Эмоция как мотив потребности

Потребности и чувства как мотив деятельности

Полное равенство в обществе установить сложно. Во-первых, все люди разные по своим потребностям и возможностям. Во-вторых, сами люди зачастую не хотят быть равными.

Они стремятся получить признание со стороны общества, выделиться, получить превосходство, увеличить свои доходы, благосостояние и обеспечить будущее своё и своих детей.
Существует экономическое (имущественное) и юридическое равенство членов того или иного общества. Последнее означает равные права и свободы, равенство перед законом, равенство стартовых условий к социальным лифтам для перемещения из одного слоя общественной иерархии в другой и т. п.

Но имущественное состояние будет разное и будет зависеть от квалификации, активности в работе и жизни, от сообразительности, предприимчивости, удачи и др. факторов. Здесь не надо искусственно уравнивать доходы. Другое дело – установление повышенных налогов на высокие и очень высокие доходы. Такая мера позволит оказывать материальную и социальную помощь инвалидам, многодетным, больным и иным нуждающимся. Необходимо тщательно изучать факторы и закономерности
развития человека и общества.

Жизнь в живой природе, в том числе животных, регулируется законами борьбы за существование, за выживание. Действительно, их инстинктивное стремление сводится к сохранению собственной жизни и обеспечению безопасности и благополучия, а также к её продолжению и выживанию потомства.
Если мы рассмотрим жизнь человеческого общества на протяжении длительной истории, то увидим те же самые стремления.

Так, человеку и сообществам людей (от семьи, артели, бригады до коллектива организации, корпорации, государства и союза государств) свойственно стремление потреблять, лидировать, доминировать, преобладать и т. д. Это реализуется в поступках (действие или бездействие) отдельных физических и юридических лиц (субъектов), возглавляемых также людьми. Поступки обусловлены сочетанием и развитием потребностей, функций чувств, разума, воли и т д. Сами функции определяются как особенностями каждого человека, так и воздействием извне
(среда, потоки информации и т. п.)

Потребности людей проявляются через чувства. Чувства отражают отношение человека к реальным или абстрактным объектам, оценку объектов. Они отличаются от аффектов, эмоций, настроений. Чувства обусловлены внутренней регуляцией деятельности человека и выражают смысл, значение для процесса собственной жизнедеятельности. Они осознаются как субъективное переживание, бессознательная оценка объекта и формируются при общении, взаимодействии с объектом. Общение может иметь как положительные, так и отрицательные элементы. Поэтому чувства имеют противоречивый или амбивалентный характер. Кроме того, они имеют различный уровень
конкретности: от непосредственного отношения к данному объекту до отношений к социальным ценностям и идеалам вообще.

В своей основе они имеют биологическую природу, но очень зависят от социальных институтов, обрядов и традиций социальных актов. Они – результат общения и воспитания, жизни в социуме вообще. Чувства тесно связаны с эмоциями, переживаниями, ощущениями, настроениями, аффектами. Например, «я боюсь его» – чувство, а «мне страшно» – эмоция.

Чувство включает две или более эмоций и связь между ними, так называемый алгоритм. Так, чувство зависти состоит из эмоций гнева, обиды и презрения, а в итоге сводится к сравниванию себя с человеком, который достиг больших успехов в
чем-то, и выражается в желании быть на его месте. Но чувства могут проявляться по-разному в зависимости от эмоционального состояния человека. Так, чувство дружбы в одном случае может выражаться радостью, удовлетворением, в другом – досадой, стыдом, раздражением. У каждого человека чувства проявляются по-разному в зависимости от индивидуальных свойств личности и черт характера. Они могут быть разные по силе и интенсивности и соответствующим образом влиять на поведение человека. Чувства могут быть положительными и отрицательными, а также мобилизовать на активную деятельность (любовь или ненависть) или расслаблять человека (страх, презрение). Высшие чувства присущи только людям. В целом
чувства подразделяются на нравственные, интеллектуальные, социальные, эстетические.

