Эмпатия связана со способностью предвидеть эмоциональные реакции клиентов конкретных обстоятельствах

Эмпатия в консультировании

Позитивное значение эмпатического понимания для ре­зультатов консультирования лучше всего подтверждено эм­пирически. Этого значения не оспаривают представители всех ориентации.

Эмпатия является sine qua non (непременным условием) консультирования и психотерапии. Она включает идентифи­кацию с другим лицом, при которой становится возмож­ным взаимопонимание разных людей. Это довольно таин­ственный процесс. А. Аdler (цит. по: Мау, 1967) пишет:

«Эмпатия появляется, когда один человек разговаривает с другим. Невозможно понять другого индивида, если не идентифицировать себя с ним. Если мы пытаемся обнару­жить, откуда возникает способность действовать и чувство­вать наподобие другого человека, то открываем существова­ние врожденного социального чувства. Оно носит космичес­кий характер и представляет собой непременную характери­стику бытия человека».

По мнению С. Jung (цит. по: Мау, 1967), здесь происхо­дит процесс слияния, в котором изменяются как консуль­тант, так и клиент:

«Встреча двух личностей подобна соединению химичес­ких субстанций; если возникает реакция, они обе изменя­ются. Считается, что доктор оказывает влияние на пациента в каждом случае эффективного лечения психики, но это влияние возможно, если и на него влияет пациент».

Таким образом, проявление эмпатии в общении означа­ет, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразу­мевается способность «вжиться» в субъективный мир клиен­та и понять смысл разных событий в этом мире. Такое «вхождение» должно быть безоценочным, не разделяющим содержание иного мира на правильную и неправильную, хорошую и плохую части. Безоценочная установка консуль­танта позволяет клиентам в большей мере принимать себя. Когда консультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства — злобу, страх, враждебность, тре­вогу, радость, — клиент имеет возможность лучше услы­шать и понять себя.

Эмпатия также помогает консультанту разобраться в при­чинах недостаточной откровенности клиента: о чем-то клиент не говорит, поскольку этому препятствует бессознательное сопротивление, что-то просто скрывает и о чем-то не расска­зывает из-за опасений не быть услышанным (Сох, 1988).

Войдя в мир другого человека, консультанту важно оста­ваться автономным от клиента, т.е. сохранить самость. Здесь существует некоторая опасность, которую выразил С. Rogers (1961):

«Если я действительно открыт тому, как понимает жизнь другой человек, и принимаю его мир в свой, то рискую начать смотреть на жизнь его глазами и вследствие утраты самости сопротивляться изменению вместе с ним. Другая крайность состоит в полном сохранении собственного взгля­да на мир, скрупулезном анализе и излишней оценке, и тогда понимание другого человека становится недоступно».

Поэтому сопереживание консультанта клиенту никогда не должно быть тотальным, а только частичным и времен­ным.

Эмпатия означает способность консультанта не только со­переживать, но и понимать клиента. В этом смысле она пред­ставляет собой аффективный и когнитивный навык — аф­фективный, поскольку позволяет консультанту идентифици­ровать чувства клиента, а когнитивный — поскольку обязы­вает консультанта устанавливать события, вызывающие соот­ветствующие чувства (George, Cristiani, 1990). Таков взгляд большинства представителей психологического консультиро­вания на эмпатию как на многоступенчатый процесс. По мне­нию Gladstein (1983), во-первых, эмпатическое познание осуществляется прежде всего эмоционально, через сопережи­вание клиенту. Сопереживание не бывает полным. Скорее это процесс, в котором консультант частично испытывает чувства клиента, одновременно сохраняя необходимую отстранен­ность. Во-вторых, эмпатия является когнитивным процессом, в котором консультант внимательно анализирует то, с чем столкнулся в субъективном мире клиента, и передает смысл содержания клиенту. В-третьих, как отмечает С. Rogers (1975), важна передача эмпатии клиенту.

Эмпатическое понимание можно показать клиенту самы­ми разными способами — молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией, рассказывая ка­кую-нибудь историю, точной метафорой и т.п.

В последние годы (обзор Наckley (1978); цит. по:Gelso, Fretz, 1992) наблюдается тенденция сводить субъективный опыт эмпатии, который консультант может выражать раз­личными способами, к умелому общению. Делается попытка сузить то, что Rogers понимал как «способ существования», до навыка, поддающегося тренировке. Эта тенденция прояв­ляется также в приравнивании эмпатии к одной из техник психологического консультирования — отражению чувств (консультант перефразирует и отражает чувства клиента, чтобы помочь ему в их выражении). Хотя отражение облегча­ет передачу эмпатического понимания, но сложный и мно­гоступенчатый процесс эмпатии отнюдь не исчерпывается частной техникой.

