Эмоция как устойчивая личностная черта
У каждой личности структуры эмоциональной сферы являются индивидуальными. Индивидуально-личностное проявление эмоций у каждого конкретного человека обозначается понятием «эмоциональность личности».
Определение. Эмоциональность личности — качество личности, характеризующее содержание, качества и динамику её эмоций и чувств.
Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности: направленностью личности, мотивацией, ценностными и мировоззренческими ориентациями.
Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят выражение в знаке и модальности доминирующей эмоции. У конкретных личностей могут доминировать либо положительные, либо отрицательные эмоции. В структуре эмоциональности могут преобладать одна или несколько эмоций одновременно. Если преобладает эмоция радости, то такие люди, как правило, жизнерадостны, отзывчивы на любое приятное возбуждение, спокойно относятся к отрицательным явлениям, оптимистичны. Если же господствует эмоция страха, то человека характеризуют подавленность, замкнутость, тревожность, нервозность, напряженное беспокойство, низкий эмоциональный фон. В случае господства эмоции гнева человек характеризуется агрессивностью, раздражительностью, возбудимостью.
К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения. Среди динамических свойств эмоциональности можно выделить, по крайней мере, три следующие черты :
1. Впечатлительность — способность человека воспринимать различные ситуации как эмоциональные. Одни и те же события одного человека оставляют равнодушным, другого слегка возбудят, а у третьего вызовут сильные переживания.
2. Эмоциональная устойчивость — качество личности, которое характеризует скорость перехода от одного эмоционального состояния к другому, тесно связано с темпераментальными особенностями личности.
3. Эмотивность — черта личности, характеризующая силу эмоциональных реакций, присущих человеку.
Нельзя ответить однозначно на вопрос о том, развивается эмоциональная сфера человека в течение жизни или нет. Существует несколько точек зрения.
1. Согласно первой точке зрения, эмоции — это врожденные характеристики организма , поскольку они связаны с его функционированием, нервными, гуморальными и экспрессивными процессами.
2. Другая точка зрения выражает противоположное мнение о том, что эмоциональная сфера человека , как и все психические процессы, развивается .
3. Современные исследования показывают, что эти точки зрения совместимы друг с другом . Элементарные эмоции как субъективные проявления органических состояний действительно врожденные и в течение жизни человека изменяются мало. Однако уже в отношении высших эмоций и чувств это утверждение неверно.
Развитие высших эмоций и чувств происходит по мере социализации и становления личности в нескольких направлениях :
Во-первых, в направлении, связанном со включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей.
Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля чувств со стороны личности.
В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т. д.
Источник
Эмоциональность как черта личности
Эмоциональность характеризуется чувствительностью к эмоциогенньш ситуациям. В принципе она может быть слабой или сильной, но об эмоциональности обычно говорят, имея в виду людей с более сильными и более частыми эмоциональными реакциями, чем это в среднем свойственно человеку. Эмоциональность употребляется как синоним гиперэмоциональиости.
Великие авторы прошлого, еще до научного исследования этого вопроса, пытались выявить на основе наблюдений главные черты человеческой личности и, как правило, считали одной из таких черт эмоциональность.
Уже Гиппократ особо выделял холерический темперамент среди четырех основных темпераментов. В новое время Рибо (1895) отличал сензитивных от активных и апатичных. Малапер ( 1897) считал эмоциональных особым типом категории чувствительности, к которой он относил также апатичных, сензитивных и страстных. Дельма и Болл (1922) рассматривали эмоциональность как один из пяти основных факторов личности. Бюрлу (1942) отличал возбудимый тип от флегматичного и депрессивного.
Однако, как я уже говорил, лишь Хейманс и Вирсма (1908 и 1909) в работе, основанной на большом анкетном материале, выделили три главных фактора личности: эмоциональность, активность и реактивность. Определение эмоциональности дается в 9-ом пункте их вопросника: «Эмоционален (принимает ли пустяки близко к сердцу; восторгается или плачет по незначительному поводу) или неэмоционален (менее чувствителен, чем другие; хладно- кровен») ?