Читайте также:  Фсг повысился от стресса

Главным источником чувств и активной деятельности человека являются потребности. Потребность – это внутреннее (субъективное) ощущение, чувство нужды человека в определенных условиях и средствах существования (потребность в еде проявляется через чувство голода, в воде – чувстве жажды и т. п.), а именно в комфортных условиях и нормальной жизнедеятельности. Для удовлетворения потребности используется механизм человеческой активности, направленный на определение цели и
ее достижение.

По объекту потребности подразделяются на биологические, материальные, духовные и социальные. Наиболее древнюю их классификацию дал ещё в Древней Греции Эпикур (IV–III вв. до н. э.). Он подразделял их на:
– естественные желания и необходимые (без них нельзя прожить);
– естественные желания, но не необходимые (отсутствие возможности их удовлетворить не приведёт к смерти человека).

Наиболее удачную и современную классификацию потребностей дал А. Маслоу. В основу классификации положена схожесть потребностей в иерархической последовательности от высших к низшим. Он расположил их в виде таблицы, получившей впоследствии название пирамиды потребностей. А. Маслоу подчеркивал, что не могут появиться высшие потребности (познавательные, эстетические, в саморазвитии и т. п.), пока не удовлетворены базовые (органические). Можно с уверенностью предполагать, что в древнейшие времена, в древнекаменном веке, даже элементарные потребности людей в пище удовлетворялись в значительной мере частично. То есть древние люди вели
зачастую полуголодное существование. Излишки могли появляться только от случая к случаю. Следовательно, избыточного продукта, как правило, не было. В этих условиях распределение могло быть только уравнительное или равнодостаточное. Стало быть, уравнительность и равенство существовали не потому, что это правильно, справедливо, а потому что иначе быть не могло. Люди, община, род не могли вообще жить и выживать при любом другом распределении. Достоверно известно, что еще в IХ–Х веках нашей эры, то есть во времена викингов, на севере Европы существовал инфантоцид и геронтоцид: общины и род не могли всех прокормить и таким жестоким образом избавлялись от лишних ртов.

С появлением производящей экономики (в неолите) население, стало расти колоссальными темпами, что в первую очередь можно объяснить резким ростом объемов пищи. С увеличением добываемой пищи и появлением регулярного избыточного продукта нарождающаяся производительная экономика получила название дарообменной или престижной экономики.

Организацией накоплением и хранением излишков продуктов занимался старейшина или глава рода, а также его помощники. За свой труд все они получали вознаграждение, размер которого со временем увеличивался. Так постепенно появлялись состоятельные люди. Кроме того, имелись в родах и общинах старшие по возрасту мужчины. У них было по несколько жён, которые на них работали. Это тоже создавало возможности им
богатеть. Самоцели разбогатеть тогда, как правило, не было. Если у члена общины появлялось богатство, он обязан был им делиться. Собственность первоначально была коллективная и личная. В коллективной собственности находились земля –
промысловая территория, охотничьи загоны, запруды, а также жилища и огонь. Личная собственность включала топоры, ножи, скребки, одежду, украшения, бытовую утварь и т. п.; в случае смерти она погребалась вместе с умершим или наследовалась близкими родственниками.

Источник

Эмоция как мотив потребности

Литовский психолог В.К. Вилюнас называет первой формой мотивов эмоции человека. Эмоции выражают определенное состояние организма, обусловленное как степенью удовлетворенности актуализированных потребностей, так и воздействием на органы внешних факторов, имеющих положительное или отрицательное значение для удовлетворения этих потребностей. «Функция эмоций, – пишет П.Ершов, – трансформация потребностей в конкретные цели для нахождения возможности практического их удовлетворения» 5 . Эмоция всегда выражает потребность: она как бы непроизвольно «выдает» характер потребности. Эмоция не только зависит от потребности, но и направляет процесс ее конкретизации и трансформации. Обнаруживая потребность, эмоция «окрыляет», вдохновляет человека на ее удовлетворение.