Читайте также:  9 дпп кто что чувствует

Поскольку эмпатия не является простым навыком, неяс­ным остается вопрос обучения. Уникальная способность консультанта к эмпатии состоит в своеобразном видении клиента — умении вникнуть в его невербальное поведение и чувства, сказанное об этих чувствах и на основании интуи­ции понять, что клиент говорит откровенно и о чем умалчи­вает и т.д.

Источник

Эмпатия в психологии: что это простыми словами (4 фото)

Эмпатия – это одна из самых полезных способностей в современном мире. Она помогает и в личной жизни, и в общении с друзьями, и даже в работе. Действительно, этот навык помогает понимать эмоции и переживания других людей по жестам, мимике, движениям глаз, смене интонации и прочим едва заметным мелочам. Сегодня мы подробно разберёмся с тем, что такое эмпатия, какой она бывает, какие преимущества даёт и как можно развить в себе эту способность.

Что такое эмпатия?

Эмпатия — это способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, осознавать степень его переживаний.

Эмпатия является ключевым элементом эмоционального интеллекта, она полезна в общении и помогает находить общий язык с разными людьми. При этом у неё есть и отрицательная сторона – порой её сложно контролировать. Те, у кого хорошо развита данная способность, сильнее сопереживают людям, попавшим в беду. А чрезмерное сочувствие может доставлять неудобства.

Несмотря на некоторые «побочные эффекты», эмпатия считается ценным талантом, помогающим человеку в жизни. Людей, способных сопереживать, всегда ценят как друзей, им доверяют и в целом относятся к ним лучше. Умение чувствовать эмоции и делиться ими необходимо и для того, чтобы построить романтические отношения и создать крепкую семью.

Эмпатия присутствует у каждого из нас с рождения. Маленький ребёнок, ещё не научившись говорить, уже тонко чувствует, когда его мама чем-то расстроена или обрадована. По мере взросления мы учимся понимать слова и говорить, а вот способность чувствовать чужие эмоции постепенно ослабевает. Отчасти это объясняется защитным механизмом нашей психики: каждый человек со временем «черствеет», чтобы проще справляться с негативными переживаниями. Параллельно с этим притупляется и эмпатия.

Слово «эмпатия» начал использовать в своих работах Эдвард Титченер в конце 19 века. В психологии и смежных науках есть разные трактовки данного термина. Так Зигмунд Фрейд утверждал, что психотерапевт, чтобы понять психическое состояние пациента, ставит себя на его место и анализирует собственные чувства. В этом он видел одно из проявлений эмпатии. Современные психологи также считают, что этот навык является одним из важнейших в их профессии.

Уровни эмпатии

Сила эмпатии у разных людей может варьироваться в широких пределах. Чтобы упростить классификацию, в психологии выделяют четыре уровня эмпатии:

1. Низкий. Людей, у которых уровень эмпатии очень низок, называют антиэмпатами. Они практически полностью лишены способности к сопереживанию, поэтому им сложно посмотреть на ситуацию чужими глазами. Обычно таких людей сторонятся, считая их холодными и черствыми. Но они сами и являются первоочередными жертвами собственной антиэмпатии. Им гораздо сложнее вливаться в коллектив, находить друзей и строить романтические отношения.

Не следует путать антиэмпатов с социопатами. И те, и другие практически полностью лишены способности к сопереживанию. Но в отличие от социопатов, антиэмпаты умеют отличать добро от зла. Все их проблемы ограничиваются неспособностью понимать других людей, находить общий язык и сближаться с ними.

2. Нормальный. Это самый обычный уровень эмпатии, свойственный большинству людей. Среднестатистический человек хорошо понимает чужие эмоции, но относится к ним равнодушно. Сочувствие он обычно проявляет только по отношению к друзьям и членам семьи, причём по-настоящему искренним это сочувствие бывает, только когда речь идёт о действительно близком человеке.

Читайте также:  Хорошего тебе настроения ирина

3. Высокий. Высокий уровень эмпатии подразумевает не только понимание чужих эмоций, но и сопереживание. Человек с высоким уровнем эмпатии обычно сочувствует сильнее и искреннее, но реже высказывает сочувствие вслух, поскольку старается быть деликатнее. Такие люди быстро сближаются с новыми знакомыми, им проще заводить друзей и строить романтические отношения, поскольку они без лишних слов видят, кому симпатичны.