Гоше и Ламбер (1959) проанализировали вопросник Г. Бер- же, составленный на основе исследования Хейманса и Вирсмы. Основываясь на матрице интеркорреляций для 9 вопросов, касающихся эмоциональности, они нашли лишь один общий фактор; наиболее насыщенным этим фактором был первый вопрос.
Однако работа Гоше и Ламбера показала также, что три основных свойства: эмоциональность, активность и вторичность, выявленные вопросником Г. Берже, не являются независимыми. Эмоциональность и вторичность независимы, однако между эмоциональностью и активностью существует отрицательная связь. Однако эти результаты были .получены при применении достаточно неопределенного вопросника, в которое вопросы в значительной мере перекрывали друг друга и в котором были недостаточно дифференцированы понятия эффективности и эмо- циональности.
Компоненты эмоциональности
Мы уже говорили о трудностях измерения эмоциональных реакций. Тем не менее некоторые авторы подвергли результаты широких исследований факторному анализу.
Фримен и Катцов (1942) получили 30 показателей в нескольких травмирующих ситуациях. 10 из них представляют собой измерения физиологической активности (увеличение проводимости кожи (КГР) и продолжительность возвращения к состоянию покоя), 11 являются измерениями мышечной активности (испытуемого помещали па пневматический матрац, что позволяло регистрировать его движения) и 9 — оценки, основанные на вопросниках (невротизм, тревожность, самоконтроль, висцеральные нарушения).
С помощью факторного анализа, проведенного лишь для 24 испытуемых и основанного на ранговых корреляциях, удалось выделить 3 фактора. Первый, названный «эмоциональный контроль», соответствует быстрому возвращению к состоянию покоя и незначительному увеличению двигательной активности во время опытов. Второй, обозначенный как «arousal», или возбудимость, имеет сильную корреляцию с 4 измерениями увеличения проводимости кожи в эмоциогенных ситуациях. Наконец, третий фактор соответствует ответам на вопросник и может быть обозначен как «самооценка эмоциональности».
Берт (1950), первые работы которого по этой проблеме от- носятся к 1915 г., основывался преимущественно на результатах интервью, длительных наблюдений и наблюдений а стан- дартных ситуациях. Применяя свой собственный метод факторного анализа, он неоднократно обнаруживал:
а) общий фактор эмоциональности, составляющий 40 или 50% общей дисперсии;
б) биполярный фактор, подразделяющий эмоциональные реакции в соответствии с делением на стеников—астеников, или экстравертов—интровертов, или агрессивных—заторможенных. Этот фактор составляет около 13% дисперсии;
в) второй — менее значимый — биполярный фактор, отличающий эйфорические реакции от дисфорических.
Общий фактор имеет больший вес у детей, чем у взрослых. Первый биполярный фактор достаточно хорошо коррелирует с противопоставлением, которое проводит Шелдон (1951) между выражением эмоций у висцеротоников и церебротоников. Упервых эмоции носят непосредственный и мало контролируемый характер, тогда как вторые «сдержанны» и не поддаются своим эмоциям, это люди с «каменным сердцем».
Кеттел (1956), сопоставив многочисленные факторные анализы личности, установил, что некоторые факторы являются сходными, и среди них фактор С. Этот фактор С он снова обна- ружил прежде всего в анализах, основанных на оценках поведения в реальных ситуациях.
Речь идет о биполярном противопоставлении аффективно устойчивого характера общей невротической эмоциональности. Ниже приводятся их основные признаки.
Не проявляющий невротических симитомов
Не проявляющий ипохондрических черт
Устойчивый, владеет собой
Спокойный, терпеливый и т. д.
Неудовлетворенный, эмоциональный Проявляющий различные мезротические симптомы Ипохондрический, часто жалуется
Возбудимый, нетерпеливый и т. д.