Читайте также:  Реактивное образование как психологический механизм соответствует диспозиции депрессии

Но эмоции задают типично гедонистический вектор мотивации: действия индивида подчиняются максимизации положительных и минимизации отрицательных эмоций. Безраздельное господство эмоций уподобило бы деятельность человека поведению лабораторных крыс с вживленными в их мозговые «центры удовольствия» электродами. Обученные включению тока эти крысы предаются достижению удовольствия до полного истощения сил. Впрочем, «крысоподобное» поведение присуще и людям, в частности алкоголикам и наркоманам – его результатом всегда является не только физическая, но и духовное истощение индивида. В свою очередь, сильная отрицательная эмоция, не будучи подавленной усилием воли в начальном состоянии, может перейти в фазу «вегетативной бури» – состояния ярости, гнева с бурными проявлениями неконтролируемой активности, часто разрушительного и криминального характера.

Человек способен осознавать свои эмоции и контролировать подчиненные им поступки, подвергая их «экспертизе» социально выработанных чувств. Если чувства опосредованы сознанием, то они регулируют поступки человека сообразно нравственным и иным социальным нормам. Выполняя свои социальные функции (например, трудную работу), индивид нередко не только не испытывает удовольствие, но и страдает от мышечного и нервного переутомления, однако он сознательно стремится достичь социально и личностно значимого результата, получая от этого моральное удовлетворение. И наоборот, эмоция удовольствия, достигнутая «неправедным» способом, или обида, причиненная любимому человеку под влиянием настроения, наносит нравственный ущерб личности, вызывает раскаяние, угрызения совести и даже чувство отвращения к самому себе из-за содеянного.

Таким образом, эмоциональные состояния, инициируемые как потребностями, так и ситуацией, далеко не всегда созвучны устойчивым долговременным чувствам, выражающим личностно доминирующие потребности и интересы.

Методы удовлетворения потребности

Потребность и ее структура определяется не только мотивом, то есть вызвавшим и провоцирующим ее фактором, но и условиями, в которых происходит ее формирование и удовлетворение. Мы не рассматриваем сейчас случаи, когда устраняется мотив: нет мотива, значит, нет и потребности. Нас интересует ситуация, когда мотив есть, а потребность формируется и стремиться себя реализовать. Рассмотрим этот процесс на примере удовлетворения потребности человека быть свободным. Это одна из фундаментальных потребностей, которая может испытываться человеком всю жизнь и никогда не реализоваться, или реализоваться лишь частично или в фантазии.

В процессе становления личности на нее воздействуют три силы, которые выражены глаголами – хочу, могу, надо. Появляясь на свет, индивид еще не в состоянии контролировать свои действия, предвидеть результат их. Избыток энергии, безудержное любопытство контролируются взрослыми, а в основе поведения ребенка лежат только инстинкты (хочу). В процессе взросления формируются такие регуляторы, ограничители поведения как страх, разум, мораль. Последний регулятор заставляет считаться с требованиями общества. Как только у человека сформировано сознание, и он осознает самого себя, он осознает и ограниченность своего существования – таким образом, появляется стремление и потребность эту ограниченность преодолеть, ощутить себя свободным. Без наличия сознания такой потребности возникнуть не может. Наличие сознания является ее предпосылкой.

Становясь личностью в общественной среде, человек не оставляет мысли стать свободным, но свободным можно стать как вне общества, так и в обществе. Вне общества, находясь наедине с собственной и окружающей природой, человек многого добился: он накопил определенный багаж знаний и жизненных навыков – стал летать, плавать на воде и под водой, перестал бояться холода и голода. Однако, стремление к общности и обретению подлинной свободы именно в среде представителей его вида, в обществе, осталось (вспомним, к примеру, Робинзона Крузо). Наличие данной потребности объясняется тем, что отношение с другим является структурой человеческого самосознания. Иначе говоря, как только пробуждается способность самоотношения (самосознания), человек требует признания собственных желаний, проектов, устремлений со стороны другого, ибо в противном случае они никогда не смогут обрести общечеловеческой ценности, а будут представлять собой лишь индивидуальные проявления. Отсюда следует то обстоятельство, что полноценно реализовать себя, свои желания человек может только в обществе.

