Эмоция как характеристика сознания

Мир переживаний, чувств, эмоций как характеристика сознания.

Эмоции и чувства являются важными проявлениями внутренней субъективной жизни человека. Каждый из нас испытывал радость и горе, страдание и наслаждение, стыд и совесть и может рассказать, как они возникают, протекают и исчезают. Эти психические явления непосредственно представлены человеку, определяют поступки, наполняют внутреннюю жизнь, побуждают к осуществлению желаний, стимулируют деятельность.

Эмоции и чувства — это психические состояния, проявляющиеся в переживании человеком своего отношения к себе и окружающему миру. Эмоции — это субъективная форма проявления потребностей. Чувства – это нравственное состояние личности.

Переживания могут проявляться эмоционально, легким душевным волнением и в форме устойчивого нравственного состояния.

Чувства и эмоции основаны на переживании впечатлений из внешнего мира и внутренних состояний, субъективны по своей форме. Внешне проявляются в виде мимики, разнообразных движениях, интонацией и тембром голоса, учащенном дыхании, в покраснении или побледнении.

Эмоциональные переживания характеризуются:

1. Качеством — зависит от личностного смысла и значения, бывает:

— положительное качество, оно проявляется в форме переживания удовольствия, при удовлетворении потребности;

— отрицательное качество, оно проявляется в форме переживания неудовольствия, при неудовлетворении потребности;

— амбивалентное качество проявляется в виде переживаний эмоций, включающих и положительное и отрицательное качество — «слезы радости».

2. Интенсивностью — зависит от силы проявления эмоциональных переживаний.

3. Длительностью — эти переживания накладывают отпечаток на психику и поведение человека.

4. Устойчивостью – основа самочувствия человека в течение определенного периода времени.

Возникновение и протекания эмоций и чувств имеет разную динамику, иногда возникают мгновенно и выражаются в форме эмоциональной вспышки, иногда — медленно и постепенно.

Эмоции и чувства человека имеют личностный характер, обусловлены условиями существования. Эмоции сигнализируют о состоянии организма и психики, представляют собой субъективные переживания. Чувства имеют субъективное и объективное предметное содержание, вызываются и адресуются к предметам, имеющим ценностное личностное значение. Чувства бывают стеническими и астеническими.

Стеническими — называются чувства, побуждающие активность человека; астеническими — называются чувства угнетающие активность.

Эмоции и чувства, как своеобразные состояния психики, накладывают отпечаток на жизнь человека.

К эмоциональным состояниям относят:

1. Настроение — общее эмоциональное состояние человека в определенный период времени. Оно оказывает влияние на психику, поведение и деятельность каждого человека. Настроение бывает устойчивым или временным, положительным или отрицательным.

Настроение носит личностный характер, имеет свою причину и может передаваться другим людям. Причины настроения могут быть разными; состояние здоровья, социальный статус, события в личной жизни, результаты деятельности, значимые взаимоотношения, яркие впечатления.

2. Аффект — кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека. Может возникнуть на основе накопившихся переживаний или внезапно, как бурно протекающий эмоциональный шквал.

Аффект проявляется в двигательных или речевых реакциях, направленных на его источник. В состоянии аффекта человек не способен разумно осознавать своё поведение, может совершить действия, о которых будет сожалеть.

3. Стресс — сильное и кратковременное эмоциональное переживание, возникающее у человека под влиянием внешних воздействий.

Стресс возникает в экстремальной ситуации, требует большого напряжения. В связи с опасностью для жизни или деятельности, может дезорганизовать или мобилизовать защитные силы организма для выхода из экстремальной ситуации.

Люди по – разному ведут себя в стрессовой ситуации;

— одни, не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям и проявляют полную беспомощность;

— другие, стрессоустойчивы, активно проявляют себя в моменты опасности или преодолении возникших трудностей.

Стресс может оказывать:

— положительное влияние на человека, выполняя мобилизационную функцию;

— отрицательное влияние — воздействуя на нервную систему, способствует появлению психических расстройств и заболеваний.