Фактор С обнаруживается также при анализе ответов на вопросники, ему соответствуют склонность к интроспекции, аффективная устойчивость и зрелость в противоположность общей эмоциональности. Вот несколько вопросов, отобранных с этой точки зрения:
Огорчают ли вас больше, чем они того заслуживают, отсутствие хоро- ших манер у других или их безнравственные поступки?
Часто ли вы испытываете тревогу и напряженность по незначитель- ному поводу?
Стремитесь ли вы придерживаться в разговоре какой-либо одной темы и трудно ли вам следить за мыслью людей, которые перескакивают с одной темы на другую? (Ответ «да» соответствует устойчивости.)
Сильно ли волнуют вас ситуации, связанные с эмоциональными пережи- ваниями, и стараетесь ли вы избегать их? (Ответ «нет» соответствует устой- чивости.)
Хотя сходный фактор обнаруживается, следовательно, как при объективных наблюдениях, так и при ответах на вопросник, отражающих самооценку испытуемого, Кэттел замечает, что корреляция между этими двумя типами данных невелика, и он считает, что еще не найдены правильные вопросы, которые выявляли бы этот фактор аффективной устойчивости. Можно так-же думать, что между поведением испытуемого и оценкой им своего поведения наблюдается некоторое расхождение.
Таким образом, авторы этих работ единодушны в одном: существует совокупность связанных друг с другом поведенческих реакций, которые соответствуют чувствительности субъекта к событию, тому, что Мунье (1946) предложил назвать по аналогии со свойствами живой материи психической раздражимостью.
Эмоциональные конституции
Является ли эмоциональность конституциональной или она представляет собой результат одного или нескольких эмоциональных потрясений? Впервые об эмоциональной конституции говорил Дюпре (1925). Исходя из психопатологических наблюдении, он считал, что она характеризуется «определенным нарушением равновесия нервной системы, сопровождающимся диффузным повышением чувствительности и недостаточностью двигательного торможения, как непроизвольного, так и произвольного, вследствие чего реакции организма становятся настолько более сильными, генерализованными и длительными, что он оказывается неспособным адаптироваться к неожиданным обстоятельствам, непредвиденным ситуациям и новой среде».
Действительно ли это конституция, то есть совокупность наследственных соматических данных? Дюпре, Дельма и Болл пришли к этому выводу, основываясь на клинических наблюдениях. Экспериментальные исследования на человеке сложны, тем более что измерение эмоциональности весьма трудно и последняя изменяется с возрастом. Чтобы провести решающие исследования, необходимо изучить в одинаковом возрасте, то есть с разрывом в 20 или 30 лет, родителей и детей в идентичных условиях аналогичными методами.
Леси (1956) предпринял такое исследование и нашел корреляции между нейровегетативными реакциями матерей и детей.
То, что трудно сделать на человеке, осуществлено на животных. Холл (1941) провел важный эксперимент, используя свой тест на эмоциональность. Он часто наблюдал, что у крыс, помещенных в травмирующие ситуации, учащается мочеиспускание и дефекация. Тогда Холл решил поместить крыс в эмоциогенную ситуацию, например в центр ярко освещенного поля. Если мочеиспускание и дефекация являются признаками эмоциональности, то они должны исчезнуть по мере повторения опыта, и тем быстрее, чем менее эмоционально животное. Холл установил, что этот критерий хорошо коррелировал с отказом от пищи, который также рассматривался как явный признак эмоциональности. Он обнаружил также высокие корреляции, применив этот критерий в различных эмоциогенных ситуациях.
Дюпре считал, что такая конституция может быть приобретенной. Холл изучал вопрос о наследственности эмоциональности. Он отобрал из исходной группы эмоциональных крыс (у которых продолжалось усиленное мочеиспускание и дефекация в течение нескольких дней в тестовой ситуации) и неэмоциональных. Скрещивая их внутри групп, он получил следующие результаты по 8 поколениям (цифры указывают число дней, в течение которых у крыс наблюдалось мочеиспускание и дефекация в ходе 12 опытов).
