ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ ЭМОЦИЙ ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
В механизме эмоций три главных звена, которые условно можно отождествить с известными в энергетике устройствами:
— первое напоминает конденсатор, обладающий свойством накапливать, сохранять и в нужный момент отдавать энергию;
— другое – реостат, аппарат, регулирующий напряжение в электрической цепи за счет сопротивления;
— третье – трансформатор, способный усиливать энергию эмоций по законам индукции.
Подобно конденсатору эмоции всегда содержат запас энергии.
Эмоции – это генетические программы поведения, обладающие энергетическими свойствами – способностью воспроизведения, трансформации, динамикой, интенсивностью, побуждающим влиянием.
Психика потенциально готова в любой момент реализовать ту или иную программу – эмоциональный опыт, эмоциональный репертуар человека как вида. Совершая эмоциональное действие, мы чаше всего не размышляем о его целесообразности. До поры до времени «конденсатор» не действует, но при соответствующих обстоятельствах он дает «разряд» -проявляется та или иная эмоция.
Американский психолог К. Изард выделяет 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина (раскаяние). Это фундаментальные эмоциональные программы. В жизни человек демонстрирует более обширный эмоциональный репертуар, что обусловлено чрезвычайным многообразием целей общения и не менее многообразными проявлениями личности.
Каждая из фундаментальных эмоций энергетически насыщена. При этом не имеет значение тот факт, повышают они активность организма (стенические эмоции) иди понижают (астенические эмоции) – в любом случае действует энергия. В чем легко убедиться, размышляя над процессом действия эмоций. Проявить интерес к чему-либо значит активизировать психику, направить ее на конкретный объект – оперировать им в воображении или мануально. (К. Изард рассматривает интерес как эмоцию; в то же время данное понятие используется многими авторами, в том числе нами, и в другом смысле — для обозначения свойства личности.). Радоваться чему-либо возможно лишь в результате прилива энергии. Известно, сколько сил расходует человек в гневе, выброс энергии – столь мощный, что становится разрушительным.
Энергетическую природу эмоций легко доказать известным фактом: под влиянием эмоций меняется электрическое сопротивление кожи -явление, на использовании которого основана работа «детектора лжи».
Психофизиологическая функция эмоций состоит в том, что они обеспечивают наши реакции в ответ на значимые внешние и внутренние воздействия дополнительной энергией, которой обладают врожденные программы эмоционального поведения.
Если присмотреться к любому проявлению эмоций, то легко обнаружить, что они выступают в качестве фона каких-либо психических процессов или состояний. Как мы только что. видели, с участием эмоций удовлетворяются потребности, реализуются природные потенциалы, осуществляется познавательная деятельность и т. д. Эмоции как бы «запараллелены» с прочими проявлениями психики.
Эмоции удваивают, дублируют наши реакции на внешние и внутренние воздействия.
Образно говоря, из-за эмоций мы переживаем не одну, а две или более жизней, растрачивая свою энергию и действуя на высоком напряжении. Особенно хорошо это понимают те, кто очень эмоционально реагирует на происходящее. Как свидетельствует статистика, эмоции становятся причиной многих заболеваний, в том числе, смертельных.
Что бы мы- ни делали, возникают эмоции, а если их нет, то это считается ненормальным. Зачем же действует эмоциональная параллель?
Обратим внимание на известный факт: чаще всего эмоции опережают интеллектуальную переработку информации. Они напрямую связаны с ощущениями и немедленно реагируют на состояние жизненно важных показателей в окружающей среде и в организме. Чуть что мы реагируем эмоционально: когда возникают препятствия для удовлетворения потребностей, когда нам больно, если уязвляют наше самолюбие и т. д. Следовательно: эмоции – это система быстрого, опережающего реагирования.