4. Фрустрация — эмоциональное состояние, переживание неудачи, возникающее при достижении цели.

Фрустрация возникает при завышенном уровне притязаний личности, проявляется в состоянии краха и подавленности, досаде, озлобленности, апатии. Выйти из состояния фрустрации можно либо активно действуя, либо снизить уровень притязаний.

5. Страсть — сильное, глубокое, эмоциональное состояние, доминирующее над другими побуждениями человека и определяющее все его помыслы, устремления и поступки.

Жажда обладания предметом страсти может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей.

В зависимости от средства удовлетворения, страсть бывает:

— Положительная или возвышенная страсть, основана на страстном увлечении творчеством, наукой, искусством, общественно — полезной деятельностью, и делает жизнь человека содержательной и интересной.

Читайте также:  Квест моя кофейня депрессия

— Отрицательная или низменная страсть основана на эгоцентризме, удовлетворяя ее, человек часто совершает аморальные антиобщественные поступки.

Переживания человека в виде разнообразных чувств, характеризуются избирательным отношением человека к явлениям и предметам окружающего мира. В зависимости от их содержания чувства бывают:

1. Моральные чувства, проявляются:

— в переживании человека своего отношения к людям и к самому себе;

— в соответствии поведения и поступков этическим нормам и нравственным принципам, существующим в обществе.

2. Нравственные чувства проявляются в переживаниях, действиях и поступках:

— любовь, дружба, благодарность, солидарность и другие чувства лежат в основе высоконравственных поступков по отношению к другим людям;

— честь, ответственность, долг, совесть, стыд и сожаление – чувства переживания отношения к своим собственным поступкам.

3. Интеллектуальные чувства проявляется в переживании своей познавательной потребности и к результатам умственных действий. Заинтересованность, любознательность, сомнение, удивление, уверенность, торжество — это чувства, побуждающие человека исследовать окружающий мир, открывать неизвестные тайны природы.

4. Эстетические чувства возникают при восприятии прекрасного. В процессе восприятия природы и произведений искусства мы восторгаемся, любуемся, восхищаемся, либо негодуем и возмущаемся.

К эмоциональным свойствам личности относят:

1. Сентиментальность — характеризуется большой эмоциональностью, впечатлительностью и чувствительностью. Эмоции сентиментальных людей замкнуты на своем внутреннем состоянии и не вызывают активной деятельности и поведения. Любое незначительное событие вызывает у них гамму переживаний, определяющих их отношение к окружающему миру.

2. Страстность – характеризуется пылкостью чувств, сильными и глубокими переживаниями, кипучей энергией, азартом, безраздельной преданностью объекту своей страсти.

3. Аффективность — характеризуется сильными и бурно протекающими эмоциональными переживаниями. Человек в состоянии аффекта, часто не способен контролировать себя, его поведение безответственно и истерично. Аффективность – это свойство невоспитанных, развязных и распущенных людей, не привыкших сдерживать себя и управлять своими действиями.

4. Стрессогенность — характеризуется отсутствием самообладания и неспособностью правильно реагировать на стрессовые воздействия. При самой незначительной экстремальной ситуации, небольшим стрессовым воздействием, впечатлительные натуры приходят в расстроенное эмоциональное состояние, под влиянием которых они пассивны и бездеятельны.

Контрольные вопросы к лекции № 4

1.Как происходило развитие сознания у человека?

2. Назовите высшую форму сознания.

3. Определите сущность человеческого сознания и его структуру.

4. Назовите функции сознания.

5. Определите сущность самосознания.

6. Что выделяют в структуре самосознания?

7. Назовите волевые качества.

8. Какова структура волевого действия?

9. Охарактеризуйте поведение людей в стрессовой ситуации.

10. Перечислите эмоциональные свойства личности.

Литература к лекции № 4

1.Л.Д.Столяренко, Психология. Учебник для вузов – СПб, Питер. 2013 – 592с.

