своей способности проводить грани. И когда противоречивые действия, поступки или эмоции выходят за пределы контекста, мы прекрасно находим им оправдания, способные смягчить когнитивный диссонанс. Один из моих друзей-защитников природы, которому я указал на то, что курение причиняет вред окружающему миру, ответил: «Я знаю, но я курю самокрутки», как будто они менее токсичны, чем промышленные, и не являются частью губительной табачной индустрии, которую он, к слову, яростно осуждал.

Противоречия вездесущи в нашей внутренней жизни, и они особенно заметны, когда проявляются наши сильные убеждения, такие как вера, мораль, воинственность и стойкость. В Гвинее и Лаосе, где я проводил этнографическое исследование, большинство жителей полностью уверены в существовании сверхъестественных существ, духов, которые способны трансформироваться в различных животных, растения и невидимые нами объекты, несмотря на всю парадоксальность таких верований. Даже наша современная поп-культура переполнена одновременно полумёртвыми и полуживыми зомби, а роботы могут выражать эмоции и чувства, подобные человеческим. На самом деле, наши сознания наполнены противоречивыми сущностями, которые бросают вызов «принципу непротиворечивости». Сами того не замечая, люди обожают объекты с противоречивыми свойствами. Как показали психологи-когнитивисты, подобные нестыковки особенно привлекательны для человеческого сознания. Они бросают вызов онтологическим ожиданиям, которые у нас есть относительно животных, предметов и людей. Как следствие, они несут в себе важный познавательный потенциал и лучше запоминаются.

Всё становится намного сложнее, когда человек выходит за рамки собственной личности и начинает взаимодействовать с другими людьми. Человеческое общение состоит из тонких манёвров между противоречиями, которые могут быть выражены, например, тем, что говорится, и тем, что выражается жестами и тоном. Так, личность упорно стремится к толкованию несовпадающих сообщений наших собеседников и декодированию непоследовательного поведения, которое она наблюдает в общественной жизни (Английский антрополог Грегори Бейтсон и его коллеги по группе Пало Альто в Калифорнии доходчиво объяснили особенности таких явлений в своих трудах).

В жизни часто возникают ситуации, в которых люди становятся жертвами парадоксальных предписаний, например, когда учителя внезапно озвучивают задачу «Будьте спонтанными!». Наихудший сценарий развивается тогда, когда включается «двойная обязанность», из-за которой дети зажаты эмоциональными требованиями родителей. Однако антропологами описаны и другие, «непатологические установки», такие как ритуалы, где противоречия представляются и оцениваются как вполне привычные способы коммуникации. Взять ту же еврейскую традицию «пощёчины», которая связана с половым созреванием у девочек. Среди восточно-европейских евреев в прошлом было заведено следующее: когда девушка говорила матери о своём созревании, та в ответ давала своей дочери оплеуху и в то же время восклицала «Mazel Tov!» («Поздравляем!»). Здесь противоречивый характер сообщения является основой ритуала и необходимой составляющей его эффективности.

Опираясь на мысли поэта Джона Китса, психоаналитик Адам Филлипс в своём труде «Обещания, обещания» описывает три «негативных возможности», незаменимых для формирования настоящей взрослой личности: стать для кого-то помехой, испытать опыт потерянности и опыт беспомощности. Мне хотелось бы добавить в этот список ещё одну значимую черту: умение находить и принимать наши противоречия, даже если порой это трудно сделать.

Обложка: Роже-Ноэль-Франсуа де ла Френе, «Сидящий мужчина».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Оцените статью