Пока раскачается менее подвижный, «громоздкий» ум, обремененный знаниями, опытов, моральными ценностями, эмоции уже «сработали», выдали защитную реакцию. Если эмоции реагируют быстро и непосредственно, это означает, что они ускоренно «включают» в реакцию энергетику, которой обладает человек. Такова «древняя», доставшаяся нам в наследство модель эмоционального поведения. Она активно действовала в те далекие времена, когда мышление человека еще не играло столь важную роль в его жизнедеятельности, какую оно выполняет теперь.
Возможно, некогда психика всех живущих на Земле существ, включая человека, была на такой стадии развития, что самым непосредственным образом – через каналы ощущений и эмоций – была связана со всем окружением и созвучна всему остальному, подобно тому как поверхность воды связана с воздухом, светом, температурой, давлением и звуком.
Интеллект в одних случаях выполняет роль «реостата», а в других -«трансформатора», задавая тот или иной режим воспроизводства конкретной эмоции или эмоций и, следовательно, психической энергии.
Режим 1. Интеллект срабатывает как «реостат» с минимальным подключением витков сопротивления.
В этом случае эмоциональная реакция возникает с участием элементарных интеллектуальных процессов – ощущений, восприятия и простейших актов мышления. Происходит истинное чудо: свойства воздействующих на нас предметов, характеристики явлений почти мгновенно «включают» подходящую эмоциональную программу -резервную психическую энергию, которая тут же преобразуется в иные формы энергии.
Когда эмоции проявляются беспрепятственно, минимально опосредованы интеллектом, то энергия внешних или внутренних воздействий, а также любых носителей психической энергии передается эмоциям.
Режим 2. Интеллект срабатывает как «реостат» с подключением значительного числа витков сопротивления.
Эмоциональная реакция происходит с участием интеллекта, который оценивает свойства и вероятные следствия раздражителей, выявляет их личностный смысл или социальное значение. При этом осуществляется анализ и оценка ситуации на фоне имеющегося опыта, с привлечением установок, принципов, переживаемых потребностей и желаний, намеченных планов и дорогих идеалов. В этом случае «интеллект-реостат» работает как бы с подключением многих и разных по своей природе витков сопротивления, в результате отбираются наиболее подходящие эмоциональные программы для ответного реагирования и дозируется их энергетическая мощность на выходе.
Например, начальник поступил с вами несправедливо. В эмоциональном режиме 1 вы бы ответили ему резкостью или хлопнули дверью. В режиме 2 вы подумаете о том, как себя вести, чтобы сохранить отношения и не повредить своей карьере, возможно, вспомните, какой это мстительный человек, и сдержите себя или найдете слова, которые успокоят вашего обидчика.
Когда мы сдерживаем свои эмоции, психическая энергия разума, потребностей, интересов и прочих психических реалий оказывается сильнее эмоциональной.
Режим 3. Интеллект срабатывает как «трансформатор», усиливая энергетику эмоций.
В этом случае участие интеллекта сводится к тому, что он как бы нагнетает эмоциональную реакцию. Чем актуальнее для человека выявленный личностный смысл или найденное социальное значение внешних и внутренних воздействий, тем динамичнее и интенсивнее проявляется побуждающее влияние эмоций.
Например, руководитель сделал вам замечание, в котором вы усмотрели посягательство на ваши интересы. Возможно так оно и есть, а, возможно, нет, но вы даете волю своим эмоциям, и чем больше рассуждаете о случившемся, тем больше нервничаете, злитесь, тревожитесь, находите угрозы для себя.
К энергетике эмоции может подсоединяться психическая энергия задатков и способностей, навыков и умений, потребностей и предпочтений, привычек и привязанностей, планов и целей, интересов и мотивов, сознательного и бессознательного. Напоминаем, что все эти и другие проявления идеального являются носителями психической энергии. В тех случаях, когда интеллект работает в режиме «трансформатора», объединенная мощность психической энергии способна достигать огромной силы, порой она приобретает разрушительные масштабы, направляясь вовне или концентрируясь внутри индивида.