2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б., Психология. Учебник. – М. Издательство Юрайт.2013 – 575 с.

3. Парфенов В.Н. Психология. Учебное пособие – СПб, Питер. 2013 – 480с.

4. Сосновский Б.А., под редакцией. Психология. Учебник. – М. Издательство Юрайт.2013 –799 с.

Дата добавления: 2014-12-01 ; просмотров: 2990 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Мир переживаний, чувств, эмоций как характеристика сознания

Эмоциональные процессы

Познавая действительность, человек так или иначе определяет свое отношение к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к собственной личности. Одно его радует, другое печалит, третье — возмущает и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности. В психологии эмоциями называются процессы, которые отражают личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека и их оценку в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для того, чтобы показывать субъективное отношение субъекта к себе и к окружающему его миру.

Эмоции — это особый класс субъективных психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека.

Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит удовлетворению его разнообразных потребностей, любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий, связанных с удовлетворением актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Читайте также:  Человек без чувств афоризм

В эмоциях выделяются две стороны:

  • связь с ситуацией, с объективным миром;
  • связь с субъективными состояниями — потребностями, мотивацией.

Эмоции — это форма приспособления индивида к миру, а оно всегда связано с удовлетворением потребностей, мотивацией.

Самые старые по происхождению, простейшие и наиболее распространенные переживания — удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать.

Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект. Это сильное, бурное и кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно, и это одна из причин неуправляемости этим состоянием).

Возникновение аффекта подчиняется следующему закону: чем мощнее исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, и чем меньше полученный результат, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств он протекает бурно, быстро, сопровождается резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальному разумному поведению. Они могут оставить сильный, заметный отпечаток в долговременной памяти. По сравнению с этим эмоции и чувства связаны главным образом с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, возникающая благодаря ситуациям, которые чреваты аффективными реакциями, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к бурной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Собственно эмоции в отличие от аффектов — более длительные состояния. Они являются реакцией не только на события совершившиеся, но и вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции появляются в его начале и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки человеком определенной ситуации, связанной с удовлетворением его потребностей.

Эмоции и чувства опережают процесс, направленный на реализацию потребности, и носят идеаторный характер. Они выражают смысл ситуации с учетом актуальной в данный момент для человека потребности, а также и значения предстоящего действия или деятельности.

Эмоции — выражение смысла, т. е. они касаются смыслообразующей функции мотива. Мотив создает смысл, выражая его в них, — следовательно, они вторичны по отношению к нему. Эмоции — это «психическое отражение мотива к целям действия и условиям его выполнения» (А. Н. Леонтьев).

Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, подобно чувствам, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства — высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства — устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).

Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно к кому- или чему-либо. Например, он не в состоянии испытывать любовь, если у него нет объекта привязанности.

Отличия чувств от эмоций заключаются в следующем:

  1. Независимость от ситуации, т. е. чувства выступают как обобщение эмоций.
  2. Чувства связаны с ведущими мотивами человека, а эмоции — нет, поэтому чувства и эмоции могут не совпадать по отношению к одному и тому же объекту.
  3. Чувства можно воспитывать, формировать и вызывать. В зависимости от направленности чувства делятся:
    • на моральные (переживание человеком его отношения к другим людям);
    • интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью);
    • эстетические (чувство красоты при восприятии явлений искусства и природы);
    • практические (связанные с деятельностью человека).

Физиологические основы эмоций и чувств

Чувства 1. Ведущая роль коры головного мозга, которая оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, регулирует протекание и выражение чувств и эмоций.

2. Особая роль второй сигнальной системы. Слово — сигнал для возникновения чувств, эмоций, основа формирования высших чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических.

Эмоции 1. Обусловлены возбуждением подкорковых центров и вегетативной нервной системы (симпатической нервной системы).

2. Вызывают изменения в органах кровообращения, дыхания, пищеварения, в функционировании высшей нервной деятельности (влияют на мышление, память, координацию движений, продуктивность деятельности).