Источник
Эмоции и характер — личность человека
Эмоции и характер.
Темперамент.
Некоторые люди, бывает, часто раздражаются, «психуют», а другого человека – невозможно вывести из себя. Одни легко переносят невзгоды и неудачи, а другие – расстраиваются из-за каждой маленькой мелочи: просыпалась случайно соль – «ой! По приметам, быть ссоре, ой-ёй-ёй!».
Особенно заметно проявление темперамента человека во время принятия решений или исполнения важного дела.
Сидя за письменным столом мне вспоминаются дни моего студенчества. Во время сдачи экзаменов-зачетов профессорам по разным предметам видно было, среди моих товарищей, — кто из них флегматик, покорно несущий «свой крест», терпеливо и не торгуясь с профессорами. «Торговались» и ходили на пересдачу зачетов к профессорам даже на дом только сангвиники: натуры широкие, которым неудача на экзаменах портит аппетит и мешает посещать дискотеки испортив настроение. К флегматикам профессора относились благосклоннее, а сангвиников гоняли на пересдачу не раз и не два до конца года.
Кстати. Все эти названия дали темпераментам по учению Гиппократа, ещё 2 тысячи лет назад он объяснял эти особенности поведения человека преобладанием в организме одного из «жизненных соков».
По Гиппократу – преобладание желтой желчи, «холе», делает человека импульсивным, «горячим». А человек становится спокойным и медлительным из-за наличия большого количества в его организме лимфы – «флегмы». Если же в организме преобладает кровь – по-гречески «сангвис», человек бывает подвижен и весел. Грусть и страх в человеке порождает черная желчь – «мелайна холе».
Вот, по названию четырех «жизненных соков» Гиппократа впоследствии были названы четыре типа темперамента человека: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник.
И так различали многие врачи и философы, вплоть до начала 20-го века поддерживая и разделяя выдвинутую Гиппократом «жидкостную» теорию темперамента.
Принципиально новый взгляд на темперамент высказал Павлов И. П., который с собаками экспериментировал. Он пришел к выводу, что тип темперамента зависит от особенностей функционирования нервной системы, а также от скорости, от силы. Уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в нервной системе.
Согласно теории Павлова: у холерика – сильный тип нервной системы, но основные нервные процессы неуравновешены, возбуждение преобладает над торможением; у флегматика – сильные, уравновешенные, но малоподвижные нервные процессы; сангвиник – сильный, уравновешенный, но в отличие от флегматика подвижный тип; слабый тип нервной системы, со слабыми процессами возбуждения и торможения соответствует – меланхолику.
Темперамент считают из числа личностных качеств, а личность формируется в процессе становления человека, и темперамент можно сформировать. Однако, строго говоря, это и врожденное и неизменное свойство человеческой психики. Темперамент дается с рождения и можно его только чуть подправить воспитанием в ребенке. Темперамент проявляется вскоре после рождения и сохраняется на всю жизнь: если уж медленный человек, таким он и будет, если порывистый, резкий таким «горячим» он и вырастет.
«Хорошего» или «плохого» темперамента не существует, у каждого типа есть свои достоинства и недостатки.
Может кто-то мало знаком с характеристиками:
Холерики – это вспыльчивые люди, раздражительные, невыдержанные, зато они могут страстно отдаваться какому-нибудь делу. Быстро мобилизоваться для решения проблемы и работу свою они стараются выполнить быстро. Им не занимать смелости и решимости.
Флегматики – невозмутимые люди. Медлительные, и им трудно быстро принимать решения. Многолюдные сборища их утомляют. Они терпеть не могут делать что-либо впопыхах. Зато – люди с этим типом темперамента обладают большой работоспособностью, умеют они рассчитывать свои силы, всегда выполняют работу до конца и не теряют голову в трудных ситуациях.