Эмпаты (люди с высоким уровнем эмпатии) обычно хорошо ладят с окружающими. Но сами они часто бывают недовольны, когда другие люди непроизвольно игнорируют их чувства. Подобная «черствость», особенно со стороны самых близких, иногда выводит их из себя.

4. Повышенный. Этот уровень эмпатии можно считать болезненным. Человек настолько сильно проникается чужими переживаниями, что порой не способен отличить их от собственных. Это создаёт ему серьёзные проблемы. Он испытывает дискомфорт, подавленность, необоснованное чувство вины и даже физическое недомогание. В психологии это называется «аффективной эмпатией». Если человек наделён такой сильной эмпатией, но при этом способен контролировать её, она может помочь во многих профессиях (например в психологии или некоторых видах торговли).

Виды эмпатии

В психологии выделяют три формы эмпатии:

  1. Эмоциональная. Человек буквально проецирует на себя чужие чувства, полностью перенимает эмоциональное состояние. Он может наравне с другим человеком испытывать его радость, тоску или разочарование. Благодаря зеркальным нейронам эти чувства для него неотличимы от собственных, хотя в большинстве случаев менее интенсивны. Обычно такие эмпаты болезненно воспринимают новостные сюжеты о катастрофах и бедствиях, поскольку на них сваливается огромный груз сострадания к незнакомым людям.
  2. Когнитивная (рациональная). У этой формы эмпатии несколько иная природа. Прежде чем начать сочувствовать, человек рационально оценивает ситуацию. Обычно анализу подвергается сама ситуация, поведение другого человека, его мимика, жесты и прочие аспекты поведения. Когнитивная эмпатия полезна в деловых отношениях, поскольку позволяет достаточно точно понимать чувства собеседника, не растрачивая при этом эмоциональную энергию.
  3. Предикативная (интуитивная). Данная форма эмпатии позволяет предсказать чувства и переживания другого человека в конкретных обстоятельствах. Обычно люди с данной формой эмпатии очень тактичны, они тщательно продумывают и взвешивают каждый шаг. Планируя какое-то важное дело (например, свидание), интуитивный эмпат на первое место ставит эмоции своего партнера и продумывает каждую деталь, оценивая предполагаемую реакцию.

Все три формы эмпатии могут быть развиты в разной степени. У одних людей они все развиты достаточно хорошо, у других отчетливо выделяется какая-то одна. И только когда ни одна из форм эмпатии не проявляется достаточно сильно, говорят, что человек – антиэмпат.

Плюсы и минусы эмпатии

Эмпатия – это ценная способность, необходимая во всех сферах жизни. Она помогает нам лучше понимать деловых партнеров и клиентов, находить друзей, строить романтические отношения и создавать крепкие семьи. Однако есть у неё и недостатки, которые также следует учитывать. Чтобы тщательно взвесить плюсы и минусы эмпатии, рассмотрим их подробнее.

  • успешность в любых формах отношений с другими людьми;
  • способность к сочувствию и эмоциональной поддержке;
  • умение быстро выявлять ложь и мошенничество;
  • умение хорошо ладить с окружающими и избегать конфликтов;
  • успешность в карьере и деловых отношениях.
  • болезненное переживание чужих неудач;
  • повышенная тревожность;
  • вспыльчивость, негативная реакция на черствость близких;
  • быстрое эмоциональное выгорание;
  • высокая вероятность психических расстройств.

Как видите, все минусы эмпатии связаны с ситуациями, когда она выходит из-под контроля. Если человек перестаёт её контролировать, он начинает страдать из-за чужих эмоций и накапливать в себе негатив. Результатом может стать эмоциональная нестабильность, вспыльчивость и даже расстройства психики. Те же, кто способен контролировать свою эмпатию, обычно получают существенные преимущества от данной способности.

Как развить эмпатию?

Основательно разобравшись в том, что такое эмпатия, можно заключить, что это очень полезный навык. Её действительно стоит развивать ради того, чтобы улучшить свои отношения с окружающими. Существует несколько универсальных советов, которые помогут развить эмпатию любому человеку, даже если от природы у него эта способность практически отсутствует.