Читайте также:  Ограничение или подавление чувственных желаний добровольное перенесение физической боли одиночества

Проблема личной свободы в обществе волновала многих мыслителей, и каждый решал ее по-своему. Все концепции можно разделить на три группы: или никакой свободы – каждый обязан выполнять свою функцию и не более, или свобода избранных, или свобода всех, исключая, конечно, недееспособных. И практически во всех теоретических рассмотрениях условий возможности свободы утверждается, что она зависит от общественной среды, в которой существует личность. Можно попытаться обрести состояние свободы на время: скрыться от общества, напиться, употребить наркотик, заснуть, перейти в экстатическое состояние – но это временные явления и проблемы не решают.

Объективные условия таковы, что в современном мире имеется крайнее многообразие возможностей для нормального удовлетворения низших потребностей человека: в пище, питье, тепле, сне, здоровье, движении, сексе, относительной безопасности жизни. Но для удовлетворения высших потребностей данных условий недостаточно, особенно, если речь идет о большинстве населения. Свобода, счастье, любовь для многих являются недостижимыми, хотя мотив для этого был, есть и будет всегда. Существуют государства, пытающиеся обеспечить свободу личности не только на правовом, но и реальном уровне, но таковых немного. Поэтому они являются местом, куда эмигрируют те, кто считает, что в родном государстве отсутствуют или слишком слабо развиты институты, способствующие реализации личностной свободы. Таким образом, на примере потребности в свободе мы увидели, что удовлетворение каждой потребности, которая носит социальный характер, целиком зависит от обеспечивающих ее реализацию условий.

Еще одним примером влияния условий, в которых удовлетворяется потребность, являются ощущения любителя подводного плавания, когда он узнает, что заниматься этим здесь, хоть и приятно, но опасно для жизни. Если плавание продолжается, то получение удовольствия от него с примесью возможной опасности, наполняет этот процесс незабываемой остротой. Отсюда можно сделать вывод: условия, в которых происходит процесс формирования и удовлетворения потребности, могут влиять на этот процесс по-разному. Они могут не допустить полноценной его реализации, могут деформировать и даже исказить его, могут подменить представление человека о желаемом, наполнив его желание другим содержанием, могут ускорить или замедлить процесс удовлетворения потребности, могут наполнить переживание данной потребности дополнительными ощущениями и другими формами выражения. В связи с последним утверждением, можно привести пример влияния рок-музыки на человека, которая дает возможность почувствовать себя человеку свободным, и не просто свободным, а маргинальным, то есть занимающим протестную позицию по отношению к традиционным социальным ценностям и нормативным моделям поведения.

Результат удовлетворения потребности тоже является составной частью ее структуры. Этот результат может быть как процессом, так и итогом удовлетворения, то есть иметь разную протяженность во времени. Для кого-то употребление пищи дает возможность почувствовать себя сытым и на время забыть, не думать о еде, а для кого-то, гурмана, например, сытость не самоцель, важен сам процесс потребления, его воздействие на чувственность. Желаемое, гипотетически получаемое в результате удовлетворения потребности, уже интегрировано в эту потребность и наполняет ее определенным эмоциональным содержанием. Человек еще не достиг цели, но уже мысленно конструирует образ, в котором он этого добился, и этот образ способен стимулировать процесс. Можно утверждать, что в потребность интегрированы как переживание того ощущения, которое человек будет испытывать в процессе ее удовлетворения, так и то ощущение, которое будет испытываться в результате ее удовлетворения.

Источник

Оцените статью