Сангвиники – это весельчаки, шутники, «легкие» люди. Они активно начинают противостоять трудностям, но не всегда выдерживают все до конца. Им свойственно приспосабливаться к меняющимся условиям. Однако сангвиники не способны к кропотливой длительной работе – они быстро увлекаются и быстро теряют интерес.
Меланхоликам свойственно глубоко переживать неприятности, всякую смену обстановки. Они легко впадают в уныние, и испытывают трудности в общении. Эти люди нерешительны, подвержены страхам и панике. Но высокая чувствительность, как раз позволяет им тоньше воспринимать окружающую действительность, предсказывать даже беды и события. Среди меланхоликов бывает много творческих людей – поэтов, художников, музыкантов.
Люди все – неоднозначны настолько, чтобы представлять один и тот же вид психотипа. В чистом виде темпераменты встречаются крайне редко. Большинство людей в разных ситуациях обнаруживают черты разных типов темперамента.
А примеры «чистых» темпераментов можно встретить в литературе: как Пьеро в известной сказке – это типичный меланхолик, Буратино – сангвиник, Карабас-Барабас – холерик, Тортилла – флегматик. И Дюма в своем романе «Три мушкетера» описал все четыре типа темперамента на примере главных героев. У него – вспыльчивый Д’Артаньян – холерик, спокойный Арамис – флегматик, весёлый Портос – сангвиник, а неулыбчивый Атос – меланхолик.
Эмоции и характер.
Утром готовит завтрак: пару яиц с колбасой решает пожарить на сковородке, краснощекий, красноносый, в полосатой пижаме, торопливый холерик. Он проспал, как обычно, и спешит и нервничает, что медленно жарится, — уже и посолил лишний раз, надеясь, что от этого будет быстрее. В нетерпении и метании: он ещё зубы чистит, в беготне из ванной на кухню, он хватает сковородку с нагретой железной ручкой без тряпки, голой рукой и сковородка выпадает у него из руки на пол. Холерик психует и убегает на работу так и не позавтракав, оставив на полу полужареную яичницу с колбасой и так и не убравшись. Для него есть Макдональдс и прочие похожие пункты быстрой еды.
Флегматичный спокойный человек спокойно пошёл в ванную чистить зубы и умываться, пока его завтрак, та же яичница с колбасой на сковородке не пригорела. Но ему – ничего, будто так уж случится должно было: что ж поделать. Он вывалил подгоревший завтрак в мусорное ведро и поставив сковороду обратно на плиту, начал готовить вновь, разбивая яички прямо над сковородкой. Спокойно пожарив. Спокойно позавтракав. Спокойно поехал он на работу.
Сангвиник никуда не спешил, он весело переворачивал яичницу, не отходя от плиты и с улыбкой поел в хорошем расположении духа. С юморком простившись с женой, вставшей позже него, и напевая песенку бегом сбежал по лестницам на улицу минуя лифт: пешком надо больше ходить – здоровый образ жизни вести.
Наш меланхолик пока возился в ванной и найдя затем на кухне подгоревший завтрак, сильно расстроился, чуть не заплакал. У него заболела голова, а померив давление, которое поднялось, он тут же слег в постель и уже собирался вызывать скорую помощь.
Темперамент дан человеку от природы. Эмоции и выражения – общие для всех людей также заложены в нашей внутренней природе организма.
Эмоции – это субъективные реакции, это переживания. Отражающие приятые и неприятные ощущения. Это реакции выражающие отношения человека к явлениям, процессу и результату своей деятельности, и реакция отношения к людям. Вот тут, одна из основных функций эмоций – дать нам возможность понимать друг друга, даже не пользуясь речью.
Люди на всех континентах одинаково выражают радость и горе. Европейцы, открывавшие новые земли, не знали языка туземцев, местных племён, но находили общий язык с дикарями благодаря одинаковому способу выражения эмоций: видно было, как рады туземцы цветным бусам и яркой тряпочке-платочку, и туземцы видели, что европейцы рады меховым шкуркам животных и золотым изделиям, — происходил обмен.
