- Возрастные особенности эмоциональной сферы детей от года до 3-х лет
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Эмоционально развитие в 2-3 года
- Эмоциональное развитие детей от года до трех
- Эмоции детей до года
- Эмоции детей 1-2 лет
- Эмоции детей в 2-3 года
- Что нужно для гармоничного развития эмоциональной сферы?
- Развитие эмоциональной сферы детей в возрасте с 1–3 лет
Возрастные особенности эмоциональной сферы детей от года до 3-х лет
Статья посвящена описанию возрастных особенностей развития эмоциональной сферы детей от 1 года до 3-х лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emocii_detey_2-3_g.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности эмоциональной сферы детей от 1до 3-х лет
Первые эмоции у младенца связаны с биологическими потребностями (в самосохранении, в свободе, в удовольствии), дальнейшее развитие эмоциональных реакций связано с интеллектуальным развитием ребенка. А. Джерсилд и Ф. Холмс показали, что если в возрасте от года до шести лет одни факторы (шум, падение, чужие объекты) перестают быть причиной плача, то другие, напротив, вызывают страх все чаще (образы живых существ, животные, темнота и одиночество).
Для детей раннего младшего возраста, как отмечают А.В. Запорожец (1966), и А.А. Люблинская (1971), характерны запаздывающие эмоциональные реакции на ситуацию, неумение понимать эмоциональные состояния других (Леонтьев, 1975), а выражение эмоционального состояния (экспрессия) соответствует его реальному протеканию (Якобсон, 1961).
Когда дети видят, что другим плохо, они часто приходят в замешательство. Они могут рассмеяться или не знают, как им реагировать на происходящее. В исследовании М. Радтке-Ярроу, матерей просили сделать вид, что они только что ушиблись. Дети в возрасте 21 месяца были озадачены и обеспокоены случившимся. Но уже через три месяца, т.е. к двум годам в аналогичной ситуации некоторые дети стали утешать мать. Отсюда К. Цан-Вакслер и др. считают, что сопереживать чужому горю , дети начинают выучиваться в возрасте между 18-м и 24-м месяцами. В этом же возрастном диапазоне появляется эмоция смущения, а за нею и стыд, гордость и вина.
В 2-3 года появляются социальные формы гнева — ревность и зависть. Дети сердятся и плачут, если их мать у них на глазах ласкает чужого ребенка. В результате социальных контактов появляется радость как выражение базовой эмоции удовольствия.
По данным Ю.А. Макаренко (1976), уже в возрасте 2-3 лет дети могут изображать эмоции, подбирают мимические средства для выражения радости, гнева, отвращения, огорчения, удивления, стыда.
У детей 3 лет появляется гордость за свои достижения (М.И. Лисина, 1980). Дети стремятся продемонстрировать свои успехи взрослому. Если это не удается, то их радостные переживания по поводу успеха существенно омрачаются. Возникает обида по поводу игнорирования или непризнания успеха взрослыми, стремление к преувеличению успеха, бахвальству. В то же время Т.В. Гуськова и М.Г. Елагина (1987) отмечают, что незаслуженная похвала вызывает у детей 2-3 лет смущение, неловкость.
Заметные изменения происходят с возрастом в эмоциональном отношении детей к сверстнику (Л.Н. Галигузова, 1980). Дети младшей ясельной группы, как правило, с улыбкой разглядывают друг друга, иногда наблюдаются проявления ласки. После 2 лет эмоциональная реакция становится намного ярче. Увеличивается эмоциональное заражение детей друг от друга и эмоциональная отзывчивость по отношению к другому ребенку. Совместная деятельность носит ярко выраженную эмоциональную отзывчивость по отношению к другому ребенку. Совместная деятельность носит ярко выраженную эмоциональную окраску, бурно нарастающую в ходе взаимодействия.
У детей 2-3 лет связь между эмоциями и деятельностью весьма тесная. В этом возрасте ребенок очень живо реагирует на все происходящее. Но его эмоции кратковременны и неустойчивы. Причина этого в том, что они возникают в связи с действиями и мотивами, направленными на ближайшие цели. Действия детей 2-3 лет еще не объединены в сложную систему деятельности, в ней отсутствует подчинение второстепенных мотивов главным, решающим.
Зная возрастные особенности эмоциональной сферы детей 2-3 лет, необходимо поддерживать в процессе организации их деятельности хорошее настроение, вызывать разнообразные чувства, то есть способствовать их эмоциональному развитию.