Чувства могут быть очень устойчивыми и длительными: например, любовь к какому-то человеку может сохраняться в течение всей жизни.

Они выполняют в жизни и деятельности людей, в их общении с окружающими мотивирующую роль. Человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, их можно регулировать. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-нибудь или кому-либо называется страстью.

Таблица 4.2

Настроение — это эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, Оно не связано напрямую с конкретной ситуацией, вызывается не отдельным событием, а глобальным состоянием, т. е. настроение не предметно, а личностно, принадлежит конкретному субъекту, отражает его особенности, влияет на восприятие ситуации, самого себя, других людей. Эмоциональные состояния могут улучшать или ухудшать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые — астеническими.

Возникновение и проявление эмоций, чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыханием, с изменениями в работе скелетных (пантомимика) и лицевых (мимика) мышц. Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров наслаждения — «рая», и страдания — «ада». Эмоциональные состояния — это психосоматическое единство, сочетание физиологических, биохимических, поведенческих изменений (например, в мимике), субъективных психологических переживаний, изменений в речи, ее интонации, темпа, а не только одни психологические переживания.

В теории чувств, выдвинутой Вундтом, выделяют три компонента эмоциональных состояний:

  • удовольствие/неудовольствие;
  • возбуждение/успокоение;
  • напряжение/разрядка.

Подмечена интересная особенность динамики чувств: в отличие от ощущений, интенсивность которых нарастает вместе с усилением раздражителя, изменение мощи и содержания чувства происходит иначе. Сначала под воздействием приятного раздражителя крепнет удовольствие, затем его степень снижается, несмотря на продолжающее воздействие этого раздражителя, а потом, если оно продолжается, начинает нарастать неудовольствие.

В зависимости от выраженности параметров: «удовольствие/неудовольствие», «принятие объекта/непринятие объекта» изменяется содержание чувств, которое возможно охарактеризовать так:

  1. любовь, радость, счастье (сочетание удовольствия и принятия объекта);
  2. удивление (принятие объекта и некоторая доля удовольствия/неудовольствия);
  3. страдание, страх (принятие объекта и неудовольствие);
  4. решимость, гнев (сочетание неудовольствия и непринятия объекта);
  5. отвращение (непринятие объекта и неудовольствие);
  6. презрение (непринятие объекта).

Страсть — еще один вид сложных, своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Она представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

Рис. 4.6. Изменение содержание чувств

С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К первой относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, связанные преимущественно с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие же связаны с моралью и отношением человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Эмоции играют важную роль в жизни человека и выполняют ряд функций:

  1. индикация, или оценка (эмоции — оперативная обобщенная оценка текущих ситуаций — благоприятных или неблагоприятных, опасных);
  2. образование переживания, накопление эмоционального опыта в эмоциональной (аффективной) памяти (эмоции как один из способов представления реальности, связывающий действительность с образом);
  3. объединение, синтез (эмоциональный фон позволяет объединять отдельные отношения, образы, сенсорный материал, синтезирует, обобщает отдельные переживания);
  4. предвосхищение будущего события;
  5. активация (эмоции способны активизировать работу организма, мобилизовать его ресурсы, если это необходимо в конкретной ситуации);
  6. побуждение (эмоции побуждают деятельность, потому что связаны с мотивом; эмоции как выражение мотива);
  7. регуляция — организующая функция (но иногда эмоциональный аффект способен и дезорганизовать деятельность);
  8. связь с познавательными процессами (эмоции сопровождают все познавательные процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, творчество);
  9. экспрессия (эмоциональные состояния человека выражаются в мимике, интонации и пр., что позволяет людям лучше понять друг друга, способствует коммуникации);
  10. символ личностных проблем (чем сильнее эмоция, тем значимее проблема; поэтому важно понять причину нежелательного эмоционального состояния, найти решение проблемы, порождающей негативные эмоции, и тем самым способствовать позитивному развитию личности).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Читайте также:  Как управлять своими чувствами любви
Оцените статью