Более того, эмоции животных нам тоже бывают легко понятны. Про обезьян и говорить не стоит, все знают, что они подражают человеку. Также злятся, также радуются. Но мы понимаем и эмоциональный язык домашних животных: рычание собаки выражает агрессию; поджатый хвост – вину, страх; виляние хвостом – радость.
Как нам служат эмоции? Они призваны снимать избыток эмоционального перевозбуждения, превращая его в слёзы (в горе), в покраснение или побледнение кожи (в гневе) и так далее. Вот в этом состоит регулирующая функция эмоций. Одновременно эмоции исполняют сигнальную функцию, оповещая о состоянии человека: так, например, выспавшийся отдохнувший человек весел и бодр, а недоспавший бывает раздражителен.
Эмоции бывают возбуждающими, то есть повышающими жизнедеятельность организма: это и радость, и гнев, в том числе. Но бывают эмоции угнетающие – подавляющие жизненные процессы: это печаль, страх.
Положительные эмоции побуждают человека к бурной деятельности. Отрицательные – вызывают действия, направленные на устранение вредного влияния окружающей среды. Из эмоций складывается настроение и чувства человека.
Считается, что фундаментальных эмоций всего 10:
Радость, удивление, интерес-волнение, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, и вина.
Фундаментальные эмоции – как музыкальные ноты, из которых рождаются мелодии производные длительного состояния человека.
Так, например – тревожность – это производная эмоция, сочетающая из фундаментальных: страха, гнева, вины, интереса-волнения.
Различают несколько типов эмоциональных состояний, потому что сами эмоции – радость, гнев, удивление, — кратковременны и возникают под воздействием обстоятельств. А Настроение – это длительное состояние общего эмоционального фона, и оно влияет на поведение и переживания человека.
Вот и Чувство – это тоже устойчивое эмоциональное отношение человека к другим людям и к явлениям окружающего мира. Чувства более связаны с сознанием и могут развиваться и совершенствоваться, но чувства рождаются из эмоций, включают в себя эмоции. Например, всем известное и первейшее чувство любви может быть представлено и радостью и гневом, отчаянием и ревностью, страданием и волнением.
С чувствами немного сложнее: различают чувства нравственные – чувство долга, честь; эстетические – чувство прекрасного, вкус; и интеллектуальные чувства – жажда познания, любознательность.
Эмоции проявляются по-разному и приводят к различным состояниям человека. Иногда в результате какого-то действия или в неожиданных обстоятельствах человек впадает в особое эмоциональное состояние – Аффект. К аффектам относятся бесконтрольные вспышки ярости, сильное отчаяние или оцепенение. Сила эмоций может быть так велика. Что человек теряет сознание и даже впадает в кому.
Нужно сказать и о Страсти, которая тоже производная эмоций.
Страсть – это сложное эмоциональное состояние. Направляющее все действия человека в сторону объекта его страсти. Страсть заставляет человека любыми средствами достигать поставленной цели. Страсть может носить созидательный характер – тогда она ведет к новым открытиям, к созданию великих произведений искусства. Разрушительный характер носит страсть к деньгам или неразделенная страсть к другому человеку – тогда она подавляет её носителя и разрушает его личность.
Характер.
А что такое личность(?), тут же зададимся вопросом. Личность человека видна из его характера. На бытовом уровне каждый хорошо понимает значение слова «характер». Однако психологический термин характер имеет свою специфику. Прежде всего нужно отделить понятие «характер» от понятия «темперамент».
Темперамент – качество врожденное, а характер формируется, начиная с раннего детства. Темперамент определяет реакции человека на других людей и обстоятельства; характер же определяет поступки человека относительно других людей. Так, например, холерический темперамент вызывает бурную реакцию на действия обидчика, сдержанный характер не дает выплеснуться эмоциям и довести дело до драки. Характер связан с сознанием, и все личностные черты характера не являются случайными. В этом примере задействованы эмоции, темперамент и характер. И все эти свойства присущи Личности человека.