Источник
Эмоционально развитие в 2-3 года
Эмоциональное развитие детей от года до трех
Эмоции детей до года
Эмоции детей 1-2 лет
Эмоции детей в 2-3 года
То, что ребенок проявляет отрицательные эмоции: хнычет, капризничает, злится – это нормально, однако если такое поведение постоянно, стоит задуматься? Все ли хорошо в семье? Благоприятные ли условия для малыша? Возможно, имеет место перенапряжение.
Иди же кроха привлекает к себе внимание таким образом, потому что недополучает внимания мамы
Не бывает удобных детей. Все дети периодами капризничают, плохо себя ведут. Концентрируйтесь на позитивных моментах, на хорошем поведении. Хвалите ребенка почаще.
Что нужно для гармоничного развития эмоциональной сферы?
- Доброжелательная обстановка в семье. Если члены семьи поддерживают друг друга, терпимо и с пониманием относятся к эмоциям друг друга, то и ребенок учится тому же.
- Отсутствие запрета на эмоции. Многие представители старшего поколения твердили, что «мальчики не плачут». Подобные установки давно неактуальны. Если мы хотим вырастить цельную, уверенную в себе личность, мы не должны обесценивать ее. Малыш имеет право прожить каждую свою эмоцию, осознать ее, и только потом уже учиться контролировать.
- Эмоциональная стабильность родителей. Взрослые на то и взрослые, чтобы уметь контролировать свои эмоции. Если мама кричит, а через минуту бросается обнимать ребенка, то и он может демонстрировать подобные «эмоциональные качели». Мама должна быть предсказуемой для малыша. И, конечно же, он не должен ее бояться.
- Правильный режим дня. Соблюдение режима – важный момент в жизни дошколят. Если режим «скачет», то это отражается и на поведении, приводит к эмоциональным срывам. Дети очень возбудимы. Любые поездки, внеплановые события влияют на их настроение и поведение.
- Система ритуалов. Ритуалы помогают малышу ощущать спокойствие, стабильность. Дети с опаской относятся к переменам, могут нервничать, капризничать, поэтому важно иметь ритуалы, которые приносят крохе радость.
- Единый подход к воспитанию со стороны родителей. Если мама с папой не могут прийти к единому мнению относительно воспитания ребенка и демонстрируют это ему, это отражается на его эмоциональном состоянии. Важно выстроить единую гармоничную систему ценностей, правил семьи.
- Условия для самостоятельной деятельности, игры. Ребенку важно иметь возможность познавать мир, удовлетворять свои потребности. Часто мамы нервничают, когда малыш лезет «не туда» или нарушает установленный порядок. Разумная свобода для исследования мира необходима маленькому человеку.
- Демонстрация различных моделей поведения. Взрослый должен научить свое чадо взаимодействовать с людьми: договариваться, просить, сотрудничать, благодарить, обмениваться игрушками и пр.
- Социализация. Общение со сверстниками помогает эмоциональному развитию.
- Творческая деятельность. Некоторые дети выплескивают свои эмоции в творчестве. Предлагайте своему чаду почаще бумагу, краски, карандаши, тесто и предоставляйте ему свободу творчества – это расслабляет и дарит положительные эмоции.
- Правильная похвала. Правильная похвала формирует не самолюбование, а адекватную самооценку.
Как не надо говорить: «Ты – молодец! Ты лучше всех!» (это может привести к постоянной потребности в похвале). Как надо говорить: «Ты отлично справился! У тебя здорово получилось».
Эмоциональное развитие играет огромную роль в становлении маленькой личности. Эмоциональное благополучие, стабильность помогут сформировать самоконтроль, наладить отношения с окружающими, будут ориентировать кроху на успех.
Игропедагог, эксперт по вопросам раннего развития
Источник
Развитие эмоциональной сферы детей в возрасте с 1–3 лет
Лариса Сордия
Развитие эмоциональной сферы детей в возрасте с 1–3 лет
В раннем возрасте дети уже умеют демонстрировать большой спектр эмоций: радость, страх, горе, интерес, восторг, гнев, и т. д. Задача родителей – показать им, как правильно управлять своими эмоциями и понимать свое состояние. Эмоциональное развитие детей раннего возраста зависит от того, в какой среде живет малыш.
