- Краткий анализ стихотворения Есенина «Пороша» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Художественное своеобразие произведения
- 15. Размер, рифма, строфика
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- Анализ стихотворения «Пороша» Есенина
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
- Анализ стихотворения С. А. Есенина «Пороша»
- Какое настроение передаётся С.А.Есениным в стихотворении «Пороша»
Краткий анализ стихотворения Есенина «Пороша» по плану
1. История создания
Есенинское стихотворение «Пороша» очень нежное, красивое и мелодичное. Оно считается одним из лучших образцов пейзажной лирики XX века, в которой явно слышны фольклорные интонации.
Автор написал это небольшое произведение в 1914 году и потому оно относится к раннему периоду творчества Есенина.
Молодой поэт в то время находился в Москве. Большой город одновременно нравился и угнетал суетливостью, грязью. Сергей Александрович скучал по родным рязанским просторам, лесам, заснеженным полям. Все эти чувства и вдохновили его на написание стихотворения «Пороша».
2. Литературное направление
Литературное направление – романтизм, но в нем уже очень явно ощущаются черты имажинизма.
3. Род
Родовая принадлежность произведения – лирика.
4. Жанр
Жанр рассматриваемого стихотворения – пейзажная лирика.
5. Проблематика
Как таковых, никаких проблем автор в своем произведении не затрагивает. Он просто рисует картину умиротворенного зимнего леса, передавая всю свою любовь и тоску по малой родине.
6. Тематика
В произведении поднимается тема родины. Автор с любовью рисует прекрасный пейзаж, характерный его любимой деревне, а точнее, лесу за домами.
Бережное отношение, любование природой составляют основную тему стихотворения.
7. Идея
Автор написал это стихотворение, чтобы излить собственную тоску по малой родине, рассказать, как она прекрасна и неповторима.
8. Пафос
Есенин любуется лесными просторами, в каждой строчке чувствуется восхищение и особенно трепетное отношение к родине.
9. Система образов
Стихотворение – удивительный пример олицетворения пейзажа. Тут не просто образы деревьев или природы в целом, а настоящая волшебная сцена.
Перед нами предстают сказочные герои, оживленные воображением автора: заколдованный невидимкой лес, сосна-старушка, опирающаяся на клюку. Благодаря таким сравнениям стихотворение становится похоже на фольклорное произведение.
10. Центральные персонажи
Центральным персонажем произведения становится сама русская природа, заснувшая зимой. Автор олицетворяет все вокруг, и обычные деревья оживают перед восхищенным взором читателя.
Нельзя забывать и о лирическом герое, который тоже предстает как персонаж произведения. Ведь мы видим все происходящее именно его глазами.
11. Лирический герой
От лица лирического героя ведется повествование. Это он едет на лошади и видит разворачивающуюся вокруг чудесную картину.
Лирический герой здесь – художественная проекция самого Есенина, так как нам сообщаются именно его чувства и особенное восприятие окружающего мира.
12. Сюжет
Автор просто описывает картину зимней природы, хоть и олицетворяет ее при этом. Как такового, сюжета нет.
13. Композиция
Формально стихотворение состоит из четырех частей. В каждом катрене рисуется своя маленькая картинка или деталь общего пейзажа.
Повествование развивается спокойно, линейно, без каких-либо явных композиционных точек.
14. Художественное своеобразие произведения
Стихотворение написано очень живым и невероятно образным, богатым языком. Причем, автор практически не использует высокой лексики. Вся ткань произведения состоит их простых слов, понятных любому человеку.
В этом заключается необыкновенный талант Есенина: суметь обычными выражениями нарисовать поистине волшебную картину.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворный размер – четырехстопный хорей.
Рифмовка перекрестная (АБАБ).
Стихотворение состоит их четырех строф, написанных катренами.
16. Средства художественной выразительности
Практически все стихотворение – олицетворение природы: «дремлет лес», сосна «понагнулась как старушка», снег «стелет шаль».
Встречаются эпитеты: «серые вороны», «белая косынка», «бесконечная дорога».
Автор использует сравнения, причем как явные, так и скрытые: «словно белою косынкой повязалася сосна», «понагнулась как старушка», «бесконечная дорога убегает лентой вдаль».
Для особой напевности, характерной фольклорным произведениям, в тексте присутствует инверсия: «скачет конь», «валит снег».
Метафоры: «дорога лентой», «сказка сна».
17. Значение произведения
Произведение помогает понять, насколько тонко и необычно Есенин воспринимал мир и как глубоко, искренне любил свою родину. Оно является ярким образцом таланта автора – уметь в простом видеть волшебное и очаровывать читателя рисуемыми образами.