Личность, тем самым, кроме характера включает в себя ещё и волевые качества, способности человека, его мотивацию и эмоции, а также жизненные установки, которые к характеру почти не имеют отношения.
Характер не всегда отражает личность. Выдающиеся люди часто обладали «дурным» характером, что не мешало им достичь высоких результатов в своей области деятельности. Для истории характер человека значения не имеет, важен масштаб его личности. А вот для окружающих в первую очередь имеет значение характер близкого им человека. Черты характера, связанные с упорством в достижении цели, сближаются с волевыми качествами личности. Есть свойства характера, отвечающие за способы эмоционального реагирования, сближающего характер с эмоциями. Накопление жизненного опыта, формирование убеждений, взглядов также оказывает влияние на становление характера и на его изменение. Характер может меняться.
И всё же, характер – это сочетание устойчивых черт, проявляющихся в отношениях человека к самому себе, к окружающим людям, к выполняемой работе и к жизненным обстоятельствам.
Существует в психологии, в науке, понятие многообразия характеров.
Несамостоятельных людей, подверженных чужому влиянию, людей безвольных, не умеющих ставить перед собой и достигать конкретных целей, часто называют бесхарактерными. Однако характер есть у каждого человека, и «бесхарактерность» — это тоже характер.
Психологи не раз пытались разделить человеческие характеры на основные типы, систематизировать их. Наиболее известна теория характера немецкого психолога Э. Кречмера.
Обобщив наблюдения ученых антропологов и психологов, Кречмер выявил связь между характером и конституцией (телосложением) человека. Он описал 3 типа телосложения и соответствующие им 3 типа характера.
1) Худых, тонкокостных людей с длинными руками и ногами, с плоской грудной клеткой, слабой мускулатурой и удлиненным лицом Кречмер назвал – астениками (от греческого – слабый). Тип характера, соответствующий астенику, — шизотимический.
Шизотимики – это люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. Они высокого мнения о себе, стараются ни в чём не походить на остальных, поэтому обычно сдержанны. И тут Кречмер разделил шизотимиков ещё на 6 подтипов, дав им характерные названия: 1эгоисты; 2холодные властные натуры; 3 идеалисты мечтатели; 4 тонко чувствующие натуры; 5 «сухари» и 6 безвольные.
2) Второй тип характеров – атлетики, к которым относятся люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой.
Женщины-атлетики несколько мужеподобны и в отличие от мужчин склонны к ожирению. Атлетикам соответствует «иксотимический» тип характера. Иксотимики – спокойны, невпечатлительны, практичны, властны, сдержаны в жестах и мимике, обладают не очень гибким мышлением.
3) Люди среднего роста, полноватые или склонные к полноте, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами – относятся к «пикникам» (от греческого пикнос – плотный, толстый). Пикникам присущ циклотимический тип характера. Циклотимики – общительны, контактны. Они слишком веселы и радостны, либо печальны – но всегда эмоциональны.
Очень сложная классификация характеров служит медицинской науке для лечения болезней: шизофрении, эпилепсии и прочих. На самом деле и характеры людей смешаны, нет однозначно-типичных характеров.
По уровню проявления черт характера – они делятся на средние, выраженные, и на характеры, выходящие за рамки нормы – психопатические. У людей с выраженными характерами те или иные черты характера усилены, утрированы. Например, бережливость превращается в паталогическую скупость, упорство – в ослиное упрямство, смелость – в безрассудство. У некоторых акцентированные черты скрыты и почти не видны окружающим, от их проявлений страдает сам их носитель. У других эти черты характера ярко выражаются, и тогда характер граничит с психопатией.
Вывод: Человек настолько сложно устроенное существо, что всего понять не удастся и не удается пока никакой науке.
Личность – это и характер, в который входят и темперамент, и эмоции.
Но продолжаем изучать себя. Ибо по присказке древних: познай себя и ты познаешь мир, Вселенную!
Конец.
Источник