Единство эмоционального и интеллектуального отражения действительности – современная форма (парадигма) проявления психического, позволяющая человеку развиваться, реализовать себя и удовлетворять свои потребности адекватно достигнутым условиям цивилизации.
Особо подчеркнем неправомерность противопоставления в человеке эмоционального и рационального, как это порой делается по традиции. Только ансамбль этих двух форм отражения бытия обеспечивает полноценное функционирование психической энергии и психики в целом. Нарушение их связи незамедлительно приводит к аномалиям в поведении личности, в чем читатель сможет неоднократно убедиться, продолжая знакомство с книгой.
Другая важная функция эмоций – сигнальная. Своими эмоциями мы информируем окружающих о том, как относимся к воздействиям – нравятся они или нет, принимаем мы их или не принимаем, а также о силе и выразительности нашего отношения. Но и эта функция эмоций осуществима при участии энергии.
Эмоция, как и любой сигнал, воспринимается партнерами и воздействует на них потому, что она информационно-энергетически насыщена.
Различение эмоций по смыслу возможно потому, что разные эмоциональные состояния имеют информационно-энергетические ограничения, заданные природой.
Природные кодирующие способности индивида позволяют ему выражать, а его природные декодирующие способности -воспринимать информационно-энергетические единицы эмоций.
Уже младенец всем своим поведением подтверждает сигнально-энергетическую сущность эмоций. При этом его интеллект работает по принципу «реостата» с минимальным подключением, то есть на уровне ощущений. Только с помощью эмоций малыш в первое время «объясняется»
Вот ребенок коротко вскрикивает с более или менее длительными промежутками, вскрики иногда очень пронзительны; тут же он брыкает ножками, лобик наморщен – значит, пучит животик.
Внезапный крик, иногда переходящий в неистовый плач, тельце ребенка колотится, он протягивает перед собой ручонки, личико становится красным-малыш голоден.
Ребенок издает пронзительный плач, затем долгое время хнычет или начинает икать – это признак того, что ему холодно. Если ребенок хнычет то громче, то тише и при этом неспокоен, разбрасывает ручки и ножки — значит перегрелся.
Если ребенок хнычет, и хныканье то усиливается, то становится слабее, но не прекращается, скорее всего у него мокрые пеленки.
Ребенок плаксиво скулит – в первые месяцы это означает, что ему скучно. С четвертого месяца, если малышу не хватает внимания, он пронзительно кричит, затем внезапно переходит на тихий плач, а через минуту снова громко «жалуется» – словно, пробует все возможности воздействовать на близких.
Больной ребенок в большинстве случаев плачет тихо. Иногда он издает звуки, средние между писком и плачем.
Поведение взрослого, как известно, имеет более сложную систему сигнальной регуляции посредством эмоций. Информационно-энергетическая функция эмоций столь значима в жизнедеятельности индивида, что природа «позаботилась» о том, чтобы эмоциональные разрядки осуществлялись по разным каналам и при помощи различных средств, среди них.
Источник
Активационно-энергетическая роль эмоций
Влияние эмоций на физические возможности человека и животных было известно давно. Еще Б. Спиноза писал, что эмоции увеличивают или уменьшают «способность тела к действию».
Активационно-энергетическая роль эмоционального реагирования проявляется в основном за счет его физиологического компонента: изменения вегетативных функций и уровня возбуждения корковых отделов мозга. По влиянию на поведение и деятельность человека немецкий философ И. Кант (1964) разделил эмоциональные реакции (эмоции) на стенические («стена» по-гречески — сила), усиливающие жизнедеятельность организма, и астенические — ослабляющие ее. Стенический страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (бегстве от опасности). Именно он заставил лермонтовского Гаруна бежать быстрее лани. Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость («окрыленный успехом», говорят в таких случаях).