Важно помнить, что отношения между родителями являются своеобразным шаблоном для него. Малыш перенимает их, использует для общения с другими. В возрасте 1-3 годика малыши способны на очень глубокие эмоции, которые трудно подавлять. Это особенность их психического развития. Эмоции очень важны для нормального функционирования психики. Каждый день в жизни ребенка должно быть что-то новое, способное подарить уникальные впечатления.
ВАЖНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Эмоции — одна из составляющих личности человека. Их можно сдерживать или демонстрировать слишком ярко. Так или иначе, эмоции окрашивают нашу жизнь. Они необходимы для правильного развития психики человека.
Причем речь идет не только о маленьких детях. Нам всем нужны эмоции, эмоциональные переживания. Где их взять? Все то, что мы видим, слышим, пробуем, с кем общаемся, приносит нам впечатления, вызывает чувства. Так функционирует нормальная психика.
Если же взрослого или малыша ничего не радует, не удивляет, не расстраивает, это не нормально. Такое состояние ведет к психической стагнации. Мир окрашивается лишь в серый цвет, пропадает стимул стремиться к чему-то, добиваться. Ведь нет радости от победы, нет гордости за свои достижения, не печалят и потери. Такая ситуация несвойственна для человека и очень опасна для психики.
В детстве малыши очень любознательны. Любая мелочь может произвести на них впечатление. Психика учится, начинает активно функционировать. Для детей раннего возраста характерны очень яркие эмоции.
Если в этот момент (1-3 года) подавлять эмоциональные переживания, лишать малыша вОсобенности детей 1-3 лет
Психическое развитие ребенка идет полным ходом.В этот период психическая деятельность характеризуется некоторыми особенностями:
• дети очень эгоистичны, для них существуют только собственные желания и интересы;
• деятельность направлена на поиск и получение удовольствия;
• важны только сиюминутные желания, нет планирования;
• плохо развита эмпатия, отсутствует способность переживать или радоваться за другого человека;
• нет самоконтроля, неустойчивое эмоциональное состояние, может переходить от радости к истерике;
• агрессивная реакция на трудности или невозможность получить желаемое.
В жизни малыша присутствует огромный спектр эмоций – от счастья и радости до обиды и гнева. Эмоций даже больше, чем у взрослого. Единственная проблема – малыш еще не умеет сдерживаться.
Для ребенка любое переживание имеет одинаковую эмоциональную силу. Дело в том, что его мозг воспринимает любое состояние как постоянное. Взрослому это тяжело понять. Например, вы хотите есть. Вы отлично понимаете, что нужно только добраться до дома, а там вас ждет ужин. Ваш голод — временное состояние.
В подобном случае малыш может от голода впасть в сильную тревогу, истерику, плач. Его мозг воспринимает сиюминутный дискомфорт как перманентный. Проще говоря, ему кажется, что так он будет чувствовать себя всегда. Дело в том, что у малышей раннего возраста еще недостаточно опыта для решения таких ситуационных задач. Поэтому детские слезы всегда такие искренние, а переживания глубокие. То же самое происходит и в моменты радости.
Эмоциональный климат дома
На эмоциональное развитие крохи влияет домашняя атмосфера. Он еще не всегда понимает, что происходит, но хорошо чувствует изменение настроения родителей. Дети улавливают мимику, жесты, перемену тона разговора.
Конечно, желательно, чтобы дома были ровные любящие отношения между родителями и членами семьи. Тогда развитие эмоций и психики будет следовать правильному образцу. Потом, попав в общество других детей и взрослых, малыш будет вести себя так, как привык, как научился от своих родителей и ближайшего окружения.
К 2-3 годам могут возникать аффективные реакции. Контроль гнева еще недостаточно развит. Тут нужно понимать, что если дома родители тоже не умеют контролировать свои негативные чувства, то ребенку очень тяжело будет научиться этому.Он видит пример: агрессию, злобу, проявления грубой силы. Для него это становится эталоном решения многих бытовых проблем. Очень важно, чтобы родители могли на своем примере показать, как правильно реагировать в сложной ситуации.
Эмоции
Развитие эмоций важно для того, чтобы малыш мог жить в обществе, по его законам. Без эмоционального общения не может быть дружбы, любви, не получится построить даже самые простые отношения. Конечно, у крохи впереди еще много лет, чтобы научиться всему.
В 1-3 года родителям нужно уделять особое внимание эмоциональному развитию. Благодаря тому, что малыш испытывает положительные эмоции, происходит стимулирование памяти, речи. Еще до 1 года мамы и папы должны обеспечить малышу покой и уют, эмоциональное равновесие. Это несложно, ведь родители подходят к кроватке малыша с улыбкой, ласковыми словами. При их появлении он очень скоро начинает испытывать первые приятные впечатления.