18. Актуальность
Каждый человек любит свою родину, и у каждого из нас есть места, особенно дорогие сердцу. Именно поэтому стихотворение актуально и в наше время.
19. Моё отношение
Мне очень нравится это произведение своей красотой и невероятными, даже волшебными образами заснеженного леса.
20. Чему учит
Оно учит любить родные края и уметь видеть сказочное в, казалось бы, простых, обыденных пейзажах.
Источник
Анализ стихотворения «Пороша» Есенина
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 83.
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 83.
Сергей Александрович Есенин – признанный мастер пейзажной лирики, который в своих произведениях воспевает красоту родного края. Об этом свидетельствует и стихотворение «Пороша» – образное и лирическое произведение о природе. Предлагаем краткий анализ «Пороша» по плану, который будет полезен при подготовке к уроку литературы в 6 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пороша.
История создания – Стихотворение написано в 1914 году.
Тема стихотворения – Любовь к природе и малой родине.
Композиция – Композиция линейная, стихотворение условно можно разделить на 4 части, каждая из которых состоит из одной строфы. Все они объединены общей темой, но в каждой строфе наблюдается развитие своей небольшой темы.
Жанр – Лирическое стихотворение, относится к виду пейзажной лирики.
Стихотворный размер – Четырёхстопный хорей с перекрестной рифмой.
Метафоры – «заколдован невидимкой», «стелет шаль».
Эпитеты – «серые», «белою», «бесконечная».
Сравнения – «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой» «дорога убегает лентой»,.
Олицетворения – «дремлет лес».«оперлася на клюку»
Инверсия – «повязалася сосна», «скачет конь».
История создания
Произведение принадлежит к раннему творчеству Есенина, когда он только искал свой путь в литературе. Стихотворение написано в 1914 году, во время пребывания молодого поэта в Москве. Этот год для него стал знаковым, поскольку именно тогда появились первые публикации его работ.
Шумная, грязная и суетливая Москва разительно отличалась от умиротворенного спокойствия села Константиново, откуда поэт был родом. Он тосковал по природе, по бескрайним полям и лесам и свою тоску выразил в стихотворении, которое впоследствии стало одним из ярких образцов пейзажной лирики поэта.
Центральная тема – любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека. Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать её.
В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает её красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.
Однако стихотворение «Пороша» – это стихотворение о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами. Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт. В этом и заключается главная мысль произведения – любовь к природе и тонкое её восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.
Композиция
Стихотворение состоит из четырёх строф, которые объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:
В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет на коне. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.
Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.
В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет с одинокой старушкой. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.
В четвёртой строфе передаётся уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой.
Написан стих четырёхстопным хореем, что придаёт стихотворению особую музыкальность и лиричность. Выразительность усиливается за счёт гармоничного сочетания мужской и женской рифм.
Это лирическое стихотворение, поскольку очень сильно эмоциональное начало, мы явно видим образ лирического героя. Произведение является ярким образцом пейзажной лирики.
Средства выразительности
Для придания своему произведению максимальной выразительности поэт мастерски использует разнообразные художественные средства. Для создания образа милой и приветливой сосны-старушки применяет такие просторечные формы слов как « повязалася», «понагнулась», «оперлася ».
Сравнительные обороты « дорога убегает лентой », « понагнулась, как старушка », « словно белою косынкой » позволяют явственно представить описываемые поэтом пейзажи.
Эпитеты (« серые», «белою», «бесконечная »), олицетворения (« вороны раскричались», «дремлет лес »), инверсия (« повязалася сосна», «скачет конь» ) и метафоры (« заколдован невидимкой», «стелет шаль ») придают произведению красочность и образность, с их помощью зимний пейзаж будто «оживает».
Источник
Анализ стихотворения С. А. Есенина «Пороша»
Ниже приводится школьное сочинение «Анализ стихотворения С. А. Есенина «Пороша»», которое размещено в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на идеальность и безошибочность, не предназначено для дословного копирования.
1. История создания (год, биография, прототип).
3. Лирический герой, его чувства.
4. Композиция. Движение мысли, сюжета, деление на части.
5. Ключевые образы (предметный мир).
6. Художественные средства; размер.
7. Идея (основная мысль).
Сергей Александрович Есенин написал стихотворение «Пороша» в 1914 году, когда ему было 19 лет. В это время поэт учился на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского, работал в типографии, общался и дружил с другими поэтами. В 1914 году стихи С. А. Есенина были впервые опубликованы.
Тема стихотворения «Пороша» — сказочная и неброская красота русской природы зимой.