Активационная функция эмоций отмечается многими авторами. Э. Гельгорн (1948) считает, например, что ускорение и усиление реакций, поддерживающих индивидуальное и видовое существование живых систем, представляет одну из самых
4,3. Роль v, функции эмоций в управлении поведением идеятельностью 117
ярких черт эмоционального реагирования. Она состоит в том, что при возникновении эмоций происходит активация нервных центров, осуществляемая неспецифическими структурами ствола мозга и передаваемая неспецифическими путями возбуждения (Линдсли, 1960; Арнольд, 1967). Согласно «активационным» теориям, эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы и ее отдельных подструктур. Активация нервной системы и, прежде всего, ее вегетативного отдела приводит к изменениям во внутренних органах и организма в целом, приводя либо к мобилизации энергоресурсов, либо к их демобилизации. Отсюда можно говорить о мобилизационной функции эмоций.
П. К. Анохин говорил о «мотивационном тонусе», благодаря которому все жизненные процессы поддерживаются на оптимальном уровне.
Об этом же пишет П. В. Симонов (1987): «Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, вегетативные функции организма. » (с. 84).
При этом он отмечает, что «при возникновении эмоционального напряжения объем вегетативных сдвигов (учащение сердцебиения, подъем кровяного давления, выброс в кровяное русло гормонов и т. д.), как правило, превышает реальные нужды организма. По-видимому, процесс естественного отбора закрепил целесообразность этой избыточной мобилизации ресурсов. В ситуации прагматической неопределенности (а именно она так характерна для возникновения эмоций), когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на излишние энергетические траты, чем в разгар напряженной деятельности — борьбы или бегства -остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим «сырьем»» (Там же, с. 84).
Это замечание действительно верно, непонятно только, почему избыточность мобилизации ресурсов Симонов рассматривает как проявление компенсаторной функции эмоций.
Кстати, об избыточности эмоционального реагирования писал еще Г. Мюнстер-берг: «Конечно, напряженность этой энергетической реакции имеет следствием
Таблица 4.2 Продуктивность физической работы лиц с разной силой нервной системы в зависимости от модальности эмоций, вызванных музыкой
Показатель продуктивности | Нервная система | Эмоция радости | Эмоция страдания |
Продолжительность, с | Сильная Слабая | 104,1 86,6 | 93,6 + 83,0 |
Частота движений, кол-во | Сильная Слабая | 67,4 53,2 | 57,3 + 55,1 |
Мощность, кгм/мин/кг | Сильная Слабая | 25,7 24,7 | 25,0 26,7 + |
Объем работы, кгм/ кг | Сильная Слабая | 44,7 35,7 | 38,3 + 37,0 |
Глава 4. Роль и функции эмоций
огромный избыток энергии, и потому получается много излишних побочных результатов. Но они неизбежны в интересах большой задачи — сосредоточения всего организма на реакции определенного рода» (1997, с. 200).
Показано (Дорфман, 1986), что физическая работоспособность у лиц с сильной нервной системой больше при эмоции радости, чем при эмоции страдания, а у лиц со слабой нервной системой — при эмоции страдания, чем при эмоции радости (правда, на уровне достоверности только по показателю мощности работы) (табл. 4.2).
Деструктивная роль эмоций
Эмоции могут играть в жизни человека не только положительную, но и отрицательную (разрушительную) роль. Они могут приводить к дезорганизации поведения и деятельности человека.
Эта роль эмоций в первой трети XX века признавалась едва ли не единственной. Ряд французских психологов (Клапаред, 1928; Janet, 1928; Pieron, 1928 и др.) одновременно высказали мысль, что эмоции могут нарушать целенаправленную деятельность. Так, Э. Клапаред писал: «Бесполезность и даже вредность эмоций известна каждому. Представим, например, человека, который должен пересечь улицу; если он боится автомобилей, он потеряет хладнокровие и побежит. Печаль, радость, гнев, ослабляя внимание и здравый смысл, часто вынуждают нас совершать нежелательные действия. Короче говоря, индивид, оказавшийся во власти эмоций, «теряет голову»» (1984, с. 95).