1. Расширяйте круг общения

С годами нам становится сложнее пускать в свою жизнь новых людей, особенно если они сильно отличаются от нас. Нужно бороться с этой консервативностью и чаще взаимодействовать с людьми не из своего круга общения. Вас пугают многочисленные татуировки, пирсинг, необычные прически и странная одежда? Попробуйте пообщаться с таким человеком, и вполне вероятно, что вы избавитесь от части предубеждений, а вместе с тем повысится и ваш уровень эмпатии. Общайтесь с «другими» людьми и учитесь смотреть на мир их глазами. Это очень мощное упражнение, которое научит вас лучше понимать чужие мотивы, цели и эмоции.

Читайте также:  Прикольные открытки подругам с лучшим настроением

2. Учитесь слушать

Умение слушать – один из главных навыков эмпатов, ведь они замечают, как меняется настроение людей, когда им позволяют выговориться. Учитесь слушать и заставляйте себя делать это постоянно. Каждый раз при общении обращайте внимание на то, слушаете ли вы собеседника или просто стремитесь побольше рассказать от себя, не особо вслушиваясь в его реплики. Умение слушать – важная составляющая умения сочувствовать.

Чтобы стать хорошим собеседником, выполняйте пять несложных упражнений:

  1. Сосредотачивайтесь на теме разговора. Во время общения мы часто «витаем в облаках», думая о работе или семейных проблемах. Старайтесь избегать этого, вникая в тему, о которой говорите. Слушайте собеседника и отвечайте вдумчиво.
  2. Не перебивайте. Всегда давайте собеседнику завершить фразу, даже если вам кажется, что вы уже уловили его мысль и готовы отвечать.
  3. Периодически подытоживайте сказанное. Когда собеседник завершает мысль, перефразируйте её кратко и уточните, всё ли вы правильно поняли. Это разовьёт в вас привычку слушать более внимательно, детально анализирую смысл сказанного. Собеседнику же будет приятно, что вы внимательно слушаете и придаёте значение его словам.
  4. Задавайте уточняющие вопросы. Это упражнение, как и предыдущее, научит вас внимательнее слушать собеседника, а ему покажет, что вам интересны его мысли.
  5. Делайте паузы. Не нужно начинать говорить сразу после того, как договорит собеседник. Пауза в одну-две секунды позволит вам лучше сформулировать мысль, а собеседник сможет добавить что-то к сказанному, не перебивая вас. Кроме того, людей, выдерживающих подобные паузы, обычно считают очень адекватными и рассудительными.

Активное слушание – это не только отличное упражнение для развития эмпатии, но и ценный социальный навык. У каждого собеседника после общения с вами будет сохраняться положительное впечатление, ведь все люди очень любят, когда их внимательно выслушивают.

3. Читайте художественные произведения

Даже прекрасно осознавая, что персонажи романа вымышлены, мы всё равно сочувствуем им. При этом большинство художественных произведений пишется так, чтобы акцентировать внимание читателя на переживаниях главных героев. Авторы стремятся максимально передать эмоции персонажа, показать его развитие с учетом пережитого опыта. Благодаря этому эмпатия может пробудиться даже у человека, который в обычной жизни лишён данной способности. Существуют исследования, показывающие, что классическая художественная литература гораздо лучше развивает эмпатию, чем современная беллетристика.

4. Общайтесь в стрессовых ситуациях

Известно, что стрессовые ситуации способствуют быстрому и сильному эмоциональному сближению людей (учитывайте это, планируя следующее свидание). В связи с этим и эмпатия в состоянии стресса проявляется гораздо сильнее. Разумеется, под стрессом подразумевается любая волнующая ситуация, провоцирующая выброс адреналина. Активные игры, спортивные состязания, даже обычные видеоигры, если в них достаточно азарта, делают людей более открытыми в эмоциональном плане. И это отличная возможность для тренировки эмпатии.

Заключение

Дорогие друзья, вот мы с Вами и узнали, что такое эмпатия. Давайте подведем краткий итог. Эмпатия – это способность чувствовать чужие эмоции и разделять их. Настоящие эмпаты не просто различают чужие эмоции, они буквально погружаются в эмоциональное состояние другого человека. Иногда эмоциональная связь может быть излишне сильной и даже мучительной для эмпата. Но в большинстве случаев эмпатия является очень ценным навыком, который помогает устраивать личную жизнь, находить друзей и даже продвигаться по карьерной лестнице. Поэтому эмпатию необходимо развивать. А сделать это помогут несложные упражнения, которые мы сегодня рассмотрели – обязательно запомните их или запишите.

Источник

Оцените статью