Для творчества С. А. Есенина характерно передавать свои эмоции и ощущения через описание природы. В этом произведении поэт создаёт настроение спокойствия («тихо», «дремлет лес под сказку сна»), бесконечного простора («простору много», «бесконечная дорога») и сдержанного восторга от окружающего пейзажа.
Композицию стихотворения объединяет то, что все описываемое герой видит и слышит, когда едет по заснеженной проселочной дороге, вероятно, в санях. В первом четверостишии поэт сразу показывает читателю, где находится лирический герой и что он слышит. Во втором и третьем четверостишиях дается описание того, что герой видит вокруг. Последнее четверостишие посвящено бесконечной дороге, занесенной снегом.
Ключевыми для этого стихотворения представляются образы леса, сосны, дороги. Упоминаемые серые вороны и дятел, долбящий сосну, служат лишь дополнением ключевых образов. Поэт также создает образ коня, который скачет по зимней дороге, звеня копытом, по сути, не описывая его.
Наиболее ярко С. А. Есенин передает любовь к природе через олицетворения (лес не просто дремлет, но даже видит сказочные сны, снег укрывает землю шалью, а дорога убегает) и сравнения (занесенная снегом сосна сравнивается с нагнувшейся старушкой с белою косынкой). Поэт также использует метафоры («заколдован невидимкой», «убегает лентой вдаль»), эпитеты («бесконечная дорога», «белою косынкой») и парцелляцию, придающую повествованию динамику («Еду. Тихо. Слышны звоны»). Стихотворение написано четырехстопным хореем, что придает произведению музыкальность.
Мне кажется, что основная мысль, которую хотел передать читателю автор стихотворения – это единство природы и человека: человек воспринимается и описывается поэтом как часть природы, а у окружающего мира С. А. Есенин подмечает человеческие черты.
Источник
Какое настроение передаётся С.А.Есениным в стихотворении «Пороша»
«Еду. Тихо». С.А. Есенин уже в самом начале стихотворения «Пороша» передает его настроение. Читателя не покидает ощущение тишины, умиротворения, спокойствия. Все действия вокруг происходят неторопливо. Никакой суеты, спешки. Поэт не говорит о сильных эмоциях, ярких чувствах. Все подчинено природе. Читатель проникается легкостью и осознанием величественной красоты окружающего мира. С.А. Есенин не упоминает ни о грусти, ни о радости. Читатель со спокойным сердцем наслаждается открывающимися перед ним пейзажами.
Поэту в стихотворении удалось создать проникновенные образы, которые завораживают каждого. Различные выразительные средства, использованные автором, лишь усиливают этот эффект. Это и олицетворение, когда «лес дремлет», «повязалась сосна». Это и яркие эпитеты: «бесконечная», «серые». С.А. Есенин не забыл и о метафорах: сосна предстаёт перед читателем в образе старушки.
Мастер пейзажной лирики глубоко ценил и уважал свой родной край. Он находил в природе источник внутренней силы. Литературный язык С.А. Есенина достаточно прост. Однако это не мешает поэту передавать красоту и величие природы. Пушистый снег мягко укрыл землю. Несмотря на скромность пейзажа, лирический герой восхищается увиденным.
Картина спокойного зимнего утра заставляет читателя забыть о повседневной суете. Никакой спешки, рутины. У некоторых читателей заснеженные пейзажи вызывают чувство лёгкой грусти. Ностальгия о чудесном и беззаботном времени, когда можно было наслаждаться прекрасным видом из окна.
В произведении С.А. Есенина мы видим, как дорога становится «бесконечной лентой». Зимний лес ассоциируется у поэта с чем-то таинственным и сказочным. Загадочность притягивает внимание. Читатель мечтает хоть на миг прикоснуться к прекрасному, ощутить атмосферу спокойствия и умиротворения.
В первом четверостишии автор рассказывает о происходящих действиях. Все конкретно и точно. Во второй части мы погружаемся в сказку. С.А. Есенин передаёт нам свои чувства и эмоции. Поэт воспринимает природу как великий дар. Он осторожно подбирает слова, чтобы ёмко и красиво передать нам все краски увиденной картины.
Находясь вдали от родного края, поэт тосковал по своим пейзажам. Он брал в руки перо и начинал творить. Используя просторечные слова в стихотворении, С.А. Есенин пытался говорить понятно для каждого читателя. Автор не мог представить, что кто-то мог не любить открывающиеся перед ним пейзажи. Поэтому он с помощью своего произведения показывал даже мельчайшие детали чудесного заснеженного утра.
Источник