П. Жане указывал, что эмоция — это дезорганизующая сила. Эмоция вызывает нарушения памяти, навыков, приводит к замене трудных действий более простыми. О дезорганизующей роли некоторых эмоций психологи говорили и позже (Фортунатов, 1976; Young, 1961). Выявлено отрицательное влияние переживаний, связанных с предыдущим неуспехом, на быстроту и качество интеллектуальной учебной деятельности подростков (Носенко, 1998).
Во многих случаях дезорганизующая роль эмоций, очевидно, связана не столько с их модальностью, сколько с силой эмоционального возбуждения. Здесь проявляется «закон силы» И. П. Павлова (при очень сильных раздражителях возбуждение переходит в запредельное торможение) или что то же — закон Йеркса-Додеона. Слабая и средняя интенсивность эмоционального возбуждения способствуют повышению эффективности перцептивной, интеллектуальной и двигательной деятельности, а сильная и сверхсильная — снижают ее (Hebb, 1949; Рейковский, 1979).
Однако имеет значение и модальность эмоции. Страх, например, может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Это приводит либо к отказу от деятельности, либо к замедлению темпов овладения какой-либо деятельностью, представляющейся человеку опасной, например при обучении плаванию (Дашкевич, 1969; Шувалов, 1988). Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху. При сильном волнении человеку бывает трудно сосредоточиться на задании, он может позабыть, что ему надо делать. Один курсант летного училища при первом самостоятельном полете забыл, как сажать самолет, и смог совершить это только под диктовку с земли своего
Прикладная роль эмоций
командира. В другом случае из-за сильного волнения гимнаст — чемпион страны — позабыл, выйдя к снаряду, начало упражнения и получил нулевую оценку. Отрицательное влияние сильных эмоциональных реакций на поведение обнаруживается и в опытах на животных. В опытах Е. Л. Щелкунова (1960) крыс обучали находить выход из лабиринта, а потом постепенно убирали часть перегородок. Оказалось, что при сильном болевом наказании они переходили к стереотипному повторению однажды выработанного навыка, вместо того чтобы искать короткий путь, как это наблюдалось при пищевом подкреплении.
Однако по мере изучения роли эмоций отношение к ним стало меняться, и в настоящее время дезорганизующая роль эмоций подвергается сомнению. Так, В. К. Вилюнас (1984) считает, что дезорганизующую роль эмоций можно принять лишь с оговорками. Он полагает, что дезорганизация деятельности связана с тем, что эмоции организуют другую деятельность, которая отвлекает силы и внимание от основной деятельности, протекающей в тот же момент. Сама же по себе эмоция дезорганизующей функции не несет. «Даже такая грубая биологическая реакция, как аффект, — пишет Вилюнас, — обычно дезорганизующая деятельность человека, при определенных условиях может оказаться полезной, например, когда от серьезной опасности ему приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций, иначе говоря, что в положении о дезорганизующей функции эмоций столько же правды, сколько, например, в утверждении, что праздничная демонстрация выполняет функцию задержки автотранспорта» (с. 15).
С этим можно согласиться. Такой функции, запрограммированной природой, у эмоций действительно нет. Было бы странно, если бы эмоции появились в эволюционном развитии живых существ для того, чтобы дезорганизовывать управление поведением. А вот дезорганизующую роль эмоции, помимо их «воли», играть могут, о чем и говорилось выше. Смысл разделения роли и функции эмоций как раз и состоит в том, чтобы не путать то, что предначертано природой как признак прогрессирующего развития, с тем, что получается в качестве побочного эффекта, вопреки предначертанной функции.
Рис. 4.1. Изменение
и поведения при различной
Прикладная роль эмоций
Коммуникативная роль эмоций
Эмоции за счет своего экспрессивного компонента (главным образом — экспрессии лица) принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе
Источник