Совершено нормально, если маленький ребенок любопытен, жизнерадостен. В этом возрасте большинство эмоций положительные – так и должно быть. В 1-3 годика не должно быть каких-то особенных страхов, тревожности – это говорит о том, что с психикой происходят нежелательные перемены.
Сейчас мы только учим детей сопереживанию. Им еще непонятно, как это — переживать за другого человека. Качественное развитие эмпатии уже началось, но только к 4-5 годам они смогут использовать ее. В детском садике уделяется много внимания данной теме. Дети общаются между собой, дружат, ссорятся. Они начинают понимать другого человека лучше только после длительного общения. Тут большое значение имеют совместные игры детей.
Начиная с возраста 2 лет малыши стараются получать удовлетворение от своей деятельности. Появляются новые эмоции, такие как гордость за достижения, желание быть первым. Только к 3-4 годам это желание станет осмысленным, а пока что ребенку просто нравится в чем-то быть лучше. Играя с родителями в догонялки, он стремится быть быстрее, добежать первым. Когда это получается, малыш испытывает радость.
Игры между детьми тоже носят легкий состязательный характер. Одновременно с этим развивается воля. Конечно, пока еще волевое развитие только начинается. Малыши не умеют контролировать себя. Настойчивость проявляется, только если речь идет о выполнении какого-либо желания.
Уже к 2 годам для малыша важно одобрение взрослых. Он обычно криками и жестами привлекает внимание к тому, что сделал. Нет ничего плохого в том, чтобы похвалить кроху. Это стимулирует его повторить правильное действие. «Успех» приносит ему радость – малыш готов каждому новому человеку показывать, как он сам кушает ложечкой, завязывает бантик или надевает сам ботиночки.
Тут главное не переступать грань. Хвалить постоянно лишь за 1-2 действия неправильно. Он совершает действие — получает бурные похвалы. Ребенку тогда не хочется учиться новому. Лучше похвалите его несколько раз, давая закрепить результат, а затем переставайте. Тогда у него будет стимул вновь заслужить похвалы — получить удовольствие, удовлетворение. Позитивные эмоции стимулируют развитие.
Развитие эмоциональной сферы
Нормальное эмоциональное развитие детей раннего возраста благотворно влияет на становление личности. С помощью своих эмоций малыш создает свое «я».Для этого необходимо:
• психическое и интеллектуальное развитие;
• новые впечатления (прогулки по парку, походы в детский театр);
• общение со сверстниками (дети учатся друг у друга);
• новая информация (малыш познает мир).
Родителям необходимо обеспечивать для ребенка позитивные изменения. Например, в выходной день погуляйте с ним по городу, сходите в парк, поиграйте вместе. Многие родители сильно устают – они включают детям мультики и занимаются своими делами. Такой опыт не самый позитивный. Сейчас основная масса эмоцийидет от живого общения с:
• детьми разного возраста.
Но малышу нужно научиться общаться. Покупая ему слишком много игрушек, давая возможность неограниченно смотреть телевизор, играть на телефоне, вы ограничиваете его эмоциональное развитие. Сейчас игрушки уже не вызывает так много радости у детей, как раньше. Они говорят, поют, танцуют – пропадает необходимость использовать воображение.
Дети радуются только моменту подарка, но скоро наступает эмоциональное пресыщение. Игрушки — это хорошо, однако ничто не заменит игр с другими детьми, от которых каждый раз море эмоций – от самых позитивных до негативных (ссоры, обиды). Сейчас важны все эмоциональные переживания.
Общаясь, мы получаем эмоциональный отклик. Даже взрослый человек, лишенный нормального общения с другими, постепенно теряет способность к эмпатии. Его начинают заботить только свои проблемы, а на переживания других он смотрит равнодушно. Очень плохо, если малыш в раннем возрасте ограничен в общении. Он просто не сможет научиться эмоциональной связи с людьми.
Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.
Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.
Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.
Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.
Интегрированное занятие по развитию эмоциональной сферы детей старше-подготовительной группы «Путешествие в мир театра» «Путешествие в мир театра.» Цель занятия: развитие эмоциональной сферы детей с использованием театрализованной деятельности. Задачи: — развитие.
Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : — продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.
Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения» Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения».
Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.
Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.
Источник